Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4837
746
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / PROBLEMATIC TRAINING / PROFESSIONAL EDUCATION / PROBLEMATIC SITUATION / PROBLEMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Филатова Елена Владимировна

В данной статье определена cущность проблемного обучения, которая заключается в том, что оно рассматривается как организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Определено, что результат применения проблемного подхода выражается в творческом овладении обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями.This article defines the essence of problem-based learning, which consists in the fact that it is considered as a way of active interaction of the subject with the problem-presented content of instruction organized by the teacher, during which he is introduced to the objective contradictions of scientific knowledge and how to solve them, learns to think, creatively assimilate knowledge. It is determined that the result of applying the problematic approach is expressed in the creative mastery of the subject knowledge, skills and professional competencies by students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Филатова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье определена cущность проблемного обучения, которая заключается в том, что оно рассматривается как организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Определено, что результат применения проблемного подхода выражается в творческом овладении обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: проблемное обучение, профессиональное образование, проблемная ситуация, проблемный подход.

An^tatton. This article defines the essence of problem-based learning, which consists in the fact that it is considered as a way of active interaction of the subject with the problem-presented content of instruction organized by the teacher, during which he is introduced to the objective contradictions of scientific knowledge and how to solve them, learns to think, creatively assimilate knowledge. It is determined that the result of applying the problematic approach is expressed in the creative mastery of the subject knowledge, skills and professional competencies by students.

Keywords: problematic training, professional education, problematic situation, problematic approach.

Введение. Для современной действительности, основной чертой которой является повсеместная глобализация, характерны перманентные преобразования, затрагивающие самые разные области человеческой активности. Изменения в таких областях, как культура, политика, экономика и др. детерминируют необходимость пересмотра существующей образовательной системы.

С целью повышения качества образования в условиях современного мира на территории Российской Федерации в 2011 г. во всех образовательных организациях страны была введения совокупность обязательных требований ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Эти требования определяют специфику организации образовательного процесса на том или ином уровне. Следование ФГОС в образовательной организации обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также духовно-нравственное развитие и воспитание.

ФГОС устанавливает требования к планируемых результатам в следующих направлениях: личностные результаты (указывающие на приобретение готовности и способности обучающихся в саморазвитию), метапредметные результаты (предполагающие освоение универсальных учебных действий), а также непосредственно предметные результаты (подразумевающие опыт специфической для конкретной предметной области деятельности). В рамках проводимого исследования интерес представляет именно последняя категория планируемых результатов учебной деятельности.

Методические исследования и их результаты предлагают существенное множество средств и способов, при помощи которых могут быть сформированы предметные знания студентов. Многие из них являются классическими и используются достаточно давно, в то время как другие приобрели популярность относительно недавно. Одной из инновационных методик является проблемный подход. На наш взгляд, именно он является одним из условий достижения высоких предметных результатов студентами, т.к. проблемный подход позволяет включить обучающегося в активную мыслительную деятельность по освоению знаний, помогает раскрыть его творческий потенциал, развить, самостоятельность в поиске и осмыслении нужной информации, необходимой для решения важных познавательных задач. Кроме того, постановка и решение проблем на занятиях позволяет создать ситуации поиска, привлекая новые знания из других учебных дисциплин, актуализируя собственный жизненный опыт, что положительно сказывается на значимости полученных результатов для самого студента. Это ведет к повышению познавательного интереса к предмету, а он, как известно, является одним из важных факторов активизации учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В ряду подходов к обучению, особое место занимает проблемное обучение. Рассмотрим подробнее историю развития проблемного обучения. Начало исследований в области проблемного обучения было положено в 1894 г. американским философом и педагогом Дж. Дью. Он выдвинул идею о том, что эффективность обучения повысится, если ученик будет поставлен в позицию исследователя предметного содержания. Решая возникающие в ходе исследования проблемы, ученик приобретает бесценный опыт, который затем применяет на практике. При этом происходит актуализация полученных предметных знаний, что способствует более прочному их усвоению.

В дальнейшем идеи Дж. Дьюи получили развитие в зарубежной педагогике (в частности, в работах У. Килпатрика, Дж. Брунера, В. Бертона, Д. Пойа) и частично реализовывались в Германии, Франции, Италии и Японии.

Многие исследователи выделяют два основных развития проблемного обучения в зарубежной науке.

Первое направление (У. Килпатрик, Дж. Брунер) предусматривает использование проектного метода, для чего необходимо знакомить детей с методами исследования и решения проблем.

В рамках второго направления (Д. Пойа) проблемное обучение рассматривается как цепочка последовательных действий для решения возникающих в процессе обучения проблем. Вначале преподаватель формулирует проблему, требующую решения, а затем осуществляется ее решение по определенному алгоритму.

Таким образом, Дж. Дью и его последователи У. Килпатрик, Дж. Брунер являются основоположниками проблемного подхода в обучении. В качестве метода решения проблемных ситуаций они предлагали использовать проектный метод. Д. Пойа разработал алгоритм решения исследовательских задач, придав проблемному обучению признаки технологии.

В дальнейшем идеи проблемного обучения получили развитие в работах О. Зельца, который рассматривал создание проблемных ситуаций в качестве главного условия результативности процесса исследования. К. Дункер определил сущность проблемного подхода в обучении как переход нерешенной ситуации в решенную. В результате начало научным исследованиям в области использования проблемного подхода в обучении, было положено зарубежными учеными, которые определили его сущность и разработали алгоритм применения.

Начало отечественных исследований в области использования проблемного подхода в процессе обучения, было положено в 50-х г.г. XX в. В частности, М.А. Даниловым и В.П. Есиповым были сформулированы правила активизации процесса обучения (ведение учащихся к обобщению, избегание предоставления готовых определений и понятий; развитие самостоятельности посредством использования творческих заданий).

Мысль о необходимости сообщения знаний в их движении и развитии стала важнейшим принципом изложения учебного материала с использованием проблемного метода в 60-х гг. XX в. Так, вклад в развитие этой области дидактики внесли именитые отечественные психологи, которые развили положения о том, что важной характеристикой умственного развития является, не только объем и качество усвоенных знаний, но и структура мыслительных процессов, система логических операций и умственных действий (Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн). А.М. Матюшкин оказал существенное влияние на развитие теории проблемного обучения благодаря созданию положения о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении.

С.Л. Рубинштейн определил понятие «проблемная ситуация». Это ситуация, отличительными особенностями которой являются неопределенность, неизвестность. Проблемная ситуация не имеет заранее известного решения, которое предстоит найти. Направление мыслительного процесса, в ходе разрешения проблемной ситуации, определяется отношением неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы.

Проблемное обучение предполагает создание проблемной ситуации, требующей разрешения. При этом задаются вводные данные, формулируется задача и формируется отношение ученика к проблеме. Таким образом, С.Л. Рубинштейн определил условия организации проблемного обучения.

Н.А. Менчинская указывает на тесную взаимосвязь проблемного обучения с уровнем развития мышления учащихся. С одной стороны, постановка и решение проблемы предполагают определенный уровень сформированности мыслительных операций у учащихся. С другой - проблемное обучение способствует развитию мышления.

Т.В. Кудрявцев указывает, что сущность проблемного обучения заключается в том, что перед учащимися ставятся дидактические проблемы, в процессе решения которых, они овладевают обобщенными знаниями.

А.М. Матюшкин выделяет два этапа проблемного обучения:

- на первом этапе педагог ставит задачу, которая должна вызвать у ученика проблемную ситуацию;

- на втором этапе ученик самостоятельно, или при помощи учителя осуществляет поиск разрешения проблемной ситуации.

Результатом использования проблемного обучения будет, по мнению А.М. Матюшкина, усвоение учениками предметных знаний.

А.В. Брушлинский понимает проблемное обучение как организацию учебных занятий, в ходе которых учитель создает проблемные ситуации, которые разрешаются учениками посредством активной самостоятельной деятельности. Результат применения проблемного подхода выражается в творческом овладении обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками, а также профессиональными компетенциями. А.В. Брушлинский также указывает, что использование методов проблемного обучения также стимулирует развитие у учеников мышления.

Рассмотренные определения понятия «проблемное обучение», выработанные отечественными учеными, схожи. В основу проблемного обучения положен принцип научного познания, когда вначале ставится задача (проблемная ситуация), требующая решения, а затем ученик самостоятельно, или с помощью учителя, разрешает проблемную ситуацию, получая при этом прочные предметные знания.

Проблемное обучение активно внедрялась в практику обучения в отечественной школе и учреждениях среднего профессионального образования во второй половине XX в. Отечественными учеными были разработаны ряд методов проблемного обучения (метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод), использование которых позволяет решать следующие задачи:

- развитие мышления учащихся;

- формирование предметных знаний;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- повышение мотивации учащихся к обучению.

Таким образом, уже в начале своего становления и развития проблемное обучение рассматривалось как одна из закономерностей умственной деятельности обучающихся. Зарубежными учеными выявлены характер влияния проблемного обучения на развитие мышления учеников. Также разработан проектный метод, с помощью которого предлагалось воплощать проблемное обучение на практике, и определен алгоритм решения исследовательских задач.

Возникнув за рубежом, идеи проблемного обучения получили широкое развитие в трудах отечественных ученых. Отечественными психологами и педагогами выработаны определения «проблемная ситуация», «проблемный подход» в обучении, определены этапы его применения. Следует констатировать, что

отечественными учеными выработан единый подход к пониманию сущности проблемного обучения как средства развития мышления и формирования предметных знаний у учеников.

В настоящее время теория проблемного обучения в отечественной педагогике получила новое развитие в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассмотрим сущность проблемного обучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.

ФГОС среднего общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам усвоения учащимися образовательной программы:

- освоение специфических умений в той или иной предметной отрасли;

- формирование умений применять полученные предметные знания при решении учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций;

- формирование типа мышления, позволяющего заниматься исследовательской деятельностью.

Решать задачи обучения, определенные ФГОС среднего общего образования, возможно, используя

методы проблемного обучения. В связи с этим, рассмотрим принципы и методы проблемного обучения.

Для эффективного осуществления проблемного обучения необходимо создание проблемных ситуаций — только тогда та или иная исследуемая проблема может стать волнующей для учащихся, и обеспечит их полное включение в процесс ее решения. Таким образом, данное понятие является ключевым. А.Д. Давудов рассматривает понятие «проблемная ситуация» как затруднение, осознаваемое учащимся, для преодоления которого, необходимо осуществлять поиск новых знаний и способов действий.

Т.С. Томина указывает, что при формулировке проблемы, необходимо правильно и точно ставить проблемные вопросы. Они не должны быть как слишком простыми, так и легкими. Указанный автор соглашается с Т.В. Кудрявцевым, и указывает следующие способы создания проблемных ситуаций:

- демонстрация несоответствия нового факта уже имеющемуся знанию;

- сравнение противоположных мнений об одном факте;

- демонстрация «невозможности» использования имеющихся теоретических знаний в определенных нестандартных ситуациях;

- побуждение к прогнозированию дальнейшего развития событий ситуации;

- сравнение фактов, на первый взгляд кажущихся несравнимыми.

Задача формулирования проблемы возложена на преподавателя, а не на самих студентов — последние должны искать ответы на конкретизированные вопросы. Таким образом, педагог должен сам создавать некоторую проблемную ситуацию, или, иными словами, вызывать у студента такое состояние, когда тот в результате сопоставления имеющихся у него знаний или выработанных умений с неизвестным фактом или явлением обнаруживает несоответствие прошлых знаний новому факту, либо даже противоречия в имеющихся знаниях. После того, как преподаватель формулирует проблемный вопрос и сужает проблему до масштаба знаний студента, он также сообщает новое знание, косвенно отвечающее на вопрос. Таким образом, педагог привлекает учащихся к деятельности по выявлению нового знания.

Со стороны студентов проблемное обучение подразумевает организацию поисковой деятельности. Она осуществляется в несколько этапов: постановка вопросов, закладываемых в учебных программах и далее последовательно выдвигаемых в учебных пособиях; сотрудничество с учителем (который излагает и объясняет некоторые знания); осуществление разнообразной самостоятельной работы; решение проблемы.

Использование проблемного подхода в обучении, как и любая целенаправленная деятельность, имеет свои отличительные особенности. Рассмотрим признаки проблемного обучения.

B.А. Беликов отмечает следующие отличительные признаки проблемного обучения:

- наличие проблемы, которую необходимо решить;

- постановка цели, исходя из вычлененной проблемы;

- определение методов решения проблемы;

- использование принципа опережения в ходе разрешения проблемной ситуации, что предполагает предвидение новых проблем, которые могут возникнуть.

Таким образом, в процессе разрешения проблемной ситуации, возникают новые проблемы, что актуализирует процесс познания, делая его непрерывным.

C.С. Худоян указывает следующие признаки проблемного обучения:

- первый признак - целенаправленность обучения;

- второй признак - целесообразность обучения.

По мнению указанного автора, в основе проблемного подхода лежит проблема, для решения которой, необходимо определить цель. Для решения проблемы, необходимо достичь поставленной цели. Это обеспечивается в процессе деятельности.

Таким образом, С.С. Худоян определил три составляющих проблемного обучения: проблему, цель и процесс. Указанные составляющие, взаимно дополняя друг друга, являются инструментом познания.

А.М. Новиков, в качестве отличительных особенностей проблемного обучения указывает:

- наличие противоречий, непонятных моментов в содержании учебного материала, что делает актуальной задачу по их преодолению (возникновение проблемной ситуации);

- необходимость анализа условий проблемной ситуации и постановка цели, выдвижение гипотезы;

- разработка плана решения задачи;

- осуществление действий по решению поставленной задачи (разрешение проблемной ситуации);

- проверка и анализ полученных результатов.

Таким образом, А.М. Новиков рассматривает проблемное обучение как процесс последовательных действий, направленных на достижение определенной цели (разрешение проблемной ситуации).

М.М. Махмутов в качестве признаков проблемного обучения также выделяет наличие проблемы, требующей разрешения. В сознании ученика возникает противоречие между уже имеющимися у него знаниями и тем, что ему необходимо знать для того, чтобы решить поставленную задачу.

Таким образом, среди указанных отечественных исследователей, в целом, отмечается единство взглядов относительно отличительных признаков проблемного обучения, которое рассматривается как целенаправленный процесс деятельности, направленный на разрешение проблемной ситуации.

Выводы. Таким образом, в начале своего становления и развития проблемное обучение рассматривалось как одна из закономерностей умственной деятельности обучающихся. Зарубежными учеными выявлены

характер влияния проблемного обучения на развитие мышления учеников. Также разработан проектный метод, с помощью которого предлагалось воплощать проблемное обучение на практике, и определен алгоритм решения исследовательских задач.

Возникнув за рубежом, идеи проблемного обучения получили широкое развитие в трудах отечественных ученых. Отечественными психологами и педагогами выработаны определения «проблемная ситуация», «проблемный подход» в обучении, определены этапы его применения. Следует констатировать, что отечественными учеными выработан единый подход к пониманию сущности проблемного обучения как средства развития мышления и формирования предметных знаний у учеников.

Сущность проблемного обучения заключается в том, что оно рассматривается как организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение представляет собой инструмент актуализации предметных знаний. Его использование способствует повышению эффективности обучения.

Выделяются такие признаки проблемного обучения как наличие проблемной ситуации, цели и деятельности по ее разрешению.

Литература:

1. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 3.

3. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 222-228.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Максимова Ксения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Требования федерального государственного образовательного стандарта, необходимость использования в образовательной деятельности практико-ориентированных технологий, а также современные требования к подготовке бакалавров и магистров профессионального обучения актуализирует применение технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин. Цель статьи -выделить и раскрыть возможности технологий проблемного обучения в преподавании профессиональных дисциплин в высшей школе. В статье рассматриваются возможности применения технологий проблемного обучения в системе высшего образования в рамках изучения дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Авторами статьи были выделены основные цели и этапы реализации технологий проблемного обучения. Также представлен опыт реализации технологий, которые используются при изучении профессиональных дисциплин: кейс-технология; проектная технология; «мозговая атака»; игровые технологии; технология диалогического взаимодействия; исследовательская технология. Реализация технологии проблемного обучения позволит организовать учебный процесс с учетом современных требований ФГОС, сделать процесс обучения практико-ориентированным и сформировать профессиональные компетенции.

Ключевые слова: технологии проблемного обучения, система высшего образования, профессиональные дисциплины, практико-ориентированные технологии, самостоятельная поисковая деятельность, кейс-технология, проектная технология, «мозговая атака», игровые технологии, технология диалогического взаимодействия, исследовательская технология.

Annоtation. Problem-based learning technologies are used in teaching professional disciplines in connection with the requirements of the Federal state educational standard, in connection with the need to use practice-oriented technologies in educational activities, as well as in connection with the current requirements for the preparation of bachelors and masters of professional training. The purpose of the article is to identify and reveal the possibilities of problem-based learning technologies in teaching professional disciplines in higher education. The article considers the possibilities of using problem-based learning technologies in the higher education system as part of the study of the discipline "Family law". The authors of the article highlighted the main goals and stages of implementing problem-based learning technologies. Technologies that are used in the study of professional disciplines were also highlighted: case technology; project technology; "brain attack"; game technologies; Dialogic interaction technology; research technology. Implementation of the technology of problem-based learning will allow organizing the educational process taking into account modern requirements of the Federal state educational system, making the learning process practice-oriented and forming professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.