Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ А. Т. АВЕРЧЕНКО В СЕВАСТОПОЛЕ: К 140-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ'

ПРОБЛЕМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ А. Т. АВЕРЧЕНКО В СЕВАСТОПОЛЕ: К 140-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО / ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА / ЛИТЕРАТУРНО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / ОБЪЕКТ ПОКАЗА / МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА / ПАМЯТНИК / ARKADY AVERCHENKO / LITERARY MAP / LITERARY-BIOGRAPHICAL EXCURSION / OBJECT OF SHOWING / MEMORIAL PLAQUE / MONUMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миленко Виктория Дмитриевна

В статье, приуроченной к 140-летнему юбилею уроженца Севастополя Аркадия Аверченко, анализируются пути возможного увековечения его имени в городе. На основе автобиографических и литературных маркеров воссоздаются севастопольские адреса детства и юности писателя, локализованные в районе улицы Сенявина (бывшей Базарной площади). Автор статьи ставит вопрос об активизации действий по сохранению памяти об А. Т. Аверченко на территории города детства писателя. В качестве наиболее перспективного адреса для мемориализации указывается бывший доходный дом Ветцеля по ул. Ленина, 4, где в апреле-июне 1920 года работал театр Аркадия Аверченко «Гнездо перелётных птиц». Предлагаются концепции возможных мемориальных досок и памятника писателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ARKADY AVERCHENKO’S PERPETUATION IN SEVASTOPOL: TO THE 140TH ANNIVERSARY OF THE WRITER

The article is devoted to the 140th anniversary of the famous native of Sevastopol Arkady Averchenko’s birth. The author analyzes the ways of the possible perpetuation of his name in the city. The addresses of Averchenko’s childhood and youth are recreated, localized in the area of Senyavin street (the former Bazaar Square), as well as a list of his works dedicated to this area. The concepts of a possible memorial plaques and monument are proposed. As the most promising address for memorialization, the former Wetzel apartment building on Lenin, 4, str., where in April-June 1920 the Arkady Averchenko’s theater “ The Nest of Migratory Birds ” worked, is named.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ А. Т. АВЕРЧЕНКО В СЕВАСТОПОЛЕ: К 140-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ»

Литературные юбилеи

Аркадий Аверченко: 140 лет со дня рождения

УДК 908

Миленко Виктория Дмитриевна

Кандидат филологических наук, доцент, Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: vika-milenko@yandex.ru

ПРОБЛЕМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ А. Т. АВЕРЧЕНКО В СЕВАСТОПОЛЕ: К 140-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ

В статье, приуроченной к 140-летнему юбилею уроженца Севастополя Аркадия Аверченко, анализируются пути возможного увековечения его имени в городе. На основе автобиографических и литературных маркеров воссоздаются севастопольские адреса детства и юности писателя, локализованные в районе улицы Сенявина (бывшей Базарной площади). Автор статьи ставит вопрос об активизации действий по сохранению памяти об А. Т. Аверченко на территории города детства писателя. В качестве наиболее перспективного адреса для мемориализации указывается бывший доходный дом Ветцеля по ул. Ленина, 4, где в апреле-июне 1920 года работал театр Аркадия Аверченко «Гнездо перелётных птиц». Предлагаются концепции возможных мемориальных досок и памятника писателю.

Ключевые слова: Аркадий Аверченко, литературная карта, литературно-биографическая экскурсия, объект показа, мемориальная доска, памятник.

Victoriya D. Milenko

PhD in Philology science, Associate Professor, Institute of Educational and Humanities, Sevastopol State University;

Russian Federation, Sevastopol

THE PROBLEM OF ARKADY AVERCHENKO'S PERPETUATION IN SEVASTOPOL: TO THE 140th ANNIVERSARY OF THE WRITER

Abstract. The article is devoted to the 140th anniversary of the famous native of Sevastopol Arkady Averchenko's birth. The author analyzes the ways of the possible perpetuation of his name in the city. The addresses of Averchenko's childhood and youth are recreated, localized in the area of Senyavin street (the former Bazaar Square), as well as a list of his works dedicated to this area. The concepts of a possible memorial plaques and monument are proposed. As the most promising address for memorialization, the former Wetzel apartment building on Lenin, 4, str., where in AprilJune 1920 the Arkady Averchenko's theater "The Nest of Migratory Birds" worked, is named.

Key words: Arkady Averchenko, literary map, literary-biographical excursion, object of showing, a memorial plaque, a monument.

Для цитирования:

Миленко, В. Д. Проблема увековечения памяти А. Т. Аверченко в Севастополе: к 140-летию писателя // Гуманитарная парадигма. 2020. № 2(13). С. 7-17.

Литературная карта Севастополя поистине уникальна — на ней представлены имена А. С. Грибоедова и В. А. Жуковского, Л. Н. Толстого и К. М. Станюковича, А. П. Чехова и И. А. Бунина, А. А. Ахматовой и А. И. Куприна, Максима Горького и В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского и К. М. Симонова, И. А. Бродского, В. С. Высоцкого, В. М. Шукшина, Юлиана Семёнова — и это далеко не полный перечень. Тем не менее в городе крайне мало мемориальных объектов данной тематики и до сих пор нет ни одного литературного музея. Что же касается имён писателей, некогда вычеркнутых из истории по политическим причинам, то они возвращаются в город не без трудностей. Аркадий Аверченко — пример такого тернистого пути, а ведь статус у этого имени особый.

«Король смеха» был уроженцем Севастополя, однако на малой родине его вспомнили только в 1990-е годы. Впервые переизданные тогда в России

сборники Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» (1921), «Записки Простодушного» (1921), «Нечистая сила» (1920) и прочие вызвали интерес к личности автора, удовлетворить который не представлялось возможным. О писателе-эмигранте почти ничего не было известно: сказались десятилетия забвения.

Впервые севастопольские страницы биографии Аверченко были воссозданы в 1999 году в монографии американского слависта Д. А. Левицкого «Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко», выпущенной московским издательством «Русский путь». Автор тем не менее установил далеко не все эпизоды и, в частности, не мог назвать точную дату рождения своего героя. Аверченко по причинам, о которых можно лишь догадываться, обычно указывал 1881 год, реже 1882-й, а в эмиграции предпочёл омолодить себя до 1884-го года. (Эта дата перешла на его могильный памятник на Ольшанском кладбище Праги.)

Д. А. Левицкий не имел возможности приехать в Севастополь и работать в архивах. Истинную дату рождения Аверченко только в 2000 году установила научный сотрудник Севастопольского городского архива Светлана Шевченко. Она обнаружила метрическую запись в книге записей актов гражданского состояния Петропавловской церкви: Аркадий Аверченко родился 15 (ст. ст.) марта и был крещён 18 (ст. ст.) 1880 года [8, с. 99]. Благодаря открытию С. Шевченко, о том, что 27 марта этого года мы отметили 140-летие Аркадия Аверченко, можно говорить с уверенностью. С той же уверенностью следует напомнить и о 95-летии со дня смерти писателя, наступившей 12 марта 1925 года.

Мой собственный путь в науке прочно связан с именем Аверченко. В наступившем XXI столетии систематическая работа по воссозданию севастопольского контекста биографии писателя велась уже мною. В числе прочего удалось разыскать его родственников, издать их воспоминания, получить цифровые копии их архива. Увидели свет мои монографии: «Севастополь Аркадия Аверченко» (Севастополь, 2007), «Аркадий Аверченко. Жизнь замечательных людей» (М., 2010), «Аркадий Аверченко: Беженские и эмигрантские годы (1918-1925)» (М., 2013, в соавторстве с А. Е. Хлебиной). Глава об Аверченко вошла в учебное пособие «Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века» (Севастополь, 2010), по которому занимаются литературным севастополеведением школьники и студенты. Найдены, собраны, переизданы и прокомментированы неизвестные публикации писателя из севастопольских газет 1919-1920 годов. Они представлены в сборнике «Аркадий Аверченко. Русское лихолетье глазами

"короля смеха"» (М., 2011) и в 10-м томе собрания его сочинений, выпущенном московским издательством «Дмитрий Сечин» в 2015 году.

В 2014 году совместно со специалистами Туристско-экскурсионного центра мною была создана пешеходная литературно-биографическая экскурсия «Аркадий Аверченко в Севастополе», что с тех пор проводится ежегодно, ко дню рождения писателя. Были прочитаны десятки докладов на конференциях, тематических лекций — студентам Севастопольского государственного университета, слушателям системы дополнительного профессионального образования, экскурсоводам, а также труппе Драматического театра им Б. А. Лавренёва ЧФ РФ, поставившей в 2017 году спектакль «Под холщовыми небесами» по миниатюрам Аверченко. Став большим событием культурной жизни, эта постановка сохраняется в репертуаре театра и сегодня.

Наконец, в числе самых оригинальных путей популяризации творчества писателя отметим проект «Севастополь Аркадия Аверченко», который в 2017 году осуществила газета Законодательного собрания «Севастопольские известия». В течение года мы совместно публиковали малоизвестные произведения Аверченко о Севастополе, их иллюстрировал знаменитый художник-карикатурист Василий Вознюк; параллельно проводилась литературно-краеведческая викторина, сообщались новости

аверченковедения и проч.

Одним словом, для возвращения имени писателя в родной город сделано немало. Но далеко не всё. Требуются и материальные, вещественные доказательства этого возвращения — мемориальные обозначения.

Десять лет назад, в дни 130-летия Аверченко, мне довелось рассказывать в газете «Слава Севастополя» о том, что решением Горсовета имя писателя присвоено новой улице в районе Фиолентовского шоссе. С тех пор улица Писателя Аверченко появилась на картах города, что не может не радовать. Однако уже тогда мы задавались вопросом: «...разве не заслужил человек, которого носила на руках дореволюционная Россия и которому рукоплескала Европа, большего?..» [6, с. 2] — в центре города о знаменитом уроженце по-прежнему ничего не напоминает. Это упущение всякий раз обсуждается участниками экскурсии «Аркадий Аверченко в Севастополе». Им не хватает мемориального объекта, что стал бы кульминационным, обеспечил бы «приём ритуала»: позволил бы цветы возложить, вспомнить человека, подумать, помолчать. В конце концов, поблагодарить Аркадия Аверченко за то, что он так много написал о Севастополе. Пока сделать это негде, и на

№ 2 (13), 2020 г.

данный момент экскурсии заканчиваются на Графской пристани, у мемориальной доски в память о Русском Исходе1. В связи с этим перейдём к возможным путям увековечения имени писателя.

Проблем на этом пути немало, и отнюдь не только материальных. Первая же трудность состоит в том, что до сих пор не известны точные адреса детства Аркадия Аверченко. Документальных свидетельств нет, а в рассказах писатель дом своего детства локализует на улице Ремесленной. Например, в «Смерти африканского охотника» (1914) находим: «Пора и в свой блокгауз на Ремесленной улице» [3, с. 410]. Или в «Страшном мальчике» (1914): «Широким полем расстилается умилительное детство — безмятежное купанье с десятком других мальчишек в Хрустальной бухте, шатание по Историческому бульвару <...>, возвращение домой под ласковым весенним солнышком, по протоптанным среди густой грязи, полупросохшим, упругим тропинкам, мимо маленьких мирных домиков Ремесленной улицы» [4, с. 6].

Казалось бы, мы располагаем привязкой к местности, но и она — проблема, потому что такой улицы больше нет. Не в смысле перемены названия, а вследствие её исчезновения как элемента городского пространства. Некогда улица Ремесленная проходила по дну Одесского оврага, пересекала Базарную площадь и обрывалась у Артиллерийской бухты. Это район нынешнего Комсомольского парка имени М. К. Байды, Центрального рынка и улицы Сенявина. Ремесленная улица в конце 1950-х -начале 1960-х годов была засыпана; теперь она под землёй.

Тем не менее есть возможность приблизительно указать, в каком именно районе Ремесленной жил будущий писатель. В фельетоне «Золотое детство» (1920), написанном в Севастополе, он заметил: «Три недели тому назад два школьника, идя в школу, увидели на базарной площади около дома бывш. Вульфа (дом, где я как раз провёл всё своё детство) — увидели на телеграфном столбе повешенного бандита Василенко» [2, с. 2]. Очевидно, искомый дом, где Аверченко «провел всё своё детство», стоял на пересечении Ремесленной улицы и Базарной площади. Данных о нём пока нет, ничего не даёт и его локализация на местности, так как сегодня на бывшей Базарной площади уцелел всего один довоенный дом: улица Сенявина, 3. Однако он не может быть домом Вульфа уже потому, что был построен (судя по дате на фасаде) в 1910 году. Значит, здесь не могло пройти детство Аверченко.

1 Аверченко эвакуировался из Севастополя 13 ноября 1920 года вместе с Русской армией генерала П. Н. Врангеля, поэтому 100-летие Русского Исхода, которое мы ожидаем в ноябре текущего года - важная дата, в том числе и для того, чтобы отдать дань памяти писателю.

www.humparadigma.ru № 2 (13), 2020 г.

Улица Сенявина, 3 (у левого обреза фото) — единственный сохранившийся на бывшей Базарной площади дом. Стрелкой обозначено место, где приблизительно стоял дом

Виндберга.

Фото автора, 2019 г.

Можно предположить (хотя и без уверенности), что к 1920 году домом Вульфа называли бывший дом Виндберга, стоявший чуть дальше нынешнего дома № 7 по улице Сенявина. Один его фасад выходил на Базарную площадь, другой — на Ремесленную и Торговую улицы. Известно, что в 1884 году, когда Аркадию было 4 года, в доме Виндберга располагалась лавка его отца, купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко. Возможно, здесь же произошёл эпизод, свидетельство о котором найдено в старых газетах известным севастопольским архивистом Н. М. Терещук: «...за несколько дней до Рождества ночью из бакалейной лавки купца Т. П. Аверченко <...>, которая находилась на базаре, путём взлома замков входной двери было украдено из конторки 20 руб.» [7]. Забавным тому подтверждением самого Аверченко является его рассказ в «Автобиографии» (1910) об отце, который якобы не торговал, а целыми днями ликвидировал последствия краж и пожаров [1, с. 18].

Словом, точного адреса, по которому вырос будущий «король смеха», пока нет. В то же время известно, где в 1901 году жили его родные: улица 4-я Продольная, 4. Это недалеко от Базарной площади, в начале современной улицы Новороссийской. Дом № 4 по ней есть и сейчас, но предстоит ещё выяснить нумерацию домов этой улицы до Великой Отечественной войны. К тому же, этот адрес не может быть адресом Аверченко: в 1901 году,

к которому «привязан» дом, писатель уже жил в Харькове. Хотя, разумеется, приезжал домой.

Таким образом, детство и юность Аркадия Аверченко прошли в районе бывшей Базарной площади, ныне улицы Сенявина. Эта местность и здешние нравы описаны им в упомянутых выше «Автобиографии», «Смерти африканского охотника» и «Страшном мальчике», а также рассказах «Ресторан "Венецианский карнавал"» (1916), «Три жёлудя» (1918), «Кулич» (1920), фельетонах «Варвары» (1918), «Болотные туманы» (1918), «Американцы» (1921) и проч.

Полагаем, именно здесь, в сквере, органично смотрелся бы памятник писателю, идею которого видим отчётливо. Это должен быть памятник и Аркадию Аверченко, и — шире — «Севастопольскому мальчишке», а ещё шире — «Севастопольскому детству». Возможно, это должна быть двухфигурная композиция: сидящий в кресле писатель Аверченко и прислонившийся к его ногам Аверченко-ребёнок. Первый — таков, каков писатель изображён на множестве фотопортретов. Второй предстаёт таким, каким он описан писателем в автобиографических рассказах: худой и нескладный, в индейском оперении и с луком. Он словно замер на полпути из дома на «Хрусталку» — пляж, который так называли уже в пору детства Аверченко и продолжают называть сейчас.

Эскиз памятника Аркадию Аверченко в Сквере 300-летия Российского флота на улице Сенявина. Идея В. Д. Миленко и В. В. Вознюка, 2019 г.

Что же касается возможной в этом районе мемориальной доски, то её текст мог бы быть таким:

ЗДЕСЬ,

в районе бывшей Базарной площади, родился и вырос известный писатель-юморист АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО (1880 -1925)

Теперь обратимся ко второму севастопольскому периоду биографии писателя, что пришёлся на годы Гражданской войны. В связи с этими событиями известно несколько точных адресов, но проблем с ними не меньше — ни один не сохранился.

Вскоре по прибытию в Севастополь в феврале 1919 года Аверченко жил на Нахимовском проспекте, 30, кв. 12. Приблизительно на этом месте теперь стоит Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского. Летом 1920 года писатель жил на улице МалоОфицерской, 27, кв. 5. Ныне это улица Воронина; невозможно даже примерно локализовать на ней этот дом.

Часто Аверченко бывал у своей младшей сестры Надежды Тимофеевны, что с 1912 года жила опять же в районе Базарной площади: улица Ремесленная, 2 / Банный переулок, 1. Этот дом снесли при послевоенной реконструкции Одесского оврага. Приблизительно на его месте теперь главный вход на Центральный рынок.

Не лучше обстоит дело и со служебными адресами писателя. Редакция газеты «Юг» (позже «Юг России»), в которой он работал, помещалась на улице Екатерининской, 20. Это район нынешнего Екатерининского сквера (напротив Дома офицеров Черноморского флота, ДОФа), дом не сохранился.

Аверченко сотрудничал и с Летним театром, и с театром «Ренессанс» на Приморском бульваре; оба здания утрачены.

Однако один адрес всё-таки уцелел: бывший доходный дом Ветцеля по улице Ленина, 4 (дореволюционный адрес: улица Екатерининская, 8). Здесь в апреле 1920 года Аверченко с актёрами открыли театр миниатюр «Гнездо перелётных птиц», ставший заметным явлением в культурной жизни города. Писатель регулярно появлялся в театре, принимал участие в программах, даже играл роли в постановках собственных пьес. Среди приглашённых гостей были Л. В. Собинов, «король фельетонистов» В. М. Дорошевич и др.

www.humparadigma.ru № 2 (13), 2020 г.

Бывший доходный дом Ветцеля (ныне улица Ленина, 4). Фото 1920-х гг.

Установка мемориальной доски на доме Ветцеля — во всех смыслах замечательная перспектива. Если её рассмотреть, Севастополь получил бы фрагмент некоей арт-улочки Серебряного века, ведь по соседству (№ 8) расположен дом деда Анны Ахматовой с мемориальной доской в честь поэта. К тому же Аверченко сейчас очень востребован в России именно как театральный автор, по его произведениям ставят интереснейшие спектакли. Да и название «Гнездо перелётных птиц» известно за пределами Севастополя. Достаточно сказать, что в 2018 году московский Драматический театр «Сфера» поставил одноимённый спектакль, возродив тем самым легендарный севастопольский коллектив. Последнее — ещё один аргумент. В апреле этого года «Гнездо перелётных птиц» отметило вековой юбилей.

Об увековечении театра Аверченко мы задумывались ещё в 2014-ом, после премьеры экскурсии «Аркадий Аверченко в Севастополе». Я делилась тогда с местной прессой: «Хочется верить, что мы доживём до тех времен, когда у нас появится ещё один объект показа, который органично вошёл бы в маршрут "Аркадий Аверченко в Севастополе" — если не памятник и не бюст, то хотя бы мемориальная доска и хотя бы на фасаде дома по улице Ленина, 4, где работало "Гнездо перелётных птиц". В конце концов, в том, что Аркадий Аверченко был настоящим севастопольцем, сомневаться не приходится» [5, с. 2]. Теперь, в юбилейный год, следует всерьёз задуматься над этим.

Текст и дизайн доски видятся примерно такими:

В ЭТОМ ЗДАНИИ

в апреле - июне

1920 года на сцене театра

"Гнезде перелетных птиц" выступал знаменитый уроженец Севастополя,

писатель-юморист

АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

АВЕРЧЕНКО

(1880-Х925)

•иЗЧ'лЗг

у,'}- '

•'«Лй»-'---

Эскиз мемориальной доски. Идея В. Д. Миленко и В. В. Вознюка, 2019 г.

Однако же и здесь возможны проблемы: здание по улице Ленина, 4 принадлежит Правительству г. Севастополя. Столь серьёзный официальный статус вполне может стать препятствием для размещения доски «театрального» содержания.

Таким образом, в числе перспективных мер, приуроченных к 140-летию со дня рождения и 95-летию со дня смерти Аркадия Аверченко, можем назвать следующие:

- установить мемориальную доску на одном из зданий по улице Сенявина, бывшей Базарной площади, где в 1880-х - 1890-х годах прошли детство и юность будущего писателя;

- рассмотреть возможность установки памятника Аркадию Аверченко в районе улицы Сенявина;

- установить мемориальную доску на фасаде здания по улице Ленина, 4, в котором в апреле-июне 1920 года работал театр Аркадия Аверченко «Гнездо перелётных птиц».

Проблем в процессе увековечения памяти нашего знаменитого земляка немало. Однако этим нужно заниматься, ведь Аверченко не просто громкое имя Серебряного века, но и имя европейского уровня. Ни Константин Станюкович, ни Римма Казакова (также уроженцы Севастополя) не вышли за

национальные рамки известности. Аверченко — вышел. Любой город гордился бы таким сыном; полагаю, что и нам пристало.

Литература

1. Аверченко, Аркадий. Автобиография / Аркадий Аверченко. Весёлые устрицы. СПб. : Изд-е М. Г. Корнфельда, 1910. 205 с.

2. Аверченко, Аркадий. Золотое детство // Юг. 1920. 6 февраля.

3. Аверченко, Аркадий. Смерть африканского охотника / Аркадий Аверченко. Бритва в киселе. М. : Правда, 1990. С. 407-414.

4. Аверченко, Аркадий. Страшный мальчик // Новый Сатирикон. 1914. № 51. С. 6-7.

5. Миленко, Виктория. Новая литературная экскурсия «Аркадий Аверченко в Севастополе» // Литературная газета + Курьер культуры: Крым -Севастополь. 2014. 14-27 марта.

6. Миленко, Виктория. Севастополец Аркадий Аверченко // Слава Севастополя. 2010. 27 марта.

7. Терещук, Н. М. Севастополь в новогодние, рождественские и крещенские дни: как это было // Слава Севастополя. 2015. 16 января. URL: ttps://slavasev.ru/ 2015/ 01/ 16/sevastopol-v-novogodnie-rozhdestvenskie-i-kreschenskie-dni-kak-eto-bylo-2/ (дата обращения: 01.12.2019).

8. Шевченко, С. К родословной А. Т. Аверченко // Отечественные архивы. 2001. № 5. С. 99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.