Научная статья на тему 'Проблема усвоения детьми дошкольного возраста семантики отвлеченных существительных'

Проблема усвоения детьми дошкольного возраста семантики отвлеченных существительных Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
453
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ABSTRACT SEMANTICS / DEFINITIONS GIVEN BY CHILDREN / STRATEGIES OF SEMANTIZATION / CATEGORIZATION OF THE WORLD / ОТВЛЕЧЕННАЯ СЕМАНТИКА / ДЕТСКИЕ ДЕФИНИЦИИ / СТРАТЕГИИ СЕМАНТИЗАЦИИ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слаутина Марина Васильевна, Ульм Алиса Роландовна

Статья посвящена проблеме усвоения детьми дошкольного возраста (от трех до шести лет) слов с отвлеченной семантикой. Материалом исследования послужили имена существительные, обозначающие свойства, качества человека, его поведение, образ жизни. Авторы сопоставляют детские толкования значений отвлеченных существительных с дефинициями толковых словарей и выявляют их сходства и различия. На основе анализа детских дефиниций определены основные стратегии семантизации отвлеченных существительных: описание характера, поведения человека, которому приписывается определенное свойство, качество и описание ситуации, в которой это свойство проявляется. Выступая как «наивный» лексикограф, ребенок выбирает удобную ему стратегию семантизации слова и строит дефиниции по определенным моделям, которые отражают способ категоризации мира и закономерности познания ребенком окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of assimilation of semantics of abstract nouns by preschool children

The article deals with the problem of assimilation of semantics of abstract nouns by preschool children (3-6 aged).The research is based on nouns denoting properties, qualities of man, his behavior, lifestyle. Based on the analysis of definitions given by children, the authors reveal the main strategies of semantization of words with abstract semantics. The authors compare the definitions of abstract nouns given by children with the definitions presented in the dictionaries revealing their similarities and differences. In the terms of analysis presented by the children main strategies of se-mantization of abstract nouns are determined: character's description, his behavior, denoting particular properties, qualities of a person, including the description of the situation in which this property manifests. Being a "naive" lexicographer, the child chooses a suitable strategy of semantization of words and definitions, create certain models that reflect the way of categorization of the world and patterns of child cognition of reality.

Текст научной работы на тему «Проблема усвоения детьми дошкольного возраста семантики отвлеченных существительных»

М.В. СЛАУТИНА, АР. УЛЬМ

(Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 372.46 ББК Ч410.241.3

ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМАНТИКИ ОТВЛЕЧЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ18

Аннотация: Статья посвящена проблеме усвоения детьми дошкольного возраста (от трех до шести лет) слов с отвлеченной семантикой. Материалом исследования послужили имена существительные, обозначающие свойства, качества человека, его поведение, образ жизни. Авторы сопоставляют детские толкования значений отвлеченных существительных с дефинициями толковых словарей и выявляют их сходства и различия.

На основе анализа детских дефиниций определены основные стратегии семантизации отвлеченных существительных: описание характера, поведения человека, которому приписывается определенное свойство, качество и описание ситуации, в которой это свойство проявляется. Выступая как «наивный» лексикограф, ребенок выбирает удобную ему стратегию семантизации слова и строит дефиниции по определенным моделям, которые отражают способ категоризации мира и закономерности познания ребенком окружающей действительности.

Ключевые слова: отвлеченная семантика, детские дефиниции, стратегии семантизации, категоризация мира.

В процессе освоения лексико-семантической системы русского языка особую трудность для ребенка представляют отвлеченные существительные, значение которых не выводится из

18 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-04-00322 «Русская лексика как межчастеречная система: полное идеографическое описание в лексикографических параметрах»), РФФИ (проект № 13-06-00444 «Русские синонимы в системном освещении: структурно-семантический, идеографический, когнитивный и культурологический аспекты»).

180

собственного чувственного опыта: «...ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения» [Федоренко 1984: 55]. Степень «отвлеченности» значения данных существительных различна: от слов, называющих собственно абстрактные понятия до отглагольных и отадъективных существительных со значением действия или признака, семантика которых, в принципе, может быть извлечена из наблюдаемой, воспринимаемой ситуации.

В качестве материала для анализа мы выбрали отвлеченные существительные, обозначающие свойства, качества, состояния человека, его поведение, образ жизни: смелость, храбрость, доброта, глупость, хитрость, забота, бедность и т.п. Как отмечают исследователи, «подобные лексические единицы принадлежат пассивному словарю дошкольника, в активном словоупотреблении таких единиц нет даже у ребенка старшего дошкольного возраста» [Кусова, Демышева 2009: 56]. Информантами были дети дошкольного возраста (от трех до шести лет). Опрос проводился в виде устной беседы, детям было предложено ответить на вопрос Что это такое? При необходимости были заданы дополнительные уточняющие вопросы. При записи ответов детей фиксировались также невербальные знаки, если они относились к определению значения слова.

Усвоение детьми значения слова проходит несколько этапов и связано «с формированием знаний о мире и языковой картины мира, с формированием осознанной установки на использование (порождение) языковых единиц в соответствии с целью общения» [Гридина 2006: 54]. Слово считается усвоенным, если ребенок понимает его в чужой речи и употребляет его регулярно и в соответствии с лексическим значением. Известно, однако, что понимание слова и употребление его в детской речи отнюдь не означает, что по своей семантической структуре слово совпадает с соответствующей единицей «взрослого» языка: «подражательно усваивая форму, дети не всегда постигают адекватное значение слова. Часть его остается "пустой", другая часть неправомерно расширяется или сужается или интерпретируется вовсе произвольно» [Горелов 2003: 24]. Это подтверждается сопоставлением детских дефиниций со словарными статьями тол-

ковых словарей. Например: Доброта. Когда дружат друг с другом. Человек, который спасает людей или делает им что-то приятное или хорошее. Ср.: Доброта, -ы, жен. 1. см. добрый. 2.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый, -ая, -ое; добр, добра, добро, добры и добры. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий благо, добро, благополучие [СОШ].

В толковых словарях русского языка словарные дефиниции отвлеченных существительных, как правило, относятся к отсылочному типу (кроме толково-идеографических словарей, в которых для каждого лексико-семантического варианта приводится полная дефиниция). Отвлеченное существительное определяется через отсылку к производящему слову, таким образом актуализируются словообразовательные связи. Указание на производящую основу содержится и в определениях вторичных значений. Ср.: Хитрость. 1. см. Хитрый. 2. Хитрый поступок, прием [СОШ]. Анализ детских дефиниций показывает, что ребенок дошкольного возраста также ощущает связи между единицами одного словообразовательного гнезда, последовательно включая их в толкования. Данный факт указывает на формирование ме-таязыковой способности ребёнка, которая проявляется в осознанной рефлексии над словообразовательными связями. Например:

Хитрость. Когда хитришь. Когда чем-нибудь обманываешь и обхитрил. Это хитрый человек, который может украсть что-нибудь.

Глупость. Который глупый человек и еще делает все по-глупому, по-глупому себя ведет, кошку может обидеть.

Злость. Человек злой. Человек злится.

В интерпретации ребенка внутренняя форма слова может быть неправильно истолкована, и само слово соотнесено с другой производящей основой. Так, существительное бедность многие из опрошенных детей ошибочно соотносили с прилагательным бедный в значении 'несчастный' (Человек бедный. Это тот, кто попал в беду. Значит, кто-то кого-то обидел, бедная собачка, например). Таким образом восстанавливается несуще-

ствующая словообразовательная цепочка бедный - бедность ('состояние, образ жизни бедного, несчастного человека') и заполняется лексическая лакуна. Такая интерпретация внутренней формы отвлеченного существительного бедность представляется нам семантически обоснованной, поскольку реализует потенциальную возможность образования узуального слова - омонима к уже существующему в языке. Данный пример «парадоксальной мотивации и семантизации слова (по принципу ложно-этимологических сближений)» демонстрирует нереализованный словообразовательный потенциал лексической единицы [Гриди-на 2012: 21].

Определение значения слова начинается с выбора базового идентификатора, который репрезентирует категориально-лексическую сему. Это отражает мыслительную операцию отнесения понятия к определенной категории, выбор его места в иерархии понятий. Не обладая достаточным словарным запасом, ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, испытывает затруднения с выбором слова, через которое можно истолковать отвлеченное существительное: такие операторы, как свойство, качество, поведение, поступок либо отсутствуют в его лексиконе, либо относятся к пассивной его части. Однако сами категории, на наш взгляд, выделяются достаточно точно (Ср. классификацию имен существительных в ТИСРС). При описании значения отвлеченных существительных, обозначающих свойства, качества человека и его поведение дети выбирают две стратегии семантизации, которые условно можно назвать «Тот, кто.» и «Это когда...». Первая стратегия заключается в описании характера, поведения человека, которому приписывается определенное свойство, качество, а вторая - в описании ситуации, в которой это свойство проявляется. В целом это совпадает с интерпретацией семантики перечисленных выше существительных в толково-идеографических словарях, где они включены в денотативные сферы «Интеллект», «Эмоции», «Оценка», «Социальные отношения», «Экономика» и далее - в денотативно-идеографические группы, связанные с описанием характера и поведения человека. Так, существительные смелость и храбрость в БТСРС включены в сферу «Социаль-

ные отношения», группу «Поведение», а в СТСРР относятся к сфере «Эмоции» и внутри нее к оппозитивно организованной группе «Смелость - трусость», включающей лексические единицы, описывающие эмоциональное поведение человека [см.: БТСРС, СТСРР].

В рамках обеих стратегий реализуется ряд приемов описания семантики слова, частично совпадающих со способами семанти-зации в толковых словарях. Так, стратегия «Тот, кто...» предполагает описание субъекта - носителя свойства, качества. В дефиниции субъект может быть представлен обобщенно, в этом случае используются идентификаторы кто-то; тот, кто; тот, который; (такой) человек и под. Напр.: Кто-то ничего не боится (смелость); Это тот, который не боится темноты, зверя, который очень-очень страшный (смелость); Это такой человек, который злой. Он всех обижает (злость); Человек, который спасает людей или делает им что-то приятное или хорошее (доброта). Однако, как пишет С. В. Плотникова, «для усвоения слов достаточно высокого уровня обобщения необходимы определенные когнитивные предпосылки, т.к. такие слова не имеют конкретного денотата» [Плотникова 2011: 111]. В словах с преимущественно сигнификативным значением закреплен результат обобщения признаков целого класса понятий, поэтому ребенку достаточно трудно представить себе абстрактного субъекта - носителя признака. Обобщенная семантика конкретизируется за счет указания на круг денотатов: Если человек красивый. Или животное. Или вещь (красота). Это тот, который глупый. Глупый зверек, глупая птица (глупость). Но даже в этом случае «человек вообще», «животное вообще» или «вещь вообще» соотносится в сознании ребенка с конкретным человеком, животным, предметом, которые «выбираются» из ближайшего окружения: Миша хитрый, он две конфеты съел, а я - одну (хитрость); Я добрая (доброта). Конкретизация семантики может осуществляться также за счет указания на прототипическо-го носителя определенного признака, что отражает не только личный опыт ребенка, но и культурный опыт социума. Так, в сознании детей хитрость устойчиво соотносится с лисой: Это лиса, она с хитростью, потому что она ловит мышей, зайцев.

Вот какая она хитрая.

Стратегия «Это когда.» реализуется через описание ситуации, в которой проявляется определенное свойство, качество субъекта. Такая ситуация может быть представлена максимально обобщенно, вне связи с конкретными характеристиками: Когда человек что-то сделал неправильно (глупость); Это когда кто-то что-то делает все наоборот (хитрость); Это когда кто-то что-то доброе делает (доброта). Отметим, что подобные дефиниции в детской речи встречаются редко. Как правило, при описании ситуации ребенок переходит на более низкий уровень обобщения, представляя типичную ситуацию, которая является результатом обобщения жизненного (не только житейского, но и зрительского, читательского) опыта ребенка и представляет собой некую «сумму», совокупность повторяющихся ситуаций, реальных или вымышленных. Напр.: Это когда пожилым людям помогаешь. Всем помогаешь (доброта); Это ухаживает за ним, присматривает за ним, за человеком, за кошкой, если она какает или ест (забота); Это когда кто-то что-то красиво делает: маникюр, прическу, одевается... Или макияж (красота). Наконец, детский эгоцентризм в восприятии мира обусловливает появление дефиниций, в который семантика отвлеченного слова толкуется через описание предельно конкретной ситуации, «действующими лицами» которой являются сам ребенок и люди из его ближайшего окружения: Мама волосы красит и красивая потом она (красота); Я о бабушке забочусь, приношу ей фрукты. Обо мне сестра так заботилась, когда я болел (забота); Там однажды была авария. Миша побежал через дорогу, и мы побежали. Миша храбрый. Если бы мы остались на островке, в нас бы попали осколки машин (храбрость).

С. Н. Цейтлин отмечает, что при формировании лексического значения слова для ребенка значимы ситуативная закрепленность и предметная соотнесенность [Цейтлин 2000:62]. Конкретность детского мышления требует определенной логики толкования семантики слова: от общего к частному, от обобщенного к конкретному. Ребенок, даже обладая достаточным уровнем логического мышления, позволяющим соотносить между собой явления действительности, выделять категории разных уровней абстракции, испытыва-

ет потребность в доказательстве, подтверждении сделанных обобщений: Это когда кто-то добрый, никого не обижает. Никого не ловит, зайцев. Ласкает кошек, ласкает собак. Добрый доктор кого-нибудь лечит (доброта).

Взаимосвязь общего и конкретного в детском сознании подтверждает и тот факт, что дети последовательно и регулярно включают оценочный компонент в семантику признакового слова. Оценивается само свойство, качество, человек как носитель этого качества и результат, последствия «реализации» его в конкретной ситуации: Делаешь что-то плохое и злое (злость); Это когда какой-нибудь человек схитрил, плохо поступил (хитрость); Когда человеку что-то делают хорошо, ему это нравится (забота); Когда плохо делаешь людям и тебе хорошо потом (хитрость); Это когда кто-то плохо делает. И потом его ругают (глупость). Ребенку дошкольного возраста в целом свойственна категоричность, полярность оценки явлений действительности: шкала между «хорошо» и «плохо» практически отсутствует. Однако он вполне способен понимать условность, амбивалентность оценки (хорошо/плохо при определенных условиях) и ее непостоянность, «фазисность»: Это иногда хорошо, иногда плохо (хитрость); А если не помогаешь - ты плохой (доброта); Хитрый человек становится, тогда он плохой (хитрость). Включение оценочного компонента в семантику слова отражает потребность ребенка не только номинировать явления действительности, но и соотнести их со своей системой ценностей, подвести под определенную ценностную категорию. «Ущербность» оценки (хорошо / плохо) отнюдь не означает неспособности ребенка к более гибкому, дробному оцениванию действительности, но свидетельствует о недостаточном наполнении его лексикона соответствующими единицами.

Таким образом, детские дефиниции слов с отвлеченной семантикой отражают мыслительные процессы обобщения и дифференциации понятий: сначала на основе сходства выделяемых признаков явлений происходит обобщение и отнесение их к определенной категории, а затем - обратный процесс дифференциации понятий внутри категории, выделение типичного и единичного. Осознавая, усваивая отвлеченную семантику слова,

ребенок проходит путь от частного к общему; объясняя, толкуя значение усвоенного слова, «идет в обратном направлении» - от общего к частному. Выступая как «наивный» лексикограф, ребенок выбирает удобную ему стратегию семантизации слова и строит дефиниции по определенным моделям, которые отражают закономерности познания ребенком окружающей действительности и особенности процесса категоризации мира. Детские дефиниции свидетельствуют также и о проявлении элементарной метаязыковой способности, осознании знаковой сущности слова, «ценности» его самого, преодолении «наивного» отношения к слову как неотъемлемой составляющей самого явления действительности.

ЛИТЕРАТУРА

БТСРС - Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. - М., 2005

СОШ - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

СТСРР - Словарь-тезаурус синонимов русской речи / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. - М., 2007

Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике / Под ред. К. Ф. Седова. - М., 2003

Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи. - М., 2006.

Гридина Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций. -Екатеринбург, 2012

Кусова М. Л., Демышева А. С. Развитие языковой личности ребенка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты. - Екатеринбург, 2009.

Плотникова С. В. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие. - М., 2011.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.

©Слаутина М.В., 2015 ©Ульм А.Р., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.