Научная статья на тему 'Проблема цивилизационного суверенитета России в современном многополярном мире'

Проблема цивилизационного суверенитета России в современном многополярном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
508
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСТВО / МНОГОПОЛЯРНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / CIVILIZATION / EURASIANISM / MULTIPOLARITY / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золкин Андрей Львович

Статья посвящена философскому анализу понятия цивилизационного суверенитета. Рассматриваются философские основания концепции многополярного мира. Развиваются идеи евразийской философии применительно к современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVILIZATIONAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA IN THE MODERN MULTIPOLAR WORLD

The article is devoted to the philosophical analysis of the concept of civilization sovereignty. Examines the philosophical foundations of the concept of a multipolar world. Develops the ideas of Eurasian philosophy in relation to contemporary socio-cultural situation.

Текст научной работы на тему «Проблема цивилизационного суверенитета России в современном многополярном мире»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

А. Л. Золкин

Московский университет МВД им. В.Я. Кикотя

ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ

Статья посвящена философскому анализу понятия цивилизационного суверенитета. Рассматриваются философские основания концепции

многополярного мира. Развиваются идеи евразийской философии применительно к современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: Цивилизация, евразийство, многополярность, суверенитет.

A. L. Zolkin

University of the Ministry of Interior of Russian Federation named after V. Y. Kikot (Moscow, Russia)

THE PROBLEM OF CIVILIZATIONAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA IN THE MODERN MULTIPOLAR WORLD

The article is devoted to the philosophical analysis of the concept of civilization sovereignty. Examines the philosophical foundations of the concept of a multipolar world. Develops the ideas of Eurasian philosophy in relation to contemporary socio-cultural situation.

Keywords: Civilization, Eurasianism, multipolarity, sovereignty.

Традиционная для русской философии полемика славянофилов и западников в настоящее время претерпела существенные изменения. Если прежде речь шла лишь о самоопределении России по отношению к Западу как к лидеру мирового развития (западники однозначно принимали в полном объеме, славянофилы требовали признания «особого пути»), то в настоящее время речь должна идти уже не об «особенностях», а о поиске полноценной метафизической альтернативы западному универсализму.

События последних лет показали, что в настоящее время западная цивилизация вступила в период глубокого кризиса. Скоро исполнится сто лет с момента выхода в свет произведения Освальда Шпенглера «Закат Запада» (в России известно как «Закат Европы»). Несмотря на то, что за это время Запад пережил множество кризисов, в настоящее время возникает ощущение того, что высказанные в этой книге прогнозы начинают сбываться.

Современная социокультурная ситуация имеет некоторые аналогии с поздней античностью. И тогда, и сейчас сиюминутность лежат в основе ключевых событий, которые опираются либо на пропагандистские мифы, либо на воспоминания о деяниях великих предков. Безудержное и безмерное манипулирование сознанием привело к тому, что современные авторы все чаще обращаются к «поиску параллелей между противоречивостью современной западной культуры и идеалами античной «линии софизма»» [1, с. 166]. Возникает ощущение бессмысленности современности. Не исключено, что

16

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

исторический момент предельно насыщен смыслом, но он полностью ускользает от понимания.

В этой ситуации Россия пытается сохранить политический суверенитет, реагируя на десуверенизацию, порожденную глобализацией. Но от правильной реакции до последовательной картины мира, до обоснованной фундаментальной альтернативы значительное расстояние. Становится очевидным, что государственный суверенитет должен быть расширен до цивилизационного суверенитета, который предполагает определенную картину всего мирового порядка.

Современная доктрина глобализации должна быть признанна империалистической и расистской по своей сути. В настоящее время на повестке дня стоит проблема укрепления цивилизационного суверенитета России через построение многополярного мира. После этого можно говорить о пути к новому планетарному единству через процесс диалога культур и цивилизаций.

В построении теории многополярности и отстаивании цивилизационного суверенитета России целесообразно воспользоваться идеями русских евразийцев. В частности, Николай Сергеевич Трубецкой в своей книге «Европа и человечество» [2] выстраивает модель интерпретации современного

миропорядка, основываясь на формуле: «Европа против человечества», где «Европа» и «человечество» выступают в качестве антиподов. Человечество -это совокупность традиционных обществ, Европа же есть агрессивная аномалия, стремящаяся навязать остальным странам особенности локального исторического развития как нечто универсальное. Н.С. Трубецкой доказывает, что претензии западной (романогерманской) культуры на универсализм несостоятельны и голословны. В силу этого неевропейские народы, т.е. собственно все человечество, оказываются в состоянии жертв, так как полная европеизация невозможна по определению, а ее элементы лишь раскалывают народы, заставляют смотреть на себя чужими глазами, подрывают и разлагают консолидирующий смысл культурной традиции. С.Н. Трубецкой считал, что с этим нельзя мириться и предлагает продумать варианты ответа человечества на вызов Европы.

Для этого необходимо осознать, что европейская культура не представляет собой универсальную культуру всего человечества, она есть создание ограниченной группы народов, имевших общую историю. Европейская культура ничем не совершеннее, не «выше» всякой другой культуры, созданной иной этнографической группой, ибо «высших» и «низших» культур и народов вообще нет, а есть лишь культуры и народы более или менее похожие друг на друга.

Важнейшей идеей Н.С. Трубецкого стала идея того, что развитие не тождественно вестернизации культуры, поскольку при таких условиях неевропейским народам приходится совершенно отказаться от самостоятельного культурного творчества, жить отраженным светом Европы, обрекать себя на фатальное отставание в развитии.

17

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Таким образом, современная философия многополярности, опираясь на идеи евразийцев, должна отбросить веру:

- в универсальность и исключительность западных ценностей, в то, что западные общества прошли в своей истории единственно возможный путь, который предстоит пройти всем остальным странам;

- в то, что безграничное техническое, экономическое и материальное развитие и есть ответ на самые насущные нужды всего человечества;

- в то, что люди всех культур, религий, цивилизаций и этносов принципиально такие же, как люди Запада, и управляются теми же антропологическими мотивами;

- в безусловное превосходство капитализма над другими социальнополитическими формациями;

- в безальтернативность рыночной экономики;

- в то, что либеральная демократия является единственно приемлемой формой политической организации общества;

- в индивидуальную свободу и индивидуальную идентичность как высшую ценность человеческого бытия;

- в либерализм как в исторически неизбежную, приоритетную и оптимальную идеологию.

Философия многополярности основана:

- на главном принципе свободы общества следовать своим историческим путем в любом направлении и создавать любые социально-политические и социокультурные формы;

- на отвержении всех форм расизма, в том числе расизма культурного, экономического, технологического, цивилизационного и т.д.;

- на признании множественности высших жизненных ценностей, покушение на которые должно повлечь за собой санкции всех политических и стратегических инстанций, признающих многополярный миропорядок;

- на понимании того, что в мире складывается революционная обстановка, поскольку Запад не может управлять миром по-старому, а страны не хотят жить по-старому, возрастает политическая активность всех субъектов международного права;

- на понимании особой роли России в мировом историческом процессе, на особом значении русской культуры в единстве ее религиозных и светских аспектов.

Теория множественности культур, первоначально сформулированная русским ученым Н.Я. Данилевским, а затем развитая О. Шпенглером и А. Тойнби, должна быть использована как методологический фундамент понимания многополярного мира [3, с. 78]. Следует учитывать, что многополярность цивилизаций не тождественна разнообразию культурных традиций. Помимо религиозных различий, своеобразия фольклора или достижений в искусстве, существенная асимметрия наблюдается и в сфере политико-правовой жизни и практики государственного строительства. Как ни привлекательны либеральные мифы о конце государства, но уже сейчас

18

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

становится ясным, что дилемма идеализированного рынка и демонизированного исторического государства является ложной. Российская государственность и правовая традиция имеют свои исторические особенности сравнительно с западноевропейской политико-правовой и культурной традицией.

Так, русский философ И.Ильин, подчеркивал, что даже теория права не может рассматриваться как формальная дисциплина, а представляет собой способ познания человеком и народом своей исторической судьбы [4, с. 183]. Уже русские консерваторы XIX осознали специфику политико-правового развития России [5, с. 91]. Разумеется, не все в их учениях можно принимать на веру. Да это и не нужно. Однако идея цивилизационного суверенитета России получила определенное освещение в их трудах [6, с. 234].

Русская философская традиция стремилась глубоко осмыслить проблему соотношения человека и общества, преодолевая индивидуалистические иллюзии либерализма и подчеркивая, что в становление индивидуальной нравственности важным этапом становится «переход к ориентациям на определенное место в обществе, сопрягаемое с системой обязанностей, моральным авторитетом и непосредственно воспринимаемым социальным порядком» [7, с. 77]. И, конечно, проблема цивилизационного суверенитета России не должна сводится к романтической идеализации и прямолинейной апологетике существующих политико-правовых институтов [8, с. 152].

Русская философия в целом, а особенно философия русского зарубежья, глубоко осмыслила специфику политико-правового развития России [9, с. 66], отвергнув идею универсального значения западноевропейского политикоправовых представлений. Непонимание цивилизационных особенностей развития России, идеализация западноевропейских политико-правовых институтов приводит ко многим странностям российского нигилизма [10, с. 210]. Так, А.В. Чертищев пишет о том, что «специфической чертой русского нигилизма, в отличие от западного идеалистического, является его рационалистический характер, культ «знания» [11, с. 225].

Это положение можно понимать таким образом, что рационализм мнимо универсализирует определенный порядок вещей, характерный для одной локальной цивилизации (Запад), но неприменимый для другой (Россия). Абстрактные построения, созданные на основе обобщения локального исторического опыта, при попытке применения в другой системе исторических координат приводят лишь к крушению социально-политической системы, к хаосу, нигилизму и разочарованию. «И дважды за один век, - справедливо отмечает М.М. Марченя, - Россия заплатила за непонимание собственной природы и механизма возникновения и развития общенародной смуты распадом исторически сложившейся имперской государственности: сначала царской, затем и советской» [12, с. 213]. Непонимание законов

функционирования социальной системы постоянно будет порождать социальную нестабильность [13, с. 205].

Многополярность грядущего мироустройства предполагает глубокое осознание определенной асимметрии в развитии цивилизаций, но не должно

19

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

приветствоваться как возникновение различных форм цивилизационного расизма. «В настоящее время, - пишет Н.В. Галанина, - несмотря на ориентацию на многополярность мирового пространства, все большие массы людей овладевают новым мышлением, которое отдает приоритет общечеловеческим ценностям и нормам над этническими, государственными, групповыми, исходя из идеи самосохранения человечества как вида» [14, с. 65].

Этот биосферный и ноосферный контекст общечеловеческого развития должен быть сохранен, а западноцентристский универсализм, который долгое время отождествлял себя с общечеловеческими ценностями, пересмотрен. Путь к культурному единству человечества в среднесрочной перспективе может мыслиться только через диалог цивилизаций, а не через распространение западноевропейских культурных принципов на все человечество.

Многие современные российские ученые связывают эту единую культуру с идеей ноосферы В.И. Вернадского. Однако реализация этих идей потребует времени, и можно согласиться с Г.В. Шашуриной в том, что «прежде чем сформировать новое, «ноосферное» мышление, человечество должно пройти достаточно длительный период» [15, с. 263].

Разработка идеи «ноосферного» единства человечества предполагает кардинальные изменения в нашем понимании мироздания в целом, причем фундаментальным основанием диалога культур является преодоление манипулирования сознанием, которое стало структурной характеристикой западной культуры. Поэтому требуется вдумчивое отношение иным трактовкам духовной деятельности, характерным для разных цивилизаций. Определенные контуры таких изменений были уже намечены в евразийском антропокосмизме [16]. «Замкнутость на персональном сознании (собственном Эго), -справедливо подчеркивает С.Р. Аблеев, - нередко способствует достижению внешнего успеха: в карьере или бизнесе. Однако такая жизнь, в конечном счете, не приносит радикальным индивидуалистам духовной радости, истинного счастья и удовлетворения от земного бытия» [17, с. 17].

Актуальность сегодняшнего дня имеет эпохальную перспективу: обнаружение новых моделей цивилизационного развития, отличных от западного пути.

Литература

1. Неганов В.В., Щелоков К.С. Античная софистика как один из истоков противоречивости современной европейской культуры // Философские исследования и современность. Вып. 4, 2015. С. 166-172. [Neganov V.V., Shhelokov K.S. Antichnaja sofistika kak odin iz istokov protivorechivosti sovremennoj evropejskoj kul'tury // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 4, 2015. S. 166-172. (In Russ.)]

2. Трубецкой Н.С. Европа и человечество [Электронный ресурс] //

История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. C 55-105. URL:

http://mmmuseum.info/node/4303 (дата обращения: 28.12.2015) [Trubeckoj N.S.

20

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Evropa i chelovechestvo [Jelektronnyj resurs] // Istorija. Kul'tura. Jazyk. M.:Progress, 1995.Р. 55-105. URL: http://rummuseum.info/node/4303 (data obrashhenija:

28.12.2015) (In Russ.)]

3. Золкин А.Л. Духовные основания права в философии И. А. Ильина // Философские исследования и современность. Вып. 4, 2015. С.78-92. [Zolkin A.L. Duhovnye osnovanija prava v filosofii I.A. Il'ina // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 4, 2015. Р.78-92. (In Russ.)]

4. Золкин А.Л. Эволюция философских воззрений И.А. Ильина и проблема методологии теории права // Вестник Московского Университета МВД России. 2015. № 5. С. 183-186. [Zolkin A.L. Jevoljucija filosofskih vozzrenij I.A. Il'ina i problema metodologii teorii prava // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2015. № 5. Р. 183-186. (In Russ.)]

5. Золкин А.Л. Философия права российского консерватизма. //

Философские исследования и современность. Вып. 3., 2014. С. 91-101. [Zolkin A.L. Filosofija prava rossijskogo konservatizma. // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 3, 2014. Р. 91-101. (In Russ.)]

6. Золкин А.Л. Право и социальная этика в философии русского консерватизма // Вестник Московского Университета МВД России. 2014. № 9. С. 234-238. [Zolkin A.L. Pravo i social'naja jetika v filosofii russkogo konservatizma // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. Р. 234-238. (In Russ.)]

7. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Проблема первоосновы морали (смысл

вопроса о происхождении морали) // Философские исследования и

современность. Вып. 4, 2015. С. 70-77. [Grjadovoj D.I., Strelkova N.V. Problema pervoosnovy morali (smysl voprosa o proishozhdenii morali) // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 4, 2015. Р. 70-77. (In Russ.)]

8. Медушевская Н.Ф. Понятие правового времени в контексте естественно-правового и позитивистского правопонимания // Философские исследования и современность. Вып. 4, 2015. С. 146-154. [Medushevskaja N.F. Ponjatie pravovogo vremeni v kontekste estestvenno-pravovogo i pozitivistskogo pravoponimanija // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 4, 2015. Р. 146154. (In Russ.)]

9. Золкин А.Л. Концепции философии права русского зарубежья // Философские исследования и современность. Вып. 2, 2013. С. 66-83. [Zolkin A.L. Koncepcii filosofii prava russkogo zarubezh'ja // Filosofskie issledovanija i sovremennost'. Vyp. 2, 2013. Р. 66-83. (In Russ.)]

10. Золкин А.Л. Философия права «русского зарубежья» и современная юридическая наука // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С.209-211. [Zolkin A.L. Filosofija prava «russkogo zarubezh'ja» i sovremennaja juridicheskaja nauka // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 8. Р.209-211. (In Russ.)]

11. Чертищев А.В. К философскому осмыслению особенностей русского нигилизма // Философские исследования и современность. Вып. 4, 2015. С. 223-248. [Chertishhev A.V. K filosofskomu osmysleniju osobennostej russkogo

21

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

nigilizma // Filosofskie issledovanija i sovremennost’. Vyp. 4, 2015. Р. 223-248. (In Russ.)]

12. Марченя П.П. Смутные поиски России: Смута в контексте россиеведения // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 213-215. [Marchenja P.P. Smutnye poiski Rossii: Smuta v kontekste rossievedenija // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. Р. 213215. (In Russ.)]

13. Фролова Т.Н. Социальная нестабильность: понятие и сущность // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. С. 200-210. [Frolova T.N. Social’naja nestabil’nost’: ponjatie i sushhnost’ // Filosofskie issledovanija i sovremennost’. Vyp. 4. M., 2015.Р. 200-210. (In Russ.)]

14. Галанина Н.В. Самоуправление как механизм социальной

организации // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. С. 59-70. [Galanina N.V. Samoupravlenie kak mehanizm social’noj organizacii // Filosofskie issledovanija i sovremennost’. Vyp. 4. M., 2015. Р. 59-70. (In Russ.)]

15. Шашурина Г.В. Современный взгляд на ноосферу: путь к единой культуре // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. С.255-270. [Shashurina G.V. Sovremennyj vzgljad na noosferu: put’ k edinoj kul’ture // Filosofskie issledovanija i sovremennost’. Vyp.4. M., 2015. Р.255-270. (In Russ.)]

16. Аблеев С.Р. Универсум Сознания: философские проблемы сознания в

евразийском антропокосмизме. М.: Амрита-Русь, 2010. 445 с. [Ableev S.R. Universum Soznanija: filosofskie problemy soznanija v evrazijskom

antropokosmizme. M.: Amrita-Rus’, 2010. 445 р. (In Russ.)]

17. Аблеев С.Р. Психическая стратификация сознания: имперсональный подход // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. С. 626. [Ableev S.R. Psihicheskaja stratifikacija soznanija: impersonal’nyj podhod // Filosofskie issledovanija i sovremennost’. Vyp. 4. M., 2015. Р. 6-26. (In Russ.)]

18. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М.: Наука, 2006. 308 с. [Meleshko E.D. Hristianskaja jetika L.N. Tolstogo. M.: Nauka, 2006. 308 р. (In Russ.)]

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.