Научная статья на тему 'Проблемно-целевой подход в регулировании регионального потребительского рынка'

Проблемно-целевой подход в регулировании регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
62
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов А. К., Зорин С. М.

Предпринята попытка развития проблемно-целевого подхода к процессу регулирования потребительского рынка. Проблемно-целевой подход предполагает использование алгоритма разработки и принятия управленческих решений, может служить методическим обеспечением процесса государственного регулирования потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемно-целевой подход в регулировании регионального потребительского рынка»

ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕГУЛИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Предпринята попытка развития проблемно-целевого подхода к процессу регулирования потребительского рыта. Проблемно-целевой подход предполагает использование алгоритма разработки и принятия управленческих решений, может служить методическим обеспечением процессу государственного регулирования потребительского рынка.

Вмешательство государства в рыночные процессы на региональном потребительском рынке (РПР) — насущная необходимость в период формирования рыночных отношений. В этих условиях государство не должно самоустраняться от регулирования потребительского рынка, регулирование экономики государством является нормой хозяйственной практики любой развитой страны мира. Однако по мере развития и становления рынка политика государства в области регулирования РПР должна, на наш взгляд, изменяться в сторону дерегулирования, т- е. фактически государство определяет правила функционирования рынка, задает приоритеты и границы его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только в случаях наступления существенных диспропорций и проблем на рынке или при наличии конкретных социальных целей [1].

В настоящее время присутствие государства в экономике остается слишком большим и вместе с тем малоэффективным. Экономическое развитие РПР сдерживается недоверием бизнеса к государству, его способности устанавливать стабильные, прозрачные и предсказуемые правила поведения на рынке. Государственное вмешательство в рыночные процессы в основном рассматривается как единственный способ преодоления «провалов рынка» практически во всех сферах экономической деятельности.

О качестве государственного регулирования свидетельствует в том числе качество законотворческой деятельности органов власти: законодательная база отрасли по ряду направлений неэффективна, разрозненна и не систематизирована, законы принимаются несвоевременно, принятие новых законов и нормативных актов вызывает, как правило, проблемы и казусы при практической реализации по причине отсутствия учета интересов всех субъектов хозяйствования.

Решение вышеуказанных проблем и реализация принципа «минимизации» вмешательства представляется возможным при использовании проблемно-целевого подхода (ПЦП) к процессу государственного управления потребительским рынком.

Сущность и логика ПЦП к государственному регулированию РПР заключается в реализации следующих основных этапов:

— экономической диагностики потребительского рынка с целью выявления проблем рынка, причин их возникновения и отклонения от целевых показателей при реализации конкретных социальных программ;

— оценки необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка;

— определения наиболее эффективных регулирующих инструментов для устранения провалов и проблем в развитии рынка;

— определения механизма реализации выбранных инструментов.

В реализации принципа «минимизации» государственного вмешательства необходимо четкое определение границ вмешательства в рыночные процессы. Вмешательство государства в свободное функционирование рынка в рамках ПЦП допустимо в двух случаях: при существовании провалов рынка и при наличии конкретной социальной цели.

Под провалами рынка необходимо понимать следующие проблемы: несовершенную и недостаточную конкуренцию; низкое качество товаров, их недопроизводство; завышенный уровень цен на товары.

Основным этапом ПЦП является диагностика РПР, проводимая с целью определения провалов рынка, оценки их значимости и выявления обусловливающих их факторов (рис. 1).

Рис. 1. Этапы экономической диагностики потребительского рынка

Для количественной характеристики проблем РПР в рамках ПЦП применяется система показателей провалов рынка, основные из которых для продовольственного рынка Удмуртской Республики (УР) и ряда регионов РФ приведены в таблице.

Одной из основных целей экономической диагностики РПР в рамках ПЦП является создание информационной базы для определения необходимости государственного вмешательства, которое осуществляется посредством экспертной оценки (используя сравнение показателей провалов с аналогичными показателями развитых регионов и зарубежных стран) с учетом факторной модейи рынка.

Развитие потребительского рынка УР сопровождается ростом уровня конкуренции, в т. ч. за счет малого предпринимательства, что подтверждается ростом числа организаций розничной торговли на 1 тыс. населения, ростом объемов товарооборота организаций, находящихся в частной собственности, и снижением рентабельности организаций (с б % в 1999 г. до 0,8% в 2004 г.). Однако его уровень остается недостаточным, подтверждением чего являются более высокие объемы товарооборота на 1 гыс. кв. м торговых площадей, численность работников и число организаций розничной торговли на 1 тыс. населения по сравнению с другими, более развитыми регионами (см, таблицу).

За период 1998—2005 гг. в УР существенно вырос уровень регионального производства продовольственных товаров, что повысило уровень обеспеченности регионального потребительского рынка продовольственными товарами регионального производства с 0,54 в 1998 г. до 0,67 в 2005 г. По данному показателю УР значительно опережает многие регионы РФ (см. таблицу).

В регионе продолжает сохраняться положительная динамика опережающего роста доходов по сравнению с ростом потребительских цен, что приводит в итоге к реальному росту денежных доходов населения и росту его покупательской способности. Данный факт подтверждается ростом соотношения прожиточного минимума и среднедушевых доходов населения, сократившимся с 0,68 в 1998 г. до 0,54 в 2005 г. Следствием этого является изменение структуры и культуры потребления: увеличиваются расходы на непродовольственные товары, в частности длительного пользования (с 50,3 % от объемов розничной торговли в 1998 г. до 54,3 % в 2004 г.) и сокращается объем «нецивилизованной» торговли (объем розничного товарооборота на рынках сократился с 24% в 2000 г. до 21% в 2004 г.).

Тенденции роста реальных денежных доходов населения положительно скат зываются не только на количественных характеристиках РПР (отражающихся в росте объемов РПР), но и на его качественных показателях. Так, за анализируемый период увеличился показатель удовлетворенности потребления (е 0,45 в 1998 г. до 0,59 в 2005 F.). Однако его уровень еще намного ниже уровня 1990 к, когда значение показателя составляло 0,9. Несмотря на положительные изменения уровня и структуры потребления продуктов питания, обусловленные ростом доходов, существующий сегодня уровень потребления определенных продуктовых категорий (более дорогих продуктов питания, например: мяса, масла, кондитерских изделий и т. д.) далек не только от потребления в 1990 г., но и ©т норм потребления (в т. ч. и рациональных норм).

Основные показатели провалов потребительских рынков регионов России

на 2005 г.1

Показатель Москва С.-Пе- тербург Республика Татарстан Республика Башкортостан .Удмуртская Республика

Уровень конкуренции

Число работников розничной тор-

говли на 1 тыс. населения 35,3 24,1 11,1 12,9 . 15,9

Число организаций розничной тор-

говли на 1 тыс. населения 8,2 7,7 2,5 2,9 2,8

Число торговых площадей на 1 тыс.

населения, кв. м 750 650 462 347 ■ 230

Объем розничного товарооборота

на одну организаций, млн р. 18,4 8,0 16,9 14,8 9,2

1 На основе данных [2; 3]. 72

Показатель Москва : с.-Пе-; тербург Республи-. ка Татарстан Республика Башкортостан .Удмуртская Республика

Соотношение розничного товаро-

оборота одной организации роз-

ничной торговли и среднемесяч- ;

ных доходов населения, ед. 741 464 2389 2234 1991

Объем розничного товарооборота

:на кв. м торговой площади, ■201:858 94853 92726 1:25323 : 81-204 :

Соотношение объема розничного

товарооборота на кв. м торговой . г

площади и среднемесячных дохо- : :

дов населения, ед. 8,1 5,5 13,1 19,0 : 17,7 I

Объем розничной торговли по фор-

мам собственности, %:

| государственная : 2,3 4,3 6,1 9,4

1 частная 72,1

смешанная 99,0 97,7 95,7 93,9 : 18,5

Рентабельность деятельности ор-

ганизаций розничной торговли, % 0,57 0,57 039 04Ш 0:83;

Уровень производства и качества ттаров

|Доля некачественных товаров

продовольственным товарам^ % 'Соотношение объема производства; ! 36 ! н/д 30 | 25

[потребительских товаров в регио- г

не и объема розничного товарообо-

рота, ед. : 0,21 ; 0,50 0,37 ; 0,40 і 0,67

Уровень цен па товары

Минимальный прожиточный ми-

нимум, р./мес. 41:71 : 3259 2460 , 2390 2463

Соотношение прожиточного ми- і

нимума и доходов населения, ед. ! 0,17 і 0>19 I 0,35 ! 0,36 1 0^54

Индекс потребительских, цен . тл 1 112 : 108,8 : 1:10,9 ; 109,3'

'Соотношение индекса доходов и

Индекса потребительских цен, ед. ' 1,08 і 1,05 1,04 : 1,05 і 1,05

Стоимость минимального продук-

тового набора, р./мес. ; 1634 1451 1130 і 1190 : 1157

Соотношение стоимости минималь-

ного продуктового набора и средне-

месячной заработной платы, ед. 0,07 ; о,о8 0,16 0,18 0,25

Удовлетворенность потребления* 0,78 0,70 . 0,82 0,73 0,59

* Рассчитывается как соотношение уровня потребления Товаров и нормативов потребления по выборке основных продовольственных товаров (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, сахар, яйца, масло растительное).

Рис. 2. Покупательская способность населения в регионах России: —Удмуртская Республика; г. Москва; г. Санкт-Петербург; Республика Татарстан; Республика Башкортостан; РФ

Несмотря на положительные тенденции роста покупательской способности, по данному показателю УР значительно отстает от регионов РФ, что подтверждается высоким соотношением прожиточного минимума и среднедушевых доходов населения (0,54 в 2005 г,) и обусловлено низкими доходами населения и высокими ценами на товары (рис. 2).

Определенные по результатам анализа проблемы потребительского рынка УР можно объединить в следующие группы;

— недостаточный уровень конкуренции в розничном сегменте;

— недостаточное развитие торговой инфраструктуры рынка;

— высокий уровень цен на продовольственные товары и темпы инфляции.

Среди прочих проблем потребительского рынка УР можно выделить следующие:

■— высокий уровень теневой торговли (до 40% рынка);

— значительная дифференциация населения по доходам;

— значительная дифференциация уровня развития потребительского рынка внутри региона (в географическом разрезе);

— низкие стандарты (качество) обслуживания в отрасли.

ПЦП предполагает использование алгоритма разработки и принятия управленческих решений (рис. 3), служит методическим обеспечением процесса государственного регулирования потребительского рынка и отражает:

— основные инструменты регуляции провалов рынка;

— подход и этапность в разработке управленческих решений по. регулированию потребительского рынка,

— способы, методы, инструменты анализа и критерии оценки альтернативных инструментов регулирования.

Анализ потребительского рынка

Определение провалов рынка. Оценка про'блем

Методы анализа: —проблемный;

— целевой;

— системный

Формирование понятия объекта регулирования

Отказ от неэффективных Инструментов регулирования

Критерии оценки:

— степень критичности проблемы;

— перспективы усугубления проблемы;

— невозможность преодоления проблемы рынком самостоятельно;

— недостаточность существующих механизмов регулирования

Инструменты качественной оценки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— структурированные инсайдерские и экспертные дискуссии;

—анализ полезных эффектов;

— оценка затраты/выгоды;

— прочие инструменты оценки. Инструменты количественной оценки:

— ретроспективное прогнозирование;

— стандартизированные опросы. Систематизирующие инструменты:

— системный анализ последствий;

— математическое моделирование

Критерии оценки:

—возможность достижения цели;

—практичность/приемлемо сть;

■—практичность и понятность для субъектов рынка;

— оперативность воздействия;

— соотношение затраты/выгоды;

— согласованность с региональными программами

Оценка существующих методов' регулирования

т

Определение вариантов развития ситуации

Оценка необходимости государственного вмешательства

Постановка целей и задач регулирования

т

Построение причинно-следственной схемы регулирования

Определение возможных методов регулирования

Выбор методов регулирования

I

Определение механизма реализации инструментов регулирования

Контроль исполнения и мониторинг рынка

Рис, 3. Алгоритм разработки и принятия управленческого решения

На основании построенной проблемной модели РПР УР с использованием шгоритма принятия управленческих решений предлагается механизм урегули-ювания пр9бяем рынка и обеспечения его дальнейшего.роста (рис. 4), включаю-ций следующие задачи:

— повышение социальной защищенности населения за счет повышения ;ультуры и качества обслуживания в розничной торговле, стабилизации и ми-шмизации цен на товары, развития торговой инфраструктуры;

— защиту интересов и прав потребителей, в том числе за счет усиления кон-:роля за товарами в оптово-розничной торговле;

— повышение уровня конкуренции в розничной торговле за счет развития шюго предпринимательства как основы развития РПР;

— рост самообеспеченности региона товарами местного производства за чет поддержки действующих и развития новых производств.

В целом, предлагаемый ПЦП к процессу государственного регулирования »ПР позволяет’.

Рис. 4. Комплекс организационно-экономических мер, направленных на развитие продовольственного рынка

— реализовать принцип минимизации государственного вмешательства в регулирование рыночных процессов за счет установления критериев необходимости государственного вмешательства, определяемых как «провалы» рынка;

— своевременно" определять необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночных взаимоотношений за счет применения в режиме мониторинга системы анализа рынка и оценки эффективности государственного регулирования;

— определять основные инструменты регуляции провалов рынка;

— определять подход и этапность в разработке управленческих решений по регулированию РПР, способы и критерии оценки инструментов.

Список литературы

1. Шамхалов, Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия : учеб, для вузов / Ф. И. Шамхалов. М.: Экономика, 2000.

2. Удмуртия в цифрах, 2005 год: стат. сб. Ижевск: [б. и.], 2006.

3. Торговля в России, 2005 : стат. сб. / Росстат. М.: Статистика России, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.