Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ КОСМИЧЕСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ПРОБЛЕМАТИКА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ КОСМИЧЕСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА КОСМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТИРОВОК / КОСМИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА / КОСМИЧЕСКИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривоносов Никита Алексеевич

В статье исследованы основные проблемы состояния и развития логистики космических транспортировок как одного из перспективных направлений логистики. Рассмотрены основные составляющие логистики космических транспортировок - космические грузоперевозки и космический туризм, исследована проблематика и возможная перспектива их развития. Выявлена взаимосвязь между развитием логистики космических транспортировок и развитием космической отрасли в глобальном масштабе. Исследованы основные черты логистики космических транспортировок, среди которых высокий уровень инвестирования и динамика постоянного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF THE STATUS AND DEVELOPMENT OF LOGISTICS OF SPACE TRANSPORTATION

The article examines the main problems of the status and development of space transportation logistics as one of the promising areas of logistics. Space transportation and space tourism are the main components of space transportation logistics. Investigated problems and possible prospects of their development. The interrelation between logistics development of space transportation and the development of the space industry on a global scale. The basic features of the logistics of space transportation, including high level of investment, dynamics of continuous development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ КОСМИЧЕСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

Кривоносов Никита Алексеевич

магистрант института отраслевого менеджмента, ФГБОУВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва Niket2008@yandex.ru

Nikita A. Krivonosov

master's undergraduate, Institute of Industrial Management, State University of Management, Moscow, Russia Niket2008@yandex.ru

Проблематика состояния и развития логистики космических перевозок

Аннотация

В статье исследованы основные проблемы состояния и развития логистики космических транспортировок как одного из перспективных направлений логистики. Рассмотрены основные составляющие логистики космических транспортировок - космические грузоперевозки и космический туризм, исследована проблематика и возможная перспектива их развития. Выявлена взаимосвязь между развитием логистики космических транспортировок и развитием космической отрасли в глобальном масштабе. Исследованы основные черты логистики космических транспортировок, среди которых высокий уровень инвестирования и динамика постоянного развития.

Ключевые слова:

логистика космических транспортировок, космическая логистика, космический туризм, космические грузоперевозки, космическая транспортировка

The issue of the status and development of logistics of space transportation

Abstract

The article examines the main problems of the status and development of space transportation logistics as one of the promising areas of logistics. Space transportation and space tourism are the main components of space transportation logistics. Investigated problems and possible prospects of their development. The interrelation between logistics development of space transportation and the development of the space industry on a global scale. The basic features of the logistics of space transportation, including high level of investment, dynamics of continuous development.

Keywords

logistics of space transportation, space logistics, space tourism, space cargo transportation, space transportation

Логистика космических транспортировок является относительно новой областью научных исследований и в настоящее время находится на стадии своего становления, но, без сомнения, должна найти свое широкое применение в ближайшем будущем. На современном этапе развития логистика космоса является явным примером взаимодействия транспортной и коммерческой логистики. Уже сегодня существует множество космических программ, которые способны привлечь в освоение космоса и развитие космической логистики огромные финансовые вложения [11]. Исходя из таких перспектив, международным организациям и отдельным государствам необходимо поднимать уровень производительности в

© Н.А.Кривоносов, 2017

космической отрасли и совершенствовать такие типы кораблей, которые смогут доставлять грузы на космические станции, в том числе перевозку техники, горючесмазочных материалов, продуктов питания, смену экипажей [3].

Несмотря на периодические кризисы экономик отдельных стран, космическая отрасль глобальной экономики находится в постоянном и стабильном развитии. Это связывают, в первую очередь, со значительными суммами трансфертов, которые получает космическая отрасль. В космической отрасли тесно сплелись коммерческие интересы, военная

промышленность и развитие мирового общества. Все это ведет к значительной коммерциализации космической сферы, разработке новых продуктов, услуг и

технологий, что, в свою очередь, усиливает конкуренцию в развитии освоения космоса на разных уровнях: национальном, государственном, глобальном [5].

Значимая часть разработок космической отрасли остается

засекреченной. Засекреченной информацией могут пользоваться только в сфере государственной политики и национальной и мировой безопасности [20].

Основными тенденциями, которые влияют на развитие космической промышленности, выступают значимые конверсии космических технологий и разработок, выведение их из военного ведомства и дальнейшая разработка в коммерческих целях [23]. Учитывая данный факт, космическую отрасль делят на открытую (космическую и гражданскую) и закрытую (военную) [1].

Главным фактором необходимости развития и совершенствования космической промышленности выступает то, что она является неисчерпаемым источником развития новых технологий, которые находят свое применение практически во всех сферах хозяйствования.

Самая большая часть мирового космического рынка - это рынок услуг, предоставляемых фирмами-операторами (60%), значимое место занимает рынок продаж наземного оборудования (27%), 10% занимает рынок производства космических аппаратов, 3% - рынок услуг по выведению в космос полезных нагрузок [8].

Возможности развития логистики космических транспортировок определяются предназначением транспортных космических систем (ТКС) и проблемами их эксплуатации. Если на исходном этапе освоения космоса ТКС (одноразовые ракеты-носители и транспортные корабли) производили, в основном, выведение полезных нагрузок в космос, то сейчас их функции значительно расширились. Возникла необходимость в обслуживании на орбите либо возвращении на Землю

сложных дорогостоящих космических объектов, доставке и развертывании в космосе крупногабаритных конструкций. Увеличился и объем межорбитальных транспортных перевозок [2].

Исследования космического

транспорта, в особенности того, управлять которым станет человек-пилот, связано с трудоемкими подготовительными

тестированиями и различного рода исследовательскими работами. Ученые-специалисты обязаны сначала проверить герметичность аппаратов, ряд их физических характеристик, а именно давление и влажность внутри аппарата. Следует учитывать, что должна поддерживаться атмосфера с давлением в 0.35 бар и необходимым объемом кислорода и водорода. Отдельным вопросом для исследовательских работ является проблема утилизации отходов, которые появляются в период длительных полетов.

Спецификой жизни на космических станциях является то, что все нужное для проживания астронавтов доставляется к ним на грузовых и пилотируемых кораблях. В наши дни их список стал значительным -это российские, американские, японские и европейские аппараты. Скоро к МКС отправят первый транспортный грузовой корабль коммерческого типа. На сегодня к российскому сегменту МКС присоединены два транспортных грузовых корабля «Прогресс» [4].

Сейчас над исследованием ракетопланов трудятся американские компании и в ближайшее время выпустят туристические ракетопланы Lynx и SpaceShipTwo. Их оппонент из Европы -EADS-Astrium. Французские разработчики не хотели отставать от коллег - они усиленно взялись за доработку собственного проекта Dassault Aviation и создали челноки VEHRA. Данные челноки относятся к «грузовым машинам», которые справляются без пилота. VEHRA - это сочетание первых букв ключевых слов - «Аппарат

гиперзвуковой многоразовый воздушного старта» [12].

В пределах шести лет VEHRA делают акцент на программу, связанную с перевозкой туристов. Корабль VSH будет суборбитальным, хотя при этом обитаемым. Туристический корабль, по мнению Dassault Aviation, просто необходим. VSH - челнок, весом 11 тонн, который может и будет стартовать с самолета. Уже после того, как самолет наберет высоту 8 км, челнок отделится. У челнока будет

самостоятельный двигатель, который не даст ему упасть. Горючее для двигателя -жидкий кислород, а также керосин [10].

Отдельным вопросом логистики космических транспортировок является космический туризм. Пока что услуги космического туризма предоставляют два монополиста - компания «Роскосмос» (Российская Федерация) и компания Space Adventures (США) [1].

Смысл такого туризма состоит в том, что современный турист, заплатив указанную сумму денег, может полететь в космос или на околоземную орбиту. Данный вид туризма только зарождается и набирает свою популярность.

Основным недостатком космического туризма является цена такого путешествия. По разным данным, билет на туристический полет в космос стоит в пределах 20-40 млн. долларов. В космическом туризме есть еще дополнительная услуга - выход космо-туриста в открытое пространство. Стоимость такого развлечения составляет 15 млн. долларов.

Космический туризм в том виде, в котором он доступен сейчас, начался 28 апреля 2011 года. Первым космическим туристом стал американец Деннис Тито. На данный момент в космосе побывали 7 туристов [7].

Рассматривая вопрос космических грузоперевозок, стоит отметить

автоматическое грузопереносящее

транспортное средство (известное в кругах

космонавтов как ATV), которое представляет собой автоматический грузовой корабль. Данный корабль является чем-то средним между грузовиком и космической ракетой. Главное

предназначение такого корабля состоит в доставке продуктов, топлива, воды, воздуха, оборудования на международные космические станции. В то же время грузовой корабль выполняет функции тягача, так как он может корректировать орбиту станции в случае такой необходимости.

Сейчас идет разработка уникального грузового корабля Falcon Heavy. Его грузоподъемность составит около 50 т. Применив ряд технических средств, компания разработчик сумела снизить себестоимость данного грузового средства примерно в 5 раз. Себестоимость перевозки 1 тонны груза на таком грузовом средстве составит около 2,2 млн. долларов.

Российская космонавтика, которая в течение последних 4-5 лет испытала ряд достаточно болезненных ударов, а также подверглась негативному влиянию экономического кризиса, всё же сумела почти во всём наверстать упущенные за минувшие годы позиции и стать одним из локомотивов в проектах по

импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных товаров мирового значения.

Но ввиду трудной экономической ситуации сейчас от части «лунных проектов» пришлось отказаться. Сначала деньги на построение лунной базы закладывали в бюджет развития космической отрасли, но в силу сложившейся экономической ситуации, из Федеральной космической программы на 2016-2025 гг. были вычеркнуты практически все статьи затрат, связанные с пилотируемыми полетами на Луну в ближайшие годы.

Приоритетами российской

космической отрасли на ближайшие годы

заявлены испытания ракет семейства «Ангара», начало стартов к МКС с космодрома «Восточный», а также наращивание орбитальной группировки и упоминавшиеся выше исследования Луны. Всего, на период до 2025 года, согласно ФЦП, предусматривается 38,5 млрд руб. на лунную программу, 28,1 млрд руб. на исследования Марса, а также 37,2 млрд руб. на исследования по планам семейства орбитальных радиотелескопов «Спектр», одной из частей которого является «Радиоастрон» [11].

В общем же на финансирование новой российской космической программы на период с 2016 по 2025 годы предполагается выделить 1,4 трлн руб., что даст возможность РФ оставаться фаворитом практически во всех отраслях ракетно-космической сферы, а также не потерять наработки по перспективным проектам освоения Солнечной системы [9].

Последним открытием в отрасли космического транспорта было создание учеными из Университета Пенсильвании ультратонких алмазных нанонитей, которые характеризуются сверхпрочностью, не свойственной ни одному из известных материалов. Этот материал может помочь в строительстве космического лифта. Сейчас над созданием космического лифта работают инженеры крупной японской компании Obayashi [4].

С экономической позиции доставка в космос людей и грузов с помощью космического лифта станет гораздо выгодней обычного способа запуска ракет с поверхности планеты. Сейчас стоимость вывода 1 кг груза в космос на то же расстояние составляет примерно 22000$. По подсчетам специалистов открытие лифта даст возможность снизить данный показатель более, чем в сто раз.

В перспективе космический лифт имеет возможность заменить небезопасные и дорогостоящие наземные ракеты, что позволит размещать и запускать подобные,

хотя менее массивные приборы прямо от космической станции.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее. Во-первых, на сегодняшний день основные составляющие логистики космических транспортировок -космические грузоперевозки и космический туризм стоят очень дорого. Их эффективное развитие требует параллельного поиска путей снижения их стоимости. Над созданием таких путей постоянно работают ученые. Есть ряд проектов, внедрение которых поможет существенно снизить затраты на космические транспортировки, но в данный момент эти проекты находятся в стадии разработки. Особый интерес в этой связи представляют идеи сооружения космических лифтов, которые смогут значительно снизить стоимость

космических грузоперевозок и вывести логистику космического транспорта на абсолютно новый уровень качественного развития

Во-вторых, развитие логистики космических транспортировок напрямую зависит от развития космической отрасли в глобальном масштабе. Сама космическая отрасль имеет много перспектив развития. Для данной отрасли является характерным высокий уровень инвестирования, динамика постоянного развития.

Литература

1. Кривоносов Н.А. Космические перевозки как новая зарождающаяся отрасль транспорта // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №22.

2. Душкова Н. А. Из истории освоения космоса // Вестник ВГТУ. 2013. №6.

3. Ерыгина Л.В, Сердюк Р.С. Состояние российской ракетно-космической промышленности и тенденции её развития // Вестник СибГАУ. 2016. №1 (53).

4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов

A.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов

B.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2016.

5. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов

B.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова

C.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.

6. Лукиных В.Ф. Логистические цепи поставок в аэрокосмической отрасли // Вестник SibSAU. 2011. №1-2.

7. Ульянова Н.В. Приоткрытый космос // Бизнес-журнал. 2015. №5.

8. Космический транспорт [Электронный ресурс] URL: http://www .lifetransport.ru/6.html (дата обращения: 22.09.2017)

9. Освоение космоса [Электронный ресурс] URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Освоение_ космоса (дата обращения: 22.09.2017)

10. Общие тенденции развития космической деятельности/ http://www.bayterek.kz/ [Электронный ресурс] URL (Дата обращения 22.09.2017)

11. Сайт Eurospace [Электронный ресурс] URL: http://eurospace.org/ (дата обращения: 22.09.2017).

12. Сайт Федерального космического агентства России (Роскосмос) [Электронный ресурс] URL: http://www.roscosmos.ru/ (дата обращения: 22.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.