Педагогика
7. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
8. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980. - 174 с.
9. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 126 с.
10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособ. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
11. Махмутов М.И. Современный урок: монография. - М.: Педагогика, 1985. - 183 с.
12. Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Владос, 2000. - 400 с.
15. Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения / ред. совет: Л.И. Льняной [и др.]. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с. - ISBN 9785090190565.
16. Сластёнин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
17. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига, 2009. - 112 с.
18. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114 с.
19. Мишнева Ю.И. Современный урок в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/577053 (дата обращения: 18.02.2022).
УДК 37
Пикунова Ю.Ю.
Проблемное обучение на уроках физики
Аннотация
В статье рассмотрены возможности использования проблемного обучения для преподавания физики в школе, позволяющего развивать творческие способности и познавательную самостоятельность учащихся. Автор отмечает положительные аспекты внедрения проблемного обучения, а также приводит пример создания проблемной ситуации на уроке физики.
I Ключевые слова: проблемное обучение, уроки физики.
В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип «открытия» им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Вместе с тем проблемное обучение нельзя представить, как непрерывную цепь самостоятельных «открытий» учащимися новых законов, явлений. Оно предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления. При проблемном обучении не исключается объяснение учителя и решение учениками тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений и навыков. Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания, не универсально, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения. 30 Интерактивная наука | 2 (67) • 2022
Как тип обучения, проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращения их знаний в убеждения, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.
При проблемном обучении учитель физики, излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создает на уроке проблемные ситуации и организует учебно-познавательную деятельность школьников так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений (при демонстрационном или фронтальном эксперименте) самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.
Таким образом, проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации - главного средства активации мыслительной деятельности школьников и проходит затем основные этапы: формирование
Педагогика
проблемы, нахождение способов ее решения, решение проблемы, формулирование выводов, подведение итогов.
Сущность проблемной ситуации составляет несоответствие между уже усвоенными знаниями, умениями и теми фактами и явлениями, которые необходимо объяснить. Не всякая проблемная ситуация становится учебной проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. К примеру, вопрос учителя: «Чем объясняется поверхностное натяжение в жидкостях?», заданный семиклассникам, создает проблемную ситуацию, но поиск ответа им еще недоступен, и она переходит в учебную проблему, решение которой возможно лишь в 10 классе. Трудности анализа проблемной ситуации должны быть посильными для учащегося, и у него должно возникать желание преодолеть их, между тем решение проблем не сразу доступно всем школьникам.
Важный и ответственный этап проблемного обучения - создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и т. д. Для успешной
постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: «Почему то-нет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?» будет проблемным, а вопрос: «Почему тела плавают?» будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.
Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме «Диффузия» в 7классе.
Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м / с, она соизмерима со скоростью пули.
После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.
В данной ситуации учитель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в
пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула запаха преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.
Изучение явления атмосферного давления можно начать демонстрацией опыта - прогибание резиновой пленки под действием атмосферного давления.
Учащиеся понимают, что прогибание пленки связано с откачиванием воздуха из цилиндра, а с внешней стороны на пленку действует какая - то сила. Постепенно они приходят к выводу, что прогибание пленки можно объяснить только давлением на нее окружающего воздуха. После этого они сравнительно легко отвечают на вопрос учителя: «Почему до откачивания воздуха из цилиндра пленка не прогибалась?».
Учитель показывает еще два опыта.
- подъем воды в цилиндре вслед за поршнем;
- раздувание резиновой камеры, помешенной под колокол воздушного насоса, при откачивании воздуха из-под колокола.
Учитель просит учащихся предсказать результат второго опыта.
Общий вывод, который делают учащиеся из опытов: атмосферный воздух производит давление на все находящиеся в нем тела.
Далее, естественно, возникает новый проблемный вопрос: как объяснить существование атмосферного давления? При направляющей помощи учителя учащиеся выясняют природу атмосферного давления.
Проблемное изучение физических законов
Изучаемые в школе физические законы по способу их установления можно разделить на группы.
- законы, которые устанавливаются экспериментально;
- законы, которые устанавливаются теоретически.
Пример.
Можно провести опыты с шаром Паскаля, а потом сформулировать проблемный вопрос: почему возникают струи жидкости, ведь поршнем подействовали на воду в цилиндре; почему длина струй одинакова; почему струи вырываются со всей поверхности шара?
Проблемное изучение особенно эффективно при изучении фундаментальных вопросов курса, которые носят характер обобщений, раскрывают существо важнейших идей и понятий физики.
Так как время урока ограничено, то не все виды проблемных заданий могут быть использованы на уроках, например, задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения или многократных проверок, и т. п. домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся физикой учеников. Для «слабых» учащихся полезные несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к физике.
Литература
1. Расцветаева О.В. Проблемное обучение на уроках физики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/584779 (дата обращения: 26.01.2022).
^егас^е Баепсе | 2 (67) • 2022
31