УДК 159.9
Д. А. Ш амшурин
Проблема уникальности в проявлении индивидуальности путем экстериоризации внутреннего мира в молодежной среде
Статья посвящена проблеме уникальности в проявления индивидуальности путем экстериоризации внутреннего мира в молодежной среде. Автор касается таких форм выражения индивидуальности, как внешний вид и творчество, дает им оценку, а также освещает связанные с этим проблемы. Статья может заинтересовать психологов, социологов, маркетологов, специалистов по связям с общественностью, студентов, обучающихся на данных специальностях, а также другим заинтересованным лицам
Ключевые слова: уникальность, индивидуальность, экстериоризация, молодежь
D. A. Shamshurin
The problem of uniqueness in the manifestation of individuality by exteriorization of the inner world in the youth environment
The article is devoted to the problem of uniqueness in the manifestation of individuality by exteriorization of the inner world in the youth environment. The author deals with the forms of expression of individuality, as the appearance and creativity,giving them a rating, and also covers the related issues. This article may be of interest to psychologists, sociologists, marketing specialists, specialists in public relations, students in these disci p1ines,as well as other interested persons
Keywords: uniqueness, individuality, externalisation, youth
- ВЫ все индивидуальности! - сказал оратор.
- Мы все индивидуальности! - повторил зал.
- А я - нет, - сказала маленький человечек.
Арчет (Андрей Кузнецов, современный поэт и писатель)
бенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» [1]. «Акмеологический словарь» под общ. ред. А.А. Деркача определяет «индивидуальность» как «интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой, а также высший уровень развития личности» [2]. В работе В. Толочек. «Современная психология труда: глоссарий» приводится следующая трактовка данного понятия: «Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально-значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость» [3]. Очевидно, что различие определений исходит из области науки, в которой рассматривается данное понятие: психо-
1 постиндустриальном обществе проблема индивидуальности ее выражения приобретает все большее значение для молодежи, что связано как с увеличивающимся ростом населения Земли, так и с активным развитием массовой культуры. Это приводит к тому, что люди подстраиваются под шаблоны, навязанные произведениями массовой культуры, которые быстро становятся социальными нормами. Молодежь в основном понимает индивидуальность и ее проявление, как выражение своего внутреннего мира различными способами, что называется экстериоризацией внутреннего мира. Таким образом, формируется проблема формирования уникальных внешних проявлений своей личности.
Изучение проблемы требует четкого определения понятия «индивидуальность». Так объясняет этот термин интернет-энциклопедия Википедия: «Совокупность характерных осо-
pnojournal.wordpress.com 120
логия, социология и другие. В зависимости от сферы и цели исследования может применяться как одно, так и другое определение. Так в дифференциальной психологии индивидуальность трактуется как набор индивидуально-психологических свойств индивида, в психологии личности и социальной психологии — как особое личностное образование, и так далее. Существуют также попытки объединить различные определения, что позволит применять данное понятие междисциплинарно. Интегральная индивидуальность — это термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Но, к сожалению, исследование индивидуальности как интегрального явления на данный момент затруднено отсутствием единой научной парадигмы, в рамках которой оно могло бы исследоваться: как уже было упомянуто, различные направления и разделы науки понимают индивидуальность по-разному.
Проблему индивидуальности активно изучают многие ученые, такие как Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов, Б.Ф. Ломов и др. Данная тема сложна и комплексна, перед исследователями стоит множество вопросов, среди которых: как и в чем проявляется индивидуальность, каким образом данный термин можно применить к современной молодежи, формы выражения индивидуальности [4], как она влияет на становление стиля совладающе-го поведения [5] и т.д. Существует несколько подходов к рассмотрению этой проблемы. В этой статье за основу берется подход, выдвинутый Б.Г. Ананьевым в работах « Психология и проблемы человекознания» и «Человек как предмет познания». Б. Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность и субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью. Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека. Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый человек является индивидуальностью, так как его внутренний мир, а также совокупность различных черт личности и неповторимы. Однако, обращая внимание на определение, данное в «Акмеологическом словаре» под общ. ред. А.А. Деркача, проблема расширяется, так как в нее включается условие об уникальности, неповторимости личности. Если объединить подход Б.Г.Ананьева с определением А.А. Деркача, то получается, что проблема, в итоге, приобретает свою окончатель-
ную формулировку в виде темы статьи, то есть «Уникальность в проявлении индивидуальности путем экстериоризации внутреннего мира». В данной работе выделяется несколько сфер, в которых человек может проявить себя, показав свою уникальность, а также связанные с этим проблемы.
1. Индивидуальность во внешнем виде. В повседневной жизни большинство людей старается выделиться в основном за счет одежды. «Вы — это то, что на Вас надето» [6] - это выражение полностью определяет данный способ проявления своей индивидуальности. На данный момент существует огромное множество способов для этого: широкое разнообразие предметов одежды, обуви и аксессуаров, услуги модельеров и стилистов - свой стиль в современном обществе создать довольно просто. С одной стороны, такой способ выражения своей индивидуальности можно считать положительным фактором как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Таким образом, отпадает необходимость в долгом изучении вкусов, привычек, пристрастий любого человека, его характера — одежда дает определенную информацию о носителе. При этом употребление некоторых деталей в стиле может вызвать негативные эмоции со стороны других людей. Более того, возможно даже будет потеряна возможность установить продуктивную коммуникацию с человеком, т.к. некоторые детали о нем будут известны из его внешнего вида, и может не создаться почвы для хороших отношений: ведь процесс познавания людьми друг друга лежит в основе установления доверительной связи между ними. Также, стоит отметить следующую проблему: предметы одежды производятся массово, то есть всегда существует кто-то, носящий такой же предмет гардероба. Таким образом, полностью уникальный стиль удается создать очень редко. Конечно, существует одежда, отличающаяся от массовой, однако, она, в силу своей высокой цены, доступна очень малой доле населения. И, в дополнение, одежда не может отражать всех граней и аспектов внутреннего мира человека, а дает лишь приблизительную оценку или вообще может ввести в заблуждение. Касательно групп во внешнем виде наиболее ярко проявляют свою индивидуальность в неформальной среде. Существует множество «молодежных субкультур», у которых стиль одежды является одним из ключевых, наряду с другой системой ценностей и манерой поведения, способов отличиться от доминирующей культуры. Хотя, в попытке выделиться таким образом члены субкультур в определенной степени теряют свою личную индивидуальность, так как группа начинает навязывать каждому ее члену общий стиль, и определение субкультуры можно переформулировать как «множество людей, одинаково отличающихся от основной части общества».
Из этого следует вывод о том, что молодежные субкультуры, хоть внешне и выделяются из общества, на самом деле ограничивают возможность раскрыть индивидуальность личности в полной мере, являя собой более зацензуренную и по-своему консервативную часть общества.
2. Проявление индивидуальности через творчество. Здесь все зависит от личных пристрастий, окружения, интеллектуального уровня, определенных навыков и умений индивида. Поэзия, музыка, изобразительное искусство являются основными сферами проявления своей уникальности. Причем в современном мире появляется множество новых уникальных по содержанию и форме жанров, как, к примеру, программирование, веб-дизайн, моделирование трехмерных моделей и другие — эти виды творчества появились закономерно, в связи с развитием технологий. Однако, есть и такие новации в искусстве, как скульптуры из необычных материалов (мусор, автомобили после дорожнотранспортных происшествий), книжная вивисекция (вырезание скульптур из книг или перекраивание книги таким образом, что ее смысл кардинально меняется), стрит-арт (изображение объемных картин на асфальте улиц, площадей) и т.п., которые являются переосмыслением существующих норм и стандартов в искусстве. Люди, занимающиеся таким творчеством, а это, как правило, молодежь, особенно ярко и уникально проявляют себя, свою индивидуальность. При этом есть и те, кто выражают себя через поклонение тем, кто творит. Они выбирают себе кумиров, подражают их поведению. В этом случае говорить об индивидуальности тяжело, так как подражание — это уже не уникальность, а значит, есть те, кто похож, а из-за этого теряется неповторимость и отличие, которые требуются исходя из определений, приведенных в начале статьи. К тому же, человек перестает в какой-то мере существовать как индивид, он постепенно сливается с какой-либо группой таких людей, поклоняющихся кому-либо, она его поглощает и приравнивает к остальным, вне зависимости от того, насколько этот человек независим и индивидуален. Возможно, явление подражания обусловлено постоянным приростом населения, и тем, что проявить себя в современных условиях достаточно нелегко в силу того, что многое уже
было создано в прошлом и открыть новое — по-настоящему сложная задача.
Несмотря на растущее число способов самовыражения, отличиться и выделиться из основной массы людей сложно, так как изобрести что-то новое довольно трудно, а старое уже не является чем-то особенным, уникальным и новаторским. Обществу в принципе не нужны индивиды, мыслящие уникально, нестандартно, так как они в некоторой степени «разобщают» его, являются угрозой для его целостности. Общество стабильнее, проще управляется тогда, когда оно едино, а яркие индивидуальности зачастую не подчиняются социуму и он пытается бороться с ними. Пример такой ситуации можно найти в литературе: в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы». В этом произведении отражена, пусть и в утрированном виде, борьба общества со свободными личностями, которые создают угрозу существующему порядку, целостности и спокойствию общества. В реальной жизни такое тоже происходит, но не всегда. К тому же, существуют действительно опасные люди и группы людей, противостоящих обществу, преследуя свои цели и убеждения (террористы).
Индивидуальность может проявляться многими способами, начиная от внутренних проявлений, то есть мыслей и чувств самого индивида, его мечтаний [7] так и внешними
— одеждой, творчеством и другими. Выразить свою индивидуальность несложно, сложно сделать это уникально. Именно это обуславливает непрекращающийся интерес к данной теме. Основное значение проблеме уникального выражения индивидуальности внешними признаками придает именно молодежь, так как молодые люди проявляют стремление утвердиться в обществе, занять в нем место, в то же время отличиться, оставить след в истории и произвести впечатление на других людей, показать себя (проявить свои социально значимые отличия от других). Но увеличение количества населения, сильная роль средств массовых коммуникаций, а также быстрое и повсеместное распространение массовой культуры благодаря современным средствам связи — все это угнетает человека и заставляет искать новые способы самовыражения, что непросто в силу вышеизложенных причин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Википедия - свободная энциклопедия. Индивидуальность. [Электронный ресурс]. иЯЬ: Ьі1р://ги.'токіре&а.огдМікі/% П0%98%П0%БП%П0%Б4%П0%Б8%П0%Б2%П0%Б8%П0%Б4%П1%83%П0%Б0%П0%ББ%П1%8С%П0%БП%П0%БЕ%П1 %81%П1%82%Э1%8С. (дата обращения: 21.03.2014)
2. Библиотека - учебные материалы. ЗНАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ - Деркач А.А. (ред.). Акмеологи-ческий словарь - n1.doc. [Электронный ресурс]. иЯЬ: Шр://ЬіЬ.сот^ос8.огд/у5589/С?раде=3 (дата обращения 21.03.2014)
3. Национальная психологическая энциклопедия. Индивидуальность. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://vocabulary.ru/ dictionary/817/ word/individualnost. (дата обращения: 8.02.2014)
4. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личностей подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования, 2013. № 1. С. 54-60.
5. Скрипкарь М.В. Место мечты в процессе становления копинга молодежи // Перспективы науки и образования, 2013. №4. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://pnojournal.wordpress.com/archive/(дата обращения: 8.02.2014)
6. Скрипкарь М.В. Мечта как социологический феномен: теоретические основы исследования: монография. Хабаровск:
«Издательский дом «Арно», 2013. 168 с.
7. Скрипкарь М.В. Мечта как социологическая категория // Alma mater (Вестник высшей школы), 2013. № 9. С. 108-110.
REFERENCES
1. Wikipedia - the free encyclopedia. Individuality. [Electronic resource]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 21 June 2014).
2. Library of educational materials. KNOWLEDGE of HUMANITARIAN-TECHNOLOGY - A.A. Derkach (as amended). Acmeological dictionary n1.doc. [Electronic resource]. Available at: http://bib.convdocs.org/v5589/C?page=3 (accessed 21 June 2014).
3. National encyclopedia of psychology. Individuality. [Electronic resource]. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/817/ word/individualnost (accessed 21 June 2014).
4. Ostapenko G.S. Analysis of the characteristics of individuals teenagers with deviant behavior. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.1, pp.54-60 (in Russian).
5. Skripkar' M.V. Place of dreams in the process of becoming a coping youth. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.4. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 21 June 2014).
6. Skripkar' M.V. Dream as a sociological phenomenon: theoretical basis of research: monograph. Khabarovsk, Arno, 2013. 168 p.
7. Skripkar' M.V. The dream as a sociological category. Alma mater - Vestnik vysshei shkoly - Alma mater (journal of higher education), 2013, no.9, pp.108-110 (in Russian).
Информация об авторе:
Шамшурин Дмитрий Александрович
(Россия, Чита)
Студент специальности «Международные отношения»
Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the author:
Shamshurin Dmitrii Aleksandrovich
(Russia, Chita)
Students of the specialty "International relations" Zabaikalsky State University E-mail: [email protected]
pnojournal.wordpress.com 1