Научная статья на тему 'Проблема выбора оптимального размера кассового узла розничного магазина'

Проблема выбора оптимального размера кассового узла розничного магазина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КАССОВЫЙ УЗЕЛ / TRADE / RETAIL TRADE / CASH DESK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишин А. Ф., Панкина Т. В., Тюник О. Р.

В статье рассмотрены вопросы определения оптимального размера кассового узла розничного магазина. Рассматриваются такие факторы, как ассортимент, формат, позиционирование магазина, его месторасположение и другие факторы. Предлагаются подходы к оптимизации количества касс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE CHOICE OF THE OPTIMUM SIZE OF CASH DESK OF RETAIL SHOP

In article questions of determination of the optimum size of cash knot of retail shop are considered. Such factors as the range, a format, positioning of shop, its site and other factors are considered. Approaches to optimization of number of cash desks are offered.

Текст научной работы на тему «Проблема выбора оптимального размера кассового узла розничного магазина»

УДК 658.8.013

А.Ф. Никишин

канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Т.В. Панкина

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

О.Р. Тюник

студент,

кафедра торговой политики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА КАССОВОГО УЗЛА РОЗНИЧНОГО МАГАЗИНА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы определения оптимального размера кассового узла розничного магазина. Рассматриваются такие факторы, как ассортимент, формат, позиционирование магазина, его месторасположение и другие факторы. Предлагаются подходы к оптимизации количества касс.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, кассовый узел.

АТ. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics

T.V. Pankina, Plekhanov Russian University of Economics

O.R. Tyunik, Plekhanov Russian University of Economics

PROBLEM OF THE CHOICE OF THE OPTIMUM SIZE OF CASH DESK OF RETAIL SHOP

Abstract. In article questions of determination of the optimum size of cash knot of retail shop are considered. Such factors as the range, a format, positioning of shop, its site and other factors are considered. Approaches to optimization of number of cash desks are offered.

Keywords: trade, retail trade, cash desk.

Задача определения размеров кассового узла магазина является важной в современной торговле [1]. Увеличение размеров кассового узла ведет к увеличению затрат на подготовку персонала и увеличению фонда оплаты труда, а также к неэффективному использованию площади. Уменьшение же размеров кассового узла ведет к увеличению очередей, снижению качества облуживания.

В классической теории количество касс определяется в первую очередь исходя из площади торгового зала магазина. Тем не менее, на размер кассового узла магазина оказывают влияние большое количество факторов. Более целесообразным представляется определение количества касс на основе методов теории массового обслуживания, позволяющий варьировать количество касс в зависимости от планируемого времени ожидания в очереди, ее длины и способа организации.

Различный ассортимент товаров, реализуемый торговой организацией, характеризуется как средним временем обслуживания, так и разной его вариативностью. С точки зрения оптимизации количества касс именно вариативность времени обслуживания, усугубляемая также вариативностью потока покупателей, оказывает отрицательное влияние на хозяйственную деятельность торговых организаций. Рост вариативности покупательских потоков ведет к снижению среднего коэффициента загрузки кассы, при этом сами очереди и соответственно отток покупателей будет выше.

Важным фактором является позиционирование магазина. Очевидно, что в магазинах

премиум-сегмента предъявляются совсем другие требования к качеству обслуживания [2]. В таких магазинах неприемлемым является возникновение больших очередей, при этом время обслуживания одного покупателя достаточно высоко. Доброжелательное отношение кассира, ответы на все вопросы покупателя ведут к улучшению имиджа магазина, но только в отсутствии очередей [3; 4]. Разумеется, поток покупателей сильно зависит от вероятностных факторов, и полностью гарантировать отсутствие очередей невозможно. В этой ситуации важным является увеличение уровня комфорта ожидания покупателя в очереди. С этой целью покупателю могут предлагаться дополнительные бесплатные услуги и подарки, например, чашка кофе. Важным элементом повышения комфорта ожидания является использование системы электронной очереди.

В магазинах эконом-класса ситуация другая. В этих магазинах основным критерием является уровень цен на реализуемые товары [5]. Само отношение покупателя к очередям более лояльное. Важной является также социальная функция таких магазинов [6]. Указанные факторы определяют в первую очередь требования к снижению затрат торговой организации.

Эффективность хозяйственной деятельности, основным показателем которой безусловно является прибыль, определяется количеством покупателей, доходом от одного покупа-телеля и затратами, которые несет торговая организация [7]. Таким образом, достижение максимальной эффективности реализуется путем формирования баланса между количеством покупателей, покинувших магазин или в дальнейшем отказавшихся от его услуг, и затратами торговой организации.

Наличие небольших очередей является также и положительным фактором для торговой организации. Прикассовая зона является горячей, во время ожидания в очереди покупатель может достаточно подробно изучить предлагаемые ему товары.

Сам способ организации очередей также оказывает влияние на эффективность хозяйственной деятельности торговой организации. Способ организации общей очереди в несколько касс сокращает среднее время ожидания в очереди, при этом быстро движущаяся очередь более положительно воспринимается покупателями [8]. Для организации общей очереди могут применяться различные способы, от направления потоков покупателей с помощью декоративных решеток до организации системы электронной очереди. Система электронной очереди является достаточно эффективной с точки зрения комфорта покупателей, однако затраты на ее реализацию выше, кроме того, время переключения системы также выше.

Огромное влияние на определение количества касс оказывает месторасположение торговой организации. При расположении торговой организации в зоне влияния транспортно-пересадочных узлов отношение покупателя к очереди и вероятность отказа покупателя от покупки в первую очередь определяется расписанием движения транспортных средств. Более того, покупатель будет оценивать саму возможность посещения торговой организации в зависимости от прогнозируемого времени ожидания в очереди и наличия времени у покупателя.

Современной тенденцией является переход к устройствам самообслуживания покупателей. При внедрении данных технологий происходит экономия на обслуживающем персонале [9], однако при этом увеличивается время обслуживания, что ведет к потере полезной площади. Сами же затраты на торговый персонал также хоть и снижаются, однако требуется увеличивать службу охраны во избежании воровства.

Большим потенциалом обладает оптимизация потока покупателей в течение рабочего дня. В качестве механизма такого регулирования может применяться разработка стимулирующих мероприятий, зависящих от времени суток и от дня недели. Это позволит нивелировать соответствующие колебания покупательского потока.

В настоящее время во многих торговых организациях применяется использование системы разграничения касс в зависимости от количества купленного товара. Такой подход ведет к

увеличению средней очереди по всей торговой организации, но при этом различные покупатели будут проводить разное время в очереди. Покупатель, набравший большой ассортимент товаров, уже потратил большее время как на отбор товара, так и на дорогу до него. Выбор магазина произведен покупателем заранее, с учетом массы факторов. Вероятность ухода такого покупателя намного ниже, но и потери магазина от его ухода также выше. Все это приводит к поиску определенного компромисса между количеством касс, позволяющих обслужить покупателей с малым числом покупок, и ростом очередей в остальные кассы. Размеры кассового узла при этом определяются оптимальным максимальным потоком покупателей, при котором работают все кассы и среднее время ожидания покупателя в очереди не превышает рациональных показателей. График выхода кассиров в течение рабочего дня определяется исходя из нелинейности потока покупателей.

В качестве вывода необходимо отметить, что задача определения числа касс является важной для торговых организаций, и для ее решения должны учитываться многие факторы.

Список литературы:

1. Леонова Ю.Г. Особенности формирования потенциала бизнеса в условиях современной предпринимательской среды // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 10 т. Тамбов, 2015. С. 67-71.

2. Тимяшева Е.Т., Маслова А.Е., Никишин А.Ф. Качество обслуживания как фактор увеличения эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-4 (51). С. 15-17.

3. Майорова Е.А. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур / Е.А. Майорова, Г.Г. Иванов // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5. С. 129-132.

4. Иванов Г.Г. Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли / Г.Г. Иванов, Е.А. Майорова // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1699-1710.

5. Методические рекомендации по определению уровня розничных цен на отдельные виды товаров и услуг / Л.А. Ефимовская [и др.]. Новосибирск: Координац. совет по торговле и потребит. рынку МАСС; СибУПК, 2011. 49 с.

6. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-4. С. 718.

7. Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1595-1606.

8. Леонова Ю.Г. Основные аспекты рыночных исследований в предприятиях торгового сервиса // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 16 ч. 2015. С. 89-90.

9. Berezhnaya J.V., Nikishin A.F. Influence of modern technologies on personnel policy of trade organizations // Proceedings of the 8th International Conference on Economic Sciences. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. P. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.