Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020
ПРОБЛЕМАТИКА АРТ-КРИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ
PROBLEMS OF ART-CRITICISM IN MODERN PAINTING
УДК 7.072
Кашина Владлена Витальевна, Институт Филологии, Журналистики и Межкультурной коммуникации Южного Федерального Университета Бакалавр. Направление журналистика, 3 группа Россия, Ростов-на-Дону
Kashina Vladlena Vitalievna, Institute of Philology, Journalism and Intercultural
Communication of the Southern Federal University
Bachelor. Direction journalism, 3 group Russia, Rostov-on-Don
Аннотация
В статье предлагается к рассмотрению тема проблемы в арт-критике. В ходе рассмотрения выясняются причины проблемы в этой области и пути ее возможного решения. Ключевой проблемой арт-критики является ее актуальность в настоящее и будущее время. Особенное внимание уделяется состояниям кризиса и депрессии художественной критики. В ходе работы выясняются причины кризиса арт-критики. Далее автором выделено состояние депрессии искусства и арт-критики соответственно. Приводятся аргументированные доводы, доказывающие существование вышеуказанных состояний. В завершении статьи обращается внимание на перспективы решения задачи по выходу из проблематичной ситуации, наблюдающейся в мире живописи и арт-критики в настоящее время.
Summary
The article proposes to consider the topic of the problem in art criticism. During the review, the causes of the problem in this area and the ways of its possible solution are clarified. The key problem of art criticism is its relevance in the present
and future tense. Particular attention is paid to the state of crisis and depression of artistic criticism. In the course of the work, the causes of the crisis of art criticism are clarified. Further, the author highlighted the state of depression of art and art criticism, respectively. Argued arguments proving the existence of the above conditions are given. At the end of the article, attention is drawn to the prospects of solving the problem of overcoming the problematic situation observed in the world of painting and art criticism at the present time.
Ключевые слова: искусство, критик, арт-критика, выставка, проблема, художник, живопись, актуальность, кризис, депрессия, мысль, рационализм, обновление.
Keywords: art, critic, art critic, exhibition, problem, artist, painting, actuality, crisis, depression, thought, rationalism, renewal
«Эпоха, лишенная критики, должна быть или эпохой неподвижного священного искусства, обреченного на воспроизведение формальных образцов, или же она должна совсем не иметь искусства»[1].
Выражение мысли об окружающем мире, нашедшее свое отражение в работах творчески талантливых людей, есть не что иное, как искусство.
Значительная роль искусства в развитии общества является неоспоримым фактом. Отказавшись от искусства, общество не сможет гармонично развиваться, что безусловно будет иметь негативные последствия на будущее человечества.
Глобализация современного мира не могла не отразиться на искусстве нашего времени. Стремительные темпы в развитии общества, внесли кардинальные изменения в работы современных авторов произведений искусства. Именно по этой причине, понимание современного искусства предполагает понимание интегрированного в нем смысла, что практически невозможно без досконального рассмотрения и глубокого погружения в него.
Изучение современного искусства через призму вещей и объектов, дает нам иное представление мира, отличное от того, что мы имели до этого.
Необходимо подчеркнуть, что простому обывателю зачастую довольно трудно понять полет мысли и фантазии авторов произведений живописи. По нашему мнению, это является одним из факторов, доказывающих обоснованность и безусловную необходимость присутствия в искусстве деятельности критика, которая базируется на анализе и оценке произведений искусства. Зачастую именно мнение специалиста, обладающего высококлассным эстетическим вкусом, особенным даром распознавания и способностью оценить истинное творчество, помогает понять глубокий философский смысл и ценность произведений современных авторов. Анализом и оценкой произведений живописи, итогом которых является взвешенное и аргументированное заключение, занимается арт-критика.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной арт-критике настоящего времени наблюдается достаточно большое число проблемных ситуаций. Обратим особое внимание на некоторые проблемные моменты.
Как правило, довольно затруднительно совмещение деятельности критика с кураторской деятельностью на выставке или в музее. На первый взгляд никакой проблемы здесь не наблюдается, и только при более детальном рассмотрении, на поверхность всплывают подводные камни этого момента. Деятельность куратора предполагает грамотную организацию выставки и проведение просмотра экспозиций. При этом вступать в конфликт с администрацией музея или галереи абсолютно не приемлемо. Вряд ли у художественного критика, имеющего свои убеждения и выраженную точку зрения, получится соблюсти требование по бесконфликтному руководству.
Далее следует отметить место и роль арт-критики в области журналистики. Актуальность газетных и журнальных статей, в которых отображена острая и субъективная оценочная критика, в последнее время заметно снизалась. Трагичность ситуации в не востребованности аудиторией
новостей культуры и искусства. Читателю намного интереснее новости политики и шоу-бизнеса, чем новости о жизни культуры и искусства.
И тем не менее нельзя недооценивать важность роли критика в жизни искусства. Исторически сложилось так, что с незапамятных времен существовало и существует критическое суждение о произведениях искусства. Но в таком аспекте, как раньше критика уже не актуальна. В этом и заключается основная проблема арт-критики в живописи. Современным художникам нужно, чтобы мнение критика и автора произведения совпадало, субъективное оценочное мнение критика, которое идет в разрез с мнением художников, вызывает у последних раздражение и гнев. Иными словами, критик интересен и востребован, когда он «свой» среди художников. Критика, который высказывает свое мнение, критикуя и иронизируя произведения искусства, заносят в ряды недоброжелателей и даже врагов, и лишь некоторые художники сохраняют толерантность по отношению к ним.
Таким образом, сущность проблемы сводится к тому, что можно говорить о состоянии кризиса в арт-критике, которое возникло в 70-ых годах прошлого столетия. Причиной кризиса явилось проблема приведения аргументированных доказательств в отношении истинного искусства и фальши. Появление постмодернизма в живописи, размывающего границы пространства искусства заставило замолчать об актуальных событиях многих знаменитых критиков. В мире арт-критики это было знаковое событие, повлекшее кардинальные изменения в этой области и в результате состояние кризиса. Следует отметить, что данная проблема в модернизме также имела место быть, но тем не менее в последние десятилетия, она приобрела провиденциальное значение. Фатальность связана с внедрением в искусство инновационных технологий и уничтожительным влиянием на него коммерции и бизнеса. В применении к вышеизложенному процитируем высказывание искусствоведа и критика Александры Новоженовой: «Воображаемая абстракция капитала, в котором все — в том числе искусство — сводится к меновой стоимости, дополнительно накручивающейся по загадочным законам
финансовых спекуляций, раз за разом приводит художников в тупик. Критика по формуле «искусство ^ деньги ^ искусство деньги)» (тут можно вставить еще дополнительный черный ящик каких-нибудь загадочных финансовых и символических факторов и получить в цепи дополнительное звено) больше не дает интересных результатов» [2].
Кроме того, о какой художественной критике можно говорить, если в этой области сплошной обман и фальшь. В настоящее время ситуация в мире искусства, складывается следующим образом. Деятели искусства по факту сами ничего не создают, ограничиваясь под работами выполненными неизвестными авторами только своей подписью. Основную работу по созданию произведения искусства выполняют безымянные ассистенты. В связи с этим возникает вопрос. О какой оценке критика может в этом случае вообще идти речь?
Хотелось бы обратить внимание на то, что кризис в широком понимании этого слова, явление носящее краткосрочный характер. По окончании кризиса происходят либо улучшения, либо полное разрушение и крах. Если все же кризис растягивается на длительный срок, то это уже совсем другое состояние, характеризующиеся безволием, отказом от настоящего и будущего соответственно. И ведь именно это состояние мы наблюдаем сегодня в мире искусства. Искусство без новых имен, безыдейное и пошлое, с жизнью от выставки к выставке, разве не является ярким тому свидетельством?
В завершении статьи хотелось бы обратить внимание на следующее. Существуют ли пути решения проблем, стоящих перед арт-критикой? Безусловно существуют. На ситуацию, связанную с депрессивным состоянием искусства, мог бы оказать влияние к примеру, социальный или психологический кризис. Возникает необходимость в коллективном самопознании, включающем в себя самокритику и самоанализ самих критиков, попытку понимания того, почему их не слушают, а если и слушают, то не слышат. И на наш взгляд здесь наиболее актуален рациональный подход. Потребность в рационализме во все времена является неоспоримым фактом,
но в настоящее время он особенно необходим. Только рациональный подход способен вывести искусство и соответственно саму арт-критику из состояния депрессии. И в этом случае путей освобождения будет несколько, так как нельзя однозначно утверждать к чему это приведет. Скорее всего это будет трансформация искусства во что-то иное, отличное от искусства в привычном понимании, либо его полное обновление. Итак, что ждет искусство в будущем покажет время, также, как и то, что ждет арт-критику и будет ли в ней вообще необходимость.
Использованная литература
1. Уайльд, О. Критик как Художник. М.: РИПОЛ классик, 2017. —с. 184.
2. Александра Новоженова. Эссе «Дар бедняка».
3. Матвеева, А. «Кризис» и «критика» —слова однокоренные // Артгид, 20 октября 2014.
4. Мизиано В., Кагарлицкий Б. Критика критики. Художественный журнал, №93 2015.
5. Что такое "художественная критика»? - https://syg.ma/@anastasiia-khaustova/chto-takoie-khudozhiestviennaia-kritika
References
1. Wilde, O. Critic as an Artist. Moscow: RIPOLL classic, 2017. - p. 184.
2. Alexandra Novozhenova. Essay "the Gift of the poor".
3. Matveeva, A. "Crisis" and "criticism" - words of the same root / / Artgid, October 20, 2014.
4. Misiano V., Kagarlitsky B. Criticism of criticism. Art magazine, no. 93 2015.
5. What is "art criticism"? - https://syg.ma/@anastasiia-khaustova/chto-takoie-khudozhiestviennaia-kritika