Научная статья на тему 'Проблемное поле сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами'

Проблемное поле сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ТВЁРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ / СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Татьяна Анатольевна

Развитие экологически и социально устойчивого общества базируется на существующем нормативно-правовом регулировании отвечающих за эффективность функционирования соответствующих отраслей. Переход на новую систему в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами выявил ряд проблем, без решения которых невозможно достижение высоких положительных результатов относительно целевых ориентиров в этом направлении заданных правительством. В статье выявлены основные направления проблематики в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, доказывающих необходимость скорейших преобразований в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM FIELD OF THE SPHERE OF MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT

The development of an environmentally and socially sustainable society is based on the existing regulatory framework responsible for the efficient functioning of the relevant industries. The transition to a new system in the field of solid municipal waste management revealed a number of problems, without the solution of which it is impossible to achieve high positive results regarding the targets in this direction set by the government. The article identifies the main areas of problems in the field of solid municipal waste management, proving the need for speedy transformations in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами»

УДК 338.1 ВАК 08.00.05 ГРНТИ 06.71.07

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12091

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЁРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Смирнова Татьяна Анатольевна

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: Развитие экологически и социально устойчивого общества базируется на существующем нормативно-правовом регулировании отвечающих за эффективность функционирования соответствующих отраслей. Переход на новую систему в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами выявил ряд проблем, без решения которых невозможно достижение высоких положительных результатов относительно целевых ориентиров в этом направлении заданных правительством. В статье выявлены основные направления проблематики в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, доказывающих необходимость скорейших преобразований в этой сфере.

Ключевые слова: твёрдые коммунальные отходы, региональный оператор, предельные тарифы, сфера обращения.

THE PROBLEM FIELD OF THE SPHERE OF MUNICIPAL SOLID WASTE

MANAGEMENT

Smirnova Tatyana Anatolyevna

Ph.D., Аssociate Professor of Economics and management of agriculture Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: The development of an environmentally and socially sustainable society is based on the existing regulatory framework responsible for the efficient functioning of the relevant industries. The transition to a new system in the field of solid municipal waste management revealed a number of problems, without the solution of which it is impossible to achieve high positive results regarding the targets in this direction set by the government. The article identifies the main areas of problems in the field of solid municipal waste management, proving the need for speedy transformations in this area.

Keywords: municipal solid waste, regional operator, marginal tariffs, sphere of circulation.

Достижение экологически и социально устойчивого экономического роста являются ключевыми вызовами, с которыми сталкиваются сегодня все страны. Всесторонний подход в изучении процессов и явлений социально-экономического характера используется на разных уровнях территориального планирования от отдельного субъекта до национальной экономики в целом. От результатов этих исследований зависит объективность выводов относительно выявленных региональных проблем, а, следовательно, и адекватность

дальнейших действий со стороны органов государственной власти в отношении перспектив территориального развития. [2].

В 2019 году подавляющее большинство субъектов Российской Федерации перешли к новой модели регулирования, выбрав операторов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по итогам конкурсных процедур. Руководство нашей страны взяло уверенный курс на формирование и реализацию новой системы обращения с ТКО [3]. Однако, на сегодняшний день остаются нерешенными ряд вопросов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а соответствующая сфера по мнению главы ФАС Игоря Артемьева является самой проблемной [4].

Одним из направлений проблемного поля системы обращения с ТКО является формирование предельных тарифов на услугу регионального оператора, которые по регионам различаются в десятки раз. Так, согласно данным [5] предельные единые тарифы на услугу регоператора ООО «Дагэкосити», МЭОК «Северная зона 1» (тарифы с НДС) по муниципальным образованиям республики Дагестан: Бабаюртовский район, «Кизлярский район, Тарумовский район, Ногайский район составили 95 рублей 47 копеек за куб. метр на 2019 год. В то время как аналогичные услуги за тот же период регионального оператора ООО «РостТех» по Таймырской технологической зоне (Красноярский край) составили 2487 рублей 85 копеек. Такая разница в тарифах определяет крайне дифференцированную ситуацию по различным территориям Российской Федерации и ставит в неравные условия население территориальных образований без учёта его финансовых возможностей.

Ещё одной особенностью системы по обращению с твердыми коммунальными отходами является формирование платы для жителей исходя из существующих норматив накопления твердых коммунальных отходов, которые различаются в разы по субъектам РФ. Так для Кабардино-Балкарской республики для многоквартирных домов на одного человека в год норматив накопления твердых коммунальных отходов составляет 2,79 куб.метра, в Краснодарском крае в зависимости от категории от 2,24 до 3,71 куб.метра на человека. Один из самых низких нормативов накопления ТКО принадлежит Красноярскому краю, где в зависимости от группы значение составляет от 0,6 до 1,08 на человека [6].

Среди основных проблемных вопросов в части тарифного регулирования являются соотношение тарифного регулирования и проводимых конкурсных процедур, а также учет расходов на транспортирование ТКО в составе тарифов региональных операторов. Отсутствие прозрачной и понятной для потребителя услуги по обращению с ТКО приводит к отсутствию желания, а часто и возможности платить за услугу. На конец 2019 года процент неплатежей со стороны населения составил до 35 %, юридических лиц около 70 % [7]. В этих условиях необходимо обеспечить четкое понимание относительно формирования тарифа для потребителей услуги по обращению с ТКО, а также поиск оптимальной схемы транспортировки твердых коммунальных отходов. Решения этой проблемы должно быть связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием электронной модели территориальных схем регионов - субъектов Российской Федерации.

Электронная модель территориальной схемы - инструмент наглядного представления информации о сфере обращения с отходами в регионе и ее анализа. На картографическую основу региона наносятся все опорные точки системы - места сбора, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов. Эти точки связываются между собой траекториями транспортировки, что позволяет полностью отследить путь отходов из мест их образования к местам работы с ними.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления [1], в каждом субъекте РФ должна быть разработана территориальная схема обращения с отходами. По результатам ревизии РЭО (Российский экологический оператор) из 85 регионов в реформу не вошли 11 регионов, а 8 субъектов запустили её частично. Между тем все субъекты РФ должны были утвердить территориальные схемы обращения с отходами [8].

По заявлению генерального директора РЭО Дениса Буцаева на конец 2019 года в ряде субъектов целевые показатели по обращению с отходами формально соответствуют показателям нацпроекта, но не подтверждены данными мощностей действующих и перспективных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, а также технологическими решениями таких объектов. Отсутствие инфраструктурного комплекса по сортировке отходов является ещё одной проблемой, которая серьёзно тормозит эффективность «мусорной реформы» в регионах России. Стоимость утилизации тонны ТКО всего лишь 760 рублей. В США эта цифра доходит до 1000 долларов. Большинство комплексов ограничиваются мусоропрессующими установками, которые позволяют лишь уменьшить занимаемую отходами площадь. Более того, не существует ни одного завода полного цикла переработки [9].

Эффективное функционирование системы по обращению с ТКО возможно только при наличии инфраструктурного комплекса и реализации экономических, социальных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических направлений территориального развития. В свою очередь, результативность регионального управления отдельных направлений территориального развития зависит от разработанности и комплексности в решении существующих проблем, которые основываются на системе мероприятий органов государственной власти на уровне региона.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ (ред. От 29.07.2018) // СПС «Консультант Плюс»

2. Демидова Е.А. Стратегические основы «зеленого» роста в России // Материалы международной научной конференции "Социально-экономические и гуманитарные науки". - Октябрь 2019. - с. 59-61.

3. Мухлынин Д.Н. Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. // Закон и право. - 2019. - № 8. - с. 64-67.

4. Глава ФАС: корректировка тарифов по обращению с ТКО в сторону снижения неизбежна //Твердые бытовые отходы https://news.solidwaste.ru/2019/10/glava-fas-korrektirovka-tarifov-po-obrashheniyu-s-tko-v-storonu-snizheniya-neizbezhna (Дата обращения 09.12.19).

5. Предельные единые тарифы на услугу регоператора по обращению с ТКО //Твердые бытовые отходы https://news.solidwaste.ru/predelnye-tarify-na-uslugi-regionalnogo-operatora (Дата обращения 10.12.19).

6. Таблица нормативов накопления ТКО по всем субъектам РФ //Твердые бытовые отходы https://news.solidwaste.ru/tablitsa-normativov-nakopleniya-tko-po-vsem-subektam-rf (Дата обращения 10.12.19).

7. Интервью Д. Буцаева «РБК» // Официальный сайт РБК https://www.rbc.ru/interview/business/05/11/2019/5da9b0889a79479ef488fa19 (Дата обращения 09.12.19).

8. РЭО назвал регионы с лучшими терсхемами обращения с отходами //Твердые бытовые отходы https://news.solidwaste.ru/2019/11/reo-nazval-regiony-s-luchshimi-tershemami-obrashheniya-s-othodami/ (Дата обращения 09.12.19).

9. Сортировка мусора в России: нововведения, сложности и перспективы // Rcycle.net Всё о переработке вторсырья и утилизации отходов https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/reforma-sortirovki-v-rossii-novovvedeniya-slozhnosti-perspektivy (Дата обращения 09.12.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.