Научная статья на тему 'Проблема женщины в эпоху раннего Возрождения: Кристина Пизанская'

Проблема женщины в эпоху раннего Возрождения: Кристина Пизанская Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / ФЕМИНИЗМ / ФЕМИНИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / MARRIAGE / FEMINISM / FEMINIST IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофимова Виолетта Стиговна

В статье рассматривается положение женщин в средневековой культуре и их роль в общественной жизни того времени, анализируются причины возникновения в европейской культуре на рубеже XIV-XV веков такого явления, как «Спор о женщинах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of a Woman in the Era of Early Renaissance: Christine de Pizan

The article considers the status of women in medieval culture and their role in the social life of that time, analyzes the origin of a phenomenon known as "The debate about women" in the European culture at the turn of the XIV-XV centuries

Текст научной работы на тему «Проблема женщины в эпоху раннего Возрождения: Кристина Пизанская»

л

История ИДЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

]

В.С. Трофимова

Проблема женщины в эпоху раннего Возрождения: Кристина Пизанская

В статье рассматривается положение женщин в средневековой культуре и их роль в общественной жизни того времени, анализируются причины возникновения в европейской культуре на рубеже Х1У-ХУ веков такого явления, как «Спор о женщинах».

Ключевые слова: брак; феминизм; феминистская идеология.

наи овершенное создание Бога, как микрокосм, малая модель Вселен-

ной. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что «человек», которого прославляла культура эпохи Возрождения — преимущественно мужчина. Женщина в этой новой картине мира отсутствовала и по-прежнему считалась существом второстепенным, несовершенным, занимающим подчиненное положение по отношению к мужчине.

Возрождение способствовало не только развитию художественной культуры. В это время интенсивно развивается производство, происходит открытие новых земель, укрепляются торговые связи между разными частями мира, идет становление новой европейской науки. Главную роль в этих процессах, конечно, играла мужская часть населения европейских стран, особенно та, что принадлежала к высшим сословиям. А какое место занимают в этой картине женщины? Разумеется, широко известны прелестные женские образы, созданные Данте, Петраркой, Боттичелли и Рафаэлем, идеальные в своей красоте и добродетели. Но возникает вопрос — была ли актуализирована в это время проблема женщины как человеческого существа, с одной стороны, похожего на мужчину, а с другой стороны, отличающегося от него? Обсуждался ли вопрос о месте женщины в семье и обществе, о ее роли в общественной

авно уже является общим местом, что в эпоху Возрождения (XIV-XVI века) в Европе происходит новое открытие человека. Человек отныне воспринимается не как существо грешное и нечистое, а как

и культурной жизни? На все эти вопросы можно дать положительный ответ. Прежде чем говорить о тексте, свидетельствующем об актуализации проблемы женщины в культуре эпохи Возрождения, обратимся к предшествующему периоду — Средним векам.

В эпоху Средневековья проблема женской природы, а также роли женщины в общественной жизни не была актуализирована. Однако это не означает, что взгляды богословов на этот вопрос были едиными. Женоненавистническая традиция в западной мысли восходит к трудам Аристотеля. Женщина для Аристотеля — незавершенный, несовершенный мужчина. Природа женщины менее совершенна по сравнению с мужской. Идея слабости женской природы проходит красной нитью не только через всю средневековую философию, но и в целом через сочинения противников женщин всех времен.

Тертуллиан в сочинении «О женском убранстве» возлагает всю вину за грехопадение человека и за смерть Христа на кресте на Еву. С ним не был согласен Амвросий Медиоланский, который считал Адама более виноватым в грехопадении, чем Ева. И мужчина, и женщина являются образом и подобием Божиим. Различие между ними только в теле, в биологических функциях. Августин Блаженный также считал, что первые люди несут ответственность за грехопадение сообща, однако женское тело, в отличие от мужского, несовершенно. По мнению многих раннехристианских мыслителей, женщина может достичь совершенства, лишь преодолев свою природу и уподобившись мужчине.

Один из самых авторитетных богословов Средневековья Фома Аквинский в своих сочинениях всячески подчеркивает ущербность женщин, их второстепенное положение по сравнению с мужчинами. Любовь к отцу он считает более важной, чем любовь к матери. В браке женщина — помощница мужчины и должна ему подчиняться. Женщина не может быть учителем, так как не может вести за собой. Существования пророчиц Фома не отрицал, однако считал их только проводниками Божьей воли. И даже душа женщины, по его мнению, уступает мужской душе.

Фактически идея порочности женской природы считается общим местом в средневековой мысли. Ю.Л. Бессмертный отмечает, что «приниженность женщины, ее неравноправие по сравнению с мужчиной — характерные черты христианской модели мира» [2: с. 192]. Однако существовала и другая, более благосклонная точка зрения на женщину. Петр Ломбардский, рассматривая историю Творения, подчеркивает, что женщина была создана из ребра мужчины, чтобы быть ему товарищем, а не из его головы, чтобы им управлять, и не из ноги, чтобы ему служить. Надо отметить, что последний аргумент активно использовался защитниками женщин и позднее, в раннее Новое время. Хумберт Романский в своей проповеди «Ко всем женщинам» говорит о преимуществах женщин над мужчинами, обращаясь к истории Творения (женщина была создана в Раю), приводя примеры женщин-последовательниц Христа и подчеркивая величие Богородицы.

Рассмотрение женской природы и качеств женщины было неотделимо от темы брака. В эпоху Средневековья взгляды на брак эволюционируют. Отцы Церкви — Св. Иероним и Григорий Великий — относились к браку критически, считая любой брачный союз повторением первородного греха. Блаженный Августин считал, что такая позиция приближается к манихейству, утверждающему, что брак есть зло, и оправдывал христианский брак как средство продолжения рода. Он считал благом сексуальные отношения в браке: «Супружество следует прославлять, ибо оно делает из порока похоти некое благо; но в то же время супружество испытывает чувство стыда, поскольку не может существовать без вышеупомянутого акта» [1: с. 136]. Рожденные в христианском браке впоследствии могут заменить в раю падших ангелов. При этом на практике вплоть до XII века христианский брак не получает распространения в Европе, где по-прежнему существует многоженство, в редких случаях при заключении брачного союза используется церковное благословение. Григорианские реформы XI века тем не менее способствовали установлению моногамии, брак становится церковным таинством. При этом именно в XI-XII веках растет число людей, выбирающих целибат, причем аскетический идеал больше привлекает мужчин, чем женщин.

Зарождение и распространение в среде рыцарства культа Прекрасной Дамы, связанного с утверждением культа Девы Марии, с одной стороны, способствовали облагораживанию образа женщины, с другой стороны, вели к принижению брака. Рыцарь не стремился жениться на своей возлюбленной, напротив, той надлежало быть замужем, она должна была оставаться недосягаемой. Даме следовало блюсти свою честь, сдерживать чувственность, а ее поклоннику — проявлять к ней уважение, быть культурным, совершенствоваться и телесно, и духовно. Рождалось современное понимание любви как сочетания плотского влечения с признанием душевных достоинств партнеров.

Причудливое сочетание христианских (в духе Августина) представлений о браке с его критикой в духе куртуазной традиции мы находим в письмах Элоизы и Пьера Абеляра. В знаменитой любовной истории начала XII века ярко проявилась тенденция к высвобождению личности и росту самосознания индивида, смыкающимися с «переосмыслением ценностных ориентаций, способствовавших одухотворению земных (а не только загробных) радостей» [2: с. 291]. Для Абеляра брачный союз с Элоизой, освященный в церкви, был инструментом их спасения. Он превозносит христианский брак. Элоиза, напротив, обрушивается с резкой критикой на браки по расчету, считает брак насилием, средством ограничения свободы, в то время как свободный союз с Абеляром (конкубинат) для нее предпочтителен. Во взглядах Элоизы проявляются элементы куртуазной традиции, которые представлены в интерпретации свободной женщины, готовой на любые жертвы ради возлюбленного.

Умная и образованная Элоиза, при всей уникальности ее душевных качеств и удивительной способности любить, была не единственной выдающейся женщиной в истории Средневековья. Несмотря на критическое, а по-

рой и откровенно пренебрежительное отношение к женщинам христианских богословов, реальное положение вещей свидетельствует о том, что положение женщин в те времена было далеко не безнадежным. Женщины играли активную роль во всех сферах общественной и религиозной жизни. Они внесли равный с мужчинами вклад в основание новых монастырей в "УХ-УЛ веках. Они нередко были образованнее мужчин, обладали правами наследования и распоряжения своим имуществом. Андре Мишель отмечает усиление женской власти в X-XI веках [5: с. 30]. В X-XII веках жили выдающиеся писательницы Средневековья: монахини Хросвита Гандерсгеймская и Хильдегарда Бинген-ская, а также светская поэтесса Мария Французская. В то же время в Салерно работала знаменитая женщина-врач Тротула. Элеонора Аквитанская играла яркую роль и в европейской политике и в покровительстве искусствам.

Усиление роли церкви во всех сферах частной и общественной жизни, основание учебных заведений, доступ в которые для женщин был закрыт, выдавливание женщин из многих отраслей экономики — все эти процессы наблюдаются в Европе, начиная с XII века. Тем не менее женщины оказывали сопротивление: в XIII веке во Франции правила в качестве регента Бланка Кастильская, а в XIV веке в Италии — Джованна Неаполитанская. Женщины играли заметную роль в цеховой жизни; нередко их допускали в цеха наравне с мужчинами. При этом женщины работали за меньшее вознаграждение, и мужчины часто смотрели на них как на ненужных конкурентов.

XIV век ознаменовался во многих европейских странах, прежде всего во Франции, глубоким кризисом во всех сферах жизни. Изменения климата повлияли на положение в сельском хозяйстве, неурожаи способствовали обеднению разных слоев населения. Обострились военные конфликты. В 1337 году началась знаменитая Столетняя война между Англией и Францией, продолжавшаяся с перерывами до середины XV века. В середине XIV столетия разразилась невиданная по своим масштабам эпидемия чумы — «Черная смерть». Все эти факторы повлияли на изменение в мировоззрении людей XIV-XV веков. Подвергались сомнению прежние ценности. Еще более усиливается роль церкви в жизни общества; если говорить о браке, то отныне церковный моногамный брак становится единственной, принятой в массовом сознании формой брака. При этом нарушения брачного канона случались очень часто, и нередко население терпимо относилось к маргинальным формам половых отношений (адюльтеру, конкубинату, проституции).

Появляется целый ряд литературных произведений, в которых говорилось о неудовлетворенности супружеством и в целом о критическом отношении к браку и его возможностям. Вину за неудавшуюся семейную жизнь авторы неизменно возлагали на женщин, и данным текстам присущ ярко выраженный антифеминизм. Культ Дамы к этому времени утрачивает свое влияние и превращается в миф. Очень ярко это проявилось в «Романе о Розе» — одном из центральных произведений французской литературы XIII века. Первая

часть поэмы, написанная Гийомом де Лоррисом около 1230 года, принадлежит куртуазной традиции, в то время как ее продолжение, созданное Жаном де Меном в 1270-е годы, выражает новую мораль, оно направлено на осмеяние рыцарских идеалов и женских недостатков. Антифеминистский настрой был присущ и сочинению клирика Матеолуса «Жалобы», написанному в самом конце XIII века. Спустя сто лет прокурор парижского парламента Жан Ле Февр создает стихотворный перевод этого произведения на французский язык, и начинается «спор о женщинах», продолжавшийся в Европе вплоть до XVIII века включительно.

Многие исследователи-историки практически не говорят о взаимосвязи «спора о женщинах» с дискуссией о браке, а также о важных сдвигах в семейном законодательстве и в отношении к супружеству в XI-XIV веках. Говоря о женской власти, исследователи актуализируют тему политической власти женщин, а проблему женской речи — женской болтливости — увязывают с проблемой целомудрия. Ключевым в сочинениях защитников женщин становится требование дать женщинам образование и опровержение утверждения, что представительницы прекрасного пола неспособны к обучению. Вопрос о женском образовании становится главным для тех, кто защищал женщин в «Споре о женщинах».

Важной особенностью «Спора» было то, что в него включились сами женщины. До начала XIV века, то есть переходного периода от позднего Средневековья к раннему Возрождению, мы не находим женских литературных произведений, целью которых была именно защита представительниц прекрасного пола. Как уже было отмечено, существовали разные точки зрения на природу женщины, однако высказывали их ученые мужи. Писательницы и поэтессы Средневековья показывали в своих произведениях женский взгляд на различные проблемы, но откровенно полемических произведений, посвященных женщинам вообще, они не создавали. В то же время полемичность — характерная черта произведений, которые появлялись в рамках «Спора о женщинах».

Первой писательницей, выступившей в защиту женщин, была Кристина Пизанская (1364-1430). Родившаяся в Венеции, она еще в детстве переехала во Францию и стала видной фигурой во французской литературе конца IV -первой четверти XV века. Ее произведения неизменно включаются в литературные антологии, и ее заслуги как писательницы и поэтессы, которая творила едва ли не во всех существовавших в ее время жанрах, неизменно признаются исследователями.

Кристина Пизанская была, перефразируя Вирджинию Вульф, «дочерью образованного мужчины», королевского астролога и врача Томаса де Пизана, который заботился об обучении ее разным предметам, а не только рукоделию и ведению домашнего хозяйства. В пятнадцать лет она вышла замуж за королевского придворного Этьена де Гастеля, человека просвещенного, мудрого и учтивого. Брак оказался счастливым. Супруг не только не препятствовал

стремлению Кристины к знаниям, но даже поощрял ее литературную деятельность. У них родились двое сыновей и дочь. Семейная идиллия закончилась со смертью Этьена — Кристине тогда было всего двадцать пять лет. Она вынуждена была заботиться о себе и о своих детях и приняла неожиданное для своего времени решение — не выходить замуж повторно, а остаться вдовой и посвятить свою жизнь занятиям литературой. Кристина Пизанская считается первой во Франции профессиональной писательницей, так как основной доход она получала от своих произведений, которые зачастую были написаны на заказ. Согласно обычаям того времени, ей оказывали покровительство знатные особы, такие как Филипп Храбрый, герцог Бургундский и герцог Людовик Орлеанский.

К каким бы жанрам ни обращалась Кристина Пизанская, а она была автором и любовных баллад, и нравоучительных поговорок, и биографии короля Карла V, и даже книги о военном искусстве (не считая книги «О Граде женском»), ее целью было защитить женское достоинство. Кроме того, ее произведения служили демонстрацией того, что женщина может достичь не только учености, но и мудрости. Голос Кристины Пизанской был услышан, ее произведения читали, а сама она приобрела репутацию известной писательницы.

Еще в 1399 году Кристина в одном из своих сочинений обрушилась с критикой на вторую часть «Романа о Розе», написанную Жаном де Меном. Шесть лет спустя она создала главное сочинение, направленное против распространившегося женоненавистничества — «О Граде женщин», в котором полемизировала с утверждениями, высказанными Матеолусом в его «Жалобах». Кристина не порывает с христианской традицией обсуждения проблемы женской природы — напротив, она вписывает в нее свою книгу, делая аллюзию на знаменитое творение Августина Блаженного «О Граде Божьем». Вместе с тем она не только сомневается в обоснованности обвинений, которые так часто бросают мужчины в адрес женщин, и обращается к представительницам всех сословий, но и, по сути дела, пишет историю женщин, в которой подходит к отбору имен «с женоцентрической точки зрения» [4: с. 84]. Кристине — героине книги — помогают в этом три женщины-музы — Разумность, Справедливость и Праведность. Они помогают ей построить город, который станет прибежищем для всех известных и достойных почитания женщин.

Нападки на всех женщин без исключения Кристина Пизанская считает продуктом заблуждения, которые «никогда не питались... Разумом» [3: с. 221]. Более того, клевету на женщин Кристина называет противоестественной: «Нет ни одной твари — ни зверя, ни птицы, — которая не любила бы своих самок» [3: с. 222]. Мужчины ополчаются на женщин зачастую из зависти и любви к злословию, а также из-за собственных пороков и изъянов. В качестве примера сожалеющего о своей молодости злого старика Кристина приводит Матеолуса, цитируя при этом его собственное сочинение [3: с. 222]. Писательница не считает «Жалобы» выдающимся произведением о женщинах — напротив, по ее мнению, на эту

тему пока ничего достойного не создано, «одна бестолковщина» [3: с. 224]. Среди мужчин, которые были противниками женщин и одновременно были виновны в содомском грехе, Кристина упоминает астролога Чекко д’Асколи.

Кристина Пизанская яростно полемизирует с расхожим представлением о несовершенстве женского тела. Вслед за Петром Ломбардским она обращает внимание на то, что женщина была создана из ребра мужчины, чтобы быть ему верной подругой, а не рабой» [3: с. 228]. Она подчеркивает духовное равенство мужчин и женщин. Среди положительных женских качеств писательница называет стыдливость, мягкосердечие и набожность. Кристина опровергает традиционные обвинения женщин в болтливости и плаксивости, приводя примеры из Нового завета и всячески подчеркивая, что женщины были угодны Иисусу Христу. Писательница не спорит с утверждением, что шитье является типично женским занятием, но отмечает, что это ремесло поддерживает в мире порядок.

Провозглашая равенство мужчин и женщин, Кристина считает, что у них от природы разные склонности и способности, а следовательно, разное жизненное предназначение. Мужчины сильнее физически, поэтому им легче поддерживать в мире справедливость, даже если для этого нужно прибегнуть к оружию. При этом Кристина не отказывает женщинам в способности к политике: женщины-правительницы и вдовы, которые вынуждены сами управлять хозяйством, служат тому удачными примерами.

Кристина Пизанская разводит понятия знания и благоразумия. Благоразумие необходимо в повседневной жизни, и женщины им одарены в полной мере. Но чтобы пережить свой век и остаться в людской памяти, одного благоразумия мало. Нужны знания, «поэтому полезно по возможности обучать других и сочинять книги для будущих поколений» [3: с. 245]. Писательница ставит вопрос о правильном воспитании и образовании женщин: именно небрежность в воспитании делает девушек распутными, а отсутствие знаний и опыта делает людей тупыми, независимо от принадлежности к тому или иному полу. Кристина является сторонницей обучения женщин тем наукам, которые несут добро, и отмечает, что препятствуют женскому образованию глупые мужчины. Мудрые отцы, напротив, способствуют тому, чтобы их дочери тянулись к знаниям. Так поступал и ее собственный отец.

Как и многие писатели до нее, Кристина Пизанская в своем сочинении не оставляет в стороне семейную проблематику. Апеллируя к традиционной внутрисемейной иерархии, в которой главную роль играет муж, она опровергает обвинения женщин в том, что именно они создают для своих спутников невыносимые условия существования. Напротив, Кристина показывает, что именно женщины чаще всего становятся жертвами несчастливых браков. Положение многих жен она считает тяжелее, «чем жизнь рабынь у сарацинов» [3: с. 252]. Писательница поднимает проблемы, которые до сих пор являются актуальными: насилие в семье, экономическая зависимость жен от мужей. По мнению В.И. Успенской,

«некоторые ее аргументы звучат абсолютно необычно для того времени и явно вытекают из ее феминизма: например, она утверждает, что женщины вовсе не испытывают удовольствия от избиений и изнасилований и что в интересах мужчин верить в этот бред»[4: с. 84-85]. При этом Кристина Пизанская не склонна видеть лишь негативные примеры, как это делали ее предшественники, обсуждавшие пороки семейной жизни. Она говорит о хороших и мудрых мужьях, о преданных женах, ухаживающих за своими супругами, о почтительных дочерях, заботящихся о своих престарелых родителях. Дурные женщины, по мнению Кристины Пизанской, лишены своего естества [3: с. 253].

«Город», который строит Кристина для благородных женщин, должен служить им защитой против нападок мужчин. Писательница посвящает свое произведение женщинам прошлого, настоящего и будущего, причем женщинам не только благородного сословия, но и низших классов. В этом Кристина Пизанская радикально отличается от своих последовательниц, которые жили в раннее Новое время и нередко намеренно ограничивали круг своих читателей представительницами аристократии и высокообразованной элиты.

Книга «О Граде женском», созданная до изобретения книгопечатания в Европе, тем не менее получила широкую известность и во Франции, и за ее пределами. В 1442 году французский поэт Мартин ле Франк выразил восхищение Кристиной в поэме «Защитник дам». В 1521 году книга «О Граде женском» была переведена на английский и опубликована в Англии раньше, чем во Франции.

Главную заслугу Кристины Пизанской — автора «О Граде женском» — современные исследователи видят в том, что она призывала переоценить и проверить патриархатные обобщения и предписания «с точки зрения женского опыта, прошлого и настоящего»; кроме того, она считала, что «женщины должны обращаться за защитой к другим женщинам и что коллективное прошлое женщин может быть источником силы для них в их борьбе за справедливость» [4: с. 85]. Именно Кристина Пизанская заложила основу традиции женских сочинений в защиту представительниц своего пола. В.А. Успенская считает, то она создала «идеологию, объединившую женщин в последующих столетиях, — идеологию феминизма» [4: с. 86]. Однако «феминизм» Кристины Пизанской имел достаточно жесткие ограничения. Она не ставила под сомнение традиционное предназначение женщины как жены, матери и домашней хозяйки и некоторые занятия, например военное дело и адвокатскую практику, считала неподходящими для представительниц прекрасного пола.

Вместе с тем проблемы, которые поднимала Кристина Пизанская в своих произведениях, не исчерпывались «женским вопросом». Она серьезно интересовалась международными отношениями и размышляла о том, как минимизировать деструктивный потенциал войны. Последним она предвосхищает Эразма Роттердамского и позднейшие пацифистские теории. В творчестве Кристины Пизанской оказываются взаимосвязанными две важнейшие для феминистской мысли темы: необходимость женского образования и стремление

к мирному сосуществованию в обществе. Надо отметить, что идеологи пацифизма XVI-XVII веков, такие как Эразм Роттердамский и Ян Амос Комен-ский, выступали одновременно в защиту предоставления женщинам разностороннего образования.

Итак, феминистская идеология во многом является продуктом раннего Ренессанса. Действительно, уже в произведениях Кристины Пизанской мы наблюдаем стремление к высвобождению человеческой, в данном случае, женской личности из оков предвзятых мнений и предрассудков. Французская писательница старается вернуть в историю женские имена. Более того, она смотрит в будущее, когда говорит о необходимости давать женщинам достойное образование. Отталкиваясь от христианской традиции и следуя достаточно традиционным представлениям о женщине, она открывает новую страницу в европейской культуре.

«Спор о женщинах» продолжался в Европе вплоть до XVIII века, и его роль в изменении положения женщин неоднозначна. В «Споре» участвовали многие европейские писательницы, и создавалась традиция женского литературного творчества в разных странах Европы (Италии, Франции, Англии). В XVI-XVII веках женщины в Италии и Франции начинают играть активную роль в распространении культуры общения и поведения, воздействуя на нравы, прежде всего высших кругов, через салоны. Продолжается осмысление места и роли женщины в обществе. Однако положение представительниц низших слоев, скорее, ухудшалось. Перемены для них наступили только после Великой французской революции, когда движение за женские права охватило широкие массы населения европейских стран.

Кристина Пизанская, первая женщина, которая выразила в своих произведениях мнение своего пола насчет «женского вопроса», вошла и в современную культуру. Ее образ привлек внимание знаменитой итальянской актрисы Стефании Сандрелли, которая в 2009 году выступила в качестве режиссера художественного фильма «Кристин, Кристина», главную роль в котором сыграла ее дочь Аманда. Фильм, однако, посвящен переходному этапу в жизни Кристины Пизанской, когда она еще не стала знаменитым литератором. Тем не менее символично, что образ французской «нововодительницы», выразившей в своих произведениях новое понимание женщины, оказался интересным современным кинематографистам.

Литература

1. Августин Аврелий. О супружестве и похоти // Гендерная история Западной Европы: Хрестоматия / Сост. Л.П. Репина, А.Г. Суприянович. Кн. 1. М.: ИВИ РАН, 2006. С. 135-142.

2. Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. М.: Наука, 1991. С. 282-310.

3. Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде женском» // Пятнадцать радостей брака. М.: Наука, 1991. С. 218-256.

4. Успенская В.И. Феминизм до феминизма: Идея прав женщин в истории европейской социальной мысли // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М.: Academia, 2001. С. 76-98.

5. Michel A. Le femenisme. Paris: PUF, 2001. 128 p.

Literatura

1. Avgustin Avrelij. O supruzhestve i poxoti // Gendernaya istoriya Zapadnoj Evropy’: Xrestomatiya / Sost. L.P. Repina, A.G. Supriyanovich. Kn. 1. M.: IVI RAN, 2006. S. 135-142.

2. Bessmertnyj Yu.L. Brak, sem’ya i lyubov’ v srednevekovoj Francii // «Pyatnadczat’ radostej braka» i drugie sochineniya francuzskix avtorov XIV-XV vekov. M.: Nauka, 1991. S.282-310.

3. Kristina Pizanskaya. Iz «Knigi o Grade zhenskom» // Pyatnadczat’ radostej braka. M.: Nauka, 1991. S. 218-256.

4. Uspenskaya VI. Feminizm do feminizma: Ideya prav zhenshhin v istorii evropejskoj social’noj my’sli // Genderny’j kalejdoskop: Kurs lekcij. M.: Academia, 2001. S. 76-98.

5. Michel A. Le femenisme. Paris: PUF, 2001. 128 p.

VS. Trofimova

The Problem of a Woman in the Era of Early Renaissance:

Christine de Pizan

The article considers the status of women in medieval culture and their role in the social life of that time, analyzes the origin of a phenomenon known as “The debate about women” in the European culture at the turn of the XIV-XV centuries.

Keywords: marriage; feminism; feminist ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.