Научная статья на тему 'Проблема территориально-экономических диспропорций в Турции и проекты развития регионов'

Проблема территориально-экономических диспропорций в Турции и проекты развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
615
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТУРЦИИ / ПРОГРАММЫ ЕС В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ ОТБОРА РЕГИОНОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / TERRITORIAL-ECONOMIC DISPROPORTIONS / REGIONAL POLICY IN TURKEY / EU REGIONAL PROGRAMMES / CRITERIA FOR SELECTION OF REGIONS SUBJECT TO REGIONAL DEVELOPMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова Анастасия Михайловна

Данная статья посвящена проблеме анализа территориально-экономических диспропорций в Турции в контексте определения критериев выбора «целевых» регионов для реализации планов и программ в рамках региональной политики Турции, разрабатываемой при активном участии ЕС. В статье приводится краткий обзор направлений развития региональной политики Турции. Автор делает акцент на том, что в настоящее время концепция региональной политики неразрывно связана с комплексными программами по социально-экономическому сближению со странами-членами ЕС и охватывает не только проблемы отдельных регионов, но и развитие трансграничного сотрудничества, необходимой институциональной структуры, содействие малому и среднему бизнесу и прочие сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Regional Disproportions in Turkey and Regional Development Projects

The article is dedicated to analysis of territorial-economic disproportions in Turkey in the context of selection process of target regions to implement programmes within regional policy of Turkey, being elaborated with active participation of EU. The article provides brief overview of main directions of regional policy development in Turkey. The author emphasizes that nowadays the concept of regional policy is tightly connected with combined programmes aimed at social-economic cohesion with EU members and includes not only problems of certain regions, but also development of cross-border co-operation, the respective institutions, assistance to SME and other spheres.

Текст научной работы на тему «Проблема территориально-экономических диспропорций в Турции и проекты развития регионов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 1

ЭКОНОМИКА А.М. Кузнецова

ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСПРОПОРЦИЙ В ТУРЦИИ И ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Данная статья посвящена проблеме анализа территориально-экономических диспропорций в Турции в контексте определения критериев выбора «целевых» регионов для реализации планов и программ в рамках региональной политики Турции, разрабатываемой при активном участии ЕС. В статье приводится краткий обзор направлений развития региональной политики Турции. Автор делает акцент на том, что в настоящее время концепция региональной политики неразрывно связана с комплексными программами по социально-экономическому сближению со странами-членами ЕС и охватывает не только проблемы отдельных регионов, но и развитие трансграничного сотрудничества, необходимой институциональной структуры, содействие малому и среднему бизнесу и прочие сферы.

Ключевые слова: территориально-экономические диспропорции, региональная политика в Турции, программы ЕС в области регионального развития, критерии отбора регионов для реализации программ регионального развития.

The article is dedicated to analysis of territorial-economic disproportions in Turkey in the context of selection process of target regions to implement programmes within regional policy of Turkey, being elaborated with active participation of EU. The article provides brief overview of main directions of regional policy development in Turkey. The author emphasizes that nowadays the concept of regional policy is tightly connected with combined programmes aimed at social-economic cohesion with EU members and includes not only problems of certain regions, but also development of cross-border co-operation, the respective institutions, assistance to SME and other spheres.

Key words: territorial-economic disproportions, regional policy in Turkey, EU regional programmes, criteria for selection of regions subject to regional development projects.

Значительное отставание отдельных регионов по уровню социально-экономического развития, являясь одной из острых социально-экономических проблем Турции, отрицательно сказывается на общем уровне благосостояния страны, а зачастую приводит и к обострению социально-политической напряженности в отсталых районах. Подходы к решению региональных проблем модернизируются в условиях подготовки Турции к вступлению в ЕС.

Статус кандидата налагает на страну целый ряд обязательств по выполнению требований ЕС в самых различных областях социально-экономической и политической жизни и одновременно предусматривает возможность получения помощи, направленной на облегчение процесса подготовки к вступлению. Из пяти направлений помощи (институциональное строительство, трансграничное сотрудничество, развитие регионов, человеческих ресурсов, сельских районов) региональное развитие является одним из самых крупных по объемам выделяемых средств1. В ныне действующей программе финансового содействия Турции на 2007-2012 гг. на него приходится от 32,3 до 39% общего объема помощи в каждом году2. Поэтому многие, если не большинство программ, направленных на сглаживание территориальных диспропорций в Турции, разрабатываются и реализуются при технической и финансовой помощи Евросоюза.

Крупные проекты, направленные на выравнивание региональных диспропорций в Турции, разработанные Государственной организацией планирования Турции (Проект Юго-Восточной Анатолии, Проект Восточной Анатолии, Проект Зондудак - Бартын - Карабюк и Восточно-Черноморский проект) были проанализированы российскими туркологами-экономистами3. Вместе с тем многие проекты и программы в рассматриваемой нами сфере регионального развития, реализуемые с участием ЕС, не получили освещения в русскоязычных научных публикациях.

Между тем анализ всего массива планов и программ необходим для понимания общей структуры и основных направлений региональной политики Турции, формирующейся в настоящее время, а также для оценки ее эффективности. При этом необходимо учитывать, что большинство программ рассчитано на довольно длительный срок, а изменения макроэкономических показателей регионов, что собственно и является главным мерилом успеха или неудачи программ, происходят очень медленно, в течение десятилетий. В данной статье мы предполагаем провести своего рода «подготовительную» работу и представить общую структуру регионального планирования в

1 Однако финансовое, техническое и организационное содействие решению проблем регионального развития Турции решается и в рамках оказания предвсту-пительной помощи по другим компонентам IPA - Трансграничное сотрудничество (Cross-Border Cooperation, компонент 2), Развитие сельскохозяйственных территорий (Rural Development, компонент 5), в которых присутствует территориальный аспект.

2 Turkey - Financial Assistance (http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-coun-tries/turkey/financial_en.htm).

3 Наиболее полный и комплексный анализ этих проектов содержится в учебнике Н.Ю. Ульченко «Экономическая география Турции» (М., 2008. С. 51, 151-170). Учебник предназначен не только для учебно-методической работы, в нем содержится ценная научно-аналитическая составляющая.

Турции, а также показать (на примерах) особенности механизмов реализации новых программ регионального развития, которые в настоящее время Турция только осваивает.

Уровень региональных диспропорций в Турции

Территориально-экономические диспропорции в Турции во многом определяются исторически сложившимся размещением промышленности страны, а именно сосредоточением основных производственных мощностей в западных и в меньшей мере в центральных районах Турции. Здесь же расположены и крупнейшие города, в том числе Стамбул и столица Анкара, являющиеся не только промышленными, но и финансовыми, торговыми, научными центрами страны.

Условно разделив территорию на две приблизительно равные части - Западную и Восточную, охарактеризуем в самом общем виде диспропорции в их развитии. В Западной части проживает 63% населения и создается 78% ВВП, доход на душу населения здесь превышает средненациональный уровень на 23%. В то же время на остальной территории (в восточной части Турции) производится лишь 22% ВВП, а подушевой доход достигает лишь 60% среднестранового. Если сравнивать подушевой доход Турции и ее отдельных регионов с соответствующими показателями стран Евросоюза, то оказывается, что по стране этот индикатор составляет 28,5% от среднего значения по 25 странам ЕС, а в восточных районах Турции - от 9 до 20%4.

Наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных регионов Турции подтверждают и другие индикаторы, приводимые, в частности, в 9-м плане развития Турции на 2007-2013 гг. (табл. 1).

В настоящее время в Турции при финансовой поддержке ЕС реализуются различные виды проектов, направленных на развитие отсталых регионов и выравнивание региональных диспропорций, а также на приобретение опыта разработки и реализации региональной политики как на общенациональном уровне, так и в масштабах отдельных регионов.

Предвступительная помощь Турции и региональное развитие

Финансовая поддержка проектов развития отдельных регионов Турции оказывалась стране еще до получения ею официального

4 Issues Arising from Turkey's Membership Perspective. Commission Staff Working Document. {C0M(2004)656final}. Brussels, 6.10.2004 SEC(2004)1202. P. 39-40.

Таблица 1

Некоторые показатели для пяти наиболее и наименее развитых регионов

Рейтинг по SEDI** (2003, по 26 регионам) Я о1 Отраслевая структура занятого населения (2005, %) Уровень урбанизации (2000, %) й 0) о0 ти 0 ии 2

Регионы второго уровня* ВВП на д населения Турция = Аграрный сектор Индустриальный сектор Сектор услуг i ^ вы о2 н ра У (н

TR 10 (Стамбул) 1 143 0,7 37,0 62,4 90,7 46,1

TR51 (Анкара) 2 128 7,3 16,0 76,6 88,3 25,6

TR31 (Измир) 3 150 18,1 27,7 54,2 81,1 39,9

TR41 (Биледжик, Бурса, Эскишехир) 4 117 18,3 37,8 43,8 76,4 38,7

TR42 (Болу, Дюздже, Код-жаэли, Сакрья, Ялова) 5 191 20,4 26,8 52,8 57,2 -9,5

Турция 100 29,5 19,4 51,1 64,9 -

TRA1 (Байбурт, Эрзинд-жан, Эрзурум) 22 50 62,0 3,5 34,5 57,3 -43,5

TRC2 (Диярбакыр, Шан-лы Урфа) 23 54 38,1 5,7 56,1 59,1 -39,5

TRC3 (Батмае, Мардин, Ширнак, Сиирт) 24 46 29,3 10,0 60,8 59,6 -46,8

TRA2 (Агры, Ардахан, Игдир, Карс) 25 34 61,8 3,1 35,1 44,6 -57,3

TRB2 (Битлис, Хаккари, Муш, Ван) 26 35 48,0 6,3 45,8 49,3 -39,5

Примечания:

* В 2002 г. в целях достижения соответствия региональной классификации ЕС Государственной плановой организацией Турции совместно с Государственным институтом статистики была завершена работа по реорганизации системы классификации статистических региональных единиц. По результатам этой работы было выделено 12 статистических регионов первого уровня (вместо прежних семи крупных экономико-географических районов), 26 статистических регионов второго уровня и 81 регион (иль) третьего уровня (административно-территориальное деление). Регионы второго уровня, которые образованы с учетом рекомендаций и методик ЕС, являются статистическими регионами, соответствующими европейским NUTS 2. (Common classification of territorial units for statistical purposes. http://europa. eu/scadplus/leg/en/lvb/g24218.htm).

** SEDI (Socio Economic Development Index) - индекс социально-экономического развития, используемый комиссиями Евросоюза для оценки и сравнения уровня развития отдельных стран и регионов. Включает девять индикаторов в области развития инфраструктуры, образования, здравоохранения, энергопотребления. Методически близок к Индексу человеческого развития ООН. (Socio-Economic Development And Fiscal Policy Lessons From The Cohesion Countries For The New Member States. European Central Bank. WORKING PAPER SERIES. N 4 6 7 / April 2005 by Aaron N. Mehrotra and Tuomas A. Peltonen. P. 10, 38 (http://www.ecb. int/pub/ pdf/scpwps/ecbwp467.pdf).

Источник: SPO, TUKSTAT (по: Ninth Development Plan 2007-2013. P. 56).

статуса кандидата в члены ЕС в 1999 г. и продолжилась после приобретения этого статуса. Так, в Программе предвступительной помощи 2003 г. предусматривалось оказание помощи в реализации программ для 3 слаборазвитых регионов - Самсун, Кастамону и Эрзурум (регионы второго уровня, включают 10 илей), создании близ Стамбула кластера мелких и средних предприятий, производящих одежду и аксессуары, а также в осуществелении программ межрегионального трансграничного сотрудничества с регионами Болгарии5. По Программам 2004-2006 гг. оказывалась помощь 12 регионам второго уровня, определенным в качестве приоритетных в Пред-вступительном плане национального развития Турции, развитию трансграничного сотрудничества с Грецией и Болгарией, созданию кластеров мелких и средних предприятий6.

В рамках реализации «Многолетних плановых документов» (Multi-annual Indicate Planning Document) Инструмента предвсту-пительной помощи (IPA) на 2007-2009 гг. и на 2008-2010 гг. 7, заменивших собой годовые программы предвступительной финансовой помощи, по компоненту «Региональное развитие» Турция получает помощь из двух европейских фондов - Фонда регионального развития и Фонда сплочения (European Regional Development Fund, Cohesion Fund). В соответствии с условиями участия в этих программах Турцией были подготовлены три программы действий - повышения региональной конкурентоспособности (Regional Competitiveness Operational Programme), развития транспорта (Transport Operational Programme) и в области окружающей среды (Environmental Operational Programme) на 2007-2009 гг. 8. При этом важно подчеркнуть, что финансовая помощь ЕС Турции в решении проблем регионального развития тесно увязана с продвижением страны к членству в Евросоюзе, с одной стороны, и с планами социально-экономического развития Турции - с другой.

5 Financing Memorandum (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/ TR2003-005-667.01%20to%2007%20-%20Turkey%20National%20programme.pdf).

6 Establishing a national pre -accession financial assistance programme for the Republic of Turkey in 2005 (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/C-2005-4397%20-2005%20Turkey%20national%20programme%20-%20EN.pdf ); Establishing a national pre-accession financial assistance programme for the Republic of Turkey in 2006 (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/2006_018_079%20Turke y%20NP%20part%201-FA%20.pdf).

7 Turkey. Multi-annual Indicative Planning Document (MIPD) 2007-2009 (http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd_turkey_2007_2009_en.pdf); Turkey. Multi-annual Indicative Planning Document (MIPD) 2008-2010 (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ mipd_turkey_2008_2010_en.pdf).

8 Regional Competitiveness Operational Programme (CCI N2007 TR 16 I PO 003) (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/tk3_regionalcompetitivenessop_2007_ en.pdf).

Проекты регионального развития Турции

Основные виды проектов, прямо или косвенно нацеленных на решение проблем региональной неравномерности в Турции и проблем отдельных регионов, могут быть сгруппированы по следующим направлениям9:

1. Национальные проекты (проекты Юго-Восточной Анатолии; Восточной Анатолии; Зондудак - Бартын - Карабюк; Восточно-Черноморский);

2. Программы для регионов NUTS 2 (2003 - Региональное развитие в регионах Самсун, Кастамону и Эрзурум; 2004 - Региональное развитие в регионах Конья, Кайсери, Малатья и Агри; 2005 - Региональное развитие в регионе второго уровня TR 90 - ДОКАП);

3. Повышение конкурентоспособности регионов (2007 - Программа действий в области повышения региональной конкурентоспособности на 2007-2009 гг.);

4. Трансграничное сотрудничество (2003, 2004 - Трансграничное сотрудничество с Болгарией [для приграничных регионов NUTS 3: Эдирне и Кырыккале в Турции, Бургас, Ямбол, Хасково - в Болгарии]; 2004 - Трансграничное сотрудничество с Болгарией: восстановление Каравансарая Экмекчизаде в Эдирне; 2006 - Программа технического содействия в области управления Каравансарая Экмекчизаде в Эдирне; 2004 - Развитие приграничных регионов Турции и Греции [для приграничных регионов третьего уровня]; 2006 - Проект совершенствования дорожной сети в приграничных районах Турции и Болгарии Кыркларели - Хасково; 2007 - Программа трансграничного сотрудничества IPA для Болгарии и Турции);

5. Создание институциональной структуры региональной политики (2003 - Программа поддержки Директората регионального развития Государственной плановой организации Турции; 2004 - Программа содействия Государственной плановой организации Турции в создании на центральном, региональном и местном уровнях органов для реализации мер по экономическому и социальному сплочению в соответствии с предварительным Планом национального развития; 2005 - Программа оказания технического содействия в разработке и реализации программ регионального развития и поддержки в организации и функционировании Агентств регионального развития в регионах NUTS 2);

6. Политика в области урбанизации (2005 - Поддержка политики в области экономической и социальной интеграции в регионах с большим притоком мигрантов Диярбакыр, Шанлы Урфа, Газиантеп, Эрзурум);

9 Составлено по данным, содержащимся в решениях Комиссии ЕС, совместных меморандумах Турции и ЕС, плановых документах ЕС. Перечень материалов содержится на сайте Европейской комиссии (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/ index.cfm?page=415392&c=TURKEY; http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-coun-tries/turkey/financial_en.htm).

7. Кластеры и поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ)

(2005 - Развитие политики кластеров; 2004 - Промышленная реконструкция в Шанлы Урфа в рамках программы турецкого правительства по организации индустриальных зон);

8. Развитие транспортной инфраструктуры (2007 - Программа действий по развитию транспорта на 2007-2009 гг.);

9. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов (2007 - Программа действий в области окружающей среды на 2007-2009 гг.);

10. Развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственных районов (2007 - Программа развития сельских районов на 20072013 гг.).

Сам перечень проектов регионального развития, финансируемых ЕС, свидетельствует о том, что в региональную политику Турции активно внедряется комплексный программно-целевой подход и концепция развития «полюсов роста».

Проекты регионального развития для Турции, финансируемые ЕС, отвечают основным приоритетам в данной сфере, зафиксированным в документе «Партнерство для присоединения» 2003 г., который предусматривал начало формирования национальной политики Турции для экономического и социального «сплочения»10 в целях сокращения региональных диспропорций через реализацию Национального плана развития, разработку планов развития для регионов второго уровня и усиление административных органов региональной политики Турции.

Вместе с тем эти проекты тесно увязаны с задачами национальных проектов и программ регионального развития Турции, а также вписываются в перечень целей и приоритетов в данной области, обозначенных в восьмом (2001-2005 гг.) и девятом (2007-2013 гг.) Планах национального развития страны, а также отвечают и основным задачам и требованиям Национальной программы адаптации и присоединения (National Programme for the Adoption and Aquis) для Турции в части региональной политики.

10 Экономическое и социальное сплочение (Economic and Social Cohesion). Понятие «cohesion» несет большую смысловую нагрузку для определения концепции европейской региональной политики. В буквальном переводе оно означает «единство», «спаянность», «сплоченность». В контексте европейской региональной политики обозначает «стремление (процесс) к достижению однородности и равномерности в развитии (гомогенности) отдельных региональных частей европейского экономического организма». Это же понятие обозначает и цель европейской региональной политики, достижение возможно более полной интеграции стран и территорий в рамках Европейского союза за счет приближения отстающих регионов к уровню более развитых. Учитывая многозначность и глубинный смысл понятия, здесь и далее мы будем использовать русский эквивалент «сплочение», уже вошедший в русскоязычную научную литературу. Подробнее см. First, Second, Third, Fourth Progress Report on Economic and Social cohesion, January 2002, 2003, 2004, 2005 (www.europa.eu.int/comm/regional_policy/index_en.htm).

Подобная гармонизация и взаимодополняемость, как представляется, придает планам регионального развития Турции, финансируемым ЕС, комплексность и усиливает их синэргетический потенциал.

Неудивительно, что в распределении общих расходов ЕС на предвступительную помощь Турции в части выравнивания территориальных диспропорций приоритет имеют или, а также целые регионы второго уровня, которые включены в сферу действия четырех национальных турецких проектов.

Первыми турецкими регионами второго уровня, проекты развития которых в значительной мере финансируются за счет предвступи-тельной финансовой помощи ЕС, стали Самсун (или Амасья, Чорум, Самсун и Токат), Кастамону (или Чанкыры, Кастамону и Синоп) и Эрзурум (или Эрзурум, Эрзинджан и Байбурт).

Важным моментом для понимания смысла и оценки возможной отдачи от реализации рассматриваемых проектов является обоснование выбора регионов. Обратимся сначала к комментариям по этому поводу, которые содержатся в самом тексте проекта11.

Все три региона были объектами опытного (пробного) планирования в 2002-2003 гг., что, по мнению авторов проекта, обусловило более высокую степень их подготовленности к реализации проектов, финансируемых ЕС. А иль Эрзурум, входящий в одноименный регион второго уровня, - один из самых бедных в Турции - включен в правительственный Проект Восточной Анатолии. Здесь мы также наблюдаем в действии один из принципов финансирования проектов в странах-кандидатах из фондов ЕС, а именно - нераспыление ресурсов и стремление, помимо экономического, добиться и демонстрационного эффекта.

Хотя каждый из трех выбранных регионов имеет свои особенности в условиях и характере развития, все они обладают и сходством, что и было выяснено в результате проведения SWOT-анализа12. Доход на душу населения в них значительно ниже среднего национального уровня, недостаточно развиты коммуникации и система общественных услуг. Для всех регионов характерен отток населения (отрицательная нетто-миграция) и сокращение его численности. Показатели развитости и динамики МСБ разнятся, однако в каждом из регионов развитию данного сектора экономики препятствует недостаток инвестиций. Уровень безработицы чисто статистически здесь относительно низкий по сравнению со странами-членами ЕС, что, однако,

11 Standard Summary Project Fiche. Project number: TR 0305.02 (http://ec.europa. eu/enlargement/fiche_projet/document/TR%200305.02%20Regional%20development %20in%20Samsun%20%20Kastamonu%20and%20Erzurum.pdf).

12 SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

объясняется постоянным оттоком населения, а также недостаточно хорошо налаженной системой учета. И, наконец, все провинции, составляющие три рассматриваемых статистических региона, включены правительством Турции в число 49 наиболее нуждающихся.

Вместе с тем эксперты пришли к заключению, что каждый из регионов имеет потенциал развития туризма и сектора МСБ, сельского хозяйства. Кроме того, специально отмечалось, что в каждом из регионов имеются силы (предпринимательский сектор), заинтересованные в развитии13. От себя добавим, что одним из позитивных внешних условий развития иля Самсун может стать строительство и эксплуатация нефтепровода Самсун - Джейхан (начато в 2007 г., предполагаемый срок начала эксплуатации - 2011 г.)14.

Попробуем теперь провести собственный краткий анализ социально-экономической ситуации в названных трех регионах. Используя методику факторного анализа, которая содержится в работе М. Озослана, Б. Динчера и Т. Кавасоглу «Изучение распределения илей и регионов Турции по уровню социально-экономического раз-вития»15 и опирается на массив из 58 показателей (включая характеристики населения, рынка труда, структуру занятости, социальной инфраструктуры и социального сектора, ВВП, состояние отдельных экономических секторов и др.) по каждому из турецких илей, мы приходим к следующему результату16. Из 10 илей, в совокупности составляющих три исследуемых региона, три входят в третью из пяти групп илей, ранжированных по индексу социально-экономического развития, шесть - в четвертую группу и один - в пятую (первая группа - или с самым высоким уровнем социально-экономического развития). В 1996-2003 гг. шесть илей улучшили рейтинговую позицию по данному индексу. При этом индекс для иля Самсун изменил знак с отрицательного на положительный, для пяти илей значение индекса, оставшись в отрицательном поле, все же улучшилось, и в четырех илях данный показатель ухудшился.

Более точное представление о состоянии и структуре экономики регионов, выбранных в качестве объектов реализации программ, а также об их позиции в национальной экономике позволят составить результаты расчетов экономической плотности и индексов локализации по четырем группам показателей: общим, по сельскому хозяйству, обрабатывающей промышленности и финансовому сектору (табл. 2).

13 По материалам: Standard Summary Project Fiche. Project number: TR 0305.02, p. 4-8 (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/TR%200305.02%20Regio nal%20development%20in%20Samsun%20%20Kastamonu%20and%20Erzurum.pdf).

14 В августе 2009 г. в ходе визита в Турцию премьер-министра РФ В.В. Путина было достигнуто соглашение об участии в этом проекте России.

15 Dincer B., Ozaslan M., Kavasoplu T. Illerin ve Bolgelerin Socyo-Ekonomik Geliçmiçlik Siralamasi Araçtirmasi (2003). Ankara, 2003. С. 65, 71, 73, 107.

16 Методика детально проанализирована в работе: Ульченко Н.Ю. Экономическая география Турции. М., 2008. С. 175-185.

Таблица 2

Основные региональные и общестрановые показатели для расчета индексов локализации, удельных соотношений и экономической плотности (2003)

Доли в общестрановых показателях (%) Справочные показатели

Базовые показатели ВВП Сельское хозяйство Обрабатывающая промышленность Финансовый сектор

Регионы второго уровня/ индексы Площадь Население Продукция сельского хозяйства Число предприятий Суммарная мощность электродвигателей Численность занятых Добавленная стоимость Суммарный объем кредитов Суммарный объем депозитов ВРП (ВВП) (млн. тур лир) Площадь (тыс. кв. км)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Самсун 4,8 4,4 3,2 6,4 2,2 2,3 1,8 1,4 1,5 1,2 3998,4 37,9

Кастамону 3,4 1,3 0,9 2,0 0,6 0,5 0,5 0.3 0,4 0,4 1110,0 26,4

Эрзурум 5,2 2,1 1,0 2,1 0,3 0,3 0,3 0,2 0,4 0,3 1238,5 40,8

Турция 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 124575,7 785,3

Рассчитано и составлено по: Бтсег В., Огая1ап М.,Кага$ор1и Т. Шеггпуе Во^е1еггп Зосуо-Екопотйс ОеИ§1ш§Кк 81га1ата51 Ага^шпав! (2003). Б. 249-250. Примечания:

• данные в столбцах 3, 9 и 12 рассчитаны на основе подушевых показателей, которые умножались на численность населения региона, а затем делились на общестрановой показатель. Площадь регионов второго уровня вычислялась на основе данных статистики по илям;

• все стоимостные показатели, приведенные в таблице, а также те, на основе которых производились расчеты, - в «старых» тур. лирах.

На основе данных табл. 2 был рассчитан наиболее простой и наглядный показатель, характеризующий позицию региона в региональной структуре экономики и интенсивность и эффективность хозяйственной деятельности в самом регионе, - экономическая плотность (по ВВП) - для Турции и исследуемых регионов второго уровня (диаграмма 1). Как видим, показатели для этих регионов существенно уступают среднестрановым, однако в неодинаковой степени.

Диаграмма 1

Экономическая плотность в целевых регионах 2-го уровня (тыс. тур. лир на кв. км)

180

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Турция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самсун

Кастамону

Эрзурум

155,7

105,5

42

30,3

Диаграммы 1-3 составлены по источникам и данным табл. 2.

Так, если экономическая плотность в регионах Кастамону и Эрзурум составляет соответственно 27 и 19,5% от среднестранового уровня, то для Самсуна - это соотношение равняется 67,8%.

Для того чтобы составить более четкое представление не только об отставании в уровнях развития трех регионов от среднестранового уровня, но и сравнить регионы между собой, обратимся к рассчитанным нами индексам локализации17 применительно к отдельным сферам экономической деятельности (диаграмма 2).

Индекс локализации сельского хозяйства для региона Самсун выше его индекса по ВВП, всем остальным переменным и превышает единицу. Из этого можно сделать вывод, что его более высокое положение по сравнению с двумя другими регионами по общему индексу локализации экономической деятельности (по ВВП) является следствием довольно высокого уровня развития именно этой отрасли. В то же время Кастамону и Эрзурум имеют крайне низкие показатели

17 Индекс локализации рассчитывался как соотношение долей региона в переменном (ВВП, продукция сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и т.п.) и постоянном (базовом) показателе (территория).

Диаграмма 2

Индексы локализации

у 1 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

— — — — — —

1 "П "П 1 ~п 11

4 5 6 7 8 9 10 11

□ Самсун 0,7 1,3 0,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3

□ Кастамону 0,3 0,6 0,2 0,1 ОД 0,1 од 0,1

□ Эрзурум 0,2 0,4 0,1 0,1 0,1 0 0,1 0,1

Показатели (нумерация в соответствии с обозначениями столбцов в табл.2)

Примечание: 4 - ВВП, 5 - продукция сельского хозяйства, 6 - число предприятий, 7 - суммарная мощность электродвигателей, 8 - численность занятых, 9 - добавленная стоимость (6 - 9 - по обрабатывающей промышленности), 10 - суммарный объем кредитов, 11 - суммарный объем депозитов (для диаграмм 2 и 3)

и по индексу локализации сельскохозяйственного производства, что позволяет предположить большую глубину экономических проблем в этих регионах и более значительное отставание в развитии по сравнению с регионом Самсун.

Поскольку в контексте нашего анализа нас интересуют не только проблемы размещения отдельных видов экономической деятельности по территории Турции, но прежде всего уровень и потенциал развития «целевых» регионов, мы предлагаем использовать дополнительный показатель - индекс удельных соотношений населения и экономических показателей, который учитывает различия в численности и плотности населения по регионам18 (диаграмма 3).

Как можно заметить, значения индексов удельных соотношений по всем регионам и почти по всем параметрам экономической деятельности оказываются выше значений индексов локализации (особенно это заметно по сельскому хозяйству). Это позволяет предположить, что рассматриваемые регионы отличаются «недонаселен-

18 Безусловно, в общеэкономическом анализе численность и плотность населения можно рассматривать как производные от комплекса экономических показателей. Но, поскольку наша задача в данном случае состоит в том, чтобы как можно более точно оценить уровень и проблемы развития регионов, включенных в сферу действия конкретных проектов, то численность населения мы можем рассматривать как данность (т.е. как постоянную, базовую величину). Индекс удельных соотношений населения и экономических показателей рассчитывался как соотношение долей региона в переменных (ВВП, продукция сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и т.п.) и постоянном (базовом) показателе (население).

Диаграмма 3

Индексы удельных соотношений населения и экономических показателей

1,6.-

1,4--

1.2 1 0,8 0,640,40,21 0

□ Самсун

□ Кастамону

□ Эрзурум

0,7

0,7

0,5

m г

__IL □__ _IL ~=L_„Г..!.

1,5

1,5

1

0,5

0,5

0,1

0,5

0,4

0,1

0,4

0,4

0,1

0,3

0,2

0,1

10

0,3

0,3

0,2

11

0,3

0,3

ОД

□ Самсун

□ Кастамону

□ Эрзурум

Показатели (нумерация в соответствии с обозначением столбцов в диаграмме 2)

ностью» при сравнительно большой территории, а также заметить, что с учетом даже небольшого населения они имеют низкие долевые показатели экономической деятельности. Одновременно складывается впечатление, что многие проблемы «целевых» регионов связаны именно с размещением экономической деятельности, поскольку, условно говоря, их «производительность» в расчете на число жителей выше, чем в расчете на единицу территории. Последнее соображение в свою очередь имеет большое значение для разработки и реализации программ развития этих регионов и определения перспективных направлений развития регионов, каковым, по всей видимости, являются развитие промышленности и инфраструктуры.

Разумеется, проведенные нами расчеты и их результаты позволяют сделать лишь некоторые предположения, конкретизация которых возможна на основе результатов использования других аналитических инструментов, в частности SWOT-анализа, который и был проведен авторами программ.

Финансовая помощь ЕС в реализации проектов для этих регионов оказывается в рамках четырех грантов (табл. 3)19.

Контрактным органом, которые отвечают за тендеры, управление, расчеты и платежи по грантам, в Турции является Центр финансирования и контрактная единица (CFCU), а официальным получателем гранта - Государственная плановая организация, которая отвечает за административное управление, мониторинг и отчетность в течение периода реализации проекта, для которого выделяется грант.

19 Standard Summary Project Fiche. Project number: TR 0305.02, p. 9-17 (http:// ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/TR%200305.02%20Regional%20dev elopment%20in%20Samsun%20%20Kastamonu%20and%20Erzurum.pdf).

Таблица 3

Грант Виды деятельности Получатели Требования к получателям/ условия получения финансирования Критерии отбора проектов

На поддержку местных инициатив Финансирование ЕС - 7,4 млн евро* Национальное со-финансирование -2,46 млн евро Максимальный размер одного гранта - 100 тыс. евро • поддержка местных институтов по профессиональной подготовке и переподготовке и поддержке малого бизнеса (консультирование, тренинги и т.д.) • инвестирование в сектор туризма, повышение привлекательности региона в качестве туристического центра • диверсификация и модернизация сельского хозяйства • продвижение местной продукции местные государственные органы или неправительственные организации, действующие в интересах общества • получатели не должны быть коммерческими предприятиями • запланированные расходы не должны превышать рыночной стоимости товаров и услуг • 10% от запланированных расходов должны нести сами получатели • обеспечение равноправного доступа к созданным в рамках проекта продуктам и услугам • проекты не должны быть чисто инфраструктурными стратегический и комплексный характер проекта Результаты: повышение уровня развития человеческого капитала, развитие МСБ, улучшение экономического климата региона в целом

На поддержку МСБ Финансирование ЕС - 11,1 млн евро Национальное со-финансирование -3,7 млн евро Максимальный размер одного гранта - 100 тыс. евро стимулирование МСБ во всех секторах экономики МСП, зарегистрированные в данном регионе предприятие: • должно иметь четкий, хорошо проработанный бизнес-план, быть прибыльным в году, предшествующем году получения гранта (программа не рассчитана на создание бизнеса «с нуля»); вести бухгалтерский учет в соответствии с нормами и требованиями; быть полностью частным; предоставить информацию обо всех ранее полученных или потенциальных грантах; в результате осуществления проекта оборот компании и число занятых должны значительно вырасти способность компании стабильно развиваться с учетом потенциальных перемен на протяжении 3-5 лет

Продолжение табл. 3

Грант Виды деятельности Получатели Требования к получателям/ условия получения финансирования Критерии отбора проектов

• не должно иметь просроченной задолженности, в том числе по налогам, кредитам

На поддержку малых инфраструктурных проектов Финансирование ЕС - 18,5 млн евро Национальное софи-нансирование - 6,17 млн евро • улучшение существующих промышленных помещений, территорий, • строительство или ремонт подъездных путей к промышленным объектам. • реконструкция объектов культурного наследия, музеев, культурных центров и др. Местные государственные органы Объекты, построенные за счет грантов, должны оставаться в государственной собственности в течение как минимум 5 лет после завершения строительства (Последующая приватизация возможна только с разрешения ЕС): • должен быть обеспечен равноправный доступ к объектам инфраструктуры, построенным за счет гранта • должны быть соблюдены все требования ЕС в отношении влияния на окружающую среду • проект должен коррелировать с общеевропейскими и национальными целями в области инфраструктуры; • уровень загрязнения окружающей среды должен снизиться; • уровень жизни значительной части населения региона должен возрасти; • реализация проекта должна привести к росту экономической активности в регионе, объема капиталовложений, занятости; • в результате расходы на содержание объекта должны сократиться

Окончание табл. 3

Виды деятельности Состав команд

Техническая помощь Финансирование ЕС - 3,0 млн евро Национальное софинансирование -нет Максимальный размер одного гранта - 2 млн евро создание команд экспертов для помощи в реализации проектов, подпадающих под грантовые схемы • лидер команды и менеджер проекта на центральном уровне • наблюдатели на региональном уровне

Всего по четырем схемам - 52, 33 млн евро Финансирование ЕС - 40,0 млн евро Национальное софинансирование - 12, 33 млн евро

Примечание: финансирование на 2003-2005 гг.

Организационная структура реализации региональных проектов, в финансировании которых задействован Евросоюз, включает два уровня - национальный и региональный. В регионах NUTS 2 создаются так называемые Service Unions для обеспечения партнерства всех заинтересованных в проекте лиц и организаций. Государственная плановая организация Турции рассчитывает, что в будущем эти «союзы» возьмут на себя роль «проектных единиц» (PIU - project implementation units), которые будут непосредственно заниматься реализацией проектов на местах.

Пока в Турции имеется лишь очень ограниченный опыт применения схем получения и предоставления грантов для регионов NUTS 2. Опыт же других стран-кандидатов в ЕС (а ныне членов Сообщества) демонстрирует как потенциал этих схем для регионального развития, так и наличие проблем, связанных, например, с ограниченным вовлечением получателя гранта в процесс программирования.

Чтобы снизить остроту этой проблемы, в Турции при поддержке Еврокомиссии были организованы семинары для обсуждения проектов, в которых принимали участие представители Государственной плановой организации Турции, а также местных властей, частного сектора, местных общественных организаций.

Выводы

Конкретные итоги реализации программ развития регионов NUTS 2, которые были рассмотрены нами выше, пока не подведены, развитие этих трех относительно отсталых районов второго уровня, конечно, будет продолжаться. Поэтому говорить о том, какое влияние оказала помощь ЕС на региональное развитие Турции, сглаживание глубоких диспропорций в развитии отдельных регионов, пока преждевременно. Тем не менее оценка «целевых» регионов на основе исследований ЕС и наших собственных расчетов позволяет предположить, что результаты реализации проектов могут быть весьма поучительными, поскольку в качестве целевых выбраны хотя и отстающие, но очень разные регионы. Финансовая помощь ЕС и в целом бюджет проектов относительно невелики. По нашим расчетам, финансирование рассматриваемых программ по трем регионам составляло около 2,5% от объема государственных инвестиций в данные регионы20. Однако следует принимать во внимание значение

20 Рассчитано по: DincerB., Ozaslan M., Kavasoplu T. Illerin ve Bolgelerin Socyo-Ekonomik Geliçmiçlik Siralamasi Araçtirmasi (2003). С. 249-250; Standard Summary Project Fiche. Project number: TR 0305.02. Р. 9-17 (http://ec.europa.eu/enlargement/ fiche_projet/document/TR%200305.02%20Regional%20development%20in%20Sams un%20%20Kastamonu%20and%20Erzurum.pdf).

технической и методической помощи, точечный характер финансирования и ожидаемый синэргетический эффект.

На данной же стадии включения Турции в систему европейской региональной политики главным результатом стало начало становления комплексной региональной политики в стране, создание институциональной структуры этой политики, освоение методологии и практики планирования в сфере регионального развития, механизмов получения и использования грантов Евросоюза, а также технической помощи со стороны ЕС.

В отчетах ЕС «Прогресс на пути к членству» за 2007 и 2008 гг.21, в частности, указывается на такие достижения Турции в рассматриваемой нами сфере, как создание Центральной финансовой и контрактной единицы (Central Financing and Contracting Unit - CFCU), которой в течение переходного периода делегируются полномочия по подписанию контрактов, организации тендеров на производство работ и финансовое управление в рамках компонентов «Региональное развитие» и «Развитие человеческих ресурсов» IPA.

В то же время нет решения относительно разделения обязанностей между подразделениями этого органа. Законом учреждены региональные Агентства развития, однако подготовка на территориях находится лишь на начальной стадии. Лишь в двух илях - Измир и Адана - были созданы такие агентства.

Имеют место некоторые сдвиги в деле создания институциональной структуры, которая должна планировать и реализовывать направления предвступительной помощи. Подсектератиат Государственной плановой организации назначен стратегическим координатором, который отвечает за подготовку стратегических рамочных планов и обеспечивает координацию стратегии и программ. Кроме того, были созданы межминистерские комитеты для неформальной координации в сфере регионального развития. Определены также оперативные органы по четырем плановым программам действий в рамках IPA - транспорт, окружающая среда, региональная конкурентоспособность и развитие человеческих ресурсов (которые разработаны по компонентам 3 и 4 IPA).

В то же время административные ресурсы в сфере подготовки программ в рамках IPA пока весьма ограничены и на центральном, и на местном уровне. Не налажен мониторинг и оценка эффективности реализации программ.

Таким образом, законодательные, организационные и административные основы региональной политики в Турции находятся в

21 Turkey 2007 Progress Report. Enlargement Strategy and Main Challenges 2007-2008. {C0M(2007) 663 final} (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_docu-ments/2007/nov/turkey_progress_reports_en.pdf).

стадии становления, и становление это происходит в условиях подготовки Турции к вступлению в ЕС. Это обстоятельство оказывает многообразное влияние на процесс. С одной стороны, Турция имеет перед собой проверенную временем модель региональной политики: вполне очевидно, что основные рекомендации, проекты и программы ЕС являются в целом стандартными и базируются на опыте европейских стран. Кроме того, Турции уже на предвступительной стадии оказывается финансовая помощь. С другой стороны, встает вопрос о том, насколько Турция подготовлена к восприятию европейского опыта в данной сфере, ведь масштабы и характер территориальной неравномерности в этой стране совершенно иные не только по сравнению со «старыми» членами сообщества, но и по сравнению с «новичками».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так или иначе, реализация первых, «пилотных» проектов, о которых мы рассказали в данной статье, может стать своего рода индикатором, который покажет, насколько адекватно вписываются в турецкую действительность стандартные механизмы сокращения региональной неравномерности, предлагаемые ЕС.

Список литературы

Ульченко Н.Ю. Экономическая география Турции. М., 2008.

Dincer B., Ozaslan M., Kavasoplu T. Illerin ve Bolgelerin Socyo-Ekonomik

Geli§mi§lik Siralamasi Ara^tirmasi (2003). Ankara, 2003. Common classification of territorial units for statistical purposes (http://europa.

eu/scadplus/leg/en/lvb/g24218.htm). Establishing a national pre - accession financial assistance programme for the Republic of Turkey in 2005 (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/ document/C-2005-4397%20-2005%20Turkey%20national%20programme%20-%20EN.pdf).

Establishing a national pre-accession financial assistance programme for the Republic of Turkey in 2006 (http://ec.europa. eu/enlargement/fiche_projet/document/2006_ 018_079%20Turkey%20NP%20part%201-FA%20.pdf). Financing Memorandum (http://ec.europa.eu/enlargement/fiche_projet/document/ TR2003-005-667.01%20to%2007%20-%20Turkey%20National%20programme. pdf).

First, Second, Third, Fourth Progress Report on Economic and Social cohesion, January 2002, 2003, 2004, 2005 (www.europa.eu.int/comm/regional_policy/ index_en.htm).

Issues Arising from Turkey's Membership Perspective. Commission Staff Working

Document. {C0M(2004)656final}. Brussels, 6.10.2004 SEC (2004)1202. Ninth Development Plan 2007-2013.

Regional Competitiveness Operational Programme (CCI N. 2007 TR 16 I PO 003) (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/tk3_regionalcompetitivenessop_ 2007_en.pdf).

Socio-Economic Development And Fiscal Policy Lessons From The Cohesion Countries For The New Member States. European Central Bank. WORKING

PAPER SERIES. N 4 6 7 / April 2005 by Aaron N. Mehrotra and Tuomas A. Peltonen. P. 10, 38 (http://www.ecb.int/pub/pdf/scpwps/ecbwp467.pdf). Standard Summary Project Fiche. Project number: TR 0305.02 (http://ec.europa. eu/enlargement/fiche_projet/document/TR%200305.02%20Regional%20develo pment%20in%20Samsun%20%20Kastamonu%20and%20Erzurum.pdf). Turkey - Financial Assistance (http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-countries/

turkey/financial_en.htm). Turkey 2007 Progress Report. Enlargement Strategy and Main Challenges 2007-2008. {C0M(2007) 663 final} - (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ key_documents/2007/nov/turkey_progress_reports_en.pdf). Turkey. Multi-annual Indicative Planning Document (MIPD) 2007-2009 (http://

ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd_turkey_2007_2009_en.pdf). Turkey. Multi-annual Indicative Planning Document (MIPD) 2008-2010 (http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd_turkey_2008_2010_en.pdf).

Сведения об авторе: Кузнецова Анастасия Михайловна, аспирант кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: Nastya5555@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.