Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМА ПОЛИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / ЖИЛИЩНЫЕ ЛЬГОТЫ / ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА / ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшихожев Азамат Хасамбиевич

В статье отмечается, что одним из позитивных эффектов реформы российской полиции стал существенный прогресс в льготном обеспечении жильем сотрудников. Для расширения жилищных прав полицейских, начиная с 2011 г., был принят ряд нормативно-правовых актов, которые предусматривают не только льготное жилищное обеспечение, но единовременные выплаты государства для финансирования покупок или строительства жилья. Вместе с тем, на протяжении десятилетия, прошедшего после начала реформ, остается ряд проблемных аспектов и нерешенных противоречий жилищного обеспечения, которые должны стать предметом научно-управленческого анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF HOUSING RIGHTS OF RUSSIAN POLICE OFFICERS

The article notes that one of the positive effects of the reform of the Russian police has been significant progress in providing preferential housing for employees. To expand the housing rights of police officers, since 2011, a number of regulatory legal acts have been adopted, which provide not only preferential housing provision, but one-time payments from the state to finance purchases or housing construction. At the same time, during the decade that has passed since the start of the reforms, there remain a number of problematic aspects and unresolved contradictions of housing provision, which should become the subject of scientific and managerial analysis.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ»

УДК 340

DOI 10.23672/a3237-1097-1754-j

Пшихожев Азамат Хасамбиевич

магистрант кафедры финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, Академия управления МВД России, подполковник полиции milena.555@mail.ru

Azamat Kh. Pshikhozhev

Undergraduate of the Department

Financial and Economic, Logistical

and Medical Support,

Academy of Management of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Police Lieutenant Colonel

milena.555@mail.ru

Проблемные аспекты

реализации жилищных прав сотрудников российской полиции

Problematic aspects

of the implementation of housing rights of russian police officers

Аннотация. В статье отмечается, что одним из позитивных эффектов реформы российской полиции стал существенный прогресс в льготном обеспечении жильем сотрудников. Для расширения жилищных прав полицейских, начиная с 2011 г., был принят ряд нормативно-правовых актов, которые предусматривают не только льготное жилищное обеспечение, но единовременные выплаты государства для финансирования покупок или строительства жилья. Вместе с тем, на протяжении десятилетия, прошедшего после начала реформ, остается ряд проблемных аспектов и нерешенных противоречий жилищного обеспечения, которые должны стать предметом научно-управленческого анализа.

Ключевые слова: российское общество, модернизация, реформа полиции, эффективность преобразований, социальные льготы, жилищные льготы, единовременная социальная выплата, проблемы обеспечения жильем.

Annotation. The article notes that one of the positive effects of the reform of the Russian police has been significant progress in providing preferential housing for employees. To expand the housing rights of police officers, since 2011, a number of regulatory legal acts have been adopted, which provide not only preferential housing provision, but one-time payments from the state to finance purchases or housing construction. At the same time, during the decade that has passed since the start of the reforms, there remain a number of problematic aspects and unresolved contradictions of housing provision, which should become the subject of scientific and managerial analysis.

Keywords: russian society, modernization, police reform, efficiency of transformations, social benefits, housing benefits, one-time social payment, problems of housing provision.

Государство заинтересовано в эффективной работе органов внутренних дел, которые обеспечивают социальный порядок и стабильность. В этой связи, важное значение имеет обеспечение социальных прав сотрудников органов внутренних дел, ключевым элементом которых выступают жилищные права. Следует отметить, что в Российской Федерации, согласно принятым нормативно-правовым актам, сотрудники органов внутренних дел обладают особыми жилищными правами по сравнению с другими гражданами. Такая ситуация стала результатом проводимой на протяжении десятилетий планомерной политики, направленной на повышение мотивации сотрудников органов внутренних дел и повышения престижа службы.

Следует отметить, что со времени возникновения Российской Федерации государственные власти предпринимали целенаправленные шаги по оптимизации жилищного обеспечения сотрудников,

однако нередко этому препятствовала сложная социально-экономическая и социально-политическая обстановка.

В частности, анализ произошедших ранее событий показывает, что 18 апреля 1991 г. был принят закон Российской Федерации № 1026 «О милиции». Данный нормативно-правовой акт, по мнению исследователей, «в ст. 30 закрепил право сотрудников милиции на получение отдельной комнаты или дома в первоочередном порядке и ряд иных льгот» [2].

Однако ожидаемых позитивных эффектов принятие закона не принесло. Более того, вследствие тяжелого экономического кризиса 1990-х гг., возникли серьезные проблемы с финансированием обеспечения жилищем сотрудников милиции. Как следствие - наблюдалась довольно высокая текучесть кадров и имела место весьма низка мотивация сотрудников к несению службы.

Государство, в меру имевшихся на тот момент времени возможностей, пыталось решить данную проблему.

С точки зрения Р.Н. Данелян, в последующие годы «поэтапно принимались правовые акты, предусматривающие дополнительные гарантии в сфере жилищного обеспечения сотрудников милиции. В 2005 г. был принят Жилищный кодекс, коренным образом изменивший существующий порядок предоставления жилья гражданам. Основной новеллой ЖК РФ стала отмена существовавшего ранее порядка внеочередного и первоочередного предоставления жилья и упразднение ордера на занятие жилого помещения, а также, предоставление жилых помещений по договору социального найма только малоимущим и иным определенным законодательством категориям граждан. В результате указанных преобразований сотрудники милиции лишились ряда ранее им предоставляемых жилищных льгот» [2].

Как следствие, определенных противоречий, связанных с принятием Жилищного кодекса и иных нормативно-правовых актов, социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел несколько ухудшилось. При этом увеличивался экономический потенциал страны, что должно было способствовать, напротив, оптимизации ситуации с социальным обеспечением сотрудников органов внутренних дел. В этой связи, становилось очевидным, что необходимы серьезные реформы МВД России, которые должны были усилить, в том числе, и социальное обеспечение сотрудников.

В 2011 г. в стране началась масштабная реформа, в ходе которой были существенно усилены и социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел. С учетом специфики службы полицейских, связанной с существенными рисками жизни и здоровью, а также, регулярно возникающими стрессовыми состояниями и перегрузками, эта мера оказалась весьма своевременной.

Следует отметить, что с момента начала реформы российской полиции в 2011 г. был предпринят ряд шагов, в результате которых социальное, в том числе и жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел улучшилось. Расширись и их жилищные права. В частности, принятый в 2011 г. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» [3] в ст. 44 конструирует достаточно широкий круг источников и материальных ресурсов, за счет использования которых можно улучшить жилищное положение нуждающихся сотрудников (собственный специализированный жилищный фонд, а также -бюджетные ассигнования, единовременная социальная выплата). Кроме того, российским законодателем был принят ряд дополняющих нормативно-правовых актов, которые конкретизируют и детализируют положения закона «О полиции». В результате, в Российской Федерации была создана необходимая законодательная база для того, чтобы в достаточной мере решать жилищные потребности сотрудников полиции. Несмотря на некоторые проблемные аспекты, которые

связаны с процессом реализации жилищных прав сотрудниками полиции, в целом, ситуация в данной сфере улучшается.

Одним из инструментов повышения мотивации к службе стали особые жилищные права сотрудников ОВД, которые существенно отличаются от жилищных прав остальных граждан России. В этой связи, исследователи отмечают, что «обеспечение сотрудников ОВД доступным и комфортным жильем - важнейшее условие привлечения в ряды сотрудников органов внутренних дел молодых специалистов, а также, сохранения в рядах МВД России грамотных и опытных кадров. Потребность в решении указанной проблемы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий сотрудникам ОВД для выполнения ими своих основных функций: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств» [4].

Принятые в нашей стране нормативно-правовые акты, не только очертили особый характер прав на жилищное обеспечение сотрудников полиции, но и сконструировали ситуации, в которых могут быть прекращены особые права полицейских в данной сфере. В этом контексте, стоит обратить внимание на ряд противоречивых моментов. Относительно прекращения жилищных прав сотрудников полиции законодательная ситуация должна быть предельно прозрачной и недвусмысленной -этого требует имидж государства, а также его характеристики как ключевого социального института. В этой связи, обоснованное беспокойство со стороны исследователей вызывают пробелы в законодательстве, в результате которых возникают неопределенные ситуации, могущие быть истолкованными не в пользу жилищного обеспечения человека, служащего государству.

Е.А. Чернов обращает внимание на такие ситуации. По мнению автора, «пробелом в правовом регулировании формулировка п. 7 ст. 4 № 247-ФЗ, а точнее, квалификация действий, направленных на ухудшение жилищных условий, совершенных как самим сотрудником, так и членами его семьи. Совершение таких действий позволяет жилищно-бытовым комиссиям отказать сотруднику в постановке на учёт для получения субсидии на срок не менее пяти лет с момента совершения таковых.

Во-первых, действия, направленные на ухудшение жилищных условий, должны быть произведены с умыслом на приобретение права постановки на учёт и последующим получением указанной субсидии. Как только будут установлены подобные факты, возникнут юридические основания для применения санкций.

Во-вторых, санкция может быть применена в отношении сотрудника даже в том случае, когда действия, направленные на ухудшение жилищных условий сотрудника, совершены членом его семьи» [4]. Этот аспекте проблемы вызывает серьезное беспокойство исследователей и потенциально содержит в себе немало рисков, так как в число членов семьи относят совместно

проживающих лиц - это могут быть и старшие поколения, которые в бытовом плане зачастую ведут себя независимо от младших. Как нам представляется, эта и подобные противоречивые моменты, которые могут отразиться на дальнейшей судьбе сотрудника полиции, требуют более тщательной проработки и законодательного закрепления.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сотрудникам полиции предоставлен достаточно широкий выбор возможностей, каким образом можно реализовать свои жилищные права. В случае, если сотрудник объективно нуждается в улучшении жилищных условий - государство обладает необходимыми инструментами для этого. Так, нуждающиеся в жилье сотрудники МВД могут выбрать - получить единовременную выплату или готовую квартиру. Также, за ними сохраняется право на получение выплаты для приобретения или строительства жилья уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию по независящим от них обстоятельствам.

Как справедливо отмечает Л.В. Чернышова, «обеспечение сотрудников ОВД доступным и комфортным жильем может в полной мере способствовать привлечению в ряды органов внутренних дел молодых специалистов, а также - сохранению в рядах МВД России профессионального ядра. Иными словами, социальная политика в области жилищного обеспечения, проводимая в органах внутренних дел, должна быть адекватной жизни современного общества, способной воздействовать на мотивы и стимулы к повышению эффективности служебной деятельности» [5].

Подводя некоторые предварительные итоги, целесообразно отметить, что особые жилищные права сотрудников ОВД выступают элементом льготного социального обеспечения, объявленного в качестве приоритетного государственной

Литература:

1. Быковская О.В. Жилищное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: современное состояние и направления развития / О.В. Быковская // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 200-207.

2. Данелян Р.Н. Становление системы жилищного обеспечения сотрудников полиции (милиции) России (историко-правовой аспект) / Р.Н. Данелян // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9. № 3. С. 306-313.

3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» иЯ1- : //http://www.kremlin.ru/ а^/Ьапк/32615 (дата обращения 12.04.2022).

4. Чернов Е.А. К вопросу о реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации / Е.А. Чернов // Вестник

властью в ходе реализации реформы российской полиции. Потенциальная возможность улучшения жилищных условий выступает мощным стимулирующим фактором для сотрудников ОВД, в том числе, и в качестве препятствующего противоправному поведению. Именно поэтому оптимизация процесса обеспечения жильем сотрудников ОВД для современного российского государства приобретает первостепенное значение. Посредством данного инструмента государство может в большей мере влиять на служебную деятельность сотрудников.

Вместе с тем, многие аспекты заявленной государством реформы российской полиции, прежде всего, в плане практической реализации жилищных прав сотрудников, в настоящее время оказываются недостаточно эффективно реализуемыми. В частности, до настоящего времени значительное число сотрудников, несущих службу в ОВД, проживают на съемных квартирах в связи с отсутствием в собственности у органа внутренних дел жилого помещения по месту прохождения службы. Это отрицательно сказывается на их мотивации, установках, социальных практиках при несении службы в органах внутренних дел. Именно поэтому государство призвано осуществлять планомерную работу по формированию и использованию специализированного жилищного фонда в системе МВД России. И, наконец, стоит обратить внимание на специфику механизма жилищного обеспечения сотрудников полиции, где многое зависит от бюджетов субъектов РФ. Как нам представляется, подобное положение выглядит не в полной мере социально справедливым и нуждается в оптимизации за счет именно федерального, а не регионального бюджетного финансирования. Это позволит преодолеть возникающие риски государственного управления и будет способствовать повышению эффективности проводимой реформы.

Literature:

1. Bykovskaya O.V. Housing provision for employees of internal affairs bodies and their family members: the current state and directions of development / O.V. Bykovskaya // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 2. P. 200-207.

2. Danelyan R.N. Formation of the housing system for police officers (militia) Russia (historical and legal aspect) / R.N. Danelyan // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. Vol. 9. № 3. P. 306-313.

3. Federal Law № 3-FZ of February 07, 2011 «On the Police». URL : //http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 32615 (date of application 12.04.2022)

4. ChernovE.A. On the issue of the realization of the right to receive a one-time social payment for the purchase and construction of residential premises by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation / E.A. Chernov // Bulletin of the

Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1. С. 117-120.

5. Чернышова Л.В. Совершенствование системы жилищного обеспечения в органах внутренних дел / Л.В. Чернышова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 5(24). С. 84-86.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 1. P. 117-120.

5. Chernyshova i.V. Improvement of the housing supply system in the internal affairs bodies / L.V. Chernyshova // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 5(24). P. 84-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.