Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ПАНДЕМИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савруцкая Елизавета Петровна, Бондырева Светлана Константиновна, Устинкин Сергей Васильевич, Никитин Александр Всеволодович

В статье обсуждаются проблемы современных цивилизационных изменений, связанных с ускорением темпов общественного развития, последствиями коронавирусной пандемии, проведением специальной военной операции на Украине, бесконечной санкционной политикой западного мира против России. Какое влияние они оказывают на процессы формирования ценностей и духовно-нравственных приоритетов массового сознания россиян? Ставится вопрос о необходимости разработки новой парадигмы духовности, продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса мер для позитивного решения возникающих непредвиденных проблем в условиях цивилизационного развития общества, в т.ч. и в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Савруцкая Елизавета Петровна, Бондырева Светлана Константиновна, Устинкин Сергей Васильевич, Никитин Александр Всеволодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMATIC FIELD OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY: THE MORAL ASPECT

The article discusses the problems of modern civilizational changes associated with the acceleration of the pace of social development, the consequences of the coronavirus pandemic, the conduct of a special military operation in Ukraine, the endless sanctions policy of the western world against Russia. What influence do they have on the processes of formation of values and spiritual and moral priorities of the mass consciousness of Russians? The question is raised about the need to develop a new paradigm of spirituality, a thought-out program of information support and the creation of a set of measures for the positive solution of emerging unforeseen problems in conditions of civilizational development of society, including in extreme situations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ»

САВРУЦКАЯ Елизавета Петровна — доктор философских наук, профессор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А; savrutsk@mail.ru; ОЯСЮ: 0000-0002-1901-6737) БОНДЫРЕВА Светлана Константиновна — доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального университета (115191, Россия, г. Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9А; трзи@ mpsu.ru; ОЯСЮ: 0000-0002-5098-9222)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН (603000, Россия, г. Нижний Новгород, Холодный пер., 4); начальник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов; научный руководитель Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin@ gmail.com; ОЯСЮ: 0000-0003-1481-3208)

НИКИТИН Александр Всеволодович — кандидат юридических наук, доцент Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А); Российский государственный университет правосудия (603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 17а; kirill-lena@mail.ru; ОЯСШ: 0000-0002-7049-7580)

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы современных цивилизационных изменений, связанных с ускорением темпов общественного развития, последствиями коронавирусной пандемии, проведением специальной военной операции на Украине, бесконечной санкционной политикой западного мира против России. Какое влияние они оказывают на процессы формирования ценностей и духовно-нравственных приоритетов массового сознания россиян? Ставится вопрос о необходимости разработки новой парадигмы духовности, продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса мер для позитивного решения возникающих непредвиденных проблем в условиях цивилизационного развития общества, в т.ч. и в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, национальная безопасность, молодежь, коронавирусная пандемия, специальная военная операция, коммуникативные практики, социализация, цифровая культура, язык, культурные коды

Введение. Современные цивилизационные изменения, ускорение темпов общественного развития, последствия коронавирусной пандемии, проведение специальной военной операции на Украине, а также бесконечные санкции, налагаемые на Россию западным миром, оказывают сильное влияние на процессы формирования ценностей и духовно-нравственных приоритетов массового сознания россиян.

В этой связи встают все новые и усложняющиеся задачи разработки новой парадигмы духовности, опирающейся на российские историко-культурные традиции, с одной стороны, а с другой - вбирающей в себя то новое, что привносит новая реальность. Формирование последней затрагивает все сферы общественной жизни, что способствует размыванию традиционных норм регламентации коммуникационных процессов и трансформации столетиями существующей системы этнокультурных кодов, ведет к нарастанию отчужденности в отношениях между людьми и выдвигает задачу разработки продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса действий для позитив-

ного решения возникающих непредвиденных проблем в условиях цивилизаци-онного развития общества, в т.ч. и в экстремальных ситуациях.

В числе проблем, определяющих смысл и направленность жизни человека, особое место занимает нравственность, регулирующая отношения человека с окружающим его миром. Конструируя коммуникационные процессы любых возрастных групп, духовно-нравственная сфера культуры обеспечивает тем самым процессы социализации и социокультурной преемственности поколений. Формируемые у человека в процессе нравственного воспитания представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, о долге, ответственности и т.п. ложатся в основание комплекса нравственных чувств и духовных потребностей, на базе которых выстраиваются ценностные ориентации человека и осуществляются процессы коммуникации, происходит социализация личности.

Большое влияние на трансформацию ценностей и духовно-нравственные приоритеты массового сознания оказывают последствия коронавирусной пандемии. В этих условиях мир заговорил о новой реальности, для понимания которой необходима новая парадигма социализации личности, новая матрица духовных качеств, соответствующих основным потребностям и направлениям общественного развития. Тенденции цифровизации нового мира, виртуализация коммуникационных процессов, многообразие проявлений сетевого сообщества, введение в связи с пандемией различных форм самоизоляции и удаленного онлайн-обучения легли в основание разработок новой парадигмы духовности. Однако достаточно успешный российский вариант разрешения рассматриваемой проблемы создания новой парадигмы социализации, оказавшись в экстремальных условиях всеобщего санкционирования1, потребовал значительно большего охвата морального духа всех слоев населения страны в связи с событиями, связанными с проведением специальной военной операции РФ по оказанию помощи признанным Россией Донецкой и Луганской республикам, преследуемым украинскими неонацистскими воинскими подразделениями и ВСУ в целом.

Очевидно, для понимания и поддержки духовно-нравственных и физических сил российского человека необходима четкая программа действий, возникающих в ответ на такие вопросы, как «что есть русский мир?», «какова его история и место и роль в цивилизационном развитии?», «какие духовно-нравственные качества русского человека на протяжении тысячи лет обеспечивали сохранение русской государственности?» В этой связи Стратегия национальной безопасности в п. 39 разд. IV одной из целей обороны страны определяет «создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения ее военной безопасности»2.

Материалы и методы. Ранее в ряде опубликованных нами работ на соответствующую тематику уже отмечались изменения, происходящие в современном мире под влиянием бурно развивающихся новых информационно-коммуникативных технологий [Савруцкая, Устинкин 2019; Савруцкая 2019; Современный мир... 2019]. Мы отмечали, что трансформация коммуникационных процессов, оказывающая влияние на духовно-нравственную составляющую обще-

1 Согласно данным глобального трекера Castellum.AI, против РФ с конца февраля 2022 г. было введено более 5 тыс. ограничений со стороны США и Евросоюза. Карпов А., Латышев А., Медведева А. «Для ЕС последствия будут катастрофическими»: как Запад пытается повлиять на Россию с помощью санкций. Доступ: https://russian.rt.com/world/ article/986364-evrosoyuz-rossiya-sankcii (проверено 06.04.2022).

2 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/ (проверено 26.04.2022).

ственного развития, способствует размыванию традиционных норм общения, меняет определяющие признаки этнокультурной и гражданской идентичности, разрушает систему национально-культурных кодов. Последствия разрушительных процессов в области коммуникативного взаимодействия в сфере деловых связей или в сфере неформального общения проявляются в агрессии, озлобленности по отношению к другим людям или животным, а также происходящим событиям и к самому себе [Хабермас 2000].

Ситуация неопределенности, порождаемая пандемией, а сейчас связанная с обострением международной обстановки и спецоперацией на Украине, сокращение социокультурного пространства коммуникативных практик предельно сокращают возможности формирования устойчивых ценностных ориентаций молодежи в отношении к происходящим событиям, оценке своего места и роли в них ^аУ1^кауа е1 а1. 2021].

В работе над статьей, являющейся частью проводимого коллективом авторов научного исследования, использовались следующие научные методы:

- метод сравнительного анализа, позволивший выявить достоинства и недостатки коммуникационного пространства новой реальности, определяемой современными цивилизационными процессами, международной обстановкой и коронавирусной пандемией;

- метод количественного анализа, который позволил на основании количественных показателей составить матрицу наиболее эффективных приемов и средств духовно-нравственного воспитания, осуществляемых в процессе социализации обучающихся в новых цивилизационных и экстремальных условиях современности;

- системный метод при изучении предмета исследования, который позволил выявить ключевые факторы влияния на духовно-нравственные стороны социализации личности, определить основания и ведущие признаки национально-культурной идентичности, определить место и роль языковой культуры и системы этнокультурных кодов в деле сохранения традиционной российской культуры;

- контент-анализ, использовавшийся при изучении различных подходов к проблеме нравственной ответственности в современных условиях развития русской цивилизации;

- исторический метод, позволивший изучить проблему нравственного воспитания под углом зрения национальной безопасности и динамики общественных процессов.

Результаты. Актуальность обращения к исследованию и практическому использованию полученных результатов изучения особенностей духовно-нравственных процессов в современных условиях определяется новыми внешними и внутренними угрозами национальной безопасности, а также угрозой «утраты национальной и культурной идентичности российских граждан». Эти угрозы обусловлены ростом международной напряженности, вызванной конкуренцией и конфликтностью, глобальной и региональной нестабильностью. Бурное развитие новых технологий, ускоривших цивилизационные процессы, привело к сжатию инновационных циклов, что существенно сократило «время между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок»1. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, условием формирования справедливого общества

1 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207967/ (проверено 26.04.2022).

и процветания России является «гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека». Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов РФ, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз, а также создание условий для достижения национальных целей развития. Защита и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей в перечне стратегических национальных приоритетов, стоящих в одном ряду с культурой и исторической памятью, осуществляется за счет «концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества»1.

Социокультурная значимость исследования и поиска наиболее адекватных духу времени средств и методов социализации личности, в частности нравственного воспитания как одного из важнейших факторов национальной безопасности, определяется тем, что в современных условиях резко обозначилась тенденция размывания границ веками сохраняемых норм регламентации коммуникационных процессов, т.е. нравственных оснований последних. Одновременно происходит разрушение столетиями формируемой системы этнокультурных кодов русского мира [Савруцкая, Семенов 2017]. Данная тенденция усугубляется обострившейся крайне агрессивной борьбой США за сохранение однопо-лярного мира. Политики и руководители США, Канады и Австралии, а также ряда европейских стран возглавили борьбу за уничтожение исторической памяти российского суперэтноса. В массовое сознание населения РФ насаждается антироссийская интерпретация исторических событий российской истории и российского народа. В ряде стран бывшего Советского Союза предпринимаются попытки внедрения в массовое молодежное сознание идеологии неофашизма, этнического национализма, воспитывается ненависть к России и всему русскому. Так называемая пятая власть - тик-токкеры и некоторые представители шоу-бизнеса - способствуют разобщенности, особенно в молодежной среде, проповедуют потребительский образ жизни.

Анализ происходящего позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся возможностей сохранения устойчивых духовно-нравственных оснований современных общественных процессов. В частности, как показывает практика развития добровольчества, волонтерского движения как особой формы коллективного коммуникативного действия [Хабермас 2000], совместно совершаемого с целью оказания помощи «другому», решения социально значимых задач, порождают чувство сопричастности общему делу, способствуют повышению положительного эмоционального настроя, сохранению жизненных сил и доброжелательного отношения к окружающим людям. Иначе говоря, нравственное воспитание предполагает создание комплекса мер, образующих систему связанных между собой духовно-нравственных качеств (знаний, потребностей и чувств), культурных кодов, их закрепляющих, а также практических действий, реализуемых в коммуникативных практиках [ВоМугеуа е1 а1. 2021].

Распад СССР в 90-е гг. ХХ в. воспринимается Западом не только как победа над коммунистической идеологией, но и как крайнее ослабление России [Хантингтон 2003: 298]. В политических установках многих деятелей Евросоюза, особенно представителей стран так называемой молодой демократии с неразвитыми традициями государственности и отсутствием понимания особенностей выстраивания международных отношений, настойчиво присутствует продвигаемая и всячески поддерживаемая США идея создания

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/ (проверено 26.04.2022).

образа врага в лице России. Богатства российских территорий, их освоенность, развитие Северного морского пути и создание лучших в мире атомных ледоколов не дают покоя рациональным европейцам. Удивительно, но никому из жаждущих наших природных богатств не приходит в голову подсчитать, с какими трудностями сталкивается русский человек (русский - в широком смысле этого слова), осваивая эти богатства.

Попробуем изложить нашу точку зрения, корнями уходящую в историю и косвенно связанную с основами этнокультурной идентичности и исторической памятью. Понимаем, что некоторые моменты в нашем анализе встретят яростное отрицание. Дело в том, что социально-психологическая подоплека современного англосаксонского мира и подпевающих ему других стран лежит в различных пространственно-временных проявлениях коммуникативного пространства западноевропейского мира. Общеизвестно, что в составе войск гитлеровской Германии были французы, болгары, чехи, прибалты, т.е. практически представители всех европейских стран (кроме сербов). Победа СССР в войне заставила западный мир склонить головы перед могуществом русского мира, объединившего вокруг себя многочисленные народы. Часть населения стран Западной Европы внешне была вынуждена признать нашу победу, загнав в глубь души истинное отношение к русскому солдату, русской культуре, русскому миру и языку. По непонятной нам причине в нашей научной литературе господствует только позитивный формат понимания феномена исторической памяти [Савруцкая, Устинкин 2019]. Русское всепрощенчество как черта национального самосознания в рассматриваемом случае не позволило с осторожностью отнестись к выстраиванию отношений с немцами, поляками, финнами, шведами, французами, западными украинцами и т.д.

Что мы имеем сейчас? Немецким вооружением, посланным на Украину, будут убивать русских солдат и офицеров, немцы поджигают русскоязычную Ломоносовскую школу в Берлине, в Мюнхене увольняют с должности главного дирижера мюнхенского оркестра В. Гергиева за его отказ осудить Россию за поддержку Донбасса, отменяются концерты Дениса Мацуева. Преследованиям подверглись А. Нетребко, Ю. Башмет, Н. Басков и многие другие представители российской творческой интеллигенции, ученые, политические деятели и т.д. Открывается охота на российских журналистов. Компания «Мета» опубликовала призыв к уничтожению российских политических деятелей, военных, и только под угрозой со стороны России об обращении в международный суд «Мета» сняла экстремистский призыв из программы своей публикационной деятельности. Прошло всего 67 лет с того времени, когда осужденным бандеровцам разрешили вернуться к местам их исторического проживания1. Но принималась ли во внимание роль идеологического наследия теоретиков галицийских украинцев - Владимира Антоновича, Михаила Грушевского, Николая Михновского, Дмитрия Донцова и ряда других идеологов украинского нацизма, участников австрийского политического проекта2, оказавшего колоссальное влияние на распространение неонацистских настроений на Украине?

Технологии воздействия применялись украинскими националистами (членами националистического подполья УПА и ОУН) уже в послевоенные годы. Российский историк А.В. Пыжиков, работая над хрущевским периодом истории нашей страны, обнаружил очень любопытный документ - завет одного

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Доступ: https://ru.wikisource.org/wiki/... (проверено 26.04.2022).

2 Украинский национализм сквозь века - «Украинство...» Глава XIV. - ИА Красная Весна. Доступ: https://rossaprimavera.ru/article/165a8320 (проверено 12.03.2022).

из главарей Львовского краевого «провода» ОУН Василя Заставного, который указывает на смену тактики борьбы «бывших» членов ОУН. Вот выдержка: «Период борьбы с пистолетом и автоматом закончился. Настал другой период -период борьбы за молодежь, период врастания в советскую власть с целью ее перерождения под большевистскими лозунгами. Наша цель - проникать на всевозможные посты, как можно больше быть в руководстве промышленностью, транспортом, образованием, в руководстве молодежью, прививать молодежи все национальное»1. Бывший сотрудник СМЕРШа Ю.В. Тараскин вспоминает: «После смерти Сталина по амнистии, проведенной Хрущевым, вышли на свободу все активные участники УПА-ОУН, возвратившиеся к себе на родину. В 1950-1960 годах началось тихое восстановление ОУН. Начали они с выдвижения своих людей на партийные и хозяйственные посты, были случаи приема проводников идей ОУН и политреферентов ОУН в комсомол с дальнейшим карьерным ростом (яркий пример - Леонид Кравчук)» [Чистяков 2014].

Как-то незаметно от непосредственно наблюдаемых событий международной жизни произошла трансформация сложившейся в Европе системы безопасности. Механизмы информационной войны вкупе с завышенной самооценкой со стороны этнонационалистических групп населения при крайне низкой культуре публичной дипломатии и отсутствии государственного менеджмента явились благодатной почвой для внедрения в массовое, и прежде всего молодежное, сознание желаемой модели развития однополярного мира американского образца. Одними из злейших врагов России, русской государственности, русской культуры стали представители ЛГБТ, т.е. сторонники разрушения классической семьи и традиционных основ христианства.

Многое для понимания реальной сущности украинского национализма раскрывается и в обнаруженных российскими военными документах о деятельности созданных США на территории Украины 30 биологических лабораторий. В этих лабораториях разрабатывались программы использования смертоносных патогенов чумы, оспы, холеры и других смертельно опасных заболеваний, распространяемых перелетными птицами и летучими мышами. Пути передвижения некоторых видов перелетных птиц проходят по южным регионам России, благодаря чему обеспечивалось бы массовое заражение населения юга России, а затем и всей страны2. Другим направлением деятельности этих лабораторий явилось исследование феномена этничности, в частности сравнительного анализа ДНК русского и украинского этносов. Для чего? Ответа на этот вопрос мы пока что не нашли. Видимо, он лежит в плоскости поиска оснований для использования расистских теорий применительно к разрабатываемой на Украине теории превосходства украинцев над русскими, древности украинского этноса по сравнению с русским этносом и отсюда - оправданности территориальных притязаний Украины на южные русские земли, Крым и Донбасс. Согласно данным, представленным Министерством обороны РФ в средствах массовой информации, вырисовывается картина попыток финансируемых США лабораторий выявить, к каким видам патогенов наиболее восприимчив русский этнос, а также представители других этнических групп, проживающих на территории России.

1 Как Хрущев способствовал возрождению украинского национализма и развалу СССР. Доступ: https://zen.yandex.ru/media/id/5fc097fb56aab14e82b6a963/kak-hruscev-sposobstvoval-vozrojdeniiu-ukrainskogo-шcioшИzma-i-razvalu-sssr-604631d758285736ddb90b71 (проверено 09.03.2022).

2 В биолабораториях США на Украине велись опыты с коронавирусом летучих мышей. -РИА Новости. Доступ: https://ria.ru/20220310/biolaboratorii-1777416748.htmI (проверено 10.03.2022).

Однако рассмотренные выше проблемы представляют только одну сторону медали, в большей степени носящую политико-правовой характер. Нравственный же аспект проблемы оценки событий, связанных с проведением специальной воинской операции на Украине, раскрывается в отношении нашей армии к местному населению в освобождаемых городах и населенных пунктах Украины. Оказание местному населению гуманитарной помощи, предоставление транспорта для вывоза по гуманитарным коридорам женщин, детей и стариков из зон обстрелов в безопасные места независимо от того, куда затем эти люди отправятся дальше - в Польшу, в Западную Украину или в Россию, является свидетельством неукоснительного следования российскими солдатами и офицерами нравственно-правовым установлениям по регламентации отношения военных к гражданскому населению в зонах боевых действий.

Крайне напряженный процесс формирования нового мирового порядка происходит в условиях перераспределения сил между США и Россией. Характерной особенностью этого процесса является втягивание в сферу политики всего многообразия экологических, коммуникационных, научных, религиозных, языковых, межнациональных и миграционных проблем, благодаря чему этот процесс приобретает все признаки фактора национальной безопасности. России ценой невероятных усилий удалось за короткий срок добиться эффективного использования военно-технических возможностей и обеспечить единство трех динамично развивающихся аспектов социальной реальности -устойчивого развития экономики, высоко развитой обороны и системного характера развития социокультурной сферы [Савруцкая 2019]. Однако рассмотренные выше проблемы преследования русского мира в самых различных формах заставляют вспомнить слова русского императора Александра III, что у России есть только два союзника - ее армия и флот. Если в данном контексте рассмотреть положение находящейся под санкциями России, то становится очевидным, что лучшее в мире вооружение и подготовленность армии определяют возможности сохранения безопасности и территориальной целостности нашей страны.

Помимо общецивилизационных особенностей и неопределенности в развитии новой реальности России, приходится решать и такие сложные проблемы, как достаточно медленное наращивание темпов экономического развития, борьба с последствиями пандемии, осуществление специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, а также оказанию помощи преследуемому украинской армией и националистическими соединениями населению ДНР и ЛНР.

Особенности новых цивилизационных отношений в силу крайне коротких сроков их существования и скорости изменения их влияния на социокультурные процессы и человека затрудняют разработку новой матрицы духовно-нравственных качеств подрастающих поколений, соответствующих особенностям и потребностям современного мира [Никонов 2014]. Много вопросов вызывает и непродуманная поспешность ряда реформ, в частности реформ в образовании, а также решение проблемы поиска в современных условиях новых путей сохранения и воспроизводства базовых российских духовных ценностей. Актуальность решения этих проблем состоит в том, что под влиянием указанных процессов происходят существенные изменения в ценностных ориентациях и мотивации поведения, в первую очередь молодежи как возрастной группы, наиболее восприимчивой к трудностям и негативным явлениям действительности. В этой связи многие авторы с тревогой отмечают размывание оснований гражданской и культурно-национальной идентичности, говорят о тенденции духовно-нравственного релятивизма [Стрельчук 2021] и ряде других

негативных кризисных проявлений ценностных установок массового молодежного сознания [Современный мир. 2019: 38-73].

Сложные духовные процессы, вызванные к жизни изменениями в политической и экономической сферах жизни российского общества, трансформация привычных коммуникационных практик в организации трудовой и учебно-образовательной деятельности, вызванная пандемией и современным состоянием международных отношений, отразили в себе все многообразие трудностей и противоречий новой социальной реальности, что не могло не привести к определенной духовной опустошенности и кризису моральных ценностей. Негативные явления российской социальной реальности, виртуализация коммуникационных процессов, особенности новой цифровой культуры [Шмидт, Коэн 2013: 47-50], а также трудности ее освоения и последствия ее использования в практике развития общественных процессов [Сергейцев, Куликов, Мостовой 2020] наибольшее влияние оказали на молодежь не только в силу ее возрастных особенностей. Поставленное лицом к лицу с проблемой собственного выбора ценностных ориентаций, карьерных интересов и жизненных установок молодое поколение зачастую не имеет возможности опереться на социокультурный опыт старших поколений в силу не только социальных, но и цивилизационных причин. Еще в самом начале использования новых информационно-коммуникативных технологий стало очевидным их колоссальное влияние на все аспекты общественных процессов, вызывающее глубокие изменения в ценностном сознании людей, что потребовало разработки новых концептуально обоснованных подходов к проблемам духовно-нравственного развития, в первую очередь молодежи [Лекторский 1999].

К концу века обозначился и такой крайне сложный вопрос, почему в переходные периоды общественного развития страдающей стороной в наибольшей степени становится проблема духовно-нравственной преемственности? Известный немецкий философ К. Апель связывает ответ на этот вопрос с противоречием тенденции нарастающей свободы, обеспечиваемой достижениями науки и техники, с одной стороны, и возникшей необходимости нормативного регулирования поведения людей, благодаря чему возможно достижение их взаимопонимания, - с другой. «Не существует более типичного примера неравномерности развития секторов человеческой культуры, - пишет немецкий ученый, - нежели диспропорция между экспансией научно-технических возможностей и тенденции к торможению, характерной для морали». Условия современного коммуникативного сообщества таковы, утверждает автор, что научно-технологические процессы современной цивилизации требуют «брать на себя солидарную ответственность за последствия своих действий в планетарном масштабе» [Апель 2001].

По нашему мнению, среди наиболее значимых по своему влиянию на процессы формирования и сохранения историко-культурной преемственности являются следующие факторы:

1) процессы социализации молодых поколений происходят в условиях новых цивилизационных отношений, для которых характерно разрушение исторически сформировавшейся и устойчиво сохранявшейся системы этнокультурных кодов, обеспечивающих преемственность поколений;

2) виртуализация коммуникативного пространства современной цивилизации и новая языковая картина мира дополняются новыми графико-символиче -скими языковыми средствами [Стрельчук 2021], что способствует углублению противоречий между характерными для глобализации процессами интеграции и унификации форм коммуникативного взаимодействия, с одной стороны, и индивидуализацией, а также этнокультурной обособленностью - с другой;

3) в условиях новой объективно-виртуальной реальности благодаря информационно-коммуникативным технологиям в массовом сознании формируются образы, не имеющие реального объекта отражения (так называемые симулякры, имиджи и т.д.) [Григорьева 2010].

Заключение. Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что в современных условиях цивилизационного развития общества и крайнего обострения международных отношений необходима разработка модели новой реальности, ориентированной на особенности новых общемировых процессов, формирование нового цифрового мира, военную обстановку и эпидемиологические условия, рассматриваемые в контексте национальной безопасности РФ. Современные процессы развития информационно-коммуникативных технологий, способствующих трансформации коммуникационных процессов, разрушению духовно-нравственных оснований коллективной национально-культурной идентичности, затрагивают политическую, духовно-нравственную, национально-культурную и лингвистическую сферы общественной жизни. Проведение специальной военной операции по оказанию военной и гуманитарной помощи населению ДНР и ЛНР, осуществление демилитаризации и денацификации украинских территорий, занятых ВСУ, националистическими военными подразделениями и иностранными наемниками, вызванная пандемией замкнутость социокультурного пространства коммуникативных практик усиливают влияние на массовое сознание характерного для современности фактора неопределенности, что вызывает эмоциональное напряжение и требует повышенной нравственной ответственности перед лицом необходимости решения крайне трудных проблем общественного развития.

Принимающий агрессивные формы кризис общечеловеческих и христианских ценностей, напряженная борьба западного мира против России, русского мира и ценностей русской культуры, утверждение приоритетов однополярного мира во главе с США требуют разработки новой парадигмы духовно-нравственного воспитания молодых поколений, готовых к сохранению и созданию исконно российских идеалов служения Отечеству, воспитания у молодежи достойного отношения к исторической памяти и историко-культурным традициям своей страны, веками сохраняющей свою уникальную самобытность и культуру.

Список литературы

Апель К.О. 2001. Трансформация философии (пер. с нем.). М.: Логос. 344 с.

Григорьева Н.И. 2010. Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации: дис. ... к.филос.н. Нижний Новгород. 198 с.

Лекторский В.А. 1999. О философском взгляде на образование (вступление к обсуждению). Философия, культура и образование (материалы «круглого стола»). — Вопросы философии. № 3. С. 3-54.

Никонов В.А. 2014. Российская матрица. М.: ООО «Русское слово-учебник». 992 с.

Савруцкая Е.П. 2019. Язык в системе факторов национальной безопасности. — Языковая политика и лингвистическая безопасность: материалы III Международного научно-образовательного форума. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ. С. 50-56.

Савруцкая Е.П., Семенов Д.В. 2017. Культурные коды конструирования новой культурно-коммуникативной реальности. — Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: сборник статей участников всероссийской научно-практической конференции. Саров: Интерконтакт. С. 38-42.

Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. 2019. Историческая память как фактор национальной безопасности. - Власть. Т. 27. № 6. С. 225-231.

Сергейцев Т., Куликов Д., Мостовой П. 2020. Идеология русской государственности. Континент Россия. СПб: Питер. 890 с.

Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы: монография. Т. 1 (под общ. ред. Е.П. Савруцкой). 2019. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ. 268 с.

Стрельчук А.Р. 2021. Культурные проекции коммуникативного пространства в условиях глобализации: автореф. дис. ... к.филос.н. Нижний Новгород. 28 с.

Хабермас Ю. 2000. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука. 247 с.

Хантингтон С. 2003. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ. 603 с.

Шмидт Э., Коэн Д. 2013. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства (пер. с англ. С. Филина). М.: Манн, Иванов и Фарбер. 367 с.

Чистяков А.2014. Структура украинских националистов. - Разведчикъ. № 4.

Bondyreva S.K., Nikitin A.V., Savrutskaya E.P. Ustinkin S.V. 2021. Problematic Field of Communicative Practices under Globalization: Linguistic Aspect. - Revista EntreLinguas. Vol. 7. P. 1-11.

Savrutskaya E., Ustinkin S., Bondyreva S., Nikitin A. 2021. The Problems of Education and Socialization of Learning Youth in the Conditions of the Coronavirus Pandemic. - NORDSCIInternational Conference. Book 1. P. 151-160.

SAVRUTSKAYA Elizaveta Petrovna, Dr.Sci. (Philos.), Professor of the Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; savrutsk@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1901-6737) BONDYREVA Svetlana Konstantinovna, Dr.Sci. (Psych.), Professor of the Moscow Psychological and Social University (9A 4th Roshchinsky Passage, Moscow, Russia, 115191; mpsu@mpsu.ru; ORCID: 0000-0002-5098-9222) USTINKIN Sergey Vasilyevich, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Director of the Volga Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (4 Holodny Lane, Nizhny Novgorod, Russia, 603000); Head of the International Cross-Disciplinary Laboratory for Studies of Global and Regional Sociopolitical Processes, Scientific Director of the Higher School of International Relations and World Politics, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; sv.ustinkin@gmail.com; ORCID: 0000-00031481-3208)

NIKITIN Aleksandr Vsevolodovich, Cand.Sci. (Legal), Associate Professor of the Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; ORCID: 0000-0002-7049-7580)

THE PROBLEMATIC FIELD OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY: THE MORAL ASPECT

Abstract. The article discusses the problems of modern civilizational changes associated with the acceleration of the pace of social development, the consequences of the coronavirus pandemic, the conduct of a special military operation in Ukraine, the endless sanctions policy of the western world against Russia. What influence do they have on the processes of formation of values and spiritual and moral priorities of the mass consciousness of Russians? The question is raised about the need to develop a new paradigm of spirituality, a thought-out program of information support and the creation of a set of measures for the positive solution of emerging unforeseen problems in conditions of civilizational development of society, including in extreme situations.

Keywords: morality, moral education, national security, youth, coronavirus pandemic, special military operation, communication practices, socialization, digital culture, language, cultural codes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.