Научная статья на тему 'Проблема устойчивого развития в России и за рубежом'

Проблема устойчивого развития в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1267
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE FIRST CONFERENCE UNO ON SETTLEMENTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RF / INNOVATION / MODEL OF ECONOMIC INCREASE / ECONOMIC / SOCIAL AND ECOLOGICAL REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скотаренко Оксана Вячеславовна

В статье раскрыто понятие устойчивого развития, обозначены основные этапы реализации регионального аспекта теории устойчивого развития, предложены основные направления региональной политики, обеспечивающей устойчивое развитие, а также обоснована необходимость перехода России на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Скотаренко Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper the concept of sustainable development has been revealed; main stages of regional aspects of sustainable development theory have been pointed out; some ways of regional policy assuring sustainable development have been proposed; necessity in innovation way of development for Russia has been proved.

Текст научной работы на тему «Проблема устойчивого развития в России и за рубежом»

Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за рубежом

УДК 332.1

Проблема устойчивого развития в России и за рубежом

0. В. Скотаренко

Экономический факультет МГТУ, кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами

Аннотация. В статье раскрыто понятие устойчивого развития, обозначены основные этапы реализации регионального аспекта теории устойчивого развития, предложены основные направления региональной политики, обеспечивающей устойчивое развитие, а также обоснована необходимость перехода России на инновационный путь развития.

Abstract. In the paper the concept of sustainable development has been revealed; main stages of regional aspects of sustainable development theory have been pointed out; some ways of regional policy assuring sustainable development have been proposed; necessity in innovation way of development for Russia has been proved.

Ключевые слова: Первая Конференция ООН по населенным пунктам, устойчивое развитие, Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, инновационная модель экономического роста, экономическая, социальная и экологическая региональная политика

Key words: The First Conference UNO on settlements, sustainable development, Concept of sustainable development of RF, innovation model of economic increase, economic, social and ecological regional policy

1. Введение

На сегодняшний день в развитии региональной экономики как науки много неизученного, что является закономерным явлением для российской действительности, поскольку до недавнего времени в условиях административно-командной организации экономики регионам как субъектам федерации отводилась очень малая роль. Отсюда принципиальное значение имеет развитие региональной экономики как науки, одной из основных целей которой является изучение экономической устойчивости с целью ее оптимизации.

2. Основные этапы реализации регионального аспекта теории устойчивого развития

В основе теории устойчивого развития лежит выдвинутая академиком В.И. Вернадским теория преобразования (под воздействием научной мысли и человеческой деятельности) биосферы в ноосферу -сферу разума. Дальнейшее развитие цивилизации в значительной степени зависит от уровня образования населения, вплотную столкнувшегося на пороге XXI века с вопросами ресурсосбережения, перенаселения планеты и т.д.

История самого термина "устойчивое развитие" фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие "устойчивое развитие", которое было закреплено как термин на упомянутой Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Урсул, 2000).

Проблема устойчивого развития тесно связана с развитием регионов, находящихся на их территории городов и населенных пунктов. Основные этапы реализации регионального аспекта теории устойчивого развития приведены в таблице.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г. была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под "устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы" (О концепции..., 1996).

Концепция ориентирует государство и российское общество на стратегию устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущего поколения людей.

В России проблема устойчивого развития воспринимается широко и в то же время неоднозначно. "Многие авторы считают, что это проблема противоречия между принципиально недостижимыми для всего населения Земли идеалами общества потребления и естественным стремлением человека к достижению более высоких стандартов жизни. Другие считают главным

34

Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.

стр.34-37

содержанием устойчивого развития проблему противоречия между бездумным, хищническим подходом к удовлетворению нужд сегодняшнего дня, борьбой отдельных групп и государств за контроль над мировыми ресурсами - и подходом к этим нуждам с позиций социального партнерства, взаимовыгодных на далекую перспективу межгосударственных и межрегиональных (как внутри-, так и надгосударственных) отношений, заботы о будущих поколениях человечества" (О концепции..., 1996).

Таблица. Основные этапы реализации регионального аспекта теории устойчивого развития

Дата, место Событие Результаты

Лето 1976, Ванкувер (Канада) Первая конференция ООН по населенным пунктам Принята Ванкуверская декларация, в которой сформулированы главные возможности и решения, направленные на необходимость реализации эффективной политики развития населенных пунктов с учетом местных условий, исторического и культурного наследия, с соблюдением прав и потребностей социально наименее защищенных групп населения

1986 Всемирная организация здравоохранения предложила проект "Здоровые города" К проекту за время его существования присоединились более тысячи городов всего мира

1990 Публикация Европейской комиссией Зеленой книги, посвященной проблемам городской окружающей среды Главными источниками загрязнения были названы европейские города, решение обозначенной проблемы было возложено на местные власти

Июнь 1990, Торонто (Канада) Международный семинар "Населенные пункты и устойчивое развитие" В 1992 году опубликованы труды семинара под названием "Устойчивые города", где приведены результаты анализа состояния окружающей среды в городах всех регионов мира в 80-х гг.

Сентябрь 1990 Всемирный конгресс местных администраций за устойчивое будущее Основан Международный совет местных экологических инициатив, в который вошли представители свыше 200 городов из 42 стран. В настоящее время это одна из крупнейших и наиболее активных международных организаций, которая представляет интересы местных властей перед международным сообществом, что позволит совместно решать проблемы по оздоровлению окружающей среды, защиты населения, устойчивого развития регионов

1994, Ольборг (Дания) Европейская конференция по устойчиво развивающимся городам Принята Хартия городов Европы "Вперед к устойчивости", которая была подписана представителями 120 городов. Основная цель кампании - согласно Программы Европейского союза "Вперед к устойчивости" к концу 1996 года разработать на местном уровне экологические действия, направленные на устойчивое развитие городов

Октябрь 1996, Лиссабон (Португалия) Вторая конференция по устойчивому развитию больших и малых европейских городов Подведены первые итоги программы. Более 240 городами поддержана кампания "Европейские города за устойчивое развитие" и подписана Хартия

Россия утвердила многосторонние международные конвенции и договоры по защите окружающей среды (Конвенция по биологическому разнообразию. Изменения климата и др.).

Несмотря на это упомянутые целевые ориентиры России к устойчивому развитию сопровождаются дальнейшим движением страны по пути неустойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом аспектах. Чтобы обеспечить переход страны к устойчивому развитию, в настоящее время является важным на государственном уровне концептуальные направления устойчивого развития превратить в практические действия по выходу страны из системного кризиса.

35

Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за рубежом

Поскольку проблема перехода к устойчивому развитию связана с рациональным использованием природных ресурсов, которые по территории страны распределены неравномерно, решение данной проблемы следует решать, в первую очередь, на уровне регионов, так как именно регион является главным составляющим элементом государства и основной характерной особенностью реализации модели устойчивого развития в России.

Российский регион представляет собой сложную многоуровневую структуру, являющуюся важнейшим элементом национальной экономики. На экономику России значительное влияние оказывают такие явления, как глобализация и регионализация, вызванные интернационализацией мировой экономики.

Глобализация связана с открытостью национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, действующим в мировой экономической системе. Одним из принципов регионализации является защита территории от негативного влияния мирового сообщества путём использования экономических преимуществ регионов (Халиков, 2004).

Являясь федеративным государством, Россия в качестве ключевых проблем испытывает не проблемы ассоциации территорий, а проблемы их безопасности, экономической самостоятельности и устойчивого развития.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности. Низкий уровень социально-экономических условий в стране определяет острую необходимость оперативного и эффективного повышения качества жизни населения. Главная цель эффективного управления устойчивым развитием регионов - минимизация финансовых средств, необходимых для стабилизации социально-экономического положения и повышения качества жизни населения (Слотин, 1999).

В экономическом, социальном и экологическом состояниях регионов существуют различия, которые определяют необходимость разработки и принятия соответствующих эффективных решений в области приоритетных проблем их стабильного развития. Так, промышленные регионы с высоким научно-техническим потенциалом населения могут оказать на экономическое развитие страны наиболее значимое влияние.

Регионы разрабатывают многоцелевые программы решения приоритетных проблем социальноэкономической стабилизации и устойчивого развития с учетом главных особенностей их экономического и экологического состояний, от качества которых зависит реальное развитие регионов. Поэтому разработка многоцелевых программ стабилизации и устойчивого развития регионов должна осуществляться с использованием современной методологии принятия эффективных решений, основу которой составляют математико-статистические методы экспертной оптимизации решений, методы математического моделирования процессов социально-экономической стабилизации и устойчивого развития регионов, методы многоцелевой оптимизации гарантированных решений, методы многоцелевого прогнозирования устойчивого развития регионов.

Устойчивое развитие региона предполагает экономически эффективное, социальноориентированное и экологически допустимое развитие социально-экономической системы в целом. Современные стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика в равной степени должна быть ориентирована как на удовлетворение потребностей населения в настоящем времени, так и на сохранение возможностей для будущих поколений. Таким образом, устойчивое развитие подразумевает сохранение и преумножение всех компонентов совокупного капитала общества. Рост капитала может быть обеспечен соответствующей инвестиционной политикой региона (Основные..., 2002).

Отечественная инновационная система стала более зрелой. В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции (Инновационное..., 2008).

По мнению руководителя Комитета по промышленной политике и регулированию естественных монополий РСПП Вл. Евтушенкова: несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, в России сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он практически не изменился даже во время экономического подъема. Более того, под воздействием целого спектра объективных причин (зачастую внешних по отношению к промышленной деятельности) у компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса (исследованиям и разработкам, приобретению новых технологий, прав на патенты, патентных лицензий и т.п.). В связи с недостаточным финансированием реализация эффективных инновационных проектов затруднена, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике (Евтушенков, 2010).

36

Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.

стр.34-37

Основной целью инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации всех отраслей промышленности и сферы услуг.

Правительственная программа инновационного развития России разрабатывалась совместно министерствами образования и науки, экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, финансов.

На сегодняшний день в нашей стране нельзя говорить о хорошо организованной и последовательной системе национальной инновационной политики. Новые цели инновационной политики, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, зачастую запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. Эти и другие проблемы подтверждают необходимость продолжения комплексного изучения научноинновационной сферы, включая анализ ресурсов и непосредственных результатов ее функционирования, а также внешних факторов, определяющих динамику инновационных процессов, косвенных эффектов, проявляющихся в экономике и социальной сфере.

Россия может стать равноправным участником глобальных инновационных процессов, лишь преодолев многолетние стагнации сферы науки, образования, ускорение реализации инновационного сценария.

Следовательно, обеспечивать устойчивое развитие региона позволит региональная политика, имеющая такие ключевые направления, как экономическая, социальная и экологическая политика (см. рис.).

Рис. Основные направления региональной политики, обеспечивающей устойчивое развитие

Достичь цели социальной и экологической политики возможно только при наличии соответствующего объема финансовых ресурсов. Поэтому в обеспечении устойчивого развития региона ключевую роль играет именно региональная экономическая политика.

4. Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что в последнее время проблема перехода региона к устойчивому развитию поднималась и разрешалась различными методами как в зарубежных странах, так и во многих российских регионах. В силу различных причин российские регионы находятся в неравных экономических, социальных и экологических условиях, что обусловливает множество подходов к разрешению вопросов устойчивого развития региона.

Литература

Евтушенков В. Выход из кризиса невозможен без инновационного развития. Тематическое приложение газеты Экономика и жизнь, 2010. URL: http://www.ideg.ru/podr/inin.php.

Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М., ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 168 с., 2008.

О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ, № 440, 1996. Основные положения стратегии устойчивого развития России. Под ред. А.М. Шелехова. М., Наука, 161 с., 2002.

Слотин Ю.С. Оптимизация решений по управлению социально-экономической стабилизацией и устойчивым развитием регионов. М., ИПУ РАН - СПбГУ, с.149-151, 1999.

Урсул А.Д. Философия науки и концепция устойчивого развития. Философия науки, № 2, с.3-12, 2000. Халиков М.С. Регионализация и глобализация как две тенденции развития современного мира. Ломоносовские чтения 2004 г. Сб. статей "Россия и социальные изменения в современном мире ", т.1, с.157, 2004.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.