Научная статья на тему 'Проблематика изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов на стадии проверки и при расследовании уголовных дел'

Проблематика изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов на стадии проверки и при расследовании уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наркотические средства / психотропные вещества / досмотр / обыск / изъятие наркотических средств / оперативно-розыскная деятельность / расследование уголовных дел / narcotic drugs / psychotropic substances / inspection / search / seizure of narcotic drugs / operational-search activity / investigation of criminal cases

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Владимирович Бондарев, Денис Валентинович Теткин, Владимир Алексеевич Панин

Исследована проблематика, уже давно волнующая умы как обычных обывателей, так и общественных деятелей, и политиков. Авторы попытались затронуть вопросы, возникающие при обнаружении, фиксации, изъятии наркотических средств и психотропных веществ на стадии проверки и при расследовании уголовных дел. Были рассмотрены мнения ученых и практиков по представленной проблеме. Проанализированы законодательные акты, касающиеся деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Сформулированы выводы, касающиеся затронутой проблемы. Представлена авторская позиция по внесению предложений в законодательство, регламентирующее изъятие наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Владимирович Бондарев, Денис Валентинович Теткин, Владимир Алексеевич Панин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of withdrawal from illicit circulation of narcotic drugs, psychotropic substances, as well as their analogues at the verification stage and during the investigation of criminal cases

The problems that have long been exciting the minds of ordinary people, public figures, and politicians have been investigated. The authors tried to address the issues that arise during the detection, fixation, and seizure of narcotic drugs and psychotropic substances at the verification stage and during the investigation of criminal cases. The opinions of scientists and practitioners on the presented problem were considered. Legislative acts concerning the activities of law enforcement agencies in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues are analyzed. The conclusions concerning the problem are formulated. The author's position on making proposals to the legislation regulating the seizure of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues is presented.

Текст научной работы на тему «Проблематика изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов на стадии проверки и при расследовании уголовных дел»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://d0i.0rg/l 0.24412/2687-0185-2023-4-56-61 ШЮ№ 2007-0083-4/23-349 MOSURED: 77/27-005-2023-04-549

Проблематика изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов на стадии проверки и при расследовании уголовных дел

Дмитрий Владимирович Бондарев1, Денис Валентинович Теткин2, Владимир Алексеевич Панин3

'•2 Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия

1 bdv8999373999@yandex.ru

2 tyotkinden@mail.ru

3 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

Старотеряево, Россия, Nikonorov777@mail.ru

Аннотация. Исследована проблематика, уже давно волнующая умы как обычных обывателей, так и общественных деятелей, и политиков. Авторы попытались затронуть вопросы, возникающие при обнаружении, фиксации, изъятии наркотических средств и психотропных веществ на стадии проверки и при расследовании уголовных дел. Были рассмотрены мнения ученых и практиков по представленной проблеме. Проанализированы законодательные акты, касающиеся деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Сформулированы выводы, касающиеся затронутой проблемы. Представлена авторская позиция по внесению предложений в законодательство, регламентирующее изъятие наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, досмотр, обыск, изъятие наркотических средств, оперативно-розыскная деятельность, расследование уголовных дел

Для цитирования: Бондарев Д. В., Теткин Д. В. Никоноров А. А. Проблематика изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов на стадии проверки и при расследовании уголовных дел // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 56-61. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-56-61.

Problems of withdrawal from illicit circulation of narcotic drugs, psychotropic substances, as well as their analogues at the verification stage and during the investigation of criminal cases

Dmitry V. Bondarev1, Denis V. Tetkin2, Vladimir A. Panin3

'•2 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Ryazan, Russia

1 bdv8999373999@yandex.ru

2 tyotkinden@mail.ru

3 Moscow Regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named

after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia, Nikonorov777@mail.ru

Abstract. The problems that have long been exciting the minds of ordinary people, public figures, and politicians have been investigated. The authors tried to address the issues that arise during the detection, fixation, and seizure of narcotic drugs and psychotropic substances at the verification stage and during the investigation of criminal cases. The opinions of scientists and practitioners on the presented problem were considered. Legislative acts concerning the activities of law enforcement agencies in the field of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues are analyzed. The conclusions concerning the problem are formulated. The author's position on making proposals to the legislation regulating the seizure of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues is presented.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, inspection, search, seizure of narcotic drugs, operational-search activity, investigation of criminal cases

For citation: Bondarev D. V., Tetkin D. V., Panin V. A. Problems of seizure of narcotic drugs, psychotropic substances, as well as their analogues from illegal circulation at the verification stage and during the investigation of criminal cases. Criminological Journal. 2023;(4):56-61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-56-61.

Original article

© Бондарев Д. В., Теткин Д. В., Панин В. А., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Актуальность темы противостояния незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее — НОН) как никогда несомненна. Это связано, прежде всего, с нескончаемым интересом к представленной проблеме, как обычных обывателей, так и общественных деятелей, и политиков. Но преступность, связанная с НОН отдавая дань времени переродилась и большинстве случаев носит цифровой характер совершения, т. е. преступления указанной категории в настоящее время реализуются в дистанционной форме приобретая все большую популярность среди молодежи. В доказательство стоит отметить, что на 9 % возросло количество осужденных за преступления указанной категории. Верховный Суд уделяет повышенное внимание рассмотрению этой категории дел, и за последние три года Президиум Верховного Суда обращался к вопросам уголовной ответственности за эти преступления в шести обзорах судебной практики». Такие сведения в своем докладе озвучил Председатель Верховного суда России В. М. Лебедев на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России, которое проходило 9 февраля 2022 г. в формате веб-конференции [5].

Увеличение данного вида преступлений связано с тем, что в современном обществе присутствуют группы лиц, жизнь которых прямо или косвенно зависит от НОН. Так, первая группа лиц — это лица, потребляющие наркотики, которым сложно отказаться от этого процесса, так как привыкание возникает очень быстро и, справиться с ним не каждый способен; вторая группа лиц — это лица, осуществляющие непосредственно сбыт наркотиков и их деятельность приносит огромную материальную прибыль.

Тематика противодействия НОН многократно затрагивалась в научных трудах, нашла свое отражение во множестве методических рекомендаций, пособий и закрепление на законодательном уровне.

Так, еще в 2006 г. проблематику изъятия наркотиков в своей статье о проблемных моментах изъятия наркотиков до возбуждения уголовного дела по делам о контрабанде исследовал А. Г. Харатишвили В своей работе А. Г. Харатишвили подробно рассмотрел проблемные вопросы изъятия наркотиков до возбуждения уголовного дела и с его позицией нельзя не согласиться. Автор внес предложение о дополнении ведомственных законов ОВД и ФСБ

нормами, касающимися именно изъятия наркотиков, однако, его предложения не нашли своего отражения в законодательных актах и по нынешнее время. Кроме того, А. Г. Харатишвили так и не сформулировал в своих предложениях конкретики по процедуре изъятия наркотиков и фиксации этого действия [1].

Такой же точки зрения придерживается С. В. Тимофеев, старший преподаватель Восточно-Сибирского институт МВД России в своей работе по теме: «Проблемы применения оперативно-розыскного законодательства, регулирующего порядок изъятия наркотиков». С. В. Тимофеев высказывал мнение, что в действующем законодательстве не отработан механизм изъятия наркотиков в должной мере и также как и предыдущие авторы предлагал внести дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность по изъятию наркотиков [2].

Проблематику изъятия наркотиков в своих работах рассматривали многие авторы и все они как один придерживаются выше озвученной позиции, а именно внесения изменений в законодательство, касаемо изъятия наркотиков. Аспекты изъятия наркотиков, так или иначе, с теми же выводами затронули Е. А. Игнатенко наркотиков [3], А. В. Репин, Е. В. По-пельницкий, Е. Б. Мельников [4].

Если рассматривать преступления в целом через призму науки, то преступления в сфере НОН можно отнести к «точным наукам». Ведь в данном виде преступлений нет мелочей, и каждый миллиграмм наркотика имеет важнейшую роль при квалификации преступления. Малейшие неточности при определении веса изъятого из незаконного оборота наркотика могут привести к тому, что состав преступления будет отсутствовать или изменится на более тяжкое преступление. Но, для того, чтобы решать вопрос о возбуждении уголовного в сфере НОН, нужно изъять наркотик в четком соответствии с действующим законодательством. На взгляд авторов, именно в вопросе изъятия и документирования факта изъятия наркотиков имеются серьезные проблемные моменты в действующем законодательстве.

Законодатель предусматривает несколько способов изъятия и документирования НОН. Рассмотрим их в отдельности.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») сотрудники полиции наделены опреде-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ленными правами для выполнения служебных задач, возложенных на них законодателем. Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего закона у сотрудников полиции имеется право при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) осуществлять изъятие предметов, материалов и документов. Изъятие веществ в данной норме закона не прописано.

Кроме того, согласно п. 16 ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона полицейские могут досмотреть лицо в рамках административного законодательства и изъять запрещенные вещества и предметы.

Таким образом, согласно положений Закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право производить изъятие, в том числе наркотиков. При этом, в Законе «О полиции» отсутствуют разъяснения о порядке и тактике проведения такого изъятия и имеется лишь отсылка на административное законодательство.

Думаю, далее необходимо обратиться к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об ОРД») и попытаться найти в его содержании описание процедуры изъятия документов, предметов, материалов, документов, предметов, в том числе наркотиков при проведении оперативно-розыскной деятельности.

Итак, согласно ст. 6 Закона «Об ОРД» существует 15 ОРМ. Как известно все оперативно-розыскные мероприятия делятся на гласные и негласные. В соответствии с той же ст. 6 указанного Закона должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность могут использовать для решения задач помощь граждан с их согласия как для проведения гласных, так и негласных ОРМ.

При этом в ст. 15 Закона «Об ОРД» говорится о том, что при осуществлении гласных и негласных ОРМ должностные лица, их проводящие имеют право изымать документы, предметы, материалы и сообщения... Далее законодатель в ст. 15 Закона «Об ОРД» устанавливает обязанность составления протокола о произведенном изъятии в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при проведении именно гласных ОРМ. Однако, законодатель не оговаривает, что это должен быть за протокол и что за процессуальное действие производится при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Кроме

того нет ни слова о том, какой документ об изъятии должен быть составлен при проведении негласного ОРМ. Так, в Законе «Об ОРД» отсутствует разъяснение момента изъятия и фиксации каких-либо предметов при проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Из изложенного выше делаем вывод, что ни в Законе «О полиции», ни в Законе «Об ОРД» нет разъяснения действий полицейских и иных сотрудников правоохранительных органов при производстве изъятия наркотиков у физического лица и, стоит обратить внимание, что отсутствует в принципе ОРМ, подразумевающее под собой проведение изъятия каких-либо предметов и уж тем более веществ у физического лица.

Далее обратимся к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № Э-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон «О наркотиках»). Согласно данному Закона, контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотиков на территории Российской Федерации возлагается на ОВД, таможенные органы и органы ФСБ. Должностные лица ОВД, таможенных органов, органов ФСБ при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотиков вправе производить и досмотр граждан, транспортных средств, если имеются достаточные основания полагать, что осуществляются незаконный оборот наркотиков. Процесс документирования данного мероприятия, а именно процесса изъятия наркотиков раскрывается законодателем в межведомственной Инструкции «О порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения» (далее — Инструкция) от 1999 г.

Именно в данном Законе и Инструкции за правоохранителями закрепляется право, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо осуществляет незаконный оборот наркотиков, производить досмотр граждан. Но, вновь стоит отметить, что речь идет лишь о праве производства досмотра, а в Инструкции законодатель попытался закрепить процедуру производства досмотра, но при этом в Инструкции имеются противоречия с другими зако-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

нодательными актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов. Так, по Инструкции при проведении досмотра необходимо привлекать двух понятых, однако, понятые — это участники уголовного судопроизводства, их права и обязанности прописаны в ст. 60 УПК РФ, где определено их процессуальное положение. Правовое положение понятого в соответствии с Инструкцией не закреплено. Также, Инструкция основана на различных нормативных актах, которые в настоящее время вообще утратили свою силу и ее положения в некоторых моментах противоречат действующему законодательству.

Процедура производства досмотра граждан подробно указана в ст. 27.7 КоАП РФ. Однако, речь идет лишь о производстве досмотра с целью обнаружения орудий совершения, предметов административного правонарушения. В РФ применение права и закона по аналогии разрешено лишь в гражданском законодательстве. Таким образом, применить процедуру производства досмотра, предусмотренную ст. 27.7 КоАП РФ к изъятию наркотиков в рамках проведения ОРМ невозможно.

Факты, изложенные выше, говорят о том, что в настоящий момент процедура изъятия наркотиков не отрегулирована в законодательстве Российской Федерации в должной мере. Такая ситуация может привести к тому, что возникает проблематика как при возбуждении уголовных дел по преступлениям о незаконном обороте наркотиков, так и при их дальнейшем расследовании и при принятии судом решений о виновности лица. Сейчас возникает вопрос о правомерности и законности производства досмотра гражданина, изъятия у него наркотиков и предметов, имеющих отношение к совершенному преступлению.

Считаем необходимым дополнить Закон «Об ОРД» четким указанием процедуры производства досмотра гражданина, вещей, находящихся при нем и, как следствие процедуру изъятия предметов и веществ, находящихся при нем и в его вещах, фиксации изъятого.

Так полагаем, дополнить содержание Закона «Об ОРД» ст. 15.1 «Досмотр физического лица, вещей, находящихся при нем, а также транспортных средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий». В данной статье отразить основания и процедуру проведения досмотра, а именно:

1. В случае получения в результате проведения оперативно-розыскных мероприятия информации о том, что при физическом лице, в его вещах или транспортном средстве хранятся запрещенные к обороту или ограниченные к обороту на территории Российской Федерации предметы и вещества, сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации, проводящие оперативно-розыскные мероприятия имеют право произвести досмотр физического лица, вещей находящихся при нем или транспортное средство. При обнаружении предметов и веществ, запрещенных к обороту или ограниченных к обороту на территории Российской Федерации они подлежат немедленному изъятию.

2. Досмотр проводится должностным лицом того же пола с досматриваемым лицом с участием двух представителей общественности (добровольно привлеченных граждан в соответствии с требованиями ст. 6 настоящего Закона» либо с применением видеозаписи.

3. Перед началом досмотра, досматриваемому лицу разъясняются его права и обязанности.

4. По результату проведения должностными лицами, производящими досмотр составляется протокол досмотра физического лица, вещей находящихся при нем и транспортного средства.

Проведенный анализ практической деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере НОН показал следующий результат: почти во всех регионах Российской Федерации деятельность оперативных подразделений по выявлению и изъятию наркотиков происходит по одному «сценарию». Сотрудники оперативного подразделения проводят в рамках Закона «Об ОРД» определенное ОРМ, зачастую негласное. При получении достоверной информации о наличии у лица при себе наркотиков, прекращают проведение ОРМ и преступают к пресечению незаконной деятельности указанного лица. В некоторых случаях производят «задержание» с привлечение специальных подразделений силовой поддержки, так как при пресечении НОН малейшее промедление в действиях или их обнаружении лицом, может привести к уничтожению наркотиков. Далее, после того, как правоохранители приняли меры к исключению возможности «сброса» или уничтожения лицом наркотика, начинается сама процедура его обнаружения при лице или в его вещах, транспортном средстве. Для этого

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

правоохранители привлекают двух «гражданских» лиц в качестве представителей общественности, что-то вроде понятых, но такового статуса они не имеют, да и статус представителей общественности тоже не понятен, кто это? Правоохранители ссылаются на Закон «Об ОРД», где сказано, что могут привлекать для оказания помощи при проведении ОРМ граждан, с их согласия. Но мне кажется, что речь в Законе идет о привлечении граждан с их согласия при проведении ОРМ совершенно в других целях. И, кстати, проходит достаточно много времени с момента «задержания» злоумышленника до появления на месте «представителей общественности». Данная ситуация порождает множество спорных моментов, а не «подкинули ли» правоохранители наркотики невиновному человеку в том момент пока приглашали «представителей общественности»? Эти споры возникают очень часто как на стадии предварительной проверки, предварительного расследования и в суде. Поэтому, момент появления на месте «представителей общественности» необходимо законодательно проработать, решить вопрос о возможности фиксации с применением видеосъемки. Далее, когда местонахождение наркотика обнаружено, его изымают. Все это действие от момента начала поиска наркотика до его изъятия оформляется «протоколом досмотра физического лица, вещей и транспортных средств». Так вот, а где же законодательно закреплено это действие и сам протокол, его содержание, права, которые необходимо разъяснять участвующим лицам, и вообще какими правами участвующие лица могут пользоваться, какие у них обязанности, какой статус, в рамках чего проводится данное действие? На эти вопросы авторы не смогли найти конкретных ответов в действующем законодательстве.

Отсюда следует следующий вывод — присутствует в действующем законодательстве определенная необходимость проработки вопроса изъятия наркотиков, фиксации данного действия и как результат всей представленной работы, это внесение дополнений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации. Тем самым произойдет законодательное закрепление спорных вопросов, присутствующих на сегодняшний день и сотрудники правоохранительных органов борющихся с НОН с чистой совестью будут выявлять, раскрывать и расследовать преступления указанной категории.

Список источников

1. Харатишвили А. Г. Правовые проблемы изъятия наркотиков до возбуждения уголовного дела по делам об их контрабанде // Бизнес в законе. 2006. № 3-4. С. 103-106.

2. Тимофеев С. В. Проблемы применения оперативно-розыскного законодательства, регулирующего порядок изъятия наркотиков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридическое науки. 2020. № 1. С. 150-157.

3. Игнатенко Е. А. Незаконная пересылка наркотиков: критерии допустимости доказательств при изъятии почтовых отправлений (по материалам Дальневосточного Федерального округа) // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 56. С. 51-54.

4. Репин А. В., Попельницкий Е. В., Мельников Е. Б. Обнаружение, фиксация и изъятие следов при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Красноярск, 2018.

5. Выступление Председателя Верховного суда России В. М. Лебедева на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России, которое проходило 9 февраля 2022 г. // URL:// http s://www.vsrf.ru/pres s_center/mass_media/3 0781/

References

1. Kharatishvili A. G. Legal problems of seizure of drugs before the initiation of a criminal case on cases of their smuggling // Business in law. 2006. № 3-4. P. 103-106.

2. Timofeev S. V. Problems of the application of the operational-search legislation governing the procedure for the seizure of drugs // Izvestiya of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2020. № 1. P. 150-157.

3. Ignatenko E. A. Illegal transfer of drugs: criteria for the admissibility of evidence in the seizure of postal items (based on the materials of the Far Eastern Federal District) // Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities. 2012. № 56. P. 51-54.

4. Repin A. V., Popelnitsky E. V., Melnikov E. B. Detection, fixation and seizure of traces in the investigation of crimes in the field of drug trafficking. Krasnoyarsk, 2018.

5. Speech by the Chairman of the Supreme Court of Russia V. M. Lebedev at a meeting of judges of courts of general jurisdiction and arbitration courts of

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Russia, which took place on February 9, 2022 // URL://https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/3 0781/

становление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (ред. от 9 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 2 ноября 2023 г.) // URL://https://wwwxonsultant.ru/

2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // URL://https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17437/

3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // URL://https://www.consultant.ru/

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19 октября 2023 г.) // URL:// http s ://www.consultant .ru/

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации» // URL://https://www.consul-tant.ru/

6. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: по-

Bibliographic list

1. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001, № 174-FZ (ed. November 2, 2023) // URL://http s ://www. consultant .ru/

2. Federal Law № 3-FZ of January 8, 1998 «On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» // URL:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 17437/

3. Federal Law of August 12, 1995, № 144-FZ «On Operative Investigative Activity» // URL://https://www. consultant.ru/

4. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001, № 195-FZ (ed. of October 19, 2023) // URL://https://www.consultant.ru/

5. Decree of the President of the Russian Federation № 690 of June 9, 2010 «On Approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation» // URL://http s ://www. consultant .ru/

6. On Approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of June 30, 1998 № 681 (ed. of April 9, 2015) // CL RF. 1998. № 27. Art. 3198.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.04.2023; одобрена после рецензирования 30.04.2023; принята к публикации 21.11.2023.

The article was submitted 24.04.2023; approved after reviewing 30.04.2023; accepted for publication 21.11.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.