Научная статья на тему 'Проблема женского счастья в раннем творчестве г. Ибрагимова'

Проблема женского счастья в раннем творчестве г. Ибрагимова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мингазова Резиля Абузаровна

Статья посвящена освещению женской проблемы в раннем этапе творчества талантливого татарского прозаика и публициста Г. Ибрагимова (1887-1938), в частности в романе «Судьба татарки», центральное место в котором заняли руссоистские взгляды на социальную природу женщины. Анализ романа свидетельствует, что утверждаемый Г. Ибрагимовым идеал женщины, стремящейся гармонии с окружающим миром, к естественным отношениям, исключающих социальное насилие и зло, имеет много общего со взглядами французского философа и писателя Ж.-Ж. Руссо. В статье также убедительно раскрывается сам механизм наследования руссоистских традиций, освоенных и развитых классиком татарской литературы Г. Ибрагимовым в процессе написания романа. При этом рассматривается первый вариант произведения, увидевший свет в 1910 году. Думается, что в год 120-летнего юбилея Г. Ибрагимова, данная статья будет существенным вкладом в актуальное ибрагимоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема женского счастья в раннем творчестве г. Ибрагимова»

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. - 333 с.

6. ЛурияА.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.:

Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

8. ПоповичМ.В. Об одном уточнении метода отношения наименования // Проблема значения в лингвистике и логике. - М., 1963. - С. 44-49.

9. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1968. - 432 с.

РА. Мингазова

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Г. ИБРАГИМОВА

Статья посвящена освещению женской проблемы в раннем этапе творчества талантливого татарского прозаика и публициста Г. Ибрагимова (1887—1938), в частности в романе «Судьба татарки», центральное место в котором заняли руссоистские взгляды на социальную природу женщины. Анализ романа свидетельствует, что утверждаемый Г. Ибрагимовым идеал женщины, стремящейся гармонии с окружающим миром, к естественным отношениям, исключающих социальное насилие и зло, имеет много общего со взглядами французского философа и писателя Ж.-Ж. Руссо. В статье также убедительно раскрывается сам механизм наследования руссоистских традиций, освоенных и развитых классиком татарской литературы Г. Ибрагимовым в процессе написания романа. При этом рассматривается первый вариант произведения, увидевший свет в 1910 году. Думается, что в год 120-летнего юбилея Г. Ибрагимова, данная статья будет существенным вкладом в актуальное ибрагимоведение.

Проблема эмансипации, освобождения женщины, является одной из наиболее значимых в истории татарской литературы. Её активная разработка началась писателями просветительского реализма. Более концептуальные и художественно зрелые произведения, осваивающие эту резко актуализировавшуюся тему, были созданы на рубеже Х1Х-ХХ веков. Каждый автор считал своим долгом обратить внимание общественности на политический, социальный, и духовный гнет женщины-татарки, способствовать признанию в ней равноправной личности. Большую роль в данном движении сыграли Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Ш. Камал и другие талантливые литераторы. Особое место среди прозаических и драматических произведений, где проблема общественного положения женщины стала приоритетной, занял роман начинающего писателя Г. Ибрагимова «Судьба татарки» (1910).

Роман, опубликованный отдельной книгой в Стерлитамакской типографии «Нур» [1], сразу был замечен татарской интеллигенцией, получил высокую оценку и большой резонанс. Второе его издание датируется 1911 годом, после чего в первоначальной редакции это произведение больше не издавалось.

Лишь в 1929 году, принципиально переделанный в соответствии с требованиями соцреализма, роман «Судьба татарки» снова увидел свет. Именно этот вариант был канонизирован советской критикой, введен в читательский и научный оборот. Естественно, сейчас возникла необходимость возвратиться к его дореволюционной редакции, более глубокой и художественной полноценной.

Для широких читательских кругов это стало очевидно после публикации в 2003 году в журнале «Мирас» изначальном варианте [2]. Сразу заметна в нем широта и свобода суждений молодого писателя по вопросам эмансипации, хорошее знание жизни и философичность отличает осмысление положения татарской женщины в обществе. Занимателен сюжет романа, не лишенный авантюрно-приключенческого содержания. Наконец, новаторство Г. Ибрагимова явно взрастало на хорошем знании и органичном освоении самых разных традиций: от фольклорных до литературных и мировоззренческих, где руссоистские взгляды на социальную природу женщины заняли центральное место.

Сюжет романа основан на переосмыслении распространенного среди татар баита «О семи девушках». В нем повествуется об истории семи де-

© Р.А. Мингазова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

127

вушек, стремящихся избежать горькой участи женщины-татарки, обреченной после замужества стать рабыней доме мужа. Переодевшись мужчинами, они становятся шакирдами и учатся семь лет, рискуя в любой момент быть разоблаченными.

Необычность этой истории тесно связана на самом деле патриархальным укладом татарской жизни, где реальные события всегда готовы подтвердить поэтические обобщения. Вот и Г. Ибрагимов в своеобразном предисловии подчеркивает, что роман «Судьба татарки» отражает реальные события, свидетелем которых не раз был он сам.

Проблема женского счастья рассматривается в тесной связи с культом природы. Структурные особенности романа, его мотивы и идеи доказывают, что уже в начале писательского пути Г. Ибрагимов сумел творчески переработать те художественные открытия, у истоков которых стоял Жан-Жак Руссо.

Нельзя исключить того, что энциклопедически образованный молодой автор был знаком с трудами великого французского мыслителя, одного из основоположников сентиментализма и романтизма. Они много раз издавались в России, разошлись большими тиражами. Свою роль сыграли турецкое и русское опосредование. Г. Ибрагимов хорошо знал произведения и исследования К. Заде, Ш. Сулеймана, С. Тауфика, А. Расима, А. Хамида, Н. Кемаля, А. Мидхата, Х. Зыи, Т. Фикрата и многих других турецких авторов, ориентированных, в свою очередь, на французскую культуру. Жан-Жак Руссо в течение нескольких десятилетий был их кумиром, властителем дум и самых благородных устремлений.

Не меньшее значение Г. Ибрагимов придавал в своем писательском становлении русской литературе, особенно - творческому опыту Л. Толстого, достаточно последовательного руссоиста. Заметим, что Лев Николаевич был настроен к феминистскому движению в Европе и России второй половины XIX - начала ХХ веков достаточно оппозиционно. Великий гуманист, он вслед за Жан-Жак Руссо пытается оградить женщин от приобретения ими социальных, как ему кажется, мужских навыков. Л. Толстой считает, чем совершеннее женщина, тем полнее она способна раствориться в семье, в детях и муже. Любимая героиня Л. Толстого из романа-эпопеи «Война и мир» Наташа Ростова, согласно авторской концепции, только в семье обретает истинное счастье. Коротко и емко происходит констатация дан-

ного факта: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью.. , все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье...» [3, с. 658]. Более того, Толстой становится ярым противником подмены истинно женских идеалов, по его мнению, на мужские. Само феминистское движение считает смешным и вредным. Так, благосклонно он отнесся к героине рассказа А. Чехова «Душечка» (1899), чьим призванием становится следовать за мужем, создавать в доме уют и тепло семейного очага.

Центральная героиня романа Г. Ибрагимова «Судьба татарки» Гульбану (буквально, женщина-цветок) - образ романтизированный, но прочно связанный с национальным укладом жизни, его обычаями и культурой.

Гульбану, будучи единственной дочерью среди сыновей старика Нури и его жены Фатхии, счастливо прожила в единении с природой и родными семнадцать лет. Подробно описывает автор, следуя руссоистской традиции, гармонию естественного бытования людей.

Также естественно обучается Гульбану домашним делам. С десяти лет наводит в избе порядок, учится рукоделию. Через три-четыре года начинает ткать холст. Как и другие девушки ее возраста, готовит себе приданое, старается постичь все, что потребуется в семейной жизни. В течение четырех лет Гульбану обучается у абыстай (жены муллы) чтению, письму и простому счету. Автор специально подчеркивает, что при всей ограниченности полученных знаний, она обрела значительные сведения по воспитанию детей.

Так формируется типологически близкий и Ж.-Ж. Руссо, и Л. Толстому облик женщины, будущей жены и матери. Г. Ибрагимов в творческих установках, в проблематике романа, в художественном их разрешении четко очерчивает контекст воспринятых им традиций.

Сам Г. Ибрагимов продолжит освоение данной проблематики в романе «Молодые сердца» (1912), рассказе «Пастухи» (1913) и ряде других произведений. Идеальная героиня руссоистско-толстовского плана: созданная для любви, дома и семьи, в меру просвещенная и абсолютно естественная в связи с близостью к природе -надолго пропишется в творчестве будущего татарского классика.

Все сказанное выше, не отнимает у Гульбану ее исключительность и талантливость. Она, романтическая героиня, и должна быть, по мнению

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

автора, особенной - своеобразным и редким произведением искусства, созданным самой природой. При запрете шариатом музыки, замечательно играет на гармони. Так раскрывается уникальность личности Гульбану, ее смелость, мелодичность и свет души.

Очень рано она почувствовала сладость свободы. Душа Гульбану всегда требовало чего-то большего. Но свобода обретала для нее смысл в единении с людьми и природой, в созидательном процессе. И потому, безупречно подготовленная к семейной жизни, она переживает трагедию в семье, где свободу и человеческое достоинство у нее отняли. Злая свекровь и озлобленный пьяница-муж подвергают молодую женщину постоянным унижениям. Терпение Гульбану, оставшейся в чужом доме во власти чужих людей, достигает предела.

После очередного избиения мужем, она покидает ненавистный дом и уезжает в далекий Троицк. Увы, и здесь, даже не почувствовав прелесть свободы, Гульбану вынуждена выйти замуж за 55-летнего башкира Султана, толстого и грязного развратника. После его смерти, согласно обычаям, прекрасная, полная сил женщина достается в жены 11-летнему мальчику, брату покойного. Как видим, все три замужества Гульбану были крайне неудачными.

Автор правильно подводит читателей к мысли, что виновата в этом не случайность, а законы и обычаи, по которым живет татарское общество. Абсолютная власть мужчины над женщиной, отсутствие свободы выбора младших перед волей старших ставили женщину в унизительное положение полной зависимости от мужа и свекрови. Механизм урегулирования, гармонизации мужской и женской ролей в обществе хорошо рассмотрен сегодня в исследованиях гендерных отношений, где весьма продуктивны идеи Ж.-Ж. Руссо.

Для героини Г. Ибрагимова формой протеста против косной и унизительной жизни становится теперь не побег, в его буквальном значении, а бегство от своего женского начала.

Гульбану, отрезав косы, переодевается в мужскую одежду и начинает, взяв имя Габдуллы, скитальческую жизнь. Стремление скрывать свое женское начало заставляет ее устраиваться на самую тяжелую и изнуряющую работу, требующую мужской силы. Все тяготы жизни окупают-

ся обретенной Гульбану в образе Габдуллы желанной свободой. Как мужчина-труженик она у всех на хорошем счету. Такая жизнь ей начинает нравиться, а само перевоплощение в мужчину достигает столь высокой степени, что у Гуль-бану появляются поклонницы. С одной из них, Нафисой, все едва не сводиться к свадьбе.

Однако женское начало героини, ее духовная сила и чистота, при всей выгоде жить в облике Габдуллы, берут верх. Сказывается ее близость к природе, где любое явление, согласно руссоистским положениям, всегда остается самим собой. Естественна тоска Гульбану по родным местам, дому, где она выросла и была счастлива, по родителям. И потому, оказавшись там в качестве ям-щика-постояльца, Гульбану странностью поведения и манер выдает себя. Окончательно тайное становится явным, как и в баите «О семи девушках», в бане.

Таким образом Г Ибрагимов, вслед за Ж.-Ж. Руссо как бы говорит читателям, что женщина никогда не сможет убежать от своей природы. Быть матерью и женой - ее великая и незаменимая миссия. Вместе с тем он ярко высветил проблему социальной и духовной дискриминации женщины в татарском обществе. Автор взывает устранить это трагическое противоречие, которое калечит судьбы многих людей. Лишь в равенстве, при всем естественном разделении социальных ролей с мужчиной, татарская женщина обретает подлинное счастье.

Во втором варианте Г. Ибрагимов резко усилил мотив социального протеста: героиня кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. На наш взгляд, такой финал противоречит сущности характера Гульбану, женщины влюбленной в жизнь, в природу, следующей за ними в главных мыслях и поступках.

Библиографический список

1. Ибрагимов Г.Г. Судьба татарки. Роман. 1-е изд-е. - Стерлитамак: Изд-во «Нур», 1910. (на та-тарск. яз.)

2. Ибрагимов Г.Г. Судьба татарки. Роман. 1-е изд-е // Мирас. - 2003. - №>4 (137). - С. 81-05; №5 (138). - С. 123-139. (на татарск. яз.)

3. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. Т. Ш-ІУ - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. -736 с. (Серия «Русская классика»).

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.