Научная статья на тему 'Проблема вредного воздействия транспорта на окружающую среду'

Проблема вредного воздействия транспорта на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
553
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / транспорт / безопасность / внутренний водный транспорт / ecology / transport / safety / inland water transport

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — А. Д. Казанбаев, Е. В. Чабанова

С течением времени человек пришел к осознанию необходимости коренных трансформаций в отно-шении к окружающей среде и его роли в окружающем мире. Сохранение и создание на Земле благоприят-ных природных условий жизни, гармонизация развития техносферы и природы возможны исключительно благодаря решению экологических проблем. На сегодняшний день загрязнение окружающей среды транс-портом – одна из основных проблем. Загрязнение биосферы происходит от отходов эксплуатационной деятельности, а также от выбросов в случаях аварий с токсичными грузами, в основном нефтью и нефте-продуктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF HARMFUL TRANSPORT IMPACT ON THE ENVIRONMENT

Over time people have come to realize the need for fundamental transformations in relation to the environ-ment and its role in the world. The preservation and creation of favorable natural conditions of life on Earth, the harmonization of the technosphere and nature development are possible only through the solution of environmen-tal problems. Today environmental pollution by transport is one of the main problems. Pollution of the biosphere comes from operating waste as well as from emissions in cases of accidents with toxic goods, mainly oil and pe-troleum products.

Текст научной работы на тему «Проблема вредного воздействия транспорта на окружающую среду»

УДК 504.5

А.Д. Казанбаев, Е.В. Чабанова

Пермский филиал Волжского государственного университета водного транспорта,

Пермь, 614060 e-mail: jentosina@yandex. ru

ПРОБЛЕМА ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

С течением времени человек пришел к осознанию необходимости коренных трансформаций в отношении к окружающей среде и его роли в окружающем мире. Сохранение и создание на Земле благоприятных природных условий жизни, гармонизация развития техносферы и природы возможны исключительно благодаря решению экологических проблем. На сегодняшний день загрязнение окружающей среды транспортом - одна из основных проблем. Загрязнение биосферы происходит от отходов эксплуатационной деятельности, а также от выбросов в случаях аварий с токсичными грузами, в основном нефтью и нефтепродуктами.

Ключевые слова: экология, транспорт, безопасность, внутренний водный транспорт.

A.D. Kazanbaev, E.V. Chabanova

Perm branch of Volga State University of Water Transport, Perm, 614060 jentosina@yandex. ru

PROBLEM OF HARMFUL TRANSPORT IMPACT ON THE ENVIRONMENT

Over time people have come to realize the need for fundamental transformations in relation to the environment and its role in the world. The preservation and creation of favorable natural conditions of life on Earth, the harmonization of the technosphere and nature development are possible only through the solution of environmental problems. Today environmental pollution by transport is one of the main problems. Pollution of the biosphere comes from operating waste as well as from emissions in cases of accidents with toxic goods, mainly oil and petroleum products.

Key words: ecology, transport, safety, inland water transport.

Одним из основных направлений, сформулированных для достижения целей «Транспортной стратегии РФ до 2030 года», является улучшение состояния окружающей среды: «...в условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.» [3].

Экологизация деятельности транспорта возможна при применении таких преобразований, как институциональные и структурные. Они могут позволить обеспечивать обновленную модель хозяйствования, в том числе предоставить возможность широко распространить экологически ориентированный метод управления [1].

Под термином новая модель хозяйствования в данном случае принимаем экологически идеальную структуру техносферы, основанную на возможности многоразового потребления и предотвращения процесса загрязнения окружающей среды.

Одним из основных решений в борьбе с экологическими проблемами в настоящее время является проведение природоохранных мероприятий, которые в свою очередь требуют серьезных финансовых затрат, не всегда отвечая поставленным задачам по охране окружающей среды.

В этой связи наиболее перспективным является направление по предотвращению загрязнения окружающей среды как эффективный способ регулирования техногенного давления на природу.

Однако данный способ является недостаточно разработанным, поскольку только 20% инвестиционных средств, направленных на защиту окружающей среды, направлены на создание и применение технологий, предотвращающих загрязнение [2].

Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития

К подобной технологии можно отнести реализацию малоотходного и безотходного производства, а также в процессе производства управление загрязняющими веществами. Однако массовое распространение данные технологии не получили из-за технических и экономических трудностей и ограничений, хотя некоторые научные результаты в создании безотходного и малоотходного производства в некоторых сферах были достигнуты.

Актуальным представляется развитие направления, опирающегося на наличествующие уровни производства с возможностью базирования на механизмах управления нагрузкой на окружающую среду.

Применительно к транспортной отрасли необходимо принимать во внимание современные методы и способы по регулированию перевозочного процесса, связанные с международными транспортными коридорами, предполагающими комплексное применение водного, автомобильного и железнодорожного транспорта [2].

Поэтому с целью уменьшения загрязнения окружающей среды необходимо использовать там, где это возможно, наиболее экологически чистый вид транспорта, не влияющий на общий объем перевозок. При оценке уровня экологической чистоты перечисленных выше видов транспорта было выяснено, что наиболее экологически чистым видом является водный транспорт [4].

Более того, необходимо отметить, что только внутренний водный транспорт не нарушает естественный облик окружающей среды. Поэтому считаем, что одним из направлений по предотвращению загрязнения окружающей среды транспортом является применение внутреннего водного транспорта.

На международном уровне решение данного вопроса включено в задачи Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций (ООН) [5].

Не только сложную технико-экономическую, но и социально-экономическую систему, имеющую многосторонние связи с окружающей средой представляет собой внутренний водный транспорт. Однако данный вид транспорта также наносит вред окружающей среде. Основными источниками загрязнения являются суда и береговые объекты, такие как:

- портовые сооружения;

- судоремонтные, -строительные заводы;

- ремонтно-эксплуатационные базы;

- базы технического обслуживания флота.

В процессе эксплуатации к основному источнику загрязнения относится судовой двигатель, судовая энергетическая установка, в том числе вода, используемая для мытья танков, а также балластная вода. Вместе с отработанными газами в воду попадают масло, несгоревшее топливо, сернистые соединения и др.

Исследования экологии и окружающей среды при взаимодействии с внутренним водным транспортом отражены в работах А.И. Телегина, В.Л. Этина, И.Б. Гредасовой, А.С. Курниковой и др. [6-8].

Анализ исследований в области загрязнения окружающей среды внутренним водным транспортом показал, что основным направлением является обеспечение экологической безопасности судов, безопасности же береговых объектов уделено мало внимания. В этой связи задача предотвращения загрязнения окружающей среды береговых объектов очень актуальна.

Выделяют три направления при взаимодействии природопользования и производства:

- направление производства и потребления;

- направление обработки и утилизации отходов в качестве вторсырья;

- направление, охватывающее природоантропогенные объекты и процесс природопользования.

Исследования по процессам взаимодействия данных сфер позволяют определить некоторые пути оптимального функционирования.

Во-первых, это совершенствование процесса, протекающего в данных сферах, который можно рассматривать в качестве задачи на долгую перспективу, в связи со значительными затратами.

Во-вторых, это стратегия обеспечения планомерного достижения поставленных целей удобоваримым способом. Данное направление предусматривает применение эффективных средств управления производством на базе современных информационных технологий, опирающихся на имеющееся производство и обработку отходов.

Таким образом, можем сделать вывод, что транспортная отрасль является одним из самых важных составных элементов экономики РФ, одновременно сопровождающаяся с серьезным негативным воздействием на окружающую среду. Решение проблем оптимального природопользования является одним из приоритетных направлений развития транспортной отрасли страны.

Литература

1. О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1999 г.: Государственный доклад. - М.: РЭФИА, 2000. - 198 с.

2. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.

3. Этин В.Л., Наумов B.C. Роль экологического аспекта деятельности речного транспорта в развитии перевозок на внутренних водных путях. - Н. Новгород: Изд. ВГУВТ, 2016. -С.105-109.

4. Программа работ Стратегии КВТ ЕЭК ООН до 2030 года. TRANS / SC. 3/2018/2, 1 August, 2018.

5. Барац В.А., Николаев М.В., Эльпинер Л.И. Водоснабжение судов речного флота. - М.: Транспорт, 2000. - 144 с.

6. Дегтярев В.В. Охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 2001. - 212 с.

7. Зубрилов С.П., Ищук Ю.Т., Косовский В.И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. - Судостроение, 2009. - 216 с.

8. Курников А.С. Концепция повышения экологической безопасности судна: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2002. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.