Научная статья на тему 'Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в Мордовской АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг'

Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в Мордовской АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / ПИОНЕРИЯ / КОМСОМОЛ / ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ / ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ / КОЛХОЗ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / VOCATIONAL TRAINING / SCHOOL / PIONEER / KOMSOMOL / YOUNG NATURALISTS / LABOR CAMP / COLLECTIVE FARM / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першин Сергей Викторович, Першина Татьяна Анатольевна

Введение. Важной составляющей преобразований периода хрущевской «оттепели» являлась реформа школы. Прежняя образовательная система не отвечала современным реалиям, так как являлась излишне догматичной, характеризовалась оторванностью от происходивших в стране социально-экономических процессов и передовых научных идей, все активнее внедрявшихся в производство в 1950-е гг. В рамках данной публикации представлены предварительные итоги исследования проблемы трудового обучения и привлечения школьников к сельхозработам в середине 1950-х середине 1960-х гг. на материалах Мордовской АССР. Введение в общеобразовательную школу элементов политехнического обучения совпало по времени с преобразованиями сельскохозяйственного сектора советской экономики, призванными решить задачу обеспечения населения продовольствием. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы, использующиеся в отечественной исторической науке: проблемно-хронологический, системный, сравнительно-исторический. Данные методики успешно апробированы в процессе определения региональных особенностей социально-экономического развития. При обработке количественных сведений использован статистический метод; для более детального погружения в предмет исследования применялся микро-исторический подход. Исследование основано на широком круге архивных источников и опубликованных материалах. Результаты исследования. Провозглашая в качестве основной задачи внедрение политехнического образования, партийные работники и руководители сельхозпредприятий Мордовской АССР во второй половине 1950-х начале 1960-х гг. преуспели в привлечении ученических бригад к земледельческим работам. Возможность приобщения учеников каждой конкретной школы к современным достижениям животноводства зависела от уровня механизации окрестных колхозов и совхозов. Формы трудового обучения в конце 1950-х начале 1960-х гг. становились более разнообразными: распространение получают опытничество, юннатское движение, ученические производственные бригады, трудовые лагеря. Обсуждение и заключение. Практика задействования школьников в сельхозработах в хрущевскую эпоху обосновывалась необходимостью внедрения элементов политехнического обучения. В реальности же детский труд использовался с целью выполнения очередных народно-хозяйственных планов. Пытаясь задействовать подрастающее поколение в практической деятельности, партийное руководство и, с его подачи, комсомольские вожаки применяли к школьникам отдельные методы идеологического воздействия, предварительно апробированные на взрослом населении страны. Одной из таких методик являлась организация трудового соперничества в преддверии знаменательных дат. В большинстве хозяйств МАССР материально-техническая база, необходимая для профессионального обучения, отсутствовала, в связи с чем идея кооперации образовательной организации и сельхозпредприятия практического воплощения не получила. Эффективность трудового обучения значительно снижал кампанейский подход к его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Першин Сергей Викторович, Першина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LABOR TRAINING AND INVOLVEMENT OF STUDENTS IN AGRICULTURAL WORK in the Mordovian ASSR IN THE MIDDLE 1950s - IN THE MIDDLE 1960s

Introduction. This publication presents the preliminary results of the study of the problem of labor training and involvement of students in agricultural work in the mid-1950s mid-1960s on the materials of the Mordovian ASSR. The introduction of elements of Polytechnic education into the secondary school coincided with the transformation of the agricultural sector of the Soviet economy, designed to solve the problem of providing the population with food. Materials and Methods. The research is based on traditional methods used in the national historical science: problem-chronological, systemic, comparative-historical. These methods have been successfully tested in the process of determining the regional aspects of socio-economic development. In the processing of quantitative data, the statistical method was used, and for a more detailed immersion in the subject of the study, a micro-historical approach was used. The study is based on a wide range of archival sources and published materials. Results. Proclaiming as its main objectives the introduction of Polytechnic education, party workers and heads of agricultural enterprises of the Mordovian ASSR in the second half of 1950s early 1960s succeeded in bringing student teams to agricultural work. The possibility of introducing students of each particular school to the modern achievements of animal husbandry was directly dependent on the level of mechanization of the surrounding collective and state farms. Forms of labor training in the mid-1950s early 1960s become more diverse. Discussion and Conclusion. The practice of involving students in agricultural work in the Khrushchev era was justified by the need to apply the elements of Polytechnic education in secondary school. In reality, child labour was used to carry out regular national economic plans. Forms of vocational training and labor education during the study period gradually improved. Among the innovations of the mid-1950s early 1960s you should allocate yunnatskih (young naturalists) movement and experience movement, labour camp, and student production teams. At the same time, most farms did not have the material and technical base necessary for vocational training, and therefore the idea of cooperation between the educational organization and the agricultural enterprise of mass development was not received. The effectiveness of labor training significantly reduced the campaign approach to its organization.

Текст научной работы на тему «Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в Мордовской АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.390-403

УДК: 94(47).084.8/084.9

С. В. Першин1, Т. А. Першина2

1ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, Россия), e-mail: pers99@inbox.ru 2 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: 730791@bk.ru

ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИя И ПРИВЛЕЧЕНИЕ

школьников к сельскохозяйственным работам

В МОРДОВСКОЙ АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.

Введение. Важной составляющей преобразований периода хрущевской «оттепели» являлась реформа школы. Прежняя образовательная система не отвечала современным реалиям, так как являлась излишне догматичной, характеризовалась оторванностью от происходивших в стране социально-экономических процессов и передовых научных идей, все активнее внедрявшихся в производство в 1950-е гг. В рамках данной публикации представлены предварительные итоги исследования проблемы трудового обучения и привлечения школьников к сельхозработам в середине 1950-х - середине 1960-х гг на материалах Мордовской АССР. Введение в общеобразовательную школу элементов политехнического обучения совпало по времени с преобразованиями сельскохозяйственного сектора советской экономики, призванными решить задачу обеспечения населения продовольствием. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы, использующиеся в отечественной исторической науке: проблемно-хронологический, системный, сравнительно-исторический. Данные методики успешно апробированы в процессе определения региональных особенностей социально-экономического развития. При обработке количественных сведений использован статистический метод; для более детального погружения в предмет исследования применялся микро-исторический подход. Исследование основано на широком круге архивных источников и опубликованных материалах. Результаты исследования. Провозглашая в качестве основной задачи внедрение политехнического образования, партийные работники и руководители сельхозпредприятий Мордовской АССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. преуспели в привлечении ученических бригад к земледельческим работам. Возможность приобщения учеников каждой конкретной школы к современным достижениям животноводства зависела от уровня механизации окрестных колхозов и совхозов. Формы трудового обучения в конце 1950-х - начале 1960-х гг. становились более разнообразными: распространение получают опытничество, юннатское движение, ученические производственные бригады, трудовые лагеря. Обсуждение и заключение. Практика задействования школьников в сельхозработах в хрущевскую эпоху обосновывалась необходимостью внедрения элементов политехнического обучения. В реальности же детский труд использовался с целью выполнения очередных народнохозяйственных планов. Пытаясь задействовать подрастающее поколение в практической деятельности, партийное руководство и, с его подачи, комсомольские вожаки применяли к школьникам отдельные методы идеологического воздействия, предварительно апробированные на взрослом населении страны. Одной из таких методик являлась организация трудового соперничества в преддверии знаменательных дат. В большинстве хозяйств МАССР материально-техническая база, необходимая для профессионального обучения, отсутствовала, в связи с чем идея кооперации образовательной организации и сельхозпредприятия практического воплощения не получила. Эффективность трудового обучения значительно снижал кампанейский подход к его организации.

© Першин С. В., Першина Т. А., 2018

Ключевые слова: профессиональное обучение, школа, пионерия, комсомол, юные натуралисты, трудовой лагерь, колхоз, сельское хозяйство.

Для цитирования: Першин С. В., Першина Т. А. Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в Мордовской АССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. // Экономическая история. - 2018. - Т. 14. - № 4. - С. 390-403. DOI: 10.15507/2409-630Х.043.014.201804.390-403

Sergey V. Pershin1, Tatyana A. Pershina2

1 Research Institute of Humanities under the government of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia), e-mail: pers99@inbox.ru 2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: 730791@bk.ru

THE PROBLEM OF LABOR TRAINING AND INVOLVEMENT OF STUDENTS IN AGRICULTURAL WORK IN THE MORDOVIAN ASSR IN THE MIDDLE 1950s - IN THE MIDDLE 1960s

Introduction. This publication presents the preliminary results of the study of the problem of labor training and involvement of students in agricultural work in the mid-1950s - mid-1960s on the materials of the Mordovian ASSR. The introduction of elements of Polytechnic education into the secondary school coincided with the transformation of the agricultural sector of the Soviet economy, designed to solve the problem of providing the population with food. Materials and Methods. The research is based on traditional methods used in the national historical science: problem-chronological, systemic, comparative-historical. These methods have been successfully tested in the process of determining the regional aspects of socio-economic development In the processing of quantitative data, the statistical method was used, and for a more detailed immersion in the subject of the study, a micro-historical approach was used. The study is based on a wide range of archival sources and published materials. Results. Proclaiming as its main objectives the introduction of Polytechnic education, party workers and heads of agricultural enterprises of the Mordovian ASSR in the second half of 1950s - early 1960s succeeded in bringing student teams to agricultural work. The possibility of introducing students of each particular school to the modern achievements of animal husbandry was directly dependent on the level of mechanization of the surrounding collective and state farms. Forms of labor training in the mid-1950s - early 1960s become more diverse. Discussion and Conclusion. The practice of involving students in agricultural work in the Khrushchev era was justified by the need to apply the elements of Polytechnic education in secondary school. In reality, child labour was used to carry out regular national economic plans. Forms of vocational training and labor education during the study period gradually improved. Among the innovations of the mid-1950s - early 1960s you should allocate yunnatskih (young naturalists) movement and experience movement, labour camp, and student production teams. At the same time, most farms did not have the material and technical base necessary for vocational training, and therefore the idea of cooperation between the educational organization and the agricultural enterprise of mass development was not received. The effectiveness of labor training significantly reduced the campaign approach to its organization.

Keywords: vocational training, school, pioneer, Komsomol, young naturalists, labor camp, collective farm, agriculture.

For citation: Sergey V. Pershin, Tatyana A. Pershina. The Problem of Labor Training and Involvement of Students in Agricultural Work in the Mordovian ASSR in the middle 1950s - middle 1960s. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2018; 14(4): 390-403. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.390-403

Введение ших на жизнь советского общества, стала

Одной из важных составляющих хру- реформа школы. Прежняя образователь-щевской «оттепели», реально повлияв- ная система, созданная под контролем

И. В. Сталина, не отвечала современным реалиям, так как являлась излишне догматичной, характеризовалась оторванностью от происходивших в стране социально-экономических процессов и передовых научных идей, все более активно внедрявшихся в производство в 1950-е гг.

Ввиду ограниченности демократических преобразований начального этапа «оттепели» изменение образовательной системы начиналось с малого: основной акцент делался на подготовке учеников к будущей профессиональной деятельности, совместному созидательному труду на благо советской Родины1.

Директивами XX съезда партии (14-25 февраля 1956 г.), очертившими круг задач, стоявших перед страной в следующую пятилетку, предписывалось: «Развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Обеспечить тесную связь обучения с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения коммунистическое отношение к труду» [4, с. 135]. Указанные нововведения должны были внедряться не только через классно-урочную систему, но и путем организации внеклассной работы [4, с. 135].

Местные органы власти не замедлили включиться в реализацию постановлений партии и правительства. 26 октября 1956 г. в ходе очередной сессии Верховного Совета IV созыва акцентировалось внимание на значимости усиления связи школы с производством и внедрения новых форм политехнического обучения. В качестве обоснования вышеупомянутых процессов указывалось, что этот труд, во-первых, носит производительный характер, во-вторых, строится с использованием принципа хозрасчета и, в-третьих, подчиняется учебно-воспитательным целям школы»2.

В рамках данной публикации представлены предварительные итоги исследования проблемы трудового обучения и привлечения школьников к сельхозработам на материалах Мордовской АССР - одного из районов европейской части страны, в структуре экономики которых преобладал аграрный сектор. Помимо вышеупомянутых причин, хронологические рамки исследования обоснованы еще и тем, что внедрение в общеобразовательную школу элементов политехнического обучения совпало по времени (и это, конечно же, не было случайностью) с преобразованиями сельскохозяйственного сектора советской экономики, призванными решить задачу обеспечения населения СССР продовольствием [2, с. 76-87].

Материалы и методы

В основу исследования положены традиционные методы, использующиеся в отечественной исторической науке: проблемно-хронологический, системный, сравнительно-исторический. Упомянутые методики успешно апробированы в процессе определения региональных особенностей социально-экономического развития. При обработке количественных данных был использован статистический метод, для более детального погружения в предмет исследования применялся микро-исто-рический подход. Исследование основано на широком круге архивных источников и опубликованных материалах.

Результаты исследования

Проведенное исследование показало, что во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. в Мордовской АССР был накоплен определенный опыт задействования школьников в реализации народнохозяйственных планов. Провозглашая в качестве основной задачи внедрение политехнического образования, партийные работники и руководители сельхозпредприятий республики преуспели в привлечении ученических бригад к земледельческим работам.

1 Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 956-П. - Оп. 3. - Д. 9. - Л. 5.

2 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР Третья сессия четвертого созыва (26 октября 1956 года).

Стенографический отчет. - Саранск, 1957. - С. 91.

Возможность приобщения учеников каждой конкретной школы к современным достижениям животноводства зависела от уровня механизации окрестных колхозов и совхозов. Многие руководители образовательных организаций МАССР столкнулись с непреодолимыми трудностями, связанными с плохой оснащенностью базовых хозяйств современными средствами автоматизации.

Пытаясь задействовать подрастающее поколение в практической деятельности, партийное руководство и комсомольские вожаки применяли к школьникам такой метод идеологического воздействия, апробированный на взрослом населении страны, как организация трудового соперничества в преддверии знаменательных дат.

В большинстве хозяйств материально-техническая база, необходимая для профессионального обучения, отсутствовала, в связи с чем идея кооперации образовательной организации и сельскохозпредприятия практического воплощения не получила. Эффективность трудового обучения значительно снижал кампанейский подход к его организации.

Обсуждение

Рассматривая использование общественно полезного труда как средства профессионального обучения, следует обратить внимание на то, что в СССР школьники массово привлекались к сельхозработам уже в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства3. В сложный для страны период данный процесс был обусловлен дефицитом рабочих рук; о каком-то образовательном эффекте речь, конечно, не велась. Выполняя простейшие трудовые операции, учащиеся решали конкретные производственные задачи.

В период «оттепели» идеологами школьной реформы было заявлено о том, что приобщение к труду не только позволяет углубить знания по учебным предметам, но и является важнейшим средством коммунистического воспитания. Участие подрастающего поколения в конкретных делах должно было выработать ответственность, трудовую дисциплину и коллективизм4. Впрочем, как нам представляется, в реальной жизни школьники привлекались к труду по-прежнему в основном с сугубо прагматической целью и об учебно-воспитательном эффекте организаторы сельхоз-работ чаще всего забывали.

Советское правительство поставило перед партийными и хозяйственными структурами задачу значительно повысить производительность труда, совершенствовать агротехнику. Во многих районах страны в условиях дефицита рабочей силы и недостаточной механизации производства у председателей колхозов и совхозов порой не оставалось иного выхода, нежели чем обратиться в вышестоящие инстанции и непосредственно к директорам школ с просьбой помочь с уборкой урожая.

Численность сельского населения Мордовии в рассматриваемый период неуклонно сокращалась: в 1940 г. сельчан насчитывалось 1 088 000 чел., в 1965 г. - 724 000 чел., в 1970 г. - 647 000 чел.5

При этом абсолютная и относительная численность лиц школьного возраста постепенно возрастала. По данным официальной статистики, в начале 1955 г. численность пионеров превышала 69 тыс. чел.6 В книге «Нас водила молодость» упоминается о том, что пионерская организация Мордовии в канун 50-летия Великого Ок-

В 1953/54 учебном году пионеры и учащиеся Сиал-Пятинской школы Инсарского района выработали

4 233 трудодня, а в 1954/55 учебном году - более 5 000 трудодней. В 1953/54 учебном году пионеры и комсомольцы Токмовской семилетней школы Кочелаевского района выработали в колхозе 4 000 трудодней (ЦГА РМ. - Ф. Р-464. - Оп. 1. - Д. 1586. - Л. 97). Давыдов А. Школа и жизнь // Молодой ленинец. - 1962. - 27 янв.

Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922-1972 годы. Юбилейный статистический сборник. - Саранск, 1972. - С. 3.

ЦГА РМ. - Ф. 956. - Оп. 2. - Д. 483. - Л. 33.

4

б

тября (1967 г.) насчитывала в своих рядах 104 000 школьников [1, с. 304].

Низкая производительность детского труда компенсировалась массовостью работ и минимальными издержками на рабочую силу: помимо организации питания, последние обычно включали в себя лишь закупку памятных подарков передовикам, реже - оплату экскурсионных поездок отдельных классов в дни школьных каникул и т. д.

Рассмотрим, как происходило привлечение школьников к труду, на конкретных примерах. В погоне за рекордами колхоз им. Калинина Рузаевского района в 1960 г. отвел под кукурузу большую площадь -250 га. Чтобы вывезти удобрения на поля, нужно было мобилизовать всех работников. Однако в хозяйстве как раз в то время наступила «горячая пора»: шла посадка картофеля, сахарной свеклы, строились помещения для скота. Рабочих рук явно не хватало, поэтому правление обратилось за помощью к администрации школы. Под руководством классных руководителей пионеры вручную загрузили на автомашины свыше 500 т удобрений7. Приведенный пример свидетельствует о том, что значимым мотивом задействования школьников в сельхозпроизводстве, с одной стороны, и фактором, определившим стартовые позиции развития практико-ориентированного образования в Мордовской АССР, - с другой, стала слабость материально-технической базы аграрного сектора региональной экономики.

Не случайно, анализируя деятельность Министерства просвещения МАССР в направлении политехнического образования в 1956 г., руководитель данного ведомства М. В. Дорожкин ее обозначил как первые,

«робкие» шаги. Заявляя о нехватке в школах соответствующего оборудования, мастерских и лабораторий, министр призвал активнее использовать в образовательном процессе производственную базу колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций8.

В 1961/62 учебном году школы республики, ориентировавшиеся на передовой опыт Ставрополья (о котором подробно рассказывалось в центральной прессе), организовали 607 ученических производственных бригад и получили хороший уро-жай9.

На республиканском совещании, посвященном организации пионерского движения, были озвучены следующие итоги 1962 г.: «работало 658 производственных бригад и 300 звеньев, объединяющих 8,5 тыс. учащихся. Ими было выращено: кукурузы на площади 2 482 га, сахарной свеклы на площади 1 010 га, кормовых бобов и гороха 182 га, прочих культур - 720 га. В 1961 и 1962 гг. школьниками посажено садов: при школах - 572 га, в колхозах и совхозах - 342 га»10. В ходе сессии Верховного Совета МАССР были представили несколько иные сведения по состоянию на начало июля 1962 г.: организовано 640 ученических производственных бригад и 107 самостоятельных звеньев, в которых в общей сложности работало более 47 000 учащихся11.

В результате анализа отрывочных сведений об участии детей и подростков в сельхозработах (целенаправленно такая статистика не велась), установлена важная тенденция: в рассматриваемый период произошло сокращение времени, проводимого школьниками на полях и в фермах.

Так, в середине 1950-х гг. учащиеся 6-10 классов Аксельской средней школы

7 БычковМ. Пионерские гектары // Молодой ленинец. - 1960. - 25 мая.

8 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Третья сессия четвертого созыва (26 октября 1956 года). Стенографический отчет. - Саранск, 1957. - С. 46.

9 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия четвертого созыва (20-21 января 1959 года). Стенографический отчет. - Саранск, 1959. - С. 10.

10 ЦГА РМ. - Ф. 1001. - Оп. 1. - Д. 363. - Л. 39-40.

11 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Третья сессия четвертого созыва... - С. 10.

Пурдошанского района ежегодно вырабатывали от 80 до 100 трудодней [4, с. 144], т. е. школьники проводили на сельхозрабо-тах до четвертой части календарного года. В 1956 г. многие учащиеся Краснослобод-ского района выработали и того больше -до 180 трудодней12.

В 1960-1962 гг. «правофланговая» пионерская дружина Атяшевской восьмилетней школы, состоявшая из почти 200 мальчиков и девочек, выработала более 5 000 трудодней. Таким образом в среднем каждый пионер ежегодно выработал всего около 12 трудодней [5, с. 179].

Пытаясь задействовать подрастающее поколение в практической деятельности, партийное руководство и, с его подачи, комсомольские вожаки применяли к школьникам отдельные методы идеологического воздействия, предварительно апробированные на взрослом населении страны. Одной из таких методик являлась организация трудового соперничества в преддверии знаменательных дат.

В хрущевскую эпоху первенства школ по своей форме мало отличались от соцсоревнований предприятий. В 1958 г. коллективы Ромодановской средней школы и Ново-Турдаковской семилетней школы Кочкуровского района, изучив материалы декабрьского Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», проявили ценную инициативу: обратились с письмами ко всем учащимся и учителям школ Мордовской АССР с призывом оказать содействие колхозам в выполнении социалистических обязательств.

Помощь труженикам села заключалась в следующем: комсомольцы и пионеры Ромодановской средней школы решили вырастить и передать колхозу им. М. И. Калинина 4 000 кроликов, а также вырастить 3 000 кур для местной птицефермы; коллектив Ново-Турдаковской семилетней школы обязался

позаботиться о 2 000 кроликов и 1 000 уток, а затем передать их колхозу «Победа».

Рассмотрев письма учащихся на заседании бюро, обком партии одобрил почин школьников. Горкомам и райкомам было поручено начать разработку комплекса мероприятий, направленных на расширение данной инициативы. После публикации в республиканской прессе акция стартовала.

В 1959 г. ВЛКСМ обратился к пионерам страны с предложением внести посильный вклад в досрочное выполнение планов семилетки. В каждой школе отряды и дружины взяли на себя обязательства по выращиванию птицы, кроликов, сбору металлолома и т. д.

Не желая отставать от товарищей, отряд 4 класса пригородной Николаевской школы в 1959 г. решил бороться за звание «Спутник семилетки». В телятник вместе со старшеклассниками юных ленинцев еще не пустили, поэтому четвероклассники взялись помогать птичницам: ежедневно по 1-1,5 ч чистили помещение, собирали яйца. Кроме того, отряд взял на себя обязательство изготовить бумажные горшки для рассады, собирать золу и металлолом13.

В 1960 г. по итогам соревнования дружин в ознаменование достойной встречи 90-летия со дня рождения В. И. Ленина были названы новыми «маяками семилетки»: учащиеся Андреевской восьмилетней школы Большеигнатовского района, вырастившие по 1 000 ц. зеленой массы на 7 га, а также школьники Ардатовской средней школы, получившие 900 ц силосной массы с каждого из 15 га [5, с. 178].

К следующей значимой дате - началу XXII съезда КПСС (17 октября 1961 г.) -было приурочено новое трудовое соперничество, в ходе которого определились лучшие пионерские дружины республики: Пурдошанской средней школы, вырастившей и передавшей колхозу 1 500 цыплят; Рыбкинской средней школы, вырастившей 1 700 цыплят; Атяшевской восьмилет-

12 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Третья сессия четвертого созыва... - С. 14-15.

13 Думы николаевских школьников претворяются в жизнь // Молодой ленинец. - 1959. - 10 апр.

Рис. 1. Плакаты - одно из средств приобщения советских детей к труду, Rice 1. Posters - one of the means of attaching the Soviet children to work

ней школы, возделывавшей картофель на 12 га, обработавшей 25 га сахарной свеклы и 10 га проса [5, с. 179]. «Трудовыми подарками» к очередному съезду партии от пионеров и комсомольцев Мордовской АССР стали 3 400 телят, 84 000 голов птицы [5, с. 178].

Как видим, школьные коллективы Мордовской АССР «шагали в ногу со страной» - участвовали в проводимых накануне значимых дат смотрах и конкурсах, большинство которых было связано с выполнением экономических показателей, в то же самое время представлялись школьникам как реальный вклад в дело строительства коммунизма.

Отдельные наиболее амбициозные руководители школ пошли гораздо дальше в плане задействования школьников в общественно-полезном труде - увязывали планы работы образовательных организаций с пятилетними и семилетним государственными планами14. Например, в начале 1959 г. администрация Николаевской школы довела до сведения комсомольцев и старших пионервожатых основные плановые показатели: обработка 25 га огорода учебного хозяйства; получение 900 ц/га кукурузы на пришкольном участке; выращивание 100 телят и 1 050 кроликов; сдача не менее

100 ц мяса государству; изготовление учебных пособий себестоимостью 10 тыс. руб.15

В 1959 г. комсомол Мордовии призвал пионеров внести посильный вклад в «общенародную борьбу за досрочное выполнение заданий семилетки» [5, с. 177]. Призыв воплотился в обязательстве каждой дружины выращивать кукурузу, птицу, кроликов, собирать «местные удобрения», металлолом, сажать плодовые деревья.

В начале 1960-х гг. новшеством становится заключение школами и колхозами договоров на выполняемые работы. На сборах пионерских дружин и отрядов принимались достаточно высокие обязательства, связанные в основном с участием в растениеводстве. В 1961 г. Ардатовская средняя школа обязалась оказать колхозникам помощь в выращивании озимой ржи на площади 100 га, яровой пшеницы - на 50 га, сахарной свеклы - на 30 га и кукурузы - на 30 га16.

Формы трудового обучения в середине 1950-х - начале 1960-х гг. становились более разнообразными. Среди новаций в первую очередь следует выделить развитие опытнической работы и юннатского движения.

В Мордовии массовое создание кружков юных натуралистов было связано с широко известной «кукурузной эпопеей». Так,

14 Думы николаевских школьников. - С. 3.

15 Там же.

16 Давыдов А. Указ. соч.

в 1955 г. юннаты Красноярской семилетней школы (Теньгушевский район) занялись выращиванием семенной кукурузы на площади 1 га. Все работы, начиная с подготовки к посеву и заканчивая уборочной, были проведены учениками с соблюдением агротехники, в результате чего урожай превзошел все ожидания. Юннаты сохранили семена кукурузы до весеннего сева, определили всхожесть, после чего в торжественной обстановке передали колхозу. Всходы отборных семян в 1956 г. оказались прекрасными, и окрыленные успехами пионеры взяли на себя обязательство расширить опытный участок до 5 га [4, с. 143].

Эффект от экспериментальной деятельности, как нам представляется, ожидался мультипликативный: проводя агротехнические опыты, пионеры приобщались к производственной деятельности; пришкольные участки позволяли апробировать новые сорта сельхозкультур и агротехнические приемы; успехи школьников должны были стать примером для взрослых.

Впрочем, нельзя не отметить, что некоторые достижения юннатов были явным преувеличением и являлись средством советской пропаганды. Так, в 1960 г. юннаты Саловской средней школы объявили о создании нового сорта гибрида кукурузы, названного ими «Саловский» [5, с. 178]. В 1962 г. директор Ардатовской средней школы А. Давыдов со страниц республиканской прессы заявил во всеуслышание о созданном пятиклассниками новом сорте картофеля17.

На наш взгляд, неоднозначно стоит воспринимать рекордную урожайность опытных участков многих школ (выделенных в первую очередь под посевы кукурузы), о которой постоянно сообщали газеты и радио.

В 1958 г. воспитанники Тархановского детского дома Козловского района получи-

ли урожай кукурузы по 1 200 ц/га на площади 4 га; учащиеся Ромодановской средней школы получили зеленой массы кукурузы по 1 044 центнера с каждого гектара на площади 10 га. Учащиеся Старо-Михай-ловской средней школы Ромодановского района получили 1 000 ц/га на площади 4 га18. В 1959 г. школьники Первомайской и Старо-Михайловской средних школ Ромодановского района вырастили 750-900 ц «зеленой чудесницы» на каждом гектаре [5, с. 178].

На наш взгляд, основными причинами того, что юннаты настолько преуспели в деле государственной важности, было наличие в школах квалифицированных учителей-предметников (при нехватке агрономов в колхозах), а также возможности организовать силами подростков тщательный уход за растениями.

В подтверждение сказанного можно привести сведения из истории Тарханов-ской школы.

В 1956 г. колхоз им. Тельмана выделил школе для опытнической работы один из плодородных участков, находившихся неподалеку от данного учебного заведения. Заведующим участка назначили учителя химии и биологии В. П. Суравенкова. В устроенных на участке парниках поставили горшки, в которых подращивалась рассада; общее количество корней достигало 5 000. Руководство школы добилось своего: за успехи в выращивании «зеленой чудесницы» тархановцы получили грамоту обкома, дважды участвовали в ВДНХ, были награждены бронзовой медалью всесоюзной выставки. Однако призыв райкома партии внедрять выработанную агротехнику в колхоз, как вспоминали ветераны, был воспринят скептически: все понимали, что столь тщательный уход за растениями в условиях массового сельхоз-производства попросту невозможен19.

В начале 1959 г. Министерство просве-

Давыдов А. Указ. соч.

Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия четвертого созыва... - С. 65.

Воспоминания Суравенковой Е. В. [Электронный ресурс]. - URL: http://gramota-t.ucoz.ru/load/ vospominanija_suravenkovoj_e_v/1-1-0-6.

17

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щения поставило задачу расширить и внедрить передовой опыт школ республики, использовать в качестве примера достижения юннатов Рязанской области. Руководством уже целенаправленно заявлялось, что именно школы должны были стать инициаторами внедрения передовой агротехники20.

В начале 1960-х гг. опытническая и юннатская работа приобретает массовый и более организованный характер.

В доказательство успешности деятельности школьников в этом направлении в официальных отчетах Министерства просвещения Мордовии приводились сведения об участии 96 школ осенью 1961 г. в демонстрации достижений на республиканской выставке. По итогам смотра 31 школа, 44 юнната и их руководители были награждены дипломами II степени Выставочного комитета республиканского Совмина МАССР. Экспонаты трех школ: Старо-Кор.-Майданской восьмилетней Кадошкинского района, Кала-севской средней Ардатовского района и Николаевской средней Саранского горсовета - получили высокую оценку ВДНХ СССР21.

По данным 1962 г. 450 средних и восьмилетних школ республики проводили эксперименты по тематике, рекомендованной Мордовской опытной сельскохозяйственной станцией и Мордовским университетом. Значительных успехов в этой работе добились школы: Больше-Маресевская (Чамзинский район), Николаевская и Монастырская (Рузаевский район), Аксельская и Старо-Городская (Темниковский район), Дубенская (Атяшевский район), Ардатов-ская (Ардатовский район), Ново-Карьгин-ская (Краснослободский район)22.

По отчетам Министерства просвещения, в 1962 г. опытническую работу вело уже большинство 7-летних, 8-летних и средних школ республики; особенно массовый характер опытническая работа приобрела в Чамзинском и Ардатовском районах23.

Являясь, несомненно, явлением позитивным, позволявшим школьникам выйти за пределы учебника и проверить свои знания на практике, опытническая работа имела определенные недостатки:

- во-первых, во многих школах опытные участки создавались формально; небольшие по своей площади «угодья» (иногда буквально - в несколько квадратных метров) не предоставляли возможности задействовать всех детей;

- во-вторых, выделение опытных участков на колхозных полях часто происходило стихийно, являлось частью очередной кампанейщины, связанной с выполнением постановления ЦК КПСС о мерах по крутому подъему сельского хозяйства;

- в-третьих, провозглашаемый прикладной эффект опытов был весьма сомнительным, так как проводимые часто на небольших участках вручную работы не позволяли выработать методику, которая могла быть использована колхозниками; идея применения наработок юных натуралистов, не имеющих исследовательских навыков и не поддерживающих связь с научными учреждениями, с позиции сегодняшнего дня представляется весьма сомнительной [5, с. 144-145].

Впрочем, еще современник исследуемых процессов А. Г. Паксютов отмечал, что при оценке деятельности учащихся на пришкольных участках или на полях колхоза не следует ограничиваться сугубо экономическими показателями. По сложившейся традиции ученый сослался на слова авторитетного советского и партийного деятеля М. И. Калинина: «Успех опытных пришкольных участков надо измерить не голой цифрой собранного урожая, хотя это для нас отнюдь не безразлично, а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников» [4, с. 143].

Определенную роль в распространении политехнического образования в рас-

Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия четвертого созыва ... - С. 65-66.

Заседание Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия пятого созыва (5 июля 1962 года). Стенографический отчет. - Саранск, 1962. - С. 10.

ЦГА РМ. - Ф. 1001. - Оп. 1. - Д. 363. - Л. 40.

Заседание Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия пятого созыва. - С. 10.

20

21

22

23

Таблица 1

Кружки Республиканской станции юных натуралистов (г. Саранск)

по состоянию на 1 января 1957 г.*

Table 1

Circles of the Republican station of young naturalists (Saransk), January 1, 1957*

Название кружка / Name of circles Число кружков / The number of circles В них состояло / They consisted of

Садоводства / Gardenings 2 30

Цветоводства / Floricultures 2 30

Растениеводства / Plant growing 2 30

Зоологии, животноводства, кролиководства, пчеловодства / Zoology, animal husbandry, rabbit breeding, beekeeping, 6 90

Птицеводства, геологии / Poultry, geology 2 30

Механизации сельского хозяйства, мелиорации и метеорологии / Mechanization of agriculture, land reclamation and meteorology 4 60

Краткий начальный класс агрохимии / Brief initial class of agrochemistry 2 30

Всего / All 22 330

* ЦГА РМ. - Ф. Р-464. - Оп. 1. - Д. 1922. - Л. 2 об.

сматриваемый период начали играть станции юннатов и юных техников (табл. 1).

В начале 1957 г. в Республиканской станции юных натуралистов на постоянной основе функционировали 2 кабинета, 2 лаборатории и 1 метеостанция. Общая площадь помещений составляла 168 кв. м. При станции действовали теплица (48 кв. м), оранжерея (96 кв. м), живой уголок с 13 кроликами. Всего в штате данной структуры числилось 8 чел., включая 3 руководителя кружков24. В 1956 г. сотрудники станции юных натуралистов провели со школьниками 14 мероприятий, которые посетили 280 чел. 25

Предваряя анализ сведений о развитии технического творчества, отметим, что в Мордовии, ввиду преобладания аграрного сектора в экономике, а также дороговизны материальной базы технических кружков и секций техническое направление детского творчества получило меньшее развитие. Соответствовавшие духу времени и дости-

24 ЦГА РМ. - Ф. р-464. - Оп. 1. - Д. 1922. - Л. 2 - 2 об.

25 Там же. - Л. 2 об.

жениям научно-технического прогресса кружки юных техников создавались в основном в городских школах и, в отличие от движения юннатов, редко могли похвастать вкладом в выполнение народнохозяйственных планов.

Приведем один из обнаруженных нами примеров практического внедрения результатов технического творчества. В 1955 г. члены кружка механизаторов станции юных техников г. Саранска на восстановленном своими руками комбайне «Ста-линец-6» приняли участие в уборочной. На полях колхоза имени И. В. Сталина в начале страды школьники убирали по 4 га в день, затем выработку довели до 20-22 га. Всего они скосили 90 га, намолотив 5 тыс. пудов [4, с. 150].

Несмотря на упомянутую особенность, движение юных техников в республике постепенно расширялось, чему способствовало его соответствие общей тенденции сближения учебного процесса с практикой.

Показательно, что с 1 октября 1962 по 1 мая 1963 г. в нашей республике проводился первый конкурс «Юные техники - Родине». В нем приняло участие 400 школ республики и 20 Домов пионеров. 13 875 юных умельцев занимались в разных кружках, изготовили 3 625 технических устройств и рабочих приспособлений, комплексных моделей цехов, малогабаритных машин и станков, приборов и моделей по кино-фототехнике, физике и химии, математике и машиноведению, электронике и астрономии. Лучшие из этих работ были представлены на выставке технического творчества в парке имени А. С. Пушкина. Выставка была приурочена к республиканскому слету юных техников, который открылся в Саранске 23 июня 1963 г.26

О позитивной динамике развития юннатского и технического направлений детского творчества свидетельствует то, что за десятилетие, прошедшее с 1957 по 1967 г., количество станций юных техников и юных натуралистов в Мордовии возросло с одной до трех [1, с. 304].

С поиском новых методов мотивации общественно-полезной деятельности связано функционирование в каникулярное время трудовых лагерей.

Колхозные и межколхозные лагеря создавались для трудового обучения и организации досуга сельских детей, работа в них сочеталась с активными формами отдыха. За счет средств колхозов в большинстве сельских школ приобретался инвентарь и оборудование, некоторые хозяйства финансировали строительство домиков лагерного типа. После рабочего дня для школьников организовывались кружки, культурно-массовые мероприятия, спортивные игры.

О распространении нового формата привлечения школьников к сельхозработам

свидетельствуют статистические данные. В 1956 г. в колхозах республики было организовано 13 трудовых лагерей27. В 1958 г. численность колхозных и межколхозных лагерей достигла уже 4028. Широкое распространение производственные бригады и трудовые лагеря получили в школах Ардатовского, Темниковского и Чамзин-ского районов [6, с. 231]. Последний из упомянутых районов в создании трудовых лагерей преуспел в наибольшей степени. К концу 1950-х гг. летние ученические лагеря функционировали уже при всех средних школах Чамзинского района [6, с. 231]. В 1962 г. на данной территории было организовано семь учебно-производственных лагерей с охватом более 850 учащихся. Силами местных ученических бригад обрабатывались 332 га кукурузы, 58 га сахарной свеклы, около 50 га других культур, 37 га плодовых насаждений29.

В целом по Мордовии в 1962 г. насчитывалось уже 12 трудовых лагерей30. В 1964 г. в республике функционировало 15 межколхозных пионерских лагерей, в которых трудились и отдыхали 2 500 школьников; также в отчетности упомянуто 750 сводных пионерских отрядов по месту жительства31. Летом 1964 г. на территории Мордовской АССР действовало 650 ученических производственных бригад, 84 из которых работали в форме учебно-производственных лагерей труда и отдыха; было создано 15 межколхозных пионерских лагерей32.

Нельзя не отметить, что заинтересованные в охвате в летнее время возможно большего количества детей комсомольские вожаки не всегда находили понимание у председателей колхозов. В 1959 г. секретарь обкома ВЛКСМ Ю. Попков с сожалением отмечал: «.не везде подготовка к летнему отдыху детей встречает горячую поддержку

26 Цыганов С. Юные техники - Родине // Молодой ленинец. - 1963. - 30 июня.

27 Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Третья сессия четвертого созыва... - С. 56.

28 Попков Ю. Встречай пионерское лето // Молодой ленинец. - 1959. - 22 мая.

29 Заседание Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия пятого созыва. - С. 70.

30 Там же.

31 ЦГА РМ. - Ф. 956. - Оп. 4. - Д. 16. - Л. 7.

32 Там же.

руководителей... До сих пор в Ковылкин-ском районе идут уговоры отдельных председателей колхозов о выделении средств для отдыха детей колхозников. К открытию еще не готов ни один колхозный и межколхозный лагерь»33. Среди отстающих секретарем были упомянуты также Тень-гушевкий, Темниковский и Старошайгов-ский районы34. Не удосужились создать хотя бы по одному объединенному пионерскому лагерю партийное руководство и хозяйственники Ичалковского, Инсарского, Ардатовского, Березниковского, Торбеев-ского и Лямбирского районов35.

Справедливости ради отметим, что руководители образования не снимали с себя ответственности за недостатки и провалы «политехнизации» каникул: проводя определенную подготовительную работу, директора в летний период пускали ее «на самотек». Например, весной 1956 г. в республике было создано 750 ученических бригад, однако в связи с уходом учителей в отпуск большинство бригад распалось; в течение лета многие школьники принимали участие в полевых работах, многие работали на стройках, но труд этот не был должным образом организован36.

Подводя предварительный итог нашего исследования, отметим, что к началу 1960-х гг. руководители сельхозпредприятий накопили определенный положительный опыт взаимодействия с учебными заведениями. Это было особенно заметно на фоне основной массы директоров фабрик и заводов, исходивших в первую очередь из необходимости выполнения требований техники безопасности и загрузки оборудования, поэтому чаще всего допускавших школьников к станкам и на рабочие места лишь на непродолжительное время, а в

остальное время лишь разрешавших наблюдать за происходящим на производстве37.

В 1962 г. в качестве примера правильного взаимодействия школы и сельскохозяйственного производства руководство республики упоминало коллективы Монастырской средней школы и Мордовской опытной сельскохозяйственной станции, Б.-Маресевской средней школы и колхоза им. Калинина Чамзинского района38.

Возможность приобщения учащихся каждой конкретной школы к современным достижениям сельхозпроизводства находилась в прямой зависимости от уровня механизации полевых и животноводческих работ в окрестных хозяйствах, и здесь многие руководители образовательных организаций сталкивались с непреодолимыми трудностями. Например, в Сивиньской и Колопинской средних школах Красносло-бодского района обучение школьников профессии «животновод-механизатор» было поставлено неудовлетворительно, причиной чему было то, что средства механизации на базовых предприятиях этих школ - отделениях совхоза «Старо-Синдровский» - попросту отсутствовали. Установленные на фермах автопоилки бездействовали39.

Единственным выходом, который видело из сложившейся ситуации руководство Министерства просвещения, - активизация колхозов, в первую очередь экономически сильных, способных помочь школе в решении ею задач производственного обучения40.

Заключение

Проанализировав на основе архивных источников и опубликованных материалов проблему трудового обучения и задействование школьников в сельхозработах в Мор-

Попков Ю. Указ. соч.

Там же.

Там же.

Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Третья сессия четвертого созыва. - С. 55.

Заседания Верховного Совета Мордовской АССР. Восьмая сессия пятого созыва. - С. 37.

Там же.

Там же.

Там же.

33

34

35

36

37

довской АССР, мы пришли к следующим выводам.

1. Практика привлечения школьников к сельскохозяйственным работам в хрущевскую эпоху обосновывалась необходимостью внедрения элементов политехнического обучения. В реальности же детский труд использовался с целью выполнения очередных народно-хозяйственных планов. Масштабы производственной деятельности ученических бригад значительно расширились к началу 1960-х гг.

2. Формы профессионального обучения и трудового воспитания на протяжении исследуемого периода постепенно совершенствовались. Среди новаций середины 1950-х - начала 1960-х гг. следует выделить юннатское движение и опытничество, летние трудовые лагеря и ученические произ-

водственные бригады. В то же самое время в большинстве хозяйств МАССР материально-техническая база, необходимая для профессионального обучения, отсутствовала, в связи с чем идея кооперации образовательной организации и сельхозпредприятия должного развития не получила.

3. Оценивая итоги внедрения политехнического обучения, согласимся с мнением А. А. Нестеровой: правильная по своей сути идея связи школы с производством внедрялась в жизнь «с элементами вульгаризации» [3, с. 17]; в качестве негативных последствий практики трудового обучения выделяется постоянное отвлечение от школьных занятий, тяжелые для детей физические нагрузки. Эффективность трудового обучения значительно снижал кампанейский подход к его организации.

Библиографический список

1. Ежова В. П., Лопатова В. И., Попков Т. В., Сластухин Н. Н. Нас водила молодость. Из истории комсомола Мордовии. - Саранск, 1971. - 304 с.

2. Ильиных В.А., Андреенков С. Н. Аграрный вопрос в 1950-е гг.: выбор модели решения // Экономическая история. - 2014. - № 2 (25). - С. 76-87.

3. Нестерова А. А. Комсомольские и пионерские организации в условиях реформирования общего образования во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. (на материалах Тамбовской области) : дис. ... канд. ист. наук. - Тамбов, 2015. - 187 с.

4. Паксютов А. Г. Пионеры Мордовии: к истории развития пионерской организации. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. - 156 с.

5. Под пионерским знаменем. Воспоминания, очерки, рассказы о полувековом пути пионерской организации Мордовии / сост.: В. И. Лопатова, Н. Н. Сластухин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - 224 с.

6. Русеев Е. В. Власть и общество: Мордовия в условиях реформ середины 1950-х - первой половины 1960-х гг. : дис. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2003. - 282 с.

References

1. Ezhov V. P., Lipatova V. I., Popkov T. V., Lastuhin N. N. We Drove the Youth. From the History of the Komsomol of Mordovia. Saransk, 1971: 304. (in Russ.).

2. Ilyinykh V. A., Andreenkov S. N. The Agrarian Question in the 1950s: the Choice of the Solution Model. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2014. No 2. (25): 7687. (in Russ.).

3. NesterovаA. A. Komsomol and Pioneer Organizations in the Context of General Education Reform in the Second Half of the 1950s-early 1960s (based on the materials of the Tambov region) : dis. ... k-ta ist. nauk. Tambov, 2015: 187. (in Russ.).

4. Paksyutov G. Pioneers of Mordovia: to the History of the Pioneer Organization. Saransk, 1956: 156. (in Russ.).

5. Under the Pioneer Banner. Memories, Essays, Stories about the Half-Century Path of the Pioneer Organization of Mordovia. Comp.: V I. Lopatova, N. N. Lastuhin. Saransk, 1972: 224. (in Russ.).

6. Rusaev E. V. Power and Society: Mordovia in the Conditions of Reforms of the mid-1950s - the first half of the 1960s : dis. ... k-ta ist. nauk. Saransk, 2003: 282. (in Russ.).

Поступила в редакцию 13 июня 2018 г.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Першин Сергей Викторович - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Автор более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе по экономической истории Среднего Поволжья XIX-XX вв. ORCID http:// orcid.org/0000-0001-9405-7005.

Тел.: (8342) 24-62-42

E-mail: Pers99@inbox.ru

Першина Татьяна Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Занимается изучением проблем социально-демографического развития мордовского края в XIX-XX вв. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid/org/0000-0002-8774-3370.

Тел.: (8342) 24-25-90

E-mail: 730791@bk.ru

Submitted 13.06.2018

About the authors

Sergey V. Pershin - Doctor of History, Associate Professor, Leading Researcher, the Department of History of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. The author of over 100 scientific and educational-methodical works, including in the economic history of the Middle Volga region of the XIX-XX centuries. ORCID http://orcid. org/0000-0001-9405-7005.

Те1.: +7 8342 24-62-42

E-mail: Pers99@inbox.ru

Tatyana A. Pershina - Candidate of History, Associate Professor, the Department of Economic History and Information Technologies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: the problems of socio-demographic development of the Mordovian region in the XIX-XX centuries. The author of more than 40 scientific and educational works. ORCID http:// orcid/org/0000-0002-8774-3370.

Те1.: +7 8342 24-25-90

E-mail: Pers99@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.