ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Предпринята попытка развития проблемно-целевого подхода к процессу регулирования потребительского рыта. Проблемно-целевой подход предполагает использование алгоритма разработки и принятия управленческих решений, может служить методическим обеспечением процессу государственного регулирования потребительского рынка.
Вмешательство государства в рыночные процессы на региональном потребительском рынке (РПР) — насущная необходимость в период формирования рыночных отношений. В этих условиях государство не должно самоустраняться от регулирования потребительского рынка, регулирование экономики государством является нормой хозяйственной практики любой развитой страны мира. Однако по мере развития и становления рынка политика государства в области регулирования РПР должна, на наш взгляд, изменяться в сторону дерегулирования, т- е. фактически государство определяет правила функционирования рынка, задает приоритеты и границы его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только в случаях наступления существенных диспропорций и проблем на рынке или при наличии конкретных социальных целей [1].
В настоящее время присутствие государства в экономике остается слишком большим и вместе с тем малоэффективным. Экономическое развитие РПР сдерживается недоверием бизнеса к государству, его способности устанавливать стабильные, прозрачные и предсказуемые правила поведения на рынке. Государственное вмешательство в рыночные процессы в основном рассматривается как единственный способ преодоления «провалов рынка» практически во всех сферах экономической деятельности.
О качестве государственного регулирования свидетельствует в том числе качество законотворческой деятельности органов власти: законодательная база отрасли по ряду направлений неэффективна, разрозненна и не систематизирована, законы принимаются несвоевременно, принятие новых законов и нормативных актов вызывает, как правило, проблемы и казусы при практической реализации по причине отсутствия учета интересов всех субъектов хозяйствования.
Решение вышеуказанных проблем и реализация принципа «минимизации» вмешательства представляется возможным при использовании проблемно-целевого подхода (ПЦП) к процессу государственного управления потребительским рынком.
Сущность и логика ПЦП к государственному регулированию РПР заключается в реализации следующих основных этапов:
— экономической диагностики потребительского рынка с целью выявления проблем рынка, причин их возникновения и отклонения от целевых показателей при реализации конкретных социальных программ;
— оценки необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка;
— определения наиболее эффективных регулирующих инструментов для устранения провалов и проблем в развитии рынка;
— определения механизма реализации выбранных инструментов.
В реализации принципа «минимизации» государственного вмешательства необходимо четкое определение границ вмешательства в рыночные процессы. Вмешательство государства в свободное функционирование рынка в рамках ПЦП допустимо в двух случаях: при существовании провалов рынка и при наличии конкретной социальной цели.
Под провалами рынка необходимо понимать следующие проблемы: несовершенную и недостаточную конкуренцию; низкое качество товаров, их недопроизводство; завышенный уровень цен на товары.
Основным этапом ПЦП является диагностика РПР, проводимая с целью определения провалов рынка, оценки их значимости и выявления обусловливающих их факторов (рис. 1).
Рис. 1. Этапы экономической диагностики потребительского рынка
Для количественной характеристики проблем РПР в рамках ПЦП применяется система показателей провалов рынка, основные из которых для продовольственного рынка Удмуртской Республики (УР) и ряда регионов РФ приведены в таблице.
Одной из основных целей экономической диагностики РПР в рамках ПЦП является создание информационной базы для определения необходимости государственного вмешательства, которое осуществляется посредством экспертной оценки (используя сравнение показателей провалов с аналогичными показателями развитых регионов и зарубежных стран) с учетом факторной модейи рынка.
Развитие потребительского рынка УР сопровождается ростом уровня конкуренции, в т. ч. за счет малого предпринимательства, что подтверждается ростом числа организаций розничной торговли на 1 тыс. населения, ростом объемов товарооборота организаций, находящихся в частной собственности, и снижением рентабельности организаций (с б % в 1999 г. до 0,8% в 2004 г.). Однако его уровень остается недостаточным, подтверждением чего являются более высокие объемы товарооборота на 1 гыс. кв. м торговых площадей, численность работников и число организаций розничной торговли на 1 тыс. населения по сравнению с другими, более развитыми регионами (см, таблицу).
За период 1998—2005 гг. в УР существенно вырос уровень регионального производства продовольственных товаров, что повысило уровень обеспеченности регионального потребительского рынка продовольственными товарами регионального производства с 0,54 в 1998 г. до 0,67 в 2005 г. По данному показателю УР значительно опережает многие регионы РФ (см. таблицу).
В регионе продолжает сохраняться положительная динамика опережающего роста доходов по сравнению с ростом потребительских цен, что приводит в итоге к реальному росту денежных доходов населения и росту его покупательской способности. Данный факт подтверждается ростом соотношения прожиточного минимума и среднедушевых доходов населения, сократившимся с 0,68 в 1998 г. до 0,54 в 2005 г. Следствием этого является изменение структуры и культуры потребления: увеличиваются расходы на непродовольственные товары, в частности длительного пользования (с 50,3 % от объемов розничной торговли в 1998 г. до 54,3 % в 2004 г.) и сокращается объем «нецивилизованной» торговли (объем розничного товарооборота на рынках сократился с 24% в 2000 г. до 21% в 2004 г.).
Тенденции роста реальных денежных доходов населения положительно скат зываются не только на количественных характеристиках РПР (отражающихся в росте объемов РПР), но и на его качественных показателях. Так, за анализируемый период увеличился показатель удовлетворенности потребления (е 0,45 в 1998 г. до 0,59 в 2005 F.). Однако его уровень еще намного ниже уровня 1990 к, когда значение показателя составляло 0,9. Несмотря на положительные изменения уровня и структуры потребления продуктов питания, обусловленные ростом доходов, существующий сегодня уровень потребления определенных продуктовых категорий (более дорогих продуктов питания, например: мяса, масла, кондитерских изделий и т. д.) далек не только от потребления в 1990 г., но и ©т норм потребления (в т. ч. и рациональных норм).
Основные показатели провалов потребительских рынков регионов России
на 2005 г.1
Показатель Москва С.-Пе- тербург Республика Татарстан Республика Башкортостан .Удмуртская Республика
Уровень конкуренции
Число работников розничной тор-
говли на 1 тыс. населения 35,3 24,1 11,1 12,9 . 15,9
Число организаций розничной тор-
говли на 1 тыс. населения 8,2 7,7 2,5 2,9 2,8
Число торговых площадей на 1 тыс.
населения, кв. м 750 650 462 347 ■ 230
Объем розничного товарооборота
на одну организаций, млн р. 18,4 8,0 16,9 14,8 9,2
1 На основе данных [2; 3]. 72
Показатель Москва : с.-Пе-; тербург Республи-. ка Татарстан Республика Башкортостан .Удмуртская Республика
Соотношение розничного товаро-
оборота одной организации роз-
ничной торговли и среднемесяч- ;
ных доходов населения, ед. 741 464 2389 2234 1991
Объем розничного товарооборота
:на кв. м торговой площади, ■201:858 94853 92726 1:25323 : 81-204 :
Соотношение объема розничного
товарооборота на кв. м торговой . г
площади и среднемесячных дохо- : :
дов населения, ед. 8,1 5,5 13,1 19,0 : 17,7 I
Объем розничной торговли по фор-
мам собственности, %:
| государственная : 2,3 4,3 6,1 9,4
1 частная 72,1
смешанная 99,0 97,7 95,7 93,9 : 18,5
Рентабельность деятельности ор-
ганизаций розничной торговли, % 0,57 0,57 039 04Ш 0:83;
Уровень производства и качества ттаров
|Доля некачественных товаров
продовольственным товарам^ % 'Соотношение объема производства; ! 36 ! н/д 30 | 25
[потребительских товаров в регио- г
не и объема розничного товарообо-
рота, ед. : 0,21 ; 0,50 0,37 ; 0,40 і 0,67
Уровень цен па товары
Минимальный прожиточный ми-
нимум, р./мес. 41:71 : 3259 2460 , 2390 2463
Соотношение прожиточного ми- і
нимума и доходов населения, ед. ! 0,17 і 0>19 I 0,35 ! 0,36 1 0^54
Индекс потребительских, цен . тл 1 112 : 108,8 : 1:10,9 ; 109,3'
'Соотношение индекса доходов и
Индекса потребительских цен, ед. ' 1,08 і 1,05 1,04 : 1,05 і 1,05
Стоимость минимального продук-
тового набора, р./мес. ; 1634 1451 1130 і 1190 : 1157
Соотношение стоимости минималь-
ного продуктового набора и средне-
месячной заработной платы, ед. 0,07 ; о,о8 0,16 0,18 0,25
Удовлетворенность потребления* 0,78 0,70 . 0,82 0,73 0,59
* Рассчитывается как соотношение уровня потребления Товаров и нормативов потребления по выборке основных продовольственных товаров (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, сахар, яйца, масло растительное).
Рис. 2. Покупательская способность населения в регионах России: —Удмуртская Республика; г. Москва; г. Санкт-Петербург; Республика Татарстан; Республика Башкортостан; РФ
Несмотря на положительные тенденции роста покупательской способности, по данному показателю УР значительно отстает от регионов РФ, что подтверждается высоким соотношением прожиточного минимума и среднедушевых доходов населения (0,54 в 2005 г,) и обусловлено низкими доходами населения и высокими ценами на товары (рис. 2).
Определенные по результатам анализа проблемы потребительского рынка УР можно объединить в следующие группы;
— недостаточный уровень конкуренции в розничном сегменте;
— недостаточное развитие торговой инфраструктуры рынка;
— высокий уровень цен на продовольственные товары и темпы инфляции.
Среди прочих проблем потребительского рынка УР можно выделить следующие:
■— высокий уровень теневой торговли (до 40% рынка);
— значительная дифференциация населения по доходам;
— значительная дифференциация уровня развития потребительского рынка внутри региона (в географическом разрезе);
— низкие стандарты (качество) обслуживания в отрасли.
ПЦП предполагает использование алгоритма разработки и принятия управленческих решений (рис. 3), служит методическим обеспечением процесса государственного регулирования потребительского рынка и отражает:
— основные инструменты регуляции провалов рынка;
— подход и этапность в разработке управленческих решений по. регулированию потребительского рынка,
— способы, методы, инструменты анализа и критерии оценки альтернативных инструментов регулирования.
Анализ потребительского рынка
Определение провалов рынка. Оценка про'блем
Методы анализа: —проблемный;
— целевой;
— системный
Формирование понятия объекта регулирования
Отказ от неэффективных Инструментов регулирования
Критерии оценки:
— степень критичности проблемы;
— перспективы усугубления проблемы;
— невозможность преодоления проблемы рынком самостоятельно;
— недостаточность существующих механизмов регулирования
Инструменты качественной оценки:
— структурированные инсайдерские и экспертные дискуссии;
—анализ полезных эффектов;
— оценка затраты/выгоды;
— прочие инструменты оценки. Инструменты количественной оценки:
— ретроспективное прогнозирование;
— стандартизированные опросы. Систематизирующие инструменты:
— системный анализ последствий;
— математическое моделирование
Критерии оценки:
—возможность достижения цели;
—практичность/приемлемо сть;
■—практичность и понятность для субъектов рынка;
— оперативность воздействия;
— соотношение затраты/выгоды;
— согласованность с региональными программами
Оценка существующих методов' регулирования
т
Определение вариантов развития ситуации
Оценка необходимости государственного вмешательства
Постановка целей и задач регулирования
т
Построение причинно-следственной схемы регулирования
Определение возможных методов регулирования
Выбор методов регулирования
I
Определение механизма реализации инструментов регулирования
Контроль исполнения и мониторинг рынка
Рис, 3. Алгоритм разработки и принятия управленческого решения
На основании построенной проблемной модели РПР УР с использованием шгоритма принятия управленческих решений предлагается механизм урегули-ювания пр9бяем рынка и обеспечения его дальнейшего.роста (рис. 4), включаю-ций следующие задачи:
— повышение социальной защищенности населения за счет повышения ;ультуры и качества обслуживания в розничной торговле, стабилизации и ми-шмизации цен на товары, развития торговой инфраструктуры;
— защиту интересов и прав потребителей, в том числе за счет усиления кон-:роля за товарами в оптово-розничной торговле;
— повышение уровня конкуренции в розничной торговле за счет развития шюго предпринимательства как основы развития РПР;
— рост самообеспеченности региона товарами местного производства за чет поддержки действующих и развития новых производств.
В целом, предлагаемый ПЦП к процессу государственного регулирования »ПР позволяет’.
Рис. 4. Комплекс организационно-экономических мер, направленных на развитие продовольственного рынка
— реализовать принцип минимизации государственного вмешательства в регулирование рыночных процессов за счет установления критериев необходимости государственного вмешательства, определяемых как «провалы» рынка;
— своевременно" определять необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночных взаимоотношений за счет применения в режиме мониторинга системы анализа рынка и оценки эффективности государственного регулирования;
— определять основные инструменты регуляции провалов рынка;
— определять подход и этапность в разработке управленческих решений по регулированию РПР, способы и критерии оценки инструментов.
Список литературы
1. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия : учеб, для вузов / Ф. И. Шамхалов. М.: Экономика, 2000.
2. Удмуртия в цифрах, 2005 год: стат. сб. Ижевск: [б. и.], 2006.
3. Торговля в России, 2005 : стат. сб. / Росстат. М.: Статистика России, 2006.