Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМАТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МУЛЬТИАГЕНТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслобоев А. В., Путилов В. А.

В работе рассматриваются проблемы и средства информационно-аналитической поддержки управления кадровой безопасностью региона. Приводятся характеристика и классификация угроз кадровой безопасности региональной экономики, их виды и структура. Представлены результаты исследований и разработок в области создания информационных технологий управления региональной кадровой безопасностью. Предложены полимодельный комплекс, информационная технология организации мультиагентной среды моделирования и система поддержки принятия решений в сфере обеспечения кадровой безопасности. Разработки базируются на совместном применении методов концептуального, системно-динамического и мультиагентного моделирования и обеспечивают прогноз кадровых потребностей отраслей региональной экономики. Это позволяет оценить потенциальные возможности региональной системы подготовки кадров и выявить проблемные зоны по обеспечению региона трудовыми ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслобоев А. В., Путилов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА»

& =

(4)

-И^ци^Дя^м)]

Вероятности возникновения условий ^, а также вероятности ошибок, связанных с «человеческим фактором» , 1 и 2 рода при оценке достоверности голосового сообщения по каждому отдельному фактору могут быть получены из данных наблюдений и обработки статистически:': данны::.

В случае большого количества оцениваемых факторов выражения (3) и (4) могут оказаться довольно громоздкими для вычислений. Таким образом, при проведении описанной выше процедуры следует предварительно провести анализ и сортировку по приоритетности всей полученной информации, чтобы свести число этих факторов к приемлемому минимуму.

Блок-схема алгоритма определения ошибок 1 и 2 рода приведена на рис.3.

Ввод факторов, по которым происходит оценка голосового сообщения на достоверность

X

Определение вероятностей возникновения этих условий

Определение вероятности ошибки, связанной с человеческим фактором

Определение вероятностей ошибок I и 2 рода, возникающих при оценке

наличия погрешности в голосовом сообщении по каждому фактору

>

Вычисление обобщённых ошибок 1 и 2 рода при выявлении

погрешности в голосовом сообщении при радиообмене

Рисунок 3 - Блок-схема алгоритма определения ошибок 1 и 2 рода при выявлении погрешности в

голосовом сообщении

Заключение

В данной статье были получены следующие результаты:

Предложена последовательность шагов для определения достоверности переданного с борта ВС ГА голосового сообщения.

Построена блок-схема этой последовательности.

Разработан алгоритм выявления погрешности в голосовом сообщении при радиообмене.

Построена блок-схема этого алгоритма. Разработан алгоритм определения ошибок 1 и 2 рода при выявлении

погрешности в голосовом сообщении. Построена блок-схема этого алгоритма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Затучный Д.А., Маслов А.К., Эрич М.Й. Выбор топологии расположения наземных средств обеспечения полётов для улучшения точности выявления навигационной погрешности. - Журнал «Информатизация и связь», №4, 2019, стр. 169-173.

2. Затучный Д.А. Определение ложной информации по голосу пилота. - Труды Международного Симпозиума «Надёжность и качество», Пенза, 2010, Том 1, стр. 429-430.

3. Затучный Д.А. Метод передачи данных с борта воздушного судна в городских районах в режиме автоматического зависимого наблюдения с целью снижения эффекта отражения волн. - Научный Вестник МГТУ ГА №17 6, 2012, стр. 145-148.

4. Затучный Д.А. К вопросу о достоверности передаваемой информации в режиме автоматического зависимого наблюдения. - Труды Международного симпозиума Надёжность и качество, Том 1, 2016, стр. 225-226.

5. Затучный Д.А. Определение степени влияния среды на систему связи. - Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, №152, 2010, стр. 91-98.

6. Яманов Д.Н. Основы электродинамики и распространение радиоволн. - М.:МГТУ ГА, 2006.

7. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей: учеб.для вузов.-5-е изд. стер./ Е.С.Вентцель.- М.: Высш. шк., 1998. - 576 с.

УДК 004.89, 004.94, 338.24 Маслобоев А.В., Путилов В.А.

Институт информатики и математического моделирования Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия

ПРОБЛЕМАТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА

В работе рассматриваются проблемы и средства информационно-аналитической поддержки управления кадровой безопасностью региона. Приводятся характеристика и классификация угроз кадровой безопасности региональной экономики, их виды и структура. Представлены результаты исследований и разработок в области создания информационных технологий управления региональной кадровой безопасностью. Предложены полимодельный комплекс, информационная технология организации мультиагентной среды моделирования и система поддержки принятия решений в сфере обеспечения кадровой безопасности. Разработки базируются на совместном применении методов концептуального, системно-динамического и мультиагентного моделирования и обеспечивают прогноз кадровых потребностей отраслей региональной экономики. Это позволяет оценить потенциальные возможности региональной системы подготовки кадров и выявить проблемные зоны по обеспечению региона трудовыми ресурсами.

Ключевые слова:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, УПРАВЛЕНИЕ, КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РЕГИОН, ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МУЛЬТИАГЕНТНАЯ СИСТЕМА

средственно влияет на уровень безопасности развития региона. Качественное кадровое обеспечение основных отраслей региональной экономики позволяет создать благоприятные условия для экономического роста, обеспечивает социальную стабильность и возможность выхода региона на новый технологический уровень.

Кадровая безопасность региональных социально-экономических систем определяется как комплекс организационных мер и средств информационной

Введение

Развитие и поддержание интеллектуального потенциала региона - ключ к эффективному управлению региональной безопасностью и обеспечению приемлемого уровня защищенности социально-экономической системы на перспективу с учетом динамически изменяющихся условий. В связи с этим кадровая безопасность является одной из важных составляющих региональной безопасности и непо-

поддержки, направленных на управление кадрами с точки зрения выявления проблемных зон в кадровой обеспеченности предприятий региона и выработку рекомендаций по устранению нежелательных эффектов проводимой кадровой политики на всех уровнях принятия управленческих решений [1]. Для обеспечения кадровой безопасности необходимо подготавливать и распределять трудовые ресурсы так, чтобы они обеспечивали кадровые потребности различных отраслей региональной экономики, как в текущих условиях, так и на перспективу.

Как для Мурманской области, так и для других регионов страны актуальной является задача оценки потенциальных возможностей региональной системы подготовки кадров и своевременное выявление угроз обеспечению региона трудовыми ресурсами. Прогноз кадровых потребностей региона в условиях вариативности кадрового заказа обеспечивает возможность синтеза стратегий развития регионального рынка труда для повышения кадрового потенциала региональной экономики.

Для решения этой задачи нашли применение разработанные в ходе исследований полимодельный комплекс и средства информационной поддержки, обеспечивающие анализ и методическое сопровождение процессов формирования кадровых потребностей региона, а также оценку потенциальных угроз кадровой безопасности региональной экономики.

Под угрозами кадровой безопасности региона, согласно исследованию [2], понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам участников социально-трудовых отношений, которые препятствуют эффективному и гармоничному развитию человеческих ресурсов. Угрозу кадровой безопасности можно трактовать как конфликт интересов региона, организации и наемного персонала в отношении развития человеческого потенциала.

1. Характеристика и классификация угроз кадровой безопасности региона

Регион, как субъект РФ, выступает частью национальной экономики, что определяет существование общих угроз кадровой безопасности, вызванных едиными тенденциями не только национального развития, складывающимися под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов, но и тенденциями воспроизводства и капитализации ключевого актива - человеческих ресурсов.

Вместе с тем, он выступает относительно обособленным, самостоятельным субъектом хозяй-

ственной деятельности, что обуславливает возникновение соответствующих рисков и угроз эффективному развитию человеческих ресурсов, специфика которых определяется ресурсными, природно-климатическими и социально-экономическими региональными особенностями.

Анализ проблем управления кадровой безопасностью показывает, что системному изучению угроз кадровой безопасности, их факторов и разновидностей в отечественных и зарубежных исследованиях уделяется недостаточное внимание. Постановка проблемы выявления и оценки угроз кадровой безопасности региона является перспективной, но при этом практически не исследованной областью. Эта проблема требует детальной научной проработки.

Выявление угроз кадровой безопасности региона необходимо для комплексной оценки его внешней и внутренней среды, анализа и группировки факторов деструктивного характера, снижающих его кадровую безопасность. В современной научной литературе подчеркивается необходимость исследования проблем и угроз кадровой безопасности, складывающихся на региональном и федеральном уровнях, а также определения специфичных угроз, характерных для конкретных регионов. При этом большое значение имеет структуризация угроз. Это позволяет комплексно представить угрозы кадровой безопасности региона, формируемые на различных уровнях управления, обладающих различным разрушительным потенциалом.

Составляющими угрозы кадровой безопасности региона являются [2]:

субъект угрозы (тот, кто реализует угрозу): носители угроз (социальные группы, формальные и неформальные структуры, чья деятельность порождает угрозы), источники природного и техногенного характера, явлений и процессов;

предмет угрозы: жизненно важные интересы субъектов социально-трудовых отношений (работодателей и наемных работников региона);

объект угрозы (то, на что направлена угроза): система социально-трудовых отношений;

индикаторы угрозы: вред (ущерб) в результате реализации угрозы, наличие уязвимостей в защите жизненно важных интересов как условие реализации угрозы.

Соотношение угроз кадровой безопасности региона показано на рис. 1.

Рисунок 1 - Соотношение угроз кадровой безопасности региона [2

Угрозы кадровой безопасности региона классифицируются следующим образом [2]:

Угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических, властных институтов в области развития человеческих ресурсов. В настоящее время региональная политика в области управления человеческими ресурсами не имеет стратегической ориентации и зачастую носит характер оперативного реагирования на возникающие проблемы, что приводит к возникновению рисков реализации человеческого потенциала и угроз эффективному развитию человеческих ресурсов.

Угрозы, возникающие из-за неэффективного управления экономической, социальной, интеллектуальной региональной безопасностью.

Угрозы, вызванные недостаточно высоким нравственным потенциалом государственных и муниципальных служащих региона, который вызывает следующие отклонения в их профессиональном поведении:

профессионально-деятельные: бюрократизм,

коррумпированность и взяточничество, стремление использовать свою работу в корыстных целях, пренебрежение к законам;

профессионально-нравственные: безразличное, неуважительное отношение к людям, непорядочность, нечестность, отсутствие принципиальности;

профессионально-функциональные: имитация

бурной деятельности, безответственное отношение к своим обязанностям.

Угрозы, связанные с деградацией населения, подрывающие механизмы регионального воспроизводства человеческих ресурсов.

Угрозы, вызванные деформацией социально-трудовых отношений в регионе, которые связаны с развитием теневых экономических отношений и коррупции, диспропорциями регионального развития.

Структура и содержание угроз кадровой безопасности региона приведены в таблице. Классификация угроз кадровой безопасности региона [2] Таблица

Признак классификации Разновидности угроз Характеристика

Источник их возникновения Внешние Возникают вне региона (исходят от регионов, где обеспечивается наивысшая капитализация человеческих ресурсов, властных структур и средств массовой информации, неправительственных организаций и т.д.)

Внутренние Образуются внутри региона (исходят от криминальных структур, средств массовой информации, обусловлены неэффективной региональной политикой в области развития человеческих ресурсов и т.д.)

Степень охвата Общие Характерны для страны, общества в целом

Специфические Свойственны для данного региона

Природа возникновения Политические Возникают из-за политических разногласий с федеральными органами власти, неэффективной кадровой политики региона и т.д.

Экономические Проявляются из-за слабой трудовой мотивации, отсутствия эффективной программы экономического развития, высокого уровня безработицы, низкого качества жизни населения, развития теневой экономики, чрезмерного уровня дифференциации доходов населения и др.

Демографические Обусловлены высокими темпами миграции населения, низкой пространственной мобильностью человеческих ресурсов, старением населения и др.

Социальные Вызваны неэффективной региональной социальной политикой, ограниченностью средств на развитие социальной сферы, низкой социальной ответственностью работодателей региона, неэффективным профсоюзным движением и т.д.

Технико-технологические Порождены недостаточно эффективной реализацией инновационного потенциала региональной экономики, низким уровнем развития инновационных технологий, неэффективной инновационной политикой, использованием морально устаревших технологий, отсутствием системы профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д.

Экологические Возникают из-за экологической загрязненности региона, неэффективной локализации местных производств и т.д.

Правовые Обусловлены низкой правовой защищенностью наемного персонала и населения в целом, несовершенством действующего законодательства и т.д.

Этнокультурные Вызваны недостаточной продуктивностью межэтнических и межконфессиональных, кросскультурных взаимодействий, падением уровня этнической и конфессиональной комплементарности и т.д.

Вероятность возникновения Реальные Осуществляются в любой момент времени

Потенциальные Реализуются в случае формирования определенных условий

Отношение к человеческой деятельности Объективные Формируются независимо от целенаправленной деятельности

Субъективные Создаются сознательно

Возможность противодействия их реализации Прогнозируемые Возможно прогнозировать

Непрогнозируемые Противодействие реализации угроз ограничено (массовая гибель населения, разрушение социальной инфраструктуры в результате стихийных бедствий и т.д.)

Степень тяжести последствий Катастрофические Приводят к резкому ухудшению количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов региона

Значительные Наносят такие потери, которые оказывают негативное воздействие на состояние человеческих ресурсов региона

Средние Незначительное влияние на количественно-качественные параметры человеческих ресурсов

Низкие Не оказывают какого-либо существенного воздействия на состояние человеческих ресурсов региона

Последствия их реализации Всеобщие Оказывают негативное влияние на развитие человеческих ресурсов страны в целом, соседних регионов

Локальные Несут угрозу развитию человеческих ресурсов отдельного региона

Угрозы кадровой безопасности определяются низкой производительностью труда, высоким уровнем дифференциации доходов населения региона и заработной платы, криминализацией экономики, отсутствием квалифицированных кадров на региональном рынке труда, санкционным преследованием, мировыми тенденциями, падением уровня этнической и конфессиональной комплементарности, низким качеством профессионального образования, несовершенством действующего законодательства.

Типы угроз кадровой безопасности региона [3]: угрозы, связанные с низким трудовым потенциалом региона, обусловленные снижением его количественных и качественных характеристик;

правовые угрозы, в том числе вызванные этическими проблемами во взаимоотношениях субъектов социально-трудовых отношений;

угрозы, обусловленные низким инновационным потенциалом и качеством жизни населения;

угрозы, связанные с низким качеством рабочей силы, ее недостаточной конкурентоспособностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

угрозы, порожденные недостатками и ошибками региональной власти в области управления человеческими ресурсами;

криминальные угрозы, в том числе коррупция и криминализация экономики.

2. Концептуальная модель кадровой безопасности региона

Формализация задачи управления кадровой безопасностью регионального развития проводилась с применением методов концептуального моделирования и системного анализа [4]. Для описания предметной области была построена концептуальная модель кадровой безопасности региона (КМ КБР), а для представления основных зависимостей между компонентами КМ КБР использовались диаграммы причинно-следственных связей.

КМ КБР разработана в терминах теоретико-множественных операций с элементами математической логики. Модель отражает классический подход к управлению и может быть представлена в виде тройки множеств:

КМ КБР = <O, S, R>, где:

О - множество объектов управления; S - множество субъектов управления; R - множество отношений между элементами множеств.

Множество объектов управления определяется набором подмножеств:

О = <ES, MPr RF, Pop, PB>, где:

ES (education system) - система образования региона, куда входят все региональные учебные учреждения и организации переподготовки кадров, дающие определенную квалификацию (профессию);

MP (manpower) - потенциальные трудовые ресурсы, накапливающие всех людей обладающих различными рабочими квалификациями и способными выступать на региональном рынке труда;

RF (redistribution fund) - фонд перераспределения трудовых ресурсов;

Pop (population) - население региона, отражает демографические процессы, протекающие в регионе;

PB (production branch) - отрасли производства, содержащие производственные объекты различных отраслей экономики.

Каждое из этих подмножеств детализировано и имеет свою собственную внутреннюю структуру и завершается описанием объектов на уровне конкретных системно-динамических шаблонов и параметров агентов. В атрибутах объектов модели отражена региональная специфика. Например, такая характеристика как территориальная удаленность от областного центра влияет на средний уровень заработной платы и информационную инфраструктуру.

Множество субъектов управления S содержит перечень субъектов, которые принимают участие в управлении кадровой безопасностью, как в роли исполнителей, так и лиц принимающих решения.

На этапе системного анализа предметной области исследования рассмотрено четыре типа отношений R:

1) влияние конкретного субъекта управления на объект управления;

2) обратная связь объекта управления на субъект;

3) взаимодействие пары объектов между собой;

4) взаимодействие пары субъектов между собой. При необходимости данный список может быть

расширен в зависимости от задач, решаемых с помощью КМ КБР.

Предлагаемая структура КМ КБР обладает гибкостью, так как позволяет вносить новые объекты в описание предметной области, существенно не меняя структуру модели. КМ КБР обеспечивает формальную основу для создания комплекса имитационных моделей и информационной технологии поддержки управления кадровой безопасностью региона.

3. Комплекс имитационных моделей управления кадровой безопасностью региона

В качестве основного метода организации имитационного моделирования процессов формирования кадровых потребностей региональной экономики используется метод системной динамики [5]. Метод системной динамики применяется для исследования динамически сложных слабо формализованных процессов с множественными обратными связями, что затрудняет применение аналитических методов для их моделирования. С развитием вычислительных ресурсов имитационное моделирование на основе метода системной динамики все шире используется в области исследования и управления социально-экономическими процессами.

Из построенной КМ КБР следует система показателей кадровой безопасности - набор определенных параметров для каждой области безопасности, которые используются в качестве входных параметров соответствующих имитационных моделей. Основное назначение имитационной модели сделать прогноз показателей безопасности при заданных параметрах и ограничениях. Имитационные модели реализуются с помощью агентной технологии [6] и системной динамики. Системно-динамические модели используются для приближенного прогноза и выявления тенденций в динамике показателей безопасности, а агентные модели - для более точных количественных оценок этих показателей.

Переход от концептуальной модели к модели системной динамики реализуется на основе разработанного в Институте информатики и математического моделирования ФИЦ КНЦ РАН метода концептуального синтеза динамических моделей сложных систем [7] и обеспечивающего синтез моделей системной динамики из соответствующих концептуальных моделей.

Сочетание разработанной в рамках метода системно-динамического моделирования технологии «паттернов», обеспечивающей формирование имитационной модели сложного процесса из ограниченного набора системно-динамических шаблонов, с оригинальной технологией синтеза спецификаций исполнительной среды информационно-аналитической поддержки на основе концептуальных моделей, позволяет реализовать технологию гибкого автоматизированного формирования имитационных моделей [8].

В результате, на основе формальной КМ КБР разработана системно-динамическая модель регионального рынка труда. При разработке данной модели учитывались следующие факторы, влияющие на кадровую безопасность региона:

экономические (банкротство убыточных предприятий в регионе, создание новых предприятий);

демографические (естественный прирост, возрастная структура, квалификационная структура, структура трудовых ресурсов региона, миграция населения, уровень подвижности трудовых ресурсов);

социальные (службы занятости, уровень безработицы);

технико-технологические (подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов в регионе);

Разработанная системно-динамическая модель регионального рынка труда состоит из следующих основных блоков (подмоделей):

1) трудовые ресурсы (для каждой базовой отрасли региона);

2) система образования;

3) отрасль производства, в том числе предприятия и персонал;

4) население региона;

5) фонд перераспределения трудовых ресурсов.

Подмодель «Трудовые ресурсы» ориентирована на

имитацию перераспределения трудовых ресурсов для каждой отрасли по возрастам и категориям (рабочие, специалисты, управленцы) в зависимости от образования. Здесь учитываются занятые и незанятые трудовые ресурсы. Подмодель обеспечивает возможность оценить уровень безработицы, а также

перенасыщенность кадрами определенной специальности.

На выходе отдельной имитационной модели «Система образования» получается количество молодых специалистов в зависимости от уровня образования и профессиональной направленности, поступающих на рынок труда. Эти данные являются входными для блока «Трудовые ресурсы» и «Фонда перераспределения».

Основной задачей подмодели «Отрасль производства» является имитация процессов в региональной экономике, влияющих на возникновение и ликвидацию рабочих мест в каждой базовой отрасли региона. Данный вид подмодели состоит из двух компонентов: «Предприятия» и «Персонал». Компонент «Предприятия» отражает классификацию предприятий в зависимости от численности рабочих мест (малые, средние, крупные) и имитирует процесс возникновения и ликвидации предприятий, а также их реструктуризацию (переход на следующий уровень развития). Это позволяет отслеживать количество рабочих мест. Компонент «Персонал» отражает движение трудовых ресурсов в конкретной отрасли (наем, увольнение) и наличие свободных и занятых мест, что позволяет оценить нехватку кадров определенной категории.

Подмодель «Фонд перераспределения» ориентирована на имитацию движения трудовых ресурсов между отраслями региональной экономики.

Подмодель «Население» отражает динамику численности населения региона в зависимости от возраста. В данной подмодели учитываются миграционные процессы, рождаемость и смертность населения. Подмодель позволяет оценить потенциальную численность общих трудовых ресурсов.

Разработанная в ходе исследований имитационная модель позволяет оценить кадровую потребность различных отраслей народного хозяйства и перенасыщенность кадров отдельных категорий работников, а также уровень безработицы. Модель отражает специфику отраслевой направленности региона и может быть использована административным аппаратом органов исполнительной власти региона и отделами по управлению кадрами отдельных предприятий.

На основе применения мультиагентных технологий [6, 10] разработана агентная имитационная

модель системы образования региона (рис. 2), которая предоставляет данные для системно-динамической модели регионального рынка труда, а именно формирует поток кадров для рынка труда. В свою очередь потребности регионального рынка труда передаются в качестве параметров в модель системы образования.

Входными параметрами, получаемыми из подмоделей «Населения» и «Фонд распределения трудовых ресурсов», являются:

студенты (могут обучаться по очной и заочной форме обучения с полной образовательной программой);

выпускники средних специальных учебных заведений (могут обучаться по очной и заочной форме обучения с полной образовательной программой, а также по заочной форме обучения с сокращенной образовательной программой);

выпускники высших учебных заведений (могут обучаться по заочной форме обучения с сокращенной образовательной программой).

Основными объектами в разработанной модели являются активные агенты типа «Студент» с набором параметров: знания, результаты ЕГЭ, мотивация (заинтересованность), личные качества (способности), здоровье, физкультура, спорт, отдых, работа. Способности определяются тестированием, здоровье экспертной оценкой, а все остальные признаки являются формальными. В ходе моделирования образовательного процесса агенты данного типа взаимодействуют с агентами типа «Преподаватель» со своим набором параметров. Каждый агент типа «Преподаватель» передает каждому агенту типа «Студент» определенные знания, конечный уровень которых будет зависеть от восприятия и усвоения студентом. Таких уровней у каждого агента типа «Студент» будет количество, равное количеству дисциплин учебного плана. Уровень, по сути, характеризует оценку, полученную студентом по определенной дисциплине. Учебный план - это предметы, которые преподаются во всех семестрах всех курсов, в той или иной степени связанные друг с другом. Степень их влияния друг на друга определяется сопряженностью областей знаний и временным отставанием одного предмета от другого.

Рисунок 2 - Агентная имитационная модель системы образования региона

В ходе моделирования учебного процесса в конечном итоге получается массив оценок, показывающий успеваемость студента. Если по всем предметам учебного плана за четыре года получены положительные оценки, то студент становится вы-

пускником с дипломом. Для получения агрегированных показателей выпускников учебных заведений с определенной квалификацией в модели используются специальные накопители, в которых производится суммирование всех успешно получивших диплом по определенной специальности.

Для разработки системно-динамических и агент-ных имитационных моделей использовались инструменты моделирования Powersim и Апу1од^ соответственно.

4. Информационная технология управления кадровой безопасностью региона

Для поддержки принятия решений в области региональной кадровой политики разработана информационная технология поддержки управления кадровой безопасностью региона, представляющая собой интеграцию комплекса имитационных моделей [9] и специального программного обеспечения (рис. 3).

Комплекс имитационных моделей [9] служит средством апробации различных управленческих решений в области кадровой политики отдельных предприятий базовых отраслей экономики Мурманской области (горнодобывающая, химическая, транспортная, сфера обслуживания и другие). Основной задачей комплекса моделей является получение прогнозов различной временной перспективы (краткосрочных и среднесрочных) потребностей региональной экономики по каждому виду специализации работников и трудовых ресурсов, подготовленных и переподготовленных региональной системой образования и подготовки кадров.

Рисунок 3 - Технология поддержки управления кадровой безопасностью региона

Модели построены для основных объектов кадровой безопасности развития региона, таких как: система подготовки кадров (система образования), фонд перераспределения трудовых ресурсов, базовые отрасли экономики. Объект «Система образования» включает в себя учебные заведения среднего, специального и высшего профессионального образования, а также учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Объект «Фонд перераспределения трудовых ресурсов» введен в комплекс моделей для выполнения роли связующего звена между компонентами «системой подготовки» и «потребителями кадров» и включает в себя как легальных работников, стоящих на государственной бирже труда, так и не легальных. «Базовые от-расли региональной экономики» рассматриваются как основные потребители кадров и в тоже время заказчики, формирующие спрос на конкретных специалистов.

Для решения задач согласования имитационных моделей между собой и автоматизации процесса обработки и анализа результатов моделирования необходимо специальное программное обеспечение. В ходе исследований спроектирован макет данного программного комплекса и реализованы его базовые функциональные компоненты. Программный комплекс имеет модульную структуру и включает в себя следующие основные компоненты:

1) приложения, обеспечивающие организацию взаимодействия между компьютерными моделями, реализованными в среде агентного имитационного моделирования Апу1од^ [10];

2) программы, выполняющие автоматизированный синтез моделей из шаблонов и анализ результатов моделирования [8].

Система автоматизации обработки результатов моделирования представляет собой веб-приложение, состоящее из следующих модулей:

пользовательский интерфейс - связующее звено между конечным пользователем и программным комплексом;

база данных - обеспечивает хранение оперативной и долгосрочной информации;

блок излечения данных - предназначен для организации процедур экспорта данных из конкретных

имитационных моделей по параметризованному запросу;

блок представления результатов - представляет результаты анализа в форме необходимой конечному пользователю;

блок анализа результатов моделирования - осуществляет консолидацию, фильтрацию, выборку по параметрам данных, учитывая требования пользователя и ограничения предметной области.

Отличительной особенностью разработанной информационной технологии является использование имитационного моделирования как инструмента прогнозирования для задач управления кадровой безопасностью региональной экономики. Созданные имитационные модели содержат ранее не учитывающиеся в существующих исследованиях по рассматриваемой проблематике блоки, имитирующие такие процессы как формирование запросов к системе образования и формирование кадровых потребностей различных отраслей за счет динамики (возникновения, банкротства, инновационного развития) предприятий региона.

Технология предназначена для ускорения процесса формирования аналитической информации для принятия решений в области управления подготовкой и перераспределением рабочих кадров в соответствии с потребностями региональной экономики, а также позволяет оценить потенциальные возможности региональной системы подготовки кадров.

5. Система информационной поддержки управления кадровой безопасностью региона

Для информационной поддержки принятия решения в сфере управления качеством образовательных услуг регионального научно-образовательного комплекса разработана мультиагентная система поддержки управления качеством высшего образования. Система и реализующие ее информационные технологии позиционируются как средство поддержки принятия решений в сфере высшего образования.

Основная задача разработанной программной системы заключается в получении качественной оценки действующей системы образования с целью ее корректировки для получения результатов более высокого уровня. Кроме того, программная система

позволяет создать наиболее выгодный с точки зрения соотношения трудозатрат и итоговых результатов сценарий обучения студента в реальных или идеализированных условиях.

Программная система представляет собой имитационную агентную модель образовательного процесса, реализованную средствами агентного имитационного моделирования в инструментальной

среде Anylogic, и комплекс программ, осуществляющих поддержку принятия решения (рис. 4). Для разработки системы использована интегрированная среда программирования Codegear RAD Studio 2009. Входящие в состав системы веб-приложения реализованы с помощью Apache, PHP и MySQL.

Рисунок 4 - Компоненты мультиагентной системы поддержки управления качеством образования

В контексте стандарта ISO 9001 [11] разработанную программную систему можно рассматривать как средство для решения задач управления качеством. Управление качеством осуществляется на основе имитационного моделирования за счет проигрывания различных сценариев организации учебного процесса в научно-образовательном комплексе.

Система обеспечивает выполнение следующих основных функций:

хранение данных о лицах, принимающих участие в образовательном процессе;

формирование данных для заполнения параметров имитационной модели управления качеством образования конкретными значениями;

осуществление взаимодействия с мультиагентной моделью;

обработка результатов имитации; формирование отчетов.

В состав программной системы, архитектура которой представлена на рис. 5, входят следующие функциональные компоненты: блок пользовательского интерфейса, блок конфигурирования системы, база данных активных сущностей, блок сохранения и восстановления конфигурации, блок моделирования задачи управления качеством образования, блок моделирования задачи распределения приоритетов, блок моделирования обратной задачи, муль-тиагентная модель, блок формирования отчетов.

Рисунок 5 - Архитектура программной мультиагентной системы поддержки управления качеством

образовательного процесса ВУЗа

Потенциальными пользователями созданной системы являются лица, занимающиеся вопросами оценки и управления качеством образовательных процессов в учебных заведениях, в частности, сотрудники отделов управления качеством, руководящий состав кафедр или факультетов. Система с описанным набором функциональных возможностей, в первую очередь, может применяться в управленческой деятельности ВУЗов как средство поддержки принятия решений при организации образовательных процессов, связанных с обучением студентов.

Система апробирована при решении задач синтеза стратегий управления качеством образовательных процессов в Мурманском арктическом государственном университете (филиал в г.Апатиты) -опорном региональном ВУЗе Мурманской области.

Заключение

В ходе исследований получены следующие основные результаты:

Проведен системный анализ проблем управления кадровой безопасностью региональных социально-экономических систем.

Определены характеристики, структура и типы угроз кадровой безопасности региональной экономики.

Предложена концептуальная модель кадровой безопасности региона.

Разработаны комплекс имитационных моделей и средства информационной поддержки управления кадровой безопасностью региона.

Полученные результаты планируется использовать для составления прогнозов о реализации мероприятий дорожной карты регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, в том числе для оценки дополнительной кадровой потребности предприятий горно-химического кластера Мурманской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследований и сформированные на их основе рекомендации получены в рамках выполнения государственного задания ИИММ КНЦ РАН (тема № 022 6-2 019-0 035). Научное обоснование и программная реализация созданного модельного инструментария выполнены при поддержке РФФИ (проект № 19-07-01193-а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Информационное измерение региональной безопасности в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 222 с.

2. Кузнецова Н.В., Носырева И.Г. Виды и структура угроз кадровой безопасности региона. // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №2. С. 48-52.

3. Кузнецова Н.В., Тимофеева А.Ю. Проблемы и инструментарий выявления угроз кадровой безопасности региона // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 4. С. 1123-1134.

4. Емельянов С.В., Попков Ю.С., Олейник А.Г., Путилов В.А. Информационные технологии регионального управления. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 400 с.

5. Путилов В.А., Горохов А.В. Системная динамика регионального развития. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002. 306 с.

6. Wooldridge M. An Introduction to MultiAgent Systems. Second Edition. John Wiley & Sons, 2009. 4 84 p.

7. Путилов В.А., Горохов А.В., Олейник А.Г. Технология автоматизированной разработки динамических моделей для поддержки принятия решений // Информационные ресурсы России. 2004. №1. С. 30-33.

8. Маслобоев А.В., Олейник А.Г., Шишаев М.Г. Информационная технология дистанционного формирования и управления моделями системной динамики // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15, №4. С. 748-755.

9. Путилов В.А., Маслобоев А.В., Быстров В.В. Комплекс имитационных моделей поддержки управления региональной безопасностью // Надежность и качество сложных систем. 2018. №3(23). С. 143-158.

10. Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5. СПб.:БХВ-Петербург, 2005. 400 с.

11. Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ ISO 9001-2011. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2012. 36 с.

УДК 528.2:629.78

Кожабек Ж.А., Молдамурат Х., Ергалиев Д.С., Сапабеков А.Е., Толеубай Н.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Республика Казахстан АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ GPS

В данной статье рассматривается история развития и современное состояние глобальной системы позиционирования GPS. Описывается принцип определения координат искомого объекта с помощью спутниковых сигналов, а также структура системы GPS.

Ключевые слова:

СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА, GPS, ПРИЕМНИК, СИСТЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ, ОРБИТАЛЬНАЯ ГРУППА, СИГНАЛ, СИСТЕМА КООРДИНАТ

ВВЕДЕНИЕ

GPS - GlobalPositioningSystem в переводе с английского языка означает глобальная система позиционирования. Была создана Министерством обороны США в 60-е годы ХХ века. Навигационные системы с использованием спутников передают сигналы, свои координаты в космическом простран-стве,на приемник с временной задержкой доли се-кунды.На основе этих данных, зная законы физики можно с помощью расчетов определить свое местоположение. Для определения координат объекта применяется трехмерная система координат WGS84.Она определяет координаты объекта относительно центра масс Земли с погрешностью менее 2 см.

Рассматриваемая система состоит из трех взаимосвязанных сегментов: космического, управляющего и пользовательского. Каждая из них имеет свои особенности. Повышенное внимание стоит уделить космическому сегменту, которая в настоящее время проходит модернизацию. Все 32 спутника орбитальной группы планируется заменить на спутники нового поколения, превосходящие по всем характеристикам старые аппараты. Производителем

спутников нового поколения является американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin.

Рассматриваемая система является более точной в настоящее время по сравнению с аналогами и самой популярной в мире, на ее счету свыше 4-х миллиардов пользователей. По заявлению министерства обороны США обновленная орбитальная группа спутников полностью заработает в 2023 году.

ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ

Советский спутник ПС-1, который был запущен в космос в октябре 1957 года, заложил начало возникновению спутниковых систем. Тогда, в октябре 1957годасотрудники компании John Hopkins Балтиморского Университета (США),на основе анализа радиосигнала, получаемого от ПС-1 доказали, что определение орбиты спутников по их собственным сигналам вполне возможны.

Первой такой системой в мире считается Transit, ее также называли NAVSAT. Ее разработка началась в 1958 году в Лаборатории Прикладной Физики университета Джона Хопкинса при поддержке военно-морского флота США. В то время главным пользователем Transit был ВМФ США. С его помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.