Научная статья на тему 'Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра. Существующие подходы к решению'

Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра. Существующие подходы к решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1615
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра. Существующие подходы к решению»

Заключение

Все вышеприведенные логистические технологии призваны к единой цели - оптимизировать процесс доставки груза, сократить временные и финансовые затраты. Они находят все более широкое применение в современной логистике международных перевозок.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ А.А. Кайгородцев (науч. рук. А.Н. Рахмангулов)

ООО «Торговый дом ММК»

455000, г. Магнитогорск, ул. Кирова, 76 проект по логистике и координации деятельности по закупкам

Динамичное развитие торговых отношений в России за последнее десятилетие (динамика оборота оптовой и розничной торговли приведена в табл. 1) обусловливает внедрение логистических технологий в процесс доставки грузов с целью сокращения суммарных затрат на продвижение материальных и связанных с ними потоков, а также повышения качества логистического сервиса.

Таблица 1

Оборот оптовой и розничной торговли в России [8]__________________

Год Оборот торговли

Оптовой, млрд. руб. (в фактически действовавших ценах) Розничной, млрд. руб. (в фактически действовавших ценах)

2000 4 256,8 2 352,3

2005 15 626,0 7 041,5

2006 19 921,8 8 711,9

2007 25 308,6 10 869,0

2008 32 145,7 13 919,6

Обеспечение качественного логистического сервиса для продвижения товаров на рынок и оптимизация транспортно-складских затрат по их доставке потребителям возможны путем реализации стратегии организации сети распределительно-сервисных центров (РЦ) - мультимодальных терминально-логистических комплексов с развитой транспортной и складской инфраструктурой и унификацией логистических процедур. К тому же, внедрение РЦ в каналы распределения готовой продукции позволяет усилить эффект от интеграции поставщиков и по-

требителей при стимулировании функционирования гибких систем управления запасами на складах данных участников рынка.

Необходимость применения РЦ в логистических системах растет при увеличении числа их элементов. К примеру, если деятельность компании становится связанной с взаимодействием с множеством поставщиков и потребителей, т.е. усложняется структура специализированной логистической системы, то ключевую логистическую функцию координации и регулирования [2] целесообразно относить РЦ, частично наделяя его ролью управляющего элемента.

Обладая широкой функциональностью, РЦ с использованием высокопроизводительной техники, автоматизированных складских технологий, а также четко налаженной работы по координации информационных потоков выполняет задачи концентрации и эффективной переработки входящих грузопотоков, бесперебойного снабжения выходного элемента логистической системы. Расширение использования РЦ в логистических системах в условиях значительных колебаний параметров грузопотоков позволяет:

• существенно сократить транспортные затраты, а также расходы на формирование партий (до 10-15%) за счет укрупнения грузовых партий;

• уменьшить срок выполнения стандартных заказов потребителей (на 10-20%), благодаря исключению из этого срока времени на выполнение заказа производителем, а также стимулировать развитие концепций доставки «точно в срок» и «от двери до двери»;

• уменьшить потери, причиной которых являются несоответствия при доставке грузов на 5-10% [3];

• снизить объем совокупных складских запасов на 50-200%;

• ускорить оборачиваемость материальных ресурсов на 20-40%;

• сократить расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение запасов на 15-30 % [6];

• поддерживать стабильный и оптимальный ассортимент товаров.

По специализации переработки внешних логистических потоков, а

также мощности, РЦ обычно различаются как федеральные, региональные и локальные.

Федеральные и региональные РЦ, в большинстве своем, являются функциональными элементами макрологистических систем, а также международных и региональных интегрированных логистических систем, обрабатывают большой объем и номенклатуру грузов, взаимодействуя с множеством поставщиков и потребителей. Например, в 2009 году X5 Retail Group N.V., крупнейшая торговая компания в России по объемам продаж, открыла свой первый федеральный распределительный

40 * Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра.

Существующие подходы к решению

центр, специализирующийся на обработке непродовольственных товаров и рассчитанный на обслуживание всех регионов РФ.

Задачей локальных РЦ отдельных компаний чаще всего становится координация и переработка грузов поставщиков и потребителей в рамках собственной микрологистической (специализированной) системы. Однако общими признаками, характерными для РЦ всех уровней, являются

[9]:

• наличие нескольких видов транспорта, обслуживаемых РЦ, при совмещении технологии обработки материального потока;

• размещение на территории (или в непосредственной близости) транспортных узлов на пересечении магистральных путей сообщения;

• основополагающими элементами РЦ являются многофункциональные терминальные комплексы, обеспечивающие грузона-копление, грузопереработку, краткосрочное и длительное хранение, сервисное и коммерчески-деловое обслуживание, обладающие необходимым запасом мощности;

• функционирование в составе РЦ транспортно-экспедиционных компаний - провайдеров логистических услуг, осуществляющих комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры;

• наличие в составе РЦ информационных центров, обеспечивающих информационное сопровождение перевозочного процесса, хранения, грузопереработки, сервисного и других видов логистического обслуживания;

• применение новейших логистических технологий при планировании, организации и управлении материальными, финансовыми, информационными, а также сервисными потоками;

• направленность деятельности РЦ на обеспечение максимального синергетического эффекта от координации на основе установления партнерских, взаимовыгодных отношений между участниками транспортно-логистического процесса при максимальном удовлетворении запросов клиентуры в качестве обслуживания.

В настоящее время эффективность использования РЦ в своих логистических цепочках наиболее доказана крупными торговыми сетями России, которые, с одной стороны, достаточно развиты и обладают финансовыми возможностями для открытия РЦ и, с другой стороны, имеют широко разветвленную торгово-складскую сеть, постоянно нуждающуюся в поддержании стабильного ассортимента товаров. Рост числа РЦ за последние годы и заявленные планы на открытие новых в недалеком будущем (табл. 2) подтверждают сказанное. Большинство РЦ

сегодня сконцентрировано в Центральном федеральном округе РФ, наименьшее количество - в УрФО и ДвФО.

Таблица 2

Количество и региональная структура торговых сетей FMCG России ________________(по состоянию на декабрь 2007 года) [4]________________

Федеральный округ расположения центрального офиса сети Кол-во торговых сетей Кол-во сетей, имеющих РЦ или планирующих ввод Кол-во сетей, имеющих РЦ Кол-во действую-щих РЦ Кол-во РЦ, планируемых к вводу

Центральный б1 36 32 б1 24

Приволжский 71 28 24 28 б

Сибирский 25 17 15 22 7

Северо- Западный 28 16 1б 22 2

Южный 21 14 13 22 3

Уральский 20 8 8 12 1

Дальневосточ- ный б 1 1 1 0

Итого 232 120 109 168 43

Существует несколько вариантов организации сети РЦ в зависимости от степени участия компании в товаропроводящем процессе:

• строительство собственного распределительного центра;

• аренда производственно-складских площадей или покупка готовых у девелопера;

• заключение договоров с компаниями, оказывающими частичные или комплексные логистические услуги (3PL-операторами - операторами полного спектра логистических услуг).

Однако, в независимости от того, какой из перечисленных вариантов предпочтителен для компании, наиболее важной задачей на этапе проектирования конструкции логистической системы с участием РЦ является выбор мест(а) наиболее рационального размещения (дислокации) РЦ. Это связано с тем, что различных вариантов размещения может оказаться большое количество и это делает задачу выбора наиболее приемлемого варианта весьма трудоемкой, неточность же при выборе может привести, в дальнейшем, к потерям прибыли компании. Неправильный выбор места размещения может привести к неоправданным инвестиционным издержкам (капитальным затратам), а также существенно снизить эффективность функционирования логистической системы (высокие эксплуатационные затраты) [3].

Э Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра.

Существующие подходы к решению

Среди возможных излишних капитальных затрат можно выделить затраты на обустройство транспортной и складской инфраструктуры РЦ, связанные со сложным рельефом местности (к примеру, глинистые и заболоченные почвы требуют большего объема земляных работ, что ведет к удорожанию себестоимости строительства) и неразвитостью (отсутствием) транспортной инфраструктуры (подъездные авто и ж/д пути). Излишние эксплуатационные затраты формируются также из-за: слабого развития инфраструктуры (как подъездной, так и складской) - вынуждает применять сложные схемы организации доставки до РЦ и вывоза из него; факторов стоимости аренды; стоимости и качества услуг, оказываемых различными операторами.

Для компании-девелопера данного вида недвижимости выбор места размещения будущего РЦ также имеет высокую важность, в связи с необходимостью, реализовав проект, продать его по наиболее высокой цене, которая во многом будет зависеть от удачного расположения РЦ.

Опыт многих ученых и специалистов в логистике позволяет утверждать, что для рационального размещения распределительного центра и, тем более, их сети необходима, прежде всего, продуманная концепция. Однако в настоящее время логистические объекты зачастую создаются без применения таковой, что делает их строительство и эксплуатацию низкоэффективными. Недостаточное внимание к географическим, инфраструктурным, политическим и другим важным факторам формирует типичные для российской практики ошибки размещения РЦ (табл. 3).

Таблица 3

Характерные ошибки размещения логистических объектов в России

Географические Инфраструктурн ые Политические

Размещение складов и распределительных центров без учета синергетического эффекта -везде, где удалось найти землю (от Калининграда до Владивостока) [1] Размещение городских / региональных РЦ в местах с затрудненными подъездами к основным потребителям (мосты через крупные реки, второстепенные не подлежащие расширению трассы, проезд чрез населённые пункты и т.п.) [1] Создание РЦ осуществляется за счет частных инвестиций и при поддержке региональных администраций, у которых зачастую отсутствует четкое понимание перспектив и целей развития таких объектов в общенациональном масштабе. Работа РЦ может быть затруднена из-за плохой координации при планировании размещения на уровне районных администраций

Географические Инфраструктурные Политические

Размещение логистических объектов в черте крупных городов (например, Москва) без учета их генерального развития [1] Размещение объектов на территориях бывших советских складских баз, находящихся в полуразрушенном состоянии и не подлежащих реконструкции. Зачастую под строительство администрацией выделяется территория с низким качеством грунта, например, глинистые и заболоченные почвы требуют большего объема земляных работ, что ведет к удорожанию себестоимости строительства [10]

К настоящему времени в логистике и экономической географии сформировались различные подходы к выбору мест размещения логистических объектов. Большей частью это макроподходы (табл. 4), облегчающие задачу оценки привлекательности варианта размещения РЦ с точки зрения макроэкономических интересов компании, однако, предлагающие учитывать один, в лучшем случае, несколько факторов.

Нетрудно заметить, что на привлекательность варианта размещения распределительного центра оказывает влияние множество факторов [3], независимо от того, на макро- или микроуровне происходит оценка. Проблему выбора места рационального размещения РЦ из существующих альтернативных вариантов автором предлагается рассматривать как многокритериальную задачу. Принятию решений в условиях многокритериальной оценки посвящены различные научные работы в области теории принятия решений, однако в случае выбора места рационального размещения РЦ наиболее приемлемым автору представляется решение задачи с использованием сочетания метода анализа иерархий (МАИ) [5] с имитационным моделированием.

Предварительное обоснование структуры факторов, оказывающих влияние на выбор места размещения, необходимо для облегчения решения этой задачи с помощью данного экспертного метода (МАИ). Последующее же построение имитационной модели позволит произвести корректировку параметров перспективной распределительной системы [3], тем самым снизить вероятность возникновения непредвиденных затрат в процессе её формирования и эксплуатации.

В заключение стоит подчеркнуть, что сегодня, в условиях динамичного развития рыночных отношений и роста показателей экономики РФ, ограниченность ресурсов, конкуренция и другие факторы все больше заставляют компании повышать свою эффективность, усиливается значение логистического подхода к построению бизнес-процессов и управлению ими. Современные схемы организации снабжения и сбыта могут включать такие элементы, как логистические распределительные центры

Э Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра.

Существующие подходы к решению

Существующие макроподходы к выбору места размещения логистических объектов

Подход Суть подхода [6, 7] Достоинства Недостатки

Макро- подход Эдгара Гувера выделяет три типа стратегий выбора мест размещения РЦ: - позиционирование относительно рынка - размещения РЦ как можно ближе к конечным потребителям; - позиционирование относительно продукции - размещение РЦ ближе к источникам поставок; - промежуточное позиционирование РЦ - выбирается при необходимости обеспечить высокие уровни обслуживания потребителей и продукция выпускается на разных предприятиях, расположенных в различных местах простота оценки на интуитивном уровне рассматривает лишь отдельные укрупненные факторы, что увеличивает риск неправильного выбора и снижения эффективности инвестирования в проект

Макро- подход Роджера Шмен- нера учитывает специфику производимого предприятием продукта и занимаемой рыночной ниши: - стратегия склада, обслуживающего продукт (несколько РЦ, каждый из которых обслуживает только один продукт или продуктовую группу); - стратегия склада, обслуживающего рыночную нишу (в каждом РЦ хранятся и обрабатываются все виды продукции); - стратегия склада общего назначения (аналогична предыдущей, лишь с отличием в том, что каждый РЦ обслуживает все рынки, входящие в географическую зону) простота оценки на интуитивном уровне рассматривает укрупненные факторы, с ориентацией на виды продукции, подлежащей складированию, увеличивает риск неправильного выбора

Модель Вон Танена является частью общего макроподхода выбора места размещения и предусматривает минимизацию транспортных затрат при размещении РЦ, т.е. оптимальным местом является такое, при котором транспортные затраты минимальны целесообразно использовать для продукции, имеющей высокую долю транспортных затрат в себестоимости не учитывает уровень спроса на продукцию в месте размещения, допускает идентичность рыночной цены и производственных затрат в любой точке производства

II. Проблемы развития транспортной логистики

Подход Суть подхода [6, 7] Достоинства Недостатки

Модель Вебера минимизируются общие затраты - затраты на доставку сырья и готовой продукции. Сырье подразделяется на две категории по влиянию на транспортные затраты: место расположения сырья (географическая доступность) и характеристики его обработки (вес готовой продукции относительно веса сырья). Если в ходе обработки готовая продукция становится тяжелее, складские сооружения лучше располагать возле конечных потребителей учитывает географические факторы размещения поставщиков и потребителей, а также изменение весовых характеристик продукции. учитываются лишь отдельные факторы - географические и потоковые (свойства потоков сырья и готовой продукции)

Модель Гувера учитывает как транспортные затраты, так и уровень спроса на продукцию. Относительное сокращение величины тарифов при увеличении расстояния способствует размещению складов в конечных точках каналов дистрибуции ориентирована на спрос не позволяет оценить степень предпочтительности (важности) факторов

Модель Гринха- та учитывает специфические факторы (экология и безопасность), учитывает уровень рентабельности, максимизирует прибыль учитывает большое количество факторов не позволяет оценить степень предпочтительности (важности) факторов

Метод опреде- ления «центра тяже- сти» физическая модель системы распределения представляет собой пластину, по контурам повторяющую границы предполагаемого района распределения. На эту пластину в местах расположения потребителей укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Центр тяжести модели является точкой размещения РЦ простота получения результата не учитывает ни наличие инфраструктуры, ни динамику и концентрацию спроса

46 1| Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра.

у Существующие подходы к решению

Подход Суть подхода [6, 7] Достоинства Недостатки

Метод кальку- ляции затрат вычисляются предположительно общие переменные затраты (зависящие от места расположения) на ведение деятельности для каждого из возможных вариантов и выбирается самый дешевый простой и доступный экономический метод трудность получения точного прогноза затрат и объемов заказов

Метод начис- ления баллов учитывает, в первую очередь, факторы, важные для размещения, но которые не всегда можно представить в числовом виде или оценить с точки зрения затрат. Путем экспертного опроса определяются численные коэффициенты важности каждого фактора, после этого каждое место расположения оценивается в баллах по каждому фактору. Для каждого места расположения вычисляется взвешенная оценка (произведение коэффициента важности на балльную оценку) и выбирается место с наибольшей суммарной взвешенной оценкой учитывает и структурирует факторы учитывает лишь абсолютную важность факторов и абсолютную оценку каждого из вариантов размещения, что может вызвать большие погрешности в расчетах и неточность конечной оценки

Сете- вые модели используется взвешенный граф с вершинами - городами и ребрами - дорогами, при этом решается либо задача единого среднего (поиск варианта места расположения с минимальным средним расстоянием или временем поездки), либо задача охвата (поиск варианта места расположения, обеспечивающего желаемое или минимально возможное время поездки в любой город) позволяет определить место размещения с минимальным расстоянием или временем поездки учитывает лишь влияние географического фактора

II. Проблемы развития транспортной логистики

47)

(РЦ). Эффективность функционирования таких логистических цепочек все больше находит подтверждение в мировом и российском опыте. В связи с этим проблема выбора места размещения распределительного центра и, тем более, построения сети РЦ становится сегодня одной из актуальнейших для многих участников развивающегося логистического рынка в России. Разработка методики, позволяющей облегчить задачу выбора места размещения РЦ с достаточной точностью для принятия управленческого решения, имеет высокую научно-практическую значимость, является актуальной для современных ученых-логистов.

Библиографический список

1. Выхристюк А., Фатеева К. Будущее логистики - в альянсах между игроками, РЖД-Партнер, №21 (145), 2008.

2. Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В., Транспортная логистика: Учеб. пособие. - С-Пб.: ПГУПС, 2003. - 279 с.

3. Кайгородцев А.А., Рахмангулов А.Н. Применение имитационного моделирования в предпроектной оценке варианта размещения распределительного центра продукции промышленного предприятия // Имитационное моделирование. Теория и практика: Сборник докладов 4-й все-росс. науч.-практ. конф. по имитац. моделир. и его примен. в науке и промышл., том II. - С-Пб.: ЦТСиС, 2009. - С. 90 - 95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отраслевой аналитический обзор «Распределительные центры

торговых сетей FMCG РФ» // Информац. агенство INFOLine. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.infoline.spb.ru/

services/4/katalog/page.php?issled=19>. - Дата доступа: 12.03.2011.

5. Саати Томас Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 360 с.

6. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 493 с.

7. Сток Джеймс Р., Ламберт Дуглас М. Стратегическое управление логистикой. - М.: Инфра-М, 2005. - 830 с.

8. Торговля в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. M., 2009. - 629 с.

9. Тулендиев Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических центров (на примере республики Казахстан). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экономич. наук: - М.: 08.00.05, 2009. - 163 с.

10. Шушакова Т. Как и где построить логистический комплекс на

Урале // НЭП '08: ежедневные экономические вести. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nep08.ru/

construction/2008/10/31/logisticheskij>. - Дата доступа: 29.03.2011.

48 * Проблема выбора места размещения логистического распределительного центра.

Существующие подходы к решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.