Научная статья на тему 'Проблема влияния экономической культуры на развитие творческого потенциала специалиста'

Проблема влияния экономической культуры на развитие творческого потенциала специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая культура / творческий потенциал / социологическое исследование / предприниматели / economic culture / creativity / sociological research / entrepreneur

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Г. Иванов, В. Ю. Шубаева

В статье рассматриваются результаты социологического исследования, проведенного среди студенчества Санкт-Петербурга на предмет выявления уровня экономической культуры и творческого потенциала как основы не только для становления специалиста в вузе, но и его адаптации и профессионализации в экономической среде, профессиональной карьеры в условиях жесткой экономической конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Г. Иванов, В. Ю. Шубаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of impact of the economic culture on the development of creative capacities of a specialist

This article discusses the results of a sociological research conducted among students from St. Petersburg to determine the level of economic culture and creativity as the foundation not only for becoming a specialist in high school, but also their adaptation and professionalization in the economic environment, their professional career in the face of fierce economic competition.

Текст научной работы на тему «Проблема влияния экономической культуры на развитие творческого потенциала специалиста»

28. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.

29. Путь фриланса // www.weblancer.net.

30. Романов П. В. Гибкая занятость (флексибельность) // Социология труда. Теоретико-прикладной словарь / отв. ред. В. А. Ядов. -СПб.: Наука, 2006.

31. Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии // Отцы и дети: Поколен-ческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое лит. обозрение, 2005.

32. Сергеев В.К. Молодежная культура и СМИ. - М.:РИЦ ИСПИ РАН, 2002

33. Социология молодежи: учеб. / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ,1996.

34. Хардт М., Негри А. Империя / пер. с англ. под общ. ред. В. Г. Каменской. - М.: Праксис, 2004.

35. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Опыт социологического исследования. -СПб.: РХГИ, 2004.

36. Шевчук А. В. О будущем труда и будущем без труда (футу-рологические дискуссии) // Экономическая социология: электронный журн. (www.ecsoc .тввеБ .ги). - 2005. - Т. 6. - № 3. - Май.

36. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Знание, ИРЭ РАН, 2004.

УДК 33:008:331.102.312+057.4 ББК 60.561.2+60543.17

В. Г. Иванов, В. Ю. Шубаева

Проблема влияния экономической культуры на развитие творческого потенциала специалиста

В статье рассматриваются результаты социологического иссле -дования, проведенного среди студенчества Санкт-Петербурга на предмет выявления уровня экономической культуры и творческого потенциала как основы не только для становления специалиста в вузе, но и его адаптации и профессионализации в экономической среде, профессиональной карьеры в условиях жесткой экономической конкуренции.

This article discusses the results of a sociological research conducted among students from St. Petersburg to determine the level of economic culture and creativity as the foundation not only for becoming a specialist in high school, but also their adaptation and professionalization in the economic environment, their professional career in the face of fierce economic competition.

Ключевые слова: экономическая культура, творческий потенциал, социологическое исследование, предприниматели.

Key words: economic culture, creativity, sociological research, entrepreneur.

Современный специалист живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма, социальной эрудиции, значимых личностных, культурных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств и свойств. Все это в совокупности может отражать такое многомерное понятие, как «экономическая культура специалиста». С другой стороны, экономическая культура во всех своих проявлениях должна обязательно реализоваться в сквозном, системном процессе, определяемом через понятие «творческий потенциал личности»1.

Синтез и взаимопроникновение двух ведущих компонентов составляют основу не только для становления специалиста в вузе, но и его адаптации и профессионализации в экономической среде, а также служит основой для профессиональной карьеры, для «выживания» в условиях жесткой экономической конкуренции.

Следовательно, можно выделять структурный компонент личности специалиста, где ведущей характеристикой является экономическая культура, и процессуальный компонент, где главной характеристикой служит творческий потенциал личности

1 Творческий потенциал в силу своей фундаментальности может работать

не только в среде экономической культуры, но и представлять (как системная характеристика) другие сферы (не обязательно труда), проявляться в других процессах жизнедеятельности специалиста, например, в инновационной деятельности, в экономической или конструкторской деятельности и т. п.

111

Важность и актуальность формирования экономической культуры и развития творческого потенциала специалиста непосредственно в вузе объяснима, так как усложнилась та социально-экономическая среда, в которой будет работать выпускник вуза; возросла конкурентность и агрессивность экономической среды.

С другой стороны, выпускники россииских вузов, как специалисты с высшим образованием, выполняют и другую более узкую миссию как носители определенной (в соответствии с профилем вуза) технической, экологической, медицинской, экономической культуры. Для выпускника экономического университета ключевой, доминирующий, тип культуры - это экономическая культура.

В процессе трудовой деятельности возникает явление, известное под термином «конкуренция», т. е. экономическое, профессиональное, психологическое и социальное «состязание» за получение лучших должностей, лучшей зарплаты, лучших рабочих мест в конкретной экономической сфере (банке, коммерческой фирме, на частном или государственном предприятии).

В связи с этим повышаются требования не только к профессиональной компетентности, но и социальной (в широком смысле слова) эрудиции молодых специалистов экономического профиля, они должны обладать развитой организационной, социально-психологической и управленческой культурой, владеть навыками профессионального и личностного общения.

«Цементирующей» основой для соединения всех составных элементов экономической культуры выступает творческий потенциал специалиста.

Все это в совокупности обусловливает довольно высокие требования не только к экономической культуре выпускников высших учебных заведений, но и к развитию в системе высшего образования творческого потенциала будущего специалиста.

Можно создать гипотетическую модель экономической культуры молодого специалиста, приоритетное место в которой занимает уровень профессионализма, уровень про-

112

фессиональной культуры, т. е. система профессиональных знаний, умений и навыков. Это главное, что он получает в стенах высшего учебного заведения.

В конкурентной среде система профессиональных знаний, навыков и умений специалиста становится его главным ресурсом (товаром). Но это только на начальном этапе профессиональной деятельности специалиста.

И знания, и умения, и навыки становятся долговременным капиталом только при условии их креативного (творческого) использования, путем «расширенного» их воспроизводства, т. е. постоянно обновляемого объема. Следовательно, необходимо предъявлять более жесткие требования к развитию творческого потенциала в условиях обучения будущего специалиста.

Творческий потенциал, обеспечивая непрерывное обновление знаний и других элементов профессиональной компетентности, одновременно обеспечивает высокую конкурентоспособность специалиста. В этом смысле творческий потенциал становится второй составляющей качества подготовки специалиста и главной детерминантой его конкурентоспособности.

Как считают специалисты в области экономической психологии [2], организационная и управленческая культура, а также социально-психологическая культура, этика делового общения занимают значимое место в системе экономической культуры специалиста. Однако эти области всегда были достоянием творческого подхода, в особенности это касается психологических и этических сторон труда, организационной и управленческой культуры.

Каждая из составляющих экономической культуры (организационная, социально-психологическая, управленческая и т. д.) «работает» только через механизм творческого потенциала.

В исследовательском плане можно измерить и диагностировать уровень реализации творческого потенциала в каждом элементе экономической культуры, определить удельный вес раскрытия творческого потенциала личности специалиста. Выделим ведущие элементы экономической

113

культуры, в которых реализуются творческий потенциал (рис 1).

Оценка реализованности творческого потенциала (согласно рис.1) определяет его количественную меру, удельный вес в каждом из элементов экономической культуры. Здесь в наибольшей степени выражена диагностическая характеристика творческого потенциала, которая может замеряться как по личности (индивидуально), так и по группе специальностей, например, специалисты экономического или технического профиля.

Рис. 1. Диагностика уровня реализации творческого потенциала в системе элементов экономической культуры: 1 - профессиональная культура (профессиональная компетенция); 2 - социокультурная ориентация специалиста; 3 - социально-психологическая

культура; 4 - организационная культура; 5 - культура предпринимательства; 6 - корпоративная культура; 7 - культура делового общения; 8 - управленческая культура.

Проблема реализации творческого потенциала стоит очень остро уже непосредственно в начале профессиональной деятельности молодого специалиста. Это проявляется:

• во-первых, в результативности использования творческого потенциала в сфере предпринимательства;

• во-вторых, в становлении специалиста как профессионала;

• в-третьих, в раскрытии основных составляющих экономической культуры;

• в-четвертых, в способности или предрасположенности к созданию собственного предприятия.

Следовательно, во всех проявлениях и этапах трудовой карьеры специалиста большую роль играет уровень развитости, сформированности творческого потенциала. В этом смысле, творческий потенциал становится фундаментальной характеристикой всего трудового жизненного цикла, всей трудовой жизни специалиста-профессионала.

Такая постановка проблемы настоятельно требует оценки и измерения творческого потенциала и определения его состава.

Для оценки творческого потенциала в мае - июне 2006 года одним из авторов статьи (кандидатом экономических наук, доцентом В. Ю. Шубаевой) было проведено специальное исследование. Объектом данного исследования стали студенты с I по V курс высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

В проведенном исследовании приняли участие 300 студентов экономических и технических вузов Санкт-Петербурга. Из данной выборочной совокупности 150 студентов явились представителями восьми технических вузов (например, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

и другие вузы) и 150 студентов - представители двух экономических вузов: Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Для решения данных задач анализировались лишь качественные характеристики, способности и возможности студентов, рассматриваемых нами как потенциальных предпринимателей. Вопрос наличного капитала для организации собственного дела в анкете не затрагивался.

Из 300 респондентов 177 человек (59 %) - девушки, 123 (41 %) - юноши. 273 студента (91 %) являются городскими жителями, 27 (9 %) - представители сельской местности.

Исследование проводилось методом анкетирования.

Основные задачи исследования:

• установление наличия творческого потенциала и оценка его уровня;

• установление факторов, способствующих созданию собственного дела;

• выявление способности студентов выполнять различные функции, в том числе творческие, при организации предпринимательской деятельности;

• определение мнения различных групп социального окружения респондентов (например, родителей, друзей, студентов) на их возможное решение создать собственное предприятие;

• оценка возможности создания студентами в будущем собственного предприятия и способность справиться с данной задачей;

• определение необходимости базового образования для создания предприятия (в рамках университетского обучения);

• оценка силы мотивации студентов создать собственное дело и установление взаимосвязи данной силы мотивации и выявленного творческого потенциала респондентов.

Для выявления и оценки уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства у студентов высших учебных заведений нНами была предложена вербальная модель творческого потенциала предпринимателя (ТПП):

116

ТПП = f (БС; СС; ДНС; СЦТМ; ПЗ; ЖО; ОСПД; ЖД; И),

где: БС - биологическая составляющая;

СС - социальная составляющая;

ДНС - духовно-нравственная составляющая

СЦТМ - способность целенаправленно творчески мыслить;

ПЗ - профессиональные знания;

ЖО - жизненный опыт;

ОППД - опыт в сфере предпринимательской деятельности; ЖТ - желание творить; И - интуиция.

Условность представленной выше модели была определена следующими положениями.

1. Не все составляющие творческого потенциала могут быть оценены.

2. Не все факторы, способствующие формированию и развитию составляющих творческого потенциала, нам известны и соответственно учтены.

3. Нельзя определить приоритет какой-либо составляющей творческого потенциала, т. е. составляющие творческого потенциала будут иметь для нас равноценную значимость.

Данная модель стала основополагающей для выявления и оценки уровня выявленного творческого потенциала студентов, воспринимаемых нами в качестве потенциальных предпринимателей.

Кроме того, при оценке уровня выявленного творческого потенциала респондентов из модели были исключены биологическая составляющая (БС) и интуиция (И) вследствие невозможности их оценки. Отсюда в нашем исследовании вербальная модель ТПП приняла вид

ТПП= f (СС; ДНС; СЦТМ; ПЗ; ЖО; ОСПД; ЖД).

Каждая из составляющих творческого потенциала формируется под совокупным влиянием различных факторов, каждому из которых в анкете соответствует свой индикатор.

Например, социальную составляющую (СС) мы определили на основе анализа следующих факторов:

• мнение внешнего окружения (семьи, друзей, преподавателей, важных людей) о решении студента создать собственное предприятие;

• роль внешнего окружения (семьи, друзей, преподавателей, важных людей) в создании студентом предприятия;

• социальная среда (городской или сельский житель).

Способность целенаправленно творчески мыслить

(СЦТМ) мы отразили посредством оценки последствий, к которым приводит создание собственного предприятия, таких как:

• реализовать собственные мечты;

• применять творческое мышление;

• принимать участие во всех этапах проекта;

• иметь интересную работу.

На основе проведенного анализа полученных данных были выделены три группы студентов в зависимости от показателя уровня творческого потенциала.

С целью определения групп студентов, отличающихся показателем уровня ТП, была проведена равно интервальная группировка (табл. 1). Для удобства интерпретации результатов студенты были разделены на три группы.

Таблица 1

Характеристика уровней творческого потенциала _респондентов_

Значение показателя

Уровни уровня выявленного Кол-во Доля

выявленного ТП творческого потенциала в группе студентов студентов, %

Низкий ТП [0,410 - 0,601] 87 29,00

Средний ТП (0,601 - 0,791] 145 48,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий ТП (0,791 - 0,982] 68 22,67

Итого 300 100,00

Из приведенной выше таблицы мы заключаем, что основная масса респондентов 48,33 % (145 человек) обладают средним показателем уровня выявленного творческого

118

потенциала в сфере предпринимательства. Высокий показатель уровня ТП имеют 22,67 % студентов (68 человек).

Данные свидетельствуют о том, что студентов экономических вузов, обладающих более выраженным высоким уровнем творческого потенциала, на 47,1 % больше, чем студентов технических вузов с таким же уровнем творческого потенциала.

Таким образом, мы констатируем сохранение выявленной ранее тенденции: экономисты более приспособлены к творческой деятельности в сфере предпринимательства, чем будущие выпускники технических вузов в силу сформированного у них экономического типа мышления и в целом профессиональной подготовке, способствующей развитию предпринимательских навыков и умений (табл.2).

Таблица 2

Распределение студентов с высоким уровнем творческого _потенциала по направлениям обучения_

Направления обучения Количество студентов Доля студентов, %

Техническая 18 26,47

Экономическая 50 73,53

Итого 68 100,00

Если на средний показатель уровня выявленного творческого потенциала в сфере предпринимательства пол респондента не оказывает существенного влияния, то на основе анализа влияния пола на высокий показатель творческого потенциала мы можем утверждать, что у женщин в большей степени (на 24 %) выражен высокий уровень творческого потенциала в сфере предпринимательства, чем у респондентов мужского пола (табл. 3).

Таблица 3

Распределение студентов с высоким уровнем творческого _потенциала по полу_

Пол Количество студентов Доля студентов, %

Женский 42 61,76

Мужской 26 38,24

Итого 68 100,00

Выявление наличия творческого потенциала в сфере предпринимательства у студентов и его оценка проводились нами на основе личного мнения респондентов о своих способностях и возможностях, а также на базе косвенных факторов (уровень образования, наличие профессионального опыта, наличие опыта работы, профессия родителей и др.), способствующих формированию творческого потенциала будущего предпринимателя [1].

Наиболее сильная сторона нашего исследования - это анализ предрасположенности (мотивации) студентов к созданию собственного дела. В этом, по нашему мнению, в наибольшей степени проявляется синтез творческого потенциала специалиста и его экономической культуры.

Мы предполагаем, что большей подготовленностью и силой мотивации к организации и ведению собственного дела обладают студенты-экономисты, нежели чем студенты технических вузов. Делая данное предположение, мы исходим из того, что студенты-экономисты имеют более развитую экономическую культуру в силу профиля их подготовки, а также, возможно, в силу более богатого опыта работы или практики, связанных с предпринимательской деятельностью.

Ответы на вопросы анкеты позволили определить важность для профессиональной жизни каждого из 23 различных факторов. Наиболее значимыми, исходя из набранной суммы баллов, студенты считают:

• иметь интересную работу;

• иметь карьерную перспективу;

• реализовать свои мечты.

Отметим, что это наиболее сильные индикаторы творческого потенциала специалиста.

Наименее значимыми для потенциальных предпринимателей оказались факторы «иметь простую несложную работу» и «иметь работу, которая требует мало ответственности». Сумма баллов по этим факторам минимальна.

Таким образом, опрошенные студенты не боятся сложностей и ответственности в профессиональной деятельно-

сти, при этом стремятся к интересной работе, к карьерному росту и реализации своей мечты.

Ответственность воспринимается респондентами как основополагающий признак предпринимательской деятельности и имеет свое выражение через ответственное отношение к начатому делу, материальную и экономическую ответственность. При этом редко кто из респондентов имел в виду социальную и нравственную ответственность.

Важным моментом является то, что фактор высокого заработка студенты поставили лишь четвертым по значимости, т. е., по мнению студентов, он далеко не является основополагающим в профессиональной жизни.

Напомним, что главная цель любой предпринимательской деятельности - получение прибыли. По мнению Р. В. Ищути-на и С. Г. Светунькова, «для достижения этой цели предприниматель готов реализовать собственные способности, знания, умения, мастерство, новаторство и собственные усилия, но только в том случае, если иначе он прибыли не получит. Если же предприниматель может получить прибыль за счет слабостей, незнания или неспособностей других, он это непременно сделает» [1:227].

На основе результатов исследования мы можем говорить о приоритете у респондентов ценностей, связанных с реализацией ими личностных качеств и способностей более высокого порядка, нежели чем получение только прибыли (материальные ценности).

Ряд вопросов анкеты позволили проранжировать последствия, к которым, по мнению респондентов, приводит создание собственного дела. Основными последствиями были определены следующие (отмечены в приоритетном порядке):

• обретение высокого уровня ответственности;

• появление возможности быть самому себе начальником;

• обретение интересной работы.

Мы можем констатировать факт понимания студентами высокого уровня ответственности при организации собственного дела, возникающей возможности самому прини-

мать решения, а также того, что предпринимательская деятельность позволит обрести интересную работу.

Студенты в наименьшей мере связывают предпринимательство с такими факторами, как: иметь работу, требующую малой ответственности (минимальная сумма баллов); не слишком много работать; не иметь слишком стрессовой работы и иметь простую несложную работу.

Отсюда мы можем утверждать, что студенты - потенциальные предприниматели соотносят создание собственного предприятия с обретением возможности быть самостоятельным в своих решениях и держать за них ответственность.

Они реально оценивают тот факт, что предпринимательство требует большого труда, является сложной, ответственной и сопряженной со стрессом деятельностью. Отсюда мы утверждаем, что уже на III, IV курсе студенты знакомы с содержанием предпринимательской деятельности и понимают, какие качества и способности являются необходимым условием для ее осуществления.

Среди творческих (креативных) способностей и умений, подлежащих оценке респондентов, были выделены следующие:

• умение определить идею продукта или услуги;

• самоотдача проекту;

• умение рассчитывать проектные риски;

• умение определить важную информацию, относящуюся к рынкам и клиентам;

• умение определить важную информацию, относящуюся к конкурентам;

• умение рассчитывать бюджет проекта;

• способность получить банковское финансирование;

• способность получить финансовые средства от близких (друзей, семьи);

• способность привлечь акционеров;

• умение найти людей и организаций, готовых помогать и компетентных в административных, юридических, коммерческих и других вопросах;

• у мение урегулировать административные формальности, связанные с созданием собственного дела;

122

• способность находить компетентных сотрудников;

•умение планировать шаги в создании собственного

дела;

• умение управлять людьми.

Не трудно убедиться, что среди совокупности умений и способностей примерно каждый третий элемент - это индикатор экономической культуры, но он проявляется через механизм творческого потенциала (способностей).

По указанным функциям респондентами набраны наибольшие суммы баллов, демонстрирующие, что они связывают экономическую культуру предпринимательства, а в целом предпринимательскую деятельность не только с процессом управления другими людьми, но и предъявляют высокие требования лично к себе (личностная культура).

Выполнение функций, связанных с финансированием организации собственного дела, представляют наибольшую сложность для потенциальных предпринимателей. Так, студенты засвидетельствовали, что они чувствуют себя в наименьшей степени способными решить проблемы получения банковского финансирования, привлечения средств от близких людей и осуществления поиска акционеров.

Указанные причины, по нашему мнению, станут наиболее существенными причинами их отказа от создания собственного дела.

Положительную реакцию и поддержку в деле создания собственного предприятия, по мнению студентов, будут оказывать важные для них люди и друзья. На помощь и моральную поддержку родственников и преподавателей студенты рассчитывают в меньшей степени.

Несмотря на изложенное выше мнение студентов о том, что более реальной по окончании обучения в вузе для них выступает карьера специалиста, чуть больше половины (53 % респондентов) предпочли бы карьеру предпринимателя (табл. 4).

Таблица 4

Предпочтения студентов между созданием собственного

дела и карьерой специалиста в уже существующей _организации_

Если бы вы могли выбирать между созданием собственного дела и карьерой служащего, что бы Вы выбрали Кол-во студентов Доля студентов, %

Карьеру специалиста 6 2,00

Скорее, карьеру специалиста 16 5,33

Возможно, карьеру специалиста 22 7,33

Безразлично 53 17,67

Возможно, предпринимателем 44 14,67

Скорее, предпринимателем 51 17,00

Карьеру предпринимателя 108 36,00

Итого 300 100,00

Мы напоминаем, что, отвечая на один из вышепостав-ленных вопросов, студенты отметили в качестве двух основных факторов, привлекающих их в предпринимательстве, появление возможности быть самому себе начальником и обретение интересной работы, которые карьера служащего чаще всего исключает. Данный факт, по-нашему мнению, обеспечивает предпочтения студентов в выборе карьеры предпринимателя.

Именно отсюда, по-нашему заключению, идея создания собственного дела кажется привлекательной и очень привлекательной для 63,66 % респондентов. Лишь 2,33 % находят ее абсолютно непривлекательной и 1,67 % непривлекательной.

На основе результатов исследования мы пришли к выводу о востребованности студентами образования в области предпринимательства в рамках университетского обучения. Данный вывод был сделан в связи с тем, что 83,3 % студентов отметили факт необходимости для них данного вида образования. 54 % студентов считают необходимым сделать это образование обязательным.

В исследовании отмечен факт наличия у 25,3 % студентов образования в области создания предприятия. Подобное образование по большей своей части было получено в форме встреч с руководителями предпринимательских

структур и в процессе реализации учебного проекта по созданию предприятия.

Таким образом, каждый третий опрошенный студент экономических вузов уже имеют теоретическую подготовку в области предпринимательства и оснащен знаниями, которые могут способствовать реализации его предпринимательского потенциала.

Здесь могут быть реализованы такие важные составляющие экономической культуры, как профессиональная культура, культура предпринимательства, возможно, этика бизнеса (табл.5).

Таблица 5

Наличие у студентов теоретической подготовки _в области предпринимательства_

Направление обучения Доля студентов, обладающих теоретической подготовкой в области предпринимательства, %

Экономическое 33,3

Техническое 17,3

В процессе анализа материалов исследования нами доказано, что чем выше уровень творческого потенциала, тем выше сила мотивации к достижению цели, поставленной предпринимателем.

Для некоторых важных решений, например, мотивации студентов организовать собственное предприятие, элементы экономической культуры могут связываться в крупные мотивационные комплексы (мотивационные ядра), куда может входить совокупность типов культур (организационная, управленческая, предпринимательская).

Из всей совокупности (300 студентов) лишь небольшая часть обладают высокой силой мотивации организовать собственное дело. Этот показатель подтверждает сделанные выводы о том, что, несмотря на потенциальное внутреннее желание студентов создать собственное дело, в действительности решаются это сделать немногие из-за низкой степени мотивации.

Но при этом студенты с высокой силой мотивации имеют также высокий уровень творческого потенциала в области организации собственного дела. Из этой совокупности больше половины девушки, и показатель их силы мотивации также немного выше, чем у мужчин (средние значения 3,85 и 3,64 соответственно).

Итак, на основе результатов исследования, сделаем следующие выводы.

1. Опрошенные студенты не страшатся сложностей и ответственности в профессиональной деятельности, при этом стремятся к интересной работе, к карьерному росту и реализации своей мечты.

2. У студентов существует приоритет ценностей, связанных с реализацией ими личностных качеств и способностей более высокого порядка, нежели чем получение только прибыли.

3. Студенты - потенциальные предприниматели соотносят создание собственного предприятия с обретением возможности быть самостоятельным в своих решениях и держать за них ответственность.

Наиболее существенными причинами отказа студентов от создания собственного дела станут проблемы получения банковского финансирования, привлечения средств от близких людей и осуществления поиска акционеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительную реакцию и поддержку в деле создания собственного предприятия, по мнению студентов, будут оказывать важные для них люди и друзья. На помощь и моральную поддержку родственников и преподавателей студенты рассчитывают в меньшей степени.

4. Существует востребованность студентами образования в области предпринимательства в рамках университетского обучения.

5. Большинство студентов, теоретически более подготовленные к предпринимательской деятельности, студенты экономических вузов.

6. В среднем студенты обладают довольно высоким показателем уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства.

7. Студенты экономических специальностей обладают большим уровнем выраженного творческого потенциала в сфере предпринимательства, чем студенты технических специальностей.

8. Уровень образования также оказывает значительное влияние на среднее значение уровня творческого потенциала в сфере предпринимательства.

9. Среднее значение уровня творческого потенциала (ТП) для студентов женского пола незначимо отличается от среднего значения уровня ТП для студентов мужского пола. Влияние профессии как отца, так и матери на величину уровня ТП студентов проявляется незначительно.

10. Экономисты более приспособлены к творческой деятельности в сфере предпринимательства, чем будущие выпускники технических вузов в силу сформированного у них экономического типа мышления и в целом профессиональной подготовки, способствующей развитию предпринимательских навыков и умений

11. Духовно-нравственная составляющая творческого потенциала достаточно значимо связана с уровнем творческого потенциалом, а также с такими его компонентами, как наличие стремления целенаправленно творчески мыслить и желание творить.

12. Среднее значение силы мотивации организовать собственное дело у студентов экономического профиля существенно больше этого же показателя у студентов технических вузов.

13. Студенты экономических специальностей в большей степени мотивированы организовать собственное дело, что подкрепляет нашу первоначальную гипотезу о наличии у них большей силы мотивации в данной области.

14. Существует прямая зависимость силы мотивации к достижению цели от уровня творческого потенциала: чем выше уровень творческого потенциала, тем выше сила мотивации к достижению цели, поставленной предпринимателем.

Список литературы

1. Ищутин Р. В., Светуньков С. Г. Основы теории предпринимательства: учеб. для экономических специальностей вузов. - М.: Рос. Академия предпринимательства, 2005.

2. Уварова Л. И. Формирование экономической культуры в про -цессе вузовской социализации // Соврем. пробл. эконом. психологии в России. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.