Научная статья на тему 'Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов'

Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМАТИКА И ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА РОМАНОВ / ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ-СОВРЕМЕННИКА / БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / NOVELS PROBLEMATICS AND NATURE OF CONFLICT / IDEOLOGICAL AND THEMATIC CONTENT / SOCIAL-SPIRITUAL AND ETHICAL PROBLEMS / HUMAN’S SPIRITUAL WORLD / CONCEPTION OF HERO-CONTEMPORARY / BASHKIR LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Гульфира Нигаматовна

В статье предпринята попытка раскрытия особенностей развития башкирской прозы 1950-1960-х годов на фоне социально-исторических перемен в период «оттепели», усиления внимания к человеку как к личности. Посредством анализа принципов реалистического отображения действительности, изучения жанрово-стилевой специфики, определения круга тем и осмысления проблематики больших эпических форм автор выявляет тенденцию постепенного перехода башкирской романистики от социологического исследования к психологически достоверному изображению духовного мира современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematics of the Bashkir Novels of the 1950-1960s

The article examines developmental peculiarities of the Bashkir prose of the 1950-1960s against the background of social and historical changes of the “thaw” period, which is characterized by the rise of interest for an individual. The author analyses principles of realistic description of reality, reveals genre and style specificity, identifies the range of problems and considers the problematics of large-scale epic forms. The findings allow concluding about evolution of the Bashkir novelistics from a sociological survey to a psychologically relevant description of contemporaries’ spiritual world.

Текст научной работы на тему «Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов»

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.2.11

Гареева Гульфира Нигаматовна

Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов

В статье предпринята попытка раскрытия особенностей развития башкирской прозы 1950-1960-х годов на фоне социально-исторических перемен в период "оттепели", усиления внимания к человеку как к личности. Посредством анализа принципов реалистического отображения действительности, изучения жанрово-стилевой специфики, определения круга тем и осмысления проблематики больших эпических форм автор выявляет тенденцию постепенного перехода башкирской романистики от социологического исследования к психологически достоверному изображению духовного мира современников. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2020/2/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 2. C. 52-56. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

Литература народов Российской Федерации

The Russian Federation Peoples' Literature

УДК 821.512.141 Дата поступления рукописи: 12.01.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.2.11

В статье предпринята попытка раскрытия особенностей развития башкирской прозы 1950-1960-х годов на фоне социально-исторических перемен в период «оттепели», усиления внимания к человеку как к личности. Посредством анализа принципов реалистического отображения действительности, изучения жанрово-стилевой специфики, определения круга тем и осмысления проблематики больших эпических форм автор выявляет тенденцию постепенного перехода башкирской романистики от социологического исследования к психологически достоверному изображению духовного мира современников.

Ключевые слова и фразы: проблематика и характер конфликта романов; идейно-тематическое содержание; общественно-социальные и духовно-нравственные проблемы; духовный мир человека; концепция героя-современника; башкирская литература.

Гареева Гульфира Нигаматовна, д. филол. н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Уфа gareevagulflra@mail. гы

Проблематика башкирских романов 1950-1960-х годов

С середины 50-х годов ХХ века тема современности становится ведущей во многих жанрах башкирской прозы. Появляются книги очерков «На наших полях» (1956) Г. Ахметшина, «Несмываемые следы» (1957) А. Байрамова, «Проворные люди» (1956) А. Валеева, «Крылья крепнут в полете» (1967) коллектива авторов, очерки о башкирских целинниках, хлеборобах, нефтяниках, металлургах и строителях республики М. Кари-ма, А. Бикчентаева, М. Хайдарова, Р. Хакимова и др. Рассказы С. Агиша, А. Бикчентаева, Д. Исламова, Ш. Янбаева, И. Гизатуллина, В. Исхакова, Ф. Исянгулова конца 1950-х - начала 1960-х годов отличаются большим разнообразием конфликтов и богатством изобразительных средств в воссоздании характеров. В создании образа современника, в раскрытии его внутреннего мира особенно активизировался в конце 1950-х - в начале 1960-х годов жанр повести. Принципы гуманизма нашли своеобразное отражение в повестях 1960-х годов «Мурадым» Г. Амири, «Когда улетают дикие гуси» Р. Габдрахманова, «Думы, думы...» З. Биишевой, «Последний суд» З. Галимова. Проблемы роста и формирования молодого человека в коллективе, в процессе труда нашли свое решение в повестях «Фания» Ф. Исянгулова, «Люблю тебя, жизнь» С. Поварисова. Воссозданию ярких характеров, показу красоты человеческой души посвящены повести «Странный человек» З. Биишевой, «Алтынбика», «Лебедушка моя» Ф. Исянгулова, «Дорога моей деревни» Н. Мусина. Актуальные проблемы времени поднимаются в романах «Майский дождь» (1958) и «Цветок шиповника» (1962) А. Валеева, «Щедрая земля» (1959) Д. Исламова, «Солдаты без погон» (1969) Х. Гиляжева.

Проблема романа, его роль в системе других эпических форм последовательно изучены в русском литературоведении в трудах Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, М. М. Бахтина, М. Б. Храпченко, А. И. Метченко и др., в башкирском литературоведении - в трудах А. Х. Вахитова, Р. Н. Баимова. Проблема романа была и остается одной из стержневых проблем в тюркоязычных литературах. Исследование идейно-тематического содержания, проблематики, природы конфликта, концепции героя, жанрово-стилевых особенностей социально-публицистических, социально-бытовых романов 1950-1960-х годов, послуживших для дальнейшего развития социально-психологических романов в башкирской литературе, составляет актуальность настоящей статьи. Научная новизна работы заключается в том, что автор статьи стремится раскрыть тенденцию постепенного перехода башкирской романистики от социологического исследования к психологическому, к более глубокому раскрытию духовного мира героя.

Цель нашей статьи состоит в раскрытии особенностей развития башкирской романистики 1950-1960-х годов на фоне социально-исторических перемен, восстановления демократической законности во всех сферах жизни общества в период так называемой «оттепели», в анализе принципов реалистического отображения действительности, стилевых особенностей, в выявлении круга тем и проблематики романов А. Валеева, Н. Мусина, Я. Хамматова, Я. Валеева, Г. Ибрагимова, Д. Исламова, А. Бикчентаева, Х. Гиляжева, в определении

нового подхода писателей к концепции героя-современника, в прослеживании роста мастерства писателей в отображении реалий современности.

Задачами статьи являются изучение значений факта и документа, раскрытие идейно-тематического содержания и проблематики, освещение концепции активного, деятельного героя в становлении, обогащении романа о современности, исследование синтеза различных жанрово-стилевых начал, которые привели к новаторству и жанровому многообразию. В работе применены метод целостного анализа художественного произведения и системно-структурный метод.

Героями дилогии А. Валеева «Майский дождь» и «Цветок шиповника» являются вчерашний инженер паровозоремонтного завода, приехавший в село по зову партии, Рамазан Азаматов, молодой агроном Зинуна Абызбаева, партийный работник Исанбердин и др. В образах этих героев нашли свое отражение лучшие черты современников тех лет. В органической связи с их деятельностью и борьбой автор ставит насущные морально-этические проблемы времени. Автор уделяет особое внимание вопросам руководства колхозным производством в новых условиях. Один из героев дилогии, секретарь райкома Шамигулов, не умеет найти общий язык с народом. Стиль работы Шамигулова сводится к окрикам, указующим и устрашающим жестам. Ему противопоставлены образы передовых колхозных механизаторов Нисы, Юмагужи, Кунакбаева и Ками-ля, агронома Зинуны, проводника политики партии на селе Исанбердина, борца за реорганизацию машинно-тракторной станции Азаматова. Они действуют с учетом конкретных условий, выступают против старых методов руководства, за творческую инициативу. Действия этих героев и составляют основную сюжетную линию произведения [8, с. 87-93].

Писатель активно выступает за нравственную чистоту человека, за новое мировоззрение, за новые взаимоотношения людей. Он показывает, чем могут быть вызваны разногласия. Так, острые столкновения между Азаматовым и главным агроном МТС Тугановым обусловлены различием взглядов на жизнь, отношения к труду, к своим обязанностям перед обществом, перед народом. Особенно ярко проявляется противоположность их взглядов в процессе борьбы за претворение в жизнь политики партии, направленной на развитие сельского хозяйства. Даже многие «чисто технические» вопросы, такие, как переустройство мастерской МТС, поиски новых форм использования сельскохозяйственного оборудования и др., для писателя не являются узко производственными [7, с. 123].

Показывая своих героев в различных сферах общественной жизни, А. Валеев сумел создать живые, полнокровные характеры. Особенно удачен в дилогии образ яркого представителя передового человека своего времени Рамазана Азаматова. Оставив привычную работу в городе и устроенный быт, он отправился в далекое, «затерянное среди снежного простора» село Таллы ради, как говорит автор, «обновления лика земли, родины. Желание вечного обновления могло бы увезти его завтра в Зауралье и Алтайские степи, в Каракумскую пустыню и дальневосточную тайгу или к снежным буранам и ледникам любого полюса земного шара. Потому что эта была его жизнь» [6, с. 391]. Так А. Валеев характеризует своего героя.

Характеры главных героев романа «Майский дождь» получают свое дальнейшее развитие в романе «Цветок шиповника», в центре которого - борьба честных людей с недостатками в работе колхозного хозяйства, которые еще не были изжиты после известных постановлений партии по крутому подъему сельского хозяйства, борьба с бюрократизмом и перегибами в стиле руководства и работы отдельных лиц на местах.

В романе «Цветок шиповника» А. Валеева интересует не карьерный рост, не продвижение Азаматова по трудовой и служебной лестнице, а процесс его духовного развития, закалки характера, усовершенствования собственно человеческих качеств. Переезд Азаматова из МТС в колхоз рядовым механизатором воспринимается как один из этапов его духовного роста, как выход героя на передовую - на более ответственную линию в борьбе за новое.

Романы А. Валеева многоплановы, в них действует много героев, у каждого из которых свой путь развития, свои характерные черты, что обуславливает и разветвленность сюжетных линий дилогии. Целеустремленность борьбы придает образам Азаматова, Исанбердина, Кунакбаева, Зинуны Абызбаевой еще большую жизненность.

Как известно, после ХХ съезда компартии воспитание человека нового типа стало одним из важнейших проблем времени. В литературе большое внимание начали уделять раскрытию внутреннего мира современника. Постановка и решение вопросов развития личности, воспитания нового человека определили природу конфликта произведений, по-новому изображались взаимоотношения между героями, сюжетная напряженность достигалась за счет освещения внутреннего психологического состояния героев. В усилении внимания к личности, к процессу формирования новых черт характера человека, в показе укрепления высоких духовно-нравственных отношений между людьми проявилась гуманистическая сущность башкирской литературы 1960-х годов. В центре проблематики социально-бытовых романов «Люди дальних дорог» (1970) Н. Мусина, «Как зажигаются звезды» (1967) Я. Хамматова, «Орлы не покидают гнезд» (1970) Я. Валеева, «Ночь в новолуние» (1971) Г. Ибрагимова поднимаются проблемы отношения к земле, явления миграции, освещается борьба за новый быт, культуру, за новое созидательное, творческое отношение к труду.

Герои-труженики в этих произведениях показаны именно в их личных и общественных взаимоотношениях. Многие вопросы подъема колхозного производства, роста культуры села, стирания разницы между городом и деревней и укрепления законности приобретают в них характер острого столкновения между главными героями Мидхатом Яхиным, Каримом Хафизовым, Кабиром Юламановым, которые творчески подходят к насущным проблемам жизни, являются незаурядными личностями, передовыми руководителями колхозного производства, заботящимися о благе людей. Не понимающие сущности нового времени,

оторванные от народных масс, пытающиеся действовать устаревшими волюнтаристскими методами, несовместимыми с демократическими законами общества, Габдулхакимов, Шакиров, Габитов и др. терпят поражение. Такие гуманистические проблемы, как доверие к человеку, развитие творческой инициативы масс, дальнейшая демократизация жизни, определили идейно-эстетическое своеобразие романов шестидесятых годов.

В башкирской романистике исследование характера человека постепенно выступает на первый план, происходит переход от «романа темы» к «роману характеров», что отчетливо видно на примере романа Д. Исламова «Щедрая земля».

Роман Д. Исламова «Щедрая земля» имеет много общего с дилогией А. Валеева по идейно-тематическому содержанию, близки идейно-эстетические позиции их авторов. В романе Д. Исламова основные герои также проявляют себя в острой борьбе за новые морально-эстетические отношения, в выступлениях против устаревших методов руководства сельским хозяйством, против застоя и косности. Авторы сумели уловить в характерах своих положительных героев своеобразие эпохи [11, с. 154-160]. Мысль о силе духа советского человека пронизывает все эпизоды, показывающие острое столкновение Рашита Билалова, который по призыву партии приехал на село, с секретарем райкома Арслановым, действующим, как и Шамигулов, окриком, устрашениями.

В органической связи с борьбой героев за резкий подъем сельского хозяйства освещаются также вопросы доверия к человеку, предоставления народу широкой инициативы. Проблема гуманизма, таким образом, оказывается неразрывно связанной с производственными вопросами и получает в произведении большой общественно-эстетический резонанс. Интимный мир человека, его личное счастье так же не составляют обособленный от «производственной жизни» мир. В романе основное внимание уделено раскрытию характерных черт современника, которого писатель показывает во всех аспектах его жизни и деятельности.

В романе Д. Исламова многие герои отличаются живостью, оригинальностью, жизненностью характеров. Например, характеры героев романа, таких, как Рашит Билалов, парторг Ахмадуллин, старик Гарей, раскрыты не только в борьбе против общих недостатков в работе, но и в процессе общественного труда, в столкновении с Арслановым и нерадивым председателем колхоза Мужиповым. В их образах очерчен облик современника, многосложные аспекты жизни и борьбы людей тех лет. Писатель сумел показать своих героев в процессе преодоления ими реальных жизненных трудностей, заставил их действовать в напряженных ситуациях [8, с. 221-225].

Д. Исламову удалось более убедительно раскрыть процесс духовного формирования своих героев благодаря и изображению общественной деятельности, и показу его личной жизни, освещению взаимоотношений Рашита и Зухры, зарождению чувств любви Рашита к Бибикей, которая трудным путем пришла к честной жизни. Автор ставит упор не на событийный ряд, а на психологическую мотивировку действий и поступков своих героев.

В романе «Щедрая земля» решается также проблема борьбы за нравственную чистоту человека, поднимается вопрос о воспитательной роли труда на примере Бибикей, ставшей на правильный путь, потому что Рашит Билалов, Ахмадуллин и другие поверили в нее.

Проблема гуманизма, проблема веры в человеческие возможности, в его позитивную преобразовательную силу по-новому поднимается и в романе А. Бикчентаева «Я не сулю тебе рая».

Главный герой романа «Я не сулю тебе рая» Хайдар - молодой человек, вступающий на путь самостоятельной жизни. Причину неподготовленности, незрелости молодого представителя общества к взрослой жизни автор усматривает в неправильном семейном и школьном воспитании. Скептически относящийся ко всему окружающему Хайдар, по окончании десятилетки устроившись в промартель, пытается бороться с несправедливостью и противопоставляет себя людям старшего поколения, переживает глубокое разочарование, начинает ко всему относиться скептически, с недоверием.

Со временем у героя А. Бикчентаева под влиянием большого трудового коллектива химического завода, опытного инженера и партийного работника Искандера Амантаева, инженера Майи Владимировны Саратовой, молодой крановщицы Айбики и других появляется тяга к общественно-полезному труду. Писатель посредством различных форм внутреннего монолога психологически глубоко показывает духовное перерождение Хайда-ра - переход от пассивно-созерцательного отношения к жизни на позиции активного строителя.

Хайдар в начале романа представлял себе коммунистическое будущее в форме овеществленного земного рая, где все уготовано каждому: «Трудись, если хочешь, гуляй, если вздумается». Благодаря Амантаеву, впоследствии герой начинает реально смотреть на жизнь: «Если ты хочешь знать, я никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сулил рая, - говорит Амантаев Хайдару во время одной из бесед о коммунизме. - Ни ада, ни рая! Я обещаю борьбу. И на все будущие времена» [5, с. 342]. Мысль о том, что жизнь есть не рай, а борьба, определяет идейное содержание романа А. Бикчентаева, его образную систему. В романе «Я не сулю тебе рая» отражены основные тенденции времени, воплощены лучшие черты характера современников тех лет - в образах парторга цеха Амантаева, опытного химика Прохора Прохоровича, молодых рабочих Валентина и Айбики и др.

Красота жизни раскрывается в романе в процессе борьбы, в процессе деяния. Желание героя сблизиться с настоящими людьми знаменует эволюцию характера Хайдара. Юноша проникается доверием к Амантаеву, Прохору Прохоровичу и к другим честным, принципиальным рабочим и находит свое место среди них. Это воспринимается как психологически мотивированный процесс духовного развития героя, в то же время свидетельствует о победе коллектива в деле воспитания нового человека.

Образ Хайдара несет в романе большую идейную нагрузку. Герой становится цельным, глубоко интеллектуальным, остро и напряженно думающим о нашей жизни. Процесс развития главного героя прослежен

А. Бикчентаевым как бы при непосредственном участии читателей, на их глазах. Для этого романа характерны лиричность, задушевность, доверительность.

В романе образ Хайдара играет важную роль и в композиционном построении произведения. Все события в романе изображены через восприятие этого героя, повествование ведется от его имени. В отличие от произведений, в которых рассказ велся от первого лица, но герой-повествователь позиционировал себя в них почти всегда лишь положительным и его взгляды, миропонимание во многом оказывались идентичными взглядам и миросозерцанию автора, выражали идейно-художественную концепцию самого писателя, А. Бикчентаев смотрит на события глазами поначалу отрицательного, иронически взирающего персонажа, замечающего в жизни главным образом только теневые стороны, отрицательные явления [10, с. 213-215]. Объективный взгляд на людей и события он обретает позже. В первых главах произведения многие явления представлены как бы в кривом зеркале, лишь затем они находят отражение в истинном свете. Процесс постижения жизни героем, сближения его с реальной действительностью происходит как бы на глазах читателя. В результате каждое высказанное Хайда-ром слово, каждая его мысль, каждая жизненная ситуация, в которой оказывается герой, одновременно выполняют несколько художественных функций; в своей совокупности они и создают целостную картину объективной реальности и выражают отношение героя к ней, меру его видения и характер восприятия действительности.

Одним из значительных произведений башкирской прозы начала 1960-х годов явился роман Хакима Гиляжева «Солдаты без погон», в котором во всей полноте показана эпоха послевоенных лет, период восстановления страны от разрухи, отобраны самые характерные явления жизни и показаны в их развитии, изображены герои в типических обстоятельствах, с позиций высоких нравственных идеалов. Роман изображает многоаспектную сложную послевоенную действительность, освещает не только самоотверженный труд народа по восстановлению разрушенного хозяйства, но и жажду духовного обновления, новых отношений к себе, к труду. Сложные и противоречивые явления послевоенной действительности изображаются в романе в органической связи с главной проблемой романа - борьбой за новые нравственные и производственные отношения, новые методы руководства [3, с. 198].

Послевоенное колхозное село и жизнь народа-победителя Х. Гиляжев показывает во всей сложности и глубине. В романе отображены существенные противоречия эпохи: радость победы над фашизмом, всеобщее ликование и печаль и скорбь овдовевших женщин, осиротевших детей, страдания юношей, оставшихся инвалидами; стремление вчерашних бойцов, осознавших на фронтах Отечественной войны свою силу и место в истории, жить по-новому и попытка некоторых деятелей придерживаться старых, изживших себя догматических методов в руководстве коллективным хозяйством; надежда на более зажиточную жизнь после перехода в послевоенные мирные условия и отсутствие возможности сытно поесть хлеба даже в пору уборки урожая. Писатель показывает, что все это порождено неимоверными трудностями войны, порой неправильным ведением хозяйства в начале послевоенного периода, неверным отношением к крестьянству и его труду. В романе дается художественный анализ всех этих сложных и противоречивых явлений послевоенной действительности, характеры героев раскрываются в процессе решения важнейших социальных проблем, в острых столкновениях идейных позиций [13, с. 61-71].

Борьба фронтовика Амира Кутлубаева с объективными трудностями, судьба солдата Ямги, который ищет свое истинное место в мирной жизни, горести старой труженицы Сахипьямал, деятельность молодого председателя Магиры, в самые тяжелые годы получившей первые нелегкие уроки руководства сложным коллективным хозяйством, составляют основу острых сюжетных коллизий. Столкновения честных людей с эгоистом-собственником Кунакколом, с коварным, не брезгающим ничем для достижения своих неизменных целей районным уполномоченным Хабибуллиным, бюрократом Хабировым усугубляют остроту конфликтов романа.

Роман богат глубокими, напряженными раздумьями о действительности, о месте и роли человека в общественной жизни. Глубина анализа социальных явлений, многосторонность раскрытия сложных актуальных проблем, создание крупных характеров, воплощающих определенные тенденции времени, объединение в себе социально-публицистического и социально-психологического планов характеризует роман Х. Гиляжева.

Все герои произведения - и положительные, и отрицательные - являются социальными типами, связанными со своеобразием и противоречиями изображаемого времени. Хабиров, например, своей слепой приверженностью к указаниям сверху, высокомерным отношением к людям труда раскрывает порочные методы руководства. Поступки Хабирова и Хабибуллина, который тоже считает, что он «очень преданный делу работник», порождаются не частными недостатками личного характера, а общими условиями определенного периода общественного развития [4, с. 175]. Поэтому деятельность положительных героев приобретает характер борьбы против конкретных недостатков общества. Герои, принимающие участие в такой борьбе, изображаются настоящими людьми, преобразующими жизнь, стремящимися делать ее краше и совершеннее.

Многие дела и поступки парторга колхоза Амира Кутлубаева, который опирается на собственный многолетний опыт, на мнение колхозников и действует, исходя из конкретных условий жизни данного коллективного хозяйства, зачастую не совпадают с деспотическими методами работы руководителей района. Решение Амира Кутлубаева временно приостановить подвозку зерна на элеватор с целью все силы сосредоточить на своевременной уборке урожая встречает яростное сопротивление со стороны второго секретаря райкома Хабирова и уполномоченного Хабибуллина, для которых прежде всего рапорт и слепое выполнение указаний. В Амире Кутлубаеве и его единомышленниках они видят «саботажников» и «вредителей». Конфликт между теми, кто по-настоящему заботится о людях и общем деле, и приверженцами догматических взглядов определяет социальное звучание романа.

В водоворот острых социальных событий вовлечены Сахипьямал, Миннегалей, Аклима и другие герои, которые действуют с пониманием своего места в общей борьбе, на все происходящее смотрят глазами народа и таким образом отражают отношение самого народа к действительности. Председатель колхоза Магира поначалу находится между двумя огнями: она не может не выполнить приказов Хабирова и Хабибуллина, но в то же время понимает, что правы Амир, Сахипьямал, Миннегалей, и за советом в сложной, напряженной ситуации она обращается к Сахипьямал, ибо она ищет правду у народа и опирается на массы.

Магиру, Сахипьямал, Аклиму, действующих в романе как хозяева жизни и активные борцы за ее преобразование, автор называет солдатами, потому что они обеспечивали фронтовиков хлебом, одеждой и всем необходимым. Слово «солдат» в романе звучит синонимом понятия «борец». Все герои романа обращаются к понятию «солдат», когда думают о своем месте в ряду борцов. Вот что, например, говорит Магира Амиру: «Нацепив погоны, всякий становится солдатом, даже мы, девушки. А вы без погон попробуйте остаться солдатом. И не просто в тылу, а на передовой» [12, с. 64].

Изображая людей разных характеров, достойных высокого звания солдата, Х. Гиляжев воссоздает убедительный образ народа, героически действующего в один из сложных моментов мирного развития страны [2, с. 127]. Мысли и дела народа являются основным критерием оценки действий героев. Например, действия Амира Кутлу-баева, которые находят поддержку у народных масс, воспринимаются читателем как верные, справедливые шаги.

«Солдаты без погон» - произведение, развивающее лучшие традиции башкирского романа и опирающееся на достижения русской прозы. Характерно, что многие проблемы, поднятые в романе, а также образы, воссозданные в нем, - Амира Кутлубаева и Хабирова, - во многом перекликаются с проблемами и образами, например, образами Мартынова и Борзова «Районных будней» В. Овечкина.

Роман Х. Гиляжева, сумевший проникнуть в глубинные процессы целой эпохи, показать истинно народные характеры, способствовал дальнейшему развитию башкирской прозы по пути реализма [1, с. 235].

Таким образом, характерная особенность башкирской прозы конца 1950-х - начала 1960-х годов выражается в более углубленном аналитическом освещении действительности, в постановке актуальных проблем дня. Изменение характера конфликта обусловило обновление художественных приемов и способов отображения общественно-социальных и духовно-нравственных проблем башкирских романов. Вследствие пристального изображения духовного мира человека, возросшего внимания писателей к раскрытию черт высокой нравственности личности по-новому стали освещаться проблемы гуманизма в башкирской прозе, концепция героя-современника в литературе. Жанр романа достиг немалых успехов в изображении реалий жизни, в создании типических характеров современников в результате укрепления связей писателей с действительностью.

Обновление и обогащение принципов реалистического отображения действительности, различные стилевые поиски, глубокое и правдивое освещение тем и проблем современности и образа деятельного, активного героя обозначили движение башкирской романистики к новаторству и жанровому многообразию. Башкирская проза поднялась в своем развитии на новую ступень.

Список источников

1. Баимов Р. Н. Истоки и устья. Уфа: Китап, 1993. 350 с.

2. Баимов Р. Н. Поискам нет конца. Роман и повесть в современной башкирской прозе. М.: Современник, 1980. 205 с.

3. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 320 с.

4. Баимов Р. Н. Творческие почерки. Уфа: Башкнигоиздат, 1977. 240 с.

5. Бикчентаев А. Избранные произведения: в 2-х т. Уфа: Башкнигоиздат, 1974. Т. 2. 470 с.

6. Вали А. Избранные произведения: в 2-х т. Уфа: Башкнигоиздат, 1959. Т. 2. 456 с.

7. Вахитов А. Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. 348 с.

8. Вахитов А. Х. Когда раздвигаются горизонты. Уфа: Башкнигоиздат, 1979. 292 с.

9. Вахитов А. Х. На эпических широтах: литературно-критические статьи. Уфа: Башкнигоиздат, 1968. 120 с.

10. Вахитов А. Х. Суть таланта: некоторые вопросы развития башкирской прозы. Уфа: Башкнигоиздат, 1972. 280 с.

11. Вахитов А. Х. Творческие портреты. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. 220 с.

12. Гиляжев Х. Солдаты без погон. Уфа: Башкнигоиздат, 1965. 256 с.

13. История башкирской литературы: в 6-ти т. Уфа: Китап, 1993. Т. 5. 595 с.

Problematics of the Bashkir Novels of the 1950-1960s

Gareeva Gul'fira Nigamatovna, Doctor in Philology, Associate Professor Bashkir State University, Ufa gareevagulfira@mail. ru

The article examines developmental peculiarities of the Bashkir prose of the 1950-1960s against the background of social and historical changes of the "thaw" period, which is characterized by the rise of interest for an individual. The author analyses principles of realistic description of reality, reveals genre and style specificity, identifies the range of problems and considers the problematics of large-scale epic forms. The findings allow concluding about evolution of the Bashkir novelistics from a sociological survey to a psychologically relevant description of contemporaries' spiritual world.

Key words and phrases: novels problematics and nature of conflict; ideological and thematic content; social-spiritual and ethical problems; human's spiritual world; conception of hero-contemporary; Bashkir literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.