Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМАТИКА / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛИТЕРАТУРА / С.А. ЕСЕНИН / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна, Манохина Анастасия Андреевна

Статья посвящена проблематике изучения творчества С.А. Есенина в средней общеобразовательной школе. Выявлен и проанализирован круг проблем, существенно влияющих на понимание поэтического наследия С.А. Есенина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Швецова Виктория Михайловна, Манохина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF STUDYING POETRY BY S.A. YESENIN IN LITERATURE LESSONS

The article is devoted to the problems of studying the creativity of S.A. Yesenin in secondary school. A range of problems that significantly affect the understanding of S.A. Yesenin's poetic heritage has been identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 372.822

ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Виктория Михайловна Швецова

доктор филологических наук, доцент

vmsh72@yandex.ru Анастасия Андреевна Манохина

студент

nastasya-manokhina@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблематике изучения творчества С.А. Есенина в средней общеобразовательной школе. Выявлен и проанализирован круг проблем, существенно влияющих на понимание поэтического наследия С.А. Есенина.

Ключевые слова: проблематика, средняя общеобразовательная школа, литература, С.А. Есенин, поэзия.

Творчество С.А. Есенин занимает особое место в истории русской культуры и литературы. Он является национальным поэтом, чье поэтическое наследие обращено корнями в глубины мироощущения, мировосприятия и миропоэтики русского народа. С.А. Есенин, обладая особой лирической «напевностью», проявляет особое внимание к духовному миру каждого человека, отражает в своих произведениях всю гамму собственных переживаний. Глубоко погружаясь в происходящие вокруг него события, поэт затрагивает проблемы общечеловеческого характера. С.А. Есенин, мастер художественного слова, открыл новое направление в мировой литературе XX века, связанное с синтезом разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, а также с тяготением к иносказанию, притче и др. Как отмечают отечественные литературоведы, поэзия С.А. Есенина является благодатным материалом для проблемного изучения на уроках литературы в средней школе, а также выступает в качестве механизма для формирования универсальных учебных действий [4-7]. Однако несмотря на данный факт, существует ряд проблем, которые препятствуют успешному изучению обучающимися основных направлений творчества великого русского поэта.

Первая проблема возникает на этапе изучения биографии поэта. Невозможно исключить данный материал, не изучать его на уроке, так как биография С.А. Есенина находит отражение в поэзии и ключевым образом влияет на творчество, тематику, жанровое своеобразие. Через лирического героя воссоздается настроение, мировоззрение и идеология поэта. Как отмечает В.Г. Маранцман, при изучении достоверной биографии возникают вопросы к его идейно-нравственному облику [4].

Школьный возраст является сензитивным. Именно в это время ребенок развивает свои лучшие качества, учится мыслить не шаблонно и, по мнению Ю. К. Бабанского, «усваивать лучшее» [1, 92]. В связи с чем в средней школе следует выбирать монографические лекции как вид занятий, что позволит избежать

нравственно-эстетического недопонимания и при этом познакомить школьников с эпохой, во время которой творил поэт [8, 198].

Современному педагогу важно грамотно интерпретировать, преподносить произведения вне идеологической концепции, рассматривать поэзию исключительно с позиции культурного наследия. Следовательно, главной задачей и одновременно проблемой учителя становится грамотный выбор программы по литературе, которая должна соответствовать всем современным требованиям и при этом подготовить ученика средней школы к формированию самостоятельного эстетического восприятия. В целях достижения заданной цели, по нашему мнению, следует использовать на уроках литературы УМК под редакцией В.Я. Коровиной (5-9 классы). В нем раскрывается жанровое и эстетическое разнообразие поэзии С.А. Есенина [3]. Большинство же учебных программ исследуют творчество поэта бегло, выделяя два академических часа. В связи с чем у обучающихся формируется поверхностное восприятие поэзии С.А. Есенина. Кроме того, из-за незначительного объема, отведенного на изучение поэтического наследия русского поэта, у учеников в достаточной мере не происходит формирование познавательного интереса к творчеству С.А. Есенина, к литературе в целом. Данную проблему, по нашему мнению, решает УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Так, на изучение творчества великого имажиниста отводится пять часов (пять уроков литературы). Однако далеко не все учителя-словесники настроены на такое детальное изучение, игнорируя данную рекомендацию, что также является проблемой в изучении литературного произведения.

Следующая трудность в изучении творчества С.А. Есенина связана, по мнению Е.Л. Абрамяна, с неоднозначным отношением в обществе и литературных кругах к его личности, сформировавшимся в советский период. Ученый пишет: «Так, отношение к лирике С. Есенина на разных этапах разное. Но в результате на последнем этапе важно подвести ученика к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миро понимания, а его творчество - отражение

процесса формирования, изменения взглядов. Автор ведет диалог с прошлым, настоящим и обращен в будущее, которому принадлежит современный читатель» [2, 146]. Следует отметить, что историко-культурный аспект должен преобладать над идеологическим. Задача учителя литературы показать многогранность поэзии ХХ века через призму творчества С.А. Есенина [9].

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю сложно ориентироваться в них, выбрать наиболее подходящую. По нашему мнению, изучение творчества С.А. Есенина несмотря на то, что оно не встречает «сопротивления» среди школьников, требует пристального внимания.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М. : Просвещение, 1988. 478с.

2. Вердиян Л.Н. Абрамян Е.Л. Сценарий «Есенин и Кавказ» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 71-75.

3. Коровина В.Я. Линия УМК «Литература» (5-9 классы). М.: Просвещение, 2016. 179 с.

4. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: пособие для учителя. М.; Л.: Просвещение, 1965. 180 с.

5. Марченко А.М. Сергей Есенин: Русская душа. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 368 с.

6. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века: (советский период): Учебник. М., 2001. 280 с.

7. Наумов Е. Сергей Есенин. Творчество. Эпоха. М., 2007. 250 с.

8. Швецова В.М. Межсловные ассоциативные связи в процессе развития текстовой семантики слов// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 2 (94). С. 197-202.

9. Швецова В.М. Особенности формирования полевой структуры концепта «гражданин» в сознании молодого поколения// Наука и Образование. 2019. Т.2. №2.

UDK 372.822

THE PROBLEMS OF STUDYING POETRY BY S.A. YESENIN IN LITERATURE LESSONS

Shvetsova V. Mikhailovna

Doctor of Philology, Associate Professor

vmsh72@yandex.ru Anastasia A. Manokhina Student

nastasya-manokhina@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the problems of studying the creativity of S.A. Yesenin in secondary school. A range of problems that significantly affect the understanding of S.A. Yesenin's poetic heritage has been identified and analyzed.

Keywords: problematics, secondary school, literature, S.A. Yesenin, poetry.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.