Научная статья на тему 'Проблема выбора методов исследования и объективной оценки наркоситуации как фактора оценки эффективности реализации антинаркотической политики'

Проблема выбора методов исследования и объективной оценки наркоситуации как фактора оценки эффективности реализации антинаркотической политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE ANTI-DRUG POLICY / МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / MONITORING OF THE DRUG SITUATION / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ILLICIT DRUG TRAFFICKING / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / DRUG ABUSE PREVENTION / ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / PROTECTION OF CITIZENS'' LIFE AND HEALTH / ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / EXAMINATION / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODS / ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / CHEMICAL AND TOXICOLOGICAL METHOD / ВЕГЕТАТИВНЫЙ РЕЗОНАНСНЫЙ ТЕСТ / AUTONOMIC RESONANCE TEST / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ / TECHNICAL MEASURING TOOLS / NONMEDICAL USE OF DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробей Денис Александрович, Мягких Николай Иванович

В статье рассматриваются проблемы оценки наркоситуации с использованием различных методов и средств исследования в целях определения масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков, а также эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробей Денис Александрович, Мягких Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHOOSING RESEARCH METHODS AND OBJECTIVE EVALUATION OF THE DRUG SITUATION OR EFFICIENCY ASSESSMENT FACTOR OF DRUG POLICY IMPLEMENTATION

The article considers the problems of evaluation of the drug situation by the use of various research methods and means for the purpose of determining the extent of illicit drug use and trafficking as well as the efficiency of the drug policy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблема выбора методов исследования и объективной оценки наркоситуации как фактора оценки эффективности реализации антинаркотической политики»

УДК 343.851:343.57

Денис Александрович ВОРОБЕЙ,

исполняющий обязанности заместителя начальника Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН России по учебной и научной работе (г. Хабаровск)

vorobei128@gmail.com

Николай Иванович МЯГКИХ,

начальник Центра психофизиологической диагностики Медико-санитарного центра МВД России (г. Москва), заслуженный врач Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент

3520253mni@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ НАРКОСИТУАЦИИ КАК ФАКТОРА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

THE PROBLEM OF CHOOSING RESEARCH METHODS AND OBJECTIVE EVALUATION OF THE DRUG SITUATION OR EFFICIENCY

ASSESSMENT FACTOR OF DRUG POLICY IMPLEMENTATION

В статье рассматриваются проблемы оценки наркоситуации с использованием различных методов и средств исследования в целях определения масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков, а также эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики.

The article considers the problems of evaluation of the drug situation by the use of various research methods and means for the purpose of determining the extent of illicit drug use and trafficking as well as the efficiency of the drug policy in the Russian Federation.

Ключевые слова: государственная антинаркотическая политика, мониторинг наркоситуации, незаконный оборот наркотиков, немедицинское потребление наркотиков, охрана жизни и здоровья граждан, профилактика потребления наркотиков, освидетельствование, методы исследования, химико-токсикологический метод, вегетативный резонансный тест, технические средства измерения.

Keywords: state anti-drug policy, monitoring of the drug situation, illicit drug trafficking, nonmedical use of drugs, protection of citizens' life and health, drug abuse prevention, examination, research methods, chemical and toxicological method, autonomic resonance test, technical measuring tools.

Важным этапом правового регулирования основ государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, общественной и государственной безопасности стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных

веществах" (далее - Закон "О наркотических средствах") [2]. Однако увеличение удельного веса наркобизнеса в криминальной теневой экономике, количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их немедицинским потреблением, разрушение здорового генетического потенциала нации и нарастание статистики количества фактов преждевременной гибели дее- и трудоспособной час-

ти населения послужило основанием к утверждению Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) [3].

Необходимо отметить, что генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Основные стратегические задачи - разработка и внедрение мониторинга наркоситуации в Российской Федерации; выработка мер противодействия наркотрафику на территорию России, адекватных существующей наркоугрозе; обеспечение надёжного государственного контроля за оборотом наркотиков; совершенствование организационного, нормативного правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности. Можно утверждать, что на сегодняшний день этот нормативный правовой акт представляет самый прогрессивный межотраслевой проект, направленный на гармонизацию основных направлений (стратегий) противодействия наркотизации общества. [16, с.15]

В соответствии с п. 7 Стратегии государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на выявление, предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков, профилактику их немедицинского потребления, лечение и реабилитацию больных наркоманией. Чтобы вышесказанное не явилось декларацией о намерениях, не оказавшей существенного влияния на решение проблемы незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании, необходимо положения Стратегии антинаркотической политики вопло-

тить в конкретные, чётко продуманные и оперативно осуществляемые мероприятия. [14, с.46] При этом необходимо создать расширенный и строго организованный механизм наблюдения (мониторинг) за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией путём систематического сбора, анализа и оценки информации. [9].

Рассматривая вопрос мониторинга наркоситуации, важно отметить, что ведомствам, организациям и учреждениям, являющимся субъектами антинаркотической политики, необходимо применять все возможные научно обоснованные и практически апробированные методы по сбору (получению) значимой информации. Очевидно, что информация должна быть истинной, то есть сведения об употреблении наркотиков конкретными лицами должны соответствовать реальной действительности. Также очевидно, что критерием истины является практика. [13, с. 15]

Информация, максимально соответствующая истине, обеспечивает анализ и оценку прошлого, настоящего и прогнозирование развития ситуации в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту. Она также позволяет конкретно и индивидуально планировать мероприятия, осуществлять расчёт сил и средств в реализации государственной антинаркотической политики.

Таким образом, достижение целей государственной антинаркотической политики должно базироваться на мониторинге наркоситуации, который является важным методом познания истины в сфере оборота наркотиков.

В ходе мониторинга наркоситуации, как нам представляется, необходимо установить:

- внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;

- максимально достоверные сведения о лицах, употребляющих (употреблявших)

наркотики (количество, возраст, пол, место работы (учёбы), сроки потребления наркотиков и их виды и т.д.);

- вред, причинённый здоровью граждан, связанный с употреблением наркотиков, уровень смертности;

- основания, условия и порядок (методологию) выявления лиц, употребляющих наркотики, постановки их на учет и снятия с учета.

Результативность мероприятий антинаркотической политики определяется динамикой количественных и качественных показателей. Для этого необходимо достоверно оценить "сокращение численности больных наркоманией, а также лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков", "сокращение количества преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков".

В исследованиях, посвящённых данной проблеме, высказывается мнение, что достижение одной из целей антинаркотической политики - "сокращение численности больных наркоманией, а также лиц, употребляющих наркотики" - также возможно оценить по приросту количества указанных лиц, не употребляющих наркотики более одного года. [15, с. 30]

В настоящее время для установления лиц, допускающих (допускавших) немедицинское потребление наркотиков, и сбора количественных данных об указанных фактах используются следующие методы:

- лабораторные (например, химико-токсикологическое исследование);

- статистические (например, учёт лиц, которым в медицинских учреждениях поставлен диагноз "наркомания", или привлечённых к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков);

- химико-токсиологические (тестирование);

- социологический опрос (например, как элемент мониторинга наркоситуации) и др.

Вышеуказанные методы различаются по таким критериям, как субъекты и объекты исследования, основания и условия установления фактов потребления наркотиков,

применяемые методики, место и продолжительность, достоверность и легитимность полученных результатов.

Так, химико-токсикологическое исследование (далее - ХТИ) предусматривает использование предварительных (иммуно-хроматографический, тонкослойная хроматография и т.д.) и подтверждающих методов (спектральные, хроматографичес-кие). [8]

В настоящее время действует нормативно утвержденный порядок медицинского освидетельствования, базирующийся на ХТИ. Юридическими основаниями являются, например, ст. 6.9, ст. 20.20 КоАП РФ [1]; фактические основания - совокупность определённых клинических признаков, указывающих на наркотическое опьянение у конкретного лица. Целью такого специального исследования, осуществляемого в рамках медицинского освидетельствования [7], является получение доказательств для обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанном с немедицинским потреблением наркотиков. В рамках ХТИ анализируются биологические объекты (моча, кровь, слюна и т.п.), при этом требуются специализированное оборудование, вспомогательные материалы и реактивы.

Однако выявление фактов административного правонарушения в сфере незаконного потребления наркотиков и их статистический учёт являются одним из показателей, который в малой степени характеризует складывающуюся наркоситуацию.

Следует учитывать, что ХТИ, как и другие специальные инструментальные методы, используемые для установления лиц, потребляющих наркотики, как правило, затрагивают конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Согласно Конституции РФ не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием противоправного деяния. [6] Следовательно, установление факта немедицинского употребления наркотиков при нали-

чии к тому поводов и оснований не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Например, водители транспортных средств, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения, подлежат освидетельствованию, которое проводится с использованием технических средств измерения и (или) в медицинских учреждениях в соответствии с процедурами, предусмотренными КоАП РФ, и в порядке, установленном Правительством РФ. Использование определённых типов технических средств измерения должно быть разрешено к применению органами исполнительной власти, и они должны быть внесены в государственный реестр утверждённых типов средств измерений [5], что также является гарантиями обеспечения прав граждан.

Учитывая конституционные права граждан, законодатель закрепляет необходимость реализации принципа законности при раннем выявлении незаконного потребления наркотиков в ходе социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. [2] Данная профилактическая работа осуществляется только при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Кроме того, дело не только в возможном нарушении конституционных прав граждан. В данном случае следует принимать во внимание особенности психологии человека, а именно его реакцию на профилактические медицинские осмотры, освидетельствование или медицинское освидетельствование, осуществляемое посредством отбора проб его биологических объектов (моча, выдыхаемый воздух и т.п.).

С другой стороны, как отмечалось выше, потребность субъектов системы государственной антинаркотической политики в получении сведений о количестве лиц, потребляющих наркотики, является необходимой мерой для получения объективной картины наркоситуации.

Анализ нормативных актов показывает ограниченное применение методов установления фактов немедицинского потребления наркотиков, т.к. они преимущественно используются при установлении правонарушений или преступлений (химико-токсикологический метод).

Если учитывать небольшой временной диагностический период (до одного месяца), позволяющий достоверно выявлять следы потребления наркотических средств, то становится очевидным, что получение информации об истинном уровне наркотребления населением выглядит весьма проблематичным.

При выборе диагностических средств в решении профилактических задач наркопотребления, по нашему мнению, необходимо руководствоваться следующими условиями.

1 . Применяемые методы и методики должны быть законны, научно обоснованны, апробированы.

2. Методика выявления немедицинского потребления наркотиков должна:

- позволять исследовать широкий спектр психоактивных веществ (далее -ПАВ);

- технологически быстро адаптироваться к выявлению ПАВ и их аналогов или новых наркотиков, в том числе ещё до того, как они будут включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [4];

- обладать характеристиками скринин-говых технологий для выделения группы людей, которые с высокой вероятностью являются или являлись потребителями наркотиков;

- при необходимости иметь возможность обследования больших по численности контингентов в сжатые сроки.

3. Методы должны позволять определять количественные и качественные параметры исследуемых образцов с невысокой стоимостью расходных материалов.

4. Обследования должны осуществляться неожиданно по отношению к исследуемому контингенту.

5. Применяемые методы не должны причинять вред здоровью человека.

В основу критериев, разделяющих различные группы наркопотребителей, можно закладывать классификацию, основанную на частоте употребления ПАВ. [12, с.7] Она предусматривает следующие группы:

- воздерживающиеся от употребления;

- случайно употребляющие с целью развлечения (1 -2 раза);

- экспериментирующие с ПАВ время от времени (например, по выходным);

- регулярно употребляющие (без зависимости, но имеющие проблемы, связанные с употреблением);

- зависимые от ПАВ.

Перечисленные выше понятия могут

быть использованы для формирования критериев, отделяющих наркоманию как болезнь от предшествующих этапов ее формирования, и дифференцированного прогноза фактора риска ее развития. К сожалению, нормативное правовое закрепление этих понятий отсутствует, что создает массу проблем.

В отдельную категорию методов исследования наркопотребления, не получивших в настоящее время должной оценки и признания, по нашему мнению, следует отнести вегетативное резонансное тестирование (далее - ВРТ). По нашему мнению, основанному на многолетних исследованиях, ВРТ в полной мере соответствует условиям выбора диагностических средств и позволяет дифференцировать наркопотребителей по критериям частоты потребления. Он является наиболее предпочтительным для предварительного выявления информации о потреблении наркотиков, в том числе в целях мониторинга наркоситуации. Выгодными отличиями данного метода по сравнению с другими являются простота в использовании, небольшие временные зат-

раты (около 15-25 минут) на экспресс-диагностику, отсутствие необходимости отбора и исследования биологических жидкостей или поверхностных смывов. Объектом при данном методе исследования является поверхность кожи суставов пальцев рук. Кроме этого метод ВРТ позволяет тестировать как отдельный вид наркотиков, так и одновременное их сочетание, что в значительной мере упрощает и ускоряет процедуру тестирования. Для данного метода не имеет значения наличие условия внезапности диагностических процедур граждан, которое необходимо, например, при использовании тест-полосок для мочи в целях выявления фактов употребления наркотиков. Диагностика проводится при помощи аппаратов "ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ", "МИНИ-ЭКСПЕРТ-ДТ" и другого оборудования производства Центра интеллектуальных медицинских систем "ИМЕДИС" (далее -аппараты "ИМЕДИС"). [10]

Важным нормативным аспектом является то обстоятельство, что ВРТ как медицинское изделие зарегистрировано Минздравом России [10], т.е. в соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона "О наркотических средствах" соблюдены условия диагностики наркомании с применением метода, не запрещенного законодательством Российской Федерации [2]. Кроме того, метод ВРТ прошёл сравнительные испытания на эффективность методом двойного слепого рандомизированного контролируемого испытания в ФГБУ "Национальный научный центр наркологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации. [17]

В результате анализа специальной литературы, материалов конференций Центра "ИМЕДИС" и изучения практического опыта констатируем, что существенным вкладом в оценку наркоситуации будет являться, как нам представляется, использование аппаратов "ИМЕДИС", позволяющих ответить с высокой степенью достоверности (около 87%) на вопросы:

- имел ли место факт потребления наркотических средств или психотропных веществ;

- какое наркотическое средство или психотропное вещество потреблялось или потребляется;

- как давно потребляется (потреблялось) наркотическое средство или психотропное вещество и др.

При использовании аппаратов имеется возможность неограниченно расширить номенклатуру (список) указателей наркотических средств или психотропных веществ, что особенно важно в борьбе с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков. Использование таких инновационных аппаратов создаёт условия для своевременного и эффективного получения информации о фактах потребления наркотиков, обеспечивает достаточно высокую достоверность результатов, в минимальной степени воздействует на психику лица, проходящего тестирование.

ВРТ может быть использовано и в качестве технических средств измерения для установления фактов потребления наркотиков при:

- трудоустройстве (например, на замещение должностей федеральной государственной гражданской, правоохранительной или военной службы);

- осуществлении сбора сведений о фактах немедицинского потребления наркотиков в целях мониторинга наркоситуации в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

- осуществлении сбора сведений о фактах немедицинского потребления наркотиков в целях мониторинга наркоситуации в сельской местности или в отдалённых населённых пунктах, где отсутствуют возможности освидетельствования;

- выявлении административных правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, при проведении освидетельствования;

- профилактике потребления наркотиков, особенно среди несовершеннолетних;

- осуществлении индивидуального прогноза фактора риска формирования зависимости;

- реабилитации лиц, которым ранее был поставлен диагноз "наркомания";

- диагностике работников предприятий и организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды и т.д.

Для использования вышеуказанных аппаратов как одного из эффективных способов решения задач антинаркотической политики России, по нашему мнению, необходимо:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим органам (организациям, учреждениям) при подготовке и принятии нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, учитывать использование вегетативного резонансного исследования в целях выявления лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

2) провести испытания аппаратов "ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ", "МИНИ-ЭКСПЕРТ-ДТ" и их аналогов в целях получения данных о возможности их применения в качестве технических средств измерений для установления фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ;

3) получить разрешение на применение аппаратов "ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ", "МИНИ-ЭКСПЕРТ-ДТ" и их аналогов и внести их в государственный реестр утверждённых типов средств измерений в качестве технических средств измерений для установления фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ;

4) внести изменения и дополнения в п. 15 приказа Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ", а имен-

но: на втором этапе профилактического медицинского осмотра проводить не только предварительные ХТИ, направленные на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств и психотропных веществ, но и предварительное вегетативное резонансное исследование, направленное на выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества.

На основании изложенного считаем, что изучение наркоситуации с использованием различных методов диагностики лиц, употребляющих наркотики, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса "ИМЕДИС", а также учёт полученных данных в течение нескольких лет позволят существенно повысить достоверность оценки наркоситуации и уровень профилактики потребления наркотиков, тем самым значительно приблизив достижение главных целей антинаркотической политики.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, статья 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача", статья 20.20 "Потребление алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах" // СПС КонсультантПлюс.

2. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 09 июня 2010 г. № 690 // СПС КонсультантПлюс.

4. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // СПС КонсультантПлюс.

6. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой : определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О // Российская газета. - 1998. - 11 августа.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Взгляд. Размышления. Точка зрения

7. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения : приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 // СПС КонсультантПлюс.

8. Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ : приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 г. № 40 / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - 13 марта. - № 11// СПС Консультант-Плюс.

9. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18 декабря 2012 г. № 18. - URL: http://gak.gov.ru/pages/gak/4605/4604/11004/index.shtml (дата обращения: 23.10.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Официальный сайт Центра интеллектуальных медицинских систем "ИМЕДИС". -URL: http://imedis.ru (дата обращения: 05.12.2014).

11. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Росздравнадзора от 13 февраля 2014 г. № РЗН 2014/1393. - Сертификат соответствия ГОСТ Р № РОСС RU.001.11ИМ02.

12. Воробьева, Т.В. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска "Профилактика зависимости от психоактивных веществ" / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. - М.: УНП ООН, 2008.

13. Гетманова, А.Д. Логика : учебник для бакалавров / А.Д. Гетманова. - 18-е изд., испр. - М.: Издательство "Омега-Л", 2014.

14. Демчук, С.Д. Антинаркотическая политика Российской Федерации и направления её реализации // Актуальные проблемы государственной антинаркотической политики в современных условиях : сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции (апрель 2011 г.) / редколл.: А.Н. Бабай (пред.) [и др.]. - Хабаровск, 2011.

15. Зазулин, Г.В. Объективные показатели достижения цели антинаркотической политики // Теория и практика противодействия незаконному обороту наркотиков : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ленинградская область, 15-16 декабря 2009 г.). - Ленинградская область: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2010. - Ч. 1.

16. Зарубин, А.А. О закреплении механизма реализации государственных функций, возложенных на Государственный антинаркотический комитет, в стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации / А.А. Зарубин // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 8 (39).

17. Калинина, А. Г. Исследование возможности применения вегетативно-резонансного теста для выявления употребления наркотических и психоактивных веществ в организованных коллективах / А.Г. Калинина // Вопросы наркологии. - 2015. - № 2. - С. 95105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.