УДК 61:37-057.875
ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
A.B. Сущенко, О.И. Олейник, Е.А. Алферова, О.П. Красникова, Е.В. Вусатая
ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет имени H.H. Бурденко» Минздрава России г. Воронеж, Россия, 394036
Аннотация. В системе высшего медицинского образования постоянно растут требования к эффективности обучения и воспитания будущих врачей. В этих условиях актуальным представляется разработка и развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в медицинском вузе с позиций компетентностного подхода. Проведенный анализ позволил нам определить совокупность рекомендаций по внедрению в вузовскую практику ПДКО, обоснованные пути совершенствования развития профессиональной компетентности студентов посредством проблемно-деятельностного обучения: развитие теории проблемно-деятельностного обучения на основе компетентностного подхода; развитие профессионального мышления в процессе обучения студентов в вузе; разработка и внедрение технологии проблемно-деятельностного обучения как средства развития профессиональной компетентности студентов в вузе.
Ключевые слова: проблемно-деятельностное обучение, компетентностный подход, медицинский вуз, обучение студентов.
Для современного этапа развития высшего образования характерно противоречие, заключающееся в несоответствии между возрастанием необходимости обучения студентов, развития их профессиональной компетентности с использованием возможностей проблемно-деятельностно-го подхода и уровнем разработанности научных и прикладных основ решения данной проблемы. Те изменения, которые сейчас происходят и в системе высшего медицинского образования отражают возросшие требования к эффективности обучения и воспитания, должны осуществляться на основе деятельностного подхода организации учебно-воспитательного процесса. Для разрешения данного противоречия необходима научная разработка и развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в медицинском вузе с позиций компетентностного подхода.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и рассмотрении практических путей реализации проблемно-деятельностного обучения в медицинском вузе в современных условиях.
Проведенный нами анализ литературы по педагогике и педагогической психологии показывает, что в значительной степени теоретико-методологические контуры нового подхода к обучению специалистов в высшей школе предложил в начале 80-х годов XX века один из видных теоретиков и практиков отечественной педагогики A.B. Барабанщиков. В конце 80-х гг. XX в. коллективом педагогов под его руководством разработана про-блемно-деятельностная концепция обучения (ПДКО). Достоинствами данной концепции являются:
во-первых, сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной
—--—
~ 278 ~
Since 1999 ISSN 2226-7425
Сущенко A.B. и др. Проблемно-деятельностная концепция обучения студентов медицинского вуза
—--—
теории, проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) [5, с. 163], а также существенное сглаживание их недостатков;
ео-еторых, определение взаимосвязанных требований к деятельности как обучающего, так и обучаемых.
Отметим, что, по мнению, A.B. Барабанщико-ва, его коллег и последователей, педагогическая теория проблемно-деятельностного обучения должна была исходить из следующих положений:
во-первых, из характера и содержания профессиональной деятельности, а также возрастных особенностей субъектов деятельности и возможностей вузов;
во-вторых, она должна быть личностной, то есть связывать обучение с условиями формирования и развития личности специалиста в целом;
в-третьих, органически впитывать в себя все лучшие, оправдавшие себя на практике рекомендации существующих концепций в преобразованном виде как элемент целостной теории;
в-четвертых, стержнем такой теории являются закономерности поисковой деятельности обучающихся, сочетаемой с практической реализацией принятого решения.
Сущность ПДКО заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
В содержательном плане данная концепция включает два принципа, в соответствии с которыми организуется процесс обучения как совместная деятельность обучающих и обучаемых.
Первый принцип — это принцип активно-деятельностного развития личности обучаемого в процессе обучения. Его основными требованиями являются:
— четкая ориентация всей системы обучения и воспитания на формирование специалиста с творческим стилем мышления, широкой научной эрудицией, высокой профессиональной компетентностью;
— воспроизведение в учебно-воспитательном процессе всех современных особенностей социальных отношений: динамизма, многогранности и противоречивости социального развития общества;
— обеспечение тесной связи всей системы обучения и воспитания обучаемых с их профессиональной деятельностью;
— основательное вооружение обучаемых продуктивным, исследовательским стилем деятельности, навыками научной организации труда, потребностью в постоянном самосовершенствовании.
Второй принцип — это принцип проблем-ности. Его основные требования:
— изучение явлений в их реальном развитии, в широком взаимодействии с другими явлениями;
— обучаемые должны быть научены видеть всю многогранность, противоречивость реальных процессов развития общества, природы и человека;
— обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и эстетической привлекательностью самостоятельного творческого труда;
— средством моделирования учебного процесса такого качества выступают проблемные задачи, проблемные ситуации и их решение;
— развитие диалогических форм учебных занятий;
— каждое занятие должно превратиться в совместный поиск знаний обучающим и обучаемым;
— смелое научное прогнозирование со стороны руководителя занятия и обучаемых, поиск новых путей решения традиционных и нетрадиционных проблем.
Педагогическим условием успешной реализации ПДКО выступает, с одной стороны, организация интенсивного мышления (проблематизация мышления, наращивание противоречий в учебной познавательной деятельности, ограничение времени на разрешение проблемной ситуации и др.). С другой стороны, — создание объективизации процесса мышления (фиксация всех этапов мысле-деятельности, уточнение и корректировка предлагаемой версии, показ педагогом своего отношения к высказанной версии и др.). И также важно обеспечить самостоятельность в действиях обучаемого. Целесообразно обеспечить в рамках упомянутой концепции прохождение следующих этапов: восприятие и осмысление предложенной про-
—--—
~ 279 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
блемы, создание и обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации, индивидуальные практические действия в соответствии с принятой моделью, анализ эффективности выполненного действия, рефлексия мышления в ходе реализованного действия. Эта концепция, таким образом, позволяет реализовать два основных принципа обучения — принцип проблемности и принцип деятельности.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения цели образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику высшей школы в его дальнейшей профессиональной деятельности [2, с. 125].
Целью высшей медицинской школы является формирование самосознания личности, выражающееся в принятии студентами установки на овладение глубоко гуманной и творческой профессией врача, формирование способности к самостоятельной творческой деятельности. Степень самостоятельности студентов должна возрастать по мере обучения, т.е. в начале быть частично поисковой, а затем приобретать в ряде случаев исследовательский характер. В то же время назрела необходимость значительного усиления практической подготовки будущих врачей, максимального развития практических навыков [1, с. 256].
Через развитие познавательной самостоятельности студентов, а именно через кружки, олимпиады, студенческие научные конференции, учебно-исследовательскую работу (УИРС) в медицинском вузе возможна реализация проблемно-деятельност-ной концепции обучения [4, с. 257].
Опираясь на вышеизложенное, можно выделить следующие этапы познавательной учебной деятельности обучающихся.
Этап 1. Восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. Учащиеся знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.
Этап 2. Учащиеся создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.
Этап 3. Индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение;
Этап 4. Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.
Этап 5. Анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
Рассмотрим на примере возможность внедрения проблемно-деятельностного обучения студентов на занятиях стоматологического факультета Воронежского государственного медицинского университета имени H.H. Бурденко по дисциплине терапевтическая стоматология. Практическое занятие — это та форма обучения в медицинском вузе, при которой студенты имеют наибольший контакт с преподавателем и сталкиваются с реальной врачебной деятельностью. Именно на практических занятиях преподаватель может и должен обеспечить управляемое формирование действий и понятий. Цель клинического занятия формулируется в терминах деятельности. Это обусловлено тем, что сама технология длительно и устойчиво активизирует мышление обучаемых, результатом усвоения должно быть формирование действий у субъекта. Профильные кафедры являются ведущими в профессиональной подготовке врача, а модель врача-стоматолога предполагает формирование врачебных видов деятельности. [4, с. 257].
С целью повышения познавательных и эмоциональных возможностей, усиления практической подготовки и максимального развития практиче-
—--—
~ 280 ~
Since 1999 ISSN 2226-7425
Сущенко A.B. и др. Проблемно-деятельностная концепция обучения студентов медицинского вуза
—--—
ских навыков студентов на данном занятии предлагается деловая игра «Дифференциальная диагностика хронического рецидивирующего аф-тозного стоматита».
Она ориентирована на интенсификацию логико-познавательной деятельности обучаемых и представляет собой модель патологического процесса и системы оказания помощи. Позволяет выявить уровень теоретических знаний студента, оценить степень овладения практическими навыками, выявить умение ориентироваться в ситуации и выбрать правильное решение. При этом студенты учились формулировать собственные мысли, выслушивать и принимать позицию другого, активно участвовать в диалоге, снимается проблема отсутствия «тематических больных», модели которых могут быть представлены в игре, любое заболевание «проигрывается» от начала до конца со всеми вариантами течения и осложнениями. Деловая игра позволяет показать студенту целостную картину его профессиональной деятельности. Она включает диагностику заболевания, неотложную догоспитальную помощь, вопросы последующей реабилитации.
Преподаватель в таком обучении исполняет роль помощника, выступает незримым координатором процесса, который становится в диалоговую позицию побудителя, организатора, вдохновителя исследовательского поиска студента [ 5, с. 68].
Таким образом, проведенный анализ позволил нам определить совокупность рекомендаций по внедрению в вузовскую практику ПДКО, обоснованные пути совершенствования развития профессиональной компетентности студентов посредством проблемно-деятельностного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Н.Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. "
2. Есаулеико И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе. 2-е изд. Воронеж: Научная книга, 2011.
3. Олейник О.П., Попова Т.А. Профессионализм преподавателя профильной клинической кафедры в оценке эффективности обучения студентов медицинского вуза // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: Мат-лы Международной научно-практической конференции, 16—17 апреля 2013, Воронеж. Ч. 1. 2013. С. 255—258.
4. Тихонова Е.Г. Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе проблемно-деятельностного обучения в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.
5. Алферова Е.А., Сущенко A.B., Плотникова И.Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 64—68.
PROBLEM-SOLVING CONCEPT OF LEARNING OF MEDICAL STUDENTS
A. V. Sushchenko, O.I. Oleynik, E.A. Alferova, O.P. Krasnikova, E. V. Wusatay
The State Budgetary Institution of Higher Professional Education «Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko» of the Ministry of Public Health of the Russian Federation Voronezh, Russia, 394036
Annotation. In the system of higher medical education is constantly increasing requirements for effectiveness of training and education of future physicians. In these circumstances, it is important to the design and development of the theory and practice of problem-solving training in a medical University from the standpoint of the competence approach. The analysis allowed us to identify a set of recommendations for implementation in University practice, PDCO, reasonable ways
—--—
~ 281 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
to improve the development of professional competence of students through problem-solving learning: the development of the theory of problem-solving education based on the competence approach; development of professional thinking in the learning process of students in the University; development and implementation of technology problem-solving training as a means of professional competence development of University students.
Key words: problem-solving training, competence approach, medical students, training of students.
REFERENCES
1. Physician-educator in a changing world: traditions and innovations. 2-e izd., rev. and DOP. Ed. D. Yushchuk. Moscow, GOUVUNMTS, 2005.
2. Esaulenko I.E., Pashkov A.N., Plotnikova I.E. Theory and methods of teaching in higher medical school. 2-e izd. Voronezh, IPC "Nauchnaya kniga", 2011.
3. Olejnik O.I., Popova T.A. The professionalism of the teacher profile clinical Department in assessing the effectiveness of teaching of medical students. Educational activities in the University: problems, effectiveness, quality:
Mat-ly International scientific-practical conference, 16— 17 April 2013. Part 1. Voronezh, 2013. P. 255—258.
4. Tikhonova E.G. Development of professional competence of students in the process of problem-solving learning in high school: dissertation of candidate of pedagogical sciences. Saint Petersburg, 2004.
5. Alferova E.A., Sushchenko, A.V., Plotnikova I.E. The Role of educational process in the formation of a multicultural personality of a student of medical University. Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology, 2014, no. 39-1, pp. 64—68.
k 'h' ■! .1
w UMMFCIA
mJBAff fÜ
¡NP0QA5C IN№X nfl®t©G0PERNKUS O AJI gasa 0 ÜLRICH8WEB--
» % T I 1 Hi ». T I « h Ji ( nCI 1—__-
GO ;glCr^CiteFactor |JJJ|T_ №