Научная статья на тему 'Проблема успеха и подлинного предназначения человека в современном обществе на примере произведения Германа Гессе «Игра в бисер»'

Проблема успеха и подлинного предназначения человека в современном обществе на примере произведения Германа Гессе «Игра в бисер» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
545
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / УСПЕХ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / СЛАВА / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / ИДЕАЛ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / MODERN SOCIETY / SUCCESS / SELF-SUFFICIENCY / FAME / DESTINY / IDEAL / SPIRITUALITY / SPIRITUAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна, Грудинина Виктория Дмитриевна

В статье рассматривается проблема достижения внешнего успеха в современном обществе и проблема реализации подлинного предназначения человека на примере философского произведения Германа Гессе «Игра в бисер». Показано, что на пути к внешнему успеху, обусловленному общественными критериями, происходит стирание самобытного бытия личности. Тогда как реализация подлинного предназначения человека заключается в личностном самопознании и саморазвитии, в духовном «восхождении по ступеням бытия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of success and true human destiny in modern society on the novel ''The Glass Bead Game'' by Hermann Hesse

The article considers the problem of achieving external success in modern society and the problem of the realization of authentic human destiny on the example of the philosophical works of Hermann Hesse ‘The Glass Bead Game’. It is shown that the path to external success due to social criteria, there is a blurring of the original existence of the person. Then as the realization of true human destiny lies in personal self-knowledge and self-development, spiritual «the ladder of existence».

Текст научной работы на тему «Проблема успеха и подлинного предназначения человека в современном обществе на примере произведения Германа Гессе «Игра в бисер»»

Г. В. Валеева, В. Д. Грудинина

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОБЛЕМА УСПЕХА И ПОДЛИННОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГЕРМАНА ГЕССЕ «ИГРА В БИСЕР»

В статье рассматривается проблема достижения внешнего успеха в современном обществе и проблема реализации подлинного предназначения человека на примере философского произведения Германа Гессе «Игра в бисер». Показано, что на пути к внешнему успеху, обусловленному общественными критериями, происходит стирание самобытного бытия личности. Тогда как реализация подлинного предназначения человека заключается в личностном самопознании и саморазвитии, в духовном «восхождении по ступеням бытия».

Ключевые слова: личность, современное общество, успех, самодостаточность, слава, предназначение, идеал, духовность, духовная самореализация

G. V. Valeeva, V. D. Grudinina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

THE PROBLEM OF SUCCESS AND TRUE HUMAN DESTINY IN MODERN SOCIETY ON THE NOVEL 'THE GLASS BEAD GAME' BY HERMANN HESSE

The article considers the problem of achieving external success in modern society and the problem of the realization of authentic human destiny on the example of the philosophical works of Hermann Hesse - 'The Glass Bead Game'. It is shown that the path to external success due to social criteria, there is a blurring of the original existence of the person. Then as the realization of true human destiny lies in personal self-knowledge and self-development, spiritual «the ladder of existence».

Keywords: personality, modern society, success, self-sufficiency, fame, destiny, ideal, spirituality, spiritual self-realization

В современном обществе, успех выступает критерием оценки личности: чем больших высот человек достигает в различных сферах жизни, чем больше у него власти, престижа и славы, тем выше его положение в иерархической структуре. Признание успеха каждого отдельного человека социумом укрепляет достоинство личности и усиливает чувство самоуважения. Современная социокультурная среда влияет на деятельность членов общества, создает определенные критерии престижа, а успех, цели и средства его достижения нередко находятся в полной противоположности с духовными ценностями. Подтверждением этому могут служить слова немецкого философа А. Шопенгауэра: «Люди в тысячу раз более заняты приобретением богатства, чем культурою духа, вопреки той очевидности, что то, чем мы являемся, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем» [4]. Культ успеха -

основа современного общества. «Успех - это, прежде всего, ценность и мотивация, цель жизни, определенная задача, диктуемая состоянием социокультурной среды. Ориентированность на успех, стремление к его достижению в различных сферах, являются структурными элементами социальной реальности, определяющими поведение общества» [1].

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что проблема достижения внешнего успеха в современном обществе поставлена достаточно остро. Полки книжных магазинов, интернет ресурсы, всевозможные тренинги успеха предлагают быстрые и точные методы самореализации, гарантируют счастье и быстрое исполнение всех желаний. Но так ли происходит на самом деле? Все чаще мы сталкиваемся с обратным результатом: несмотря на внешнюю самодостаточность, человек впадает в депрессию, чувствует себя отчужденным от мира и глубоко несчастным. Он добился признания и уважения, но потерял себя, его внутренний потенциал остался нераскрытым. Существующее глубокое противоречие между человеческой сущностью, его предназначением и запросами социума обосновывает актуальность выбранной нами темы исследования. Для анализа данной проблемы мы использовали философское произведение Германа Гессе «Игра в бисер». Это произведение, являясь жизнеописанием судеб героев, раскрывает всю палитру человеческих и социальных противоречий на пути к истине и самопознанию. Современные бизнес-источники и тренинги личностного роста дают готовые, отработанные советы по достижению успеха, утверждая, что таким образом можно познать себя. Внешне человеку предлагают свободу саморазвития, но методы и средства четко определены и пересмотру не подлежат. Утверждение, что проверенное всегда надежно, человек воспринимает как непреложную истину. С одной стороны, выбор есть, но внутренняя свобода потеряна.

Итак, проблему внутренней и внешней свободы на пути к себе можно ярко проиллюстрировать на примере произведения Г. Гессе «Игра в бисер». Один из эпизодов произведения представляет собой рассуждения мастера музыки на тему «свободных профессий». Словами героя приводится доказательство видимости свободы при выборе «важных и нужных» профессий. Мастер музыки утверждает, что свобода молодого человека ограничивается лишь выбором будущего поля деятельности: «После этого свободе конец» [2]. Выбрав какую-либо профессию, каждый стремится полностью реализоваться в ней, стать известным в своей сфере, достойным уважения и почитания. Но при этом человек оказывается «рабом низменных сил, он зависит от успеха, от денег, от своего честолюбия, от своей жажды славы, от своей угодности или неугодности людям» [2]. Путь к успеху, как замечает мастер музыки, обрекает нас на противостояние с собой и с другими. Достижение честолюбивых целей делает человека хитрым и упрямым, но становится ли он от этого сильнее? И в чем заключена настоящая сила, в соперничестве или в принятии и познании себя? Мы видим, что в борьбе человек достигает лишь кажущихся свободы и счастья, на самом деле теряя чувство собственного «Я».

«Свободным», направленным на успех профессиям, мастер музыки противопоставляет уклад и принципы касталийского общества. Здесь ученик не избирает профессию самостоятельно, о его талантах и склонностях судят учителя. Молодому человеку на протяжении учебной деятельности позволяют исследовать свои способности, ошибаться, но в конечном счете прийти к себе, познать свое «Я». «В пределах кажущейся несвободы каждый е1ес1ш (избранный) пользуется величайшей, какую только можно представить себе свободой». Выбор профессии происходит произвольно, ученик находит место, «где он может служить и быть свободным служа» [2]. Из слов мастера музыки мы делаем вывод о том, что одним из признаков успеха во «внешнем» мире является избежание совершения ошибок. Действительно, успех всегда говорит: ошибаться нельзя. Но, избегая противоречий, невозможно познать свое истинное предназначение. Эту мысль можно проиллюстрировать на примере жизненного пути главного героя произведения И. Кнехта. Добившись успеха в касталийском обществе, достигнув пика духовности, он, по мнению коллег и учеников, совершил самую большую ошибку в своей жизни - покинул пост Мастера Игры и решил стать простым учителем. Таким образом, Кнехт отказался следовать правилам, навязанным извне, и вопреки общественному мнению, выбрал путь, гармонирующий с его истинным предназначением. Словами главного героя автор произведения сравнивает личностные качества успешных и познавших свое предназначение людей. Г. Гессе говорит о том, что каждый человек имеет право выбора собственного пути. Кто-то получает чистую радость от деятельности, направленной на внешний мир, отождествляет себя с целями и задачами, благодаря чему добивается успеха любыми возможными путями. Такие люди делят жизнь на цель и средство, они не глупы и не грубы, а только лишь посредственны. Но достижение успеха такими путями не способно принести человеку истинное наслаждение и радость жизни. Есть и другой тип людей, для которых свойственно, прежде всего, созерцание и чувствование, а не действие. Именно они обладают индивидуальностью, способны стать мудрецами и пройти все ступени самопознания.

Проблема человеческого идеала, олицетворяющего успех неоднократно поднимается Г. Гессе на протяжении всего произведения. Путем сравнения понимания личности и индивида разными эпохами, автор приходит к выводу, что смысл этих понятий сильно трансформировался. «В прежние времена» успешной личностью считали человека, отклоняющегося от норм, идеалов, являющего собой чистую уникальность. Тогда как в современном обществе мы говорим о выдающихся людях в том случае, если перед нами те, кто независимо от их оригинальностей и странностей, как можно более полно подчинился общему порядку. Но, как известно, слепое следование догмам и идеалам не позволяет человеку раскрыться полностью. Современное понимание успешности автор соотносит с сократовским учением о добродетели и образом совершенного человека. Г. Гессе замечает, что достигший определенного статуса индивид, олицетворяет собой личность, практически полностью растворившуюся в своей «иерархической функции», с некоторой лишь долей «свежего обаяния и страсти». Сопоставляя размышления автора с

проявлениями современного общества, мы приходим к выводу, что духовная и этическая составляющие понятий личность, индивидуальность все более стираются и теряют свою значимость. Самобытность и свобода человека меркнут перед жесткими критериями успеха.

Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем обозначить основные принципы общества и социальной системы, по мнению автора произведения «Игра в бисер» Г. Гессе, ведущие к достижению успеха, но тормозящие раскрытие внутреннего потенциала. К ним относятся: борьба с природными задатками, желание подстроиться под общественные критерии успеха; следование четким правилам и отработанным методам на пути к саморазвитию; избежание совершения ошибок, стремление быть лучшим во всех сферах жизни; посредственное отношение к выбору средств и путей достижения успеха; стирание самобытности и индивидуальности личности на пути к славе и успеху.

Философское произведение Г. Гессе «Игра в бисер» затрагивает не только проблему успеха, но и раскрывает вопросы поиска предназначения на примере жизненного пути главного героя И. Кнехта. Стремление к духовному восхождению и самопознанию являются отличительными качествами этого удивительного человека. Главный герой ярко проиллюстрировал соответствующие жизненные принципы на примере стихотворения «Ступени». Можно видеть, как Кнехт призывает «сделать жизнь трансцендентальным движением» [2], не зная страха и печали идти вперед, открываться миру, исследовать окружающую действительность. В продвижении от «дали к дали» главный герой видит спасение души от внутреннего застоя и праздности. Примером этого служат строки: «Но только тот, кто с места сняться в силах, Спасет свой дух живой от разложенья...» [2].

Жизненный путь главного героя не представляет движение к какой -либо одной цели, душа И. Кнехта не ищет конечного пункта назначения. Высшая цель для героя - познание истины вещей. Каждый новый отрезок жизни является стремлением оказаться в центре себя. Это путь от точки к точке. Но, как утверждает сам герой, он не является непрерывным и прямолинейным. Можно проследить, что в один период миссия Кнехта заключается в защите интересов Касталии перед другом из «внешнего мира», затем он выступает посредником между двумя Орденами - касталийского и католического. Вскоре герой удостаивается почетного звания мастера игры в бисер, и, наконец, в конце жизненного пути возвращается к корням, понимает, что хочет стать простым, несущим свет и знания молодежи, учителем «вмиру», из которого вышел сам. Жизнь И. Кнехта - это движение по кругу, которое каждый раз возвращает героя к самому себе, заново пробуждая его. Можно сказать, что Г. Гессе, обосновывает течение жизни с позиций учения Ф. Ницше о вечном возвращении: «Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает. В каждый миг начинается бытие. Центр всюду. Кривая — путь вечности» [3].

В противовес жизненной позиции Кнехта можно поставить стремления современного человека. Ради чего мы живем, что ищем, за что боремся? В

большинстве случаев человек стремится к какой-либо одной честолюбивой цели. Мы мечтаем о деньгах, славе, престиже, при этом считая, что реализовываем себя полностью. Но, зачастую, получив все вышеперечисленное, чувствуем душевную пустоту. Это происходит из-за того, что упускается нечто более важное, чем внешний комфорт. Жизнь постоянно меняется и развивается, а вместе с ней меняется и человек. Каждое новое событие - шаг на пути к себе, поэтому боязнь открыться новому, выйти из своей зоны комфорта не дает возможности взойти на новые ступени самопознания. И. Кнехт является примером искателя истины и своего предназначения. Он, несмотря на занимаемый высокий пост Мастера Игры, отважился сказать себе, что этот путь уже пройден и настоящей радости больше не принесет. Кнехт не побоялся рискнуть и изменить жизнь. Этот поступок был вызван чувством внутреннего пробуждения, которое, на протяжении всей жизни вело героя к «ядру вещей» [2]. Сам И. Кнехт описывает свое восхождение по ступеням бытия так: «При «пробуждении» дело шло, видимо, не об истине и познании, а о действительности, о том, чтобы испытать ее и справиться с ней. Ты находил при этом не законы, а решения, попадал не в центр мира, а в центр собственной личности» [2]. И. Кнехт говорит в своем письме высшему начальству о том, что даже занимая высокую должность магистра не переставал чувствовать переходы со ступени на ступень. Но именно эта должность открыла герою новое направление развития - учить и воспитывать молодых людей, получать чистую радость от педагогической деятельности: «Моя жизнь, виделось мне, должна быть переходом за пределы, продвижением от ступени к ступени, она должна проходить и оставлять позади даль за далью, как исчерпывает, проигрывает, завершает тему за темой, темп за темпом какая-нибудь музыка» [2].

Таким образом, образ И. Кнехта доказывает нам, что это не просто достижение определенного успеха, цели, исполнение желаний. На наш взгляд, автор произведения вкладывал в понятие самореализация следующие аспекты: постоянное развитие, восхождение души по ступеням бытия; открытие себя с новых сторон; готовность пойти на риск ради духовного развития; желание раскрыть собственный потенциал, в противоположность достижению одной честолюбивой цели; выход за пределы зоны личного комфорта; внутреннее освобождение от страха изменить свою жизнь.

Итак, индивидуальность и подлинное предназначение человека определяют путь души, облагораживают и наполняют его внутренний мир. Стремление познать себя делает личность неповторимой, особенной, а главное - счастливой. Человек, не реализовавший себя - неполноценен. Все мы рождаемся, живем и умираем, но, как и чем наполнить жизнь зависит только от нас. Основной тезис экзистенциализма Жан-Поль Сартра «существование предшествует сущности» утверждает, что человек появляясь на свет, не представляет собой какую-либо идею природы. По утверждению Р. Декарта, каждый из нас рождается как 1аЬи1агава - чистая доска, что написать на ней -личный выбор каждого. Жизнь - собственное творение человека. Истина не дается, к ней необходимо прийти. Данные феномены бытия были

проанализированы нами в ходе проведения исследования. При сопоставлении понятий внутренняя самореализация и внешний успех мы пришли к выводу, о их разобщенности в современном обществе. Успех не является критерием духовной самореализации человека.

Анализируя философское произведение Г. Гессе «Игра в бисер» мы выявили основные принципы успеха человека в современном обществе, основными из которых являются: борьба с природными задатками, желание подстроиться под общественные критерии успеха; стирание самобытности и индивидуальности личности на пути к славе и внешнему успеху. Таким образом, важно отметить тот факт, что современная социальная система не направлена на раскрытие внутреннего потенциала, а лишь множит копии и стандарты. Также, нами была затронута проблема поиска и реализации предназначения человека. Мы сделали вывод о том, что самореализация и самопознание человека есть духовное восхождение по ступеням бытия. Главные критерии личности, ведущей поиск своего предназначения - это постоянное развитие, трансцендентальное движение, открытие себя с новых сторон, внутреннее освобождение от страха изменить свою жизнь.

Мы надеемся, что данное исследование, будет полезно и интересно каждому, кто желает быть не просто успешным, но и постоянно самосовершенствоваться, а также понять свою внутреннюю сущность, духовно обогащаться и развиваться.

Литература

1. Валеева Г. В. Успех как ценность современного общества [Электронный ресурс] // Культура и образование : электрон. журн. [2013]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2270 (дата обращения: 30.10.2016).

2. Гессе Г. Игра в бисер [Электронный ресурс] // E-LIBRA.RU. : электрон. библиотека. URL: http://e-libra.ru/read/318263-igra-v-biser.html (дата обращения: 30.10.2016).

3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра [Электронный ресурс] // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова : [сайт]. URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (дата обращения: 30.10.2016).

4. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости [Электронный ресурс] // bookz.ru : электрон. библиотека. URL: http://bookz.ru/authors/6opengauer-artur/aforizmi 323/1-aforizmi 323.html (дата обращения: 30.10.2016).

References

1. Valeeva G. V. Uspekh kak tsennost' sovremennogo obshchestva [Success as the value of modern society] // Culture and education: electron. journal [2013]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2270 (accessed: 30.10.2016).

2. Hesse H. Igra v biser [The Glass Bead Game] [Electronic resource] // E-LIBRA.RU: e-library. URL: http://e-libra.ru/read/318263-igra-v-biser.html (accessed: 30.10.2016).

3. Nietzsche F. Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra] [Electronic resource] // Lib.Ru: Maxim Moshkov's Library: [site]. URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (accessed: 30.10.2016).

4. Schopenhauer A. Aforizmy zhiteyskoy mudrosti [Wisdom of life] [Electronic resource] // bookz.ru : e-library. URL: http://bookz.ru/authors/6opengauer-artur/aforizmi_323/1 -aforizmi_323.html (accessed: 30.10.2016).

Статья поступила в редакцию - 30.11.2016 г. Статья допущена к публикации - 29.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.