Научная статья на тему 'Проблематика представления инновационных идей и рекомендации будущим инноваторам'

Проблематика представления инновационных идей и рекомендации будущим инноваторам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНГЕЛ / BUSINESS ANGEL / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATION PROJECT / СТАРТАП / STARTUP / ИННОВАТОР / INNOVATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина И.Е., Терелянский П.В.

В статье рассматриваются наиболее частые причины отвержения инновационных проектов, принципы, которыми руководствуется бизнес-ангел при отборе проектов, даются советы начинающим предпринимателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REPRESENTATION OF INNOVATION IDEAS AND RECOMMENDATIONS FOR FUTURE INNOVATORS

There are being discussed the most common reasons for rejection of the innovation projects, the principles which are used by business angel in the selection of projects. There are being provided advices to budding entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Проблематика представления инновационных идей и рекомендации будущим инноваторам»



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 004.82; 004.832.23

И.Е. Брагина

соискатель, кафедра «Информационные системы в экономике», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

П. В. Терелянский

д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой «Информационные системы в экономике», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее частые причины отвержения инновационных проектов, принципы, которыми руководствуется бизнес-ангел при отборе проектов, даются советы начинающим предпринимателям.

Ключевые слова: бизнес-ангел, инновационный проект, стартап, инноватор.

E.I. Bragina, Volgograd State Technical University

P.V. Terelyansky, Volgograd State Technical University

PROBLEMS OF REPRESENTATION OF INNOVATION IDEAS AND RECOMMENDATIONS

FOR FUTURE INNOVATORS

Abstract. There are being discussed the most common reasons for rejection of the innovation projects, the principles which are used by business angel in the selection of projects. There are being provided advices to budding entrepreneurs.

Keywords: business angel, the innovation project, startup, innovator

Каждый человек, которому пришла очень интересная инновационная идея, сталкивается с рядом трудностей. Самой первой и, пожалуй, самой главной проблемой, с которой столкнется инноватор - поиск первичных денег на первостепенные нужды. Большинство инноваторов не имеют опыта в создании своего бизнеса и привлечении инвестиций. И поэтому на стадии создания концепции идеи совершается большое количество ошибок, которые способны привести к отказу бизнес-ангелом в инвестировании данного проекта.

Случаи отвержения проекта:

- бизнес-идея, представленная бизнес-ангелу, может выглядеть недостаточно убедительной [3]. Инвестору может быть непонятен смысл идеи; представление идеи достаточно запутанное; инвестором может быть представлено неполное представление идеи - значимые моменты могут быть попросту пропущены;

- бизнес-идея не понимается даже профессионалам в силу достаточно сложного описания;

- при представлении идеи бизнес-ангелу проекта демонстрируется явный не-

ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕИ И РЕКОМЕНДАЦИИ БУДУЩИМ ИННОВАТОРАМ

достаток представительских способностей;

- финансовый прогноз опирается на заведомо нереальные предположения [1]. Основатель идеи не имеет опыта в составлении экономических прогнозов;

- предложенные финансовые показатели выглядят намеренно завышенными [1]. Инноватор стремится заведомо получить больше денег, чем на самом деле это необходимо;

- между бизнес-ангелом и претендентом не возникла взаимная симпатия. Очень важным моментом на стадии представления проекта является установление взаимоотношений между инноватором и бизнес-ангелом. Если симпатия произошла, то шансы инноватора получить инвестирование возрастают;

- проект не имеет «запаса прочности» и может развалиться при малейших неблагоприятных условиях [1]. Бизнес-ангелу очень важно иметь гарантии надежности проекта, так как инвестор рискует своими деньгами (достаточно большими);

- непонятен маршрут «выхода» инвестора из проекта [1]. В проекте обязательно должен быть отражен данный маршрут.

Принципы, которыми руководствуется бизнес-ангел при отборе проектов [1]:

1. Бизнес-ангелу должны быть предоставлены не только бизнес-идея, но и программа ее воплощения.

2. Бизнес-ангел должен четко представлять свой «выход» из компании.

3. Бизнес-ангельские инвестиции - инвестиции в команду.

Ошибки, способные привести к «смерти» стартапа:

- Команда оказалась не способна реализовать первоначальную идею. Зачастую хорошие идеи так и остаются невоплощенными идеями, в некоторых случаях - зафиксированными на бумаге. Инноваторы из-за отсутствия личных связей, отсутствия опыта или других объективных причин так и не находят финансирования.

- Прекращение финансирования. Неправильный выбор стратегии может привести к прекращению финансирования, как это случилось с социальной сетью «для интеллектуалов» «Топ4Топ». Задуманная в 2008 году Дмитрием Дибровым и продюсером Михаилом Зоненашвили социальная сеть предполагала ведение «звездных» бло-гов. Редактором блогов был Лев Новоженов. Ставка также делалась на модную тогда технологию Flash, но при этом некоторые операционные системы ее еще не поддерживали. Но выяснилось, что популярные на ТВ люди мало кому интересны в Интернете. Так же были выявлены ошибки на самом сайте, которые необходимо было исправлять. Руководителями проекта было принято решение продать сайт продюсеру Сергею Миронову, решившему сделать из данного проекта «российский MySpace». Но этого так и не произошло из-за низкой посещаемости сайта [1].

- Отсутствие модели монетизации. Идея стартапа может быть сколь угодно гениальной. Но необходимо иметь четкое представление о том, каким образом проект будет приносить деньги создателю и инвестору. В противном случае инвестор просто не будет иметь представления о своей выгоде и откажет в инвестировании. И гениальная идея так и останется «витать в воздухе».

- Разногласия акционеров. При принятии жизненно важных для проекта решений необходимо учитывать мнения всех акционеров. Проект Giftery был задуман Кириллом Чурюкановым (один из членов инвестиционной команды компании) и Оскаром

Хартманом (основатель KupiVIP и соучредитель Fast Lane). Запуск проекта пришелся на январь 2011 года. Но проект столкнулся с проблемой нехватки инвестиций на дальнейшее развитие. Именно тогда венчурная компания приняла решение копировать проверенные бизнес-модели из иностранной практики и реализовывать их в России. Giftery в эту концепцию не укладывался. Поэтому компанию продали группе частных инвесторов по цене затрат (около $100 тыс.). В последствии начались «закулисные войны», в результате которых акционеры разбежались [1].

- Невозможность команды реализовать идею. Зачастую, на первых этапах развития бизнеса стартаперы привлекают своих знакомых, приятелей или родственников для участия в воплощении идеи в жизнь. Хорошо, если все участники проекта имеют опыт в различных областях (экономика, сфера услуг и т.д.) и занимали достаточно высокие должности. В противном случае слабая команда может привести к развалу идеи или же попросту к отказу инвестора финансировать данный проект.

- Выход основного «начинателя» из команды так же может являться «развалом», казалось бы, успешного стартапа.

Советы начинающим предпринимателям:

- не стоит теряться [1]. Необходимо всегда искать пути выхода из трудной ситуации. В истории известно много историй, когда люди оказывались практически на улице и, не растерявшись, создали головокружительные карьеры. Например, Шон Паркер в неожиданно оказался безработным и бездомным. Но не растерялся: через пару лет вскочил в поезд под названием Facebook и помог ему развить космическую скорость. После этого у него были еще промахи и падения. Но сейчас в свои 31 год он уже авторитетный гуру интернет-стартапов, состояние которого оценивается в 1,6 млрд долларов;

- будьте «душой компании». Если Вы станете именно таким человеком, то скорей всего у вас появится много друзей и приятелей, которые будут приглашать вас на свои встречи, вечеринки. Опять же можно данным расположением к себе и воспользоваться - выведать много полезной информации и завязать полезные знакомства;

- не стоит рассказывать о себе слишком много информации. Останьтесь своего рода «загадкой». В данном случае вы будете интересны людям;

- чувство юмора. Как известно, хорошая шутка, высказанная к месту, может «разрядить» обстановку, а так же расположить к себе собеседников;

- целеустремленность. Всегда стремитесь добиваться поставленных целей. Если наткнулись на препятствия, то ищите новые пути для развития. Даже когда идете представлять свой проект инвесторам;

- разработка общих правил. Все новые компании делают продукты, которые нужно создать один раз, а затем совершенствовать и тиражировать. Стартап должен делать глобальные, понятные во всем мире продукты. Но в то же время идеи для продуктов лучше брать на локальных рынках, в тех отраслях, где сам работаешь [1];

- не бояться придумывать новые правила [1];

- не стоит надеяться на удачу, привлекая звезд шоу-бизнеса. Законы «голубого экрана» могут просто-напросто не работать в других сферах. И потребителям не будет интересно пользоваться предлагаемой инновацией;

- команда. Необходимо подбирать команду из людей, имеющих опыт работы в

различных областях. Так, если сложилась команда из представителей сфер, не имеющих отношения к экономической среде, вряд ли смогут грамотно рассчитать необходимые финансовые показатели, построить прогноз, провести маркетинговое исследование. Так же необходимо грамотно реализовать разделение обязанностей в команде, особенно на начальных этапах развития проекта

Список литературы:

1. Светлана Рагимова. Остаться в живых // Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №6 (322). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1932956

2. Илляшенко С.М. Управление инновационным развитием: проблемы, концепции, методы: Сумы: ВТД «Университет кн.», 2003. - 278 с.

3. Каширин А.И., Семенов А.С. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. - Москва: Вершина, 2008. - 384 с.

List of references:

1. Ragimova S. To stay alive. // Kommersant Secret firmi, №6 (322). URL: http://www.kommersant.ru/doc/1932956

2. Illyashenko S. M. Management of innovation development: issues, concepts, methods: Sumi: VDT "University kn.", 2003. - 278 p.

3. Kashirin A.I., Semenov A.S. Finding a business angel. The Russian experience in raising seed money. - Moscow: Vershina, 2008. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.