Научная статья на тему 'Проблема выхода Великобритании из ЕС: причины и ключевые противоречия'

Проблема выхода Великобритании из ЕС: причины и ключевые противоречия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6074
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / РЕФЕРЕНДУМ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕС / REFERENDUM ON THE UK'S EU MEMBERSHIP / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / BRITAIN IMMIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каргашина Кристина Владимировна

В статье рассматриваются отношения между Великобританией и Европейским союзом. Анализируются причины намеченного на 2017 г. референдума о выходе Великобритании из ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BRITAIN’S EXIT FROM THE EU: CAUSES AND CONTRADICTIONS

The article is focused on the relationship between Great Britain and the European Union. The author analyzes the causes of Referendum on the UK’s EU membership scheduled for 2017.

Текст научной работы на тему «Проблема выхода Великобритании из ЕС: причины и ключевые противоречия»

К.В. Каргашина

ПРОБЛЕМА ВЫХОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕС: ПРИЧИНЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

THE PROBLEM OF BRITAIN'S EXIT FROM THE EU: CAUSES AND CONTRADICTIONS

В статье рассматриваются отношения между Великобританией и Европейским союзом. Анализируются причины намеченного на 2017 г. референдума о выходе Великобритании из ЕС.

Ключевые слова: Великобритания, Европейский союз, референдум о выходе из ЕС, иммиграционная политика Великобритании.

The article is focused on the relationship between Great Britain and the European Union. The author analyzes the causes of Referendum on the UK's EU membership scheduled for 2017.

Key words: Great Britain, European Union, Referendum on the UK's EU membership, Britain immigration policy.

В отношениях Великобритании и Европейского союза всегда существовали проблемы и противоречия, квинтэссенцией которых может стать намеченный на 2017 г. референдум о выходе Великобритании из ЕС. С подобной инициативой выступил действующий премьер-министр Д. Кэмерон. Он пообещал провести референдум в случае, если на парламентских выборах 2015 г. его Консервативная партия победит. Как показывают социологические опросы, преимущество на данный момент находится у лейбористов, но все может измениться. Не исключено, что экономический рост, который по прогнозам должен составить 3 %, и падающая безработица могут обеспечить победу тори [1].

Антиинтеграционные настроения британцев связаны как с историческим прошлым страны, так и с взаимоотношениями с ЕС. Эволюция Великобритании на протяжении предыдущего столетия и ее положение по окончании Второй мировой войны породили противоречие, выраженное в том, что на протяжении 15 лет Великобритания была противницей ЕС (на тот момент ЕЭС), но затем была вынуждена просить о присоединении.

Пик могущества Великобритании пришелся на XIX столетие, но уже к началу Первой мировой войны она утратила свое экономическое превосход-

ство. Сильное воздействие на ее политику оказала Вторая мировая война. Великобритания вышла из войны бесспорным победителем, наряду с США и СССР, в отличие от Франции и Германии, которые были побежденными: одна - в начале, другая - в конце войны. Также благодаря островному положению Великобритания избежала сильных разрушений. Таким образом, народы Франции и Германии вышли из войны с осознанием пагубности национализма и готовностью поступиться частью своего суверенитета ради мира, а народы Великобритании, напротив, с гордостью относились к своему победоносному государству и стремились к укреплению его положения в мире. Британские правящие круги по-прежнему видели свою страну как мировую державу и старались сохранить ее исключительное положение [2].

Главным направлением внешней политики Лондона стало установление «особых отношений» с США и сохранение Британского содружества наций. Для этого требовалось, во-первых, сохранить полную свободу действий, которая не должна была ограничиваться никакими политическими обязательствами в отношение будущей интегрированной Европы. Во-вторых, необходимо было сохранить систему имперских преференций Англии со странами Содружества. В этой связи во время переговоров о создании широкой интеграционной группировки - Европейской зоны свободной торговли (ЕЗСТ), Великобритания выдвинула свой план, основные положения, которого были изложены в меморандуме 17 февраля 1957 г. Прежде всего, она стремилась сохранить оба этих принципа своей внешней политики. Также она настаивала на сохранении неприкосновенности своего сельскохозяйственного сектора, живущего за счет дотаций казны, которые позволяли английским потребителям приобретать продукты питания по ценам, близким к мировым. Однако этот план не был принят остальными участниками переговоров, поскольку предусматривал более выгодное положение Великобритании в сравнении с другими странами [3].

Таким образом, после провала плана Великобритании по созданию ЕЗСТ, она осталась за пределами ЕЭС. По этой причине она вместе с Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией и Швейцарией выступила инициатором создания собственной интеграционной структуры в экономической сфере - Европейской ассоциации зоны свободной торговли (ЕАСТ), на выгодных Лондону условиях. 4 января 1960 г. в Стокгольме этими семью государствами была подписана конвенция об учреждении ЕАСТ [4].

Примерно в это же время к правящим кругам Великобритании приходит осознание, что экономический потенциал страны не соответствует статусу глобальной державы. Резко усилился процесс деколонизации, стало оче-

видно, что дальнейшая внешнеторговая ориентация на страны Содружества не имеет перспектив. Британская промышленность стала ощущать свою зависимость от континентальной Европы. Поэтому уже 31 июля 1961 г. премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан заявил о намерении Великобритании подать заявление о вступлении в ЕЭС на условиях, устраивающих Лондон, 10 августа оно было направлено в Брюссель. Но Шарль де Голь выступил против, поэтому заявку отклонили. Только 1 января 1973 г., после того как во Франции и Германии были сформированы новые правительства, Великобритания вместе с Ирландией и Данией была принята в ЕЭС [5].

Присоединение не вызвало одобрения в стране, лейбористы и консерваторы представили общественности этот шаг как вынужденный: если бы Великобритания не присоединилась к Союзу, она бы утратила свои позиции в Европе. Британские руководители неизменно подчеркивали, что страна имеет и более важные внешнеполитические задачи, чем участие в интеграции. Таким образом, с начала нахождения в ЕС Великобритания выступала в качестве «партнера поневоле». За четверть века ею не было выдвинуто ни одной крупной инициативы, которая способствовала бы развитию интеграции. Наоборот, она всякий раз, когда партнеры выступали с такими инициативами, «ставила палки в колеса». Эта позиция закономерно привела к острым разногласиям с другими европейскими странами при подготовке Маастрихтского договора. Британское правительство настаивало на принятии протокола, который позволял бы Великобритании не участвовать в третьей стадии интеграции - создании экономического и валютного союза. Ратификация Маастрихтского договора вызвала острую политическую борьбу в британском парламенте: было выдвинуто около 600 поправок к законопроекту, предложенному правительством.

Изменение политики в отношении ЕС произошло во время нахождения на посту премьер-министра Великобритании Т. Блэра. Его задачей было показать, что Великобритания является сильным партнером в развитии интеграции. Главные усилия были сосредоточены на разработке новой экономической стратегии ЕС, учреждении Европейского центрального банка и выборах его президента, скорейшем начале функционирования Европола, переговорах со странами-кандидатами.

На современном этапе между ЕС и Великобританией существует немало противоречий, основным из которых является политика ЕС в отношении иммигрантов. Это противоречие и спровоцировало предложение Д. Кэмерона о референдуме.

Составной частью процесса общеевропейской интеграции является выработка государствами-членами ЕС общей иммиграционной политики. Проблема заключается в том, что традиционно иммиграционная политика находится в компетенции национального правительства и связана с безопасностью и национальным суверенитетом. Общий иммиграционный режим предполагает согласование задач, целей, приоритетов и масштабов иммиграционной политики стран-участниц [6].

До недавнего времени сторонникам европейской интеграции удавалось одерживать верх над своими оппонентами, главным аргументом служил вклад иммигрантов в экономику. В частности, иммигранты из Восточной Европы в период с 2001 по 2011 гг. заплатили налогов в британский бюджет на 7,9 млрд долларов больше, чем получили из него [7]. Но данные специального исследования, проведенного Евробарометром в 2006 г., показали, что проблема иммиграции вынесена в Великобритании на первый план. Основными причинами является конкуренция со стороны иммигрантов за рабочие места, государственные услуги, социальное жилье, образование или здравоохранение. Причем, по мнению респондентов, решаться данная проблема должна на национальном уровне. Это порождает противоречие международных обязательств и требований общественности [8].

В 2012 г. Д. Кэмерон, выступая на ежегодной конференции Конфедерации британской промышленности (The Confederation of British Industry, CBI), заявил о необходимости контроля за иммиграцией и о том, что он рассматривает введение «квот» или «ограничений» на въезд в страну из других европейских стран [9]. С точки зрения ЕС, такая политика недопустима, Великобритания обязана придерживаться общеевропейской иммиграционной политики. В этой связи между Великобританией и Германией стал нарастать конфликт.

Берлин занял жесткую позицию. В частности, канцлер Германии А. Меркель неоднократно заявляла, что не пойдет на компромисс в вопросе свободного перемещения, которое она считает одним из основополагающих принципов европейской интеграции. Более того, она дала понять, что готова к нежелательным последствиям, а именно к выходу Великобритании из состава ЕС, если британский премьер-министр введет ограничения на свободу передвижений [10].

Хотя перспектива референдума 2017 г. отдалена, тем не менее, не стоит исключать его возможности. Если он все же пройдет, то велика вероятность того, что большинство британцев выскажется за выход своей страны из ЕС, в связи с общественными настроениями в отношении иммигрантов. Кро-

ме того, в самом Европейском союзе существует значительное количество проблем, в частности кризисное состояние экономики во многих слабых государствах, что приходится компенсировать за счет бюджета сильных стран.

Безусловно, выход Великобритании из ЕС может негативным образом сказаться, как и на Великобритании, так и на самом Союзе. Лондону это грозит уменьшением авторитета в Европе. Встанет вопрос о 1,4 млн британцев, проживающих в других европейских странах, поскольку они потеряют право на свободное передвижение в ЕС, а также о 2,5 млн граждан стран-членов ЕС, проживающих в Великобритании. Обострится и экономический вопрос. В настоящее время больше половины британской внешней торговли приходится на страны ЕС. По некоторым оценкам, за счет членства в ЕС Соединенное Королевство получает дополнительный эффект в 47-142 млрд долларов ежегодно [11]. Для Евросоюза выход Великобритании может поставить под вопрос весь европейский проект и привести к выходу из него других стран, население которых также не симпатизирует интеграции.

Список использованных источников и литературы

1. Кокшаров А. Обострение островного синдрома // Эксперт. -17.11.2014. - № 47. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/47/obostrenie-ostrovnogo-sindroma/

2. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М., 2003.

3. Шишков Ю.В. Общий рынок: надежды и действительность. - М.,

1972.

4. Дмитриева Д.В. ЕАСТ в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачева. - 2008. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/east-v-obscheevropeyskom-integratsionnom-protsesse-i-pozitsiya-shveytsarii

5. Шемятенков В.Г. Quo vadis Europa: Европейский союз перед историческим выбором // Европа. Вчера, сегодня, завтра. - М., 2002.

6. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого - проблемы для будущего // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/immigratsionnaya-politika-velikobritanii-nasledie-proshlogo-problemy-dlya-buduschego

7. Кокшаров А. Обострение островного синдрома // Эксперт. -17.11.2014. - № 47. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/47/obostrenie-ostrovnogo-sindroma/

8. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого - проблемы для будущего // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/immigratsionnaya-politika-velikobritanii-nasledie-proshlogo-problemy-dlya-buduschego

9. Кокшаров А. Обострение островного синдрома // Эксперт. -17.11.2014. - № 47. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/47/obostrenie-ostrovnogo-sindroma/

10. Dejevsky M. Angela Merkel Has Exposed David Cameron's Gravest Failing as a Politician // The Guardian. - November 3, 2014. - URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/nov/03/angela-merkel-david-cameron-eu

11. Кокшаров А. Обострение островного синдрома // Эксперт. -17.11.2014. - № 47. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/47/obostrenie-ostrovnogo-sindroma/

Коротко об авторе

Каргашина Кристина Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Электронная почта: christina.k2204@mail.ru

Briefly about author

Kargashina Christina Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: christina.k2204@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.