ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА
А.М. Елохов, канд. экон. наук, доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-153-158
Аннотация. Целью данного исследования является разработка методики формирования стратегической цели развития мегаполиса в зависимости от структуры городских проблем. В работе предложена проблемно-ориентированная модель стратегического це-леполагания развития мегаполиса, показана технология ее применения в системе стратегического планирования на примере города Перми. Полученные результаты можно рассматривать как инструмент совершенствования методических основ определения целей в стратегии развития мегаполиса, обеспечивающий тесную зависимость стратегических целей и общественных потребностей.
Ключевые слова: мегаполис, коренная проблема, узловая проблема, стратегическая цель, задача, стратегия развития.
Введение. Мегаполисы- города с численностью населения более 1 млн. чел. имеют для России стратегическое значение, являясь драйверами социально-экономического развития (далее по тексту - СЭР) не только регионов размещения, но и всей страны. Однако превращению мегаполисов в перспективные центры экономического роста препятствуют проблемы несбалансированного СЭР и неудовлетво-
рительного состояния городской среды [1]. По нашему мнению, одной из причин этой ситуации является ведомственный подход к определению стратегических проблем и целей СЭР мегаполисов. Анализ стратегий СЭР российских мегаполисов показал, что проблемно-целевая подсистема в этих документах не сбалансирована, а определение проблем и целей происходит зачастую автономно. Это отражено в таблице 1.
Таблица 1. Проблемно-целевая характеристика стратегий СЭР российских мегаполисов
Название мегаполиса Количество
Основных проблем СЭР Стратегических целей Решаемых задач Направлений развития города
г.Новосибирск 10 5 25 4
г.Екатеринбург 9 8 51 7
г.Н.Новгород 7 4 44 6
г.Казань 13 7 42 4
г.Челябинск 7 13 26 4
г.Омск 11 4 23 4
г.Самара 13 10 42 10
г.Ростов-на-Дону 13 72 90 3
г.Уфа 7 5 29 5
г.Красноярск 11 13 39 3
г.Пермь 12 6 59 6
г.Воронеж 9 3 78 4
г.Волгоград 9 4 25 4
Источник: разработано автором на основе сайтов администраций городов
Анализ таблицы 1 показал, что в стратегиях мегаполисов России отмечается несовпадение в количестве проблем, целей, задач и направлений СЭР. Из общего ряда
городов по этим параметрам выделяется Ростов-на-Дону, в стратегии которого выделено 72 цели и 90 задач, что на порядок больше, чем в других городах [2]. По ко-
личеству стратегических направлений лидирует Нижний Новгород (23 направления) [3] и Самара - 10 направлений [4], "аутсайдеры" по этому параметру имеют по три направления развития - Казань [5], Ростов-на-Дону [2], Красноярск [6].
Более детально оценим соответствие между проблемами и целевыми задачами,
на примере стратегического направления «общественная безопасность», отраженного в стратегии СЭР Перми (табл. 2). Как видим, из 5 стратегических задач, последняя не соответствует проблемам данного направления стратегии (отмечено в табл. 2 минусом).
Таблица 2. Соответствие проблем и задач по стратегическому направлению «общественная безопасность» стратегии СЭР г. Перми [7]_
Целевые задачи Проблемные зоны
Рост числа преступлений, в т.ч. вне частных пространств. Рост количества потребителей наркотиков. Рост числа участников ДТП, в т. ч. смертельные случаи Части города, проблемные для своевременного прибытия пожарных.
Уменьшение количества правонарушений, в. т.ч. совершенных несовершеннолетними. +
Предупреждение употребления ПАВ. +
Снижение числа ДТП. +
Меры пожарной безопасности. +
Профилактика и устранение природных и техногенных ЧС, развитие системы ГО - - - -
Анализ по всем стратегическим направлениям стратегии СЭР Перми, показал не полное соответствие проблем и задач развития города (табл. 3).
Таблица 3. Соответствие проблем и задач стратегии развития города Перми [7]
Направление развития города Количество Количество использованных Доля использованных проблем и задач, %
проблем задач проблем задач (гр.4 : гр.1) (гр.5 : гр.2)
1 2 4 5 6 7
Социальная сфера 6 1S 5 13 S3,3 72,2
Общественная безопасность 4 5 4 4 100,0 S0,0
Экономики 5 7 4 5 S0,0 71,4
Инфраструктура 12 16 9 10 75,0 62,5
Пространственное развитие 9 7 4 4 44,4 57,1
Местное самоуправление 3 6 3 3 100,0 50,0
Всего 39 59 29 39 74,4 66,1
Очевидно, что 33,9% задач не соответствует проблемам, 25,6% проблем не отражены в задачах, а это означает, что стратегия СЭР города не сбалансирована и не обеспечивает эффективную основу для разработки программно-проектного инструментария решения городских проблем.
Результаты исследований. Устранить выявленную диспропорцию «проблема-цель» предлагаем на основе методики проблемно-ориентированного целеполага-
ния СЭР мегаполисов. Суть данного подхода сводится к формулированию цели стратегии на основе структуризации городских проблем. Алгоритм методики включает:
а) выявление проблем СЭР города;
б) определение корневой проблемы по каждому стратегическому направлению;
в) выделение узловой проблемы СЭР города;
г) формулирование главной цели стратегии;
д) определение подцелей по направлениям стратегии СЭР города.
Технологию проведения данной работы покажем на примере города Перми. Состав проблем СЭР города выделен в стратегии, а их количество по стратегическим направлениям отражено в табл. 3. На основе
этой информации определим связи проблем и выявим корневые проблемы по стратегическим направлениям развития города Перми. Методику выявления корневой проблемы покажем на примере стратегического направления, связанного с совершенствованием механизмов муниципального управления (табл. 4).
Проблемы Низкая доступность и качество услуг Недостаточная квалификация и мотивация кадров Негативный имидж муниципальной службы
Низкая доступность и качество услуг +
Недостаточная квалификация и мотивация кадров. + _ +
Негативный имидж муниципальной службы _ + _
Количество связей проблем 1 2 1
Таблица 4. Выявление корневой проблемы в управленческой сфере стратегии СЭР Перми [7]
По количеству связей проблем, указанных в таблице 4, корневой проблемой, вызывающей или обостряющей другие проблемы, является недостаточная профессиональная подготовка и мотивация муниципальных служащих. По аналогии выявляются корневые проблемы по всем стра-
тегическим направлениям СЭР Перми. На основе корневых проблем выделим узловую проблему, которая вытекает из выявленных проблем и обусловливает появление или обострение других проблем СЭР мегаполиса. Результаты такой проблемной структуризации отразим в таблице 5.
Таблица 5. Выявление узловой проблемы среди корневых проблем по направлениям стратегии СЭР Перми [7]_
Корневые проблемы направлений СЭР города Направление стратегии СЭР города
социальное безопасность экономическое инфраструктурное про-странст-венное управленческое
Уменьшение населения, квалифицированных кадров Высокий уровень преступности, в т.ч. в общественных местах. Неустойчивость экономического развития, зависимость от внешних рынков. Низкий уровень благоустройства города Отсутствие единых подходов к архитектурному облику Низкий уровень подготовки и мотивации муниципальных кадров.
Уменьшение населения, квалифицированных кадров - + + + - -
Высокий уровень преступности, в т.ч. в общественных местах. + - + - - -
Неустойчивость экономического развития, зависимость от внешних рынков. + + - + - -
Низкий уровень благоустройства города + - + - - +
Отсутствие единых подходов к архитектурному облику + - - - - +
Недостаточный уровень подготовки и мотивации муниципальных кадров. + - + + + -
Итого связей 5 2 4 3 1 2
Структуризация проблем СЭР Перми показала, что узловой проблемой, выделенной по максимуму связей, является «уменьшение численности населения и квалифицированных кадров». К числу результирующих проблем, перечисленных по их значимости, относятся «неустойчивость экономического развития, зависимость от внешних рынков», «низкий уровень благоустройства», «низкая квалификация муниципальных служащих», «высокий уровень преступности» и «отсутствие единых подходов к архитектурному облику города». Выявленная структура проблем Перми подтверждается данными опроса жителей города: недостаточное благоустройство (29%), ненормативное состояние улиц и дорог (21%), экологическое неблагополучие (12%) и высокий уровень преступности (6%).
Экономическое развитие Перми в соответствие со стратегией должно сосредоточится не столько на постиндустриальных технологиях, а скорее на восстановлении и
укреплении сохранившегося индустриального потенциала города. По расчётам А.Г. Аганбегяна, в сегодняшней России около 23 процентов оборудования с истекшим сроком амортизации. По мнению академика инвестиции нужно направить на обновление действующего производства [8, с. 17]. О.С. Сухарев и Е.Н. Ворончихина уточняют, что развитие экономики требует технологических сдвигов [9, с. 16]. Главной целью СЭР города при развитии постиндустриальной экономики становится увеличение человеческого потенциала. Достижение этой цели предполагает решение задач: занятости в экономике; роста заработной платы; обеспеченности жильем, услугами, комфортности городской среды; безопасности жизнедеятельности [10, с. 135].
Проблемно-ориентированный подход позволяет дать новые формулировки стратегической цели и подцелей СЭР Перми (табл. 6).
Таблица 6. Проблемно-ориентированные формулировки целей СЭР Перми
Действующая формулировка цели Новая формулировка цели
Цель стратегии СЭР
Повышение качества жизни населения на основе инновационного развития экономики. Привлечение, удержание и развитие человеческого потенциала.
Подцели по стратегическим направлениям развития Перми
Формирование благоприятных условий для развития человеческого капитала. Предоставление возможностей для самовыражения на основе удовлетворения первичных потребностей горожан
Развитие диверсифицированной экономики, основанной на динамично развивающихся и инновационных секторах, формирование условий для развития экономики знаний и перехода городской экономики к VI технологическому укладу. Устойчивое развитие отраслей экономики на основе использования имеющегося потенциала и привлечения инвестиций.
Создание комфортной городской среды. Доведение уровня благоустройства территории города до нормативных требований
Обеспечение личной и общественной безопасности в городе Перми. Сокращение преступности, в т.ч. в общественных местах до среднероссийского уровня.
Повышение эффективности местного самоуправления. Насыщение муниципальной службы квалифиро-ванными и мотивированными кадрами
Сбалансированная и эффективная пространственная организация города. Выработка единых подходов к архитектурному облику города
Источник: составлено автором на основе [7] и табл.5
Заключение. Проблемно-
ориентированный подход к определению целей СЭР мегаполиса обеспечивает разработку не «фронтальной», а «прорывной» стратегии, ориентированной на удержание
конкурентных преимуществ города на основе концентрации усилий и ресурсов на решении конкретных проблем мегаполиса в рамках государственной политики. Так, например, новая формулировка стратеги-
ческой цели СЭР Перми полностью соот- численность населения города выросла по ветствует стратегической цели развития сравнению с 2019 годом всего на Пермского края - увеличение численности 0,1% [12], а по сравнению с Прогнозом жителей [11]. Для Перми как краевого СЭР Перми на 2021-2023 годы снизилась центра, рост численности населения явля- на 0,4 тыс. чел. [13]. ется актуальной задачей. Так в 2020 году
Библиографический список
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019. № 207. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.04.2021 г.).
2. Стратегия СЭР города Ростова-на-Дону на период до 2035 года. Решение Думы от 21.12.2018. № 603. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 11.04.2021).
3. Стратегия СЭР города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы. Постановление администрации города от 25.01.2017. № 190. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admgor.nnov.ru (дата обращения: 01.03.2021).
4. Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года. Решение Думы городского округа Самара от 26.09.2013. № 358. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://samadm.ru/docs/strategiya-2025/ (дата обращения: 11.04.2021).
5. Стратегия СЭР МО г. Казани до 2030 года. Решение городской Думы от 14.12.2016. №2-12. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2021).
6. Стратегия СЭР города Красноярска до 2030 года. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553385337 (дата обращения: 01.04.2021).
7. О Стратегии СЭР МО город Пермь до 2030 года. Решение городской Думы от 22.04.2014. №85. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.03.2021).
8. Аганбегян А.Г. О преодолении стагнации, рецессии и достижении 5%-го роста // Экономическое возрождение России. - 2019. - №2. - С. 17-23.
9. Сухарев О.С., Ворончихина Е.Н. Стратегии индустриализации экономики: Исследование структуры экономического роста и технологического развития. - М.: ЛЕНАНД, 2019. - 320 с.
10. Елохов А.М. Целевые программы и проекты в системе стратегического управления: монография / А.М. Елохов; ПГНИУ. - Пермь, 2020. - 205 с.
11. О Стратегии СЭР Пермского края до 2026 года. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 01.12. 2011. № 3046.
12. Краткие итоги СЭР города Перми. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gorodperm.ru (дата обращения 03.04.2021).
13. Постановление администрации города Перми от 16.10.20 г. № 1000 «Об одобрении прогноза СЭР города Перми на 2021 год и на период до 2023года».
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gorodperm.ru/actions/strategy (дата обращения: 17.04. 2021).
PROBLEM-ORIENTED FORMATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT GOALS OF
THE MEGAPOLIS
A.M. Elokhov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Perm State National Research University (Russia, Perm)
Abstract. The purpose of this study is to develop a methodology for the formation of a strategic goal for the development of a megalopolis, depending on the structure of urban problems. The paper proposes a problem-oriented model of strategic goal-setting for the development of a megalopolis, shows the technology of its application in the system of strategic planning on the example of the city of Perm. The results obtained can be viewed as a tool for improving the methodological foundations for defining goals in the development strategy of a metropolis, providing a close relationship between strategic goals and social needs.
Keywords: megalopolis, root problem, key problem, strategic goal, task, development strategy.