Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА МАЛОЙ ПРОЗЫ Д. РУБИНОЙ 1970-1980-Х ГОДОВ'

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА МАЛОЙ ПРОЗЫ Д. РУБИНОЙ 1970-1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
825
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Д. РУБИНОЙ / МАЛАЯ ПРОЗА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДЕТСТВА / НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / АВТОБИОГРАФИЗМ РАССКАЗОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина Наталия Владимировна, Абраменкова Людмила Евгеньевна

Рассмотрены тематические, жанрово-композиционные, стилевые особенности произведений Д. Рубиной раннего периода её творчества. Основное внимание сосредоточено на анализе рассказов «По субботам», «Этот чудной Алтухов», «Дом за зелёной калиткой», «Терновник», вошедших в сборник малой прозы Д. Рубиной 1970-1980-х годов. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения творчества одного из ведущих авторов современной литературы с целью уточнения общей картины литературного процесса рубежа XX-XXI веков и места в нём конкретного художника. Сформулированы основные черты ранних произведений Д. Рубиной, заключающиеся в повышенной роли автобиографического начала, наличии особых героев - представителей творческих профессий, внимании к проблемам детства и взаимоотношений старшего и молодого поколений, введении мистических элементов, близости рассказов новеллистическому жанру. Проведены параллели с некоторыми поздними произведениями писательницы в ракурсе развития образов, художественных приёмов. Определены перспективы исследования малой прозы Д. Рубиной: изучение сквозных мотивов рассказов, повестей и романов писательницы от начального до настоящего периода творчества, анализ интертекстуальных связей произведений автора с классической и современной русской и зарубежной литературой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND POETICS OF SHORT PROSE BY D. RUBINA 1970-1980S

We consider thematic, genre-compositional, stylistic features of D. Rubina’s works of the early period of her work. We focus on the analysis of stories “On Saturdays”, “This wonderful Altukhov”, “The House behind the Green Gate”, “Thorns”, which were included in the collection of short prose by D. Rubina of the 1970s-1980s. The relevance of study is associated with the need to study the work of one of the leading modern literature authors in order to clarify the general picture of the literary process at the turn of the 20th-21st centuries and the place of a particular artist in it. We formulate the main features of D. Rubina’s early works, which consist in the increased role of the autobiographical beginning, the presence of special heroes-representatives of creative professions, attention to the problems of childhood and the relationship between the older and younger generations, the introduction of mystical elements, the proximity of stories to the novelistic genre. We draw parallels with some of the writer’s later works from the perspective of development of images, artistic techniques. We define the prospects for the study of D. Rubina’s short prose: the study of the cross-cutting motives of writer’s stories, novellas and novels from the initial to the present period of creativity, the analysis of the intertextual connections of author’s works with classical and modern Russian and foreign literature.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА МАЛОЙ ПРОЗЫ Д. РУБИНОЙ 1970-1980-Х ГОДОВ»

Неофилология

Neofilologiya = Neophilology

http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭВ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

ISSN 2587-6953

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 821.161.1

DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-28-653-660

Проблематика и поэтика малой прозы Д. Рубиной 1970-1980-х годов

Наталия Владимировна СОРОКИНА Н, Людмила Евгеньевна АБРАМЕНКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н 80гок_1ат(й)гатЬ1ег.п1

Аннотация. Рассмотрены тематические, жанрово-комиозиционные, стилевые особенности произведений Д. Рубиной раннего периода её творчества. Основное внимание сосредоточено на анализе рассказов «По субботам», «Этот чудной Алтухов», «Дом за зелёной калиткой», «Терновник», вошедших в сборник малой прозы Д. Рубиной 1970-1980-х годов. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения творчества одного из ведущих авторов современной литературы с целью уточнения общей картины литературного процесса рубежа XX-XXI веков и места в нём конкретного художника. Сформулированы основные черты ранних произведений Д. Рубиной, заключающиеся в повышенной роли автобиографического начала, наличии особых героев - представителей творческих профессий, внимании к проблемам детства и взаимоотношений старшего и молодого поколений, введении мистических элементов, близости рассказов новеллистическому жанру. Проведены параллели с некоторыми поздними произведениями писательницы в ракурсе развития образов, художественных приёмов. Определены перспективы исследования малой прозы Д. Рубиной: изучение сквозных мотивов рассказов, повестей и романов писательницы от начального до настоящего периода творчества, анализ интертекстуальных связей произведений автора с классической и современной русской и зарубежной литературой. Ключевые слова: ранний период творчества Д. Рубиной, малая проза, художественный мир детства, новеллистическое начало, автобиографизм рассказов

Для цитирования: Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Проблематика и поэтика малой прозы Д. Рубиной 1970-1980-х годов // Неофилология. 2021. Т. 7, № 28. С. 653-660. https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2021-7-28-653-660 О

С*Л

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

(«d:

© Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е., 2021

ISSN 2587-6953. Neophilology, 2021, vol. 7, no. 28, pp. 653-660.

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-28-653-660

Problems and poetics of short prose by D. Rubina 1970-1980s

Nataliya V. SOROKINA H, Lyudmila E. ABRAMENKOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation H sorok_tam(S!rambler.rn

Abstract. We consider thematic, genre-compositional, stylistic features of D. Rubina's works of the early period of her work. We focus on the analysis of stories "On Saturdays", "This wonderful Altukhov", "The House behind the Green Gate", "Thorns", which were included in the collection of short prose by D. Rubina of the 1970s-1980s. The relevance of study is associated with the need to study the work of one of the leading modern literature authors in order to clarify the general picture of the literary process at the turn of the 20th-21st centuries and the place of a particular artist in it. We formulate the main features of D. Rubina's early works, which consist in the increased role of the autobiographical beginning, the presence of special heroes-representatives of creative professions, attention to the problems of childhood and the relationship between the older and younger generations, the introduction of mystical elements, the proximity of stories to the no-velistic genre. We draw parallels with some of the writer's later works from the perspective of development of images, artistic techniques. We define the prospects for the study of D. Rubina's short prose: the study of the cross-cutting motives of writer's stories, novellas and novels from the initial to the present period of creativity, the analysis of the intertextual connections of author's works with classical and modern Russian and foreign literature.

Keywords: early period of D. Rubina's work, short prose, artistic world of childhood, novelistic beginning, autobiography of stories

For citation: Sorokina N.V., Abramenkova L.E. Problematika i poetika maloy prozy D. Rubinoy 1970-1980-kh godov [Problems and poetics of short prose by D. Rubina 1970-1980s]. Neofilolo-giva -Neophilologv, 2021, vol. 7, no. 28, pp. 653-660. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-653-660 (In Russian, Abstr. in Engl.) Q

mm

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Творчество Д. Рубиной 1970-1980-х годов принято определять как ранний период её творчества, представленный малой прозой. На вопрос, какую форму - малую или крупную - предпочитает, писательница ответила: «Это разное приложение сил и разные сферы деятельности. Всё равно что вы спросите - что тяжелее: поднять стокилограммовую штангу или расписать палехскую шкатулку» [1].

Исследование произведений рассматриваемого периода представляется основополагающим при характеристике творческого пути писательницы. В это время закладывались основы поэтики художественного мира автора, формировался круг ведущих тем и мотивов, которые получат развитие в более позд-

них произведениях. Цель данной работы -выявить и описать основные черты, характеризующие творчество Д. Рубиной указанного времени.

Материалом настоящего исследования послужил сборник «Отлично поёт товарищ прозаик!», выпущенный в 2016 г. издательством «Эксмо» как первый том составленной в хронологическом порядке специальной серии «Малая проза Дины Рубиной» [2].

Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, творчество Д. Рубиной как представителя современного литературного процесса постоянно порождает споры и диаметрально противоположные оценки. Во-вторых, в научной среде в настоящий момент особое распространение

получил интертекстульный подход, который необходим при исследовании раннего творчества Д.Рубиной.

Наиболее основательной работой по творчеству Д. Рубиной на данный момент является монография Э.Ф. Шафранской «Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной)» [3]. К.В. Загороднева [4], Д.Д. Зиятдинова [5], Г.С. Зуева [6], В.Ю. Па-новица [7] сосредоточивают своё внимание на жанрово-стилистических особенностях произведений писательницы (преимущественно крупных форм).

Раннее же творчество Д. Рубиной, в особенности рассказы, остаётся вне поля зрения исследователей. Возможно проследить последовательную рецепцию лишь в отношении повести «Когда же пойдёт снег?» [8-10]. В настоящем исследовании не только рассмотрена ранняя проза Д. Рубиной, но и определены черты, которые получили развитие в дальнейшие периоды творчества писательницы.

Сборник «Отлично поёт товарищ прозаик!» включает восемь рассказов и две повести, написанные в 1970-1980-х годах. В данной статье последовательно рассматриваются рассказы «По субботам», «Этот чудной Алтухов», «Дом за зелёной калиткой», «Терновник», повесть «Когда же пойдёт снег?». Именно в этих произведениях, на наш взгляд, наиболее чётко проступают особенности зарождающегося индивидуального стиля Д. Рубиной, оформившегося в более поздних её работах.

Ни один сборник малой прозы Д. Рубиной не обходится без предисловия. В нём она выражает взгляды на творчество, делится историей создания тех или иных произведений. Книга «Отлично поёт товарищ прозаик!» открывается предисловием, написанным уже зрелым автором. Эта преамбула с несколько пафосным заглавием «Великая сила печатного слова» дана в «Содержании» как самостоятельная часть в ряду других художественных произведений сборника. Писательница критически относится к своему раннему творчеству: самые первые рассказы она называет «торжествующим щенячьим визгом» [2, с. 8]. Здесь же обозначены условия становления писателя: несчастная лю-

бовь, самоирония, дистанцирование от окружающего мира.

Название сборнику дала фраза из рассказа «Концерт по путёвке «Общества книголюбов». В заглавии «Отлично поёт товарищ прозаик!» чувствуется самоирония, как будто автор с высоты прожитых лет, литературного и житейского опыта говорит о себе юном. В самом рассказе, наполненном прозрачными автобиографическими подробностями, эта оценка выступления юной писательницы дана начальником колонии, в которой состоялся первый большой «неожиданный концерт» героини-прозаика, от лица которой и ведётся повествование. При всей курьёзности описанной ситуации финал рассказа содержит серьёзные размышления об эмоциональном и воспитательном воздействии искусства на личность человека: «Я вообще далека от мысли, что искусство способно вдруг раз и навсегда перевернуть человеческую душу. Скорее, оно каплей точит многовековой камень зла, который тащит на своём горбу человечество. И если хоть кто-то из тех бритоголовых моих сверстников сумел, отбыв срок, каким-то могучим усилием характера противостоять инерции своей судьбы и выбраться на орбиту человеческой жизни, я льщу себя мыслью, что, может быть, та давняя капля, тот мой наивный концерт тихой тенью сопутствовал благородным усилиям этой неприкаянной души...» [2, с. 174].

Открывается сборник рассказом «По субботам». Из названия следует, что речь пойдёт о чём-то типическом, однако Д. Рубина предпочитает заголовки с возможностью множественной интерпретации. Обыденность в названии рассказа обманчива. Эта суббота стала для героини особенной: Ева случайно столкнулась с отцом. Мать и отец расстались, у отца новая семья, мать уехала в другой город. Героиня чувствует себя одинокой. Отец надеется на прощение со стороны дочери, но она, разговаривая с ним достаточно миролюбиво, продолжать общение не намерена.

В этом произведении всё не то, чем кажется: суббота оказалась необычной, Ева вовсе не такой равнодушной, как она декламировала, а любвеобильный Акундин - чутким и добрым, готовым взять ответственность за чужого ребёнка, пойти ради него на

определённые жертвы. Посредством изображения одного дня достигается создание представления обо всей предшествующей жизни героини и намечаются пути её развития.

Уже в ранней прозе Д. Рубиной можно выявить переклички с произведениями русских писателей разных эпох. Главным героем рассказа-портрета «Этот чудной Алтухов» является настоящий чудак, в некотором отношении близкий «чудикам» В.М. Шукшина. Он живёт в мире фантазий, имеет склонность к самопожертвованию, герой оригинален, загадочен, остроумен. Внешняя привлекательность в нём контрастирует с внутренним магнетизмом. Не удивительно поэтому, что рассказчица, называя Алтухова «уродом» [2, с. 30], симпатизирует ему, а затем и вовсе влюбляется. Перед нами разворачивается история несостоявшейся любви.

Рассказ исполнен житейского юмора, столь характерного для творчества Д. Руби-ной, но вместе с этим в нём поднимается ряд экзистенциальных вопросов: смысл жизни, тотальное непонимание людьми друг друга, отношение к себе, вечные поиски своего места в мире.

Героиня рассказа «Дом за зелёной калиткой», как и Ева из рассмотренного ранее «По субботам», испытывает недовольство собой. Она идёт по выбранному не ею пути: занимается музыкой только потому, что в доме стоит музыкальный инструмент. Ей присущи критическое отношение к миру взрослых, чувствительность к фальши, подтекстам. Особенность рассказа в том, что в нём сочетаются взгляд на события взрослого и ребёнка. Учительница музыки не понимает девочку, не желает её услышать. Она не становится наставником. Искусство не облагораживает учительницу, она проявляет мелочность и категоричность в записке, адресованной матери девочки. Противопоставляются две учительницы: преподаватель музыки и мать героини. Одна смотрит на ситуацию лишь под одним углом, другая милосердна и снисходительна к ошибкам детей. Музыкант, с её прекрасными данными и способностями, нанесла девочке психологическую травму.

Проблеме отношений родителей и детей посвящён рассказ «Терновник». Он уникален тем, что главным героем становится мальчик,

сначала посещающий детский сад, а затем идущий в школу. Ранние произведения Д. Рубиной автобиографичны, поэтому в них выражена тендерная диспропорция: чаще мы погружаемся во внутренний мир представительниц женского пола. В данном рассказе, как и в ряде других ранних произведений Д. Рубиной, представлен по-детски наивный взгляд на мир. Наблюдается материализация, буквальное восприятие ряда лексем: забавно выглядят размышления мальчика о загадочном слове «кооператив». Здесь же уместно обратиться к рассказу «Дом за зелёной калиткой», где девочка, услышав фразу «Ноги моей не будет в этом доме!», представляет, как ногу отца берут и тащат куда-то помимо его воли, а он возражает против такого самоуправства. Наряду с этим герой рассказа «Терновник» не по-детски наблюдателен. Когда он находит в столе отца нежно подписанную фотографию матери, он не решается взять её, чувствуя, что отец тоскует по бывшей жене. Эту же тоску маленький герой ощущает, когда видит, что отец хранит его игрушки в надежде на воссоединение семьи.

Отношение к матери главного героя меняется по ходу чтения произведения. Вначале создаётся впечатление, что она эмоционально неустойчива, между ними часто возникают конфликты. Однако затем мы понимаем, что она жалеет сына. Так, мальчик освоил некоторые приёмы манипулирования матерью: он придаёт лицу страдальческое выражение, благодаря чему сердце матери смягчается. Более того, мы понимаем, что мальчику интересно с мамой. Он воспринимает её как подружку, нередко называет по имени. Между тем наблюдается извечный конфликт отцов и детей: детям нужно внимание, родителям необходимо зарабатывать. Мальчик не понимает взрослые проблемы: он с ненавистью отзывается о таинственной Левой Работе матери, которой она занимается по вечерам, что ведёт к раздражительности последней. Однако показательно, что, даже будучи занятой, мать находит время ответить на вопросы сына, не остаётся равнодушной, давая ему таким образом важные уроки милосердия. В рассказе поднимается и проблема ксенофобии, ведь дети молочницы -представители иной национальности (напомним, что детство Д. Рубиной прошло в мно-

гонациональном Ташкенте). Девиз матери следующий: «<...> ты у меня вырастешь человеком. А если не человеком, то я убью тебя собственными руками!» [2, с. 84]. Она помогает ему пережить трудности социализации в школе, помогает в самоидентификации, даёт советы. Мать воплощает образ сильной женщины.

Прослеживается противопоставление отца и матери: он - воплощение праздника (с ним мальчик проводит выходные, он покупает ребёнку игрушки), она - обыденности (делают вместе уроки, беседуют, покупает предметы обихода). У них разное отношение к страданию: она никогда не пройдёт мимо чужой беды, он же равнодушен к обездоленным. Их разность проявляется и в воспитании мальчика: мать беседует с ним даже на «взрослые» темы, а отец третий год рассказывает ему наивную сказку. Ребёнок выступает, как дипломат: он стремится не обидеть ни мать, ни отца. Мальчик чётко осознаёт: дом там, где мать. Они очень близки. Мальчик уже на второй день разлуки начинает скучать по матери, представляет, что она ласкова с другим ребёнком.

Напротив окна мальчика растёт терновник. Данный образ приобретает значение символа. Мать рассказывает сыну историю о человеке, на которого надели терновый венец, - об Иисусе Христе. Страдание является лейтмотивом рассказа: страдает мать, которой приходится тяжело трудиться, страдает отец в разлуке с женой и сыном, страдает мальчик, которому приходится лавировать между родителями. Показательна в этом отношении история соседки главных героев -бабы Шуры. Её муж погиб на фронте, она в двадцать один год осталась вдовой. Во время скитаний с дочерью она повидала многое: один солдат ценой собственной жизни защитил девочку, другой сам просил помощи. Баба Шура, как и мать главного героя, не может пройти мимо страдающих: увидев мальчика, напрасно пытающегося получить молоко от мёртвой матери, она берёт его с собой. Из-за этого её не принимают родители мужа, посчитав ребёнка нагулянным. Апофеозом страдания становится эпизод, когда в отчаянии она решается сброситься с крутого берега в реку, но её останавливает восклица-

ние младенца [2, с. 90]. Эта женщина пережила многое, но осталась человеком.

Повесть «Когда же пойдёт снег?», на первый взгляд, подобно многим ранним рассказам писательницы, посвящена семейным отношениям. Отец главной героини спустя пять лет после смерти жены вновь собирается жениться. У него есть двое детей: юноша и девочка-подросток. Представлен мужской и женский взгляд на ситуацию: Нина (главная героиня) полагает, что отец должен хранить верность матери, а Максим (её брат) понимает, как тяжело ему быть одному и постоянно тосковать по былому.

Произведение позволяет увидеть мир глазами девочки, чему способствует использование несобственно-прямой речи, что является одной из характерных черт поэтики Д. Рубиной. Повесть начинается с описания обычного двора. Неординарность, мечтательность героини, её любовь к художественному беспорядку видны в этом фрагменте: её раздражают дворники, так как они убирают «прекрасные мёртвые листья» [2, с. 205]. Утро в семье начинается с безрадостных для девочки вестей о женитьбе отца. Далее автор применяет неожиданный сюжетный поворот, возникает интрига: девочке звонит незнакомец, который уверяет, что увидел её в театре и влюбился в неё с первого взгляда. Интрига впоследствии разрешается: выясняется, что они стали жертвой розыгрыша соседа Нины, а понравилась Борису другая девушка. Но юноша оценил оригинальность героини и заинтересовался ей. Девушка, в свою очередь, влюбляется в красивого загадочного незнакомца.

В центре повести - экзистенциальные проблемы. Судьба играет героями. Как и принято в художественном мире Д. Рубиной, всё оказывается не тем, чем кажется. Так, в сознании Нины сформирована идиллическая картина взаимоотношений родителей. Они встретились, когда матери исполнилось шестнадцать лет, и сразу же начали жить вместе, поняв, что нашли друг друга. Однако позднее от брата она узнаёт семейную тайну: мать в последнее время любила другого мужчину, о чём, возможно, не подозревал даже отец. А её рождение - попытка сохранить отношения. Столь стремительное развитие событий спустя годы повторяется в ИСТО-

рии самой Нины и Бориса. Важной проблемой является проблема памяти, которая имеет материальное воплощение: это портреты художника, отца Нины, фотография, которую спустя много лет получает бабушка Бориса.

Произведение наполнено смертями. Погибает в авиакатастрофе мать главной героини, умирает в больнице нежная и задумчивая рыжая девушка, дыхание смерти ощущает сама Нина, которая тяжело больна. Смерти боится даже соседка Нина - доктор медицинских наук («Свет не будем гасить, да? Страшно...» [2, с. 242]). Практически все истории любви в повести заканчиваются смертью. Бабушка Бориса ждала возлюбленного с войны, они поженились, но прожили вместе всего семь месяцев. Его жестоко убили, а ей отрубили пальцы на обеих руках. От решительного шага от жизни к смерти, как и в рассказе «Терновник», спасает воплощение новой жизни - ребёнок. Тема любви во время войны, сильные женские характеры будут представлены в рассказах «Дед и Лайма», «Адам и Мирьям». Любовь и смерть - важнейшие онтологические составляющие -идут рука об руку.

Таким образом, на основе анализа ранних рассказов Д. Рубиной 1970-1980-х годов можно выделить следующие черты, характеризующие начальный период её творчества.

1. Д. Рубина предпочитает обращаться к собственному опыту, её произведениям присущ автобиографизм.

2. У подростков в художественном мире Д. Рубиной несчастливое детство, они рано взрослеют и много рефлексируют. Нередко это сироты или дети разведённых родителей.

3. В центре внимания писательницы уже в ранних произведениях оказываются творческие люди: музыканты, художники. В дальнейшем творчестве особенно ярко это проявится в трилогии «Люди воздуха».

4. В рассказах появляются мистические образы, которые в дальнейшем трансформируются до инфернальных: зеркало, Арлекин

[И; 12].

5. Произведениям Д. Рубиной присуще стремительное и неординарное начало. Они близки новеллам: писательница активно использует непредсказуемые сюжетные ходы.

6. Писательницу занимает экзистенциальная проблематика: герои ищут своё место в мире, нередко считают себя непонятыми, страдают от одиночества. Любовь и смерть стали доминантами рассматриваемых рассказов и повестей.

Ценность этих рассказов в том, что в них зафиксирован иной взгляд на вещи, детское мировосприятие.

Представленное исследование имеет перспективы в плане расширения материала исследования и методов анализа малой прозы. Отдельного внимания заслуживает изучение приёмов введения автобиографических деталей в поздних произведениях и интертекстуальность как ранней, так и зрелой прозы Д.Рубиной.

Список литературы

1. Блаус С. Мы все родом из детства // Еврейский обозреватель. 2008. № 5/168. URL: http://jewukr.org/ observer/eo2003/page_show_ra.php?id=2376 (дата обращения: 10.05.2021).

2. Рубина Д. Отлично поёт товарищ прозаик! М.: Изд-во «Эксмо», 2016. 320 с.

3. Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). СПб.: Своё изд-во, 2012. 470 с.

4. Загороднева К.В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2012. Т. 1. № 3. С. 67-73.

5. Зиятдинова Д. Д. Специфика функционирования жанровой модели траве лога в современной русской литературе (Д. Рубина, Л. Улицкая) // Филология и культура. Казань, 2014. № 3 (37). С. 238-243.

6. Зуева Г.С. Живописный экфрасис как способ создания образа героя-художника в прозе Дины Рубиной: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2018. 22 с.

7. Пановица В.Ю. Метафорическая модель «жизнь - это театр кукол» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 258-262.

8. Дзюба Е.М., Кожевникова Т.Е. Жанровая специфика прозы о становлении молодого человека в русской и польской литературе (Д. Рубина «Когда же пойдёт снег?», Я.Л. Вишневский «Мартина») //

Аксиология славянской культуры: Междунар. сб. науч. ст. молодых учёных, аспирантов, студентов. Н. Новгород, 2017. С. 174-183"

9. Каеракоеа Д.Ш. Тропеические средства создания художественного образа в повести Дины Рубиной «Когда же пойдёт снег?» // Актуальные проблемы культуры речи: сб. науч. ст. по материалам Все-рос. науч.-практ. конф. М„ 2019. С. 166-178.

10. Шустина II.В. Компаративные конструкции как отражение детского мировосприятия в повести Д. Рубиной «Когда же пойдёт снег?» // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: материалы Междунар. науч. конф. Ярославль: ЯГПУ, 2016. С. 196-202.

11. Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Традиции магического реализма в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» //Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 518-525. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-518-525

12. Логвинова IIB. Образ зеркала в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо»: к вопросу о магическом реализме // Культура в фокусе научных парадигм. 2017. № 5. С. 198-202.

References

1. Blaus S. My vse rodom iz detstva [We all come from childhood]. Evrevskiv obozrevatel' [Jewish Observer], 2008, no. 5/168. (In Russian). Available at: http://jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ra.php?id=2376 (accessed 10.05.2021).

2. Rubina D. Otlichno povet tovarishch prozaik! [Comrade Prose Writer Sings Excellently!]. Moscow, Eksmo Publ., 2016, 320 p. (InRussian).

3. Shafranskaya E.F. Sindrom golubki (Mifopoetika prozv Dinv Rubinoy) [Dove Syndrome (Mythopoetics of Prose by Dina Rubina)]. St. Petersburg, Svoe Publ., 2012, 470 p. (InRussian).

4. Zagorodneva K.V. Roman D. Rubinoy «Belaya golubka Kordovy»: khudozhestvennoye novatorstvo i tradit-sii ["White dove of Cordova" by D. Rubina: artistic innovations and traditions]. Vestnik Leningradskogo go-sudarsh'ennogo universiteta im. A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal, 2012, vol. 1, no. 3, pp. 67-73. (InRussian).

5. Ziyatdinova D.D. Spetsifika funktsionirovaniya zhanrovoy modeli traveloga v sovremennoy russkoy literature (D. Rubina, L. Ulitskaya) [Travelogue: the features of the genre model functioning in modern Russian literature (D. Rubina, L. Ulitskaya)]. Filologiya i kul 'tura - Philology and Culture, Kazan, 2014, no. 3 (37), pp. 238-243. (InRussian).

6. Zuyeva G.S. Zhivopisnyy ekfrasis kak sposob sozdaniva obraza geroya-khudozhnika v proze Dinv Rubinoy: avtoref. dis. ... kand. ftlol. nauk [Picturesque Ekphrasis as a Way to Create the Image of the Hero-Artist in the Prose of Dina Rubina. Cand. philol. sci. diss, abstr.]. Tambov, 2018, 22 p. (InRussian).

7. Panovitsa V.Y. Metaforicheskaya model' «zliizn' - eto teatr kukol» v romane Diny Rubinoy «Sindrom Pe-trushki» [The metaphorical model "life is a puppet theater" in Dina Rubina's novel "Petrushka's Syndrome"]. Vestnik nauki Sibiri - Siberian Journal of Science, 2013, no. 1 (7), pp. 258-262. (InRussian).

8. Dzyuba E.M., Kozhevnikova Т.Е. Zhanrovaya spetsifika prozy о stanovlenii molodogo cheloveka v russkoy i pol'skoy literature (D. Rubina «Kogda zhe poydet sneg?», Y.L. Vishnevskiy «Martina») [Genre specificity of prose about the formation of a young man in Russian and Polish literature (D. Rubina "When will it snow?", Y.L. Vishnevsky "Martina")]. Mezhdunarodnvy sbornik nauchnvkh statey molodykh uchenvkh, as-pirantov, studentov «Aksiologiva slavvanskov kul'tury» [International Collection of Scientific Works by Young Scientists, Post-Graduate Students, Students "Axiology of Slavic Culture"]. Nizhniy Novgorod, 2017, pp. 174-183. (InRussian).

9. Kavrakova D.S. Tropeicheskiye sredstva sozdaniya khudozhestvennogo obraza v povesti Diny Rubinoy «Kogda zhe poydet sneg?» [Tropeznye means of creating an artistic image in the story by Dina Rubina "When will it snow?"]. Sbornik nauchnvkh statey po materialam Vserossivskov nauchno-prakticheskov kon-ferentsii «Aktual 'nvve problemy kul 'tury rechi» [Collection of Scientific Works Based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practice Conference "Current Issues of the Culture of Speech"]. Moscow, 2019, pp. 166-178. (InRussian).

10. Shustina I.V. Komparativnyye konstruktsii kak otrazheniye detskogo mirovospriyatiya v povesti D. Rubinoy «Kogda zhe poydet sneg?» [Comparative constructions as a reflection of children's perception of the world in the story by D. Rubina "When will it snow?"]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnov konferentsii «Sent an tika i funktsionirovanive yazyko\ykh e din its v raznvkh tipakh rechi» [Proceedings of the International Scientific Conference "Semantics and Functioning of Linguistic Units in Different Types of Speech"]. Yaroslavl, YSPU Publ., 2016, pp. 196-202. (In Russian).

11. Sorokina N.V., Abramenkova L.E. Traditsii magicheskogo realizma v romane Diny Rubinoy «Pocherk Leonardo» [Magical realism traditions in the Dina Rubina's novel "Style of Leonardo"]. Neofilologiva -Neophilologv, 2019, vol. 5, no. 20, pp. 518-525. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-518-525. (In Russian).

12. Logvinova I.V. Obraz zerkala v romane Diny Rubinoy «Pocherk Leonardo»: k voprosu o magicheskom realizme [The image of the mirror in the novel by Dina Rubina "Style of Leonardo": on the question of magical realism], Kul'tura v fokuse nauchnykh paradigm - Culture in the Focus of Scientific Paradigms, 2017, no. 5, pp. 198-202. (InRussian).

Информация об авторах

Сорокина Наталия Владимировна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, 80гок_1ат(й)гатЬ1ег.т, https://orcid.org/0000-0002-4449-938Х

Вклад в статью: общая концепция статьи, написание части текста статьи, обработка и редактирование материала, окончательное одобрение рукописи.

Information about the authors

Nataliya V. Sorokina, Doctor of Philology, Professor, Professor of Russian and Foreign Literature, Journalism Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, sorok_tam(S)rambler.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-4449-938X

Contribution: main study conception, part manuscript text drafting, materials processing and editing, final manuscipt approval.

Абраменкова Людмила Евгеньевна, научный сотрудник Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, 1Ма9898(й)пш1.га, https://orcid.org/0000-0003-0561-5963

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад в статью: обзор литературы, анализ художественного текста, написание части текста статьи.

Конфликт интересов отсутствует.

Lyudmila E. Abramenkova, Research Worker of International Scientific Center for the Study of the Creative Heritage of E.I. Zamyatin, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, luda9898(S)mail.ru, https: //orcid. org/0000-0003 -0561 -5 963

Contribution: literature review, literary text analysis, part manuscript text drafting.

There is no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 18.06.2021 The article was submitted 18.06.2021

Одобрена после рецензирования 30.08.2021 Approved after reviewing 30.08.2021

Принята к публикации 02.09.2021 Accepted for publication 02.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.