Научная статья на тему 'Проблематика преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода'

Проблематика преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / STUDENT ENVIRONMENT / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIO-CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

В статье рассматривается проблема преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода, который позволяет создавать условия для организации досуговой деятельности, предполагает объединение содержания социально-культурного воспитания в единый педагогический процесс на основе социокультурных ценностей; обеспечивает гармоничное духовно-нравственное развитие личности студентов, преподавателей и ближайшего окружения. Особое внимание уделено описанию предлагаемой модели преодоления ксенофобии в студенческой среде, которая представляет собой целостную систему педагогического воздействия на личность с помощью разнообразных форм и технологий социально-культурной деятельности, ориентированную на формирование стойкого иммунитета и противодействия проявлениям интолерантности, экстремизма, агрессии по отношению к представителям иной культуры или иных мировоззренческих позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE OF OVERCOMING OF XENOPHOBIA IN THE STUDENT’S ENVIRONMENT ON THE BASIS OF SOCIO-CULTURAL APPROACH

In article the problem of overcoming of xenophobia in the student's environment on the basis of sociocultural approach which allows to create conditions for the organization of leisure activity is considered, assumes combination of the content of welfare education in uniform pedagogical process on the basis of sociocultural values; provides harmonious spiritual and moral development of the identity of students, teachers and the immediate environment. The special attention is paid to the description of offered model of overcoming of xenophobia in the student's environment which represents complete system of pedagogical impact on the personality by means of various forms and technologies of the welfare activity, focused on formation of resistant immunity and counteraction to manifestations of an intolerantnost, extremism, aggression in relation to representatives of other culture or other world outlooks.

Текст научной работы на тему «Проблематика преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода»

3. Макаренко а. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. ст. В. В. Кумарин. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.

4. Мацукевич О. Ю. Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу // Вестник Челябинской государственной академии искусств и культуры. 2012. № 1 (29). С. 81—83.

5. Мацукевич О. Ю., Моздокова Ю. С., Красильников Ю. Д. Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 1. С. 95—108.

6. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. Санкт-Петербург : РХГИ, 2004. 520 с.

7. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. Т. Губко ; АПН СССР. М : Педагогика, 1991. 239 с.

8. Сорока-Росинский В. Н. Избранные педагогические сочинения // Антология гуманистической педагогики / сост. Р. Б. Вендровская. Москва, 2000. С. 165—190.

9. Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования : сборник статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ, 2011. Вып. 2. 240 с.

10. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России : [коллективная монография] / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : Изд. Дом МГУКИ, 2012. 220 с.

11. Шамсутдинова Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности : дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05. Санкт-Петербург, 2002. 500 с.

12. Шаций с. т. Опыт педагога : сборник. Москва : Прогресс, 1981. 342 с.

сссроблематика преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода

УДК [351.858:379.8]-027.21 Л. А. Апанасюк

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье рассматривается проблема преодоления ксенофобии в студенческой среде на основе социокультурного подхода, который позволяет создавать условия для организации досуговой деятельности, предполагает объединение содержания социально-культурного воспитания в единый педагогический процесс на основе социокультурных ценностей; обеспечивает гармоничное духовно-нравственное развитие личности студентов, преподавателей и ближайшего окружения.

Особое внимание уделено описанию предлагаемой модели преодоления ксенофобии в студенческой среде, которая представляет собой целостную систему педагогического воздействия на личность с помощью разнообразных форм и технологий социально-культурной деятельности, ориентированную на формирование стойкого иммунитета и противодействия проявлениям интолерантности, экстремизма, агрессии по отношению к представителям иной культуры или иных мировоззренческих позиций.

Ключевые слова: ксенофобия, студенческая среда, социокультурный подход.

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011

98

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 98-104

L.A. Apanasyuk

Tambov State University named after GR Derzhavina

PERSPECTIVE OF OVERCOMING OF XENOPHOBIA IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT ON THE BASIS OF SOCIO-CULTURAL APPROACH

In article the problem of overcoming of xenophobia in the student's environment on the basis of sociocultural approach which allows to create conditions for the organization of leisure activity is considered, assumes combination of the content of welfare education in uniform pedagogical process on the basis of sociocultural values; provides harmonious spiritual and moral development of the identity of students, teachers and the immediate environment.

The special attention is paid to the description of offered model of overcoming of xenophobia in the student's environment which represents complete system of pedagogical impact on the personality by means of various forms and technologies of the welfare activity, focused on formation of resistant immunity and counteraction to manifestations of an intolerantnost, extremism, aggression in relation to representatives of other culture or other world outlooks.

Keywords: xenophobia, student environment, socio-cultural approach.

Решение педагогической задачи преодоления негативного явления предполагает выявление педагогически целесообразных способов кардинального преобразования личностных качеств, профилактику, коррекцию или отказ от негативных факторов социализации личности. Чаще всего психолого-педагогический аспект преодоления связан с победой над собой, своими негативными чувствами, личностными качествами, поступками. В силу этого преодоление понимается как способность справляться с какими-либо проблемами посредством целенаправленного воспитательного или самовоспитательного воздействия на личность или группу.

В условиях социально-культурной деятельности преодоление ксенофобии в молодёжной среде требует поиска наиболее эффективных подходов и технологий, отличающихся комплексностью, системностью и природо-сообразностью используемых форм, методов и средств. В целом термин «подход» трактуется как определённая позиция, точка зрения, обусловливающая изучение, проектирование и организацию того или иного явления, процесса.

В связи с этим социокультурный подход обладает рядом особенностей, определяющих

целесообразность его применения при реализации социокультурных программ преодоления ксенофобии в студенческой среде.

Основателем социокультурного подхода считают П. А. Сорокина. Он акцентировал внимание на социокультурных процессах, к которым относил взаимодействие, изоляцию и мобильность, контакт и диффузию, адаптацию и конфликт, дифференциацию, интеграцию и дезинтеграцию, организацию и дезорганизацию, миграцию и др. В интерпретации П. А. Сорокина любой тип изменения трактовался как социокультурный [3]. Социокультурный подход рассматривает действительность как совокупность взаимосвязанных социокультурных процессов. П. А. Сорокин исследовал социокультурные процессы с учётом их периодичности, ритмов и циклов. В этом контексте любая социокультурная система позиционировалась как гармоничное единство, а социокультурный процесс — как ритм, развивающийся по законам гармонии.

При социокультурном подходе в центре внимания исследователя находится активный человек, являющийся субъектом действия, а кроме этого — характер взаимодействия определённого типа личности и определённого типа общества, рассматрива-

ющийся как одно из определяющих направлений социальных изменений.

В интерпретации Н. И. Лапина содержание социокультурного подхода становится многофакторным, учитывающим множество «культурных» и «социальных» факторов. Сущность и специфика социокультурного подхода состоит в рассмотрении общества в единстве его культурных и социальных характеристик. Культурные характеристики определяются совокупностью способов и результатов деятельности человека, а также его идеями, ценностями, нормами, образцами поведения. Социальные характеристики определяются системой взаимоотношений субъектов социально-культурной деятельности. Автор выводит из социокультурного антропосоциетальный подход, содержание которого связывает с историко-географическими особенностями региона, населения и поселений, социальным самочувствием населения, его культурным потенциалом, экономической активностью, уровнем и качеством жизни, социальной стратификацией и мобильностью, инновационной деятельностью, спецификой государственного и муниципального управления [1, 2, с. 24].

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступают идея развития личности через присвоение общекультурных ценностей, понимание её природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Данный подход предполагает формирование культуросообразного содержания досуговой деятельности, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Социокультурный подход создаёт уникальные возможности для организации досуговой деятельности, поскольку предполагает объе-

динение содержания социально-культурного воспитания в целостный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей; обеспечивает естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности не только студентов, но и их ближайшего окружения и преподавателей; позволяет использовать принципиально новый инструментарий досуговой деятельности на основе интерактивных форм; способствует развитию социально-культурной деятельности как открытой организационной системы, способной стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Следовательно, социокультурный подход может рассматриваться как самостоятельное, междисциплинарное направление в сфере досуга, способное интегрировать методологию, содержание и новую педагогическую технологию.

Социокультурный подход предполагает органичное единство общества и культуры; выделение в любой сфере общественной жизни культурного аспекта. Данный подход позволяет объединить в единое антропо-социокультурное целое сложную систему интеллектуальной, эмоциональной и духовной сфер личности, а также окружающую её среду и общество. Указанный подход отличается универсализмом, позволяющим проанализировать и учитывать в организации досуговой деятельности студентов историко-культурные, этнокультурные и социально-политические, хозяйственно-бытовые и прочие аспекты функционирования современного социума. Специфика реализации социально-культурного подхода в практике организации досуга российского студенчества определяется тем, что отечественный социум представляет собой достаточно сложное и противоречивое единство культур (национальных, религиозных, субъектных и т.п.).

В современных научно-педагогических исследованиях социокультурный подход рассматривается как методология, рассматривающая закономерности воспитания личности в социокультурном пространстве, ре-

зультатом которого становится позитивное воздействие на региональный социум. В социокультурном пространстве субъект активно включается в культурные связи общества, формирует собственное социальное поведение.

Социокультурный подход позволяет рассматривать воспитание студентов как комплексную проблему, как единую систему, затрагивающую методологические, психологические и другие аспекты. Одной из главных особенностей подхода является развитие системного миропонимания и системного мышления студентов и преподавателей.

Социально-культурный подход к организации досуга является фактором активного участия студентов в преобразовании окружающей их социальной среды; его реализация, прежде всего, отвечает принципу вариативности. Социально-культурный подход предполагает вариативную организацию до-суговой деятельности, которая обусловливается рядом социально-экономических и организационно-педагогических факторов, ключевым из которых является тип социокультурной ситуации, в которой находится территориально-региональная система вуза.

Очень важна комбинация параметров локальной культурно-исторической традиции и уровня социокультурного фона, связанного с возрождением культурно-исторических традиций, а также инновационными направлениями развития социально-культурной деятельности. Инновация, вырастающая из традиций населяющих Россию этносов и особенностей её регионов, является приоритетной линией развития системы социально-культурного воспитания молодёжи, способной решить задачи преодоления ксенофобии.

При этом субъект социально-культурной деятельности рассматривается как активный носитель социокультурного пространства: создаются условия для его творческого саморазвития и самореализации; обеспечиваются свобода выбора и разнообразие видов деятельности, неформальность общения и увлечённость коллективной деятельностью;

создаются благоприятные условия для актуализации имеющегося интеллектуального и творческого потенциала студента в соответствии с его потребностями.

Социокультурный подход в организации социально-воспитательной работы в студенческой среде осуществляется на основе преемственности содержания различных видов досуговой деятельности с учётом особенностей личностного развития и культурной идентичности обучающихся. Обязательно должна реализовываться целостная программа социально-культурного воспитания на основе переосмысления и интерио-ризации контекста ценностей и категорий, связанных с сохранением и приумножением социокультурного опыта того или иного народа. Освоение ценностей культуры происходит в специально организованной социально-культурной деятельности через знакомство студентов с традициями национальной культуры: фольклором, народными праздниками, играми, отражающими особенности этнической картины мира и воспроизводящими механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к наследию культуры, гармоничного взаимодействия с представителями других культур. Особый акцент должен делаться на самоорганизации и саморазвитии личности в сфере досуга, управлении живыми социокультурными процессами в студенческой среде.

Социокультурный подход предполагает формирование ценностного и ответственного отношения человека к окружающему миру, создание в вузе специфической воспитательной среды, которая обеспечивает формирование личности в контексте общечеловеческой культуры с учётом конкретных культурных условий его жизнедеятельности; организацию взаимодействия студента с миром культуры: на микро-, мезо- и макроуровнях в рамках особой возрастной субкультуры студенчества.

Преодоление ксенофобии в среде студенчества предполагает модернизацию системы социально-культурного воспитания, органи-

зацию и развитие досуговой деятельности в вузе. Кроме того, необходимо найти решение проблемы «социокультурного контекста», в котором проявляются и протекают социально-культурные явления и процессы. В организации воспитательной работы вуза следует переосмыслить сущность, значение и соотношение этнорегионального и социокультурного. Игнорирование этого контекста, имеющего специфическое содержание в разных регионах, городском и сельском поселении, национальном районе, локальной социокультурной ситуации, ведёт к неэффективности педагогического воздействия.

Социально-культурная деятельность при этом опирается на культурный и духовный запас, сосредоточенный в опыте народа, его этнопедагогическом сознании и поведении. Возникает принципиально иная ментальная социокультурная парадигма в организации и развитии системы воспитания в вузе.

Социокультурный подход опирается на принципы стимулирования социальной инициативы и активности личности; единства самоорганизации и развития досугового сообщества студентов; целенаправленной организации межкультурного диалога и взаимодействия представителей различных культур в процессе досуговой деятельности; плюрализма и толерантности социально-культурного взаимодействия в процессе до-суговой деятельности.

В результате формируется особая социально-культурная среда вуза, предполагающая взаимодействие локальных сообществ и досуговых общностей, деятельность которых направлена на установление и эффективную реализацию различных социально-культурных взаимодействий, принятие специфических социальных норм, успешно адаптирующих личность и формирующих у неё толерантное мышление и поведение. Конструирование социально-культурной среды вуза ориентирует на создание особой системы социально-воспитательной работы вуза.

Социально-культурная среда вуза не возникает спонтанно, а является результатом

целенаправленного организационно-педагогического воздействия. Конструирование социально-культурной среды позволяет интегрировать самые разнообразные педагогические и социально-культурные технологии. При этом социально-культурная среда вуза объединяет в единую систему досуговое сообщество, социально-культурные связи, социально-культурные нормы и социально-культурные процессы, проходящие в среде студентов. Решение проблемы преодоления ксенофобии предполагает формирование особых социально-культурных компетенций, связанных с умением и готовностью активно функционировать в различных локальных досуговых общностях и в социально-культурном сообществе студентов в целом, устанавливать и эффективно реализовывать разнообразные социально-культурные связи на основе понимания и интериоризации специфических социально-культурных норм; с умением успешно адаптироваться к социально-культурным процессам и инициировать их. Наряду с ростом социальной активности студенческой молодёжи, утверждением в молодёжной среде общечеловеческих ценностей в силу роста религиозности, исследователи фиксируют негативные (проблемные) факторы конструирования социально-культурной среды вуза, связанные с ростом предрассудков в сфере межнациональных отношений, невысоким уровнем толерантности, развитием радикально-экстремистских настроений.

Указанные методологические положения социально-культурного подхода послужили основой для разработки и реализации экспериментальной модели организации процесса социально-культурного воспитания, ориентированного на преодоление ксенофобии в студенческой среде. Внедрение данной модели осуществлялось в системной связи с реализацией комплексного социально-культурного проекта конструирования социально-культурной среды вуза, способствующей преодолению ксенофобии. Модель и проект реализованы в рамках концепции воспитательной работы вузов —

участников эксперимента. Апробация указанной модели осуществлялась в опытно-экспериментальной работе посредством реализации комплексного проекта, а также локальных подпроектов, основанных на ин-тегративных социально-культурных технологиях, ориентированных на профилактику, педагогическое регулирование и педагогическую коррекцию проявлений ксенофобии в студенческой среде.

Предлагаемая модель преодоления ксенофобии в студенческой среде представляет собой целостную систему социально-культурного воздействия на личность, которая ориентирована на формирование стойкого иммунитета и противодействие проявлениям интолерантности, экстремизма, агрессии по отношению к представителям иной культуры или иных мировоззренческих позиций. В модели нашли отражение концептуальный организационно-методический, технологический и критериальный блоки.

При этом системообразующими в интегра-тивной технологии преодоления ксенофобии в студенческой среде являются аспекты стимулирования самоорганизации и социальной активности, проявление качеств социальных навыков толерантности, терпимости, культуры мира, плюрализма, саморегуляции, эмпа-тии, умение выслушать партнера, способности к эффективному взаимодействию, владение командными методами работы.

Интегративная технология социально-культурного воспитания, направленная на преодоление ксенофобии в студенческой среде, представляет собой реализацию совокупности подпроектов, предполагающих создание в вузе технологических кластеров, в рамках которых формируются различные социально-культурные общности, действуют разнообразные субъекты, реализуются разнообразные виды внеаудиторной и до-суговой деятельности, позволяющие выполнить заявленные в исследовании задачи.

В частности, в участвовавших в эксперименте образовательных учреждениях были созданы следующие модульные технологические направления.

Туристический спортивно-оздоровительный кластер. В основе данного технологического направления осуществлена организация интегративных программ и программ творческого взаимодействия рекреационно-оздоровительной, игровой и туристической деятельности.

Этнокультурный кластер. В основе этого технологического направления организовывалось взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей, свойственных различным конфессиям; знакомство и освоение обрядово-праздничной культуры различных этносов, бытовых традиций, народной педагогики, народной медицины, традиционной кулинарии.

Дискуссионный кластер. В основе данного технологического направления были организованы ток-шоу, дискуссионные клубы и программы с учётом специфических интересов и потребностей студентов — представителей разных культур. Цель: воспитание толерантной, инициативной, социально активной и социально ориентированной личности. В ситуации дискуссии очень важно развить такие качества, как творческая активность, поисковость, оригинальность мышления, фантазия и др.

Художественно-творческий кластер. В основе этого технологического направления — функционирование творческих коллективов, мастерских, объединений и клубов, учебно-воспитательный процесс которых содержательно основан на создании и исполнении произведений, отражающих идеалы и ценности различных этнических, культурных и религиозных традиций.

Психокоррекционный кластер. В основе указанного технологического направления лежит реализация психокоррекционных, игровых и арт-терапевтических программ, способствующих преодолению психологической напряжённости, снижению агрессии, фобических настроений посредством групповых тренингов, индивидуальных консультаций и коучинга, ориентированного на преодоление ксенофобии.

Волонтёрский кластер. Данное техноло-

гическое направление реализуется посредством адаптационных и реабилитационных программ; программ коучинга, тьютерства и супервайзинга в отношении мигрантов, беженцев, представителей национально-культурных меньшинств, всех категорий студенческого сообщества, нуждающихся в социальной поддержке и защите.

Кластер студенческого социального бизнеса. В основе этого технологического направления — разработка и реализация участниками авторских социально-культурных проектов, предполагающих интерактивное взаимодействие представителей разных культур; развитие качеств творчески активной и социально ориентированной личности в условиях межкультурного диалога.

Медиа-кластер. В основе этого техно-

логического направления лежит создание Интернет-портала, виртуальной досуговой общности, реализующей дискуссионные, творческие, научно-исследовательские проекты с использованием мультимедийных технологий.

По результатам опытно-экспериментальной работы стало возможным сделать выводы об эффективных способах преодоления ксенофобии в студенческой среде. В результате апробации модели констатировано, что система социально-воспитательной работы российских вузов нуждается не только в новых технологиях социально-культурного воспитания, но и в разработке новых проектов развития толерантности и снижения агрессивных и экстремистских настроений в студенческой среде.

Примечания

1. Лапин, Н. И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 3—12.

2. Лапин, Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. Москва : Институт философии РАН, 2000.

3. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ., комментарии и вступ. статья В. В. Сапова. Санкт-Петербург : РГХИ, 2000. 1056 с.

рРегиональные программы поддержки

социально-культурной деятельности инвалидов (на примере рязанской области)

УДК 379.8:65.012.23 В. Ю. Попов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается эффективность реализации программы социально-культурной деятельности инвалидов в Рязанской области на основе сравнительного анализа показателей 2011 и 2012 года.

Ключевые слова: инвалид, программа, социально-культурная деятельность, учреждения культуры, показатели эффективности.

104

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 104-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.