Научная статья на тему 'Проблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева'

Проблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
173
41
Поделиться
Ключевые слова
ВОЛЯ / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сацукевич Ирина Витальевна

Формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся и способной к творческому самовыражению в различных видах деятельности, расценивается как одна из приоритетных задач образования. В статье представлены процесс и механизм становления воли ребенка в психолого-педагогическом наследии великого русского педагога П.Ф. Каптерева (1849 1922 гг.) на основе анализа редко используемого источника первого издания «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей» (1877 г.).

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сацукевич Ирина Витальевна,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева»

НАСЛЕДИЕ

УДК 37

И.В. САЦУКЕВИЧ

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА КАПТЕРЕВА

Формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся и способной к творческому самовыражению в различных видах деятельности, расценивается как одна из приоритетных задач образования. В статье представлены процесс и механизм становления воли ребенка в психоло-го-педагогическом наследии великого русского педагога П.Ф. Каптерева (1849 - 1922 гг.) на основе анализа редко используемого источника - первого издания «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей» (1877 г.).

Ключевые слова: воля, активность, самостоятельность, развитие, воспитание.

П.Ф. Каптерев в своих работах по психологии детства значительное место отводит изучению и описанию психологической (душевной) жизни ребенка - ощущений, представлений, чувствований, которые органично присущи человеку как живому существу. Однако перечисленные формы отражают пассивную (курсив везде наш -И. С.) сторону человека, показывают, каким образом отражается внешний мир в сознании человека, какие волнения возникают в нем при виде своей деятельности, деятельности других, явлений природы и соотношения между миром мысли и миром внешнего бытия.

Но человек является существом не только познающим и чувствующим, но и творческим, деятельным. Эту активную сторону человеческой жизни русский педагог связывает с процессом становления и развития воли. Волю Петр Федорович определяет как «способность совершать движения, управлять органами своего тела, своими чувствованиями, направлением своих мыслей, принимать решения по различным вопросам и осуществлять эти решения» [3, с. 528].

Воля, по словам П.Ф. Каптерева, вносит новый принцип в педагогику, именно необходимость воспитания деятельной стороны человека. Способность осуществлять намерения и планы столь же важна, как и способность состав-

лять планы и проекты. Цельная, полная деятельность человека заключается в двух сторонах: в теоретическом исследовании и познании окружающего мира и в творчестве практическом - в осуществлении идей, теорий и планов в практической деятельности. «Трудно сказать, которая из этих сторон важнее в жизни человека, - рассуждает ученый, - обе существенны и необходимы. Знания, образование вещь крайне важная. Но что пользы в образовании, если у нас нет силы, которой мы могли бы осуществлять в жизни те идеалы, которые дает нам наука и образование?» [3, с. 550].

Петр Федорович сетует, что наиболее замечательные педагоги прошлого свои главные труды посвятили выработке правильных методов, наглядному обучению, элементарности и постепенности обучения. Развитие же воли, образование характера стояло на втором плане, было делом более или менее второстепенным. «Да и теперь еще науку воспитания многие, даже не чуждые педагогии, представляют в форме различных дидактик и методик, а не как науку о воспитании ума, чувства, воли, характера. Такая постановка воспитания одностороння и неправильна, -утверждает ученый, - и влечет за собой недостаток энергии в обществе, сонливость, отсутствие систематической напряженной деятельности, энергию прорывов с длинными периодами спяч-

© И.В. Сацукевич, 2009

293

ки. <.. .> Не нужно забывать, что практическая деятельность - особенная, самобытная сторона в жизни человека и требует особенной заботы и попечения» [3, с. 551].

Процесс развития воли П.Ф. Каптерев представляет следующим образом: сначала ребенку присущи действия рефлективные, инстинктивные и самобытные; под влиянием внешних влияний, через переживания чувства удовольствия или страдания эти самобытные действия вступают друг с другом в разнообразные сочетания. Если на ранних этапах развития ребенка действия непосредственно следуют за чувством; то потом мало по малу органы движения подчиняются речи, представляемым (воображаемым) формам движения, представлениям предметов, желаемой перестановке и изменению вещей. При этом чувства как будто отступают на задний план, пишет ученый, но они никогда не теряют своей руководящей роли [3, с. 545].

Собственно в выявлении этих чувствований и их анализе П.Ф. Каптеревым нет ничего нового со времени подробного анализа их И.Ф. Гербар-том. Вопрос о чувствованиях, их значении для формирования воли ребенка подробно рассматривался К.Д. Ушинским на страницах его фундаментального труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Но оригинальность и новизна подхода П.Ф. Каптере-ва заключается, на наш взгляд, в своеобразно представленной логике развития воли у ребенка и тех «педагогических выводах», которые следуют за его рассуждениями: «Главнейший вывод тот, что нужно заботиться о правильности и силе совершения органических процессов не только в видах здоровья тела, но и в видах здоровья души. Ненормальные органические процессы угнетают не только тело, но и душу, тогда как правильное совершение органических процессов - крепкие мускулы и нервы, здоровые дыхательные и питательные процессы, правильное и быстрое кровообращение - дает нам целый ряд приятных ощущений, служит источником наслаждения, обуславливает доброе, веселое настроение» [3, с. 113]. Таким образом, вопросы гигиенического ухода за ребенком и формирование волевых качеств личности в представлениях Петра Федоровича неразрывно связаны: «Очевидно, первая цель есть более ранняя и первоначальная задача, чем вторая. Достижение ее служит основой для второй. Впрочем строго разграничивать. разделять эти две

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

цели воспитания внешних чувств нельзя. Они тесно связаны между собой» [3, с. 191].

Наряду с развитием органических чувств в раннем детстве у ребенка появляется «чувство силы и развивающееся из него чувство мужества и чести» - как некое предвосхищение, сознание способности совершить одобряемые, заслуживающие уважения дела, преодолеть более или менее значительные препятствия. «Человек, полагающий, что он не в состоянии совершить известного дела, тем самым парализует свою деятельность, он уже пал духом и очень недалек от действительной неудачи». Главное педагогическое средство возбуждения и укрепления «чувства силы» - целесообразные посильные упражнения: «Когда ребенок видит, что он удачно выполняет свои работы, справляется со встречающимися затруднениями, подвигается вперед в своем умственном и нравственном развитии, у него невольно возникает доверие к своим силам, смелый взгляд на предстоящие работы, свободное отношение к окружающим лицам»[3, с. 525].

Если же ребенок замечает, что его силы ниже препятствий, что не он преодолевает затруднения, а затруднения - его, тогда является, по словам П.Ф. Каптерева, «крайне вредное для успеха воспитания чувство бессилия». Тогда и легкие дела будут казаться ребенку трудными. Главное педагогическое правило при развитии «чувства силы» состоит, по словам ученого, «в последовательном порядке работы, в постепенном увеличении трудностей» [там же].

Физическое воспитание непосредственно смыкается с воспитанием нравственным. Заботясь о развитии «чувства силы», пишет П.Ф. Кап-терев, нужно постоянно наблюдать, чтобы это чувство не перешло в пустую похвальбу собой, в презрение к другим, в высокомерное отношение к людям. «Это очень возможно и постоянно случается», - замечает ученый. Чтобы избежать такого явления, необходимо дать почувствовать ребенку, что есть трудности, превышающие его силы, с которыми ему не справиться, что есть люди, способности которых несравненно лучше и сильнее, чем у него [3, с. 525-526]. Таким образом, Петр Федорович советует сдерживать чрезмерные эмоции, вызывать сомнение в собственной исключительности и стимулировать стремление к перспективному развитию.

Вместе с чувством силы развивается и «чувство чести». Задача воспитателя по отношению

Прблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева

к этому чувству ребенка, по мнению П.Ф. Капте-рева, будет состоять в том, чтобы научить воспитанника находит свою честь во внутреннем достоинстве, в сознании своих способностей и хороших действий. Способы защищать оскорбленную честь также должны обратить на себя внимание воспитателя: «Как самую честь нужно полагать, главным образом, в нравственных достоинствах личности, так и способы ее защиты должны быть преимущественно нравственные, апеллировать нужно не к силе кулака или пистолета, а силе общественного мнения»[3, с. 526].

Из анализа суждений Петра Федоровича о «чувстве силы, мужества и чести» очевидно, что именно в этих чувствах автор видит начало формирования воли у ребенка и что нравственное воспитание ребенка начинается рано и непосредственно сопутствует его физическому развитию. Воля проявляется в умении владеть своими действиями, чувствами и мыслями, причем формирование этой способности у ребенка происходит не последовательно, а параллельно, одновременно. Ученый не рассматривает рефлексивные действия младенца в качестве волевых поступков, но усматривает в них «начала воли» [3, с. 528-529].

Во взглядах П.Ф. Каптерева о формирования воли ребенка нами выделен ряд педагогических правил (в контексте автор «Педагогической психологии» иногда называет их принципами):

1. Постепенность и последовательность с учетом возрастных особенностей ребенка - так как воля развивается постепенно, то и воспитание воли должно идти строго постепенно, сообразно с постепенным развитием воли. Необходимо постоянно иметь в виду возможности ребенка - нельзя слишком рано начать «дисциплинировать ребенка» - это приведет к перенапряжению детских сил.

2. Организация воспитательного пространства. Так как воля - это, прежде всего, способность целесообразных движений, действий, поступков, то задача воспитателя состоит в предоставлении полной свободы движений, совершаемых вследствие самобытной энергии организма и внешних возбуждений, отсутствие препятствий - это отрицательное условие развития воли. Положительное же условие - это предоставление возможностей для разнообразных упражнения, приучение к известным целесообразным движениям [3, с. 552].

3. Настойчивость и постоянство. Ученый

особенно настаивает на твердости воспитательных требований: «Если раз потребовали от ребенка совершения известного движения при известных обстоятельствах, то должны требовать этого движения во всех подобных случаях» [там же]. Нетвердость родительского руководства, изменчивость требований, утверждает П.Ф. Капте-рев, очень вредит правильному развитию воли. «В период неразумия детей необходимо руководить ими и вместе (в значении «в то же время» -И. С.) налагать запрещения на некоторые их действия» [1, с. 170]. Однако Петр Федорович всегда полагал, что «запрещение есть неизбежное педагогическое зло, которого чем меньше, тем лучше». Поэтому запрещения и требования должны быть продуманы и тщательно отобраны, все правила (и возможное их изменение) должны быть понятны ребенку и оправданы педагогическими целями: «Нужно помнить, что наша цель - воспитать человека самодеятельного, искреннего, с собственным почином, а не лукавого выполнителя приказаний» [там же].

4. Раннее приучение владеть чувствами - ребенок должен научиться ждать, терпеть и сдерживать свои чувства. Задача воспитателя - по возможности быстро исполнять все законные нужды и желания и систематически не удовлетворять прихоти и капризы. В противном случае, - предостерегает Петр Федорович, - мы не приучим ребенка к самообладанию, терпению, «рискуем сделать из него невыносимо требовательное существо» [3, с. 553]. Так как чувство прямо и непосредственно подавить нельзя, то нужно учить ребенка обращать внимание на какой-то другой предмет. С возрастом будут иметь значения и теоретические разъяснения необходимости самообладания.

Вопрос о свободе воли педагог рассматривает исключительно с психологической точки зрения, указывая на то, что философское и религиозное его рассмотрение для педагогической практики мало результативно: «С психологической точки зрения свобода воли и состоит в оценке мотивов и следовании тому, который покажется наиболее убедительным». Свободную волю П.Ф. Каптерев понимает как разумную оценку сравнительной силы мотивов и разумное следование убедительнейшему мотиву, который один становится той путеводной звездой, которая обозначает близкую или далекую цель [3, с. 569].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

По мнению П.Ф. Каптерева, власть человека

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

295

совершать те или иные поступки заключается, прежде всего, «в фиксации мотивов». Для формирования такого умения необходимо, чтобы борьба мотивов и выбор стали привычными для ребенка - достичь этого можно только систематическими посильными упражнениями воли. Привычка, по определению ученого, - не что иное, как «закрепление известного действия за известным мотивом»[3, с. 572].

«Педагогическое значение привычки громадно. У педагога нет более сильного средства влиять на питомца как образование привычек. <.> Посредством привычки воспитатель сделает возможным для питомца производить такое количество работы, с такой относительно малой затратой силы и в то же время с такой верностью и точностью, которые прежде казались совершенно невозможными; посредством разумной же привычки воспитатель уменьшит чувствительность питомца, научит его спокойно относиться к таким вещам, которые прежде вызывали сильные волнения, приятные ли неприятные, и таким образом мешали спокойному, разумному отношению к ним. Итак, сообщение добрых, разумных привычек одна из самых существенных задач воспитания»[3, с. 575-576]. Так выразительно и красноречиво оценивает Петр Федорович педагогическое значение привычки.

Привычки и навыки, нельзя не заметить, касаются определенного действия, система же привычек, их «множество», по словам П.Ф. Каптере-ва, определяют склонности ребенка. Этим термином ученый характеризует «стремление действовать в одном направлении, отдавать преимущество одной категории мотивов перед другими, слушаться их и определять ими свои

действия» [3, с. 581-582]. Из склонностей со временем развивается страсть - этим словом П.Ф. Каптерев определяет «такие мотивы, которые имеют абсолютное преобладание над всеми другими, которые перевешивают все <.> Чтобы совершить нечто великое, для этого необходимо все силы организма направить к одной цели, сосредоточиться на ней, не разбрасываться в своей деятельности <.> Все великое создается медленно, упорным, неустанным трудом <.> В страсти известный интерес перевешивает все другие, увлекает их за собой, определяет собой все действия и отношения» [3, с. 584-587].

Убежденность русского педагога о необходимости самого пристального внимания к вопросам воспитания воли ребенка уже в раннем возрасте, его представления о механизме и процессе становления воли, изложенные в ранних трудах ученого, приведут к формированию оригинальной педагогической концепции «нравственного закаливания», не утратившей своей актуальности для современной воспитательной практики [2].

Библиографический список

1. Каптерев П. Ф. О детской лжи // П.Ф. Кап-терев Детская и педагогическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -336 с. - С. 149-183.

2. Каптерев П. Ф. О нравственном закаливании // Образование. - 1899. - N° 10. - С. 1-16.

3. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей. - СПб.: Котомин, 1877. - 631 с.