Научная статья на тему 'Проблемные аспекты моделирования риска при внедрении инноваций'

Проблемные аспекты моделирования риска при внедрении инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК / RISK / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / МАРКЕТИНГ / MARKETING / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / МОДЕЛЬ БАССА / BASS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурмистрова И.К., Кублин И.М., Сулян Г.C., Тинякова В.И.

Обсуждается проблема рисков, связанных с инновационной деятельностью промышленных предприятий. Обосновано, что высокие риски инновационных преобразований обусловливают необходимость разработки соответствующего организационно-экономического механизма управления, обеспечивающего целенаправленное воздействия на риск и его нивелирование. Предложен подход к снижению рисков, предусматривающий использование модели Басса для прогнозирования динамики спроса на новый товар и выявления пика объема продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурмистрова И.К., Кублин И.М., Сулян Г.C., Тинякова В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of risks associated with the innovation activity of industrial enterprises is discussed. It is substantiated, that the high risks of innovation transformations necessitate the development of an appropriate organizational and economic management mechanism that ensures a targeted impact on risk and its leveling. An approach to risk reduction is proposed using the Bass model to predict the dynamics of demand for a new product and to detect a peak in sales.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты моделирования риска при внедрении инноваций»

matical methods in economics. - 2014. -V. 50. - № 1. - P. 91-99.

6. Ismagilov I.I. Kostromin A.V. The approach of estimation and statistical analysis of multinomial models of time series on the basis of discrete transformations // Journal of Kazan state institution of finance and economics. - 2009. - № 4. -P. 63-67.

7. Kadochnikova E.I., Polovkina E.A., Grigoreva E.A. Statistical approaches in measurement of regional economy sustainable development factors // Economics and management within the framework of nonlinear dynamics: chapter in anthology. -St. Petersburg, 2017. - P. 523-544.

8. Bezruchko B.P., Smirnov D.A. Contemporary issues in modeling on the basis of time series // Proceedings of Saratov University. - New series. Series: Physics. - 2006. - V. 6. - № 1-2. - P. 3-27.

9. Konoreva A.V., Guseva G.S. The implementation of mathematical and statistical functions EXCEL in economics //

Journal of Omsk university. Series: Economics. - 2009. - № 3. - P. 126-127.

10. Mandrick E.A. Kadochnikova E.I. Regression analysis of domestic households' budgets // International research journal. - 2014. - № 4-3 (23). -P. 36-38.

11. Stolyarova A.N. Methodical aspects of cumulative supply and demand forecasting in consumer market // Journal of Russian Academy of Natural Sciences. -2008. - № 4. - P. 105-109.

12. Ismagilov I.I., Khasanova S.F., 2015. Short-Term Fuzzy Forecasting of Brent Oil Prices. Asian Social Science, 11(11). - P. 60-67. DOI: 10.5539/ass. v11n11p60.

13. Ismagilov I.I., Khasanova S.F., 2017. Algorithms of quasi evaluation of polynomial trend of the digital signals based on oblique discrete walsh transformations, 2016 2nd International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2016. -Proceedings 2017. DOI: 10.1109/ ICIEAM.2016.7911545.

УДК 658.5

Бурмистрова И. К., Кублин И. М., Сулян Г. С., Тинякова В. И.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РИСКА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИЙ

Аннотация

Обсуждается проблема рисков, связанных с инновационной деятельностью промышленных предприятий. Обосновано, что высокие риски инновационных преобразований обусловливают необходимость разработки соответствующего организационно-экономического механизма управления, обеспечивающего целенаправленное воздействия на риск и его нивелирование. Предложен подход к снижению рисков, предусматривающий использование модели Басса для прогнозирования динамики спроса на новый товар и выявления пика объема продаж.

Ключевые слова

Риск, инновации, промышленное предприятие, маркетинг, моделирование, модель Басса.

JEL: L23, C10

Burmistrova I. K., Kublin I. M., Sulyan G. S., Tinyakova V. I.

PROBLEMATIC ASPECTS OF RISK MODELING IN IMPLEMENTATION

OF INNOVATIONS

Abstract

The problem of risks associated with the innovation activity of industrial enterprises is discussed. It is substantiated, that the high risks of innovation transformations necessitate the development of an appropriate organizational and economic management mechanism that ensures a targeted impact on risk and its leveling. An approach to risk reduction is proposed using the Bass model to predict the dynamics of demand for a new product and to detect a peak in sales.

Keywords

Risk, innovation, industrial enterprise, marketing, modeling, Bass model.

Введение. Новизна применяемых технологий и техническое развитие в целом позволяют качественно повысить уровень производства. Это касается сферы непосредственного осуществления процесса производства на предприятиях разных сфер деятельности.

Промышленное предприятие как форма обособления хозяйственной деятельности представляет собой совокупность взаимосвязей как в сфере технологий, так и в сфере производства продукции [3]. Взаимосвязи зарождаются между отношениями субъектов экономической деятельности при производстве и распределении продукции [2], обмене и потреблении финансовых средств, производственных фондов с учетом обособленных экономических интересов и в связи с созданием конкретных видов продукции и услуг, выполнением определенного перечня работ. Организованная на предприятиях хозяйственная деятельность является сложной интегрированной цепочкой актов, оказывающих влияние от зарождения предпринимательской идеи до ее воплощения в конкретном проекте или изделии [12].

Маркетинговый подход к внедрению инноваций. Необходимыми ус-

ловиями функционирования промышленных предприятий как устойчивых и характерных элементов экономической системы являются экономическая свобода и возможности независимого выбора альтернативных вариантов при производстве инновационной продукции и своего поведения на конкурентном рынке [9]. В этой связи появляется возможность действовать на рыночном пространстве по личной инициативе, неся ответственность за риски, успех или неудачу деятельности предприятия, за проведение самостоятельной и инициативной производственной политики.

На наш взгляд, в основе производственной политики предприятия должна быть рыночная стратегия деятельности, учитывающая: максимизацию получаемой прибыли, освоение новых сегментов рынков, связанных с продвижением конкурентоспособного ассортиментного перечня продукции, оперативное реагирование на видоизменение потребностей потенциальных потребителей, форсирование процесса окупаемости привлекаемых инвестиций, решение социальных проблем работников, исполнение экономических и социальных обязательств. В этой связи ключевой задачей становится выявление факторов, оказывающих влияние на

процесс управления технической, производственной и сбытовой политиками, и основных направлений их совершенствования в общей производственной стратегии промышленного предприятия.

При этом необходимо отметить, что для промышленности наиболее специфической чертой современного этапа научно-технического прогресса, которая, несомненно, получит дальнейшее развитие в будущем, является интернационализация инновационного развития [5]. Внедрение инноваций проявляется в широком и целенаправленном использовании достижений современной науки и техники, в развитии международного сотрудничества [6]. Усиление международного обмена научной информацией, технологией, образцами новой или инновационной техники служит важным фактором ускорения научно-технического развития [4]. Поэтому сейчас основная задача заключается уже не в решении отдельных инновационных проблем, а в управлении инновационным развитием в целом, в познании экономических и социальных проблем создания и внедрения новой техники с учетом возникающих рисков [15].

В этой связи альтернативой производственному подходу, когда хозяйствующий субъект основным образом ориентирует действия на использование производственного потенциала, может являться маркетинговый подход, который предполагает активный поиск направлений нетрадиционного применения технологий [7], позволяющих в производственном процессе изготавливать продукцию с новыми характеристиками и свойствами, располагающую конкурентными преимуществами.

Например, предприятия нефтеперерабатывающего сектора экономики строят свою инновационную политику в соответствии с рыночными целями. Современная тенденция развития нефтеперерабатывающей промышленности та-

кова, что цели и задачи в области производства инновационной продукции постоянно усложняются. Развитие нефтеперерабатывающего производства и повышение его эффективности все больше зависит от применения инновационных технологий: сам процесс развития по мере продвижения вперед требует создания принципиально новых технологических процессов и видов оборудования на базе использования новейших результатов фундаментальных наук и открытий.

Решение этих задач связывается с повышением качества и надежности конечных продуктов переработки нефти, с укрупнением и комбинированием технологических установок, организацией многотоннажных специализированных производств, углублением процессов переработки нефти, внедрением высокоэффективных вторичных процессов, созданием и применением катализаторов гетерогенного и гомогенного катализа при переработке нефти.

Инновационные нововведения действуют многопланово, одновременно по многим каналам, причем не изолированно, а взаимосвязанно [1]. Эта особенность в процессе управления выражается в том, что направлениям внедрения инноваций отводится роль ведущих элементов, а процесс управления определяется как процедура выбора оптимального перечня мероприятий и установления степени их освоения в долгосрочном планируемом периоде [14]. Отсюда, в свою очередь, возникает проблема выбора наиболее перспективных направлений инновационного развития, соответствующих данной отрасли промышленности.

Проблема лага между появлением инноваций и их внедрением в производство. Следующей важной особенностью внедрения научно-технических новшеств является длительность цикла «исследование - производство», что

обусловливает неопределенность в управлении и связанные риски на различных стадиях и в разных сферах этого процесса - от научного открытия до появления инноваций и их распространения и потребления. Неопределенность и риски в управлении заключены уже на самой начальной стадии планирования научного открытия. Когда задача поставлена, возникает неопределенность измерения с многократностью решения задачи. При этом степень неопределенности и рисков в связи с прогрессом науки и техники быстро возрастает. Поэтому выбор оптимальных вариантов и измерение при этом эффективности становится все более затруднительным и требует принципиально нового подхода и применения современных средств при решении задачи управления.

Состояние неопределенности при внедрении инноваций должно быть преобразовано в определенность с использованием инструментов нивелирования рисков [11]. Данный процесс может состоять из ряда поэтапных процессов, которые возможно классифицировать по критериям управляемости рисков, что приведет к их систематизации. Возникающие риски вмешиваются в сферу оценки эффективности выбранных вариантов: нельзя достоверно определить, возможно ли выпустить на рынок инновационную продукцию с заданными характеристиками и свойствами, поскольку невозможно учесть в полной мере все факторы и риски, от которых зависит осуществление вариантов внедрения инноваций.

С неопределенностью оценки приходится сталкиваться и тогда, когда техническое новшество готово: условие, в котором оно будет действовать, область его применения, сроки морального старения не определены с достаточной точностью.

Инновационный процесс на предприятии. Нестабильность внешней среды не позволяет хозяйствующим

субъектам строить долгосрочные планы и обеспечивать условия устойчивой хозяйственной деятельности, вынуждая их искать альтернативы сложившейся специализации производства и активизировать инновационную деятельность. В рыночных условиях основным фактором конкурентоспособности предприятия-производителя является регулируемое применение инновационных технологий, обусловливаемое ускоренными темпами сменяемости поколений продукции [13]. Это приводит к тому, что оптимальным образом сочетаются различные механизмы, которые связаны со снижаемым периодом жизненного цикла инноваций, и на стадии производства обеспечивается высокое качество товаров, удовлетворяющих возрастающие потребности потребителей [8].

Вместе с тем в реальной деятельности предприятий происходит трансформация ресурсно-организационной структуры производства. Трансформация направлена на внедрение инноваций, связанных с формированием долгосрочной стратегии развития и повышения конкурентоспособности на рынке [10].

Прежде всего следует отметить, что стадии развития инновационного процесса взаимосвязаны. При этом особенно динамично происходят сдвиги в сфере обновления производства и выпуска инновационной продукции. При этом инновационная деятельность предприятия, как правило, опирается на экономические меры, а экономические агенты активизируют организационную и техническую трансформацию производства и процесс привлечения и внедрения инноваций, который, в свою очередь, запускает механизм создания инновационного продукта и его реализацию.

Инициирование инновационного процесса приводит к изменениям предпочтений потребителей, что обусловливает поиск предприятием возможностей

внедрения продуктовых инноваций для упрочения конкурентного положения на рынке. Для успешного осуществления продуктовых инноваций необходимо применение последних научно-технических достижений (процессные инновации). В этой связи следует принимать во внимание изменения рыночных стратегий конкурирующих структур (ценовые и маркетинговые стратегии), внедрение существенных изменений в характеристики продукции, видоизменение коммуникационной политики (применение маркетинговых инноваций).

В контексте с ограничительными мерами, влияющими на отечественную экономику, одним из существенных этапов осуществления инновационного процесса должна быть организация маркетинговой деятельности и оптимизация коммуникационной политики предприятий при реализации инноваций.

Организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью предприятия. Следует отметить, что высокие риски инновационных преобразований обусловливают необходимость разработки организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью с целью направленного воздействия на риск и его снижение.

С учетом семантического значения термина «организационно-экономический механизм», а также исходя из системной взаимосвязи его элементов, способствующей формированию инновационного производства и успешной реализации стратегии предприятия, можно дать следующее определение: организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью - это некоторая совокупность методов, форм, средств, принципов и рычагов, призванных обеспечивать эффективную реализацию стратегии инновационного развития предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы.

На наш взгляд, для инновационных преобразований необходимым

условием должно быть формирование структуры организационно-экономического механизма по функциональному признаку. Техническое перевооружение, связанное с внедрением инноваций, и организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью формируют совокупность взаимосвязанных функциональных подсистем, учитывающих интересы всех субъектов хозяйственной деятельности (рис. 1).

Риск внедрения нового товара и метод его оценки. Следует отметить, что при инновационной деятельности риск внедрения нового товара можно рассчитать с использованием методики количественной оценки рисков. При этом возможно рассмотрение следующих видов рисков:

- отраслевого риска (обеспеченность предприятия сырьевыми, товарными и другими ресурсами, увеличение цен на сырье, дефицит сырья, проблемы с поставками оборудования, неудачный выбор поставщика, проблемы с транспортировкой и т.д.);

- коммерческого риска (конкурентоспособность товара предприятия; производство конкурентами аналогичной продукции по сопоставимым ценам; несоответствие нового товара реальным потребностям рынка и др.);

- рыночного риска (неблагоприятная рыночная конъюнктура: предложение превышает спрос; осведомленность потребителей недостаточна, процесс принятия новинки может быть долгим; тенденции изменения платежеспособного спроса населения и т.д.).

Для каждого вида риска (отраслевого, коммерческого, рыночного) его мера может быть рассчитана по формуле:

71 п-1=1 VI

(1)

где МI - общая мера -го вида риска; Мр1 - частная мера ¿-го вида риска; Р1 - вероятность наступления отдельного события.

Рисунок 1 - Схема организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью

Коэффициент риска анализируется на основе рассчитанных мер каждого вида риска и определяется как отношение потенциальных потерь к объему собственных финансовых средств предприятия:

к '

(2)

где N - количество рассматриваемых видов рисков; М^ - возможные по-

тери по -му виду риска; к - собственный капитал предприятия.

При оценке приемлемости коэффициента анализируются пороговые значения шкалы риска с градациями от приемлемого риска (г < 0,25) до катастрофического (г > 0,75).

В целях экономической безопасности особое значение должно прида-

ваться не показателям производственно-хозяйственной деятельности, а пороговым значениям, связанным с рисками. В этой связи менеджмент предприятия должен проанализировать возможные отклонения в деятельности и рассмотреть варианты снижения риска, а также предпринять соответствующие действия по его ограничению.

Например, для прогнозирования продаж товара, изготовленного по инновационным технологиям, использование статистических методов (например, корреляционно-регрессионный анализ или расчет коэффициентов асимметрии и эксцесса) на основе данных за несколько лет нецелесообразно. Для расчета объема продаж при выводе на рынок нового товара можно воспользоваться моделью Басса.

Модель Басса для прогнозирования динамки спроса на новый товар. В модели рассматриваются эффект коммуникативного воздействия (под влиянием методов продвижения товара) и эффект влияния инструментов вирусного маркетинга. При этом последний эффект (межличностной коммуникации) возрастает с ростом количества потребителей, уже совершивших покупку [16].

Эффект коммуникативного воздействия выражается через коэффициент внешнего влияния, а эффект межличностной коммуникации - через коэффициент внутреннего влияния.

При этом модель Басса будет представлена формулой:

Л7С = Л7С_! + р 771 - ЛГ£_! +

(3)

где Л^ - количество потребителей, совершивших приобретение в момент времени С; количество потребите-

лей, совершивших покупку в момент времени С — 1; т - потенциал рынка; р - коэффициент внешнего влияния; ц -коэффициент внутреннего влияния (имитации).

Отсутствие статистики объема продаж для инновационного товара

обусловливает использование статистической информации по ранее выпущенному на рынок аналогичному товару, проведение маркетинговых исследований с использованием методики фокус-групп.

Расчеты по модели Басса с учетом принятых коэффициентов ^ и р позволяют смоделировать динамику спроса и выявить пик объема продаж. Следует отметить, что пик продаж имитаторов сдвинут по времени относительно ин-новаторов, причем эта разница достаточно заметна (рис. 2).

Сравнение реальных продаж нового товара с результатами расчетов по имитационной модели позволяет проанализировать, полностью ли используется потенциал рынка или нет (если показатели реальных продаж начинают сокращаться раньше). Если нет, то необходимо применить маркетинговые инструменты для продвижения продукции на рынок, а также внести изменения в коммуникационную политику.

В том случае, когда реальные показатели объема продаж превышают расчетные, можно проанализировать возможность расширения рынка или вывода следующего предложения.

Для оптимизации инновационной деятельности предприятий в условиях нарастания межфирменной и межвидовой конкуренции необходимо стратегическое планирование внедрения нововведений, которые дадут возможность сделать применение инноваций не исключением, а нормой производственной деятельности предприятия. Успешная инновационная политика предприятий зависит от учета влияния внешних факторов на развитие отрасли, особенно со стороны государства и мировых компаний, от тенденций развития рынка, реакции потребителей на все происходящие изменения. Для этого целесообразно использовать маркетинговый анализ, который дает возможность предприятию снизить риски, оценить текущее

состояние дел, разработать маркетинго- товаров и планируемых новинок, цен,

вую стратегию и принять решение от- потребителей в рамках существующей

носительно уже выведенных на рынок стратегии.

- - - - Инноваторы — — Имитаторы * Новые потребители

Рисунок 2 - Динамика роста количества покупателей

Заключение. Особенностью разработки и внедрения инноваций является единство комплекса «наука - техника - производство - распространение - потребление». При этом возникает некоторая двойственность. Экономический эффект от инновационной техники не может возникнуть только от потребления (использования в производстве) и также не может возникнуть вне процесса потребления. В этой связи экономический эффект должен появиться при использовании инноваций, но закладывается и формируется он на расчетную единицу в сфере науки, что обусловливает разрыв разработки и использования инноваций во времени и в пространстве. Данный разрыв должен учитывать риски и накладывать свой отпечаток на процесс управления техническими нововведениями в отрасли, в частности на методы планирования и экономической оценки.

Библиографический список

1. Антонова А.А., Герчикова Е.З., Кублин И.М., Буш В.Г. Территориаль-

ные кластеры как перспективный формат повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67-2). - С. 116-120.

2. Боговиз А.В., Бурмистрова И.К., Кублин И.М., Санинский С.А., Тиняко-ва В.И. Мотивация отечественных производителей сельскохозяйственной техники в условиях импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России. -2016. - № 10. - С. 10-17.

3. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Проблемы ориентации инновационного развития предприятий в нестабильных экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. -2015. - № 2 (06). - С. 11-17.

4. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Особенности влияния индикаторов структурных сдвигов на деятельность предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2016. - № 3 (62). - С. 7-11.

5. Гордашникова О.Ю., Орлова Т.В. К вопросу об управлении инновационным потенциалом предприятия машиностроительного комплекса // Инновационная деятельность. - 2014. - № 4 (31). - С. 22-26.

6. Гугелев А.В., Герасимов А.Е. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли предприятий // Вестник машиностроения. - 2002. -№ 4. - С. 68.

7. Кублин И., Санинский С., Тиня-кова В. Проблемы и противоречия развития маркетинговых исследований в современной рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 10. - С. 113-119.

8. Матковская Я.С. О концепциях жизненного цикла инновационных технологий // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2009. -№ 1. - С. 27-35.

9. Махметова А.Е., Кублин И.М., Тинякова В.И. Методологические аспекты реализации процессного подхода в системе менеджмента качества промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 3-2 (68-2). - С. 674-679.

10. Попова Л.Ф. Анализ соответствия характеристик организационной структуры предприятия его ситуационным переменным // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. -№ 3 (52). - С. 55-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Санинский С.А. Управление взаимодействием предприятий-продуцентов и их потребителей // Перспективы науки. - 2009. - № 1. - С. 63-67.

12. Тинякова В.И., Ратушная Е.А. Проблемы обоснования инвестиционных решений: адекватность, корректность, прогноз // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 7. -С. 73-77.

13. Тинякова В.И. Адаптивно-рациональное прогнозирование в экономических системах: концептуальные идеи и модели реализации // Вестник

Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2006. - № 2. - С. 286-296.

14. Толстяков Р.Р., Кублин И.М., Санинский С.А. Актуальные проблемы маркетингового обеспечения на современном этапе развития рыночных отношений // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. -№ 6. - С. 89-97.

15. Яшина М.Н. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях государственной политики импортозамещения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2015. - № 5 (54). - С. 80.

16. Bass F.M. A new product growth model for consumer durables // Management Science. - 1969. - Vol. 15.

Bibliographic list

1. Antonova A.A., Gerchikova E.Z., Kublin I.M., Bush V.G. Territorial clusters as a promising format for increasing the competitiveness of the domestic economy under conditions of import substitution // Economics and Entrepreneurship. - 2016. -№ 2-2 (67-2). - P. 116-120.

2. Boghoviz A.V., Burmistrova I.K., Kublin I.M., Saninsky S.A., Tinyakova V.I. Motivation of domestic producers of agricultural machinery in conditions of import substitution // Economics of agriculture of Russia. - 2016. - № 10. - P. 10-17.

3. Burmistrova I.K., Kublin I.M. Problems of orientation of innovation development of enterprises in unstable economic conditions // Actual problems of economics and management. - 2015. -№ 2 (06). - P. 11-17.

4. Burmistrova I.K., Kublin I.M. Peculiarities of the influence of indicators of structural shifts on enterprise activity // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2016. - № 3 (62). -P. 7-11.

5. Gordashnikova O.Yu., Orlova ТУ. On the issue of managing the innovative

potential of the enterprise of the machinebuilding complex // Innovative activity. -2014. - № 4 (31). - P. 22-26.

6. Gugelev A.V., Gerasimov A.E. The role of innovation in increasing the profit of enterprises // Bulletin of Machine Building. -2002. - № 4. - P. 68.

7. Kublin I., Saninsky S., Tinyakova V. Problems and Contradictions of Development of Marketing Research in the Modern Market Economy // Problems of Management Theory and Practice. - 2015. - № 10. -P.113-119.

8. Matkovskaya Ya.S. On the concepts of the life cycle of innovative technologies // Economics. Entrepreneurship. Environment. - 2009. - № 1. - P. 27-35.

9. Makhmetova A.E., Kublin I.M., Tinyakova V.I. Methodological aspects of implementation of the process approach in the quality management system of an industrial enterprise // Economics and Entre-preneurship. - 2016. - № 3-2 (68-2). -P. 674-679.

10. Popova L.F. Analysis of the correspondence of the characteristics of the organizational structure of the enterprise to its situational variables // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2014. - № 3 (52). - P. 55-61.

11. Saninsky S.A. Management of the interaction of producer enterprises and their consumers // Prospects of science. -

2009. - № 1. - P. 63-67.

12. Tinyakova V.I., Ratushnaya E.A. Problems of justification of investment decisions: adequacy, correctness, forecast // National interests: priorities and security. -

2010. - № 7. - P. 73-77.

13. Tinyakova V.I. Adaptive-rational forecasting in economic systems: conceptual ideas and implementation models // Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management. -2006. - № 2. - P. 286-296.

14. Tolstyakov R.R., Kublin I.M., Saninsky S.A. Actual problems of marketing support at the present stage of development of market relations // Socioeconomic phenomena and processes. -2015. - Vol. 10. - № 6. - P. 89-97.

15. Yashina M.N. Increase of competitiveness of industrial enterprises in the context of state policy of import substitution // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2015. - № 5 (54). - P. 80.

16. Bass F.M. A new product growth model for consumer durables // Management Science. - 1969. - Vol. 15.

УДК 330.4:338.22.01

Кадочникова Е. И.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация

С целью идентификации наблюдаемых факторов, определяющих дивидендные выплаты крупнейших российских компаний, в работе выполнен анализ панельных данных за период 2012-2014 гг. по 36 крупнейшим российским компаниям нефинансового сектора. Представленные в статье эмпирические оценки параметров моделей анализа панельных данных подтвердили гипотезу о проблеме агентского конфликта и выплатах более низких дивидендов в условиях концентрации акций в руках мажоритарного собственника, а также снижение выплат дивидендов при увеличении заемных средств в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.