Скородумова Ольга Борисовна ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ КОУЧИНГА
В статье рассматриваются философские основания и проблемы современных технологий коучинга. Сформулированы ключевые философские проблемы коучинга: проблема сущности языка и сознания, проблема структуры личности и возможных путей ее развития, проблема критериев этической и правовой ответственности за психологическое здоровье клиента, проблема обоснования научного статуса коучинга и критерии сертификации коучинговой деятельности на государственном уровне. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/3-2/42.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 2. C. 163-165. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Гамалей Т. В. Русский язык как решающий фактор единения народов и меры по обеспечению развития, защиты и поддержки русского языка и русской культуры в Республике Дагестан // Всероссийский семинар-совещание «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности»: сборник материалов. М.: НФ «Международные интеграционные технологии», 2015. С. 44-48.
4. Гулиева А. Г. Положение русского языка на Северном Кавказе // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7. Ч. 1. С. 69-70.
5. Кортунов С. В. Национальная идентичность: постижение смысла. М.: Аспект-Пресс, 2009. 589 с.
6. Кринко Е. Ф., Хлынина Т. П. Национальное образование на Северном Кавказе и его правовое обеспечение // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. № 1 (1). С. 35-53.
7. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718. URL: http://govemment.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 21.01.2017).
8. Путин В. В. Выступление на Совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/49491 (дата обращения: 21.12.2016).
9. Савруцкая Е. П. Этнолингвистический фактор межэтнической коммуникации [Электронный ресурс] // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: III Международная научно-практическая конференция. Минск: Изд. центр БГУ, 2012. С. 274-276. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18501/1/p_274-276.pdf (дата обращения: 21.12.2016).
10. Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://рос-мир.рф/node/1136 (дата обращения: 21.12.2016).
11. Темирболатова А. И. Малочисленные языки Северного Кавказа и перспективы их развития в период глобализации // Наследие веков. 2015. № 4. С. 105-112.
12. Харатокова М. Г. О роли русского языка в национальных регионах Северного Кавказа // Фундаментальные исследования. 2007. № 11. С. 117-118.
13. Шабаев Ю. П., Айбабина Е. А., Денисенко В. Н. Проблемы языковой политики в регионах проживания финно-угров РФ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. № 4. С. 75-82.
14. Шхумишхова А. Р. Языковая ситуация и языковая политика в современном поликультурном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (140). С. 123-127.
ETHNO-LINGUISTIC FACTOR IN MULTICULTURAL SPACE OF THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Sichinava Oleg Merabovich
North-Caucasus Federal University in Stavropol ramones2222@mail. ru
The article is devoted to the study of the role of the ethno-linguistic factor in multicultural space of the modern Russian society. The main trends of the language policy in Russia are described. Some peculiarities of the language situation in the North Caucasus region are examined. Special attention is paid to the analysis of the personality of the native language speaker and specifics of its formation in the conditions of cross-cultural interaction in the regions of the North Caucasus. Description of principles of the ethno-linguistic factor work allows speaking about its stabilization function in the process of Russian identity formation.
Key words and phrases: ethno-linguistic factor; multicultural environment; language policy; cross-cultural communication; native language speaker; ethnic identity.
УДК 101.8
Философские науки
В статье рассматриваются философские основания и проблемы современных технологий коучинга. Сформулированы ключевые философские проблемы коучинга: проблема сущности языка и сознания, проблема структуры личности и возможных путей ее развития, проблема критериев этической и правовой ответственности за психологическое здоровье клиента, проблема обоснования научного статуса коучинга и критерии сертификации коучинговой деятельности на государственном уровне.
Ключевые слова и фразы: коучинг; язык; сознание; психологическое здоровье; системный подход; радикальный конструктивизм.
Скородумова Ольга Борисовна, д. филос. н., доцент
Российский государственный социальный университет, г. Москва [email protected]
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ КОУЧИНГА
В конце XX - начале XXI в. исследования методов социального управления выявили неэффективность командного подхода [11, с. 24]. Растущая динамичность процессов во всех сферах жизнедеятельности требовала быстроты реакции на возникающие проблемы, что оказалась невозможным в рамках жестких иерархических структур. Сформировались новые технологии управления, ориентированные на инициативу снизу, среди которых лидирующее положение занял коучинг. Интенсивный характер исследований
164
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
коучинга [5-7; 9; 11; 13; 15; 19; 20] привел к появлению обширного прикладного материала, требующего философских обобщений. В статье ставится задача исследовать проблемное поле философии коучинга, мировоззренческие предпосылки, лежащие в основе этой прикладной технологи.
Большинство исследователей отмечают специфику отношений коуча и клиента, которая выражается, прежде всего, в активности последнего. Задачей коуча является создание атмосферы, в которой клиент смог бы выявить и раскрыть свои потенциальные возможности, выработать стиль поведения, четко определить цель и разработать стратегию ее достижения.
Как новая технология взаимодействия тренера и его клиента в процессе достижения поставленных целей коучинг, по мнению исследователей, отличается рядом специфических свойств, обусловленных созданием атмосферы, позволяющей раскрывать творческий потенциал клиента. «Коучинг создает для клиентов среду, в которой становится очевидным, что в поведении клиента способствует достижению его целей, а что не способствует этому. Коучинг помогает клиенту получить новые впечатления и новый опыт, и на этой основе освоить новые модели поведения и обучения» [9, с. 20].
Философские проблемы коучинга во многом определяются потребностью в выборе общей мировоззренческой позиции, в том числе и философской, на основе которой в дальнейшем и будет осуществляться работа с клиентом. Для философии коучинга существенно: с каких позиций будет оцениваться, что такое знания; как обрабатывается информация и что она из себя представляет; как осуществляются процессы понимания, взаимопонимания и формирования доверия; какова этическая ответственность вступающих в контакт субъектов и каковы ее границы; как работает сознание; что такое интуиция и каковы особенности продуцирования нового знания, необходимого для достижения поставленной цели. В зависимости от философской позиции данные вопросы могут иметь принципиально разное решение.
Философские основания при разработке коучинговой стратегии играют решающую роль в определении целостного системного концепта взаимодействия с клиентом. На это обращает внимание Нино Томашек в работе «Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании» [20]. Философские основания выбираемой стратегии достаточно часто не определяются в явной форме.
М. Полани [23] в своих рассуждениях о неявном знании считает, что при системном подходе, когда главное внимание уделяется эмерджентным системным качествам, периферийные элементы отходят на второй план. Однако это не означает несущественность их влияния, наоборот, именно они задают вектор исследования. Контекст исследования, тесным образом связанный с неявным знанием, в той или иной мере содержит в себе философские основания, которые не всегда при создании модели коучинга выражаются в отчетливой форме. Тем не менее, их выявление и четкая формулировка позволяют определить особенности базовой основы коучингового исследования. Так, например, Нино Томашек, считая радикальный конструктивизм теорией, наиболее точно отражающей процесс формирования знаний, исходит из базовой предпосылки субъективного идеализма в его крайней форме солипсизма, утверждающей, что наше знание - модель, произведенная, сконструированная нашим сознанием, и никакой корреляции с окружающим миром не существует. «Реальность» или «действительность» - это наше «изобретение» [20, с. 24].
Наш мозг избирательно обрабатывает поступающие извне сигналы, придает им смысл и тем самым конструирует знание. Понятие объективной истины к такому знанию неприменимо. При этом любая инновационная идея, творческое озарение зависят от активности нашего субъективного «Я» и никак не связаны с влиянием внешних факторов, исходящих от объективного мира. Базовые философские установки радикального конструктивизма определяют и особенности системно-конструктивистского коучинга, на них базирующегося. Это, прежде всего, необходимость автономии клиента, стремление к сохранению целостности его субъективного мира, к корреляции своей субъективности с субъективным миром клиента.
Помимо системного подхода и радикального конструктивизма, в современных технологиях коучинга широко используется НЛП [7]. Широкое распространение НЛП-технологий в начале ХХ1 века обусловлено повышением интереса к паранаучным теориям, вызванного ростом уровня дестабилизации общественной жизни и психологической напряженности, связанной с последствиями информационной революции [21]. Среди предпосылок широкого распространения паранаук Д. В. Головин в своей диссертации «Паранаука: социокультурные основания и функции» [3] указывает на деформацию нравственных принципов, размывание рациональных основ познания, вызывающих повышенный интерес к иррациональному, бессознательному, деформацию трудового права, когда в погоне за экономической выгодой используются непроверенные, а иногда и просто вредные методики обработки сознания и воздействия на поведение человека.
Развитие коучинговых технологий в тесной связи с НЛП [5; 6], на наш взгляд, также во многом обусловлено осознанием роли коммуникации в современном мире [8; 10; 12; 14; 18]. Роль языка и его трансформаций в структурировании деятельности личности резко возрастает, а потребность в достижении быстрого результата в условиях жесткой конкурентной борьбы делает востребованным нестандартный поиск путей развития личности. В этой связи коучинговые технологии могли бы существенно обогатить исследования языка, его воздействия на личность и возможность трансформации личности посредством изменения языкового мира, осуществленные в трудах Витгенштейна и в рамках герменевтической традиции. Глубокий анализ соотношения языка и мышления, роли интуиции и дискурса в активности личности, связи человеческого действия с внутренними планами сознания и бессознательного, взаимодействия субъективного и интерсубъективного в жизнедеятельности человека, данный этими философскими направлениями, смог бы существенно обогатить теорию и практику коучинга.
Аналитиками теоретических истоков коучинга [7] отмечается значение использования провокационной терапии Ф. Фаррелли [2] и его коллег, снимающей стереотипы, зацикленность клиента на определенных
проблемах. При этом не всегда осознается необходимость этической, а, возможно, и юридической ответственности коуча при применении подобного рода методик. Шоковая психотерапия имеет глубокие корни в восточной чань-буддисткой традиции [1]. Столетиями отрабатывались практики раскрепощения психики и активации к принятию нестандартных решений и форм поведения. Между тем подобные технологии на Востоке предполагали жесткую ответственность наставника за психическое и физическое здоровье своего подопечного. Градация воздействия предполагала тщательное изучение типа личности, особенностей сознания и эмоциональных реакций. Срыв и болезнь ученика вели не только к полной дисквалификации, но и фактически отторжению от общества наставника: он становился изгоем.
Важнейшей философской проблемой коучинга является решение вопроса о сущности сознания. Это - базовая философская проблема, позиция по решению которой задает стратегию развития личности в коучинге. Анализ и интерпретация конкурирующих парадигм к определению особенностей функционирования сознания в концепциях Д. Чалмерса [22], Р. Пенроуза [16], Д. Деннета [4], Дж. Сёрля [17] и др. позволили бы выявить научные основы коучинга, в отсутствии которых его упрекают критики.
Подводя итоги и выделяя проблемное поле философии коучинга, следует отметить, что важнейшими задачами исследований оснований коучинговых технологий являются: определение сущностных характеристик языка, выявление и анализ концептуальных подходов к определению происхождения и сущности сознания, анализ проблем, связанных с этикой общения с клиентом и ответственностью за его психическое здоровье, правовые аспекты допустимости использования тех или иных технологий психического воздействия на личность, анализ различных направлений коучинга с точки зрения наличия научных и паранаучных элементов в его технологиях, выработка подходов и основ оценки коучинга при его сертификации на государственном уровне.
Список источников
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. 350 с.
2. Брандсма Дж., Фаррелли Ф. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996. 216 с.
3. Головин Д. В. Паранаука: социокультурные основания и функции: автореф. дисс. ... к. филос. н. Иваново, 2012. 28 с.
4. Деннет Д. Как исследовать человеческое сознание эмпирически / пер. с англ. Н. С. Юлиной // История философии. М.: ИФ РАН, 2005. Вып. 12. С. 199-221.
5. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: Олма-Пресс; Прайм-Еврознак, 2004. 356 с.
6. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2016. 258 с.
7. Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг: вперед, от ресурса к цели! / пер. с нем. И. Тарасовой. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. 144 с.
8. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Издательский дом «Высшая школа экономики», 2016. 364 с.
9. Клаттербанк Д. Командный коучинг на рабочем месте: технологии создания самообучающей организации. М.: Эксмо, 2008. 288 с.
10. Кузьменко Г. Н. Межкультурный диалог как атрибут многополярного мира // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. № 1 (114). С. 120-127.
11. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Эксмо, 2004. 160 с.
12. Лобазова О. Ф. Пространство диалога культур: идеал и реальность // Культура диалога культур: постановка и грани проблемы: материалы Международной научной конференции / отв. ред. И. М. Меликов, А. А. Гезалов. М., 2016. С. 109-116.
13. Мамфорд А., Голд Д. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегия действий. М.: Hippo, 2006. 360 с.
14. Меликов И. М. Философские основания культуры диалога культур // Культура диалога культур: постановка и грани проблемы: материалы Международной научной конференции / отв. ред. И. М. Меликов, А. А. Гезалов. М., 2016. С. 10-18.
15. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003. 204 с.
16. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Институт компьютерных исследований, 2005. 688 с.
17. Сёрль Дж. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 336 с.
18. Скородумова О. Б. Техногенные риски информационной эпохи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5. Ч. 1. С. 170-173.
19. Смарт Дж. К. Коучинг / пер. с англ., под ред. О. Б. Бетиной. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. 192 с.
20. Томашек Н. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании / пер. с нем. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. 176 с.
21. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ, 2007. 576 с.
22. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. М.: Либроком, 2015. 512 с.
23. Polanyi M. Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosophy. Chicago: Martino Fine Books, 2013. 407 р.
24. Skorodumova O. B., Matronina 1 F., Koval T. 1 Management in the Knowledge Society: Tendencies and Prospects // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9 (12). Р. 173-178.
PROBLEM FIELD OF COACHING PHILOSOPHY
Skorodumova Ol'ga Borisovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Russian State Social University in Moscow [email protected]
The article deals with philosophical foundations and problems of modern coaching technologies. The key philosophical problems of coaching are formulated: the problem of essence of language and consciousness, the problem of structure of the personality and possible ways of its development, the problem of criteria of ethical and legal responsibility for psychological health of the client, the problem of substantiating the scientific status of coaching and criteria for certification of coaching at the state level.
Key words and phrases: coaching; language; consciousness; psychological health; system approach; radical constructivism.