Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЛЕВАШОВО» (ФИЛИАЛ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА»)'

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЛЕВАШОВО» (ФИЛИАЛ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЭРОНАВИГАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ / ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ / АЭРОПОРТ / ВОЗДУШНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривилев К. С., Рудаков И. С.

В соответствии с ФП ИВП №138 (пункт 26) для всех аэродромов РФ разрабатывается документ аэронавигационной информации: аэронавигационный паспорт или инструкция по производству полетов, в зависимости от ведомственной принадлежности аэродрома (гражданский, государственный). Для аэродромов совместного базирования в Приказе Минтранса РФ №449 (пункт 7) прописана разработка аэронавигационного паспорта, при условии, что аэродром гражданский. Однако в Воздушном законодательстве РФ не прописаны условия для государственного аэродрома совместного базирования, каким, в частности, является аэродром «Левашово» на севере Санкт-Петербурга, который в данный момент модернизируется. Данный пробел в законодательстве имеет огромное негативное влияние на безопасность полетов в регионе, повышая фактор риска. Та же проблема имеет место быть и на других государственных аэродромах совместного базирования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кривилев К. С., Рудаков И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION, WHICH HAS A NEGATIVE IMPACT ON THE ACTIVITIES OF THE ST. PETERSBURG LEVASHOVO AIRPORT (A BRANCH OF GAZPROM AVIA AIRLINE LLC)

In accordance with the Federal Rules for the Use of Airspace No. 138 (paragraph 26), an aeronautical information document is being developed for all airfields of the Russian Federation: an aeronautical passport or flight instructions, depending on the departmental affiliation of the airfield (civil, state). For joint-based airfields, the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 449 (item 7) prescribes the development of an air navigation passport, provided that the airfield is civilian. However, the Air Legislation of the Russian Federation does not prescribe conditions for a state-owned joint-based airfield, which, in particular, is the Levashovo airfield in the north of St. Petersburg, which is currently being modernized. This gap in legislation has a huge negative impact on flight safety in the region, increasing the risk factor. The same problem takes place at other state airfields of the joint basing of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЛЕВАШОВО» (ФИЛИАЛ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА»)»

7. GOST 2.503-2013 unified system of design documentation. Rules for making changes.

© Грачев В.Л., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Для цитирования: Грачев В.Л. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОНКРЕТИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЧАСТИ СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ С МЧС РОССИИ В СЛУЧАЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ-112 // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 347.82.001

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЛЕВАШОВО» (ФИЛИАЛ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА»)

THE PROBLEM OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION,

WHICH HAS A NEGATIVE IMPACT ON THE ACTIVITIES OF THE ST. PETERSBURG LEVASHOVO AIRPORT (A BRANCH OF GAZPROM AVIA

AIRLINE LLC)

4461

Кривилев К.С., магистрант, 1 курс, факультет «Высшая школа аэронавигации», Управление аэропортовой деятельностью ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова», город Санкт-Петербург, Россия, г. Санкт-Петербург inferno750@mail.ru Рудаков И.С., магистрант, 1 курс, факультет «Высшая школа аэронавигации» Управление бизнес-процессами на воздушном транспорте ФГБОУ ВО «Санкт -Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова», город Санкт-Петербург, Россия, г. Санкт-Петербург inferno750@mail.ru

Krivilev K.S., Master's student, 1st year, Faculty of "Higher School of Air Navigation", Airport Management inferno750@mail.ru, Saint Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov, Saint Petersburg Russia, St. Petersburg

Rudakov I.S., Master's student, 1st year, Faculty of "Higher School of Air Navigation" Management of business processes in air Transport, Saint Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov, Saint Petersburg Russia, St. Petersburg inferno750@mail.ru

Аннотация: В соответствии с ФП ИВП №138 (пункт 26) для всех аэродромов РФ разрабатывается документ аэронавигационной информации: аэронавигационный паспорт или инструкция по производству полетов, в зависимости от ведомственной принадлежности аэродрома (гражданский, государственный). Для аэродромов совместного базирования в Приказе Минтранса РФ №449 (пункт 7) прописана разработка аэронавигационного паспорта, при условии, что аэродром гражданский. Однако в Воздушном законодательстве РФ не прописаны условия для государственного аэродрома совместного базирования, каким, в частности, является аэродром «Левашово» на севере Санкт-Петербурга, который в данный момент модернизируется. Данный

4462

пробел в законодательстве имеет огромное негативное влияние на безопасность полетов в регионе, повышая фактор риска. Та же проблема имеет место быть и на других государственных аэродромах совместного базирования РФ.

Abstract: In accordance with the Federal Rules for the Use of Airspace No. 138 (paragraph 26), an aeronautical information document is being developed for all airfields of the Russian Federation: an aeronautical passport or flight instructions, depending on the departmental affiliation of the airfield (civil, state). For joint-based airfields, the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 449 (item 7) prescribes the development of an air navigation passport, provided that the airfield is civilian. However, the Air Legislation of the Russian Federation does not prescribe conditions for a state-owned joint-based airfield, which, in particular, is the Levashovo airfield in the north of St. Petersburg, which is currently being modernized. This gap in legislation has a huge negative impact on flight safety in the region, increasing the risk factor. The same problem takes place at other state airfields of the joint basing of the Russian Federation.

Ключевые слова: аэронавигационный паспорт, инструкция по производству

полетов, аэропорт, воздушное законодательство.

Keywords: aeronautical passport, flight instructions, airport, air legislation.

В соответствии с пунктом 26 ФП ИВП №138:

• для аэродрома гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, разрабатывается АНП аэродрома, порядок которого устанавливается Минтрансом РФ

• для аэродрома государственной авиации, включая аэродром совместного использования, разрабатывается ИПП в районе аэродрома, порядок разработки применения которой устанавливается соответственно Минобороны РФ и Минпромторгом РФ.

Разработка двух документов на одном аэродроме правилами исключена.

4463

В соответствии со статьей 44 Воздушного кодекса РФ, аэродром совместного базирования - это аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

На сегодняшний день на аэродромах государственной авиации с совместным базированием гражданской авиации, аэронавигационная информации в части гражданского сектора, вноситься в ИПП в районе аэродрома, и дублирующий документ, как АНП не разрабатывается.

Важно отметить, что в соответствии с Приказом Минтранса №449, пунктами 1 и 7 установлено, что:

• разработку АНП аэродрома гражданской авиации организует оператор аэродрома;

• АНП аэродрома гражданской авиации, являющегося аэродромом совместного базирования, утверждается оператором аэродрома при наличии согласований и отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП, а также при наличии согласований от организации государственной авиации, базирующихся на данном аэродроме.

Данные требования относятся только к аэродромам гражданской авиации, и на нем базируется государственная авиация, но никак не наоборот.

Таким образом, суть проблемы в том, что законодательством не определен документ аэронавигационной информации для аэродромов государственной авиации совместного базирования (рисунок 1).

4464

В соответствии с ФП ИБП РФ

№138:

• для аэродрома гражданской авиации разрабатывается аэронавигационный паспорт (АНП);

• для аэродрома государственной авиации разрабатывается инструкция по производству полетов в районе аэродрома (ИПП).

совместного базирования, утверждается оператором аэродрома

Рисунок 1. Разработка документа аэронавигационной информации

Проблема разработки документа аэронавигационной информации на аэродромах совместного базирования, находящиеся в ведении государственной авиации оказывает большое негативное влияние на безопасность полетов в Санкт-Петербурге не только гражданской авиации, но и безопасность полетов Вооруженных сил РФ.

Данную проблему можно охарактеризовать, как юридическую коллизию, в связи с которой, на государственных аэродромах совместного базирования, в частности «Левашово» должно применятся два документа с аэронавигационной информацией.

Во-первых, в соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса РФ -аэронавигационной обслуживание полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях, и двух документов по аэронавигационному обеспечению быть не должно. К примеру, приаэродромная территория в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а в отношении аэродромов государственной авиации - федеральным

4465

органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и не подразумевает установление отдельной приаэродромной территории для сектора гражданской авиации, находящегося на государственном аэродроме в соответствии с договором совместного базирования.

Во-вторых, как уже отмечалось ранее, использование двух документов, содержащих аэронавигационную информацию - небезопасно. Как для гражданских воздушных судов, так и для воздушных судов ВС РФ. АНП и ИПП разрабатываются разными органами, разными людьми и либо будут содержать идентичную информацию, либо различающуюся (из-за ошибки и т.п.), что повысит фактор риска и безусловно отразиться на безопасность полетов, в части аэродрома «Левашово» в городе Санкт-Петербург.

Таким образом, наличие АНП аэродромов на аэродромах совместного базирования, которые находятся в ведении государственной авиации - не предусмотрено Воздушным законодательством РФ, нецелесообразно, небезопасно и противоречит статье 69 Воздушного кодекса РФ.

В то же время, исходя из ответов Министерства транспорта РФ на обращения с просьбой дать пояснения на данную коллизию, понятно, что никто не видит в этом большую проблему, отметив, что наличие АНП для аэродрома совместного базирования представляется целесообразным вне зависимости от ведомственной принадлежности и не противоречит Воздушному законодательству РФ, что, исходя из вышеуказанного, является неверным.

Кроме того, Росавиация требует обеспечить направление в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» АНП аэродромов: Остафьево, Петрозаводск и Псков (Кресты), в связи с тем, что АНП ими не были предоставлены. Эти аэродромы, как и Левашово являются аэродромами государственной авиации совместного базирования и использовали ИПП в районе аэродрома как документ аэронавигационной информации.

4466

Так, можно сделать вывод о том, что Министерство транспорта РФ и Росавиация игнорируют данную юридическую коллизию, которая снижает уровень безопасности полетов и увеличивает риск катастрофы в Санкт-Петербурге и других городах Российской Федерации.

Описанная выше проблема имеет место не только на аэродроме «Левашово», но и на всех других государственных аэродромах совместного базирования в Российской Федерации. В целях соблюдения безопасности полетов гражданской авиации и ВС РФ, безопасности жизнедеятельности населения в Воздушном законодательстве не должно быть коллизии в области аэронавигационного обеспечения полетов, рассмотренной выше.

Создание единообразных условий аэронавигационного обслуживания это одна из главных целей государства в области безопасности полетов. Эта проблема не должна быть проигнорирована, а напротив, решена в ближайшее время.

Решение этой проблемы лежит в области законотворчества. Необходимо проанализировать все документы, регламентирующие разработку аэронавигационных документов на аэродромах, найти противоречия, коллизии, недосказанность и издать новую редакцию. Создание нового нормативного акта нецелесообразно и может привнести только больше проблем и недочетов.

Использованные источники:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022);

2. Перечень поручений Президента РФ по вопросу модернизации аэродрома совместного базирования Левашово № Пр -1620;

3. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;

4. Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р (ред. от 23.01.2023) «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации»;

5. Приказ Минтранса России от 05.11.2020 N 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома

4467

(вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла»;

6. Приказ Минтранса России от 31.10.2014 N 305 «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации»

7. Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 262 (ред. от 24.11.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов»;

8. ООО Авиапредприятие «Газпром авиа». О компании // Официальный сайт ООО Авиапредприятие «Газпром авиа». 2022. URL: https://avia.gazprom.ru/about/ (дата обращения 03.08.2023).

Sources used:

1. The Air Code of the Russian Federation of 19.03.1997 N 60-FZ (ed. of 14.03.2022);

2. List of instructions of the President of the Russian Federation on the modernization of the Levashovo joint-base airfield No. Pr-1620;

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.03.2010 No. 138 (ed. of 02.12.2020) "On Approval of the Federal Rules for the Use of the Airspace of the Russian Federation";

4. Order of the Government of the Russian Federation of 10.08.2007 N 1034-r (ed. of 23.01.2023) "On approval of the list of joint-based airfields of the Russian Federation";

5. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 449 dated 05.11.2020 "On Approval of the Procedure for the Development and Application of the Aeronautical Passport of the Aerodrome (Heliport, Landing Pad) of Civil Aviation, Aeronautical Information about which is published in the Collection of Aeronautical Information of the Russian Federation, standard schemes of the aeronautical Passport of the aerodrome (Heliport, Landing pad) and standard instructions for Flight Operations in the aerodrome area (heliport), air hub";

6. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 305 dated 31.10.2014 "On Approval of the Procedure for the Development and Rules for the Provision of Aeronautical information"

4468

7. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated 25.08.2015 N 262 (ed. dated 24.11.2017) "On Approval of Federal Aviation Regulations "Requirements for airfields intended for take-off, landing, taxiing and parking of civil aircraft";

8. Gazprom Avia Airline LLC. About the company // Official website of Gazprom Avia Airline LLC. 2022. URL: https://avia.gazprom.ru/about / (accessed 03.08.2023).

© Кривилев К.С., Рудаков И.С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Для цитирования: Кривилев К С., Рудаков И.С. «ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩАЯ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЛЕВАШОВО» (ФИЛИАЛ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА»)»// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2023.

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 004

DOI 10.55186/27131424 2023 5 8 6

4469

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.