УДК 34
Самусенко М.Д.
студент юридического факультета Института государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о правовом статусе наблюдателя в рамках обеспечения прозрачности избирательного процесса. Основное внимание уделяется отсутствию единых стандартов статуса наблюдателей, ограничениям их прав и недостаточной защите от давления и ограничений со стороны избирательных комиссий и политических партий. Существует объективная потребность в совершенствовании правового механизма статуса наблюдателя за выборами для обеспечения и обеспечения прозрачности избирательного процесса, что важно в связи с предстоящими президентскими выборами.
Ключевые слова: правовой статус наблюдателя, избирательный процесс, избирательные права, защита наблюдателей, свобода слова, ограничения прав, выборы.
Актуальность изучения вопроса о правовом статусе наблюдателя в Российской Федерации в условиях президентских выборов 2024 года [6] обусловлена необходимостью обеспечения прозрачности и законности избирательного процесса. Наблюдатели на выборах играют значимую роль в обеспечении избирательных стандартов, защите прав избирателей, поддержании исполнения избирательного права. Поэтому важно изучить существующие нормы, регулирующие статус наблюдателей на выборах в России, и выявить проблемы, которые могут осложнить работу наблюдателей в избирательном
процессе. Роль наблюдателей особенно актуальна для обеспечения честности выборов в условиях, когда избирательному процессу уделяется повышенное внимание общественности. Их присутствие способствует укреплению доверия к результатам выборов и преодолению конфликтов.
Определение понятия «наблюдателя» сформировано в рамках статьи 2 федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ [1], где под наблюдателем понимается гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за голосованием, подсчетом голосов и другими процедурами, связанными с установлением результатов выборов. В законодательстве РФ [2] отмечается, что в качестве наблюдателя на выборах не могут быть представлены лица, занимающие определенные официальные государственные должности, в частности, должностные лица избирательных комиссий, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий, которые имеют право голоса, исключая членов, чьи полномочия были приостановлены.
Для обеспечения честности выборов и защиты избирательного права крайне важно охарактеризовать правовой статус наблюдателей и изучить возможности совершенствования законодательства в этой области. Также необходимо обратить внимание не перспективы развития правовых возможностей по улучшению процедуры участия наблюдателей для обеспечения честности и прозрачности реализуемого избирательного процесса [3, с.239].
Поскольку наблюдателей за выборами часто связывают с конкретными политическими партиями и кандидатами, существует вероятность того, что их деятельность может быть направлена на поддержку определенного кандидата или партии, а не на объективный мониторинг процесса. В конечном итоге такая практика усложняет практику проведения избирательного процесса и заставляет сомневаться в объективности работы наблюдателя.
Для реализации наблюдательной деятельности необходимы глубокие знания законодательства, осуществляемых процессов, подсчета голосов и других аспектов избирательной системы [5, с.294]. Отметим, что недостаточная подготовка наблюдателей на выборах зачастую негативно сказывается на
качестве их работы. Нередко возникают ошибки в анализе происходящих процессов на избирательных участках, неверная интерпретация. Во многом возникающие проблемы определяются недостаточным опытом, приоритетом определённых политических установок, что оказывает влияние на объективность реализуемой оценки. Кроме того, среди проблем деятельности наблюдателя на выборах можно отметить низкий уровень правовой культуры, а также электоральной грамотности, что усложняет понимание электорального поведения. Также стоит отметить практику распространения противоправного поведения [4, с.181].
Рис. 1. Проблемы правового статуса наблюдателя на выборах.
К сожалению, в некоторых случаях наблюдатели используют свой статус для принятия мер, включая вмешательство в работу выборов, оказание давления на избирателей, распространение лжи или другие нарушения закона. Подобная практика определяет потенциальные угрозы обеспечения целостности и прозрачности избирательного процесса и, соответственно, говорит о необходимости совершенствования правового регулирования деятельности наблюдателей с целью повышения эффективности их взаимодействия с членами избирательных комиссий. В связи с этим, требуется проработка вопроса совершенствования нормативного регулирования деятельности наблюдателей, реализации дополнительных программ подготовки, нацеленных на увеличение
уровня правовой культуры и как следствие электоральной грамотности. Решение вопроса о правовом статусе наблюдателей на выборах в России является важным условием совершенствования избирательного процесса, обеспечения прозрачности и честности выборов, а также доверия граждан к избирательному процессу.
Для прояснения вопроса о правовом статусе наблюдателей на выборах необходимы изменения в законодательстве, направленные на обеспечение более эффективного и прозрачного участия наблюдателей в избирательном процессе. Прежде всего, важно систематизировать стандарты и устранить правовые пробелы в законодательстве, касающиеся статуса наблюдателей на выборах. Одним из ключевых моментов является включение в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] четкого определения прав и обязанностей наблюдателей на всех этапах избирательного процесса для последующего формирования основы деятельности наблюдателей, оценки их вклада в работу избирательных комиссий и в целом избирательного процесса.
Рекомендуется обратить внимание на вопрос правовой защиты наблюдателей. Требуется создать механизм для обжалования незаконных действий и решений избирательных комиссий или участников избирательного процесса, разработать процедуры и инструменты правовой защиты наблюдателей и сделать результаты работы прозрачными [3, с.240].
Важным аспектом также является обучение и повышение правовой культуры наблюдателей. В этом направлении важно внедрение специальных программ подготовки в части ознакомления с избирательным законодательством, а также в сфере этики и стандартов профессиональной деятельности наблюдателя. Существует объективная потребность в улучшении качества работы наблюдателей и формирования соответствующих условий для обеспечения рационального взаимодействия наблюдателей с различными участниками избирательного процесса. Нельзя не отметить и значимость проведения качественного мониторинга, и контроль деятельности
наблюдателей, для чего требуется проработка вопроса действия механизма привлечения к ответственности нарушителей правил поведения наблюдателей, а также защиты их прав от незаконных нарушений.
Таким образом, существующие проблемы правового статуса наблюдателя на выборах в Российской Федерации по большей части связаны с несовершенством законодательной базы и рисками, которые порождены спецификой осуществляемого избирательного процесса. Прежде всего, речь идёт о недостаточной защищенности наблюдателей от давления и угроз со стороны различных участников выборов, в частности, избирательных комиссий, политических партий и прочих заинтересованных сторон. Также можно отметить наличие проблемы ограничения свободы слова, в целом деятельности наблюдателей на выборах. Вопрос о правовом статусе наблюдателей требует стандартизации, регламентации в части реализуемой деятельности для обеспечения правовой защиты, а также обеспечения прозрачности реализуемого избирательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. №24. 17.06.2002. ст. 2253;
2. Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. № 2. 13.01.2003. ст. 171;
3. Кондращенко Д. А. Проблемы и перспективы развития правового статуса наблюдателей на выборах в Российской Федерации //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23. №. 2. С. 235-242;
4. Киреев К. П. Правозащитный статус наблюдателей в избирательном процессе //Права человека: история, теория, практика. Сборник научных статей XI. 2023. С. 181;
5. Троицкая Т. В. Общественный контроль на выборах в России: история становления и современное развитие //Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. №. 4 (153). С. 292-299;
6. Выборы президента в 2024-м продлятся три дня [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/politics/08/12/2023/6572dead9a794751456f92d4?ysclid=lqrygjl3 6o544875832&from=copy (дата обращения: 29.12.2023)
Samusenko M.D.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia)
PROBLEMS OF LEGAL STATUS OF ELECTION OBSERVERS
Abstract: this article examines the issue of the legal status of an observer in the framework of ensuring transparency of the electoral process. The main focus is on the lack of uniform standards for the status of observers, restrictions on their rights and insufficient protection from pressure and restrictions from election commissions and political parties. There is an objective need to improve the legal mechanism of election observer status in order to ensure and ensure transparency of the electoral process, which is important in connection with the upcoming presidential elections.
Keywords: legal status of an observer, electoral process, electoral rights, protection of observers, freedom of speech, restrictions on rights, elections.