Научная статья на тему 'Проблематичность однозначного определения феномена игры'

Проблематичность однозначного определения феномена игры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
550
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематичность однозначного определения феномена игры»

ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ОДНОЗНАЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ИГРЫ

А.Ю. Емельяненко

Понятие «игры» весьма многозначно. Речь может идти о политической игре и о парламентских играх, о деловых играх, использующих игровые модели для отработки стратегии поведения. По мнению немецкого философа Г. Клауса, игровой аспект присутствует и в военной деятельности. Существует математическая теория игры. Игрой здесь является математическая модель конфликта, а «выигрышем» — степень осуществления интересов личности на основе удачно выбранных решений — «стратегий».

Знаменитый австро-английский философ Л. Витгенштейн создал игровую теорию происхождения и функционирования языка, в рамках которой он рассуждал об игровой модели культуры. В книге «Философские исследования» он писал, что среди различных игр можно найти как много сходств, так и много различий, появляющихся и снова исчезающих. Этот феномен называн «фамильное сходство», т.к. именно так, по его мнению, выглядит сходство между членами одной семьи, а значит, и игры «образуют семью» [2. C. 493—534].

Игровому моменту различных видов культурной деятельности посвятил свою книгу «Homo ludens» Й. Хейзинга [5]. С одной стороны, его задачей было точно определить природу игры; с другой стороны, он старался выявить то игровое начало, которое заложено в основных проявлениях любой культуры.

Хейзинга обнаруживал игру там, где до него не умели распознать ее присутствие или влияние, но при этом пренебрегал описанием и классификацией самих игр. Его книга — это исследование продуктивности игрового духа упорядоченных состязательных игр в области культуры. Автор сравнивает игру с тайной или секретом; все, что по природе является таинством или симуляцией, близко к игре; но нужно еще, чтобы в нем преобладало фиктивно-развлекательное начало, то есть чтобы тайна не была «явной», а симуляция не обозначала метаморфозу.

Игра пронизывает культуру, закрепляется в традиции стиля модерн, достигает кульминации в формалистских школах и эстетике постмодерна. Практически все виды искусства приходят к уровню «игры внутри Игры».

Игра становится правом на тотальный эксперимент, на свободу, на концепцию действительности. Игра символизирует творческое начало, тип поведения и состояние сознания. Признаки игры лежат не в самом содержании деятельности, а в формах организации этого содержания: игра является моментом не-игровой деятельности, осуществляющейся по законам и в форме игры. При этом осознание ее игровой природы самим субъектом может отсутствовать.

По своей сути игра — это занятие обособленное, тщательно изолированное от остальной жизни и обычно осуществляемое в строго определенных временных и пространственных рамках. У игры бывает свое пространство. Выход же за его рамки наказывается игровыми штрафами. В игровом пространстве законы

ll

обычной жизни заменяются правилами, которые следует принимать безоговорочно и которыми обеспечивается правильное развитие игры. И разрушить ее может тот, кто отрицает правила.

Смысл игры в ней самой. Люди играют только когда этого хотят, таким образом, игра — свободная деятельность с неопределенным исходом. Ее развязка должна до конца оставаться неизвестной, иначе она бы перестала развлекать. С природой игры несовместимо заранее известное развитие, в котором невозможны ошибки и неожиданности.

В рассуждениях о жизни, о культуре, социуме или политике используется термин «игра»; игрой именуется и некоторая неигровая деятельность. Что же тогда есть игра? Можно ли дать ее определение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует, во-первых, определить атрибуты игры в той или иной деятельности, а, во-вторых, обнаружить проявления игрового архетипа [1. С. 58—73].

Таким образом, дать универсальное определение игры невозможно. Например, Э. Финк писал: «Игровой мир — не снаружи и не внутри, он столь же вовне, в качестве ограниченного воображаемого пространства, границы которого знают и соблюдают объединившиеся игроки, сколь и внутри: в представлениях, помыслах и фантазиях самих играющих. Крайне сложно определить местоположение „игрового мира“» [4. С. 377].

Финк ставит игру в один ряд с такими феноменами, как смерть, труд, любовь. Значит, следует определить игру, во-первых, через игровой контекст, т.е. среду и условия, в которых игра протекает; во-вторых, найти постоянные, неизменные ни при каких условиях качества игры.

Осуществление игры требует некой игровой зоны, времени и пространства, в границах которых осуществляется игровое действо. Если вести речь об игре как определяемом виде деятельности, то ей предназначается особое время и требуется особое место. Если говорить об игре как способе деятельности, то и здесь необходима психологическая отстраненность от обыденности, изоляция в неком внутреннем времени-пространстве. Время игры имеет свою внутреннюю структуру, не является постоянным потоком ни для наблюдателей, ни для самих игроков.

Существует внешнее время, которое течет независимо от человека и относится к космическому времени, одинаковому на всей поверхности планеты. Также существует и внутреннее время жизни сознания у каждого игрока, то есть свое собственное. Между игроками, вовлеченными в игру, существует внутреннее игровое время, которое является средним между космическим и внутренним временем игроков. Атмосфера игры — атмосфера резких и быстрых смен картин, мгновенных подъемов и падений, проигрышей и выигрышей. И время игры — особое время, минута здесь также приравнивается к годам.

Игра изменяет человеческие будни, это не обыденный процесс, для нее требуется отстраненность и раскрепощенность. Игра требует определенного отношения к бытию, «серьезное» и «игра» всегда противопоставлены друг другу.

Если мыслитель начинает «играть» с общепринятыми символами и представлениями, выявляя в них новый смысл, значит, он сумел сам и предлагает чита-

телям взглянуть на действительность с иной точки зрения, с позиции новой модели бытия.

Игра со значениями, символами и мифами лишает человека привычной культуры. Игра требует и создает воображаемую ситуацию. Реальные предметы и действия приобретают в ней условный смысл, меняют свое обычное семантическое значение. Человек должен погрузиться в условный мир, чтобы начать или чтобы присутствовать в игре. На реальный предмет он начинает смотреть как на игрушку.

Игровой контекст создается также давлением извне: условиями жизни индивида, его ощущениями и пониманием своего места в мире. Игра особенно интенсивно проникает во времена пограничных культур, в кризисные эпохи, когда остро ощущается призрачность человеческой жизни.

Игровой контекст создается отношением людей как друг к другу, так и к самой игре. Люди склонны объединяться в игровые коллективы, клубы, общества, в содружества людей, близких по духу, жизни и творческим ориентациям, принимающих правила общей «игры». В наше время представители субкультур охотно создают такие общества, но эта традиция имеет длинные корни: еще писатели-романтики увлекались подобным.

«Игровой мир» — ключевое понятие для истолкования всякой игры. Он не существовал нигде и никогда, однако занимает в реальном жизни особое игровое пространство, а в реальном времени — особое игровое время.

Игровой мир обладает особым настоящим. Участники его берут на себя обязанность соблюдать все необходимое, чтобы не разрушить его. Они сознают свою роль игрока, используют это в своих целях, но не нарушая правил.

Но, с другой стороны, погружение в игровой мир может быть так глубоко, что игра воспринимается уже совершенно серьезно.

Игра — всегда «спектакль». Сценарий для этой пьесы пишут сами участники. Участник игры погружается в волшебный мир другой жизни. Приступить к игре значит отстранить от себя прошлое и настоящее. Можно прервать игру и начать все сначала. Поэтому проигравший начинает все сначала. Человек играет себя-другого. Как ребенок играет себя-взрослого, так любой играющий открывает в себе такие качества, о которых в своей повседневности он даже не подозревал; игра — форма и метод запуска его возможностей.

Для того чтобы игра была возможна как некая последовательность физических, социальных или культурных действий, необходимо наличие правил. По Й. Хейзинге, игру создают правила, а игроки только разыгрывают то, что предписано правилами. Правила игры не просто объединяют играющих в единое целое — команду игроков, но и позволяют им реализовывать себя в рамках этих правил. Но в их рамках допустимы импровизация и относительная свобода.

Исследователи игры (Й. Хейзинга, Э. Финк) говорят о ней как о свободе. Абсолютной свободы не бывает. Достоинство игры состоит в том, что она соединяет свободу и необходимость, открывает возможность импровизации, экспериментирования. Проникновение концепции игры в сферу естественно-научного знания — в математику, лингвистику, кибернетику, физику — связано с тем, что современная наука открыла для себя закон вероятности, царящий в мире, стати-

стические закономерности в природе, — все то, что наилучшим образом описывается игрой.

Правила не закрепощают игру, но дают возможность для множества комбинаций. Игра — неопределенная определенность, или определенная неопределенность. Устанавливается некая цель, в способах и методах достижения которой человек свободен. Игра — всегда осуществление каких-то возможностей, но возможности эти — формальные.

В жизни на всякую реально существующую ситуацию наложено большое количество ограничений, которые обусловливают возможность перехода ее только в одно последующее состояние. В игровой модели все ограничения, не обусловленные ее правилами, снимаются. В игре господствуют не законы реальности и не сфантазированные законы идеального бытия, но и то и другое одновременно. Отсюда — особенности ощущений и поведения в игре, ее способность стать альтернативой реальной жизнедеятельности, аналогом свободного творчества.

Игра — репрезентация, но также и само-репрезентация. Всегда играют во что-то. Выбирают конкретный вид игры, или игра является элементом структуры какого-либо конкретного вида деятельности. Игра, со своими правилами и своим смыслом, реализуется через играющих. По этой причине игра легко превращается в образ.

Презентативная функция игры особенно присутствовала в первобытных и традиционных обществах, где игра и игра-праздник воспринимались как сакральное. Медиальность игры — способность игрового действа излагать, реализовывать через себя иные смыслы — позволила игре становиться способом изложения неких концепций, которые не излагаются иным способом или опасны для существования автора.

Игра не только изложение чего-либо, но самоизложение игроков. В ней играющие выражают свои возможности, желания и стремления (затаенные или подавленные в обыденной жизни), т.е. выражают свою индивидуальность. В силу этого игра легла в основу игротерапии, используется в психоанализе; игра имеет компенсаторную функцию, предстает как катарсис.

Игра охватывает все феномены человеческой деятельности: можно концентрировать и моделировать в условном игровом мире все человеческие страсти и переживания. Значения, их разнообразие подразумевает наличие игровых символов. Мифотворчество — один из главных законов игры. Детская игра, виртуальная реальность взрослых, актерская игра, спорт — все это символы игры, ее отражение и выражение в современном мире.

Игра амбивалентна во многих своих параметрах. Правила игры жестки и непреложны, но играющий свободен от реального мира и даже от реального себя. Игровое переживание подобно агонии, но не исчезает понимание ненатуральности происходящего. Игрок выбирает игру, но и определенная игра выражается через его действия. Играющий предается игре, в которой реализуются его человеческие возможности, как будто решается судьба.

Само слово «игра» поливалентно. Это может быть процесс, вид деятельности, метафора, отношение одного человека к другому. Этим словом обозначают

действия показные, иллюзионистские, обманные. Но обязательно следует разграничить ложь и игру. Шулерство, подлог противоречат правилам; если они очевидны, играющий покидает игру. В игре же допустим иллюзионизм, являющийся способом выражения себя, но не обманом. Это скорее символ.

Суть всякой игры — интерпретация. Амбивалентность невозможна без нее, иначе игра уступает место догматизму.

К константам игры относится ее неповторимость. Одна и та же игра, проигранная теми же самыми людьми, тем не менее, не повторяется никогда. Она будет другой, потому что стабильными остаются только правила игры, сама же она есть импровизация. Также и в жизни: никогда одна и та же ситуация не может быть повторена до мельчайших деталей.

Игра — категория воображения, именно поэтому она так привлекательна. Поэтому ее так широко используют в воспитательных целях. Это же делает игру аналогом художественного и эстетического творчества, символом моделирующей деятельности.

Игра — концентрированная жизнь, вмещающая в короткое время действия большие чувства, напряжение интеллекта, страсти души. Отсюда проблематичность однозначного восприятия, понимания и определения игры. Можно перечислить основные характеристики игры, выделить главные ее формы, проанализировать человеческую деятельность в рамках игры, но невозможно дать точного и четкого универсального определения этого феномена. Явление игры слишком многогранно и призрачно: для каждого игра обозначает что-то свое, личное, спрятанное глубоко внутри.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Апинян Т.А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома // Вопросы философии. — 2008. — № 2.

[2] Витгенштейн Л. Философские исследования. URL: http://www.philosophy.ru/library/ witt/phil.html

[3] Кошелев А.Д. Что лежит в основании языковой категории «игра»: частные признаки (Витгенштейн, Лакофф) или общее значение (Хейзинга, Вержбицкая)? // Логический анализ языка: концептуальные поля игры. — М., 2006.

[4] Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

[5] Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). — М., 2001.

THE DIFFICULTY OF A CLEAR DEFINITION OF «GAME»

A.Y. Emelianenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.