Научная статья на тему 'Проблемное поле исследования педагогического консультирования в условиях становления новой школы'

Проблемное поле исследования педагогического консультирования в условиях становления новой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / PEDAGOGICAL CONSULTING. EDUCATIONAL INSTITUTIONS STAFF / PEDAGOGICAL COUNSELING / PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайченко Олег Михайлович

Статья посвящена проблеме консультирования педагогического и управленческого персонала как нового феномена образовательной практики, анализу потребностей в консультировании, которые обусловлены усложнением профессиональной деятельности в образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem field of pedagogical counseling studies in the conditions of modern school development1"Humanitarian projects 21st Century" Ltd

The article is devoted to the problem of pedagogical and administrative staff counseling as a new phenomenon of educational practice. It is made an attempt to analyse the counseling demand caused by the persistent complicating of the professional activities in educational sphere

Текст научной работы на тему «Проблемное поле исследования педагогического консультирования в условиях становления новой школы»

О. М. Зайченко

(Великий Новгород)

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме консультирования педагогического и управленческого персонала как нового феномена образовательной практики, анализу потребностей в консультировании, которые обусловлены усложнением профессиональной деятельности в образовании

Историко-педагогический анализ проблемы консультирования показал, что профессиональное консультирование руководителей школ и педагогов в недалеком прошлом как особый вид деятельности в массовой образовательной практике реально отсутствовал за исключением консультирования в связи с реализацией в образовательных учреждениях программ опытно-экспериментальной работы.

К настоящему времени ситуация в определенной мере изменилась. Так, в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы ставится задача формирования общероссийского кадрового ресурса (900 человек] ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

Консультационная деятельность в сфере образования будет расширяться и, возможно, примет масштабы настоящей «консультационной индустрии» [1], как это произошло в таких сферах, как финансы, экономика [2], политика [3] и в ряде других. Делая такой прогноз, мы исходим не столько из наметившейся тенденции официального признания консультирования, сколько из реально существующей потребности образовательных учреждений и органов управления образованием в услугах профессиональных консультантов. Это обусловлено многократным усложнением в последние годы педагогической и управленческой деятельности. Необходимость в консультировании появляется тогда, когда будущий объект консультационного воздействия (организация, группа, индивид] не в состоянии самостоятельно без чьей-либо помощи найти решение определенной задачи или когда поиск решения такой задачи более целесообразно (например, по соображениям экономии времени, средств и т.д.] передать внешнему специалисту. Если задачи являются традиционными и

несложными, то потребности в услугах профессиональных консультантов, как правило, не возникает. Ситуация, однако, меняется с появлением новых, нестандартных, не имеющих типовых решений задач или проблем [4, 5]. Так, проведение общешкольного родительского собрания по традиционному сценарию едва ли станет поводом для заключения специального контракта на консультационное сопровождение данного мероприятия. В то же время рекомендации консультанта, его знания могут оказаться востребованными, когда ставится задача создания неформальной системы участия общественности в управлении образовательным учреждением.

Вместе с тем для развития института педагогического консультирования недостаточно только усложнения профессиональной деятельности в сфере образования. Необходима еще и высокая степень заинтересованности педагогического и управленческого персонала в достижении позитивных результатов профессиональной деятельности.

В этом плане исключительно важной предпосылкой для формирования «индустрии консультирования» в образовании выступает переход к новой системе оплаты труда педагогов. Указанная система предусматривает установление зависимости размера заработной платы педагогических работников от показателей качества и результативности выполнения ими своих трудовых функций. Сложность профессиональных задач и заинтересованность в их успешном решении - это два основных условия развития педагогического консультирования.

За последние годы особенно возросла сложность управленческой деятельности в образовании. Проанализируем, в чем заключается усложнение этой деятельности. «Линии» данного процесса укажут на то, какими

должны быть направления работы консультанта и типы консультационных услуг.

Основополагающими причинами возросшей сложности управления в образовании являются процессы модернизации образовательной системы, а также общие быстрые и весьма масштабные перемены в жизни общества, включая такие, как распространение принципов рыночной экономики на всё новые сферы деятельности и социальных отношений, развитие современных средств коммуникации и переработки информации и др. В совокупности эти процессы создают ситуацию постоянных изменений в образовании, требующих адекватных им управленческих решений на разных уровнях управления, в том числе на уровне образовательных учреждений. При этом большинство из этих решений не может быть автоматически перенесено из прошлого опыта, который во многом становится неактуальным, а требует для их разработки и внедрения творческих, инновационных подходов.

В то же время модернизация образования осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, лишь частично смягченной реализацией крупномасштабных проектов и программ.

Рассмотрим конкретные «линии» усложнения деятельности по управлению образовательными учреждениями.

В рамках подсистемы образовательной деятельности:

- внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, развитие инновационных технологий и форм обучения (например, дистанционного обучения детей], появление современных учебных средств и оборудования;

- усложнение процедур измерения и оценки качества знаний школьников на разных этапах обучения (ЕГЭ, ГИА выпускников

9-х классов в новой форме, тестирование по окончании начальной школы и т.п.], вызванное требованиями повышения объективности результатов оценки, обеспечения их сопоставимости и достижения более высокого уровня точности измерений как условия анализа и экспертизы качества образования, эффективности работы образовательного учреждения и профессиональной деятельности учителя.

В рамках подсистемы кадрового обеспечения:

- трудности с приемом на работу наиболее квалифицированных кадров и дальней-

шим обеспечением их трудовой мотивации в связи с недостаточно конкурентоспособным уровнем оплаты труда в образовании;

- внедрение принципов новой системы оплаты труда в образовании, предусматривающих мониторинг и оценку результатов профессиональной деятельности учителей на основе измеряемых показателей.

В рамках подсистемы материально-технического обеспечения:

- усложнение систем инженерно-технического обеспечения зданий, внедрение современных технологий в сфере энергои ресурсосбережения, высокая концентрация в помещениях различных технических средств, а кроме того, появление новых отделочных материалов, ремонтных технологий и т.д.;

- значительный износ многих зданий общеобразовательных учреждений и не отвечающие современным требованиям условия осуществления образовательного процесса;

- осуществление функций по организации подвоза обучающихся (в ряде случаев, по оценке руководителей общеобразовательных учреждений, организация безопасного подвоза обучающихся занимает у них

10-20 и более процентов рабочего времени, особенно в ситуациях, когда функции по обслуживанию школьных автобусов не переданы внешним специализированным службам];

- усиление требований в сфере пожарной безопасности, охраны, соблюдения требований по санитарно-гигиеническому благополучию.

В рамках подсистемы финансового обеспечения:

- организация деятельности по предоставлению платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности как источника восполнения дефицита бюджетных средств;

- необходимость сокращения неэффективных расходов и проведения политики ресурсосбережения.

В рамках подсистемы организации внешних связей:

- выполнение нормативных требований по обеспечению открытости информации о деятельности общеобразовательного учреждения, в том числе посредством предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а

также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения;

- участие в федеральных, региональных, муниципальных проектах и программах, включая такие масштабные проекты последних лет, как Приоритетный национальный проект «Образование» и, в частности, одно из его направлений «Реализация комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект модернизации региональных систем общего образования и др., предусматривающих выполнение комплекса разнообразных обязательств, сопровождающихся системой электронного мониторинга и оценки.

В рамках подсистемы обеспечения социальных гарантий прав на образование:

- реализация мер по социальной поддержке обучающихся, организации их питания, а также организации условий для их медицинского обслуживания в условиях недостаточно четкого разграничения компетенций между образовательными учреждениями, с одной стороны, и учреждениями здравоохранения и социальной защиты, с другой, и, как следствие - неясности источников финансового обеспечения социальных гарантий (в настоящее время особенно в части медицинского обслуживания обучающихся];

- наличие у части населения завышенных ожиданий в отношении объема мер по социальной поддержке детей в системе образования.

Одним из факторов, определяющих усложнение деятельности по управлению образовательными учреждениями, является подвижность современного законодательства в сфере образования (федерального и регионального], выражающаяся во внесении в него многочисленных изменений и дополнений - от частных, конкретных до вполне значительных и принципиальных. Данное обстоятельство вызывает периодическую необходимость в разработке и реализации соответствующих этим изменениям организационно-управленческих мер, в том числе на уровне образовательных учреждений, при этом часто - без достаточной консультационной поддержки и сопровождения.

Вместе с тем потребность в развитии педагогического консультирования пока не подкреплена широким фронтом соответствующих научных исследований. Имеющиеся

знания по данной проблеме являются весьма неполными и, если говорить о крупных публикациях, сводятся лишь к нескольким работам [6, 7 и др]. Дальнейшего осмысления требуют теоретико-методические основы педагогического консультирования, как сравнительно нового феномена образовательной практики, по своим ключевым характеристикам (более четкой направленности на решение конкретных практических проблем, комплексности используемых методов, вариативности, гибкости, большей неформальности] во многом альтернативного традиционному повышению квалификации педагогов. Отсутствуют, за некоторым исключением, и разработки конкретно-технологических аспектов оказания консультационной помощи педагогам. Слабо изучен характер профессиональных затруднений педагогического и управленческого персонала, вызываемых, в том числе, быстро меняющейся ситуацией в образовании.

Неизбежной темой будущих исследований по проблеме педагогического консультирования станут вопросы взаимодействия традиционных институтов повышения квалификации и различного рода негосударственных консультационных фирм. Уже сейчас традиционные областные (республиканские] институты повышения квалификации учителей все чаще оказываются в ситуации, когда они уже не являются единственным, как это было ранее, типом учреждений, предлагающих программы ДПО для педагогических работников. Объективно в соперничество с ними вступили высшие учебные заведения, большинство из которых, как известно, испытывает сегодня значительные трудности с формированием контингента, а также другие учреждения, имеющие право на реализацию указанных программ. Кроме того, в тех случаях, когда речь идет об обучении, не предполагающем выдачу официального документа, еще одним «игроком», активно выступающим на рынке услуг в сфере повышения квалификации педагогов, являются муниципальные методические службы, часто готовые предложить более приближенные к практике знания, чем в ИПК или в учреждениях высшего профессионального образования.

Очевидно, что появление консультационных фирм сделает рынок соответствующих услуг ещё более конкурентным. Возникновение таких фирм - ближайшая перспектива.

В то же время появление подобных структур в определенной мере сдерживается действующим законодательством в области образования, накладывающим ограничения на типы организаций, которые могут получить

лицензию на право ведения образовательной деятельности. Проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет надеяться, что в недалеком будущем эти ограничения будут сняты.

Литература

1. Киппинг М., Энгвелл Л. Управленческое консультирование: индустрия знаний, символический капитал или новая мода : пер. с англ. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. - 416 с.

2. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М.: Дело, 1998. - 248 с.

3. Коновалова М. А. Психологическое консультирование в политике: учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 116 с.

4. Чернов Ю. В., Фомишин С. В., Тищенко А. И. Управленческое консультирование - Херсон: Олди-плюс, 2003. - 272 с.

5. Юксвярав Р .К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. - М.: Экономика, 1988. -240 с.

6. Педагогическое консультирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.

7. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : моногр. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко и др. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.