Научная статья на тему 'Проблема языковых характеристик социальности'

Проблема языковых характеристик социальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / КОММУНИКАЦИЯ / ДИСКУРС / SOCIALITY / SOCIAL REALITY / LANGUAGE PHILOSOPHY / COMMUNICATION / DISCURSE / RESUME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шабалин Дмитрий Геннадьевич, Пурынычева Галина Михайловна

Представлены результаты исследования по систематизации языковых характеристик социальности. Социальная реальность анализируется авторами в контексте проблемы языкового сознания, теории дискурса и языковой интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LANGUAGE CHARACTERISTICS OF SOCIALITY

The paper represents an attempt to ellaborate a system of language characteristics of sociality. The authors analyze social reality in the light of language mentality, theory of discurse and language interpretation.

Текст научной работы на тему «Проблема языковых характеристик социальности»

УДК 80-62-051

Д.Г. ШАБАЛИН, Г.М. ПУРЫНЫЧЕВА ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: социальность, социальная реальность, философия языка, коммуникация, дискурс.

Представлены результаты исследования по систематизации языковых характеристик социальности. Социальная реальность анализируется авторами в контексте проблемы языкового сознания, теории дискурса и языковой интерпретации.

D.G. SHABALIN, G.M. PURYNYCHEVA THE PROBLEM OF LANGUAGE CHARACTERISTICS OF SOCIALITY

Key words: sociality, social reality, language philosophy, communication, discurse, resume.

The paper represents an attempt to ellaborate a system of language characteristics of sociality. The authors analyze social reality in the light of language mentality, theory of discurse and language interpretation.

Социальность языка, традиционно понимаемая как диалектическое единство языка и общества, реализуется в его предназначении быть средством человеческого общения и инструментом познания мира. Коммуникативная концепция структурирования социальности обнаруживает свой методологический потенциал в контексте антропоцентрической парадигмы в философии, культурологии, психологии, лингвистике и социологии, которые сегодня интересует не «человек вообще», а «человек в языке». Актуальность проблемы языковых характеристик социальности обусловлена также и тем, что языковые параметры социальности закладывают фундамент в разработке онтологии социально-лингвистической коммуникации.

Учитывая многозначность понятия социальности, в рамках данного исследования будем рассматривать социальность как экстралингвистическую реальность, представляющую собой «мир, взятый в интерпретации его людьми вместе с их отношениями друг к другу <...>, где любые речевые хитросплетения возможны лишь на фоне некоторого заданного способа языковой концептуализации мира» [2. С. 7]. Коммуникативный подход к проблеме структурирования социальности предполагает рассмотрение дискурсивной и кумулятивной функций языка самым тщательным образом, поскольку именно они отражают процессы мышления и дают возможность реализации сознания.

Коммуникативная концепция берет свое начало в философии постструктурализма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан). М. Фуко вводит понятие дискурса. Рассуждая по поводу дискурсивной функции языка, отражающей процессуальный характер познавательной деятельности человека, М. Фуко придавал особое значение дискурсивным практикам как в классической, так и в современной эписистемах. По мысли философа, дискурс современности подразумевает не только речь, но и мышление: «В той точке, где представление встречается с бытием, где пересекаются природа вообще и человеческая природа, в том месте, где, как нам теперь кажется, мы узнаем первоначальное, неопровержимое и загадочное существование человека, - там классическая мысль порождает не что иное, как мощь дискурсии. Дискурсии - то есть языка в его способности выражать представления, языка, который именует, расчленяет, сочетает, связывает и развязывает вещи, позволяя увидеть их в прозрачности слов» [5. С. 332].

Изучая способы закрепления за знаком социокультурных смыслов, представители постструктурализма вывели идею о социально обусловленном характере картины мира, которая в качестве конгломерата самых разнообраз-

ных концептов детерминирует формы взаимодействия индивидуума с реальным миром. Формы этой детерминации исследованы и обобщены М. Фуко, который ввел категорию «порядок дискурса». Справедливо замечание Н.С. Автономовой по поводу понимания Фуко механизма реализации социальности посредством дискурса: «Язык у Фуко - это скорее метафора для обозначения самой возможности соизмерения и взаимопреобразования разнородных продуктов и образований человеческой духовной культуры, общего механизма духовного производства. <...> Язык - это уровень первоначального структурирования, на основе которого далее вступают в силу социально-культурные механизмы более высоких уровней, например рационально-логического. Язык мира (Ренессанс), язык мысли (классический рационализм), язык как самозамкнутое бытие (современная эпистема) - все это здесь лишь условное обозначение для различных способов такого структурирования в различные исторические периоды» [1. С. 24].

Н. Луман исключительный социальный характер придавал именно коммуникации: «Коммуникация - это самая малая из возможных единиц социальной системы, а именно - такая единица, на которую сама коммуникация еще может реагировать при помощи коммуникации же» [4. С. 86]. Коммуникация - базовая операция для образования социальных систем. Коммуникация как единица, конституирующая структуры социальности, обладает и внутренней структурой, связанной с отношением между сообщением, информацией и пониманием. Процесс коммуникации связан с пониманием, но даже если понимание не будет достигнуто, это будет означать лишь появление новой коммуникации; таким образом, коммуникативные процессы представляют собой сеть, в воспроизводстве которой они постоянно задействованы. Цель и одновременно результат этого процесса - воспроизводство смыслов. Именно с понятием смысла у Н. Лумана связано определение общества: «Общество - это система, конституирующая смысл» [4. С. 50].

С позиции социального конструкционизма, дискурс имеет свойство отражения объектов, событий и категорий, существующих в природе, обществе, культуре. Он предлагает определенную версию, интерпретационную модель этих явлений. Как замечает В.В. Колесов, «особенность современного дискурса определяется установкой на современный аспект языка как основной, ведущий, от которого зависят и которым определяются все прочие, в том числе и главные стороны его функционирования, например, речемыслительная (ментальная)» [3. С. 174].

Представление о социальном конструировании реальности разработано и в философской герменевтике и феноменологии. Герменевтика особое значение придает механизмам трансляции и методам интерпретации социальных явлений. Единственно возможным способом понимания мира представляется интерпретация, поскольку все, что связано с языком, подлежит толкованию. Картина мира определяется социальными практиками, а социальное знание всегда исторично и возможно только в языке и посредством языка. В таком ключе мир трактуется как социально-лингвистическая конструкция. Идеи о принципиальной историчности социальной реальности и о языке как основном коллективном хранителе информации о мире, социуме и его параметрах, выработанные в рамках философской герменевтики, актуальны и в феноменологически ориентированных исследованиях (А. Шюц, Т. Лукман, П. Бергер, Р. Харре). Феноменологические исследования социальности постулируют сущность социальной реальности, прочитываемой как текст.

Возможны многочисленные основания для выделения языковых характеристик социальности. Учитывая выбранный подход к пониманию социаль-

ности, рассматриваемой сквозь призму механизмов реализации речевых практик в процессе языкового взаимодействия, где социальность представляется экстралингвистической реальностью, существующей как результат интерпретативного освоения социумом объективного мира и где язык определяется способами концептуализации мира, укажем на некоторые языковые характеристики социальности. Вслед за теоретиками дискурсивного подхода в рамках коммуникативной концепции структурирования социальности отметим, что:

1. Дискурс как реальное воплощение языка служит для установления некоего обмена, который требует иерархизации информации в соответствии с ее важностью и представляет собой нечто гораздо большее, чем обычная передача сообщений. Дискурс в таком понимании предполагает, что коммуникативный акт есть деятельность актантов и если последние о чем-то говорят, то это означает, что авторы сообщений намерены сказать что-то, что не является результатом обычного отражения мира и события.

2. Языки - это выработанные обществом модели членения предмета мысли. Благодаря им возможно мышление, способное упорядочивать мир. Язык как способ членения составляет ядро когнитивной способности человека. Любой предмет, не получивший своего наименования или не ставший частью дефиниции, выраженной языковыми средствами, оказывается вне пределов досягаемости для рационального познания и доступен разве что для интуиции. Реальность, данная в опыте, воспринимается в ее целостности, однако протяженность дискурса требует ее линейной иерархизации.

3. У языка нет способности творить реальность, свойства, приписываемого ему вследствие давней веры в слово-демиург (языки позволяют говорить о том, чего не существует, отчего несуществующее не становится реальностью), зато язык наделен способностью воссоздавать мир, упорядочивая в соответствии со своими категориями.

4. Язык позволяет осуществлять взаимодействие в процессе диалогического общения. Дискурс позволяет аргументировать, отвергать или внушать. Поэтому, попадая в руки тех, кто ставит себе целью определять поведение других, язык становится орудием власти в самом прямом смысле слова. Речевое взаимодействие представляется основой для сближения участников диалога, несмотря на неизбежные недоразумения, которые могут вызываться и сознательно. Поэтому диалог - это условие установления социальных связей, и в этом процессе участвует как его формальная структура, так и все неформальные составляющие, образующие среду.

5. Поскольку языковая деятельность выступает средством установления связи, субъект высказывания, пользуясь языком, сообщает информацию и о самом себе. Следовательно, языковая деятельность - главное средство его самовыражения, ибо языки позволяют сочетать когнитивные процессы с выражением внутренних побуждений. Можно скептически оценивать возможности языка в достижении точного выражения тончайших оттенков чувства, что является постоянной темой в художественной литературе. Тем не менее язык приспособлен для выражения того, что может быть измерено и проверено в опыте.

6. С функцией выражения тесным образом связано другое свойство языка - быть зеркалом психосоциального воображаемого. На всех своих уровнях он отражает склонности субъектов, коммуникативная деятельность которых подчинена волеизъявлению. Таким образом, коммуникация участников интеракции соединяет макро- и микроуровни социальности, жизненный мир и субъекта. Именно в коммуникации сливаются объективная реальность, социаль-

ность и субъективный мир: «Когда говорящий высказывается о чем-либо в рамках повседневного контекста, он вступает в отношение не только к чему-то наличествующему в объективном мире (как совокупности того, что имеет или могло бы иметь место), но еще и к чему-то в социальном мире (как совокупности законодательно урегулированных межличностных отношений) и к чему-то в своем собственном, субъективном мире (как совокупности манифестируемых переживаний, к которым он имеет привилегированный доступ)» [6. С. 40].

7. Результатом функционирования языка в социальности можно считать модель, которая порождает поддающиеся истолкованию тексты. Однако транслируемые смыслы не могут демонстрировать надсоциальный и вневременной характер.

Таким образом, изучение взаимосвязей социальности и языка как сложных общественных феноменов, являющихся когнитивными, аксиологическими и поведенческими основами социальных групп, сегодня представляется реальной практической задачей: раскрыв закономерности формирования этих взаимосвязей, можно дополнить общую картину миропонимания и мироустройства в контексте глобальной межкультурной коммуникации.

Литература

1. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: пер. с англ. СПб.: А-са< 1994.

2. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997.

3. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.

4. Луман Н. Общество как социальная система: пер. с нем. М.: Логос, 2004.

5. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: пер. с фр. СПб.: А-са< 1994.

6. Хабермас Ю. Реконструирование и понимающие науки об обществе // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

ШАБАЛИН ДМИТРИИ ГЕННАДЬЕВИЧ. См. с. 134.

ПУРЫНЫЧЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола (philos@marstu.mari.ru).

PURYNYCHEVA GALINA MIKHAYLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor, head of Philosophy Chair, Volga State University of Technological, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.