Научная статья на тему 'Проблема цели в теории и практике физического воспитания студентов: методологический аспект'

Проблема цели в теории и практике физического воспитания студентов: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ФУНКЦИИ ЦЕЛИ / ДЕФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / PURPOSES OF EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / PURPOSE-ORIENTED APPROACH / FUNCTIONS OF AN OBJECTIVE / DEFORMATION OF OBJECTIVES / PRINCIPLES OF GOAL-SETTING / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS / PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Джаубаев Юруслан Ахматович, Эльгайтаров Анатолий Андреевич, Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович

Эффективное функционирование образовательной системы невозможно без четкого определения ее цели. В определении интегральной цели дисциплины «Физическая культура» в высшей школе следует ориентироваться на развитие личности и общекультурных компетенций обучаемого. В результате обучения, воспитания и развития у студента должно быть сформировано такое профессиональное сознание, в структуре которого ценности физической культуры актуализированы, системно организованы и определяют его активную позицию и компетентную деятельность в социально-профессиональной сфере и жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Джаубаев Юруслан Ахматович, Эльгайтаров Анатолий Андреевич, Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of purpose in the theory and practice of physical education: methodological aspect

Effective functioning of the education system requires clear definition of its purpose. Definition of the integral purpose of physical education in higher education should focus on personal development and general cultural competence of students. As a result of training, education and development, students should get such professional awareness, in which values of physical culture are relevant and systematically organized, determining proactive and competent work in socio-professional sphere and personal life.

Текст научной работы на тему «Проблема цели в теории и практике физического воспитания студентов: методологический аспект»

УДК 370.18

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и социального права

Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета

Джаубаев Юруслан Ахматович

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета

Эльгайтаров Анатолий Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета

Джирикова Фатима Даутовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета

Джириков Рашид Султанович

старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета

ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация:

Эффективное функционирование образовательной системы невозможно без четкого определения ее цели. В определении интегральной цели дисциплины «Физическая культура» в высшей школе следует ориентироваться на развитие личности и общекультурных компетенций обучаемого. В результате обучения, воспитания и развития у студента должно быть сформировано такое профессиональное сознание, в структуре которого ценности физической культуры актуализированы, системно организованы и определяют его активную позицию и компетентную деятельность в социально-профессиональной сфере и жизнедеятельности.

Ключевые слова:

цели образования, физическая культура, физическое воспитание, программно-целевой подход, функции цели, деформация цели, принципы целе-полагания, общекультурные компетенции, физическая культура личности студента, физкуль-турно-спортивная активность.

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Social Work and Social Law Department, Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian Social University

Dzhaubaev Yuruslan Akhmatovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Dean of the Physical Education Department, Karachay-Cherkessian State University

Elgaytarov Anatoly Andreevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Theoretical Foundations of Physical Education and Tourism Department, Karachay-Cherkessian State University

Dzirikova Fatima Dautovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Theoretical Foundations of Physical Education and Tourism Department, Karachay-Cherkessian State University

Dzirikov Rashid Sultanovich

Senior Lecturer, Physical Education Department, Karachay-Cherkessian State University

THE PROBLEM OF PURPOSE IN THE THEORY AND PRACTICE OF PHYSICAL EDUCATION: METHODOLOGICAL ASPECT

Summary:

Effective functioning of the education system requires clear definition of its purpose. Definition of the integral purpose of physical education in higher education should focus on personal development and general cultural competence of students. As a result of training, education and development, students should get such professional awareness, in which values of physical culture are relevant and systematically organized, determining proactive and competent work in socio-pro-fessional sphere and personal life.

Keywords:

purposes of education, physical culture, physical education, purpose-oriented approach, functions of an objective, deformation of objectives, principles of goalsetting, general cultural competences, physical culture of students, physical and sports activities.

Современная социокультурная ситуация в российском обществе актуализирует процесс переосмысления сложившихся образовательных парадигм, обеспечивающих цивилизованное развитие общества. Образование не должно быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках процесса обучения уже не смогут являться его целью. Они в этих условиях должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорожде-ния и самооформления как человека и личности, специалиста и профессионала [1].

Физическое воспитание не может развиваться изолированно от целостной системы высшего образования, так как составляет одну из ее подструктур. Оно должно воспринимать его идеи и трансформировать их в содержание физического воспитания личности профессионала. Следовательно, у студентов должны быть сформированы компетенции, включающие в себя целостную, научную систему знаний о физической культуре, знание практических путей, средств, методов, способов освоения ее культурных ценностей, а также совокупность практических навыков и опыта их творческого использования. Эти компетенции основаны на развитии ценностно-мотивационного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Только такой результат позволит выпускнику и через 10-15 лет после завершения вуза самостоятельно и компетентно решать стоящие перед ним задачи по организации здорового образа жизни, укреплению здоровья, поддержанию нормального физического состояния, работоспособности, эффективному использованию средств физической культуры и спорта в профессиональной и общественной деятельности, семейной жизни.

В такой перспективной направленности работы по физическому воспитанию студентов отчетливо выражена идея корректировки нынешних целевых подходов, ориентирующих преподавателя и студента на текущие результаты, проявляющиеся в знаниях, умениях, физической подготовленности, и на долговременные результаты, предполагающие развитие опыта деятельности в этой сфере.

Важным условием обеспечения такой подготовки является программно-целевой подход. Он определяет нацеленность учебно-воспитательного процесса на конечный результат - формирование профессионала нового типа, социально зрелого, всесторонне развитого, профессионально компетентного, с высокой общей культурой, способностью к непрерывному самообразованию, обладающего навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы [2].

Весь процесс образования, воспитания, развития в современном вузе обращен к личности студента, вне которой немыслимо новое качество образования. Поэтому обеспечить целостность, комплексность влияния физического воспитания на развитие личности будущего специалиста может лишь такой уровень организации учебно-воспитательного процесса, при котором стимулируется активное состояние личности в целом и развитие всех ее основных структурных компонентов и связей. Антиподом его является стимулирование частичной активности личности, при которой одни компоненты ее обогащают, а другие, наоборот, обедняют (например, усвоение знаний, двигательных умений, развитие физических качеств при отрицательном отношении студента к этой сфере деятельности) [3].

Свойством целостности обладает как отдельное учебное занятие, так и весь учебно-воспитательный процесс вуза. Поэтому каждое учебное и внеучебное занятие по физической культуре должно выступать средством актуализации всего богатства переживаний, действий, оценочных и практических отношений студентов к сфере физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, осознания ее значимости для личностного роста, будущей профессиональной деятельности, жизнедеятельности в целом. Для реализации такого подхода необходим пересмотр цели и содержания физического образования студентов.

С определения цели начинается любая деятельность, в том числе учебно-познавательная и профессиональная. Точное указание цели - это центральная, главная задача, которую необходимо решить, приступая к организации учебно-воспитательного процесса. Выполняя в нем системообразующую функцию, цель объединяет все другие компоненты в единое целое. При реализации функции управления цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного процесса, является критерием и ориентиром достижения в нем конечных результатов, позволяет осуществлять эффективное управление учебной деятельностью студентов.

Мотивационная и воспитательная функции цели реализуются в случае, если сама цель сформулирована таким образом, что включает качественную и мотивационную характеристику, при которой студент четко представляет себе, почему и для чего ему нужно выполнять данное конкретное действие или решать конкретную двигательную задачу, какое значение это имеет для его сегодняшней учебы и будущей работы. Иными словами, формулировка цели должна вызвать у студента на только интерес, но и осознанное желание ее достигнуть.

При определении конкретных целей учебно-воспитательного процесса основная трудность состоит в необходимости выявления всех видов деятельности, подготовкой к выполнению которых является цель обучения в вузе. Предметная форма представления содержания учебной дисциплины практически скрывает от преподавателя и студентов истинный, действительный состав

учебной деятельности и цель изучения данной дисциплины. Вопросы учебной программы сами по себе не указывают на ту деятельность, которую должен уметь выполнять студент в результате их изучения и на их основе. Однако усвоение этой деятельности и является истинной целью обучения. Поэтому цель формулируется в форме перечня видов деятельности, которые должен уметь выполнять студент в результате обучения. Цель, не выраженная в форме видов деятельности, а представленная в виде знаний-умений, знаний-навыков и знаний-убеждений, теряет свои объективно присущие ей дидактические функции, а следовательно, не может выполнить свою роль.

Для развития у студентов самостоятельного творческого подхода к решению стоящих перед ними учебных задач необходимо сменить ориентацию их деятельности с искомого результата на метод деятельности, который ведет к достижению этого результата. Поэтому цель обучения - это прежде всего овладение методами деятельности, ее средствами, а не только получение самого результата. Отсюда вытекает необходимость формулирования целей в терминах, раскрывающих не только формы видов деятельности, но и способы действий. Поэтому цель должна быть конкретизирована через раскрытие всей совокупности форм, методов и средств соответствующей деятельности, но и с учетом условий достижения ее результатов.

При формулировании целей обучения к ним следует предъявить следующие требования: 1) цель должна иметь свое проявление в деятельности студентов и преподавателей и иметь объективное отражение в структуре необходимого результата и в средствах его достижения; 2) цель должна иметь точную трактовку; 3) цель должна быть однозначно понята всеми участниками педагогического процесса; 4) конкретная цель должна детализировать общую цель и включать общий способ (метод, алгоритм) ее достижения.

Указанные требования к формулировке цели позволяют сделать вывод о неточности традиционных формулировок целей типа: «ознакомить...», «привить...», «создать представление...», «изучить...», «разобрать.», «раскрыть.» и т. п. Поэтому возникает необходимость научить преподавателей находить для каждого из учебных заданий (вопросов) соответствующие ему виды деятельности, фактически являющиеся критериями наличия необходимых знаний у студентов. Формулировка учебных целей через виды и способы действий, которые студенты должны уметь выполнять, то есть через знания-умения, позволит преподавателю решить, чему надо учить на данном занятии, точно определить содержание обучения и пути его реализации в учебных заданиях.

Выбор цели обучения и воспитания должен отвечать принципам жизненности цели, ее реалистичности и диагностичности.

Жизненность цели - это ее соответствие потребностям учебно-воспитательного процесса на всех кафедрах и потребностям будущей деятельности специалиста. Это значит, что полученные при изучении дисциплины «Физическая культура» компетенции должны соответствовать тому уровню, который является необходимым для успешного усвоения студентами других дисциплин и в конечном итоге для успешной профессиональной деятельности. Кафедра должна обеспечить свой собственный, определяемый конечной целью вклад в работу всех учебных и научных подразделений вуза по подготовке студента, учитывать требования других кафедр, которые опираются на результаты ее деятельности. Поэтому кафедра определяет не только свои собственные, внутренние цели, но и соотносит их с целями других кафедр и социальными требованиями общества.

Внутренние цели кафедры должны включать овладение студентами компетенциями в осуществлении способов познавательной профессиональной и общекультурной деятельности в рамках данной дисциплины, а также компетенциями, необходимыми для творческой деятельности, учебно- и научно-исследовательской работы в данной области.

Внешние цели кафедры должны включать овладение студентами компетенциями по использованию основных положений содержания ее дисциплин, методов для достижения целей других кафедр, а также для осуществления непосредственно социально-профессиональной деятельности; знаниями-убеждениями в ценностно-оценочной деятельности (на основе системы личностных ориентиров).

С учетом этих компетенций должны формироваться потребности и мотивы поступков студентов. Вот почему цели должны включать мотивационно-эмоциональную характеристику компетенций, а также социальные и научно-профессиональные требования к их выполнению.

Отсюда ясно требование: каждую целевую задачу преподаватель должен видеть и решать в триединстве: узко - на уровне темы занятия, шире - на уровне учебной дисциплины кафедры, широко - на уровне потребностей других кафедр, участвующих в подготовке студента, на уровне его практической деятельности. Только в этом случае будут реализованы основные принципы рационального построения учебного процесса.

Принцип реалистичности цели предполагает, что ставится такая цель, которую действительно можно достигнуть, исходя из предшествующего и настоящего обучения. Для этого необходимо, чтобы цель соответствовала предшествующему опыту обучающихся.

Принцип диагностичности выполняется, если цель сформулирована таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения, то есть если существует возможность

точной проверки степени ее реализации. Цель должна быть сформулирована с помощью однозначно понимаемых и доступных проверке характеристик так, чтобы можно было судить о ходе процесса обучения, о необходимых коррективах, то есть управлять этим процессом.

Рассмотренные принципы являются инструментом не только разработки, но и анализа реализации целей в педагогической практике. Цели, определенные и сформулированные в соответствии с указанными требованиями, позволят решить проблему качественного подхода к учебному процессу, запланировать качество обучения с самого начала, влиять на все основные конкретные виды целевой деятельности, овладение которыми необходимо студентам для решения стоящих перед ними познавательных и профессиональных задач, добиться единства знаний и практических действий.

Остановимся более подробно на определении цели физического воспитания на уровне кафедры (учебной дисциплины). Опрос более 500 преподавателей вузов показал, что указанная цель физического воспитания интерпретируется и идентифицируется ими главным образом с нормативными показателями и требованиями. Несомненно, что такие частные цели необходимы, но свою функцию они выполняют лишь при соотнесении с конечной - интегративной целью. Когда же та или иная часть цели абсолютизируется, ее значение преувеличивается, тогда образовательный процесс теряет целостность, наблюдается деформация цели педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента. При таком педагогическом функционализме личность студента остается вне поля зрения, а социальная результативность учебно-воспитательного процесса является существенно ограниченной.

В подобных условиях преподаватели затрудняются с профессиональным осмыслением, усвоением и тем более целостной реализацией теоретических положений, методических решений и приемов, направленных на формирование личности студента. Для них остается неясным, как соотносятся знания, практические умения, качества индивида на уровне глубоких личностных образований: убеждений, устойчивых отношений, практических способов самопознания и самоорганизации студентов. По этой причине многие студенты не воспринимают физическую культуру как учебную дисциплину, имеющую свое научно-практическое и культурообразующее содержание. Для них зачастую она ассоциируется с деятельностью механического характера, тягостной и бесцельной.

В определении интегральной цели дисциплины «Физическая культура» в высшей школе следует исходить из того, что этот процесс ориентирован на развитие личности и общей культуры (политической, нравственной, профессиональной, эстетической, физической, эмоциональной и т. д.) обучаемого в единстве соответствующих знаний, убеждений, умений, творческих способностей и норм поведения, реализуемых в образе жизни, учебно-трудовой и общественной деятельности. Посредством дисциплины «Физическая культура» студенты осваивают ценности физической культуры и интегрируют их в структуру собственной личности. В физической культуре личности студента проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития как личности, способы достижения определенного уровня, разнообразная деятельность и жизнедеятельность в целом, в которой проявляется достигнутый культурный уровень [4].

Таким образом, физическая культура личности студента представляет собой интегратив-ную и специфическую цель физического воспитания. Она выступает как интегрированный результат социально-профессиональной подготовки будущего специалиста, как высшее качественное системное и динамичное образование личности, в котором в органическом единстве представлены знания и убеждения, ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера человека, физическое совершенство и практическая деятельность.

В структуре физической культуры личности система знаний и убеждений, ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера организуют и направляют ее познавательную и практическую деятельность, определяют активно положительное отношение к культуре и сфор-мированность потребности в повседневных занятиях физическими и спортивными упражнениями, обеспечивают нацеленность на здоровый образ жизни и физическое совершенство, проявление в них активности и самодеятельности.

Деятельностная сущность физической культуры личности проявляется в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности (познавательной, пропагандистской, организаторской, судейской), в деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию в соответствии с интересами личности.

В процессе физического воспитания оказывается воздействие как на биологическую основу личности, так и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре студента лишь по уровню его физического развития, овладения двигательными умениями и навыками. Необходим учет таких важных компонентов, которые относятся к духовной сфере: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждений и т. д., что в конечном счете определяет социально ценную направленность его поведения как гражданина и творца. Все то биологическое в человеке, что становится предметом его отношения, преобразуется в социальное, то есть духовное по своей сути.

Между социальными, психологическими и физическими качествами личности существует тесная взаимосвязь. Если социальные качества лежат в основе ценностных ориентаций и определяют

содержание общественной активности, то психологические качества, их структурные компоненты формируют ее содержание, объединяют ее различные компоненты, а физические качества усиливают адаптивные возможности будущего специалиста и рост на этой основе его социального опыта.

Если мотивационно-ценностные ориентации и физическое совершенство являются потенциальными в формировании физической культуры личности, то физкультурно-спортивная активность актуальна в ней. Все виды физкультурно-спортивной деятельности - это созданные человечеством ценности, отражающие степень развитости индивидуализированных или совокупных творческих сил и способностей. Из всего многообразия физкультурно-спортивной деятельности (всеобщее) каждый человек находит и осваивает свое (единичное), тем самым приобщаясь к ценностям общечеловеческой культуры.

Рассмотренные положения являются ориентирами в построении педагогического процесса с опорой на сущностные силы личности студента, обеспечивая тем самым достижение конечной цели. Отметим условия его планирования.

Цели профессиональной деятельности преподавателя необходимо планировать как эффекты продвижения, с учетом позитивных изменений в уровне развития физической культуры личности, а именно развития:

1) мотивационно-ценностной сферы личности, то есть ее отношений, убеждений, интересов, потребностей, мотивов и ценностей;

2) познавательной сферы личности - ее понятий, представлений, методов, приемов самостоятельной деятельности;

3) психофизиологического фундамента преобразующей сферы личности, обеспечивающего ее физическое совершенство;

4) опыта личности творчески и эффективно осуществлять и регулировать своеобразную практическую деятельность.

Важнейшими условиями движения к поставленной цели являются интериоризация целей, выдвигаемых педагогом, принятие их студентами, превращение их во внутренние стимулы учения и самовоспитания. Такое согласование целей важно, поскольку студенты выступают как субъекты учебной деятельности, имеющие собственную позицию и аргументацию относительно ценности физического образования в учебно-воспитательном процессе вуза. Кроме того, особое внимание должно быть уделено формированию у студентов индивидуальных ценностных ориен-таций на физическую культуру.

Принципиально важно, чтобы процесс физического образования не был организован как процесс трансляции готовых знаний и обучения жестко определенным видам двигательной деятельности в виде неизменных образцов, стандартов, шаблонов. Он должен включать понимание их относительной изменчивости и вариативности, развивать умения включаться в процесс их постоянной смены и обновления.

Повышение значимости самостоятельной учебной работы студентов требует логического преобразования процесса физического воспитания в самовоспитание и самосовершенствование личности. При таком требовании педагогическое руководство управлением и развитием познавательных и социально ценных сил студентов включает в себя смещение акцентов с непосредственного руководства преподавателей в саморуководство, определяет необходимость формирования умений самоорганизации. Степень включенности самовоспитания в процесс физического воспитания характеризует, с одной стороны, мастерство педагога, с другой - достигнутый уровень интеллектуального, нравственного, профессионального и культурного развития личности студента [5].

Таким образом, в результате обучения, воспитания и развития у будущего специалиста должно быть сформировано такое профессиональное сознание, в структуре которого ценности физической культуры актуализированы, системно организованы и определяют его активную позицию и компетентную деятельность в социально-профессиональной сфере и жизнедеятельности.

Ссылки:

1. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 67-71.

2. Агеевец В.У. Методология и организационно-педагогические факторы совершенствования системы управления физической культурой в современном обществе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1986. 55 с.

3. Виленский М.Я., Виноградов П.А. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М„ 1989. 22 с.

4. Там же.

5. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.