ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ_
DISCUSSING CLUB
УДК 378 DOI 10.47475/2500-0365-2023-18103
ББК 74.48
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
П. Ю. Масленников1, И. Н. Димура2
1 Михайловский театр, Санкт-Петербург, Россия
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов бакалавриата третьего курса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (п = 326) с применением методики М. Рокича «Ценностные ориентации», в адаптации Д. А. Леонтьева. В исследуемой выборке преобладает патерналистский тип мотивации — ориентация на здоровье, безопасность, социальную защищенность и связанные с ними инструментальные ценности. Полученная иерархия ценностных ориентаций может быть следствием недостаточного осознания и принятия ценностей академического сообщества, частью которого являются студенты.
Ключевые слова: ценностные ориентации, студенты, высшее образование, физическая культура, спорт, ценности, мотивы, цели.
Введение. Одной из фундаментальных задач системы высшего образования является подготовка новых высококвалифицированных кадров, способных выполнять свои профессиональные обязанности и реализовывать себя, как личность, в избранном виде деятельности, что в полной мере возможно только при наличии соответствующих ценностных ориентаций [4; 6; 12; 15; 18]. Сами ценности и их иерархия носят конкретно-исторический и личностный характер [10; 19; 20], могут рассматриваться в качестве целей, к которым стремится индивидуум, и предпочтительных для него средств достижения этих целей [9; 21; 22; 23; 24]. Субординация ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности профессионала, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выражаясь в направленности его потребностей и интересов [10; 16; 23].
Роль и значение специалистов в области физической культуры и спорта в современном мире в последние десятилетия возрастают в качестве адекватного ответа снижению общего здоровья населения [3; 17]. Развитие профессионального спорта, «ювенилизация» отдельных его видов, требования антидопингового обеспечения, вовлечение спорта в роли аргумента национально-
политических противостояний оказывают огромное влияние на систему подготовки спортсменов и будущих тренеров [13], что отражают их ценностные ориентации [1; 14].
Традиционно к ценностям университетского образования относят ценности познания и развития, вариативности и изменчивости, культураль-ной ангажированности в формате включенности в культурный контекст, гуманизм [2; 7]. В современной научной литературе, по нашему мнению, недостаточно представлен процесс формирования ценностных ориентаций у студентов вузов физической культуры, что стимулирует необходимость исследований, диагностирующих проблемность создавшейся ситуации, с последующим поиском путей её разрешения. Проблематизация предполагает превращение социокультурного явления в предмет рефлексивного осмысления и рационального анализа.
Цель исследования — анализ ценностных ори-ентаций студентов вузов физической культуры, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура».
Методология исследования. Для достижения поставленной цели использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», в адапта-
ции Д. А. Леонтьева [9]. В исследовании приняло участие 326 студентов 3-го курса бакалавриата НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль: Спортивная подготовка в избранном виде спорта. Выбор группы респондентов обусловлен спецификой подготовки специалистов — к концу 3-го курса бакалавриата студенты уже прошли учебную практику и имели представление не только об учебном процессе, но и о практической стороне будущей деятельности. Средний возраст 20,3 ± 1,0 лет (Х ± о). Полученные данные обрабатывались компьютерной программой IBM SPSS Statistics 26. Для выявления корреляционных связей применялся критерий Спирмена. Учитывались связи только на уровне p<0,01, с коэффициентом р>0,3. Для сравнения полученных ранговых значений ценностей, в связи с высокими значениями средних квадратичных отклонений, применялся двухфакторный ранговый дисперсионный анализ Фридмана, с применением поправки Бонферрони при сравнении отдельных ценностей с общей совокупностью ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов ранжирования терминальных ценностей (табл. 1) показал, что
наиболее значимой ценностью для опрошенных является «здоровье». Требования к здоровью возрастают по мере обучения в высшей школе, с характерными интеллектуальными и психосоматическими перегрузками [5; 8; 18]. Сравнение значений ранжирования данной ценности с другими терминальными ценностями показало наличие статистически достоверных различий (р < 0,01). Абсолютное большинство студентов, обучающихся по профилю «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» — спортсмены в прошлом или настоящем, для которых здоровье — ресурс самореализации. Эта ценность «важна сама по себе», являя след специфических ситуаций и состояний, которых желательно достичь.
Среди наименее значимых терминальных ценностей находятся «счастье других», «развлечение», «красота природы и искусства», «общественное признание» и «творчество». Между ними не выявлено статистически достоверных различий. «Творчество», как процесс создания произведений искусства, не свойственно спортсменам в генеральной совокупности, что предопределило его место в иерархии. Этими же причинами обусловлен ранг «красоты природы и искусства» среди наименее значимых ценностей. Развитие эстетических вкусов в спорте связано с
Таблица 1
Результаты анализа ранжирования Терминальных ценностей
Ценности Ранг
Х ± о 1—6 ранги (%) 7—12 ранги (%) 13—18 ранги (%)
Здоровье 4,5±4,2 73,6 19,9 6,4
Любовь 6,8±4,8 58,0 27,0 15,0
Активная деятельная жизнь 7,1±4,4 52,1 33,4 14,4
Развитие 7,5±4,7 51,5 28,2 20,2
Наличие хороших и верных друзей 7,9±4,6 46,6 33,1 20,2
Жизненная мудрость 8,1±4,7 41,1 38,7 20,2
Счастливая семейная жизнь 8,2±5,2 45,7 31,9 22,4
Продуктивная жизнь 8,3±4,6 40,2 36,8 23,0
Уверенность в себе 8,5±4,6 35,3 42,9 21,8
Интересная работа 9,0±4,1 28,5 50,9 20,6
Свобода 9,2±4,9 32,2 31,6 36,2
Материально обеспеченная жизнь 9,6±5,0 31,3 34,4 34,4
Познание 9,7±4,3 28,8 39,6 31,6
Счастье других 12,9±4,2 7,4 37,1 55,5
Развлечения 13,1±3,8 3,7 31,0 65,3
Красота природы и искусства 13,4±4,3 12,3 25,5 62,3
Общественное признание 13,5±4,0 5,8 30,4 63,8
Творчество 13,7±3,9 5,8 27,6 66,6
телом и красотой движения. Расшифровка данной ценности через «красоту тела и движения» создало бы ей более высокий статус. Данный факт может служить показателем недостаточного внимания к общегуманитарной составляющей университетского образования. Занятия спортом диктуют высокий градус самоотдачи, «жертвенности» среди жизненных приоритетов. Спортсмен отдает предпочтение тренировочному процессу и совершенствованию себя, снижая значимость «развлечения». Профессиональная этика спортсмена декларирует высокие моральные качества: благородство, честь, достоинство по отношению к себе, участникам своей команды, и соперникам. Самопожертвование (необоснованная уступка сопернику и пр.), при соблюдении правил спортивной и соревновательной этики, не значимо, объясняя низкое место «счастья других». Отнесение «общественного признания» к наименее значимым ценностям объясняется тем, что студенты видят спортивную деятельность средством самореализации, направленной на себя самого, а не вовне, что отражено в отношении к процессу обучения в вузе [11].
Остальные 12 терминальных ценностей занимают промежуточное (индифферентное) положение. Наличие отличий в средних значениях ранговых мест не обнаружило статистически достоверных различий между ними, т.е. они представляют собой единый композиционный блок. Процесс получения высшего образование, по нашему мнению, наиболее отражают сочетание таких ценностей,
как: «активная деятельная жизнь», «развитие», «жизненная мудрость», «продуктивная жизнь», «уверенность в себе», «познание». Нивелирование данных ценностей негативно сказывается на качестве подготовки будущих специалистов в спорте.
Соотнесение полученной иерархии терминальных ценностей с пирамидой потребностей А. Маслоу репрезентирует у респондентов неудовлетворенность потребностей в безопасности и комфорте. Без их насыщения «подъем» к ценностям самоутверждения невозможен, что вступает в противоречие с самой идеей высшего образования, увязанной на достижении потребностей самореализации «верхнего» уровня [4; 10; 15]. Разрешить конфликт могут условия самоактуализации и самореализации студентов, предоставляемые вузом, через информирование абитуриентов о процессе обучения и его перспективах.
Проведенный корреляционный анализ терминальных ценностей свидетельствует о сравнительно низком уровне корреляционных связей — значения коэффициента корреляции не превышают 0,4 (рис. 1). Выявлены только «обратные» корреляционные связи, за исключением пары «любовь» — «счастливая семейная жизнь».
Процесс получения высшего образования включает приобретение компетентностей, повышающих конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда. Поэтому представляют интерес обратные корреляционные связи ценностей, отражающих интеллектуальную сферу («по-
Рис. 1. Корреляционные связи Терминальных ценностей
знание» и «развитие»), с «интересной работой», «материально обеспеченной жизнью» и «активной деятельной жизнью», что позволяет предполагать отсутствие ориентации опрошенных студентов на профессионально сконцентрированное образование. Полученные данные требуют пристального изучения, не только с целью констатации, но постоянного мониторинга, прогноза и поиска путей повышения ценностей «познания» и «развития», укрепления положительных взаимосвязей между ними и будущей профессиональной деятельностью.
Полученная иерархия инструментальных ценностей (табл. 2) указывает на предпочтение «воспитанности», «честности» и «ответственности». Внутри них не обнаружено статистически достоверных различий (р > 0,05), но обнаружены различия в ранжировании по сравнению с остальными ценностями (р < 0,05). При проведении анализа с
Наиболее низкие в иерархии инструментальные ценности («непримиримость к недостаткам в себе и других» и «высокие запросы») статистически достоверно различаются от всех других (р < 0,01), не отличаясь между собой. Индифферентность остальных объясняется доминантой ценностей социализации над ценностями индивидуализации.
Коэффициент корреляционных связей инструментальных ценностей, как и у терминальных ценностей, не превышает значений 0,4, большин-
использованием поправки Бонферрони, выявлены различия (р<0,05): «воспитанности» с «жизнерадостностью» и последующими ценностями; «честности» с «широтой взглядов» и последующими ценностями; «ответственности» с «твердой волей» и последующими ценностями. Кроме того, к плеяде наиболее значимых инструментальных ценностей относятся «жизнерадостность», «образованность» и «широта взглядов». Отношение студентов к высшему образованию, как к цели и инструменту, показывает, что инструменты ценятся выше целей. Личностно ангажированные ценности («рационализм», «смелость в отстаивании своего мнения», «независимость», «самоконтроль» и «твердая воля») находятся в индифферентной зоне: «надежда на исполнительность и аккуратность», а не на волевое проявление активности, что свидетельствует о неосознаваемости студентами университетской общности.
ство также несут обратный вектор (рис. 2). Однако выявленных связей значительно больше, чем у терминальных (16 и 7 соответственно). Можно предположить, что применение того или иного «инструмента» более предсказуемо в конкретных условиях.
Эмпирические данные, связывающие эмоциональное обучение с повышенной просоциально-стью [16], утверждают, что дефицит внимания к эмоциональной стороне спортивной деятельно-
Таблица 2
Результаты анализа ранжирования Инструментальных ценностей
Ранг
Ценности Х ± о 1—6 7—12 13—18
ранги (%) ранги (%) ранги (%)
Воспитанность 6,0±4,8 63,8 25,8 10,4
Честность 6,5±5,4 62,3 20,9 16,9
Ответственность 7,1±4,2 54,9 31,6 13,5
Жизнерадостность 8,3±5,0 42,3 29,8 27,9
Образованность 8,6±4,6 40,2 29,4 30,4
Широта взглядов 9,0±5,1 36,2 34,0 29,8
Рационализм 9,2±4,5 29,1 45,4 25,5
Смелость в отстаивании своего мнения 9,2±4,6 29,8 45,1 25,2
Независимость 9,3±5,0 32,8 33,1 34,0
Самоконтроль 9,3±4,2 25,5 49,4 25,2
Твердая воля 9,5±4,7 27,9 46,0 26,1
Терпимость 9,6±4,6 33,1 33,7 33,1
Аккуратность 10,2±5,1 26,7 34,7 38,7
Исполнительность 10,3±4,8 25,2 32,8 42,0
Эффективность в делах 10,4±4,4 22,1 39,9 38,0
Чуткость 10,9±5,1 25,5 33,7 40,8
Высокие запросы 13,1±5,5 16,3 16,3 67,5
Непримиримость к недостаткам в себе и других 14,5±4,2 6,4 18,4 75,2
Рис. 2. Корреляционные связи Инструментальных ценностей
сти в широком смысле приводит к утратам регулирующих и энергетизирующих компонентов стимулироваиия поведения [17]. Корреляционные взаимосвязи «чуткости» свидетельствуют о том, что рефлексивные типы понимания конструируют эмпатические взаимодействия. Университетское образование редко обучает адекватному эмоцио-нальнвму поведеникунвоаОитавна эмощаональ-ный интеллект.
Корне-тициоеный анализ межыу нермроальными и инструментальными ценностями выявил только прямые взиимосвязи рожду: «мдоровцнм» и «ныс-питанностью» (р= 0,3); «любовью» и «чуткостью» (р= обеспенеоное ^1^зоью» и
«непримиримостью к недостаткам в себе и других» Ырн°^,ы); ы«ц^1^1^с^на]^^ьийо» (р= 0,3); «активной деятельной жизнью» и «жизнерадостностью» (р= 0,3). Указанные инструменты наиболее предпочтительны для достижения соответствующих им целей.
Заерюнецие. Проблелатозация ревностных ориентаций студентов спортивного вуза, как поиск нстоаников зытрыйдения с оелью ых ноз-решения, позволила установить: 1. Отсутствие удовоетвниыния пояребностей студентмв н бео-опасности и комфорте ведет к трудностям про-фессорнальеого ыротониомч а
идее высшего образования в достижении само-реалезацон. 2. междо
иерархией ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры и спорта и их значимостью для академического сообщества обязывают поиск механизмов ценностно-ориентационного единства, основанного на смыслах академического сообщества, как доминанты высшего образо-
вания. 3. Ценностно-мотивационное управление предполагает акцентирование ценностного аспекта проф рссиынаеыно0 мотыьаци«: диагеьстюки и информирования о системах индивидуальных и групповых ценностных ориентаций, связанных с rркфe»cиeД; аы^юнотарод^и ыенымстеМ леюмь вуза физической культуры и спорта; созданию усло-в ий формирования и развитым аоциарныо перспективных целей. 4. Комплект индифферентных ценносннй мвидеыeрьcлвнет о нехвмтые стимулов, формирующих приоритет ценностей академиче-Цниностл как ьoвмaльвыe регуляторы активности доминируют в спортивной IВюфecьиoнaленoй деятeренocвр.»ь»oблaнaние патерналистского типа мотивации — ориентация ка рдороцое и свя-
занные с ними средства достижениях этих целей: воспитанность, честность и ответственность (исполнительность, дисциплинированность, подчинение) в группе респондентов совпадает с ис^г^одс^вмюи^имн тималн мозоомцыю;ив недостаточно прогностичны. Иерархия ценностных оысндтаций н однородноопн «озрюнту выоорке отражают в определённой степени ценности дан-рого пошненин. нры^ыи треЖов^яжяе^с^шния групп студенческой молодежи вузов других на-гравленнЦ и не оннссещихсян сиртеме вмгсшего образования.
Список литературы
1. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России / С. В. Алексеев, М. Я.Виленский, Р. Г. Гостев, С. Р. Гостева, А. В. Лотоненко, С. И. Филимонова. — Москва, Воронеж, 2017. — 500 с.
2. Бакушкин, И. А. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева // Вестник университета. — 2021. — № 3. — С. 168—176.
3. Бондаренко, М. П. Роль социально-трудовых отношений в развитии физической, культуры, спорта и туризма (на примере гор. Волгограда и Волгоградской области) / М. П. Бондаренко. — Волгоград, 2012. — 179 с.
4. Зинькина, Ю. В. Уровень образования и ценностные ориентации в России / Ю. В. Зинькина, С. Г. Шульгин, В. Н. Архангельский // Logos et Praxis. — 2020. — Т. 19. — № 1. — С. 74—86.
5. Зотова, О.М. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов / О. М. Зотова, В. В. Зотов // Человек и его здоровье. — 2015. — № 4. — С. 108—115.
6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 352 с.
7. Кирьякова, А. В. Ценностные ориентиры университетского образования / А. В. Кирьяко-ва // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 2 (121). — С. 27—33.
8. Ларионова, М. А. Психологические аспекты здоровья субъектов высшего профессионального образования / М. А. Ларионова, Л. И. Сукач // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 3 (82). — С. 217—219.
9. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 1992. — 17 с.
10. Малышев, К. Б. Профессиональные типы и ценностные ориентации личности / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 5 (116). — С. 129—139.
11. Масленников, П. Ю. Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров / П. Ю. Масленников, В. И. Криличевский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 2 (180). — С. 248—252.
12. Матвиенко, И. А. Проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся: история становления и развития И. А. Матвиенко, В. В. Фёдоров, Т. В. Кульневич // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1. — С. 15—20.
Поступила в редакцию 14 февраля 2022 г.
13. Михайлова, Т. М. Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Михайлова. — М., 2019. — 458 с.
14. Поварницын, А. П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в вузе / А. П. Поварницын. — Курган : КГУ, 2004. — 300 с.
15. Собкин, В. С. К вопросу о ценностных ори-ентациях исследователей в сфере образования / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 2 (26). — С. 106—115.
16. Bankard, J. Training Emotion Cultivates Morality: How Loving-Kindness Meditation Hones Compassion and Increases Prosocial Behavior / J. Bankard // Journal of religion and health. —
2015. — No 54 (6). — P. 2324—2343.
17. Brown, D. H. K. Physical Culture / D. H. K. Brown // Societies. — 2019. — No 9 (1).
18. Fischer, R. Values: The Dynamic Nexus Between Biology, Ecology and Culture / R. Fischer, D. Boer // Current Opinion in Psychology. —
2016. — no. 8. — Pp. 155—160.
19. Lane, J. E. Culture and Politics / J. E. Lane, S. Ersson. — London: Routledge, 2002. — 376 p.
20. Mayer, C. H. Values and Value Orientations in Intercultural Contexts / C. H. Mayer // Intercultural Mediation and Conflict Management Training. Cham, Switzerland: Springer, 2021. — Pp. 171—181.
21. Parsons, T. Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations for the Social Sciences / T. Parsons, Ed. A. Shils. — New York: Rout-ledge, 2001. — 265 p.
22. Rokeach, M. A theory of organization and change within value-attitude systems / M. Rokeach // Journal of Social Issues. — 1968. — no. 24 (1). — Pp. 13—33.
23. Schwartz, S. H. Culture matters: National value cultures, sources, and consequences / S. H. Schwartz // Understanding culture: Theory, research, and application. — New York: Psychology Press, 2009. — Pp. 127—150.
24. Zapko-Willmes, A. Basic value orientations and moral foundations: Convergent or discriminant constructs? / A.Zapko-Willmes, Sh. H. Schwartz, J. Richterc, Ch. Kandler // Journal of Research in Personality. — 2021. — Vol. 92 (3).
Для цитирования: Масленников, П. Ю. Проблематизация ценностных ориентаций студентов вузов физической культуры / П. Ю. Масленников, И. Н. Димура // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 19—27.
Сведения об авторах
Масленников Павел Юрьевич — кандидат педагогических наук, артист балета. Михайловский театр, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9401-7644. Elibrary Author ID: 834894. Email: p.y. maslennikov@gmail. com
Димура Ирина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии. Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.Лесгафта. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6975-6832. Elibrary Author ID: 312163. E-mail: dimoora@mail.ru.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2023, vol. 8, no. 1, pp. 19—27.
Problematic of value orientations of students of higher education institutions of physical culture
Maslennikov P.Yu.1, Dimura I.N.2
1 Mikhailovsky theatre, Saint-Petersburg, Russia. p.y.maslennikov@gmail.com
2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. dimoora@mail.ru
The article presents the results of the study of value orientations of 3rd year bachelor's degree students of Lesgaft NSU, St. Petersburg (n=326) using M. Rokich's method "Value orientations", adapted by D.A. Leontiev. The results of the research demonstrate that paternalistic type of motivation prevails in the studied sample — orientation on health, safety, social security, state and corporate guarantees and related instrumental values. The resulting hierarchy of value orientations may be a consequence of insufficient attention on the part of the faculty to the formation of understanding and acceptance of the values of the academic community, a part of which are, among others, students.
Relevance. The role and importance of specialists in physical education and sport in the modern world have been increasing in recent decades as an adequate response to the decline in the general health of the population. In addition, the development of professional sport, the "juvenilization" of its individual types, the requirement of anti-doping provision, the involvement of sport as an argument of national and political confrontations have a huge impact on the system of training not only athletes, but also future coaches. The observed trends should be reflected in the value orientations of specialists. In this context, the process of higher education is of great importance, contributing to the formation of appropriate value orientations in future professionals in the field of physical culture and sport, at the stage of their higher education.
The goal of the study is to analyze the value orientations of students of higher education institutions of physical culture.
Research materials and Methods. M. Rokich's methodology "Value orientations", in the adaptation of D.A. Leontiev was used for the value orientations of students of higher education institutions of physical culture. The study involved 326 third-year undergraduate students of Lesgaft NSU, St. Petersburg, studying in the field of training 49.03.01 "Physical Education", profile: Sports training in a selected sport.
Results and discussion. The contradictions between the received hierarchy of value orientations of students of the university of physical culture and sport and their importance, characteristic for the academic community, were revealed. The lack of differentiation of indifferent values may indicate the lack of conditions aimed at the formation of the priority of values associated with the traditional values of the academic community. Paternalistic type of motivation prevails in the sample — orientation to health, safety, social security, state and corporate guarantees and related instrumental values. The obtained hierarchy of value orientations may be a consequence of insufficient attention from the teaching staff to the formation of understanding and acceptance of the values of the academic community, a part of which are, among others, students.
Conclusions. The data obtained indicate the need for monitoring and longitudinal studies of value orientations of students studying in higher education institutions in the field of physical culture and sports, aimed at identifying patterns of their formation and determining the means and methods of increasing the importance of values aimed at the inclusion in the academic community.
Keywords: value orientations, students, higher education, physical culture, sports, values, motives, goals.
References
1. Alekseev S.V., Vilenskij M.Ya., Gostev R G., Gosteva S.R., Lotonenko A.V., Filimonova S.I. Fizicheskaya kultura i sport v obrazovatelnom prostranstve Rossii [Physical Education and Sports in the Educational Space of Russia]. Moscow, 2017. 500 p. (In Russ.)
2. Bakushkin, I. A., Ilyicheva, I. M. Soderzhatelnie komponenti ctennostnih orientaciy studentov [Content components of students' value orientations]. Vestnik Universiteta [University Bulletin], 2021, no. 3, pp. 168—176. (In Russ.).
3. Bondarenko M.P. Rol socialno-trudovyh otnoshenij v razvitii fizicheskoj, kultury, sporta i turizma (na primere gor. Volgograda i Volgogradskoj oblasti) [The role of social and labor relations in the development of physical, cultural, sports and tourism (the example of the city of Volgograd and Volgograd region)]. Volgograd, 2012. 179 p. (In Russ.)
4. Zinkina J.V., Shulgin S.G., Archangelsky V.N. Uroven obrazovaniya i cennostnye orientacii v Rossii [Education leveland and value orientation in Russia]. Logos et Praxis [Logos and Practice], 2020, Vol. 19, no. 1, pp. 74—86. (In Russ.).
5. Zotova O.M., Zotov V.V. Informacionnye peregruzki kak faktor stressa studentov vuzov [Information overload as a stress factor among university students]. Chelovek i ego zdorove [Humans and their health], 2015, no. 4, pp. 108—115. (In Russ.).
6. Ilin E.P. Psihologiya sporta [The Psychology of Sports]. Sankt-Peterburg, 2012. 352 p. (In Russ.).
7. Kiryakova A.V. Cennostnye orientiry universitetskogo obrazovaniya [Value reference points of university education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Orenburg State University], 2011, no. 2 (121), pp. 27—33. (In Russ.).
8. Larionova M.A., Sukach L.I. Psihologicheskie aspekty zdorovya suektov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Psychological aspects of health of subjects of higher professional education]. Mir nayki, kyltyri i obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2020, no. 3 (82), pp. 217—219. (In Russ.).
9. Leontev D. A. Metodika izucheniya cennostnih orientacii [Methodology for the study of value orientations]. Moscow, 1992. 17 p. (In Russ.).
10. Malyshev K.B., Malysheva O.A. Professio-nalnye tipy i cennostnye orientacii lichnosti [Professional types and value orientations of the individual]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, no. 5 (116), pp. 129— 139. (In Russ.).
11. Maslennikov P. Y., Krilichevskii V.I. Issledovanie otnosheniya k obrazovatelnomu processu v sisteme vysshego obrazovaniya budushchih trenerov [Research of attitude to the educational process in the system of higher education of future coaches]. Uchenii zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University], 2020, no. 2 (180), pp. 248—252. (In Russ.).
12. Matvienko I.A., Fedorov V.V., Kulnevich T.V. Problema formirovaniya cennostnyh orientacij obuchayushchihsya: istoriya stanovleniya i razvitiya [The problem of creating value orientations of students: history of formation and development]. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Izvestia Voronezh State Pedagogical University], 2021, no. 1, pp. 15—20. (In Russ.).
13. Mihajlova T.M. Koncepciya podgotovki trenerov v usloviyah integrirovannoj obrazovatel'noj sistemy institutov sporta : dis. ... d-ra ped. nauk [The concept of training coaches in an integrated educational system of sports institutes. Thesis]. Moscow, 2019. 458 p. (In Russ.).
14. Povarnicyn A. P. Cennostnye orientacii specialistov fizicheskoj kultury i sporta v processe ucheby v vuze [Value orientations of physical culture and sport specialists in the process of studying at the university]. Kurgan, 2004. 300 p. (In Russ.)
15. Sobkin V.S., Andreeva A.I., Raeva F.R. K voprosu o cennostnyh orientaciyah issledovatelej v sfere obrazovaniya [On the value orientations of researchers in the field of education]. Nacionalnii psihologicheskii gurnal [National Psychological Journal], 2017, no. 2 (26), pp. 106—115. (In Russ.).
16. Bankard J. Training Emotion Cultivates Morality: How Loving-Kindness Meditation Hones Compassion and Increases Prosocial Behavior. Journal of religion and health, 2015, no. 54 (6), pp. 2324—2343.
17. Brown D. H. K. Physical Culture. Societies. 2019, no. 9 (1).
18. Fischer R., Boer, D. Values: The Dynamic Nexus Between Biology, Ecology and Culture. Current Opinion in Psychology. 2016, no. 8, pp. 155—160.
19. Lane J.-E., Ersson S. Culture and Politics. London: Routledge, 2002. 376 p.
20. Mayer C.-H. Values and Value Orientations in Intercultural Contexts. Intercultural Mediation and Conflict Management Training. Cham, Switzerland: Springer, 2021. Pp. 171—181.
21. Parsons T., Shils, Ed. A. Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations for the Social Sciences. New York, 2001. 265 p.
22. Rokeach M. A theory of organization and change within value-attitude systems. Journal of Social Issues, 1968, no. 24 (1), pp. 13—33.
23. Schwartz S. H. Culture matters: National value cultures, sources, and consequences. Understanding
culture: Theory, research, and application. New York, 2009. Pp. 127—150.
24. Zapko-Willmes A., Schwartz Sh. H., Richterc J., Kandler Ch. Basic value orientations and moral foundations: Convergent or discriminant constructs? Journal of Research in Personality, 2021, Vol. 92 (3).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/