Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукежев А.А.

В статье раскрываются формы реализации контрольной функции. Проанализирована связь между процессами совершенствования бюджетной системы и финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Выявлена необходимость совершенствования порядка мониторинга и контроля предоставления государственных услуг, создания в бюджетных учреждениях специализированных служб внутреннего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF FINANCIAL CONTROL AND FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF BUDGETARY INSTITUTIONS

In article forms of realization of control function reveal. Communication between processes of improvement of the budgetary system and financial security of activity of budgetary institutions is analysed. Need of improvement of an order of monitoring and control of providing public services, creations in budgetary institutions of specialized services of internal financial control is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

приоритетов, своей корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать.

Использованные источники:

1. Беляева И. Ю.,Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // монография - М.: КНОРУС, 2011

2. Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 147-150.2.

3. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие.// -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 292 с.

4. Литовченко С. И., Корсакова М. И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания//.- М.: Ассоциация менеджеров, 2013. - 100 с.

УДК 336

Гукежев А.А. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрываются формы реализации контрольной функции. Проанализирована связь между процессами совершенствования бюджетной системы и финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Выявлена необходимость совершенствования порядка мониторинга и контроля предоставления государственных услуг, создания в бюджетных учреждениях специализированных служб внутреннего финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль; финансовая деятельность; бюджетные учреждения; государственные услуги.

Gukezhev A.A. 3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk PROBLEM ASPECTS OF FINANCIAL CONTROL AND FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF BUDGETARY

INSTITUTIONS

Abstract. In article forms of realization of control function reveal. Communication between processes of improvement of the budgetary system and financial security of activity of budgetary institutions is analysed. Need of

improvement of an order of monitoring and control of providing public services, creations in budgetary institutions of specialized services of internal financial control is revealed.

Keywords: financial control; financial activity; budgetary institutions; public services.

На современном этапе развития рыночных отношений представители правовой науки особое внимание стали уделять вопросам финансового контроля. Поскольку финансовый контроль, как форма реализации контрольной функции финансов, имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное, устойчивое и эффективное функционирование всей финансовой системы государства.

При этом надо отметить, что на сегодняшний день существует разная интерпретация и самого понятия «финансовый контроль». Так, например, по мнению одних авторов, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач111. По мнению других - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений112.

Процесс совершенствования правового статуса бюджетных учреждений происходил в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов, рассчитанной на период 2010-2012 гг.113

В ходе реализации данной программы была проведена большая нормотворческая работа, в частности, принят целый ряд приказов Минфина России, обеспечивающих комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, а также разработаны Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации

111 Грачева Е.Ю. Понятие финансового контроля, его принципы // Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой. С. 35.; Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью В Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская академия государственной службы, 2005. С. 10-14.; Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации. Монография. Ростов н/Д. Изд-во»Ростиздат». 2007. С. 42-62.

112 Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2012. С. 143.

113 Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р // СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3720.

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3 (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»114 (далее - Федеральный закон N 83-Ф3). При этом прослеживается четкая связь между процессами совершенствования бюджетной системы и финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.

Очевидно, что работа по достижению таких целей не сводится к простому решению проблем улучшения деятельности государственных (муниципальных) учреждений, а необходимо нахождение принципиально нового решения. Когда, с одной стороны, государственное задание для бюджетных учреждений становится основой финансового обеспечения их деятельности, с другой стороны, - ключевым управленческим и мотивирующим инструментом учредителя. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть особенности осуществления бюджетного контроля в отношении бюджетных учреждений.

Анализ содержания бюджетного контроля следует начать с главы 26 БК РФ. Несмотря на существенные изменения в бюджетном законодательстве, указанная глава по-прежнему называется «Основы государственного (муниципального) финансового контроля»115. Это является следствием того, что законодатель использует понятия «государственный (муниципальный) финансовый контроль» и «бюджетный контроль» как синонимы. Однако в теории финансового права давно обосновано, что понятие финансового контроля шире, чем бюджетного контроля, так как финансовый контроль - решает общие задачи и осуществляется на всех стадиях, этапах финансовой деятельности, а бюджетный как разновидность финансового контроля решает более частные и конкретные задачи, связанные с бюджетными средствами и бюджетным процессом. В этой связи логичнее в БК РФ говорить именно о бюджетном контроле, а не о финансовом контроле в целом116.

В настоящее время в соответствии с законодательством бюджетный контроль за деятельностью бюджетных учреждений подразделяется на:

- внутренний и внешний (в зависимости от органов, осуществляющих контроль);

- предварительный и последующий (в зависимости от времени

114 Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-Ф3 (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010, N 19, ст. 2291.

115 Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23). С. 138-142.

116 Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 235-253; Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 340-341.

проведения)117.

Тем не менее на федеральном уровне регулированию данного вопроса не уделено достаточного внимания. В частности, основы финансового контроля и аудита со стороны учредителя за деятельностью бюджетных учреждений при выполнении государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД), использовании государственного (муниципального) имущества законодательно не закреплены.

Это свидетельствует о том, что процесс наполнения финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений новыми формами и содержанием, отвечающими современным требованиям бюджетного процесса, происходит с существенной задержкой.

В научных трудах по организации финансового контроля предварительный контроль, как правило, ассоциируется по временному признаку до совершения операций по созданию, распределению и использованию денежных средств или же в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам118. Однако на наш взгляд, предварительный внутриведомственный контроль за финансовой деятельностью бюджетного учреждения учредитель должен осуществлять на стадии утверждения плана ФХД, а не в ходе его исполнения.

На наш взгляд, информация, отраженная в плане ФХД, позволяет впоследствии проконтролировать расходование бюджетных средств, выделенных бюджетному учреждению, особенно носящих строго целевой характер. Кроме того, считаем, что предварительный финансовый контроль также проводится при санкционировании расходов бюджетных учреждений, когда источником финансового обеспечения являются субсидии на иные цели и на осуществление капитальных вложений.

Учитывая то, что бюджетные учреждения оказывают социально значимые государственные (муниципальные) услуги, возникает необходимость осуществления контроля со стороны учредителя на системной и регулярной основе. В этой связи, по нашему мнению, структурному подразделению, уполномоченному для проведения контроля за выполнением государственного (муниципального) задания, представляется целесообразным использование системного метода контроля - мониторинга. Для объективной оценки деятельности бюджетных учреждений в ходе мониторинга представляется целесообразным выбор следующих групп показателей:

- количество оказанных услуг (перевыполнение, недовыполнение);

117 Караев Р.Ш. Понятие и классификация форм парламентского контроля в РФ // Сборник научных трудов. Пятигорск, «РИА-КМВ», 2010. С. 205-213.

118 Караев Р.Ш. Контрольно-счетные механизмы обеспечения административной реформы на юге России: конституционно (уставный) - правовой анализ // Административная реформа (региональный уровень): Российский и европейский опыт. Сборник тезисов выступлений на российско-германской конференции. Ростов н/Д.: СКАГС, 2005. С. 63-67.

качество оказанных услуг, в том числе удовлетворенность потребителей;

- финансовые показатели, характеризующие эффективность использования целевых субсидий;

- основания, объемы и цели осуществления приносящей доход деятельности и передачи имущества государственных (муниципальных) учреждений в аренду или безвозмездное пользование;

- показатели соблюдения финансовой дисциплины по результатам внешнего, внутреннего и внутрихозяйственного контроля, выражающие степень соблюдения плана ФХД, правильности и достоверности ведения бухгалтерской отчетности, а в определенных условиях и бюджетного учета.

Использование мониторинга выполнения государственного (муниципального) задания позволит учредителю осуществлять многокритериальную оценку деятельности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений. Это, в конечном итоге, будет способствовать не только выявлению соответствия (несоответствия) плановых параметров выполнения государственного (муниципального) задания, но и использовать эту информацию для принятия оперативных и обоснованных решений о проведении оптимизационных процедур -расширение (ограничение) объема государственных (муниципальных) услуг, изменения типа учреждения, слияния (поглощения) с другим государственным (муниципальным) учреждением119.

Таким образом, предметом контрольных мероприятий в процессе финансового контроля со стороны учредителя является финансовая деятельность бюджетных учреждений, направленная на: осуществление основных видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, в том числе на выполнение плана ФХД и государственного задания на оказание качественных государственных услуг (выполнение работ), условий выделения, получения и использования субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений, а также оплата денежных обязательств от имени государственного органа; обеспечение целевого использования недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления.

Финансовый контроль за деятельностью бюджетного учреждения, с одной стороны, должен стать неотъемлемой частью функции управления учредителя, а, с другой стороны, составной частью как внешнего, так и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При! этом! в! современных условиях! частичного! перехода к децентрализованному управлению государственным сектором, предоставления бюджетным учреждениям большей свободы в

119 Болтинова О.В. К вопросу о финансовом контроле за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений Российской Федерации // Финансы, кредит и финансовое право. 2011. № 10. С. 185.

хозяйственной деятельности и стимулирования внутренней заинтересованности в повышении эффективности и результативности использования бюджетных средств возрастает роль внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за деятельностью бюджетного учреждения.

Анализ и обобщение исследований, посвященных вопросам повышения эффективности деятельности государственных учреждений, совершенствования внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях показывают, что для совершенствования процесса финансового контроля в бюджетных учреждениях экономически целесообразны установление жестких требований к порядку мониторинга и контроля предоставления государственных услуг, создание в бюджетных учреждениях специализированных служб внутреннего финансового контроля, обеспечивающих реализацию предварительного и текущего контроля, мониторинга финансового обеспечения потребностей деятельности учреждений, а также внедрение технологий внутреннего аудита результативности государственных расходов учреждений, развитие института системы внутреннего контроля в системе управления бюджетных учреждений и интеграция аудита эффективности расходов в систему внутреннего финансового контроля бюджетных учреждений.

Использованные источники:

1. Федеральный закон! от! 08.05.20101 N1 8Э-Фз1 (ред.! от! 27.11.2017)1 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010, N 19, ст. 2291.

2. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности! бюджетных! расходов! на! период до! 2012! года:! утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р // СЗ РФ. 2010. №28. Ст. 3720.

3. Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

4. Болтинова О.В. К вопросу о финансовом контроле за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений Российской Федерации // Финансы, кредит и финансовое право. 2011. № 10.

5. Грачева Е.Ю.! Понятие! финансового! контроля,! его! принципы! // Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой.

6. Грачева Е.Ю.! Проблемы! правового! регулирования! государственного финансового контроля: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

7. Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью В Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская академия государственной службы, 2005.

8. Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации. Монография. Ростов н/Д. Изд-во»Ростиздат». 2007.

9. Караев! Р.Ш! Контрольно-счетные! механизмы! обеспечения административной реформы на юге России: конституционно (уставный) -правовой! анализ //! Административная! реформа (региональный! уровень): Российский! и! европейский! опыт.! Сборник! тезисов! выступлений! на российско-германской конференции. Ростов н/Д.: СКАГС, 2005.

10.Караев Р.Ш. Понятие и классификация форм парламентского контроля в РФ // Сборник научных трудов. Пятигорск, «РИА-КМВ», 2010.

11.Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23).

12. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2012.

УДК 378.147

Гуляева В.А. студент магистратуры направление «Педагогическое образование» «Биологическое образование» Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Аннотация. В статье рассматривается возможность применения интерактивного оборудования в процессе образования высшей школы, описываются преимущества использования этого оборудования, указываются приемы применения интерактивной доски в обучении.

Ключевые слова: интерактивное оборудование, интерактивная доска, компетенция, приемы обучения, интерактивные формы обучения.

Guliaeva V.A.

the student of a magistracy of a direction "Pedagogical education "

"Biological education» School of pedagogics, Far Eastern Federal University

Russia, Ussuriysk USE OF INTERACTIVE EQUIPMENT IN HIGHER EDUCATION Annotation. The article deals the possibility of using interactive equipment in the process of higher education. The methods of using the interactive whiteboard in training are indicated.

Keywords: interactive equipment, interactive whiteboard, competence, teaching methods, interactive forms of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.