Научная статья на тему 'Проблема женского равноправия в драмах М. Чаринова ("габибат и Гаджияв", "Шагалай", "Шумайсат")'

Проблема женского равноправия в драмах М. Чаринова ("габибат и Гаджияв", "Шагалай", "Шумайсат") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬБА ГОРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ / FATE OF MOUNTAIN WOMEN / ДЕДОВСКИЕ ЗАКОНЫ / ANTIQUATED LAWS / ОБРЕЧЕНИЕ / DOOM / ПРОТИВОРЕЧИЯ / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ДРАМА / DRAMA / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / CONTRADICTIONS AND CUSTOMS / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шабанова П.А., Магомедова Х.И., Магомедова П.М.

Данная статья посвящена теме судьбы горской женщины. Это тема занимает основное место в драматических произведениях М. Чаринова. Он в своих пьесах раскрыл и показал чаяния и богатство духовного мира женщины, неизбежность столкновения личности с жестоким миром феодализма. Пьесы были значительным явлением в культурной жизни лаков не только по своему содержанию, но и по художественной форме. Авторы статьи рассматривают тему борьбы за равноправие горской женщины в таких пьесах М. Чаринова, как: «Габибат и Гаджияв», «Шагалай» и «Шумайсат». Авторы делают вывод о том, что М. Чаринов впервые в драматической форме раскрыл и показал её чаяния и богатство духовного мира, неизбежность столкновения личности с жестоким миром феодализма. Пьесы были значительным явлением в культурной жизни лаков не только по своему содержанию, но и по художественной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF WOMEN’S EQUALITY IN DRAMAS BY M. CHARINOV (“HABIBAT AND GADZHIAV”, “SHAGALAI”, “SHUMAISAT”)

This article deals with the theme of fate of gorsky women. This theme takes a central place in drama works of M. Charinov. In his plays the writer shows the aspirations and wealth of the spiritual world of women, the inevitable collision of identity with the cruel world of feudalism. The play was a significant phenomenon in the cultural life of the Laks not only in its contents, but in artistic form. The authors of the paper examine the struggle for equality by the gorsky women in such plays of M. Charinov as “Habibat and Gadzhiav”, “Shagalai” and “Shumaisat”. The authors conclude that M. Charinov for the first time opens and reveals the womens' aspirations and wealth of the spiritual world, the inevitability of a clash of a personality with the cruel world of feudalism in the form of drama. These plays are significant in the cultural life of the Laks not only in its contents, but also for the art form.

Текст научной работы на тему «Проблема женского равноправия в драмах М. Чаринова ("габибат и Гаджияв", "Шагалай", "Шумайсат")»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (62) 2017

УДК 821 (470. 67)

Shabanova P.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Dagestani Literature, DGPU (Makhachkala,

Russia), E-mail: patina03@mail.ru

Magomedova H.I., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Dagestani Literature, DGPU (Makhachkala,

Russia), E-mail: patina03@mail.ru

Magomedova P.M., postgraduate, Department of Dagestani Literature, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: patina03@mail.ru

THE ISSUE OF WOMEN'S EQUALITY IN DRAMAS BY M. CHARINOV ("HABIBAT AND GADZHIAV", "SHAGALAI", "SHU-MAISAT"). This article deals with the theme of fate of gorsky women. This theme takes a central place in drama works of M. Charinov. In his plays the writer shows the aspirations and wealth of the spiritual world of women, the inevitable collision of identity with the cruel world of feudalism. The play was a significant phenomenon in the cultural life of the Laks not only in its contents, but in artistic form. The authors of the paper examine the struggle for equality by the gorsky women in such plays of M. Charinov as "Habibat and Gadzhiav", "Shagalai" and "Shumaisat". The authors conclude that M. Charinov for the first time opens and reveals the womens' aspirations and wealth of the spiritual world, the inevitability of a clash of a personality with the cruel world of feudalism in the form of drama. These plays are significant in the cultural life of the Laks not only in its contents, but also for the art form.

Key words: fate of mountain women, antiquated laws, doom, conflict, drama, traditions, contradictions and customs.

П.А. Шабанова, канд. филол. наук, доц. каф. дагестанской литературы, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: patina03@mail.ru

Х.И. Магомедова, канд. филол. наук ст. преп. каф. дагестанской литературы, ДГПУ, г. Махачкала,

E-mail: patina03@mail.ru

П.М. Магомедова, аспирант каф. дагестанской литературы, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: patina03@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО РАВНОПРАВИЯ В ДРАМАХ М.ЧАРИНОВА («ГАБИБАТ И ГАДЖИЯВ», «ШАГАЛАЙ», «ШУМАЙСАТ»)

Данная статья посвящена теме судьбы горской женщины. Это тема занимает основное место в драматических произведениях М. Чаринова. Он в своих пьесах раскрыл и показал чаяния и богатство духовного мира женщины, неизбежность столкновения личности с жестоким миром феодализма. Пьесы были значительным явлением в культурной жизни лаков не только по своему содержанию, но и по художественной форме. Авторы статьи рассматривают тему борьбы за равноправие горской женщины в таких пьесах М. Чаринова, как: «Габибат и Гаджияв», «Шагалай» и «Шумайсат». Авторы делают вывод о том, что М. Чаринов впервые в драматической форме раскрыл и показал её чаяния и богатство духовного мира, неизбежность столкновения личности с жестоким миром феодализма. Пьесы были значительным явлением в культурной жизни лаков не только по своему содержанию, но и по художественной форме.

Ключевые слова: судьба горской женщины, дедовские законы, обречение, конфликт, драма, традиции, противоречия, обычаи.

Основное место в творчестве Чаринова занимает тема судьбы горской женщины, которой писатель посвятил свои лучшие произведения - драмы «Габибат и Гаджияв» (1919), «Шагалай» (1920), «Шумайсат» (1921). В них он критически исследует те социальные основы, которые порождали ненормальные отношения между людьми.

В своих пьесах Чаринов раскрывает противоречия действительности, невозможность проявления хоть какой-нибудь личной самостоятельности молодыми людьми в вопросах брака в дореволюционном Дагестане. В обществе, изображенном драматургом, царствуют старые дедовские законы, строго охраняемые обществом и, особенно, духовенством.

Стремление отдельных личностей к свободе, борьба их с препятствиями на своем пути, составляет сквозное действие пьес. В тех социальных условиях эти личности были обречены на гибель. Трагическая гибель героинь пьес Шагалай и Габибат объясняется силой реакционных адатов, против которых они шли. С большей удачей эта тема раскрыта в пьесе «Габибат и Гаджияв».

В «Габибат и Гаджияв» конфликт носит острый характер. В пьесе разрешён один из злободневных вопросов жизни. Драматург пробуждает чувство ненависти к жестоким обычаям в семье и в быту людей.

Габибат отстаивает свои права в первую очередь в доме отца, что по понятиям того времени было отступничеством от «святых» домашних традиций. Отец её Ирапил-Али, самодур и невежда, не терпит никаких возражений. Он хочет выдать дочь замуж за богатого, независимо любит его дочь или нет. Но Га-бибат решается выступить против его воли, ибо не хочет быть слепым орудием корыстных целей отца.

Уттирив ниц1ал ялун Залак1 на къккух1ара.[4,78]

Но смотри, отец, с тобой Дочь твоя еще поспорит Доведешь - я убегу, К Гаджияву, твой дом позоря,

Не узнай про свадьбу я, Кроткою была бы овечкой, А теперь я не хочу

Молодую жизнь калечить! (пер. Шабанова П.)

Она способна пойти на все ради защиты своих интересов, ради жизни с любимым Гаджиявом. Однако по ряду независящих от неё причин, в частности, участия Гаджиява, единственной её опоры и защиты, в ополчении, она не может претворить свои мечты в жизнь. Ее насильно выдают замуж за другого. Ложная весть о смерти Гаджиява толкает её на самоубийство. Габибат спрашивает:

Цаннии жу хъамитайпа Ваксса кьаридну ливч1са, Гьарца задрал ихтияр Чиварк1уннахьхьун ларгсса?

Цанни жу хъами миннал Вакссава аьзиз бувсса, Ят1ит1ин илкиншив Хъаннин итакъадакьсса?

Къабивтун гуж булларчан, Ттуй аьй мадуварича, Кьюкьала вайннан дурну, Х1ажиявч1ан лихъанна.

Та к1ул къавхьуссания, Буч1ия вайннал бац1ан,

Цанни миннал жу, хъами, Гъаттаран ккалли бувсса, Зузи байсса ттукку-чан Хъами х1исав бувайсса?

Цанни буттахъал душру Кьайлун лащан бувайсса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.