Научная статья на тему 'Проблема ценностной сферы личности в психологии и социологии'

Проблема ценностной сферы личности в психологии и социологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1633
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасьян Наталья Александровна

В статье рассматривается ценностная сфера личности как предмет социально-психологического исследования. Анализируются пять основных общечеловеческих проблем, которые решаются в рамках каждой культуры и отдельными индивидами на основе их базовых ценностей. Представлены подходы, которые продуцировали к настоящему времени оформление трех наиболее признаваемых трактовок психологической природы индивидуальных ценностей. Рассматривается категория ценности, которая в современной науке используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного, нормы, цели, идеала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема ценностной сферы личности в психологии и социологии»

УДК 316.61: 159.923.2

Тарасьян Наталья Александровна

доктор психологических наук, кандидат юридических наук, доцент, первый проректор Армавирского православно-социального института tarasyan.nat@yandex.ru

Natalia A. Tarasian

doctor of psychological sciences, candidate of law, associate professor, first vice rector Armavirskogo orthodox and social institute tarasyan.nat@yandex.ru

Проблема ценностной сферы личности в

психологии и социологии

Аннотация. В статье рассматривается ценностная сфера личности как предмет социально-психологического исследования. Анализируются пять основных общечеловеческих проблем, которые решаются в рамках каждой культуры и отдельными индивидами на основе их базовых ценностей. Представлены подходы, которые продуцировали к настоящему времени оформление трех наиболее признаваемых трактовок психологической природы индивидуальных ценностей. Рассматривается категория ценности, которая в современной науке используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного, нормы, цели, идеала.

Ключевые слова: ценностная сфера личности, ценность, ценностно-ориентационная деятельность, ценностные ориентации.

Problem of valuable

sphere of the person in psychology and sociology

Annotation. In article the valuable sphere of the person as a subject of socially-psychological research is considered. Focuses on five basic human problems that are solved within each culture, and separate individuals on the basis of their underlying values. Presents the approaches that had produced to date, making three of the most recognized interpretations of the psychological nature of individual values. Examines the category values, which in modern science is used to denote objects and phenomena, their properties and the abstract ideas, embodying the moral ideals and acting as proper standards, norms, goals, ideals.

Keywords: valuable sphere of the person, value, valuable activity, valuable orientations.

Один из наиболее изучаемых пластов социально - психологических наук - исследование ценностной сферы человека. Все, что существует в мире или могло бы в нем существовать, содержит в себе оценочную основу, тж. ценности образуют важнейшие компоненты человеческой культуры.

Все многообразие общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, предметов и объектов человеческой деятельности может

выступать в качестве ценностей, предметов цен,

добра и зла, красоты и безобразия, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого, допустимого или запретного [6, с. 27-38].

В научный обиход понятие «ценности» вошло благодаря И. Канту, и означает все то, что осознается и переживается личностью как смысл, актуальная значимость, идеал [5].

В свою очередь, В. Франкл подчеркивал, что ценность представляет собой смысл человеческой жизни [12, с. 12].

Вообще, вопросы о том, что считать ценностью, занимали еще философов древности. Затем

данная проблематика получила широкое развитие в разных формах культурной практики и общественной мысли человечества, и утвердила свои исследовательские поля в философии, психологии, социологии, педагогике и других отраслях научного знания.

Эмпирические же истоки ценностная проблематика обретает в результатах полевых работ представителей культурной антропологии. Они

рассматривали индивида как носителя культуры, ,

о своих ценностях, но тем самым информирующего и о групповых ценностях. Однако, при изучении ценностей антропологи не обращались к людям, а доверяли традиционным этнографическим источникам и фиксировали религиозные убеждения, особенности художественных работ, символику, общие детали поведения и т.п.

Оставаясь долго время монополией зарубежной философии, проблема ценности сформировалась в начале XIX столетия на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) как , -

рокое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (Н. Гартман, Д. Дьюи, М. Шелер, С. Поппер, Р.Б. Перри).

У истоков разработки понятия «ценность» в отечественной философии стоял В.П. Тугаринов, который уделял внимание способности вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов личности, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию человека [10, с. 55].

В 60-е годы XX в. в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей для развития комплекса наук о человеке и обществе,

обозначились перспективы ее развития в един, -

- .

Проблематику ценностей в социологию ввел М. Вебер: «... человеческое поведение только тогда является осмысленным, когда соотносится с ценностями» [2, с. 23].

В отечественной социологии проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно разрабатывалась в работах ряда авторов, среди которых можно выделить, прежде всего, . . , . . , . . , . . , . . .

В целом в социологии ценностями считают элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции [2, с. 120].

В первом десятилетии XX в. значимость данной проблематики привела к выделению специальной области философской науки - аксиологии,

исследующей природу ценностей, их место в

,

,

ценностей между собой, их отражение в структуре личности [11, с. 45].

Использование категориального аппарата аксиологии связано с активной разработкой ценностной проблематики в педагогике. В частности, Н.Е. Щуркова рассматривает ценностно -ориентационную деятельность личности как од-

Определение

ну из составляющих процесса воспитания и считает, что она должна быть направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности миру во всех его проявлениях, поднимающей школьника на уровень субъекта формируемых отношений [13, с.43-46].

. . -ственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности. Рассматривая пути формирования нравственного облика личности, он утверждает, что право на физическую и духовную самобытность личности, другого человека на собственную уникальность, на другое

мнен ие и собственные оценки, становится цен,

людям, и обществу в целом, если это право осознается каждым с детства [3, с. 56].

В экспериментальный период развития психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее .

предметную область данная проблематика была продолжена несколькими ее течениями, по -разному осмысливающими психологическую сущность ценностей человека. В литературе

насчитывается более ста дефиниций понятия « »,

разнообразные подходы и стороны проблемы исследования ценностной сферы личности.

Категория ценности в современной науке используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных цдей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного, нормы, цели, идеала. Так, по О.М. Бакурадзе, суждение «ценности» имеет телеологический характер, те. указывает на состояние, определенное целью, на то, что должно , , [1].

К данной позиции близки подходы ряда авторов (табл. 1).

Таблица 1

пя ценности

№ Автор Определение

1. Барский И. С. ценности представляют собой, главным образом, идеалы общественной жизни, и на этой основе и личной деятельности

2. Розин В.М. ценности - самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности

3. Рокич М. Ценность - устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования

4. Рубинштейн С.Л. ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека

5. В.А. Василенко ценности представляют собой момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества, и роль этого сущего в их жизни

Наиболее часто в психологии в силу обозначенных психологических особенностей связи человека с ценностями рассматриваются данное определение через анализ именно ценностных ориентаций или ценностных представлений человека, представляющих собой индивидуальные формы репрезентации ценностей (гаответствующий термин был вве-

. -ственно вслед за основными понятиями «ориента-», « » « »).

К настоящему времени имеется практика разведения смыслового содержания понятий «ценности» и «ценностные ориентации»: по К. Клакхо-

ну, ценности представляют собой аспект мотивации, а ценностные ориентации - определенные концепции.

Введение понятий - «ценностные ориентации», «ценностные представления» - не способствовало стабилизации тезауруса ценностной проблематики. В силу того, что ценностные ориентации являлись предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны и

до сих пор отсутствует единое понимание их . -

ции интерпретируются как комплекс духовных

детерминант деятельности людей или отдельно, -

ально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений.

Под ценностными ориентациями в отечественной психологии понимаются: «цели, стремления,

желания, жизненные идеалы, система опреде-», -

сти материальной и духовной культуры обще», «

», « », « -

», « -

ные системы ценностных представлений»; «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [8, с. 262-275].

,

психологии К. Клакхоном и Ф. Стродбеком [14], ценностные ориентации представляют собой

сложные, определенным образом сгруппирован,

направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем. Для данной теории исходными являются три основных : 1)

решать одни и те же общие человеческие про; 2) , но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора;

Подходы трактовки психологической

3) -

ми данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре.

, -

ных общечеловеческих проблем, которые решаются в рамках каждой культуры и отдельными индивидами на основе их базовых ценностей, авторы выделили пять основных: 1) отношение к , 2)

, 3) -

, 4) -

5)

.

авторами понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и

,

ежедневной активности их ценностей [7].

Выстроенный М. Рокичем [15] подход приобрел широкую известность и популярность среди исследователей ценностных ориентаций, определяющий ценности как стандарты, критерии желательного, регулирующие действия, суждения, выбор, аттитюды, оценивания, аргументы, рационализацию, каузальную атрибуцию. Автор разделил ценности на терминальные - «убеадение , -

ствования стоит того, чтобы к ней стремиться», представляют собой абстрактно выраженные

концепции того, что наиболее желательно, эмо-

,

идеальное состояние бытия людей, - и инстру-- « , -

образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации», представляют собой столь же глубоко эмоционально предпочитаемые модусы поведения. В литературе по настоящий день используется такое разделение ценностей.

Послужив стимулом к разработке ценностной про,

к настоящему времени оформление трех наиболее признаваемых трактовок психологической природы индивидуальных ценностей [8] (табл. 2):

Таблица 2.

природы индивидуальных ценностей

Подходы Характеристика Представители

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 подход ценности не обладают самостоятельной побудительной силой и стоят в одном ряду с такими понятиями, как мнение, представление или побуждение, черпая энергетическую подпитку из каких-то иных источников Брожик В., 1982; Ручка A.A. и др.

2 подход наделение ценностей направляющей или структурирующей функцией, к которой сводится эффект ценностной регуляции, и их рассмотрение в качестве разновидности или подобия социальных установок (отношений) или интересов Spranger, 1913; Morris, 1956 и др.

3 подход признание реальной побудительной силы ценностей и сближение их с понятиями потребности и мотивов Maslow, 1970; Жуков Ю.М., 1976; Василюк Ф.Е., 1984 и др.

Третий из представленных подходов приобретает наибольший объяснительный потенциал, ставящий понятие ценности в один ряд с понятиями потребности и мотива. Так, О.И. Гениса-, -

ния задают основу деятельности личности. Та-

, -

левое сближение ценностных структур личности , -

ность и значимость для жизнедеятельности личности в целом. Подтверждает данную позицию выделение рядом исследователей двух классов

- - -

ста или терминальных ценностей, с одной стороны, и ценностей - принципов жизнедеятельности или инструментальных ценностей, с другой, функции которых совпадают с двумя описанны-. .

на конкретно - ситуативные мотивационные образования. Признание данного подхода послужило основой для развития соответствующих

Смысловая трактовка

ему идей в трудах А .Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Н.И. Непомнящей и др. [4, с. 16]

Широко используют смысловую трактовку психологии ценностей отечественные психологи, обоснованную в работах Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, . . , . . , . . , . . , . . -ственных авторов (табл. 3):

Таблица 3.

психологии ценностей

Автор Определение понятия ценности

ЯН. Узнадзе человек реагирует на воздействия внешней действительности в большинстве случаев лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того, как он осмыслил их

Б.С. Братусь личностные ценности - осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни

Д.А. Леонтьев ценности представляют собой структуры, в которых кристаллизуется обобщенный смысловой опыт больших и малых социальных групп, и существуют в трех основных формах: 1) структуры общественного сознания (общественные идеалы), 2) атрибут конкретных произведений и влияний, в которых общественные идеалы находят свое воплощение, 3) элемент личностной структуры индивидов, принадлежащих к данным социальным группам и более или менее осознанно реализующих эти ценности в своей деятельности

В.В. Столин в план самосознания личности включено ее эмоционально-ценностное отношение (уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему автоматически и прямо, а требует сложной и специфической внутренней деятельности, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной ступени развития сознания оценивания своей жизни; усвоение ценностей и их превращение в личностные ценности происходит в ходе социализации на основе процессов идентификации с теми или иными социальными группами и общностями)

,

исследований по проблеме исследования ценностной сферы личности выступила констатация сложности психологической природы ценностей.

Человеческие ценности характеризуются, на

, :

• общее число ценностей, которые являются достоянием личности, сравнительно невелико;

Литература:

1. . . . -пы общепсихологического анализа : учебник. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.

2. . . . , 1964.

3. Гозман Л.Я. Психология перехода // Вопросы психологии. 1995. № 5

4. . . -дование ценностной сферы частной жизни личности : дис. ... к. психол. наук. Сочи. 2007. С. 16-53.

5. Кант И. Сочи нения: В 6 т. Т. 4. ч. 1. М., 1963.

6. . .

// . 2000.

№ 3. С. 27-38.

7. . . -зования и проблемы интернационализации об// : ,

психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42-46.

8. / . . . -. 2 . , 2002.

• люди выделяют одни и те же ценности, хотя степень их развития различна;

• ценности личности объединяются в системы;

• в культуре, обществе и его институтах и личности прослеживаются истоки человеческих

;

• влияние ценностей имеет место практически во всех социальных группах.

Literature:

1. Asmolov A.G. psychology of the person. Principles the psychological the analysis : the textbook. M. : Publishing house Mosk. Un y, 1990. 367 p.

2. Vasilenko V.A. Values and an estimation. Kiev, 1964.

3. Gozman L.JA. psychology of transition // psychology Questions. № 5. 1995.

4. Ibragimova D.JA. psychosemantic research of valuable sphere of a private life of the person : . ... To. Psychol. Sciences. Sochi. 2007. P. 16-53.

5. Kant I. Compositions: In 6 т. Т. 4. p. 1. M., 1963.

6. Lebedev N.M. base of value of Russian on a boundary of a century // Psychological magazine. 2000. № 3. P. 27-38.

7. Ponarina N.N. Globalization of higher education and challenges of internationalization of educational systems // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2012. № 1. P. 42-46.

8. Psychology of the person / Under the editorship of D.JA. district city. In 2t. Samara, 2002.

9. Тарасьян НА. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества : дис. ... док. психол. наук. - Ставрополь, 2012. С. 262-275.

10. Тугариное ВЛ. О ценностях жизни и культуры. Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. 156 с.

11. . .

системе непрерывного профессионального образования. Ярославль, 1999.

12. Фра нкл В. Человек в по исках смысла: Пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

13. Щуркова Н.Е. От педагогической «мистерии» к профессионализму, или Ода технологии // Начальное образование. 1997. № 9. С.43-46.

14. Klukhohn C. Variations in value orientations / C. Klukhohn, F. Strodbeck. Evanston, I L.; Row Peterson, 1961.

15. Rokeach M. Nature of human values. N.-Y., 1973.

9. Tarasjan N.A. feature of spirituality and consciousness of modern Russian youth: The dissertation Dock. Psychol. Sciences. Stavropol. 2012. P. 262-275.

10. Tugarinov V.P. Century of the Item About values of a life and culture. Jl. : Publishing house LGU, 1960. 156 p.

11. Tsennosti's M.G. Horns and motives of the person in system of continuous vocational training. Yaroslavl, 1999.

12. Frankl V. Chelovek in search of sense: the Lane with English and it. M. : Progress, 1990. 368 p.

13. ShChurkova H.E. From pedagogical «mystery» to professionalism, or a technology Ode // the Elementary education. 1997. № 9. P.43-46.

14. Klukhohn C. Variations in value orientations / C. Klukhohn, F. Strodbeck. Evanston, I L.; Row Peterson, 1961.

15. Rokeach M. Nature of human values. N.-Y., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.