Научная статья на тему 'Проблема защиты экологически чувствительных территорий при разливах нефти на внутренних водных путях'

Проблема защиты экологически чувствительных территорий при разливах нефти на внутренних водных путях Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
371
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗЛИВ НЕФТИ / ОЧАГИ АВАРИЙНОСТИ / НЕФТЯНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ВОДОЗАБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА / ВОДООХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / OIL SPILLS / CENTERS OF ACCIDENTS / OIL POLLUTION / WATER INTAKE WORKS / SANITARY-PROTECTIVE ZONE / WATER-PROTECTED OBJECTS / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / SENSITIVE AREAS

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Наумов Виктор Степанович, Пластинин Андрей Евгеньевич, Нестерова Ольга Сергеевна

В статье выполнено обоснование актуальности проблемы защиты районов водных путей, чувствительных к нефтяному загрязнению (особо охраняемые природные территории, водозаборные сооружения). Выполнен анализ мест дислокации водозаборных сооружений и особо охраняемых природных территорий относительно очагов аварийности на р. Волге в Нижегородской области и сделаны выводы о возможности нефтяного загрязнения чувствительных районов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Наумов Виктор Степанович, Пластинин Андрей Евгеньевич, Нестерова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article completed study the relevance of the problem of protection of areas of waterways that are sensitive to oil pollution (specially protected natural territories, water intake works is presented). Analyses of the location of the water intake works and specially protected natural territories relatively centers of accidents on Volga river of the Nizhniy Novgorod regions was made and the conclusions were made about the possibility of oil contamination of the sensitive areas.

Текст научной работы на тему «Проблема защиты экологически чувствительных территорий при разливах нефти на внутренних водных путях»

ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УДК 504.4.054:502.4 В. С. Наумов,

д-р техн. наук, профессор, ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;

А. Е. Пластинин,

канд. техн. наук, доцент, ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;

О. С. Нестерова,

аспирант,

ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ РАЗЛИВАХ НЕФТИ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

THE PROBLEM OF PROTECTION OF ECOLOGICALLY SENSITIVE AREAS FOR OIL SPILLS ON INLAND WATERWAYS

В статье выполнено обоснование актуальности проблемы защиты районов водных путей, чувствительных к нефтяному загрязнению (особо охраняемые природные территории, водозаборные сооружения). Выполнен анализ мест дислокации водозаборных сооружений и особо охраняемых природных территорий относительно очагов аварийности на р. Волге в Нижегородской области и сделаны выводы о возможности нефтяного загрязнения чувствительных районов.

In article completed study the relevance of the problem ofprotection of areas of waterways that are sensitive to oil pollution (specially protected natural territories, water intake works is presented). Analyses of the location of the water intake works and specially protected natural territories relatively centers of accidents on Volga river of the Nizhniy Novgorod regions was made and the conclusions were made about the possibility of oil contamination of the sensitive areas.

Ключевые слова: разлив нефти, очаги аварийности, нефтяное загрязнение, водозаборные сооружения, санитарно-защитная зона, водоохраняемые объекты, особо охраняемая природная территория, чувствительные районы.

Key words: oil spills, centers of accidents, oil pollution, water intake works, sanitary-protective zone, water-protected objects, specially protected natural territories, sensitive areas.

В ПРОЦЕССЕ развития судоходства возрастают объемы транспортировки грузов на водном транспорте, вследствие чего увеличиваются и масштабы загрязнения водных ресурсов. Загрязнения нефтью возникают чаще всего в результате процессов ее добычи, * транспортировки и перегрузки. Потенциальным источником разливов нефти являются аварии

| судов.

Наибольшие объемы нефти перевозятся водным транспортом по р. Волге с использова-_ят нием в основном танкерного флота. Остальные суда также могут являться источниками разливов нефти из-за аварийных выбросов отработанного топлива и масла машинного отделения. Для уменьшения ущерба, наносимого окружающей среде, необходимо разрабатывать мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов нефти, важной частью которых является защита чувствительных к нефтяному загрязнению районов (особо охраняемые природные территории, водозаборные сооружения, рекреационные зоны и др.).

При разработке подобных мероприятий для водозаборных сооружений необходимо учитывать соответствующие зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения.

ЗСО организуется в составе трех поясов:

— первый пояс (пояс строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водоподводящего канала, его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

— второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для охраны от загрязнения источников водоснабжения. Второй пояс — зона микробиологического загрязнения, учитывает время выживаемости микроорганизмов. Третий пояс — зона химического загрязнения исходя из условия дальности его распространения, принимая стабильным его состав в водной среде.

Пояса представляют собой окружности, центр которых находится в источнике водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды [1].

К экологически чувствительным районам также относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) — парки, водоемы, массивы боров, острова и водоемы, на которых устанавливается особый режим охраны и использования природных ресурсов. Данные территории имеют водоохранное, берегозащитное, рекреационное назначение. На них устанавливается режим охраны, то есть перечень ограничений, устанавливаемых в целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности ООПТ. Режим охраны в границах охранных зон и охранных округов ООПТ устанавливается при принятии решения о создании охранных зон и охранных округов ООПТ. Решения о создании охранных зон ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих ООПТ [2].

В данной статье рассматривается проблема защиты экологически чувствительных районов внутренних водных путей от разливов нефти на примере Нижегородской области.

Исследования проводились с использованием программно-аппаратного комплекса PISCES II «Система моделирования и анализа аварий, связанных с загрязнением окружающей среды» в следующей последовательности. На первом этапе разрабатывалась база данных, включающая координаты дислокации источников водоснабжения и особо охраняемых природных территорий Нижегородской области. На следующем этапе по специальной методике [3, с. 81-83] определялись границы участков аварийности судов в пределах Нижегородской области путем обработки статистических данных по транспортным происшествиям в Волжском бассейне за период 1980-2010-х гг. На заключительном этапе исследований проводятся сравнительный анализ координат дислокации экологически чувствительных районов и границ участков аварийности судов. Результаты выполненных исследований сведены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка потенциального влияния последствий транспортных происшествий на чувствительные районы Нижегородской области

№ п/п Название защищаемого объекта Значение Расположение, км Ближайший очаг аварийности, км Оценка влияния

1 Ярославский заказник Федеральное 585 526,3-531,7 Нет

2 Сумарокский заказник Федеральное 610-627 596,3-601,5 Нет

Выпуск 3

Выпуск 3

Таблица 1 (Продолжение)

1132^

3 Массив сосновых боров на берегу Горьковского водохранилища вблизи острова Птичий Региональное 785 753,3-756,5 Нет

4 Водоем с колонией озерных чаек в с. Заболотное Региональное 813 811,33-813,66 Да

5 Массив сосновых боров с колонией серых цапель вблизи дер. Вязовики Региональное 820 811,33-813,67 Да

6 Парк р. п. Катунки Региональное 830 811,33-813,68 Нет

7 Парк г. Чкаловска Региональное 835 811,33-813,69 Нет

8 Озеро Спасское Региональное 853 855,5-860,5 Да

9 Дубрава у г. Городца Региональное 856-886 855,5-860,5 Да

863,14-869,75

871,3-881,3

882,7-890,5

10 г. Зеленый Региональное 933 929,5-947,5 Да

11 Парк санатория «Зименки» Региональное 937 929,5-947,5 Да

12 Территория «Горный Борок-Шавская горка-с. Кадницы» Региональное 959 958,5-960,75 Да

13 МУП «Ярославльводоканал» — Северная водопроводная станция Питевое 515 507,8-512,0 Да

14 МУП «Ярославльводоканал» — Центральная водопроводная станция Питевое 527 527,1-529,3 Да

15 в/з г. Кострома, Дмитровский район Питьевое 597 596,3-601,5 Да

16 в/з г. Кострома, Ленинский район питьевое 637 596,3-601,5 Нет

17 ООО «Навтекс», г. Наволоки Питьевое 688 687,33-689,5 Да

18 Кинешемское МП «ОКХ», г. Кинешма Питьевое 705 705,5-709,5 Да

19 МУП МПО ЖКХ, г. Пучеж Питьевое 813 811,33-813,66 Да

20 АО «Чкаловская судоферфь» Хозяйственно- бытовое 834 811,33-813,67 Нет

21 МУП ЖКХ, г. Чкаловск Питьевое 850 811,33-813,67 Да

22 АО ЗМЗ (в/х) Хозяйственно- бытовое 856 855,5-860,5 Да

23 МУП «Телеводоканал», г. Заволжье Питьевое, хозяйственно- бытовое 873 871,3-881,3 Да

24 АО Нижновэнерго (в/х)

Таблица 1 (Окончание)

25 МП «Нижегородский водоканал»-в/з Новосормовский Питьевое 894 891,5-895,8 Да

26 27 28 АО «Красное Сормово», Сормовская ТЭЦ, Нижегородский машзавод Хозяйственно- бытовое 899 898,3-901,5 Да

29 ОАО «Нижегородский теплоход» Хозяйственно- бытовое 910 909,34-914,7 Да

30 АО «Борский стекольный завод» Хозяйственно- бытовое 912 909,34-914,7 Да

31 АО «Норси» Хозяйственно- бытовое 933 929,5-947,5 Да

32 ООО «ЭКОИН», г. Кстово Питьевое 935 929,5-947,5 Да

Для иллюстрации на рис. 1—4 приведены границы участков аварийности и первого пояса ЗСО водозаборов на соответствующих участках р. Волги.

Рис. 1. Границы очагов аварийности и первого пояса водозаборов на участке 810-837 км р. Волги

Выпуск 3

Выпуск 3

Рис. 2. Границы очагов аварийности и первого пояса водозаборов на участке 850-878 км р. Волги

1134^

Рис. 3. Границы очагов аварийности и первого пояса водозаборов на участке 880-910 км р. Волги

Рис. 4. Границы очагов аварийности и первого пояса водозаборов на участке 928-962 км р. Волги

Анализ полученных результатов показывает, что в большинстве случаев (около 70 %) наблюдается перекрытие границ ЗСО и участков аварийности, что подтверждает возможную опасность загрязнения нефтью экологически чувствительных районов внутренних водных путей при авариях судов.

Таким образом, транспортные происшествия с судами на внутренних водных путях являются потенциальным источником загрязнения нефтью экологически чувствительных районов, что приводит к необходимости разработки мероприятий по их защите от этого вида загрязнения.

Список литературы

1. СанПиН 2.1.4.1110-02. О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».

2. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон Рос. Федерации от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ.

3. Наумов В. С. Методика определения расположения потенциальных источников разлива нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях при эксплуатации судов / В. С. Наумов, А. Н. Бородин // Речной транспорт (XXI век). — 2009. — № 5.

Выпуск 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.