УДК 331.5
* Як
ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ
Н.С. Андреева, магистрантка, natalia16081994@gmail.com ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»
В работе установлено, что проблема трудоустройства молодежи в России действительно имеется. Рассмотрены факторы, влияющие на трудоустройство молодого специалиста. Приведена процентная и численная статистика безработных по возрастным группам. Описаны меры борьбы с проблемой трудоустройства. Указан ряд нормативных документов, разработанных Правительством РФ, по вопросу трудоустройства населения.
занятость молодежи, трудоустройство, безработные граждане
Проблема трудоустройства молодых специалистов была и остается одной из самых острых на сегодня. При этом, стоит заметить, что она вовсе не является односторонней, а касается как выпускника, так и работодателя. В данной работе хотелось бы рассмотреть, что является причиной возникающих сложностей на отечественном рынке труда и так ли эта проблема непреодолима сегодня.
Как нынешняя студентка и будущий специалист, я не раз задумывалась, насколько велика вероятность, что после окончания университета и получения диплома я буду работать именно по своей специальности. Будет ли моя должность достаточно оплачиваемой? Имею ли я перспективы для карьерного роста? С уверенностью можно сказать, что данными вопросами задаются все, кого волнует собственное будущее.
Иными словами, данная тема весьма актуальна сегодня. Итак, рассмотрим проблему безработицы и основные препятствия на пути к трудоустройству.
Хотелось бы уточнить, что молодежью, в соответствии с постановлением «Об основных направлениях молодёжной политики в Российской Федерации», признаны граждане РФ от 14 до 30 лет [1]. Сегодня молодежь России - это 31,5 млн человек, или 21,5 % в трудоспособном населении [2, 3]. Соотношение доли молодежи в общем населении страны представлено на рисунке 1 (а), а возрастная структура молодежи отражена на рисунке 1 (б). Данные соответствуют статистике 2016 г.
Рисунок 1 - Молодежь России: а) молодежь в общем населении страны; б) возрастная структура молодежи
Росстат не дает суммарный процент безработной молодежи к экономически активному населению (за 2016 год численность экономически активного населения составила 76.7 млн. человек, или 52 % от общей численности населения страны [4]), но имеется статистика по возрастным группам за 2015 год. В первой группе 14-19 лет, процентный показатель составляет 4,7 %, или 199 тысячи человек, во второй группе 20-24 года - 19,8 %, или 842 тысячи человек и наконец 16,1 % (688 тысяч безработных) среди 25-30 летних. Если просуммировать процент второй и третьей групп, то мы получаем 35,9 % безработных молодых людей - это граждане от 20 до 30 лет [5]. Довольно внушительная цифра, учитывая что данный возраст наиболее продуктивный для рынка труда. Среди безработных (по методологии МОТ) в феврале 2017 г. доля молодежи до 25 лет составила 21,0 % [6]. При среднем уровне безработицы по России в тот же период в 5,6 %, коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи возрастной группы 15-24 лет, по сравнению со средним уровнем по стране, составил 3,8 раза [7].
Отметим, что при сложившейся ситуации молодых людей с высшим образованием насчитывается больше, чем с начальным профессиональным, что можно увидеть в отчете Федеральной службы государственной статистики [8]. В 2015 г. на рынок труда вышел 27661 выпускник образовательных учреждений очной формы обучения, из которых 11293 человек, или 40,8 % - выпускники вузов, 8733 человек, или 31,5 % - выпускники средних учебных заведений и 7635 человек, или 27,6 % - выпускники учреждений начального профессионального образования [9]. Возникает вопрос, почему на фоне такого положительного расклада такой высокий уровень безработицы? Очевидно, что молодые специалисты - это надежда любого развитого государства. Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы.
Проблема трудоустройства выпускников остро возникла после того, как в конце 90 г. было принято Постановление Совета Министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников учебных заведений [10]. Тогда же был разработан ряд мер замены такого трудоустройства, например, выпускники могли трудоустраиваться по заявкам предприятий и организаций. Основной задачей оставалось удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах. Но такая система проблему решить не смогла. Почему?
Занятость выпускников является одним из показателей эффективной деятельности учреждений профессионального образования.
Только в 2013 г. подняли вопрос о ликвидации в России неэффективных вузов, выпускники которых повышают процент безработных. Был проведен мониторинг, и в январе 2014 г. Министерство образования и науки опубликовало список высших учебных заведений, подлежащих реорганизации [11]. По итогам мониторинга неэффективными признаны 373 учебных заведения - вузы и их филиалы. Всего проверке подверглись 934 государственных и негосударственных вуза и 1478 филиалов [12].
Эту меру можно рассматривать, как однобокое, но правильное решение проблемы трудоустройства и безработицы. Таким образом устраняется неудовлетворенность работодателей. Для них успешно сокращается число кандидатов на трудоустройство, среди которых значительно меньше будет малоквалифицированных и больше толковых молодых людей.
Как было сказано ранее, проблема трудоустройства возникла много раньше, чем с ней начали бороться. В докладе Центра экономических и политических исследований «Социальная политика в России» говорится о некачественном образовании, не дающем должного результата, и о правах абитуриентов. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных и муниципальных вузах. Однако реально ситуация иная. Образование, практически, на всех уровнях становится платным, причем в престижных вузах стоимость его столь высока, что носит, по существу, запретительный характер. Но самое главное, что несмотря на это, резко падает престиж образования и профессионализма [13].
В настоящее время упомянутая в докладе проблема практически исключена либо стремится к своему решению. Но ведь даже несмотря на это, численность безработной молодежи остается на прежнем уровне. Рассмотрим проблему безработицы с другой стороны.
Для начального и минимального решения проблемы трудоустройства молодого специалиста необходима помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы станет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. На первый взгляд, задача абсолютно не сложная для нашего времени. Возможно создание реестра, который позволит регулировать отношения на рынке труда. К счастью, на сегодняшний день это не станет рутинной бумажной работой, но станет одним из способов контроля за перенасыщением рынка специалистами либо за его скудностью. Нельзя отрицать, что определенные источники информации по данному вопросу имеются, однако в учет, исходя из результатов, не берутся.
В целях содействия занятости молодёжи, окончившей образовательные учреждения, на предприятиях, в учреждениях и организациях резервируется минимальное количество рабочих мест. Из опыта прошлых лет известно, что число специалистов-рабочих, получивших направление на работу, - 40 %, то есть меньше половины [14]. Остальные ищут работу сами.
Не секрет при этом, что самое важное требование работодателей - это наличие опыта работы. Студентам вузов очень сложно совмещать учебу и нарабатывание стажа, таким образом, по окончании университета они не могут трудоустроиться.
Однако несмотря на такой бессистемный подход к молодым специалистам, в сравнении с уже затронутым 1997 годом ситуация стала значительно лучше. Обратимся к следующему отрывку из Доклада Центра экономических и политических исследований: «В сложившихся социально-экономических условиях квалифицированный труд перестает обеспечивать соответствующий жизненный уровень. 51,5 % работающих молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью» [13].
В настоящее же время молодежь реже бывает вынуждена работать не по специальности. Министерство образования и науки Российской Федерации России провело второй мониторинг трудоустройства выпускников вузов, проанализировав данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 г. по итогам их трудоустройства в 2015 г., предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные о более 1 млн 172 тысячах выпускников [15].
Средний процент трудоустройства выпускников, как и в прошлогоднем мониторинге, сохранился на уровне 75 % [15].
Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90 %) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки [15].
Подробнее можно сказать о социологическом исследовании, участниками которого стали выпускники высших учебных заведений г. Краснодара, уже имевшие опыт трудоустройства, в ходе которого были выявлены следующие закономерности. Большинство выпускников, что составило 70 %, трудоустроились по специальности, а остальные нашли себя в другой сфере деятельности. Это может свидетельствовать об отсутствии спроса на рынке труда на некоторые специальности. Также было выявлено, что выпускники трудоустраиваются довольно быстро: 45 % на поиски работы потратили меньше месяца, 25 % чуть больше -до трех месяцев, 15 % не могли трудоустроиться на протяжении почти полугода. Лишь у 10 % возникли серьезные трудности при поиске работы, что затянуло их более чем на полгода, зато 5 % удалось найти работу еще во время обучения в вузе [16].
Кроме того, известно, что в других регионах нашей страны также наблюдается положительная динамика по трудоустройству. Например, на Сахалине при плане 48 % фактически трудоустроились по специальности 58,6 % бывших студентов [17].
По Калининградской области имеется статистика для трех основных вузов, таких как: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Калининградский государственный технический университет.
Наиболее востребованными специальностями выпускников КГТУ являются «Зоотехния», «Агрономия», «Промышленное рыболовство», электротехнические, специальности машиностроения, а также технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров. Согласно данным опроса трудоустроенных выпускников нашего вуза - более 95 % работают в настоящее время по профилю полученной специальности [18].
В БГА РФ лучшие показатели трудоустройства по специальностям «Морская подготовка», «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника». Так, 86,7 % от всех трудоустроенных занимают должности в соответствии с полученным дипломом [18].
В БФУ имени Им. Канта труднее всего обстоит дело с точными науками. Здесь трудоустройство по специальности колеблется от 38 до 56 %. В прочих направлениях показатели изменяются от 60 до 80 % [18].
Итак, в ходе анализа ситуации мы имеем довольно сумбурную информацию и расходящиеся данные. Получается, что в нашей стране на трудовом рынке все довольно стабильно и благоприятно. Откуда же тогда проценты безработных категорий, приведенные в самом начале работы?
Вспомним некогда поднятый вопрос о нехватке простых рабочих специальностей. Можно предположить, что вопрос этот не решен и сейчас.
Как было сказано ранее, молодых людей с высшим образованием у нас больше, но теперь уточним, что это финансисты, юристы и экономисты, которых в стране отмечен значи -тельный переизбыток, в то время как количество вакансий по данным специальностям значительно сократилось. На рисунке 2 представлено отношение нетрудоустроенных выпускников за 2013 г.
# Экономика и управление # Юриспруденция ф Образование и педагогические науки Клиническая медицина ф Техника и технологии строительства ф Остальные
Рисунок 2 - Число нетрудоустроенных выпускников
И действительно, по данным Роструда, в настоящее время общероссийский банк вакансий содержит свыше 1,3 млн рабочих мест [19]. И наибольшее число представленных работодателями вакансий предназначены для специалистов рабочих профессий - порядка 70 %. Не хватает квалифицированных токарей, фрезеровщиков. Востребованы строительные специальности, такие как каменщик, бетонщик, арматурщик, монтажник.
Тем не менее молодёжь не стремится занять данные должности, предложения на рынке труда не соответствуют их ожиданиям. Приблизительно 20 %, причём в самом активном возрасте - 20 - 25 лет, предпочитают не работать при наличии соответствующей квалификации, а зарегистрироваться как безработные. В итоге средний возраст рабочих составляет уже 40, а то и 50 лет. Происходит старение. А 20-25 летние молодые люди пополняют статистику безработных нашей страны [20].
В заключение все же хочется сказать, что безработным не будет тот, кто хочет работать. Проблема трудоустройства сегодня держится лишь на завышенных требованиях к условиям и оплате труда и безынициативности нынешней молодежи. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации приняло решение о разработке Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, целью которой стало создание системы организаций, осуществляющей комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве незанятых выпускников учреждений профессионального образования. В результате этого в 75 регионах Российской Федерации была организована сеть Региональных центров трудоустройства выпускников во главе с Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана [16].
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости молодых граждан. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ и Законе РФ «О занятости населения в РФ». Решением этого вопроса занимаются и отдельные политические партии. Так, партия «Единая Россия» предложила социальный проект «Культура и Время», который действует на федеральном уровне с 2012 г. Одной из задач проекта является содействие кадровому обеспечению отрасли, поддержка молодых специалистов в области культуры.
Кроме того, как было сказано, по статистике, основной процент безработных среди молодых людей составляет возрастная группа 14-19 лет. Но в нашей стране мало развит легализированный детский труд. Уместно предположить, что молодежь этой группы нельзя учитывать при вынесении проблемы безработицы [16].
Подводя итоги по проделанной работе, перечислим перечень необходимых мер для полного решения данного вопроса:
1. Студент должен получить некоторое количество часов практики, совмещенной с учебным процессом.
2. В каждом вузе обязательно должны быть банки специальностей в целях содействия трудоустройству;
3. Должен быть более строгий отбор на факультеты гуманитарных направлений и поощряться выбор технических специальностей.
Сегодня мы имеем дефицит кадров, но не мест.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агентство по делам молодежи Калининградской области [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://
www.molod39.ru/documents/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-no2403-r-ob-utverzhdenii-osnov-gosudarstvennoy (дата обращения 20.04.2017).
2. Росмолодежь [Электронный ресурс] / Статистика по данным Росстата URL: https:// fadm.gov.ru/activity/statistic (дата обращения 20.04.2017).
3. Statdata.ru [Электронный ресурс] / Население России: численность, динамика, статистика. URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения 20.04.2017).
4. Person-Agency [Электронный ресурс] / Безработица в России URL: https://person-agency.ru/statistic.html (дата обращения 20.04.2017).
5. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат. сб. / Росстат. - Mосква, 146 c.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2017 года. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/materials/news/doc_1240566272469 (дата обращения 20.04.2017).
7. Росбалт [Электронный ресурс] / Безработица в России осталась в феврале на январском уровне URL: http://www.rosbalt.ru/business/2017/03/21/1600690.html (дата обращения 20.04.2017).
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации URL: https://clck.ru/ B25bN (дата обращения 20.04.2017).
9. Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [Электронный ресурс] / Мониторинг подготовки кадров на 2013-2015 гг. URL: http://rabota.vgasu.ru/sotrudnikam/monitoring/ (дата обращения 20.04.2017).
10. Университет Лобачевского [Электронный ресурс] / О работе межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.э. Баумана URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990199_West_innov_2006_1(7)/25.pdf (дата обращения 20.04.2017).
11. Министерство образования и наук и Российской Федерации [Электронный ресурс] / Опубликован список наименований вузов и филиалов, нуждающихся в оптимизации и реорганизации по результатам мониторинга. URL: http:/ http://минобрнауки.рф/ новости/3873 (дата обращения 20.04.2017).
12. 4ЕГЭ [Электронный ресурс] / 373 вуза признаны неэффективными URL: http://4ege.ru/novosti-vuzov/4680-373-vuza-priznany-neeffektivnymi.html (дата обращения 20.04.2017).
13. Яблоко [Электронный ресурс] / Доклад Центра экономических и политических исследований «Социальная политика в России» №5(29) ноябрь-декабрь 1997 года. URL: http:// www.yabloko.ru/Themes/Social/mol-ros.html (дата обращения 20.04.2017).
14. Электронная тетрадь [Электронный ресурс] / Молодежь. Молодежь в России. URL: http://mihailgavlovsky.blogspot.ru/2014/12/blog-post_12.html (дата обращения 20.04.2017).
15. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Подведены итоги второго мониторинга трудоустройства выпускников URL: http:// минобрнауки.рф/новости/8441 (дата обращения 20.04.2017).
16. Служба содействия устройству выпускников ЮЗГУ [Электронный ресурс] / Изменения в сфере труда URL: http://prof.kursk.ru/sample-page (дата обращения 20.04.2017).
17. Sakhalin.info [Электронный ресурс] / На Сахалине выпускники учреждений профессионального образования все чаще идут работать по специальности URL: https:// www.sakhalin.info/news/list514/98528 (дата обращения 20.04.2017).
18. Rugrad.eu. Новости Калининграда [Электронный ресурс] / «Куда идут выпускники?» Обзор RUGRAD.EU (+Дополнение) URL: https://www.sakhalin.info/news/list514/98528 (дата обращения 20.04.2017).
19. Федеральная служба по труду и занятости Роструд [Электронный ресурс] / Статистическая информация о ситуации на регистрируемом рынке труда на 1 апреля 2017 года. URL: https://clck.ru/B27np (дата обращения 20.04.2017).
20. Президент России [Электронный ресурс] / Совещание по вопросам улучшения условий труда рабочих URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/10828 (дата обращения 20.04.2017).
THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT
N.S. Andreeva, magistracy student, natalia16081994@gmail.com Kaliningrad State Technical University
It is established in the work that the problem of youth employment in Russia really exists. Factors affecting the employment of a young specialist are considered. The percentage and numerical statistics of the unemployed by age groups are given. Measures to combat the problem of employment are described. A number of normative documents developed by the government of the Russian Federation have been specified, in order to improve labor productivity.
youth employment, employment, unemployed citizens