Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 2. С. 47-54.
УДК 378
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА CMS ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩЕГО САЙТА
Эмирова Э. С.
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь,
Республика Крыш, Россия
E-mail: emirova elnara@gmaiL com
Исследование посвящено изучению проблемы выбора системы управления сайтом для разработки обучающего веб-ресурса. В работе рассмотрены популярные системы управления сайтом, проанализированы различные подходы для решения рассматриваемых задач, описано понятие «адаптивный дизайн». Установлено, что использование Drupal позволяет разработать обучающий веб-ресурс с широким функционалом, внедрение которого рекомендуется к использованию в процессе обучения специалистов по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Ключевые слова: адаптивная оболочка, отзывчивый дизайн, Интернет, CMS, Drupal, обучающий сайт.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день подготовка специалистов по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика в образовательных стандартах обусловливается необходимостью их обучения в проектно-технологической, организационно-управленческой, а также инновационной деятельности.
Анализ научно-педагогической литературы позволил установить, что при использовании традиционных методов и форм в процессе обучения, подготовка по данному направлению специальным образом не производится, поскольку мал процент уделенного внимания работе в команде, проектной работе, адаптации будущего специалиста в области информационно-коммуникационных технологий к жизни в современных реалиях [1]. В связи с этим, актуальным является разработка ресурса для обучающихся специальности 09.03.03 Прикладная информатика. Функциональные требования разрабатываемого ресурса направлены на формирование у обучающихся навыков работы в команде посредством записи обучающих видео-уроков для более младших курсов.
Разрабатывая онлайн-ресурс, необходимо определить его функционал, а также основную категорию потребителей. В данном случае - обучающиеся младших курсов, которые пройдя онлайн-курс приобретут новые знания и умения, направленные на формирование профессиональных компетентностей.
По мнению Я. Нильсен [2, 3, 4] создание современного веб-ресурса вызывает необходимость выделения таких главных параметров как простота и удобство использования. Исследователь связывает это с тем, что потребитель никогда не будет использовать необходимый сайт, если он не спроектирован в соответствии с его потребностями, а схема навигации не позволяет найти необходимую
47
информацию. Данный факт вызывает необходимость подготовки бакалавров направления 09.03.03 Прикладная информатика, обладающих сформированными профессиональными компетентностями для решения прикладных задач в области программирования в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Целью настоящего исследования явилось определение оптимальной CMS для разработки веб-ресурса, позволяющего формировать профессиональные компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Разработка какого-либо интернет-ресурса на сегодняшний день требует тщательного и продуманного подхода, поскольку требования к сайтам возрастают ежедневно исходя из запросов пользователей. Перед разработчиком ставится сложная задача: создать интернет-ресурс, который при необходимости можно легко и быстро дорабатывать; интерфейс должен быть интуитивно понятным и простым для любой категории потребителей; сайт не должен быть перегруженным и др.
Согласно статистическим данным 2019 года [5] проведен анализ движков 1 млн. наиболее посещаемых сайтов по всему миру, у которых была возможность идентификации CMS (рис. 1).
Рис. 1 . Статистические данные CMS в 2019.
Согласно представленным данным, самыми популярными CMS являются: WordPress, Joomla! и Drupal. Безусловно, первое место занимает WordPress, что обусловлено простотой интерфейса, бесплатным дополнительным функционалом, позволяющим расширить возможности сайта (темы, плагины), а также постоянное развитие движка. Следует отметить, что наряду с плюсами, WordPress имеет и ряд минусов, к числу которых можно отнести: ограниченное количество настроек, способствующих упрощению работы новичка с написанием сайта; огромное количество информации о CMS, в котором содержатся аматорские видео-уроки, результатами которых может быть полностью испорченный сайт; движок WordPress постоянно пытаются взломать.
48
Менее распространенным является CMS Drupal - система управления сайтом, которая написана на языке PHP, являющаяся свободным программным обеспечением. Drupal для хранения данных использует реляционную базу данных, например MySQL [6].
Основу проекта данного движка заложил Дрис Байтаерт в 2000 году, который по сей день является руководителем. В 2001 году Дрис под названием «Drupal» опубликовал исходный код. С тех пор разработка проекта перешла на сайт drupal.org, который позднее стал официальным сайтом проекта.
Команда разработчиков насчитывает сотни людей по всему миру. Официальными разработчиками ядра являются десятки человек, однако множество людей присылают свои патчи, которые подключаются к коду системы. Также функциональность расширяется дополнительными модулями, которые также создают сторонние разработчики.
Архитектура Drupal позволяет использовать его в разработке различного рода сайтов: блогов, форумов, сайтов новостей и др. Имеющийся функционал расширяется дополнительными расширениями, называемыми модулями.
К наиболее важным техническим характеристикам пакета Drupal относятся [7]:
1. Категоризация содержимого - использование таксономии, применяемой как в форумных сообщениях, так и в новостях и т.д.
2. Огромный выбор свойств при разработке рубрикаторов - иерархии, списки, родственные категории и т.д.
3. Вложенность категории любого уровня.
4. Поиск, осуществляющийся по содержимому сайта, в том числе и поиск по термам таксономии и пользователям.
5. Ролевая модель - присвоение различного уровня доступа пользователей к документам.
6. Динамическое меню.
7. Поддержка XML - позволяет размещать PDF, RSS документы, использовать BlogAPI для публикации материалов с помощью внешних приложений.
8. Авторизация через OpenID.
9. Человеко-понятный URL, который содержит читаемые слова, а не идентификаторы БД, которые написаны латинским алфавитом.
10.Поддержка различный языков для интерфейса сайта.
11. Возможность создания сайта с пересекающимся содержимым.
Функционал в Drupal можно расширить при помощи двух компонентов (рис. 2).
Drupal является по-настоящему модульной системой. Модули позволяют реализовать функциональные возможности системы, применение которых разработчик может запретить или разрешить. Drupal использует модель инверсии
Рис. 2. Расширение функционала Drupal.
Модули.
49
управления. Это означает, что программа в нужное время запускает необходимые модули, которые обеспечивают выполнение необходимых функций. Функционал модулей обеспечивается обработчиками прерываний.
Обработчики прерываний или обратные вызовы рассматриваются как внутренние события Drupal. Они позволяют модулям «выяснить», что происходит в остальной части Drupal.
Темы оформления.
Дизайн сайта на Бгцра1 основывается на сменных темах оформления. Общей единой схемы построения дизайна не существует. Однако, Бгцра1 дает возможность использовать различные «движки тем», которые используют шаблоны, удобные для редактирования или же разрабатывать темы оформления, обращающиеся напрямую к Бгцра1.
Выбор Drupal обусловлен мощностью и быстрым развитием системы, которая не требует больших временных и трудозатрат при администрировании, поскольку, например, для добавления какой-либо новой функции в большинстве случаев достаточно подключить новый модуль и если возникнет потребность, то можно изменить программный код модуля и подстроить непосредственно под работу сайта. Бгцра1 дает качественную защиту как разрабатываемого сайта, так и базы данных.
Структура темы на Drupal.
Тема - важнейшая часть пользовательского интерфейса любого Web-сайта, в том числе, написанного на Drupal. Тема на Drupal отделяет логику обработки системы от элементов ее дизайна. Для этого Drupal использует сложную структуру темизации, которая непосредственно состоит из самих тем, их механизмов и связей. Компоненты темы взаимодействуют с системами ядра Drupal, а также элементами дизайна модулей, в сумме образуя пользовательский интерфейс - отдельные страницы и формы Drupal. Архитектура среды Drupal изображена на рисунке 3.
Рис. 3. Архитектура среды Drupal.
50
Темы отображают данные, которые ядро Drupal извлекает из базы данных через механизм тем, служащий интерфейсом между ядром Drupal и шаблонами тем. Она представляет собой набор файлов, который определяет уровень внешнего вида сайта.
Тема состоит из набора файлов, представляющих уровень внешнего вида разрабатываемого сайта. К каждой теме в Drupal существует возможность создания одной или нескольких подтем (sub-theme).
Структура темы на Drupal отображена на рисунке 4.
example
^example.into
- define black regions *
- define sryies *
' style.ess ■
1 html.tpl.php ' pageJpl.php 1 regio n.tpl.php ' block. Ipl.php L node.tpl.php □ comment-wrapper.php Ш oomment.tpl.php ' template,php
i logo.png Screenshot.png
C^ Images
^fc Drupal
ьЦ.......ii............iL
О |\ (в.) HI
lb! ii ii i L "i i
ii.............ii............iL
sub example
sub example.lnfo
I— define parent theme -' '— define or unset parent style(s) - -.
" new-style.css *......................■*'
Й logo.png screenshot.png
Рис. 4. Структура темы на Drupal.
Поскольку тема состоит из шаблонов, на рисунке отображены одним цветом имя шаблона и его соответствие на самом макете сайта. Так, например, шаблон html.tpl.php содержит в себе разметку полной html страницы, с ее соответствующими тегами, а шаблон page.tpl.php отвечает в свою очередь за вывод содержимого тега <body>. Тема в данном примере называется example [8].
Сегодня большинство сайтов в мире пишутся при помощи CMS. Поскольку система управления сайтом Drupal обладает рядом преимуществ, к числу которых относятся: свободный доступ, удобство в использовании, наличие значительного функционала и мощной технической поддержки, выбор был остановлен именно на ней.
51
В основу реализации веб-ресурса, позволяющего формировать профессиональные компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика заложена реализация сайта с авторской разработкой адаптивной оболочки, позволяющей помимо основного предназначения отображать сайт корректно на любых устройствах. В основу адаптивной оболочки для сайтов, написанных на CMS Drupal, заложены видеослайдер, обладающий свойствами адаптивности под разрешения мобильных устройств, изменение цветовой схемы Color scheme отвечает за цветовую гамму темы. Существует 3 возможных цветовых палитры, интерфейсы которых продемонстрированы на рисунке 5.
а) гамма 1 б) гамма 2 в) гамма 3
Рис. 5. Цветовые схемы для адаптивной оболочки.
ВЫВОДЫ
Использованный в исследовании подход к разработке проектного метода рекомендуется к применению в процессе обучения будущих специалистов по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика для формирования профессиональных и личностных компетенций конкурентоспособного работника в различных областях. Результатом применения веб-ресурса, разработанного на CMS Drupal является новый уровень качества полученных знаний, умений и навыков с использованием проектной технологии, личностных и профессиональных компетенций у будущих специалистов по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Список литературы
1. Кохановская М. И. Метод проекта в многокультурном образовании: от апробации зарубежного опыта к введению новых стандартов / М. И. Кохановская, И. О. Дементьев // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - Т. 18, № 16(143). - С. 148151.
2. Нильсен Я. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов / Я. Нильсен, Х. Лоранжер. - М.: Вильямс, 2007. - 368 с.
3. Нильсен Я. Веб-дизайн / Я. Нильсен. - СПб.: Символ-Плюс, 2003. - 512 с.
4. Нильсен Я. Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз / Я. Нильсен, К. Перниче. - М.: Вильямс, 2010. - 480 с.
52
5. Douglass R. Building Online Communities with Drupal, phpBB, and WordPress / M. Little, J. Smith. -Apress, 2006. - 560 c.
6. Butcher M. Learning Drupal 6 Module Development / M. Butcher. - Packt Publishing, 2008. - 328 c.
7. Власова Н. С. Использование средств web-дизайна для проектирования педагогической среды / Н. С. Власова // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева. - Екатеринбург: Изд. дом «ИздатНаука-Сервис», 2010. - Вып. 12. - С. 238-243.
8. Вандюк Дж. CMS Drupal 6: руководство по разработке системы управления сайтом / Дж. Вандюк. -М.: Вильямс, 2008. - 400 с.
THE PROBLEM OF THE CHOICE OF CMS FOR THE DEVELOPMENT OF A
TRAINING SITE
Emirova E. S.
State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea «Crimean
Engineering and Pedagogical University», Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
E-mail: emirova. elnara@gmaiL com
The study is devoted to the problem of choosing a site management system for the development of a training web resource. The paper considers popular site management systems, analyzes different approaches to solving the problems, describes the concept of "adaptive design".
The development of a web resource requires a careful and thoughtful approach, as the requirements for sites increase daily based on user requests. The developer is faced with a difficult task: to create an Internet resource, which, if necessary, can be easily and quickly refined; the interface should be intuitive and simple for any category of consumers; the site should not be overloaded.
The basis for the implementation of the web resource that allows you to form professional competence of future bachelors in the field of training 09.03.03 Applied Computer Science is the implementation of the site with the author's development of an adaptive theme that allows in addition to the main purpose to display the site correctly on any device. The basis of the adaptive shell for sites written on CMS Drupal, laid video slider, which has the properties of adaptability to the resolution of mobile devices, changing the color scheme is responsible for the color scheme of the theme. There are 3 possible color palettes.
The approach to the development of the project method used in the study is recommended for use in the training of future specialists in the field of training 09.03.03 Applied Computer Science for the formation of professional and personal competencies of a competitive employee in various fields. The result of the application of the web resource developed on CMS Drupal is a new level of quality of the acquired knowledge and skills using project technology, personal and professional competencies of future specialists in the field of training 09.03.03 Applied Computer Science.
Keywords: adaptive shell, responsive design, Internet, CMS, Drupal, training site.
53
References
1. Kokhanovskaya M. I., Dementiev I. O., Project Method in multicultural education: from the approbation of foreign experience to the introduction of new standards, Proceedings of the Volgograd state technical University, 18, 16 (143), 148 (2014).
2. Nielsen J., Loranger H., Web design: usability Web-sites, 368 p. (Williams, Moscow, 2007).
3. Nielsen J., Web design, 512 p. (Simvol-Plyus, Saint-Petersburg, 2003).
4. Nielsen J., Pernice K., Web design: usability analysis of websites by eye movement, 480 p. (Williams, Moscow, 2010).
5. Douglass R., Little M., Smith J., Building Online Communities with Drupal, phpBB, and WordPress, 560 p. (Apress, 2006).
6. Butcher M., Learning Drupal 6 Module Development, 328 p. (Packt Publishing, 2008).
7. Vlasova N.S., The use of funds web design for designing pedagogical environments, Theory and practice ofprofessional education: research, innovation and prospects: collection of scientific works, ed. Buharova G.D., Arefeva O.N., 12, p. 238 (Ed. house "Izdatnauka-Servis", Ekaterinburg, 2010).
8. Vandyk G., CMS Drupal 6: guidelines for the development of a content management system, 400 p., (Williams, Moscow, 2008).
54