Научная статья на тему 'Проблема ценообразования как фактор регулирования прибыли предприятия'

Проблема ценообразования как фактор регулирования прибыли предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема ценообразования как фактор регулирования прибыли предприятия»

■ШБЩЕМЫ; ШШОШШ

^ К.Д. Бубнова, К.П. Бугров, ::::::: 2000

УДК 622.013:657.478

К.Д. Бубнова, К.П. Бугров

ПРОБЛЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

П

роблема ценообразования становится особенно актуальной в рыночных условиях хозяйствования.

Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара. Уровень договорной цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки: экономическое положение

страны, торгово-политические условия, особенности государственного регулирования в странах контрагентов, степень монополизации рынка и т.д. На уровень цены также оказывают влияние субъективные факторы: выбор контрагента, времени, места и способа заключения сделки, коммерческие знания и опыт использования конъюнктуры рынка, искусство уторговывания цены и др. Особое влияние на цену оказывает особенность товара, его конкурентоспособность, специфика предприятия, выпускающего товар, издержки производства и иные затраты, соотношение спроса и предложения.

Ценообразование является важнейшим элементом политики экономического регулирования, определяющим главную задачу производственно- хозяйственной деятельности -получение прибыли и ее максимизация путем изменения объемов производимой продукции и структуры условно-постоянных и условнопеременных затрат на производство единицы продукции. Политика ценообразования приобретает особое значение в следующих случаях: первоначального установления цены: на новый товар, на уже производимый товар, распределяемый по новым каналам сбыта или на новые рынки; при калькуляции цены по шкале расценок

(продажа товаров мелкими оптовыми партиями и др.); пересмотра компанией ранее установленных цен: корректировка ошибок при калькуляции; изменение политики (переход от слишком высоких цен, установленных для получения максимальной прибыли, к нормальным для закрепления на рынке); изменения цен со стороны конкурентов; установления цен на родственные товары одной группы.

Проблема ценообразования при-менительна к любому предприятию, фирме с целью максимизации текущей прибыли, загрузки производственных мощностей, повышения спроса на изготовляемую продукцию, регулирования прибыли при изменении условий производства и рынка.

Показателями, отражающими степень эффективности функционирования предприятия с учетом специфических для отрасли организационнотехнических и производственных условий являются технико-

экономические показатели. К ним относятся: стоимость готовой продукции; производительность труда одного рабочего; численность работающих; стоимость производственных фондов; стоимость основных производственных фондов; себестоимость продукции и услуг; заработная плата рабочих и служащих; стоимость оборотных средств; балансовая прибыль предприятия; рентабельность производства.

Для целей планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, калькулирования затрат на изготовление продукции все издержки производства (как плановые так и фактически произведенные) классифицируются по следующим признакам: степени экономической однородности; отношению к производственному процессу;

калькуляционным статьям затрат; способу отнесения затрат на себестоимость продукции; характеру изменения в зависимости от объема выпускаемой продукции в единицу времени; степени целесообразности производства затрат (только для фактически произведенных затрат).

В данном примере производственного анализа работы предприятия рассматривается классификация затрат по признаку изменения объемов производства. В основе этой классификации лежит разделение затрат на условно-переменные и условнопостоянные.

Условно-переменными называются затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства.

Условно-постоянными — затраты, которые остаются неизменными для различных масштабов производства. Постоянные затраты не зависят от выручки от реализации продукции лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, а также роста аппарата управления. В отличие от переменных, большую часть постоянных расходов при снижении объемов производства не так легко уменьшить, т.к. предприятие вынуждено платить заработную плату повременщикам и ИТР, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, в прежних размерах начислять амортизацию. Также следует принять во внимание, что многие виды расходов для одних предприятий рассматриваются как ус-ловно-перемен-ные, а для других -как условно-постоянные.

Практическая польза от разделения затрат на условно-переменные и условно-посто-янные: помогает ре-

шить задачу максимизации и прироста прибыли за счет сокращения тех или иных расходов; классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

Для определения влияния цены на прибыль предприятия путем изменения объемов производства необходимо затраты рассматриваемого предприятия разделить на условно-переменные и условно-постоянные. В свою очередь условно-постоян-ные расходы

разделить на общезаводские и накладные.

Так общезаводские расходы складываются из следующих показателей: заработная плата ИТР и АУП; отчисления от ФЗП (40,5 %); налоги (налог на имущество, налог на рекламу, налог на пользователей автодорог и др.); аренда офиса и коммунальные платежи; проценты за кредит; прочие (реклама, медицинские услуги, страхование, обучение, дотации, командировочные и представительские расходы, питание программное обеспечение и др.).

К постоянным затратам относятся: зарплата повременщиков; налог на имущество; арендные платежи; амортизационные отчисления; прочие (питание, страхование, охрана и др.).

Переменные затраты на изготовление продукции следующие: зарплата сдельщиков; отчисления от ФЗП (40,5 %); транспортные и коммерческие расходы; закупаемые сырье и материалы; прочие.

Зная условно-постоянные и условно-переменные издержки на изготовление единицы товарной продукции можно определить цену реализации по следующей формуле :

Ц = (Ипост + Ипер)*Кпл.н,

где Ипост - условно-постоянные издержки изготовления единицы продукции, тыс.руб.; Ипер - условнопеременные издержки изготовления единицы продукции, тыс. руб.; Кпл. н - коэффициент плановых накоплений (для строительных предприятий Кпл. н = 1,2).

Рассчитанные таким образом цены предприятия используются в анализе при расчете прибыли предприятия путем изменения соотношения между условно-переменными и условнопостоянными расходами в связи с изменением объемов выпускаемой продукции.

1. Цена как фактор регулирования прибыли предприятия

Возможно три варианта влияния цены реализации продукции, производимой предприятием, на прибыль в результате изменения объемов производства. Первый (базовый) вариант предусматривает безубыточность производства при увеличении и снижении объемов производства. Во втором варианте рассмотрено формирование прибыли предприятия при увеличении объе-

мов изготовления и реализации продукции анализируемого предприятия. В третьем - при снижении объемов выпускаемой продукции.

1.1. Факторы, влияющие на цену

В условиях рыночной экономики различают четыре модели рынка: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Предприятие работает в условиях чистой конкуренции. Данная модель характеризуется следующими чертами: очень большое число фирм, работающих в данной отрасли; стандартизованный тип производимой продукции; незначительный контроль за ценой; отсутствие неценовой конкуренции.

Поэтому одним из основных факторов, влияющих на принятие ценовых решений, является спрос. С увеличением спроса на производимую продукцию увеличиваются объемы производства и изменяется структура условно-постоянных и условнопеременных издержек (сниже-ние себестоимости и увеличение прибыли). Снижение спроса приводит к снижению объемов производства, увеличению себестоимости, а значит уменьшению прибыли. На формирование спроса оказывает влияние уровень цен на производимую продукцию.

Цены анализируемого предприятия незначительно отличаются от среднерыночных. А поскольку в данной отрасли работает большое число фирм, выпускающих строительные материалы, то спрос на продукцию предприятия делает спрос незначительным. Однако изготовляемая продукция пользуется спросом (по данным за 1996 г производственные мощности загружены на 70-75 %). Эго связано с тем, что фирма выпускает высококачественную продукцию и реализует ее в основном постоянным клиентам (80-85 % от общего объема реализации). Поэтому увеличение или снижение масштабов производственнохозяйственной деятельности влияет на объемы реализации предприятия (по данным за 1993-1996 гг. на +10 %).

Среди факторов, также влияющих на цену можно выделить: структура условно-переменных и условнопостоянных затрат; организация производства выпускаемой продукции; норматив прибыли, обеспечивающий нормальную работу предприятия; по-

литические, юридические, экономические, технологические и др.

Под влиянием этих факторов формируется цена производимой продукции и прибыль предприятия.

Исходя из вышесказанного, возможно рассмотреть и сделать анализ целого ряда вариантов формирования прибыли предприятия, выбрав из них наиболее целесообразный для конкретного предприятия.

1.2. Варианты формирования прибыли предприятия

Базовый вариант - безубыточность производства.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяй-ственная деятельность любого предприятия, независимо от форм собственности, по выпуску и реализации продукции направлена на получение прибыли. Экономически целесообразно производить товарную продукцию как минимум в условиях безубыточности производства. При безубыточности производства выполняется следующее условие:

Ц = Ипост + Ипер,

где Ц - цена единицы продукции; Ипост - условно-постоянные затраты; Ипер - условно-переменные затраты;

Рассмотрим вариант безубыточности производства при увеличении объемов выпускаемой продукции на 10 %.

Определим цену единицы продукции, равную себестоимости по каждому изделию, при котором будет соблюдаться условие безубыточности:

При условии, когда к’ =1,1 - коэффициент увеличения объемов производства исходная формула будет иметь вид:

Ц = Ипост/ к’ + Ипер,

Для каждого вида продукции определяем цены.

Определяем цену единицы продукции при снижении объемов производства на 10 % (к’=0,9), соблюдая условие безубыточности производства:

Анализ показывает, что при увеличении объемов производства себестоимость единицы продукции снижается за счет снижения условно-постоянных издержек на единицу продукции. При снижении объемов производства цена единицы продукции увеличивается вследствие увеличения величины условно-постоянных издержек на единицу продукции.

Условие безубыточности имеет свои преимущества: реализация по ценам, равным себестоимости делает продукцию конкурентоспособной (цены ниже среднерыночных как и при увеличении объемов производства так и при снижении) при изменении показателя конъюнктуры рынка - спроса (увеличение или снижение объемов производства). Однако принцип безубыточности не позволяет увеличивать основные производственные фонды, т.к. нет средств для осуществления технического перевооружения предприятия, создания фондов экономического стимулирования(фонды накопления и потребления) и т.д.

Следовательно варианты безубыточности при изменении показателей конъюнктуры рынка (спрос, предложение, цена, качество продукции) экономически целесообразны.

1.2.2. Вариант II: увеличение объемов производства

Данный вариант предусматривает увеличение объемов производства продукции, предположим, на 10% по сравнению с фактическими за базовый год.

Увеличение объемов производства повлечет изменение себестоимости:

Снов = Сб* (а*к+ Ь)/(100*к),

где Снов - себестоимость новая (при изменении объемов производства); Сб -себестоимость базовая; а - доля условно-переменных затрат; Ь - доля условно-постоянных затрат.

В результате получается, что при увеличении объемов производства на 10 %, себестоимость единицы продукции снизилась на все виды производимой продукции в среднем на 6-7 % за счет снижения условно-постоянных издержек на единицу продукции, а зная себестоимость можно определить цену единицы продукции по формуле:

Ц = Снов + Снов * Кпл.н,

где Снов - себестоимость, полученная при увеличении объемов производства, тыс. руб.; Кпл.н = 0,2 - коэффициент плановых накоплений.

Формирование прибыли предприятия при увеличении объемов производства на 10 % определяется по формулам:

• себестоимость изготовления единицы продукции

Зобщ = Ипост + Ипер;

• прибыль единицы продукции П = Ц - Зобщ;

• общая прибыль Поб = П*К,

К - количество реализованной продукции.

Таким образом, снижение цен, в результате которого увеличилось количество продаваемого товара позволяет не только увеличить прибыль, но и оказывает положительное влияние на другие экономические показатели деятельности фирмы: уменьшает долю постоянных издержек на 3-5 % в себестоимости продукции, ускоряет оборачиваемость денежных средств.

1.2.3. Вариант Ш: снижение объемов производства

Данный вариант предусматривает снижение объемов произведенной продукции на 10 % по сравнению с фактическими объемами за 1996 год.

Снижение объемов производства повлечет изменение себестоимости:

Снов = Сб* (а*к+ Ь) / (100*к)

Снижение объемов производства на 10 % может привести к увеличению себестоимости единицы продукции увеличилась на все виды производимой продукции в среднем на 6-7 %. А увеличение себестоимости повлечет увеличение цен на единицу продукции (т.к. возросли условно-постоянные издержки) и снижение прибыли за счет уменьшения объемов производства, а зная себестоимость можно определить цену единицы продукции по формуле:

Ц = Снов + Снов * Кпл.н,

где Кпл.н=1,2 - коэффициент плановых

накоплений.

Формирование прибыли предприятия при снижении объемов производства на 10 % определяется по формулам:

• себестоимость единицы продукции Зобщ = Ипост + Ипер;

• прибыль единицы продукции: П = Ц - Зобщ.

В результате анализа деятельности предприятия представляется возможным сделать следующий вывод. Снижение объемов производства отрицательно сказывается на показателях деятельности фирмы: увеличиваются цены производимой продукции за счет увеличения доли постоянных издержек на 3-5 % в общей себестоимости единицы продукции, уменьшается прибыль относительно фактической за базовый период, затормаживается оборачиваемость денежных средств.

В данной работе рассмотрено три варианта формирования прибыли путем изменения цен и объемов производства продукции. Финансовые результаты деятельности любого предприятия, реализующего продукцию собственного про-

изводства, непосредственно зависят от его способности установить такую цену, которая обеспечит максимальные объемы производства и реализации продукции. Поэтому важность и актуальность вопросов ценообразования для фирм работающих в условиях чистой конкуренции не вызывает сомнения.

Цена товара определяет уровень спроса на него со стороны покупателей. Другими словами, по какой цене будет продаваться товар, зависит объем его продаж, а следовательно, и доход, полученный предприятием от его реализации.

Наиболее ярко действие закона рыночной конъюнктуры проявляется, когда множество продавцов предлагают аналогичный ассортимент продукции. Внешний контроль за ценами на таком рынке незначительный. Основными принципами сбыта являются: конкуренция в области качества продукции, соперничество в рекламе и определение конкурентоспособных цен.

Таким образом, цена, устанавливаемая на продаваемые товары, играет важнейшую роль в формировании прибыли предприятия. При этом очевидная на первый взгляд зависимость: чем выше цена, тем выше прибыль - не всегда является единственным способом достижения наилучших результатов. Выручка от продажи товара определяется не только ценой, но и количеством единиц товара, реализованного по данной цене.

Сравнивая финансовые результаты, полученные по второму и третьему вариантам, следует отметить, что при продаже большего количества товара по более низкой цене балансовая прибыль во втором варианте будет превышать балансовую прибыль, полученную при продаже меньшего количества товара по более высокой цене. Следовательно второй вариант предпочтительнее третьего, т.к. основная задача деятельности промышленно-строительной фирмы - получение и максимизация прибыли. Второй вариант дает больше возможностей для технического перевооружения предприятия с целью наращивания производственных мощностей или приобретения оборудования, способного производить новые виды продукции. Кроме того, получение дополнительной прибыли от реализации увеличивает размер базы для расчета налога на прибыль, а увеличение выручки от реализации увеличивает сумму налогов, выплачиваемых с оборота (налог на содержание жилфонда

и налог на пользователей автодорог). Увеличение налогооблагаемой базы -практическая выгода для государства.

Вариант безубыточности производства экономически целесообразен, когда изменяются (чаще всего ухудшаются) показатели рыночной конъюнктуры. Так при снижении спроса на производимую

продукцию снижаются объемы реализации. Продажа по цене, равной себестоимости, позволит снизить цены на 20%, что повысит конкурентоспособность продукции. Но он не способствует развитию производства, созданию фондов накопления и потребления и т.д.

Поэтому экономически целесообразно применять второй вариант — вариант формирования прибыли путем увеличения объемов производства. Он выгоден и для производителя (более высокая прибыль), и для потребителя (низкие цены), и для государства (налоги).

1. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2 - М.: Республика, 1993 г. стр. 258265.

2. Стоянова Е. Финансовый менеджмент - М. Перспектива 1995 г. стр. 76-78.

3. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1990, стр. 162-174.

4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет .- М.: Аудит, 1994, стр. 319 - 322.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. Хейле П. Экономический образ мышления. - М.: Новости, 1991, стр. 601.

6. Словарь - справочник. Рыночная экономика. - М.: СП МЛИ, 1997, стр. 133-134.

7. Рогов В., Сваровский М. Зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от цены реализуемого им товара. -Экономическая газета 1997 г. № 23.

8. Воробьева Е. Порядок формирования цен на товары. - Бухгалтерское приложение №5 июнь 1997г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бубнова Кира Дмитриевна — студентка, кафедра «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет.

БугровК.П. — студент, кафедра «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.